Джон Эпплтон
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2022 г. ) |

Джон Ховард Эпплтон (4 января 1939 — 30 января 2022) — американский композитор, педагог и пионер электроакустической музыки . Его самые ранние композиции в этом жанре, например, "Chef d'Oeuvre" и "Newark Airport Rock" (1967), привлекли внимание, поскольку они основали новую традицию, которую некоторые называют программной электронной музыкой . В 1970 году он выиграл Гуггенхайма . [ 1 ] Стипендии Фулбрайта и Американо-Скандинавского фонда . Когда ему было двадцать восемь лет, он поступил на факультет Дартмутского колледжа , где основал одну из первых студий электронной музыки в Соединенных Штатах. Он оставался там с перерывами в течение сорока двух лет. В середине 1970-х он покинул Дартмут, чтобы ненадолго возглавить Elektronmusikstudio (EMS) (sv) в Стокгольме , Швеция. В конце 1970-х годов вместе с Сиднеем Алонсо и Кэмероном Джонсом он помог разработать первый коммерческий цифровой синтезатор под названием Synclavier . [ 2 ] В течение десяти лет он гастролировал по Соединенным Штатам и Европе, исполняя сочиненные им композиции для этого инструмента. В начале 1990-х годов он помог основать Терменвоксовый центр электронной музыки при Московской консерватории . Он также преподавал в Университете Кейо (Мита) в Токио , Япония , CCRMA в Стэнфордском университете и Калифорнийском университете Санта-Крус . В последние годы жизни он посвятил большую часть своего времени сочинению инструментальной и хоровой музыки в квазиромантическом ключе , которая в основном исполнялась только во Франции, России и Японии.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Эпплтон родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния , 4 января 1939 года в семье евреев : Хелен Джейкобс Эпплтон (род. в Филадельфии , 1908) и Чарльза Леонарда Эпплтона (урожденный Хаим Эпельбойм в Кишиневе , Бессарабия , 14 июля 1900). Его мать работала в Metro-Goldwyn-Mayer , а отец - в Twentieth Century Fox киностудии . Его отец оставил семью в год рождения Эпплтона, и свои первые годы он провел в приюте миссис Белл, а также со своим братом (Майклом Чарльзом Эпплтоном, 1932 года рождения) в Военной академии Паломара . Когда ему было шесть лет, его мать вышла замуж за Александра «Сашу» Уолдена (родившегося в Уфе , Россия , в 1897 году), контрабасиста филармонического оркестра Лос-Анджелеса . Он оказал наибольшее музыкальное влияние на молодую жизнь Эпплтона, поскольку учился игре на фортепиано, поощрял его сочинять музыку и водил его на несколько концертов. Родители Эпплтона были истинно верующими в Советский Союз и активными членами многочисленных левых организаций, включая Коммунистическую партию. . В 1950-х годах оба его родителя были занесены в черный список Комитета Палаты представителей по антиамериканской деятельности и потеряли работу. В детстве Эпплтон учился игре на фортепиано у Якоба Гимпеля и Теодора Сайденберга, но предпочитал сочинять собственную музыку, а не играть назначенные ему произведения (например, Шопена , Скарлатти , Прокофьева ). Однако на всю жизнь у него развилась глубокая привязанность к русской музыке .
Карьера
[ редактировать ]1960-е годы
[ редактировать ]С 1957 по 1961 год Эпплтон был студентом Рид-колледжа в Портленде, штат Орегон . Эти годы определили его дальнейшую жизнь: он сочинял для своих сокурсников, которые исполняли все его сочинения, он решил стать профессором колледжа и в 1959 году женился на своей первой жене, однокурснице Джорджанне Таун. После окончания Рид-колледжа Эпплтон переехал в Сан-Франциско, Калифорния , где родился его первый ребенок (Дженнифер Эпплтон). Одновременно он изучал композицию у Эндрю Имбри в Калифорнийском университете в Беркли , сотрудничал с писателем Уиллардом С. Бэйном (1938–2000), сочиняя музыкальные комедии, и работал в универмаге Macy's помощником покупателя.
В 1962–1963 годах Эпплтон был учителем музыки в школе Верде-Вэлли в Седоне, штат Аризона , где дирижировал хором и оркестром , преподавал теорию музыки , историю и уроки игры на фортепиано .
С 1963 по 1966 год Эпплтон был аспирантом Орегонского университета в Юджине, штат Орегон , где учился у Гомера Келлера , Анри Лазарофа , Феликса Зальцера и Роберта Троттера . Именно там он собрал примитивную студию электронной музыки и сочинил свои первые произведения в этом жанре. Его дипломной работой было оркестровое произведение «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» . Большая часть инструментальной и вокальной музыки, которую он сочинял в то время, использовала серийную технику , которую он любил сочинять. За годы пребывания в Юджине он на всю жизнь стал другом пианиста Габриэля Ходоса .
