Соко J-22 Орел
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( август 2008 г. ) |
J-22 Орао | |
---|---|
![]() J-22 Орао Сербских ВВС | |
Общая информация | |
Тип | Атаковать самолеты Разведывательные самолеты |
Производитель | Рынок |
Дизайнер | VTI - Югославия Инки - Румыния |
Статус | Активный |
Основные пользователи | Сербские ВВС |
История | |
Производится | 1974–1992 |
Дата введения | 1978 |
Первый полет | 31 октября 1974 года [ 1 ] |
Варианты | IAR-93 Орел |
Soko J-22 Orao ( Serbian Cyrillic : Orao , Lit. ' Eagle ')-это югославский / сербский с двумя двигателями, дозвуковые дозвуковые атаки и аэрофотообразование . Он был разработан и построен в сотрудничестве Соко в Югославии и Авиоан Крейовой в соседней Румынии , будучи известным в последней как IAR-93 Vultur .
Orao был разработан как одноместная версия главной атаки или в качестве версии с двумя сиденьями с способностью к бою, причем последняя была в основном предназначена для передовых обязанностей по обучению полетам и вооружениям. Он был разработан как совместный югослав-римский проект, известный как Юром , в 1970-х годах. Ранние амбиции по производству сверхзвукового борца были извлечены из-за нежелания Великобритании разрешить желаемый двигатель, созданный лицензией в Восточной Европе. Дополнительные трудности в подгонке послепончика для более старой Viper Rolls-Royce также препятствовали развитию и производительности самолетов ранней сборки.
Впервые полет в ноябре 1974 года, полученный самолет оборудовал воздушные силы как Румынии, так и Югославии, а также несколько преемников Югославии. 22 ноября 1984 года Орао стал первым самолетом, разработанным Югославом, превышающим MACH 1, хотя и достиг во время мелкого погружения. В течение 1990-х годов тип видел действие во время югославских войн , как правило, летающие миссии по атаке в Хорватии, Боснии и Герцеговине, [ Цитация необходима ] и Косово. По состоянию на июль 2019 года воздушные силы и противовоздушная сила Сербского происхождения были единственной организацией, которая по -прежнему управляла этим типом.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В течение 1970 года соседние страны Румынии и Югославия начали дискуссии по предмету совместной разработки нового самолета истребителей, ориентированных на наземные атаки . [ 1 ] 20 мая 1971 года правительства румынского и югославского правительства подписали соглашение о формировании юрума , совместного исследования и разработчиков между двумя странами. По словам автора авиации Джона С. Фредриксена, объявление было логическим расширением политической политики, поскольку глава государств двух наций Джозип Броз Тито из Югославии и Николае Коуэска исторически стремились избежать чрезмерного права в Советном союзе , предпочтение создавать связи и кооперативные проекты с другими дружелюбными или нейтральными странами. [ 1 ]
Исследовательская программа возглавляла Dipl. Доктор Инженер Теодор Занфиреску из Румынии и полковник Видодже Кнезевич из Югославии. [ Цитация необходима ] Самолет должен был стать заменой как слегка вооруженного Соко J-21 Jastreb, так и для республики F-84 Thunderjet , которые тогда находились в Югославской армии (JNA). армии [ Цитация необходима ] Требования, которые требования к легким самолетам, в котором имели относительно простую и прочную структуру, которая использовала бы местное оборудование и авионика, способное работать из строгих воздушных полос (включая возможность работать либо из травы, либо из поврежденных взлетно -посадочных полос), а также быть надежными и легко поддерживать. [ Цитация необходима ]
Полученный дизайн был обычным монопланом с двумя двигателями, который включает в себя высококачественное крыло в комплекте с всеобъемлющими поверхностями полета. [ 1 ] По словам Фредриксена, дизайн подчеркивал простоту, а также современность. Из -за политической чувствительности и сильного желания избежать одной нации, выходящей за другую, в самолете было два отдельных имена; В Румынии он был известен как IAR-93 Vultur, в то время как в Югославии он назывался J-22 Orao. [ 1 ]
