Jump to content

Подвижный и кристаллизованный интеллект

Концепции подвижного интеллекта ) были в введены 1943 году психологом (gf) и кристаллизованного интеллекта (gc Рэймондом Кеттеллом . [1] [2] [3] Согласно ( теории Кеттелла, основанной на психометрии, g ) подразделяется на gf общий и gc интеллект . Гибкий интеллект — это способность решать новые задачи рассуждения, которая коррелирует с рядом важных навыков, таких как понимание, решение проблем и обучение. [4] С другой стороны, кристаллизованный интеллект предполагает способность выводить вторичные реляционные абстракции путем применения ранее изученных первичных реляционных абстракций. [5]

Подвижный и кристаллизованный интеллект — это конструкции , первоначально концептуализированные Рэймондом Кеттелом . [1] Концепции подвижного и кристаллизованного интеллекта получили дальнейшее развитие Кеттелла и его бывшего ученика Джона Л. Хорна . [6] [7] [2] Большая часть тестов интеллекта в основном была сосредоточена на детях и молодых людях. Кеттелл и Хорн хотели увидеть, как интеллект меняется и развивается по мере старения человека. Они поняли, что, хотя некоторые воспоминания и концепции остались, другие уменьшились. Таким образом, возникла необходимость разграничить два типа интеллекта. [8]

Текучий и кристаллизованный интеллект

[ редактировать ]

Подвижный интеллект ( g f ) включает в себя базовые процессы рассуждения и другие умственные действия, которые лишь минимально зависят от предварительного обучения (например, формального и неформального образования) и аккультурации. Хорн отмечает, что оно бесформенно и может «перетекать» в самые разнообразные познавательные действия. [9] Задачи по измерению гибкости рассуждений требуют способности решать задачи абстрактного рассуждения. Примеры задач, измеряющих подвижный интеллект, включают классификацию фигур, анализ фигур, ряды чисел и букв, матрицы и парные ассоциативные данные. [7]

Кристаллизованный интеллект ( gc ) включает усвоенные процедуры и знания. Это отражает влияние опыта и аккультурации. Хорн отмечает, что кристаллизованные способности — это «осадок опыта», возникший в результате предварительного применения изменчивых способностей в сочетании с культурным интеллектом. [9] Примерами задач, измеряющих кристаллизованный интеллект, являются словарный запас, общая информация, абстрактные аналогии слов и механика языка. [7]

Пример применения текучих и кристаллизованных способностей для решения проблем

[ редактировать ]

Рог [10] представил следующий пример кристаллизованного и гибкого подходов к решению проблемы. Вот проблема, которую он описал:

"В больнице 100 пациентов. Некоторые (четное число) одноногие, но в обуви. Половина остальных босая. Сколько обуви надето?"

Кристаллизованный подход к решению проблемы предполагает применение алгебры на уровне средней школы. Алгебра – продукт аккультурации.

– количество надетой обуви, где x – количество одноногих пациентов. равно количеству двуногих пациентов. Решение сводится к 100 туфлям.

В отличие от кристаллизованного подхода к решению проблемы, Хорн представил выдуманный пример гибкого подхода к решению проблемы, подхода, который не зависит от изучения алгебры на уровне средней школы. В своем вымышленном примере Хорн описал мальчика, который слишком молод, чтобы ходить в среднюю школу, но мог решить проблему, применяя подвижные способности: «Он может рассуждать так: если половина двуногих людей будет без обуви, а все остальные (четное число) — одноногие, тогда в среднем одна обувь на человека, и ответ — 100».

Связь с теорией когнитивного развития Пиаже

[ редактировать ]

Исследователи связали теорию текучих и кристаллизованных способностей с теорией когнитивного развития Пиаже . [11] [12] Гибкие способности и оперативный интеллект Пиаже касаются как логического мышления, так и «воспитания отношений» (выражение, которое Кеттелл использовал для обозначения выводов об отношениях). Кристаллизованные способности и подход Пиаже к повседневному обучению отражают отпечаток опыта. Подобно связи изменчивых способностей с кристаллизованным интеллектом, оперативность Пиаже считается предшествующей повседневному обучению и в конечном итоге обеспечивает его основу. [12]

Измерение гибкого интеллекта

[ редактировать ]

Были предложены различные меры для оценки гибкого интеллекта.

