Легкий спортивный самолет
Легкий спортивный самолет ( LSA ), или легкий спортивный самолет , представляет собой довольно новую категорию небольших, легких самолетов , которыми легко управлять. LSA, как правило, тяжелее и сложнее, чем сверхлегкие (также известные как «сверхлегкие») самолеты, но ограничения LSA по весу и характеристикам отделяют эту категорию от обычных самолетов GA . Стандартного описания LSA во всем мире не существует.
LSA в разных странах
[ редактировать ]Власти гражданской авиации разных стран имеют свои собственные спецификации и правила, определяющие категорию LSA.
Например, в Австралии Управление по безопасности гражданской авиации определяет легкий спортивный самолет как воздушное судно тяжелее воздуха или легче воздуха, за исключением вертолета, с максимальной полной взлетной массой не более 560 кг (1235 кг). lb) для судов легче воздуха; 600 кг (1323 фунта) для судов тяжелее воздуха, не предназначенных для эксплуатации на воде; или 650 кг (1433 фунта) для самолетов, предназначенных для эксплуатации на воде. [ 1 ] Он должен иметь максимальную скорость сваливания 45 узлов (83 км/ч; 52 мили в час) в посадочной конфигурации; максимум два места; максимальная скорость не ограничена, если только это не планер, скорость которого ограничена Vne 135 узлов CAS ; фиксированное шасси (кроме самолетов-амфибий, которые могут иметь переставляемое шасси, и планеров, которые могут иметь убирающееся шасси); негерметичная кабина; и один нетурбинный двигатель, приводящий в движение воздушный винт, если это самолет с силовой установкой. [ 1 ]
В Соединенных Штатах несколько отдельных групп самолетов могут использоваться как легкие спортивные. [ 2 ] Существующие сертифицированные самолеты и экспериментальные самолеты любительской постройки, подпадающие под определение, приведенное в 14CFR1.1. [ 3 ] приемлемы, как и самолеты, построенные в соответствии с отраслевыми стандартами, а не с требованиями летной годности ФАУ. Принятый консенсусный стандарт определен Международным техническим комитетом ASTM F37. [ 4 ] Самолеты, построенные в соответствии с консенсусным стандартом, могут быть построены на заводе и проданы со специальным сертификатом летной годности (S-LSA) или могут быть собраны из комплекта в соответствии с экспериментальными правилами (E-LSA) в рамках экспериментальной летной годности. Компания должна произвести и сертифицировать хотя бы один S-LSA, чтобы иметь право продавать комплекты E-LSA той же модели. На комплекты E-LSA не распространяются обычные требования экспериментальной любительской сборки (E-AB) 14 CFR 21.191. [ 5 ] который идентифицирует самолет, «большая часть которого была изготовлена и собрана лицами, которые осуществили проект строительства исключительно для собственного образования или отдыха».
Соединенные Штаты
[ редактировать ]ФАУ определяет легкий спортивный самолет как воздушное судно, отличное от вертолета или подъемной силы , которое с момента первоначальной сертификации продолжало соответствовать следующим требованиям: [ 6 ]
- Макс. Полная взлетная масса: 1320 фунтов (600 кг) или 1430 фунтов для гидросамолетов (650 кг).
- Макс. скорость сваливания: 45 узлов (83 км/ч; 52 мили в час) CAS
- Макс. скорость в горизонтальном полете (на уровне моря в стандартной атмосфере США ): 120 узлов (220 км/ч; 140 миль в час) CAS
- Макс. места: два
- Макс. двигатели/моторы: один (при наличии питания)
- Гребной винт: фиксированного шага или регулируемый на земле.
- Кабина: негерметичная
- Несущая система фиксированного шага, полужёсткая, балансирующая, двухлопастная, если это автожир.
- Шасси: фиксированное (кроме гидросамолетов и планеров)
- Лицензирование самолетов
- Может производиться и продаваться готовым к полету по новой специальной категории сертификации легких спортивных самолетов . Самолеты должны соответствовать отраслевым стандартам. Воздушные суда, соответствующие этой сертификации, могут использоваться для спорта и отдыха, летной подготовки и аренды самолетов.
