Вьетийские народы
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
~90,000,000 [1] (~ 5 000 000 за рубежом) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Лаос , Вьетнам , Таиланд | |
Языки | |
вьетийские языки | |
Религия | |
Буддизм , вьетнамская народная религия , хоахаоизм , каодаизм , католицизм , анимизм , шаманизм , поклонение родным предкам | |
Родственные этнические группы | |
Катуикские народы , кхмуические народы , мон-кхмерские народы и народы мунда |
Вьетийские народы относятся к группе этносов Юго -Восточной Азии . [2]
Географическое распространение
[ редактировать ]Вьетские народы являются аборигенами северного Вьетнама, Лаоса и прилегающих территорий, в основном в северных горах Аннамит , хотя их также можно встретить в Таиланде , Камбодже и Китае . [ нужна ссылка ]
Источник
[ редактировать ]Считается, что прото-вьетийские народы мигрировали по суше из Китая в Лаос и Вьетнам через Меконг , где они поселились по крайней мере 4500 лет. Хотя точных оценок нет, палеолитические стоянки людей вокруг современных вьетийских деревень в Лаосе и Нгеане датируются периодом от 2500 до 2000 г. до н.э., что указывает на то, что, возможно, так оно и было. [3] Они были частью более крупных протоавстроазиатских народов, широко населявших неолитическую материковую часть Юго-Восточной Азии. Останки окаменелостей этих охотников-собирателей, раскопанные в пещере Фа Пхен, в 12 километрах к югу от Лак Сао , провинция Болихамсай, датируются 6190 годом до н.э. (4190 до н.э.). [4] Народ катуик отделился от вьето-катуика и стал независимой группой около 1000 г. до н.э. [5]
Нго Ан считается во Вьетнаме «родиной вьетнамцев» после исхода австроазиатов из Юньнани (также считается данью уважения месту рождения лидера Северного Вьетнама Хо Ши Мина ). [6] Однако антропологи считали большую территорию вдоль гор Северный Аннамит от Нгоана до провинции Куангбинь во Вьетнаме, от Болихамсая до провинции Кхаммуан в Лаосе как традиционную родину вьетнамцев из-за большого разнообразия архаичных вьетийских групп и языков, присутствующих в регионе. [7] не в дельте Красной реки, которая изначально была заселена на тайском языке . говорящими [8] Однако археогенетика показала, что до периода Тонг Сан жители дельты Красной реки были преимущественно австроазиатами: генетические данные из Фонг Нгуен (датированного 1800 г. до н.э., то есть до прото-вьетийского периода, который датируется 1000 г. до н.э.). Бак культуры Ман захоронения [9] ) имеют непосредственную близость к современным носителям австроазиатского языка; [10] [11] между тем, «смешанная генетика» из культуре Тонг Сон, участка Нуи Ноп, принадлежащего показала близость к « дай из Китая, говорящим на тай-кадай из Таиланда и носителям австроазиатского языка из Вьетнама, включая вьет »; [12] Таким образом, «[t] вероятно, распространение Vietic происходило к югу от [дельты Красной реки], а не к северу. Учет южного разнообразия потребует альтернативных объяснений». [13]
История
[ редактировать ]Северные группы вьетиков, проживавшие в норд-крайних аннамитах (часть древних Цзяочжи и Цзючжэнь ) и известные как вьет-мыонг, имели интенсивные контакты и взаимодействие с тайским народом и синитскими колонистами с севера в течение тысячи лет Китайское правление . Основываясь на лингвистических данных и исторических записях, антропологи полагают, что вьет-мыонг в конечном итоге разделились на две независимые группы, вьетнамцев и мыонгов, где-то между седьмым и десятым веками ( династия Тан ). [14] [15]