В 1966 году на основе своей ранней электронной музыки он был приглашен Владимиром Усачевским в Колумбийский университет для обучения в Колумбийско-Принстонском центре электронной музыки . Он стал сторонником электронной музыки и подружился с другими композиторами Чарльзом Доджем , Эммануэлем Гентом и Ричардом Тарускиным .
В 1966–1968 годах он был нанят Оклендским университетом в Рочестере, штат Мичиган , для создания студии электронной музыки. Когда руководство университета нарушило свое обещание, он ушел в отставку и принял должность в Дартмутском колледже . Именно в этом году у него сын Джон Джейсон Эпплтон родился ( он же Джей Джей Эпплтон ; родился 19 апреля 1967 года).
1970-е годы
[ редактировать ]В Дартмутском колледже работа Эпплтона в области электронной музыки щедро поддерживалась администрацией президента Джона Дж. Кемени и щедрым пожертвованием Джеральда Брегмана '54. Студия электронной музыки Брегмана была одной из первых студий американских университетов и стала центром для многих приезжающих композиторов. Двое из них, Ларс-Гуннар Бодин (1935, Стокгольм, Швеция – 2021) и Жан-Клод Риссе (род. 1938, ЛеПюи, Франция ) стали важными коллегами на протяжении всей жизни Эпплтона. В 1970 году на Эпплтона также повлияли работы «отца» компьютерной музыки Макса В. Мэтьюза и французских композиторов Франсуа Бэйля , Беатрис Феррейра и Мишеля Редольфи.
Именно в это время он инициировал первый конкурс электронной музыки, который проводился в течение трёх лет в Дартмутском колледже.
В 1969 году были опубликованы первые записи Эпплтона ( Syntonic Menagerie and Human Music – последняя в сотрудничестве с джазовым музыкантом Доном Черри – на лейбле Flying Dutchman , [ 3 ] продюсер Боб Тиле .
В 1973 году Эпплтон начал сотрудничество с инженерами Сиднеем Алонсо и Кэмероном Джонсом, что привело к созданию Dartmouth Digital Synthesizer и, в конечном итоге, Synclavier . [ 2 ] Однако только в 1980-х годах Эпплтон написал свои лучшие произведения для этого цифрового синтезатора и на нем в течение следующего десятилетия давал концерты собственной музыки.
Его любовь к Швеции побудила Эпплтона покинуть Дартмутский колледж в 1976–1977 годах и стать директором Elektronmusikstudion, национального центра электронной музыки Швеции. Его трудности со шведской бюрократией привели к его отставке, и он вернулся в Норидж, штат Вермонт , в качестве партнера на один год в недавно созданной фирме New England Digital Corporation , которая начала производство Синклавира . В следующем году он вернулся на факультет Дартмутского колледжа.
Именно в это время Эпплтон серьезно заинтересовался музыкой Полинезии и Микронезии . Он возглавил группу студентов Дартмута в Королевство Тонга , а позже получил грант от Национального фонда искусств на обучение радиоперсонала на микронезийских островах Чуук и Понпеи записи и трансляции их собственной музыки.
1980-е годы
[ редактировать ]Именно в этот период Эпплтон начал сочинять свою лучшую компьютерную музыку и живую электронную музыку. Премьера многих из его произведений в этом жанре впервые состоялась на ежегодном фестивале, проводимом Groupe de Musique Experimentale de Bourges ( Франция ) и в Fylkingen в Стокгольме, Швеция .
Во время своего пребывания в Бурже Эпплтон стал одним из основателей Международной конфедерации электроакустической музыки ( [1] ). Его стимулирующее взаимодействие с композиторами многих стран привело его к мысли, что подобная организация в Соединенных Штатах могла бы помочь поднять авторитет электроакустической музыки в его собственной стране. В 1984 году вместе с небольшой группой композиторов-единомышленников Эпплтон помог основать Общество электроакустической музыки в США (SEAMUS). В конечном итоге какое-то время он занимал пост президента общества.
Летом 1984 года Эпплтон помог Мозесу Ашу , основателю Folkways Records , выпустить первые записи электроакустической музыки . По желанию Аша, эти записи остались в печати под эгидой Смитсоновского института/Folkways.
