Jump to content

Вьетийские народы

вьетнамский
Общая численность населения
~90,000,000 [1] (~ 5 000 000 за рубежом)
Регионы со значительной численностью населения
Лаос , Вьетнам , Таиланд
Языки
вьетийские языки
Религия
Буддизм , вьетнамская народная религия , хоахаоизм , каодаизм , католицизм , анимизм , шаманизм , поклонение родным предкам
Родственные этнические группы
Катуикские народы , кхмуические народы , мон-кхмерские народы и народы мунда

Вьетийские народы относятся к группе этносов Юго -Восточной Азии . [2]

Географическое распространение

[ редактировать ]

Вьетские народы являются аборигенами северного Вьетнама, Лаоса и прилегающих территорий, в основном в северных горах Аннамит , хотя их также можно встретить в Таиланде , Камбодже и Китае . [ нужна ссылка ]

Источник

[ редактировать ]

Считается, что прото-вьетийские народы мигрировали по суше из Китая в Лаос и Вьетнам через Меконг , где они поселились по крайней мере 4500 лет. Хотя точных оценок нет, палеолитические стоянки людей вокруг современных вьетийских деревень в Лаосе и Нгеане датируются периодом от 2500 до 2000 г. до н.э., что указывает на то, что, возможно, так оно и было. [3] Они были частью более крупных протоавстроазиатских народов, широко населявших неолитическую материковую часть Юго-Восточной Азии. Останки окаменелостей этих охотников-собирателей, раскопанные в пещере Фа Пхен, в 12 километрах к югу от Лак Сао , провинция Болихамсай, датируются 6190 годом до н.э. (4190 до н.э.). [4] Народ катуик отделился от вьето-катуика и стал независимой группой около 1000 г. до н.э. [5]

Нго Ан считается во Вьетнаме «родиной вьетнамцев» после исхода австроазиатов из Юньнани (также считается данью уважения месту рождения лидера Северного Вьетнама Хо Ши Мина ). [6] Однако антропологи считали большую территорию вдоль гор Северный Аннамит от Нгоана до провинции Куангбинь во Вьетнаме, от Болихамсая до провинции Кхаммуан в Лаосе как традиционную родину вьетнамцев из-за большого разнообразия архаичных вьетийских групп и языков, присутствующих в регионе. [7] не в дельте Красной реки, которая изначально была заселена на тайском языке . говорящими [8] Однако археогенетика показала, что до периода Тонг Сан жители дельты Красной реки были преимущественно австроазиатами: генетические данные из Фонг Нгуен (датированного 1800 г. до н.э., то есть до прото-вьетийского периода, который датируется 1000 г. до н.э.). Бак культуры Ман захоронения [9] ) имеют непосредственную близость к современным носителям австроазиатского языка; [10] [11] между тем, «смешанная генетика» из культуре Тонг Сон, участка Нуи Ноп, принадлежащего показала близость к « дай из Китая, говорящим на тай-кадай из Таиланда и носителям австроазиатского языка из Вьетнама, включая вьет »; [12] Таким образом, «[t] вероятно, распространение Vietic происходило к югу от [дельты Красной реки], а не к северу. Учет южного разнообразия потребует альтернативных объяснений». [13]

Северные группы вьетиков, проживавшие в норд-крайних аннамитах (часть древних Цзяочжи и Цзючжэнь ) и известные как вьет-мыонг, имели интенсивные контакты и взаимодействие с тайским народом и синитскими колонистами с севера в течение тысячи лет Китайское правление . Основываясь на лингвистических данных и исторических записях, антропологи полагают, что вьет-мыонг в конечном итоге разделились на две независимые группы, вьетнамцев и мыонгов, где-то между седьмым и десятым веками ( династия Тан ). [14] [15]

Изолированные племена вьетиков на лаосской стороне Аннамитских гор остались нетронутыми с ограниченным внешним влиянием. Эти племена оставались вне политики региона, несмотря на многочисленные споры между кхмерами, вьетнамцами и китайцами за регион с 722 года до середины двенадцатого века. [16] В период с 1826 по 1860 годы сиамцы предприняли несколько катастрофических набегов на лаосско-вьетнамские территории в рамках своих карательных экспедиций против Вьентьянского королевства , что привело к значительному сокращению населения многих вьетнамских деревень. [17]