Первоначально команда разработчиков планировала разработать одноподобный самолет, способный к сверхзвуковым скоростям, но Великобритания не разрешит лицензию на производство британского двигателя, который выбрали дизайнеры; Отказ, как сообщается, из-за того, что Румыния была членом Советского соглашения Варшавского договора . [ Цитация необходима ] Вместо этого, менее мощный Vyper Rolls-Royce был выбран в качестве силовой установки, поскольку Соко уже обладал опытом с построением лицензий этого двигателя. [ 1 ] Первоначально было предназначено, что для двигателя Viper будет разработана яростная машина , но с этим проектом были длительные трудности. Из-за этих осложнений ни один из предварительных самолетов или каких-либо ранних примеров производства не будет оснащена яростами; Они будут в значительной степени ограничены проведением разведывательных миссий. [ 1 ] В течение 1980 -х годов обе страны разработали несколько разные версии самолета, чтобы воспользоваться преимуществами послеочетных двигателей, которые с тех пор стали доступными. [ 2 ] [ 3 ]
В полете
[ редактировать ]
В течение 31 октября 1974 года югославский прототип 25002 провели свой первый рейс с авиабазы Батаджники возле Белграда с мажором Владислав Славуевич в элементе управления. [ Цитация необходима ] По политическим причинам этот полет был приурочен намеренно совпадать с первым полетом прототипа IAR-93 Vultur. [ 1 ] Третий самолет, пронумерованный 25003 , который представлял собой двухместную версию с предварительной продукцией, выполнил свой первый рейс 4 июля 1977 года. Этот самолет был потерян почти год спустя, причина аварии была связана с возникновением хвостового трепета . [ Цитация необходима ]
Строительство дальнейшего предварительного производства самолета не было невзванной потерей; В течение 1978 года первые партии предварительных машин были доставлены на завод для испытаний самолетов ВВС в Белграде. [ Цитация необходима ] Последующее серийное производство было создано на учреждении за пределами Мостара (в настоящее время в Боснии и Герцеговине ); Этот объект будет заброшен в 1992 году и сильно поврежден во время югославских войн . [ 4 ] Производство никогда не будет возобновлено ни в Югославии, ни в ее преемниках. [ 1 ]
В октябре 1983 года в Югославии был пролетел первое, оснащенное после отворания J-22 Orao. [ 5 ] 22 ноября 1984 года Орао № 25101 прервал звуковой барьер , находясь в неглубоком погружении под углом 25 градусов, пилотируемым пилотом -тестированием Марджаном Джеленом, над аэропортом Батаджники.; [ 6 ] [ 7 ] Этот экземпляр сделал J-22 первым самолетом, разработанным югославом, превышающим MACH 1. [ Цитация необходима ] Самолет не способен преодолеть звуковой барьер в уровне полета, поэтому он классифицируется как дозвуковое самолет . [ Цитация необходима ]
Дизайн
[ редактировать ]

J-22 Orao-это боевой реактивный самолет с двумя двигателями, предназначенный для выполнения поддержки с тесной воздушной поддержкой (CAS), атаки для наземной атаки и тактических разведчиков , он также обладает ограниченной способностью воздуха . Версия с двумя сиденьями, NJ-22, была в основном назначена для различных учебных целей, включая программы обучения Advanced Flight and Fralons, но также могла использоваться для боевых миссий. [ Цитация необходима ]
Orao был обеспечен стандартным оборудованием для связи и навигации, последнее, включая SGP500 систему SGP500 навигационную . [ 8 ] Он включал систему управления огнем и управления оружием, в которой использовалась Thomson-CSF VE-120T, построенный дисплей VE-120T-в (HUD) (который имел замену оригинального гиросовестного гиросовеста Ferranti ISIS D-282). [ Цитация необходима ] С точки зрения защитных датчиков и систем, он был оснащен ресивером радара ISKRA SO-1 (RWR) и предоставлением до трех диспенсаторов со счетом / вспышкой , а также пассивного стручка P10-65-13 . Дополнительные стручки могут быть приспособлены, в том числе оптическая/ инфракрасная разведывательная стручка или оптическую разведку/ стручок Jammer. [ 8 ]
Различные программы обновления для J-22 были предложены в течение 1990-х годов; По сообщениям, такие усилия были бы сосредоточены на авионике самолета. [ 4 ] Тем не менее, такие амбиции были в значительной степени подорваны демонтажем фабрики Мостар во время югославских войн и краха коммунистического правительства Румынии. [ 2 ] В конце 2010-х годов Сербия запустила крупную программу модернизации, включающую флоты как J-22, так и NJ-22. [ 9 ] Неофициально называется Orao 2.0 , эта работа включала в себя установку новых систем навигации и таргетинга, включая SAFRAN SIGMA 95 систему инерционной навигации , миссионерский компьютер и многофункциональные дисплеи , в задний кобид NJ-22, который вместе с новым Оружие, предназначено для того, чтобы сделать тип более эффективным в миссиях на наземной атаке. Более полным вторым этапом является достижение «полной оцифровки» кабины самолета. [ 9 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