Прогрессивные матрицы Равена

[ редактировать ]

( Прогрессивные матрицы Ворона RPM) [13] является одним из наиболее часто используемых показателей способности жидкости. Это невербальный тест с несколькими вариантами ответов. Участники должны выполнить серию рисунков, определив соответствующие особенности на основе пространственной организации массива объектов и выбрав один объект, который соответствует одному или нескольким из выявленных признаков. [14] Это задание оценивает способность учитывать одно или несколько отношений между мысленными представлениями или реляционными рассуждениями. Пропозициональные аналогии и задачи семантического решения также используются для оценки реляционных рассуждений. [15] [16]

Тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, третье издание

[ редактировать ]

В тестах когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, третье издание (WJ-III), g f оценивается с помощью двух тестов: «Формирование понятий» и «Анализ синтеза». [17] Задачи формирования понятий требуют от человека использования категориального мышления; Анализ Задачи синтеза требуют общих последовательных рассуждений. [18]

Формирование концепции

[ редактировать ]

Людям приходится применять концепции, выводя основные «правила» решения визуальных головоломок, сложность которых возрастает. По мере увеличения уровня сложности людям приходится определять ключевое различие (или «правило») для решения головоломок, включающих сравнения один к одному. Для более сложных заданий участникам необходимо понимать концепцию «и» (например, решение должно содержать что-то из того и что-то из этого) и концепцию «или» (например, чтобы предмет находился внутри коробки, он должен быть либо то, либо это). Самые сложные задания требуют плавных преобразований и когнитивных переключений между различными типами концептуальных головоломок, с которыми испытуемый работал ранее. [18]

Анализ-Синтез

[ редактировать ]

В тесте «Анализ-Синтез» учащийся должен выучить и устно сформулировать решения неполных логических головоломок, имитирующих миниатюрную математическую систему. Тест также содержит некоторые особенности использования символических формулировок в других областях, таких как химия и логика. Человек представил набор логических правил, «ключ», который используется для решения головоломок. Участник должен определить недостающие цвета в каждой головоломке, используя ключ. Сложные предметы представляли собой головоломки, требующие двух или более последовательных мысленных манипуляций для получения окончательного решения. Все более сложные задания включают в себя смесь головоломок, требующих плавных изменений в дедукции, логике и умозаключениях. [17]

Шкалы интеллекта Векслера для детей, четвертое издание

[ редактировать ]

Шкалы интеллекта Векслера для детей, четвертое издание (WISC-IV) [19] используется для общей оценки когнитивных способностей с помощью пяти основных показателей индексации. В WISC-IV Индекс перцептивного рассуждения содержит два субтеста, оценивающих g f : матричное рассуждение, которое включает в себя индукцию и дедукцию, и «Концепции изображений», которое включает в себя индукцию. [20]

Концепции изображения

[ редактировать ]

В задании «Концепции картинок» детям предлагают серию картинок в два или три ряда и спрашивают, какие картинки (по одной из каждого ряда) принадлежат друг другу по какому-то общему признаку. В этом задании оценивается способность ребенка обнаружить основную характеристику (например, правило, концепцию, тенденцию, принадлежность к классу), которая управляет набором материалов. [20]

Матричное рассуждение

[ редактировать ]

Матричное рассуждение также оценивает эту способность, а также способность начинать с установленных правил, предпосылок или условий и предпринимать один или несколько шагов для достижения решения новой проблемы (дедукция). В тесте «Матричное мышление» дети предъявляют серию или последовательность картинок, в которых одна картинка отсутствует. Их задача требует, чтобы ребенок из массива из пяти вариантов выбрал картинку, подходящую к серии или последовательности. Поскольку матричные рассуждения и концепции изображений предполагают использование визуальных стимулов и не требуют выразительной речи, они считаются невербальными тестами g f . [20]

На рабочем месте

[ редактировать ]

В корпоративной среде подвижный интеллект является показателем способности человека хорошо работать в средах, характеризующихся сложностью, неопределенностью и двусмысленностью. Профиль когнитивного процесса (CPP) измеряет изменчивый интеллект и когнитивные процессы человека. Он сопоставляет их с подходящей рабочей средой в соответствии с Эллиота Жака . теорией стратифицированных систем [21] Фе и др. (2022) показывают, что изменчивый интеллект, измеряемый в детстве, предсказывает доходы на рынке труда. [22]

[ редактировать ]

Некоторые авторы предполагают, что, если человек действительно не заинтересован в проблеме, представленной в тесте IQ, когнитивная работа, необходимая для решения проблемы, может не выполняться из-за отсутствия интереса. Эти авторы утверждают, что низкие баллы в тестах, предназначенных для измерения гибкого интеллекта, могут отражать скорее отсутствие интереса к заданиям, чем неспособность успешно их выполнить. [23]