В конце девятнадцатого века на родину лаосских вьетнамцев Кхаммуан (ныне район Кхамкеут, провинция Болихамсай и национальный парк Накай-Нам Теун ) произошло массовое прибытие групп, говорящих на тайском и хмонгском языках, из Хуапхана и Нгоана . В число этих мигрирующих групп населения входило множество бывших воинов Чжуан, спасавшихся от восстания тайпинов в Китае, социальных потрясений и беспорядков во Вьетнаме, а также войны Кму Хо-Чуэн в Северном Лаосе. Новые поселенцы сразу же стали доминировать над коренными вьетийскими жителями, иногда нанимая их в качестве рабочей силы. Некоторые из вьетийских групп были помечены как Пуак , чтобы указать на их вассальную зависимость, или же тайцы называли их просто «Кха». [16] Первоначально лаосские вьетийские группы, которые сейчас говорят на тайском и лаосском языках, например, бо, [18] [19] Возможно, это были результаты процесса Таизации: готовность перенять язык и культуру доминирующей, превосходящей по численности группы меньшинствами. Как объяснил лидер Тай Кханг в Боликхамсай: «Мы — Лао Лум; раньше мы были Кха , но мы решили принять лаосский язык и стали Лао Лум, а теперь мы забыли наш Кха язык ». Антропологи отмечают, что аналогичные процессы происходили и со многими другими мон-кхмероязычными народами в близлежащих местах. [20] [21]

История юго-восточных вьетиков (чутиков) менее известна, особенно руков . В 1959 году они были встречены вьетнамскими солдатами в пещере Шондонг , провинция Куангбинь, как сотня обнаженных соплеменников, живущих в пещере. С тех пор группы чутиков, в том числе Рук, были переселены правительством Северного Вьетнама в Ку Нхай, Куанг Бинь. Однако в новых сообщениях говорится, что одна треть населения Рук вернулась в леса и поселилась в долинах на высоте 2000 метров над уровнем моря, причем многие из них страдают от малярии в джунглях. [22]

Классификация и язык

[ редактировать ]

В настоящее время существует 25 вьетийских этнических групп, ведущих разнообразный образ жизни, начиная от интеграции в национальные государства и заканчивая кочевым собирательством. Многие из них занимаются возделыванием рисовых полей, населяя холмистую гористую местность, простирающуюся от провинции Болихамсай до провинции Кхаммуан в Лаосе и от Нгоана до провинции Куангбинь во Вьетнаме, в основном концентрируясь в Кхамхуете и долине Накаи. [23]

Их языки отнесены к вьетийской языковой семье, которая является ветвью австро-азиатской языковой семьи.

Опасения по поводу воздействия проекта NT2

[ редактировать ]

Обеспокоенность по поводу экологических и антропологических воздействий, которые могут привести к последствиям для лаосских вьетийских народов в Национальной охраняемой зоне (NPA) водораздела Накай-Нам Теум 2 и зоне периферического воздействия (PIZ), начала расти, когда было получено разрешение на строительство плотины Нам Теун 2. (Проект NT2) на реках Нам Теун , Нам Ной и Нам Ньянг, в основном на территории национального парка Накай-Нам Теун и долины Накаи, районов, где в течение тысячи лет проживали коренные этнические группы Запада и Юго-Запада Вьетнама, был открыт в 1997 году. Проект NT2 представлял собой плотину BOT , средства на которую в основном собирали Всемирный банк и Азиатский банк развития (АБР), они должны были быть переданы правительству Лаоса. Неправильное управление переселением коренного населения в рамках проекта оказало травмирующее воздействие на уязвимых жителей вьетийских деревень, и их пришлось переселить далеко от своей родины. Наибольшую обеспокоенность вызывают вьетийские этнические группы типа I, которые сами в значительной степени полагаются на кочевой образ жизни в лесах из-за вырубки лесов в результате строительства гидроэлектростанции, и многие племена не желают заниматься и практиковать постоянное оседлое сельское хозяйство в новых выделенных поселениях. [24] Планы по восстановлению средств к существованию жителей деревень на плато Накаи и вдоль реки Се Банг Фай еще не ратифицированы. [25] Согласно отчету POE (Международной группы экологических и социальных экспертов) за 2015 год, процент жителей вьетийских деревень среди новых поселений снизился с 67,4% до 35% за 8 лет, в то время как группы, говорящие на тайском языке, практически и экономически доминировали над ними. [26] Другие проблемы, такие как объединение правительством различных вьетийских групп с деревнями тай и хмонг, а также группирование более мелких меньшинств, где вьетский труд не только эксплуатировался другими группами в деревнях, но также подвергался дискриминации с точки зрения возможностей получения средств к существованию и здравоохранения. [27] [28] [29]