- Может иметь лицензию на экспериментальный легкий спортивный самолет (E-LSA), если он построен в комплекте или по чертежам. Воздушное судно, имеющее данную сертификацию, может использоваться только для занятий спортом и отдыха, а также для обучения летному обучению владельца воздушного судна.
- Может быть лицензирован экспериментальный легкий спортивный самолет (E-LSA), если самолет ранее эксплуатировался как сверхлегкий, но не соответствует определению сверхлегкого транспортного средства в части 103 FAR. Эти самолеты должны были быть переведены в категорию E-LSA не позднее 31 января 2008 года.
- Будет иметь стандартную регистрацию ФАУ – N-номер.
- Категория и класс включают в себя: самолет (сухопутный/морской), автожир, дирижабль, воздушный шар, самолет с системой управления переносом веса («трехколесный велосипед», сухопутный/морской), планер и парашют с приводом.
- Разрешено производство легких спортивных самолетов в США или за рубежом.
- Пилоты-спортсмены могут управлять самолетами со стандартным сертификатом летной годности, отвечающим вышеуказанным требованиям. Однако самолет должен оставаться в стандартной категории и не может быть переведен в категорию легких спортивных самолетов.
- Может эксплуатироваться в ночное время, если самолет оборудован в соответствии с FAR 91.205, если такие операции разрешены эксплуатационными ограничениями самолета и пилот имеет как минимум сертификат частного пилота и медицинский минимум третьего класса.
Сертификация ФАУ
[ редактировать ]Несколько различных типов самолетов могут быть сертифицированы как LSA. Самолеты (как с двигателями, так и с планерами ), винтокрылые машины ( автожиры только , а не вертолеты ), парашюты с двигателем , самолеты с системой управления переносом веса (широко известные как трайки) и летательные аппараты легче воздуха (свободные аэростаты и дирижабли ) могут быть сертифицированы как LSA, если они соответствуют весу и другим нормам, установленным местным органом власти.
Определение LSA в США аналогично определению « сверхлегких » или « сверхлегких » самолетов в некоторых других странах. Определения сверхлегких самолетов в других странах, как правило, менее строгие, не ограничивая воздушную скорость, использование винтов изменяемого шага или ограничение полной массы в 1320 фунтов (600 кг).
Напротив, ФАУ США имеет отдельное определение сверхлегкого самолета, определенное в Федеральных авиационных правилах . Самолеты, соответствующие спецификациям сверхлегких самолетов США, чрезвычайно легкие (менее 254 фунтов с двигателем или 155 фунтов без двигателя), предназначены для эксплуатации одним пассажиром, имеют запас топлива не более пяти галлонов США (около 19 литров) максимальная калиброванная воздушная скорость не более 55 узлов (102 км/ч; 63 мили в час) и максимальная скорость сваливания не более 24 узлов (44 км/ч; 28 миль в час). Сверхлегкие самолеты в США не требуют лицензирования пилотов, медицинской сертификации или регистрации самолета .
Воздушные суда, сертифицированные как легкие спортивные самолеты, превышают ограничения, установленные для сверхлегких самолетов, и требуют, чтобы пилот имел как минимум сертификат спортивного пилота . Среди этих самолетов были обнаружены те, которые были специально разработаны с учетом требований LSA, а также сверхтяжелые сверхлегкие самолеты (широко известные как «толстые сверхлегкие самолеты»), которые ранее эксплуатировались с техническим нарушением 14 CFR 103.
Помимо самолетов, специально разработанных для удовлетворения требований LSA, некоторые сертифицированные самолеты, такие как оригинальный Piper Cub , подпадают под определение легкого спортивного самолета и могут эксплуатироваться лицами, имеющими сертификаты спортивных пилотов FAA. Однако самолет не может быть повторно сертифицирован как LSA: хотя спортивные пилоты могут управлять самолетами, имеющими обычную сертификацию, подпадающими под определение LSA, сами самолеты продолжают сертифицироваться в своих первоначальных категориях.
Несколько конструкторов и производителей комплектов экспериментальных самолетов разработали модели, соответствующие правилам для легких спортивных самолетов.