Изолированные племена вьетиков на лаосской стороне Аннамитских гор остались нетронутыми с ограниченным внешним влиянием. Эти племена оставались вне политики региона, несмотря на многочисленные споры между кхмерами, вьетнамцами и китайцами за регион с 722 года до середины двенадцатого века. [16] В период с 1826 по 1860 годы сиамцы предприняли несколько катастрофических набегов на лаосско-вьетнамские территории в рамках своих карательных экспедиций против Вьентьянского королевства , что привело к значительному сокращению населения многих вьетнамских деревень. [17]
В конце девятнадцатого века на родину лаосских вьетнамцев Кхаммуан (ныне район Кхамкеут, провинция Болихамсай и национальный парк Накай-Нам Теун ) произошло массовое прибытие групп, говорящих на тайском и хмонгском языках, из Хуапхана и Нгоана . В число этих мигрирующих групп населения входило множество бывших воинов Чжуан, спасавшихся от восстания тайпинов в Китае, социальных потрясений и беспорядков во Вьетнаме, а также войны Кму Хо-Чуэн в Северном Лаосе. Новые поселенцы сразу же стали доминировать над коренными вьетийскими жителями, иногда нанимая их в качестве рабочей силы. Некоторые из вьетийских групп были помечены как Пуак , чтобы указать на их вассальную зависимость, или же тайцы называли их просто «Кха». [16] Первоначально лаосские вьетийские группы, которые сейчас говорят на тайском и лаосском языках, например, бо, [18] [19] Возможно, это были результаты процесса Таизации: готовность перенять язык и культуру доминирующей, превосходящей по численности группы меньшинствами. Как объяснил лидер Тай Кханг в Боликхамсай: «Мы — Лао Лум; раньше мы были Кха , но мы решили принять лаосский язык и стали Лао Лум, а теперь мы забыли наш Кха язык ». Антропологи отмечают, что аналогичные процессы происходили и со многими другими мон-кхмероязычными народами в близлежащих местах. [20] [21]
История юго-восточных вьетиков (чутиков) менее известна, особенно руков . В 1959 году они были встречены вьетнамскими солдатами в пещере Шондонг , провинция Куангбинь, как сотня обнаженных соплеменников, живущих в пещере. С тех пор группы чутиков, в том числе Рук, были переселены правительством Северного Вьетнама в Ку Нхай, Куанг Бинь. Однако в новых сообщениях говорится, что одна треть населения Рук вернулась в леса и поселилась в долинах на высоте 2000 метров над уровнем моря, причем многие из них страдают от малярии в джунглях. [22]
Классификация и язык
[ редактировать ]В настоящее время существует 25 вьетийских этнических групп, ведущих разнообразный образ жизни, начиная от интеграции в национальные государства и заканчивая кочевым собирательством. Многие из них занимаются возделыванием рисовых полей, населяя холмистую гористую местность, простирающуюся от провинции Болихамсай до провинции Кхаммуан в Лаосе и от Нгоана до провинции Куангбинь во Вьетнаме, в основном концентрируясь в Кхамхуете и долине Накаи. [23]
Их языки отнесены к вьетийской языковой семье, которая является ветвью австро-азиатской языковой семьи.
- Северный Вьетнамский (Вьет-Мыонг): вьетнамцы , мыонг , истоки .
- Северо-западный Вьетнам: Тхо (Туом, Лиха, Фонг).
- Западный Вьетнам: Тавуенг ( Алоэ , Ахао , Ахлао ).
- Юго-восточный Вьетик (Чутик): Чут ( Руч , Мэй , Арем , Ма Лиенг , Сач , Саланг ).
- Юго-западный Вьетнам: Бо , Арао , Атель , Атоп , Калеунг , Маленг , Пакатан , Темару , Кри , Пхунг , Мленгбру . Бо и калеунг, возможно, являются вьетийскими группами, которые недавно перешли на тайский язык.