В рекомендации Всемирного банка в 2004 году говорилось: OD 4.20 [защита коренных народов] подчеркивает процессы участия, требуя разработки планов меньшинств «на основе рассмотрения вариантов, которые предпочитают коренные народы, затронутые проектом». В нем также подчеркивается важность «обеспечения подлинного представительства» (там же) среди людей, «социальный и экономический статус которых ограничивает их способность отстаивать свои интересы и права» (пункт 2). Для достижения политических целей в отношении людей вьетийского типа I следует разработать специальные меры для их защиты и гарантировать, что им будут предоставлены возможности участвовать в процессе разработки культурно приемлемых льгот... Конкретные механизмы мониторинга воздействия проекта на Должны быть предусмотрены группы вьетийского типа I. Цитата – снять кавычки (Gibson/WB BTOR 2004). К сожалению, эта рекомендация была проигнорирована. [30]

Население многих вьетийских этнических групп в регионе в последние годы резко сократилось. [31] В отчете POE установлено, что четыре крайне уязвимые вьетийские группы в NPA и PIZ находятся под угрозой исчезновения к началу XXI века: Атель ( 16+), Темару (30+), Мленгбру (9), и Ахо. Среди них Атель, Темару и Мленгброу, которые ранее были кочевыми охотниками-собирателями, не желают перенимать и практиковать новый оседлый образ жизни и интенсивное сельское хозяйство после правительственной программы переселения этнических меньшинств в 1970-х и 1980-х годах и до сих пор остаются во многом зависят от леса как средства обеспечения большей части своего уровня жизни. Население этих племен за последние десятилетия резко сократилось с сотен человек до нескольких особей, и они не смогли сохранить свою уникальную этническую идентичность без смешанных браков с другими вьетийскими группами. Весьма вероятно, что смешанные браки между различными вьетийскими племенами имели место на протяжении последних столетий. Специальные меры EMDP будут направлены на вьетийские группы, которые подвергаются наибольшему риску. [32] Поскольку будущая судьба пострадавших вьетийских групп в долине Накаи будет неизбежным вымиранием, если не будут предприняты серьезные действия по защите и сохранению, Джеймс Р. Чемберлен, исследователь и редактор « Справочника по меняющейся языковой карте мира» , винит в непостижимых действиях правительства коренные вьетийские народы вокруг NT2 затронули районы, которые привели к беде. Хамсоне, шаман Ахо, назвал обещание проекта NT2 ложью. Ахо верят, что после смерти они переродятся белками и будут обитать в лесах, окружающих плотину NT2, духовную территорию Ахо. [33]

Общество

[ редактировать ]

Изолирующие вьетийцы в Лаосе (за исключением вьетнамцев и мыонгов ) обычно делятся антропологами на четыре категории в зависимости от образа жизни:

  1. ^ Бабаев и Самарина (2021) , с. 5.
  2. ^ Тейлор, К.В. (9 мая 2013 г.). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН  978-0-521-87586-8 .
  3. ^ Чемберлен (2019) , с. 1603.
  4. ^ Робишо (2018) , с. 93.
  5. ^ Кирнан (2019) , с. 46.
  6. ^ deBuys (2015) , с. 286.
  7. ^ Монтгомери и Гэлбрит (2009) , с. 239.
  8. ^ Чемберлен, младший 1998, «Происхождение сека: значение для тайской и вьетнамской истории» , на Международной конференции по тайским исследованиям , изд. С. Бурусфат, Бангкок, Таиланд, стр. 97–128. Институт языка и культуры сельского развития, Университет Махидол.
  9. ^ «Исторические этнолингвистические заметки о протоавстроазиатской и прото-вьетской лексике на вьетнамском языке» Журнал Лингвистического общества Юго-Восточной Азии 13.2 (2020): xiii-xlv. Гавайский университет Press. п.
  10. ^ Липсон, Марк; Чероне, Оливия; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Оксенхэм, Марк; Петрусевский, Майкл; Прайс, Томас Оливер; Уиллис, Анна; Мацумура, Хирофуми; Бакли, Халли; Дометт, Кейт; Хай, Нгуен Зианг; Хип, Трин Хоанг; Чьяу, Аунг Аунг; Победа, Тин Тин; Прадье, Батист; Брумандхошбахт, Насрин; Кандилио, Франческа; Чангмай, Пия; Фернандес, Даниэль; Ферри, Мэтью; Гамарра, Беатрис; Харни, Эдаоин; Кампуансай, Ятуполь; Кутанан, Вибху; Мишель, Меган; Новак, Марио; Оппенгеймер, Йонас; Сирак, Кендра; Стюардсон, Кристин; Чжан, Чжао; Флегонтов Павел; Пинхаси, Рон; Райх, Дэвид (17 мая 2018 г.). «Древние геномы документируют многочисленные волны миграции в доисторическую эпоху Юго-Восточной Азии» . Наука . 361 (6397). Американская ассоциация развития науки (AAAS): 92–95. Бибкод : 2018Sci...361...92L . bioRxiv   10.1101/278374 . дои : 10.1126/science.aat3188 . ISSN   0036-8075 . ПМК   6476732 . ПМИД   29773666 .
  11. ^ Корни, Жюльен и др. 2017. «Вариации фенотипической формы зубов подтверждают модель множественного расселения анатомически современных людей в Юго-Восточной Азии». Журнал эволюции человека 112 (2017): 41–56. цитируется по книге Алвес, Марк (10 мая 2019 г.). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон». Конференция: «Зоны контакта и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. - 1700 г. н.э.)» в: Университете штата Пенсильвания.
  12. ^ Макколл и др. 2018. «Древняя геномика выявила четыре волны доисторической миграции в Юго-Восточную Азию». Препринт. Опубликовано в журнале «Наука» . https://www.biorxiv.org/content/10.1101/278374v1, цитируется по книге Алвеса, Марка (10 мая 2019 г.). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон». Конференция: «Зоны контакта и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. - 1700 г. н.э.)» в: Университете штата Пенсильвания.
  13. ^ Алвес, Марк (10 мая 2019 г.). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон» . Конференция: «Зоны контакта и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. - 1700 г. н.э.)» в: Университете штата Пенсильвания.
  14. ^ Робишо (2018) , с. 92.
  15. ^ Чемберлен (2019) , с. 1597.
  16. ^ Перейти обратно: а б Робишо (2018) , с. 97.
  17. ^ Чемберлен (2018) .
  18. ^ Транкелл и Саммерс (1998) , стр. 50, 52.
  19. ^ Шлизингер (2003b) , с. 7.
  20. ^ Транкелл и Саммерс (1998) , с. 52.
  21. ^ Овесен (2008) , стр. 215.
  22. ^ Чемберлен (2019) , с. 1600.
  23. ^ Чемберлен (2019) , стр. 1594–97.
  24. ^ Уильям Робишо, Клайв. В. Марш, Сангтонг Саутаммакот и Сириван Хунтикумман (июнь 2001 г.). Обзор системы национальных охраняемых территорий в Лаосской Народно-Демократической Республике (Отчет). Лаосско-шведская программа лесного хозяйства, Лаосская НДР. {{cite report}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  25. ^ Робишо (2018) , с. 99.