Первым югославским воздушным подразделением, получившим J-22, была 351-я разведка авиационная эскадрилья 82-й авиационной бригады, Cerklje . [ Цитация необходима ] До войны в 1991 году было только три эскадрильи, полностью оборудованные атакующими самолетами J-22 и самолетом Trainer-Attack NJ-22, это 238-й авиационная эскадрилья истребителя-бомбардировщика 82-й авиационной бригады; 241 -я эскадрилья, 98 -я авиационная бригада; и 242-я эскадрилья, 127-й полк-бомбардировщик, авиабаза Голубовчи [ Цитация необходима ] Полем Было также около трех эскадрильей, частично оборудованных J-22. [ Цитация необходима ]
В начале югославских войн, в Словении , J-22 пролетели в рамках силы, но не бросали никаких бомб. [ Цитация необходима ] В течение 1991 года первое оскорбительное действие, которое проводилось J-22, произошло, когда югославская народная армия (JNA) использовала их для удара по мишеням в Хорватии . [ Цитация необходима ]
В результате конфликтов 1990-х годов большая часть самолета бывшего югославского воздушного силы была перемещена в Союз Сербии и Черногории , причем меньшие числа оказались под контролем других новых состояний, созданных разрывом Югославии Полем [ 10 ] JNA оставила эскадрилью, оснащенную девятью Oraos в боснийской республике Srpska , и эти самолеты стали частью новых ВВС Srpska Srpska , базирующейся в аэропорту Маховлджани за пределами Банджа Лука. [ 11 ] Продолжительность этих самолетов вскоре ухудшилась из -за сочетания ограниченного финансирования и влияния международных эмбарго . [ Цитация необходима ] К июню 2003 года ВВС Республики Српска имели силу семи J-22 Oraos. [ 10 ] Эти самолеты были в конечном итоге унаследованы объединенными боснийскими ВВС . К 2008 году все J-22 Боснии были помещены в хранение, в то время как страна вела договоренности с соседней Сербией, чтобы потенциально купить их; По сообщениям, Сербия рассматривалась как единственный жизнеспособный клиент для этого типа. [ 12 ] Несколько экс-Югославских ВВС J-22 также управлялись ВВС Сербская Краджина после ухода из Хорватии из Хорватии. [ 13 ]

В течение 1999 года югослав J-22s увидел ограниченный бой против Косово освободительной армии (KLA), по сообщениям, выполнял 36 боевых миссий. [ 14 ] Один J-22, пилотируемый лейтенантом полковником Животой Гдурич, был потерян 25 марта 1999 года в неясных обстоятельствах, либо из-за неисправности, экспериментальной ошибки или наземного пожара от подразделений KLA. [ 14 ] Кроме того, одиннадцать самолетов были уничтожены на земле, большинство из них на авиабазе Поникв, когда воздушный удар НАТО достиг одного ангара, в котором, как сообщается, было шесть J-22 и два Mikoyan-Gurevich MIG-21 внутри. самолета [ Цитация необходима ]
К 2019 году сербские ВВС, как сообщается, работали над парком, состоящим из десяти J-22 и NJ-22 Oraos; В дополнение к этим примерам, достойным лечения, в сфере обслуживания также были дополнительные планеры в хранении, включая варианты разведки IJ и UNG. [ Цитация необходима ] Согласно аэрокосмическому периодическому Flight International , срок службы Орао изначально ожидался, что составит около 24 лет; Основываясь на структурных проверках, некоторые планеры находятся в таком хорошем состоянии, что этот прогноз может быть эффективно удвоен; После капитального ремонта может быть утверждена отдельные J-22 для выполнения еще 1000 летных часов. [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- IJ-22 Eagle 1
- 26 Выделенные разведывательные самолеты. [ Цитация необходима ] Включает в себя 15 самолетов перед производством, преобразованными в разведывательную роль. [ Цитация необходима ] IJ-22A Orao 1 отличается от J-22B Orao 2, имея два турбоята Viper MK 632-41R, каждый из которых оценивается в 17,79 кН, и поставляется с топливом с внутреннего веса 2360 кг, длиной 14,90 м, включая зонд для одного сиденья. модель или 15,38 м, включая зонд для двухместной модели, колесную базу 5,40 м для модели с одним сиденьем или 5,88 м для двухместной модели, пустой экипированный вес 5755 кг, нормальный вес 8500 кг с реконносаиндом, максимальный взятие- Вес в 9500, максимальная скорость уровня «чистая» 1033 км/ч при 8000 м и 1050 км/ч при уровне моря, максимальная скорость подъема на уровне моря составляет 2280 м в минуту, поднимается до 6000 м за 3 минуты 12 секунд и потолок обслуживания 13 500 м. [ Цитация необходима ]