Развитие на протяжении всей жизни

[ редактировать ]

Подвижный интеллект достигает пика примерно в 27 лет, а затем постепенно снижается. [24] Это снижение может быть связано с локальной атрофией мозга в правом мозжечке, недостатком практики или результатом возрастных изменений в головном мозге. [25] [26]

Кристаллизованный интеллект обычно увеличивается постепенно, остается относительно стабильным на протяжении большей части взрослой жизни, а затем начинает снижаться после 65 лет. [26] Точный пиковый возраст когнитивных навыков остается неясным. [27]

Подвижный интеллект и рабочая память

[ редактировать ]

Объем рабочей памяти тесно связан с подвижным интеллектом и, как предполагается, объясняет индивидуальные различия в g f . [28] что связь рабочей памяти и gf Было высказано предположение , может помочь раскрыть тайны, которые озадачивали исследователей, касающихся этих двух концепций. [29]

Нейроанатомия

[ редактировать ]

По мнению Дэвида Гири, g f и g c можно отнести к двум разным системам мозга. Подвижный интеллект задействует дорсолатеральную префронтальную кору , переднюю поясную извилину и другие системы, связанные с вниманием и кратковременной памятью. Кристаллизованный интеллект, по-видимому, является функцией областей мозга, отвечающих за хранение и использование долговременной памяти, таких как гиппокамп . [30]

Исследования по тренировке рабочей памяти и косвенному влиянию тренировки на способность жидкости

[ редактировать ]

Поскольку считается, что рабочая память влияет на g f , то тренировка по увеличению емкости рабочей памяти может оказать положительное влияние на g f . Некоторые исследователи, однако, задаются вопросом, являются ли результаты тренировочных вмешательств по улучшению g f долгосрочными и переносимыми, особенно когда эти методы используются здоровыми детьми и взрослыми без когнитивных нарушений. [31] Метааналитический обзор, опубликованный в 2012 году, пришел к выводу, что «программы тренировки памяти, по-видимому, производят краткосрочные, специфические эффекты тренировки, которые не носят обобщенного характера». [32]

В серии из четырех индивидуальных экспериментов с участием 70 участников (средний возраст 25,6 лет) из сообщества Бернского университета Jaeggi et al. обнаружили, что по сравнению с демографически соответствующей контрольной группой здоровые молодые люди, которые практиковали сложную рабочую задачу на память ( двойное n -обратно ) примерно по 25 минут в день в течение 8–19 дней, имели значительно большее увеличение показателей до и после теста. баллы по матричному тесту на подвижный интеллект. [33] Долгосрочного наблюдения, позволяющего оценить, насколько продолжительным был эффект от тренировок, не проводилось.

Два более поздних исследования n-back [34] [35] не подтвердил выводы Jaeggi et al. Хотя результаты участников в выполнении тренировочного задания улучшились, эти исследования не выявили значительного улучшения тестируемых умственных способностей, особенно гибкого интеллекта и объема рабочей памяти.