Опасения по поводу воздействия проекта NT2
[ редактировать ]Обеспокоенность по поводу экологических и антропологических воздействий, которые могут привести к последствиям для лаосских вьетийских народов в Национальной охраняемой зоне (NPA) водораздела Накай-Нам Теум 2 и зоне периферического воздействия (PIZ), начала расти, когда было получено разрешение на строительство плотины Нам Теун 2. (Проект NT2) на реках Нам Теун , Нам Ной и Нам Ньянг, в основном на территории национального парка Накай-Нам Теун и долины Накаи, районов, где в течение тысячи лет проживали коренные этнические группы Запада и Юго-Запада Вьетнама, был открыт в 1997 году. Проект NT2 представлял собой плотину BOT , средства на которую в основном собирали Всемирный банк и Азиатский банк развития (АБР), они должны были быть переданы правительству Лаоса. Неправильное управление переселением коренного населения в рамках проекта оказало травмирующее воздействие на уязвимых жителей вьетийских деревень, и их пришлось переселить далеко от своей родины. Наибольшую обеспокоенность вызывают вьетийские этнические группы типа I, которые сами в значительной степени полагаются на кочевой образ жизни в лесах из-за вырубки лесов в результате строительства гидроэлектростанции, и многие племена не желают заниматься и практиковать постоянное оседлое сельское хозяйство в новых выделенных поселениях. [24] Планы по восстановлению средств к существованию жителей деревень на плато Накаи и вдоль реки Се Банг Фай еще не ратифицированы. [25] Согласно отчету POE (Международной группы экологических и социальных экспертов) за 2015 год, процент жителей вьетийских деревень среди новых поселений снизился с 67,4% до 35% за 8 лет, в то время как группы, говорящие на тайском языке, практически и экономически доминировали над ними. [26] Другие проблемы, такие как объединение правительством различных вьетийских групп с деревнями тай и хмонг, а также группирование более мелких меньшинств, где вьетский труд не только эксплуатировался другими группами в деревнях, но также подвергался дискриминации с точки зрения возможностей получения средств к существованию и здравоохранения. [27] [28] [29]
В рекомендации Всемирного банка в 2004 году говорилось: OD 4.20 [защита коренных народов] подчеркивает процессы участия, требуя разработки планов меньшинств «на основе рассмотрения вариантов, которые предпочитают коренные народы, затронутые проектом». В нем также подчеркивается важность «обеспечения подлинного представительства» (там же) среди людей, «социальный и экономический статус которых ограничивает их способность отстаивать свои интересы и права» (пункт 2). Для достижения политических целей в отношении людей вьетийского типа I следует разработать специальные меры для их защиты и гарантировать, что им будут предоставлены возможности участвовать в процессе разработки культурно приемлемых льгот... Конкретные механизмы мониторинга воздействия проекта на Должны быть предусмотрены группы вьетийского типа I. Цитата – снять кавычки (Gibson/WB BTOR 2004). К сожалению, эта рекомендация была проигнорирована. [30]
Население многих вьетийских этнических групп в регионе в последние годы резко сократилось. [31] В отчете POE установлено, что четыре крайне уязвимые вьетийские группы в NPA и PIZ находятся под угрозой исчезновения к началу XXI века: Атель ( 16+), Темару (30+), Мленгбру (9), и Ахо. Среди них Атель, Темару и Мленгброу, которые ранее были кочевыми охотниками-собирателями, не желают перенимать и практиковать новый оседлый образ жизни и интенсивное сельское хозяйство после правительственной программы переселения этнических меньшинств в 1970-х и 1980-х годах и до сих пор остаются во многом зависят от леса как средства обеспечения большей части своего уровня жизни. Население этих племен за последние десятилетия резко сократилось с сотен человек до нескольких особей, и они не смогли сохранить свою уникальную этническую идентичность без смешанных браков с другими вьетийскими группами. Весьма вероятно, что смешанные браки между различными вьетийскими племенами имели место на протяжении последних столетий. Специальные меры EMDP будут направлены на вьетийские группы, которые подвергаются наибольшему риску. [32] Поскольку будущая судьба пострадавших вьетийских групп в долине Накаи будет неизбежным вымиранием, если не будут предприняты серьезные действия по защите и сохранению, Джеймс Р. Чемберлен, исследователь и редактор « Справочника по меняющейся языковой карте мира» , винит в непостижимых действиях правительства коренные вьетийские народы вокруг NT2 затронули районы, которые привели к беде. Хамсоне, шаман Ахо, назвал обещание проекта NT2 ложью. Ахо верят, что после смерти они переродятся белками и будут обитать в лесах, окружающих плотину NT2, духовную территорию Ахо. [33]
Общество
[ редактировать ]Изолирующие вьетийцы в Лаосе (за исключением вьетнамцев и мыонгов ) обычно делятся антропологами на четыре категории в зависимости от образа жизни:
- Вьетский тип I: Кочевники -охотники-собиратели (Атоп, Атель , Маканг , Темару , Мленгбру , Чуэт ).
- Вьетийский тип II: недавние рубочно-огневые (Арао, Маланг , Маленг , Тоэ , Пхунг – низовья реки Ной-Фео).