- ENC-22A ORAO 1
- 9 Ранний серийный тренерский самолет, используемый для обучения пилотов разведки. [ Цитация необходима ]
- J-22A ORA 1
- Югослав, эквивалентный IAR-93A с неа-аттербергическим орао/турбомеканикой (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Viper MK 632-41R Turbojets, каждый из которых оценивается в 17,79 кН, но с жесткими точками J-22BS с более высокими оценками. Впервые пролетел в октябре 1983 года и построил только как одноместный. [ 3 ]
- J-22B ORA 2
- Югослав, эквивалентный IAR-93B с Afterburner, интегральным танком крыла, большим нагрузкой на оружие и разнообразием J-22A Orao 1 и Thomson-CSF HUD. Построен только в одноэтажной форме. Производство J-22A/B составило 165 самолетов. [ Цитация необходима ] Югославия запланировала крупное обновление с помощью системы радара и компьютерной навигации/атаки, интегрированной с помощью MIL-STD-1553 цифровой базы данных , но растворение Югославии завершило планы. [ Цитация необходима ] Только 57 самолетов были доставлены до прекращения производства. Не все были на полном стандарте J-22 Orao 2. Дополнительные 42 самолета были заказаны, но так и не были доставлены. [ Цитация необходима ]
- NJ-22 Орел
- Выделенный двухместный тренировочный вариант с двигателями после выстрела, эксплуатируемых югославскими ВВС. Впервые летал в июле 1986 года, и 21 были доставлены, а строительство еще 17 было отменено. [ Цитация необходима ]
- J-22M1A [ 15 ] Орел
- Модернизировал J-22 со стеклянной кабиной, датчиками и внешними камерами.
Операторы
[ редактировать ]- Сербские воздушные силы и противовоздушная оборона -17 в эксплуатации, из которых 4 модернизированы (версия J-22 M1A). [ 16 ] [ 17 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- ВВС и зенитная оборона Боснии и Герцеговины -унаследовали 7 самолетов из ВВС Республики Српска . [ 12 ] Никто не работает по состоянию на 2019 год. [ 18 ]
- Югославские ВВС - самолеты перешли в государства -преемники после распада Югославии .
Спецификации (J-22)
[ редактировать ]
Данные из Jane's All The World Aircraft 1993-94 [ 19 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 13,02 м (42 фута 9 дюймов) (длина фюзеляжа); 14,90 м (48 футов 11 дюймов) (включая зонд носа)
- Размах крыльев: 9,30 м (30 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,52 м (14 футов 10 дюймов)
- Область крыла: 26,00 м 2 (279,9 кв. Фута)
- Соотношение сторон : 3.33: 1
- Аэродинамическая профиля : NACA 65A-008 (модифицирован)
- Пустой вес: 5500 кг (12 125 фунтов)
- Вес валового веса: 8 170 кг (18 012 фунтов) (чисто)
- Максимальный вес взлета: 11 080 кг (24 427 фунтов)
- Топливная емкость: 3120 л (820 США Гал; 690 IMP GAL)
- установка: 2 × Orao/Turbomecanica-построенный Rolls-Royce Viper MK 633-47 TurboJet Силовая
Производительность
- Максимальная скорость: 1130 км/ч (700 миль в час, 610 кН) на уровне моря; Маха 0,96 на уровне 11 000 м (36 000 футов)
- Скорость стойла: 185 км/ч (115 миль в час, 100 кН) (передача и закрылки вниз)
- Диапазон боевых действий: 522 км (324 миль, 282 нми) (профиль Hi-lo-Hi с 4 × BL755- кластерными бомбами и 1 × 1500 л (400 гал; 330 IMP GAL) резервуар).
- Диапазон паром: 1320 км (820 миль, 710 нми) (2 × 500 л (130 галлудо
- Потолок обслуживания: 15 000 м (49 000 футов)
- G ограничения: -4.2 - +8
- Скорость подъема: 89,0 м/с (17 520 футов/мин)
- Тяга/вес : 0,45 при максимальной взлете
Вооружение
- Оружие: 2 × GSH-23L пушки
- Жесткие точки: 5 (4 подлина и 1 центр линии) с мощностью 500 кг (1100 фунтов) с жесткой точки крыла, 800 кг (1800 фунтов) фюзеляжа, общая сумма 2800 кг (6200 фунтов), с положениями о комбинациях: комбинации:: 2800 кг (6200 фунтов), с положениями о комбинациях: комбинации:: 2800 кг (6200 фунтов), с положениями о комбинациях: комбинации: 2800 кг (6200 фунтов) с положениями о комбинациях: комбинации: 2800 кг (6200 фунтов), с положениями о комбинациях: комбинации: 2800 кг (6200 фунтов), с положениями о комбинациях: комбинации: 2800 кг (6200 фунтов), с положениями о комбинациях: комбинации: 2800 кг (6200 фунтов), с положениями о комбинациях: комбинации: 2800 кг (6200 фунтов).