В июне 2012 года ФАУ заявило, что они вновь вернутся к программе LSA после того, как их собственные исследования показали, что «большинство» проверенных ими производителей LSA не смогли доказать, что они соответствуют стандартам. В заявлении ФАУ говорится, что в результате «первоначальная политика использования заявлений производителей о соответствии»… «должна быть пересмотрена». [ 7 ] AOPA отмечает, что это нормальное развитие созревающего стандарта. [ 8 ] и не ожидает каких-либо существенных изменений в правилах, а только более тщательного контроля со стороны ФАУ для обеспечения соблюдения.
24 июля 2023 года ФАУ объявило, что рассматривает возможность расширения категории легких спортивных самолетов за счет разработки новых технологий, в частности винтокрылых машин с электрическим приводом. [ 9 ]
LSA в новом спектре MOSAIC
[ редактировать ]Ожидается, что категория LSA будет значительно расширена с введением MOSAIC (модернизация специальной сертификации летной годности). Среди основных предлагаемых изменений - отмена действующего ограничения на максимальную массу, основанную на параметрах, связанных со скоростью сваливания, которая составит 54 узла при чистом самолете или с фиксированными или автоматическими механизированными механизаторами (вместо прежних 45 узлов). . Это позволит использовать более крупные самолеты (максимальный вес около 3000 фунтов, примерно 1350 кг), что позволит повысить запас безопасности, долговечность и комфорт для новых самолетов, сертифицированных в соответствии с этим новым стандартом. [ 10 ] В настоящее время MOSAIC находится в процессе общественных консультаций, которые продлятся около 90 дней (до середины октября), а окончательные положения запланированы на 2024 год.
Модели, сертифицированные FAA
[ редактировать ]Самолеты, которые отвечали требованиям к легкому спорту на момент объявления правил, появляются в списке ФАУ. [ 11 ] Здесь перечислены некоторые дополнительные модели самолетов S-LSA, E-LSA и E-AB, соответствующие требованиям легкого спорта. ФАУ ведет полный список одобренных моделей самолетов SLSA. [ 12 ]
Производитель | Дизайн | Двигатель | Макс. круиз | Макс. диапазон | Заказы | Доступность | Тип |
---|---|---|---|---|---|---|---|
3Xtrim | 3Xtrim Навигатор 600 | мощностью 100 л.с. Ротакс 912 S | 104 узла (193 км/ч) | 747 морских миль | 2008 | Проверенный | |
Передовые композитные решения | АСУ-100 Сора | 120 узлов (222 км/ч) | Набор | ||||
Аэропро / fly-Aerotrek.com | Aerotrek A240 (трехколесный велосипед) или A220 (хвостовой тягач) ( EuroFox ) | Ротакс 912 А/912 С | 115 узлов (213 км/ч) | 570 миль (1060 км) | 300+ продано | с 1990 года | Проверенный |
Аэропракт Производство | А-22ЛС (трехколесный привод) | Rotax 912UL , Rotax 912ULS или Rotax 912 iS | 110 узлов (210 км/ч) | 594 миль (1100 км) | с 2016 года | Проверенный | |
АМД | Зодиак 650B (S-LSA) | Континенталь О-200 + Другие | 120 узлов (222 км/ч) | Проверенный | |||
Авиасуд Инжиниринг | Авиасуд Мистраль | Ротакс 582 DCDI | 65 узлов (120 км/ч) | 270 миль (500 км) | Проверенный | ||
БОТ Самолет | SC07 Скоростной крейсер | Rotax 912ULS или двигатель D LF26 | 116 узлов (215 км/ч) | 648 миль (1200 км) | 2016 | E-LSA, ожидается сертификация S-LSA | |