образом, совокупность результатов позволяет предположить, что тренировка с целью улучшения рабочей памяти может иметь специфические краткосрочные эффекты, но не влияет на gf Таким .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, РБ (1963). «Теория текучего и кристаллизованного интеллекта: критический эксперимент». Журнал педагогической психологии . 54 : 1–22. дои : 10.1037/h0046743 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, Раймонд Б. (1971). Способности: их структура, рост и действие . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN  0-395-04275-5 . OCLC   159861 .
  3. ^ Кеттелл, РБ (1943). Измерение интеллекта взрослых. Психологический бюллетень , 40 (3), 153–193.
  4. ^ Ансворт, Нэш; Фукуда, Кейсуке; Ох, Эдвард; Фогель, Эдвард К. (2014). «Рабочая память и подвижный интеллект: емкость, контроль внимания и извлечение вторичной памяти» . Когнитивная психология . 71 : 1–26. дои : 10.1016/j.cogpsych.2014.01.003 . ПМЦ   4484859 . ПМИД   24531497 .
  5. ^ Кеттелл, Раймонд Б. (1987). Интеллект: его структура, рост и действие . Рэймонд Б. Кеттелл. Амстердам: Северная Голландия. ISBN  978-0-08-086689-5 . OCLC   305506880 .
  6. ^ Хорн, Джон Л.; Кеттелл, Раймонд Б. (1967). «Возрастные различия в жидком и кристаллизованном интеллекте» . Акта Психологика . 26 (2): 107–129. дои : 10.1016/0001-6918(67)90011-X . ПМИД   6037305 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Хорн, Джон Л. (1968). «Организация способностей и развитие интеллекта» . Психологический обзор . 75 (3): 242–259. дои : 10.1037/h0025662 . ISSN   1939-1471 . ПМИД   4875815 .
  8. ^ Браун, Ричард (15 декабря 2016 г.). «Хебб и Кеттелл: генезис теории текучего и кристаллизованного интеллекта» . Границы человеческой неврологии . 10 :606. дои : 10.3389/fnhum.2016.00606 . ПМК   5156710 . ПМИД   28018191 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Хорн, Джон Л. (12 марта 2020 г.). «Интеллект: почему он растет и почему он снижается» . Человеческий интеллект . Рутледж. стр. 53–74. дои : 10.1201/9780429337680-5 . ISBN  978-0-429-33768-0 . Проверено 11 октября 2022 г.
  10. ^ Хорн, Дж. (1969). Интеллект: Почему он растет, почему он снижается. Сделка, 4 , 23-31.
  11. ^ Папалия, Д.; Фицджеральд, Дж.; Хупер, Ф.Х. (1971). «Теория Пиаже и процесс старения: расширения и предположения». Международный журнал старения и человеческого развития . 2 :3–20. дои : 10.2190/AG.2.1.b . S2CID   143590129 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Шонфельд, Ирвин Сэм (1986). «Сравнение концепций разведки Женевы и Кеттелла-Хорна: раннее внедрение средств численного решения» . Психология развития . 22 (2): 204–212. дои : 10.1037/0012-1649.22.2.204 . S2CID   222275196 .
  13. ^ Рэйвен, Дж.; Рэйвен, Джей Си; Корт, Дж. Х. (2003) [1998]. «Раздел 1: Общий обзор». Руководство по прогрессивным матрицам и словарным шкалам Равена . Сан-Антонио, Техас: Оценка Харкорта. [ нужна страница ]
  14. ^ Борнштейн, Джоэл К.; Фунг, Хайме Пей Пей (2009). «Рецепторы MGluR 1 способствуют непуринергической медленной передаче возбуждения к подслизистым VIP-нейронам подвздошной кишки морской свинки» . Границы в неврологии . 3 : 46. doi : 10.3389/neuro.21.001.2009 . ПМЦ   2695390 . ПМИД   20582273 .
  15. ^ Райт, Саманта Б.; Мэтлен, Брайан Дж.; Бэйм, Кэрол Л.; Феррер, Эмилио; Бунге, Сильвия А. (2007). «Нейронные корреляты плавного мышления у детей и взрослых» . Границы человеческой неврологии . 1 :8. doi : 10.3389/neuro.09.008.2007 . ПМК   2525981 . ПМИД   18958222 .
  16. ^ Феррер, Эмилио; О'Хара, Элизабет Д.; Бунге, Сильвия А. (2009). «Подвижное мышление и развивающийся мозг» . Границы в неврологии . 3 (1): 46–51. дои : 10.3389/нейро.01.003.2009 . ПМЦ   2858618 . ПМИД   19753096 .
  17. ^ Перейти обратно: а б Вудкок, RW; МакГрю, Канзас; Мазер, Н. (2001). Вудкок Джонсон III . Итаска, Иллинойс: Риверсайд. [ нужна страница ]
  18. ^ Перейти обратно: а б Шранк, ФА; Фланаган, ДП (2003). WJ III Клиническое использование и интерпретация. Взгляды ученого-практика . Сан-Диего, Калифорния: Academic Press. [ нужна страница ]
  19. ^ Векслер, Д. (2003). Техническое и поясняющее руководство WISC-IV . Сан-Антонио, Техас: Психологическая корпорация. [ нужна страница ]