- Вьетийский тип III: Рубочно-огневые , деревни ( Кри – верховья р. Ной-Фео).
- Вьетийский тип IV: выращивание риса, подсечно-огневое ( Ахо , Ахао , Ахлао , Лиха, Тум , Фонг , Пакатан ).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бабаев и Самарина (2021) , с. 5.
- ^ Тейлор, К.В. (9 мая 2013 г.). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. п. 51. ИСБН 978-0-521-87586-8 .
- ^ Чемберлен (2019) , с. 1603.
- ^ Робишо (2018) , с. 93.
- ^ Кирнан (2019) , с. 46.
- ^ deBuys (2015) , с. 286.
- ^ Монтгомери и Гэлбрит (2009) , с. 239.
- ^ Чемберлен, младший 1998, «Происхождение сека: значение для тайской и вьетнамской истории» , на Международной конференции по тайским исследованиям , изд. С. Бурусфат, Бангкок, Таиланд, стр. 97–128. Институт языка и культуры сельского развития, Университет Махидол.
- ^ «Исторические этнолингвистические заметки о протоавстроазиатской и прото-вьетской лексике на вьетнамском языке» Журнал Лингвистического общества Юго-Восточной Азии 13.2 (2020): xiii-xlv. Гавайский университет Press. п.
- ^ Липсон, Марк; Чероне, Оливия; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Оксенхэм, Марк; Петрусевский, Майкл; Прайс, Томас Оливер; Уиллис, Анна; Мацумура, Хирофуми; Бакли, Халли; Дометт, Кейт; Хай, Нгуен Зианг; Хип, Трин Хоанг; Чьяу, Аунг Аунг; Победа, Тин Тин; Прадье, Батист; Брумандхошбахт, Насрин; Кандилио, Франческа; Чангмай, Пия; Фернандес, Даниэль; Ферри, Мэтью; Гамарра, Беатрис; Харни, Эдаоин; Кампуансай, Ятуполь; Кутанан, Вибху; Мишель, Меган; Новак, Марио; Оппенгеймер, Йонас; Сирак, Кендра; Стюардсон, Кристин; Чжан, Чжао; Флегонтов Павел; Пинхаси, Рон; Райх, Дэвид (17 мая 2018 г.). «Древние геномы документируют многочисленные волны миграции в доисторическую эпоху Юго-Восточной Азии» . Наука . 361 (6397). Американская ассоциация развития науки (AAAS): 92–95. Бибкод : 2018Sci...361...92L . bioRxiv 10.1101/278374 . дои : 10.1126/science.aat3188 . ISSN 0036-8075 . ПМК 6476732 . ПМИД 29773666 .
- ^ Корни, Жюльен и др. 2017. «Вариации фенотипической формы зубов подтверждают модель множественного расселения анатомически современных людей в Юго-Восточной Азии». Журнал эволюции человека 112 (2017): 41–56. цитируется по книге Алвес, Марк (10 мая 2019 г.). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон». Конференция: «Зоны контакта и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. - 1700 г. н.э.)» в: Университете штата Пенсильвания.
- ^ Макколл и др. 2018. «Древняя геномика выявила четыре волны доисторической миграции в Юго-Восточную Азию». Препринт. Опубликовано в журнале «Наука» . https://www.biorxiv.org/content/10.1101/278374v1, цитируется по книге Алвеса, Марка (10 мая 2019 г.). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон». Конференция: «Зоны контакта и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. - 1700 г. н.э.)» в: Университете штата Пенсильвания.
- ^ Алвес, Марк (10 мая 2019 г.). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон» . Конференция: «Зоны контакта и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. - 1700 г. н.э.)» в: Университете штата Пенсильвания.
- ^ Робишо (2018) , с. 92.
- ^ Чемберлен (2019) , с. 1597.
- ^ Перейти обратно: а б Робишо (2018) , с. 97.
- ^ Чемберлен (2018) .
- ^ Транкелл и Саммерс (1998) , стр. 50, 52.
- ^ Шлизингер (2003b) , с. 7.
- ^ Транкелл и Саммерс (1998) , с. 52.
- ^ Овесен (2008) , стр. 215.
- ^ Чемберлен (2019) , с. 1600.
- ^ Чемберлен (2019) , стр. 1594–97.
