Книга лорда Шанга
Книга лорда Шанга | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Шан Цзюньшу | ||
Упрощенный китайский | Шан Цзюньшу | ||
|
Часть серии о |
Китайский законничество |
---|
Книга Господа Шана ( традиционный китайский : 商君書 ; упрощенный китайский : 商君书 ; пиньинь : Шан Цзюнь Шу ) — древний китайский текст III века до нашей эры, считающийся основополагающим трудом « китайского легализма ». Самый ранний из сохранившихся таких текстов (второй — « Хань Фейцзы» ), [1] он назван в честь и в некоторой степени приписывается крупному Цинь реформатору Шан Яну , который служил министром герцога Цинь Сяо (годы правления 361–338 до н.э.) с 359 г. до н.э. до своей смерти в 338 г. до н.э. и обычно считается отцом «законничества» этого государства. [2]
Книга лорда Шана включает большое количество постановлений, эссе и придворных петиций, приписываемых Шан Яну, а также бесед, произнесенных при дворе Цинь. В книге основное внимание уделяется поддержанию общественного порядка посредством системы беспристрастных законов, строго распределяющих вознаграждения и наказания за действия граждан. В первых главах рекомендуется развивать сельское хозяйство и подавлять другие второстепенные виды деятельности, а также поощрять воинские качества для использования при создании и поддержании государственной армии для завоевательных войн. [3]
Встречаться
[ редактировать ]Переводчик -китаевед Юрий Пайнс датирует главы работы диапазоном от 300 г. до н.э. до 230 г. до н.э., примерно во время объединения Китая государством Цинь . Работа философски созревает в главах 6 (Расчет земли) и 7 (Открытие заблокированного), становится более административной и удобной в главе 14 (Культивирование авторитета), а в конце работы есть более сложные главы, главы 24 ( Запрещение и поощрение) и 25 (Внимание к закону), где глава 26 (Установление разделений) «отражает административные реалии накануне объединения империи».
Хотя некоторые работы были созданы при жизни Шан Яна или вскоре после этого, на их написание, вероятно, ушло более столетия. Даже в императорском Китае Чжоу Дуаньчао из династии Южная Сун не верил, что она была написана самим Шан Яном, считая его более «одаренным чиновником закона», по крайней мере, по сравнению с « Записями великого историка» . [4] Как отмечал ранний стипендиат JJL Duyvendak , если не считать стилистических несоответствий произведения, большая часть произведения вряд ли была бы написана самим Шан Яном, если бы, как утверждает Сыма Цянь, он был убит почти сразу после ухода с поста. [5]
Тем не менее, не используя кавалерию, Пайнс полагает, что военные главы, такие как 10, 11 и 19, определенно относятся к четвертому веку до нашей эры, как и следует из книги. [6]
Текстовая традиция
[ редактировать ]Поскольку некоторые главы были написаны спустя десятилетия или даже более столетия после его смерти, ни один критически настроенный учёный не предполагает, что текст был написан Шан Яном. Пайнс полагает, что «некоторые главы, вероятно, были написаны самим Шан Яном; другие могут быть написаны руками его непосредственных учеников и последователей». Однако, хотя оно и очень сложное, оно, тем не менее, формирует «относительно последовательное идеологическое видение», вероятно, отражающее эволюцию того, что Чжэн Ляншу (1989) назвал «интеллектуальным течением» Шан Яна (сюэпай學派). [7]
Как и более поздний Хань Фейцзы , «Книга лорда Шана» настаивает на анахронизме политики далекого прошлого, опираясь на новейшую историю. [8] По сравнению с «Хань Фейцзы», хотя и считая их «второстепенными отступлениями», Юрий Пайнс отмечает в Стэнфордской энциклопедии философии , что Книга лорда Шана «допускала возможность того, что необходимость в чрезмерном принуждении прекратится и будет развиваться более мягкая, основанная на морали политическая структура». По мнению Пайна, Хан Фейзи этого не делает. [9]
Майкл Пуэтт и Марк Эдвард Льюис сравнивают обряды Чжоу с «законничеством» Шан Яна . [10]
Обзор
[ редактировать ]правителя Пайнс считал Шанцзюньшу, вероятно, самым ранним текстом, в котором позиция (а не просто самого правителя) имеет решающее значение для благополучия государства. Однако текст в значительной степени сосредоточен на отношениях между государством и обществом, а не на «монархической власти». [11]
Книга лорда Шана учит, что «Закон является выражением любви к людям... Мудрец, если он способен укрепить таким образом государство, не копирует себя по образцу древности, и если он способен принести пользу людям тем самым не придерживается установленных обрядов». [12] По существу, поддерживаемая философия является явно антиконфуцианской :
Софистика и хитрость — помощь беззаконию ; обряды и музыка — симптомы распущенности и распущенности; доброта и благожелательность — кормилица беззаконий; трудоустройство и продвижение по службе – это возможности для жадности нечестивцев. Если беззаконию способствуют, оно становится обычным явлением; если есть симптомы распущенности и распущенности, они станут практикой; если есть кормилица для преступлений, они восстанут; если есть возможности для жадности нечестивцев, они никогда не прекратятся. Если эти восемь вещей сойдутся воедино, народ окажется сильнее правительства; но если в государстве не существует этих восьми вещей, правительство будет сильнее народа. Если народ сильнее правительства, государство слабое; если правительство сильнее народа, то и армия сильна. Ибо если эти восемь вещей существуют, то правителю некого будет использовать для защиты и войны, в результате чего государство будет расчленено и придет к разорению; но если этих восьми вещей нет, у правителя есть средства для защиты и войны, в результате чего государство процветает и достигает господства.