1990-е годы
[ редактировать ]В десятилетие 1990-х годов Эпплтон проводил все больше времени за границей: преподавал в Университете Кейо (Мита) в Токио, Япония , в течение трех лет и часто посещал Москву, Россия , где его вдохновлял энтузиазм молодых композиторов. Он призвал композитора и инженера Андрея Смирнова основать Терменвокс-центр при Московской консерватории . Эпплтон был впервые представлен российским музыкантам и артистам хоровым дирижером/этнологом Дмитрием Покровским (1944–1996), и с этого началось его композиционное возвращение к инструментальной и хоровой музыке, большая часть которой была написана для пианистки Юлии Туркиной и виолончелиста Александра Загоринского . В эссе под названием «Как я стал русским композитором» (2009) Эпплтон объясняет свою любовь к русской музыке и культуре, которую, по его мнению, привил ему отчим Александр Уолден. [ 4 ]
Также в это десятилетие Эпплтон написал две полнометражные оперы для хора из 1500 детей и профессионального оркестра. Работы « HOPI: Рождение пустыни» и «Последнее путешествие Жана-Галлапа де ла Перуза » были выполнены Аленом Жутаром по заказу Департамента музыки и танцев Генерального совета Приморских Альп в Ницце. Франция .
Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]Эпплтон умер 30 января 2022 года в своем доме в Вермонте в возрасте 83 лет. [ 5 ]
Работает
[ редактировать ]- «Аполлиана» (1970)
- "CCCP (In Memoriam: Anatoly Kuznetsov)" (1969)
- «Что означает Декларация прав человека и гражданина 1789 года для мужчин и граждан Маркизских островов» (1989)
- «Шедевр» (1967)
- «Дегитару признается» (1983)
- "Dima Dobralsa Domoy" (1996)
- «Доктор Квислинг в Стокгольме» (1971)
- «Причуды Джорджанны» (1966)
- «Прощание Джорджанны» (1975)
- «Посвящение Орфею» (1969)
- «Дань Миланесу» (1987)
- «Человеческая музыка» (1969)
- «В пустыне» (1977)
- «В Медиас Рес» (1978)
- «Королевская дорога № 8» (1970)
- «Мышиная песня» (1976)
- "Рок в аэропорту Ньюарка" (1969)
- «Мечта о невиновности» (1985)
- « Отаити » (1973)
- "Рок в аэропорту Сан-Франциско" (1996)
- «Спуйтен Дуйвил» (1967)
- «Стереоптикум» (1972).
- "Сидсинг Камкланг" (1976)
- «Синтрофия» (1977)
- «Таймс-сквер Таймс десять» (1969)
- « Я начал песню» (1996)
- "Яманотесен То Ко" (1997)
- «Зоотроп» (1974)
Записи
[ редактировать ]- Таймс-сквер, Таймс десять (1969)
- Appleton Syntonic Menagerie ( отчеты Flying Dutchman , 1969)
- Человеческая музыка (с Доном Черри ) (1970)
- Всемирный музыкальный театр Джона Эпплтона ( Folkways Records , 1974)
- Дартмутский цифровой синтезатор (Folkways, 1976)
- Музыка для синклавира и других цифровых систем: с Джоном Эпплтоном, композитором (Folkways, 1978)
- Сказка об Уильяме Маринере и Снежной королеве (1982)
- Две мелодрамы для Синклавира (Народные пути, 1982)
- Четыре фантазии для Синклавира (Folkways, 1982)
- CDCM (Консорциум по распространению компьютерной музыки) – Vol. 6: Компьютерная музыкальная студия (сериал) (1990)
- «Кишнёвый каньон»
- «Дегитару отказывается признаваться»
- Произведено в студии электронной музыки Bregman Дартмутского колледжа .
- Кентавр CRC 2052.
- Идентификатор выпуска Discogs 376127 .
- AllMusic Идентификатор альбома mw0001367376 .
- «Homenaje a Milanes», Джон Эпплтон и Нил Рольник, компьютерные музыкальные системы.
- Записано и спродюсировано при поддержке студии электронной музыки Bregman в Дартмуте.
- Кентавр CRC 2133.
- Идентификатор выпуска Discogs 623521 .
- AllMusic Идентификатор альбома mw0001826434 .
- OCLC 890729969 .
- CDCM – Том. 15: Виртуоз в компьютерную эпоху - V: Музыка для Мэтьюза / Boie Radio Drum and Radio Baton (1994)
- «Pacific Rimbombo», Макс Мэтьюз ( радиобарабан ) (1992)
- Кентавр CRC 2190
- Идентификатор выпуска Discogs 1773079 .
- AllMusic Идентификатор альбома mw0001371262 .
- Сказки памяти (ЦИФРОВЫЕ отпечатки, IMED 9635, 1996)
- Вундербра! (с Ахимом Треу ) (2003)
- Синтонный зверинец 2 (2003)
- Русская Музыка Финикия (2009)
- Двойники Скарлатти / Двойники Куперена Финикия (2013)
Библиография
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эпплтон, Джон (2009). «Как я стал русским композитором» . Русская Музыка, The ( CD ) (примечания). Монреаль : Издательство Phoenicia. п. 4. ISBN 978-0-9781-7494-1 . OCLC 431052321 . Получено 5 апреля 2021 г. - через Issuu .