- ^ Уильям Робишо, Клайв. В. Марш, Сангтонг Саутаммакот и Сириван Хунтикумман (июнь 2001 г.). Обзор системы национальных охраняемых территорий в Лаосской Народно-Демократической Республике (Отчет). Лаосско-шведская программа лесного хозяйства, Лаосская НДР.
{{cite report}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Робишо (2018) , с. 99.
- ^ Дэвид Макдауэлл, Тайер Скаддер, Ли М. Талбот (23 октября 2015 г.). Двадцать четвертый отчет Международной экологической и социальной группы экспертов (PDF) (Отчет). Многоцелевой проект Нам Теун 2. Лаосская Народно-Демократическая Республика Лаосская НДР.
{{cite report}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Лесли Джонстон (2010). Отчет о поездке: Проект гидроэлектростанции Нам Теун 2 - Лаос (PDF) (Отчет). ЮСАИД.
- ^ Скаддер (2021) , с. 136.
- ^ Скаддер (2021) , с. 138.
- ^ Робишо (2018) , с. 100.
- ^ Чемберлен (2019) , с. 1604.
- ^ Управление по управлению и защите водоразделов Нам Теум 2 (2005 г.). Оперативный план по экологическому и социальному управлению Накаи-Нам Теун 2. Часть 3, План развития этнических меньшинств (PDF) (Отчет).
{{cite report}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Робишо (2018) , с. 101.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Алвес, Марк (2019). «Данные из нескольких дисциплин, связывающих Вьетик с культурой Донг Сон» . Исследовательские ворота .
- Бабаев Кирилл; Самарина, Ирина (2021). Сидвелл, Пол (ред.). Грамматика мая: австроазиатский язык Вьетнама . Брилл. ISBN 978-9-00446-108-6 .
- Чемберлен, Джеймс (2019), «Исчезающие кочевники: языки и народы Накаи, Лаоса и прилегающих территорий», в Брунне, Стэнли; Кехрейн, Роланд (ред.), Справочник по меняющейся языковой карте мира , Вьентьян: Springer International Publishing, стр. 1589–1606, ISBN. 978-3-03002-437-6
- деБюс, Уильям (2015). Последний единорог: В поисках одного из самых редких существ на Земле . Книжная группа Хачетт. ISBN 978-0-31623-288-3 .
- Энфилд, Нью-Джерси (2021 г.). Языки материковой части Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-190-05379-6 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-190-05379-6 .
- Монтгомери, Сай; Гэлбрит, Гарри Дж. (2009). Найдите Золотого Лунного Медведя . Компакт-диск Новой Англии.
- Овесен, Январь (2008 г.), «Все лаосские меньшинства в Лаосской Народно-Демократической Республике», в книге Кристофера Р., Дункана (ред.), Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии по развитию меньшинств , NUS Press, стр. 214–240, ISBN 978-9-97169-418-0
- Робишо, Уильям (2018). Мертвые в воде: глобальные уроки модельного гидроэнергетического проекта Всемирного банка в Лаосе . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-31790-4 .
- Шлизингер, Иоахим (2003a). Этнические группы Лаоса: Профили австро-азиатскоязычных народов . Белый Лотос Пресс. ISBN 978-9-744-80036-7 .
- Шлизингер, Иоахим (2003b). Этнические группы Лаоса: Профили австро-тайскоязычных народов . Белый Лотос Пресс. ISBN 978-9-744-80037-4 .
- Скаддер, Тайер (2021), «Ретроспективный анализ плотины Нам Теун 2 в Лаосе», в Сесилии, Тортахада; Эдуардо, Арарал (ред.), Глобальные водные ресурсы: Фестиваль в честь Асита К. Бисваса , Тейлора и Фрэнсиса, стр. 129–148, ISBN 978-1-00045-503-8
- Транкелл, Инг-Бритт; Саммерс, Лаура (1998). Грани власти и ее ограничения. Политическая культура в Юго-Восточной Азии . Северная ассоциация исследований Юго-Восточной Азии. Конференция. ISBN 978-9-15544-124-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007%2F978-3-030-02438-3_17 Вьетийские кочевники в Лаосе, находящиеся под угрозой исчезновения
- http://sealang.net/mk/vietic.htm Вьетийские языки в проекте SEALANG Mon-Khmer Languages