- Глава 2, параграф 5 Книги Лорда Шанга , стр. 109, JJ-L. Дуйвендак, 1928 год.
Переводы
[ редактировать ]- Дуйвендак, JJL (1928). Книга лорда Шанга . Лондон: Артур Проббстейн; переиздано (1963), Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- (на японском языке) Симидзу, Киёси (1970) Сёши 商子 [Шангзи] Токио: Мэйтоку шуппанся.
- (на французском языке) Леви, Жан (1981). Книга принца Шанга . Париж: Фламмарион.
- Сосны, Юрий (2017). Книга лорда Шана - Апологетика государственной власти в раннем Китае (переводы азиатских классиков) . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- (на немецком языке) Фогельсанг, Кай (2017) Шанджун шу - Сочинения принца Шана . Штутгарт, Альфред Крёнер Верлаг, ISBN 978-3-520-16801-6
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Пайнс, Юрий, «Законничество в китайской философии», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), 1.1 Основные тексты законников, http://plato.stanford.edu/archives/win2014 /записи/китайское-легализм/
- ^ Леви (1993) , с. 368.
- ^ Кнехтгес и Ши (2014) , с. 810.
- ^ Пайнс 2017, 31,37-39. Сокращенная книга лорда Шанга
- ^ Шан, Ян (1928). 商君书 [ Книга лорда Шана ] (на китайском языке). Перевод Дуйвендака, Ян Юлиус Лодевийк. п. 81.
- ^ Пайнс 2017, 31,37-39. Сокращенная книга лорда Шанга
- ^
- Крил, 1970 «Что такое даосизм?», 101.
- Пайнс, Юрий, «Законничество в китайской философии», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск летом 2023 г.), Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (реклама), https://plato.stanford.edu/archives/sum2023/entries/ китайский-легализм/
- ^ Льюис, Марк Эдвард (18 марта 1999 г.). Письменность и авторитет в раннем Китае . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-4114-5 .
- ^ Пайнс, Юрий, «Законничество в китайской философии», Стэнфордская энциклопедия философии (зимнее издание 2014 г.), Эдвард Н. Залта (редактор), 2.1 Эволюционный взгляд на историю, http://plato.stanford.edu/archives/ win2014/entries/китайский-легализм/
- ^ Бенджамин Элман, Мартин Керн 2010 стр.17,41. Управление государством и классическое обучение: ритуалы Чжоу в истории Восточной Азии. https://books.google.com/books?id=SjSwCQAAQBAJ&pg=PA17
- Динсинь Чжао, 2015, стр.72. Конфуцианско-правовое государство https://books.google.com/books?id=wPmJCgAAQBAJ&pg=PA72 .
- ↑ Пайнс, 2009, стр. 44. Представьте себе Вечную Империю.
- ^ «Шан Цзюнь Шу: Реформа закона - проект китайского текста» .
- Цитируемые работы
- Кнехтгес, Дэвид Р .; Ши, Сян-линь (2014). « Шан Цзюнь Шу 商君書». В Кнехтгесе, Дэвид Р.; Чанг, Тайпин (ред.). Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочник, часть вторая . Лейден: Брилл. стр. 810–4. ISBN 978-90-04-19240-9 .
- Леви, Жан (1993). « Шан чунь шу 商君書». В Loewe, Майкл (ред.). Ранние китайские тексты: Библиографический справочник . Беркли: Общество изучения раннего Китая; Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета в Беркли. стр. 368–75 . ISBN 978-1-55729-043-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Текст работы
[ редактировать ]- Книга лорда Шана, параллельный китайско-английский текст, проект китайского текста
- Текст Книги лорда Шанга - (перевод Дж. Дж. Л. Дуйвендака (1889–1954) на английский язык в 1928 г.)
- Шанцзы лорда Шанга - (китайский; из проекта Гутенберг )