- «Дискография Летучего голландца, 1969–1984» . Дискогс . Проверено 5 апреля 2021 г.
- Лион, Эрик Дэвид (2000). «Студия электронной музыки Брегмана в Дартмутском колледже» . Материалы Международной компьютерной музыкальной конференции 2000 г.: 27 августа – 1 сентября 2000 г. Том. 2000. Сан-Франциско . стр. 404–405. ISSN 2223-3881 . OCLC 1123664389 . Получено 25 марта 2021 г. - из библиотеки Мичиганского университета .
- «Три профессора Дартмута получили премию Гуггенхайма» . Ратленд Дейли Геральд . Том. 117, нет. 101. 28 апреля 1970. с. 11 (столбец 6) . Получено 5 апреля 2021 г. - через Newspapers.com . (см. Список стипендий Гуггенхайма, присужденных в 1970 году ).
- «Ранняя история Синклавира» . 500sound.com . Синклавир Европейские службы; © Кэмерон В. Джонс. нд . Проверено 14 августа 2009 г.
- Ваксенберг, Элиза (30 сентября 2005 г.). «Профессор музыки с большим стажем работы уезжает в Стэнфорд» . Дартмут . Ганновер, Нью-Гэмпшир : Дартмутский колледж . Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года . Проверено 17 октября 2014 г. — через Wayback Machine .
Обзоры и трактаты
[ редактировать ]- CDCM – Том. 11: Перкис, Тим (зима 1993 г.). «Обзор: Том 11 CDCM: Виртуоз в компьютерный век - II, Ларри Остин, Гарет Лоя, Крис Чейф, Декстер Моррилл, Нил Ролник, Родни Вашачка, Джон Эпплтон и Ларри Полански». Компьютерный музыкальный журнал . 17 (4). Массачусетский технологический институт : 85–86. дои : 10.2307/3680551 . JSTOR 3680551 . OCLC 7377038833 .
- CDCM – Том. 11: Сидней Морнинг Геральд, The ; Ковелл, Роджер (2 августа 1993 г.). «Записи - Компьютер - ключ к новым музыкальным мелодиям - Виртуоз в эпоху компьютеров: Серия компьютерной музыки CDCM, Том 11» . Путеводитель (обзор альбома). Том. целое нет. 48645. с. 10С . Проверено 12 марта 2021 г. - через Newspapers.com .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лейдер, Колби Нельсон (2001). «Эпплтон, Джон (Говард)» . В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 1 (из 29), «От Аристотеля» (2-е изд.). Макмиллан Паблишерс Лимитед . стр. 788–789. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.46152 . ISBN 0-3336-0800-3 . OCLC 5104830816 . Проверено 31 марта 2021 г.
- Лейдер, Колби Нельсон (ноябрь 2005 г.). «Наблюдения относительно Джона Эпплтона». Журнал ШИМУС . 17 (1–2). Беверли-Хиллз : Общество электроакустической музыки в США : 2–3. ISSN 0897-6473 . OCLC 671558123 . .
- Люнинг, Отто ; Слоусон, А. Уэйн ; Чиамага, Густав ; Чадабе, Джоэл ; Роджерс, Джон Эрл; Мама, Гордон (1975). Эпплтон, Джон ; Перера, Рональд К. (ред.). Развитие и практика электронной музыки . Прентис Холл, Inc. ISBN 978-0-1320-7605-0 . OCLC 905635109 . Проверено 5 апреля 2021 г.
- Вон, Женевьева (1986). «Эпплтон, Джон (Говард)» . У Хичкока, Х. Уайли ; Сэди, Стэнли (ред.). Словарь американской музыки New Grove . Том. 4 (из 4). Макмиллан Пресс . п. 61. ИСБН 9780943818368 . OCLC 5713592067 . Проверено 31 марта 2021 г.
- Умезаки, Кодзиро (2005). «Разговор с Джоном Эпплтоном». Журнал SEAMUS (интервью 11 ноября 2004 г.). 17 (1–2). Беверли-Хиллз : Общество электроакустической музыки в США : 4–5. ISSN 0897-6473 . OCLC 671558123 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1939 рождений
- 2022 смертей
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские композиторы-классики
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американский народ молдавско-еврейского происхождения
- Композиторы электроакустической музыки
- Преподаватели Дартмутского колледжа
- Выпускники Калифорнийского университета в Беркли
- Выпускники Университета Орегона
- Выпускники Колумбийского университета
- Преподаватели Оклендского университета
- Преподаватели Гарвардского университета
- Музыкальный факультет Стэнфордского университета
- Калифорнийский университет, факультет Санта-Крус
- Выпускники Рид-колледжа
- Музыканты из Лос-Анджелеса
- Академический состав Московской консерватории