  20. ^ Перейти обратно: а б с Фланаган, ДП; Кауфман, А.С. (2004). Основы оценки WISC-IV . Хобокен, Нью-Джерси: Джон Уайли. ISBN  9780471476917 . [ нужна страница ]
  21. ^ Жак, Эллиотт (октябрь 1986 г.). «Развитие интеллектуальных способностей: обсуждение теории стратифицированных систем» . Журнал прикладной поведенческой науки . 22 (4): 361–383. дои : 10.1177/002188638602200402 . ISSN   0021-8863 . S2CID   145252823 .
  22. ^ Фе, Эдуардо; Гилл, Дэвид; Проуз, Виктория (октябрь 2022 г.). «Когнитивные навыки, стратегическая сложность и жизненные результаты» (PDF) . Журнал политической экономии . 130 (10): 2643–2704. дои : 10.1086/720460 . S2CID   209472672 .
  23. ^ Мессик, Сэмюэл (1989). «Значение и ценности валидации тестов: наука и этика оценки». Исследователь образования . 18 (2): 5–11. дои : 10.3102/0013189X018002005 . JSTOR   1175249 . S2CID   146237448 .
  24. ^ Качиоппо, Джон Т. (2013). Открытие психологии: наука о разуме: краткая версия . Уодсворт, Cengage Learning. ISBN  978-1-111-84129-4 . OCLC   841668483 .
  25. ^ Ли, Джун-Янг; Лио, Ин Кюн; Ким, Сон-Ук; Чан, Хон-Сук; Ли, Дон Ву; Чон, Хон Джин; Парк, Санг-Чул; Чо, Маенг Дже (2005). «Интеллект снижается у здоровых пожилых людей и мозжечка» . Психиатрия и клинические нейронауки . 59 (1): 45–51. дои : 10.1111/j.1440-1819.2005.01330.x . hdl : 10371/27902 . ПМИД   15679539 . S2CID   45264214 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Кавано, Джей Си; Бланшар-Филдс, Ф (2006). Развитие взрослых и старение (5-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Wadsworth Publishing/Thomson Learning. ISBN  978-0-534-52066-3 . [ нужна страница ]
  27. ^ Дежарден, Ришар; Варнке, Арне Йонас (2012). «Старение и навыки» (PDF) . Рабочие документы ОЭСР по образованию. doi : 10.1787/5k9csvw87ckh-en . hdl : 10419/57089 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  28. ^ Киллонен, Патрик С.; Кристал, Раймонд Э. (1990). «Способность к рассуждению — это (немногим больше) емкость рабочей памяти?!». Интеллект . 14 (4): 389–433. дои : 10.1016/S0160-2896(05)80012-1 .
  29. ^ Фустер, Хоакин М. (2008). Префронтальная кора (4-е изд.). Амстердам: Академическая пресса/Эльзевир. ISBN  978-0-12-373644-4 . OCLC   318353807 .
  30. ^ Гири, округ Колумбия (2005). Происхождение разума: эволюция мозга, познания и общего интеллекта . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  31. ^ Тодд В. Томпсон; и др. (2013). «Неспособность тренировки рабочей памяти улучшить познавательные способности или интеллект» . ПЛОС ОДИН . 8 (5): е63614. Бибкод : 2013PLoSO...863614T . дои : 10.1371/journal.pone.0063614 . ПМК   3661602 . ПМИД   23717453 .
  32. ^ Мелби-Лервог, Моника; Халм, Чарльз (2012). «Эффективна ли тренировка рабочей памяти? Метааналитический обзор» (PDF) . Психология развития . 49 (2): 270–91. дои : 10.1037/a0028228 . ПМИД   22612437 . S2CID   12370312 .
  33. ^ Джегги, Сюзанна М.; Бушкуль, Мартин; Джонидес, Джон; Перриг, Уолтер Дж. (2008). «Улучшение гибкого интеллекта с помощью тренировки рабочей памяти» . Труды Национальной академии наук . 105 (19): 6829–33. Бибкод : 2008PNAS..105.6829J . дои : 10.1073/pnas.0801268105 . JSTOR   25461885 . ПМЦ   2383929 . ПМИД   18443283 .
  34. ^ Чуй, Венг-Тинк; Томпсон, Ли А. (2012). «Тренировка рабочей памяти не улучшает интеллект у здоровых молодых людей». Интеллект . 40 (6): 531–42. дои : 10.1016/j.intell.2012.07.004 .
  35. ^ Редик, Томас С.; Шипстед, Зак; Харрисон, Тайлер Л.; Хикс, Кенни Л.; Фрид, Дэвид Э.; Хэмбрик, Дэвид З.; Кейн, Майкл Дж.; Энгл, Рэндалл В. (2012). «Нет доказательств улучшения интеллекта после тренировки рабочей памяти: рандомизированное плацебо-контролируемое исследование». Журнал экспериментальной психологии: Общие сведения . 142 (2): 359–379. дои : 10.1037/a0029082 . ПМИД   22708717 . S2CID   15117431 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1df0204c346b25caee0fa1f6ebefcd31__1721579940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1d/31/1df0204c346b25caee0fa1f6ebefcd31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fluid and crystallized intelligence - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)