  26. ^ Дэвид Макдауэлл, Тайер Скаддер, Ли М. Талбот (23 октября 2015 г.). Двадцать четвертый отчет Международной экологической и социальной группы экспертов (PDF) (Отчет). Многоцелевой проект Нам Теун 2. Лаосская Народно-Демократическая Республика Лаосская НДР. {{cite report}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  27. ^ Лесли Джонстон (2010). Отчет о поездке: Проект гидроэлектростанции Нам Теун 2 - Лаос (PDF) (Отчет). ЮСАИД.
  28. ^ Скаддер (2021) , с. 136.
  29. ^ Скаддер (2021) , с. 138.
  30. ^ Робишо (2018) , с. 100.
  31. ^ Чемберлен (2019) , с. 1604.
  32. ^ Управление по управлению и защите водоразделов Нам Теум 2 (2005 г.). Оперативный план по экологическому и социальному управлению Накаи-Нам Теун 2. Часть 3, План развития этнических меньшинств (PDF) (Отчет). {{cite report}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  33. ^ Робишо (2018) , с. 101.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Алвес, Марк (2019). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон» . Исследовательские ворота .
  • Бабаев Кирилл; Самарина, Ирина (2021). Сидвелл, Пол (ред.). Грамматика мая: австроазиатский язык Вьетнама . Брилл. ISBN  978-9-00446-108-6 .
  • Чемберлен, Джеймс (2019), «Исчезающие кочевники: языки и народы Накаи, Лаоса и прилегающих территорий», в Брунне, Стэнли; Кехрейн, Роланд (ред.), Справочник по меняющейся языковой карте мира , Вьентьян: Springer International Publishing, стр. 1589–1606, ISBN.  978-3-03002-437-6
  • деБюс, Уильям (2015). Последний единорог: В поисках одного из самых редких существ на Земле . Книжная группа Хачетт. ISBN  978-0-31623-288-3 .
  • Энфилд, Нью-Джерси (2021 г.). Языки материковой части Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета . ISBN  978-0-190-05379-6 .
  • Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-190-05379-6 .
  • Монтгомери, Сай; Гэлбрит, Гарри Дж. (2009). Найдите Золотого Лунного Медведя . Компакт-диск Новой Англии.
  • Овесен, Январь (2008 г.), «Все лаосские меньшинства в Лаосской Народно-Демократической Республике», в книге Кристофера Р., Дункана (ред.), Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии по развитию меньшинств , NUS Press, стр. 214–240, ISBN  978-9-97169-418-0
  • Робишо, Уильям (2018). Мертвые в воде: глобальные уроки модельного гидроэнергетического проекта Всемирного банка в Лаосе . Университет Висконсина Пресс. ISBN  978-0-299-31790-4 .
  • Шлизингер, Иоахим (2003a). Этнические группы Лаоса: Профили австро-азиатскоязычных народов . Белый Лотос Пресс. ISBN  978-9-744-80036-7 .
  • Шлизингер, Иоахим (2003b). Этнические группы Лаоса: Профили австро-тайскоязычных народов . Белый Лотос Пресс. ISBN  978-9-744-80037-4 .
  • Скаддер, Тайер (2021), «Ретроспективный анализ плотины Нам Теун 2 в Лаосе», в Сесилии, Тортахада; Эдуардо, Арарал (ред.), Глобальные водные ресурсы: Фестиваль в честь Асита К. Бисваса , Тейлора и Фрэнсиса, стр. 129–148, ISBN  978-1-00045-503-8
  • Транкелл, Инг-Бритт; Саммерс, Лаура (1998). Грани власти и ее ограничения. Политическая культура в Юго-Восточной Азии . Северная ассоциация исследований Юго-Восточной Азии. Конференция. ISBN  978-9-15544-124-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2764f0928721e60223dce61e4fbf534a__1701535200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/4a/2764f0928721e60223dce61e4fbf534a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vietic peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)