- Ракеты: AGM-65 Maverick TV Guided AGM или GROM-1 (на основе советского KH-23 )
- Бомбы: Free-Fall Bombs, BL755 Cluster Bombs
- Другое: Матра Дюрандал [ Цитация необходима ]
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Фредриксен 2001, с.
- ^ Jump up to: а беременный «Aviaone (ранее Iav Craiova)». Flight International , 22 октября 1996 года.
- ^ Jump up to: а беременный Песнь 2014, с. 468.
- ^ Jump up to: а беременный Пенни, Стюарт. "Справочник военных самолетов, часть 2." Flight International , 11 августа 1999 года.
- ^ «Военный воздушный экипаж [ sic ] каталог: Avioane». Flight International , 29 сентября 1998 года.
- ^ World Air Power Journal осень/зима 1991, с. 23
- ^ Журнал Aero , № 24. Декабрь 2000 г., Белград, с. 11
- ^ Jump up to: а беременный Ламберт 1993, с. 180.
- ^ Jump up to: а беременный в Сэлинджер, Игорь. «Сербия описывает программу модернизации Orao». Flight International , 3 июля 2019 года.
- ^ Jump up to: а беременный Сэлинджер, Игорь. «Балканское возрождение». Flight International , 3 июня 2003 г.
- ^ Barrie & Pite Flight International 24–30 августа 1994 г., с. 54
- ^ Jump up to: а беременный «Сербийские глаза избытки боснийских бойцов» . FlightGlobal.com. 25 сентября 2008 г. Получено 23 апреля 2013 года .
- ^ Jeziorski, Andrzej. «Хорватия с поднятым молотком». Flight International , 1 февраля 1995 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Герой сербского неба сказал одно последнее предложение перед своим последним рейсом: командир Зивота Джурик была первой жертвой НАТО в 1999 году» . Телеграф (Сербия). 26 марта 2018 года . Получено 28 февраля 2020 года .
- ^ «Новая информация, связанная с модернизацией самолета Assault Eagle: серийная модернизация, обучение пилотов, оборудование и оружие» . 23 ноября 2023 года.
- ^ Bankovic, živojin (4 октября 2023 г.). уже используется ряд самолетов . «[Партнер 2023] Милорадович для Tango Six О текущем статусе проекта ELA 2.0:« Модернизированный Eagle находится в серийном производстве , Tango Six (у сербского) . Получено 6 января 2024 года .
- ^ Банкович, Живоджин (23 ноября 2023 г.). «Новая информация, связанная с модернизацией самолета Assault Eagle: серийная модернизация, обучение пилотов, оборудование и оружие» . Tango Six (у сербского) . Получено 6 января 2024 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 2019» . Полезной проницательности. 2019 . Получено 29 марта 2019 года .
- ^ Ламберт 1993, с. 179–181.
Библиография
[ редактировать ]- Песнь, Кристофер. Сборник вооружений и военного оборудования. Routledge, 2014. ISBN 1134646682 .
- Барри, Дуглас и Пите, Дженни. «Военно -воздушные силы мира» . Flight International , 24–30 августа 1994, вып. 146, № 4435. С. 29–64. ISSN 0015-3710 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия современных военных самолетов: развитие и спецификации всех активных военных самолетов . Нью -Йорк: Metrobooks, 1995. ISBN 1-58663-207-8 .
- «Брифинг: Juroom Orao/IAR-93: орел с недостаточной способностью?». World Air Power Journal , том 7, осень/зима 1991. С. 22–25. ISBN 1-874023-73-5 . ISSN 0959-7050 .
- Фредриксен, Джон С. Международные варбирды: иллюстрированное руководство по мировым военным самолетам, 1914-2000 . ABC-Clio, 2001. ISBN 1-57607-364-5 .
- Ганстон, Билл. Энциклопедия мировой воздушной энергии . Лондон: Полумесяц, 1987. ISBN 0-57-49969-X .
- Ламберт, Марк (ред.). Джейн все мировые самолеты 1993-94 . Кулсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993. ISBN 0-7106-1066-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Вступление сербских ВВС на веб -сайте World Air Corce
- Airserbia - Сербская авиационная информационная сеть
- Soko J-22 Orao и Airliners.net
- Фото в ABG (авиация без границ): Eagle NJ-22 в полете 1980-х годов