Бризер | Бризер | Ротакс 912 UL2 | 96 узлов (178 км/ч) | 497 миль (920 км) | |||
СГС Авиация | Hawk Arrow II SLSA | Ротакс 582 , Ротакс 912 F, HKS 700e , HKS 700T , Jabiru 2200 | 70 узлов (130 км/ч) | 130 морских миль | 170+ (с 1992 г.) | 2008 | Проверенный |
Цессна | Цессна 162 | Континенталь О-200 Д | 112 узлов (207 км/ч) | 470 миль (870 км) | 195 (февраль 2014 г.). 80 в наличии на запчасти | С 2009 г. – прекращено с февраля 2014 г. | Проверенный |
Циррус Дизайн | Циррус СРС | Ротакс 912 S | 120 узлов (222 км/ч) | Неизвестно, проект приостановлен | Проверенный | ||
Приходите в Икар | Икарус С42 (80 л.с.) | Ротакс 912 Ф | 105 узлов 194 км/ч | Проверенный | |||
Детеныши ремесленников | CubCrafters CC11-160 Carbon Cub SS | Титан 340CC, 180 л.с. | 88 узлов (163 км/ч) | 391 миль (724 км) | 300+ | 2009 | Комплект ELSA/сертифицированный |
Чешский спортивный самолет | СпортКруизер/ПайперСпорт | Ротакс 912 S | 118 узлов (218 км/ч) | 600 миль (1100 км) | 170+ доставлено | Доступен с 2006 года. | Проверенный |
Чешские спортивные самолеты / Wet Aero США | CZAW Русалка | Джабиру 3300 или Ротакс 912 S | 110 узлов (204 км/ч) | 450 миль (830 км) | 2006 | Проверенный | |
ДОВА Самолеты | ДВ-1 НЕБЕСНЫЙ ЛИСТ | Ротакс 912 S | 124,19 узлов (230 км/ч) | 539 миль (998 км) | 2004 | Проверенный | |
Эколот | Эколот КР-030 Топаз | Ротакс 912UL | 119 узлов (137 миль в час) | 2010 (Польша) | Сертифицировано LSA | ||
Европа Самолеты | Европа XS | Rotax 912/912 ULS/ 914 или Jabiru Aircraft | 120 узлов (222 км/ч) | 750 морских миль | 2009 | Набор | |
ФАНТАЗИЙНЫЙ ВОЗДУХ | Аллегро 2007 | Ротакс 912 F или 912 S | 119 узлов (220 км/ч) | 750 миль (1390 км) | 2008 | Проверенный | |
FK-Световые самолеты | FK12 Комета | Ротакс 912UL/ULS ,
914 или Лайкоминг IO-233 |
97 кун
(112 миль в час) |
351 нм
(404 миль) |
1997 | Проверенный | |
Дизайн полета | Конструкция полета CTsw: CTLS: CTLSi | Ротакс 912С; Ротакс 912iS | 120 узлов (222 км/ч) | 850 миль (1570 км) | 350+ | 2005 | Проверенный |
Авиация высшего класса | Спорт Хорнет ЛРС | Ротакс 912 F или Ротакс 582 | 100 узлов (185 км/ч) | 450 миль (830 км) | 040+ | 2009 | Проверенный |
JIHLAVAN planes, s.r.o. | Скайлидер 600 [ 13 ] | Ротакс 912 100 л.с. и 115 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 860 миль (1590 км) | Доступный | Проверенный | |
JMB Самолет | ВЛ3 | Ротакс 916 | 180 кун
(280 км/ч) |
1500 миль
(2700 км) |
500+ | с 2012 года | Проверенный |
ИКОНА Самолеты | ЗНАЧОК А5 | Ротакс 912 IS | 105 узлов (121 миль в час; 194 км / ч) | 300 миль (350 миль; 560 км) | 1500+ | 2015 | Одобрено ФАУ |
Китфокс Самолет | Денни Китфокс | Ротакс 912 S | 109 узлов (201 км/ч) | 530 миль (980 км) | 4000+ (с 1984 г.) | 2008 | Комплект ELSA/сертифицированный |
Райские самолеты | Рай П-1 | 100 л.с., Ротакс 912 S | 120 узлов (184 км/ч) | 747 миль (1383 км) | 2008 | Проверенный | |
Пиписстрел | Пиписстрел Синус LSA | Ротакс 912 80 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 790 миль (1460 км) | 1000+ (синус и вирус вместе взятые) | с 1995 года | Сертифицированный LSA самолет и планер RTF и комплект |
Пиписстрел | Вирус пиписстрела LSA | Ротакс 912 80 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 790 миль (1460 км) | 1000+ (синус и вирус вместе взятые) | с 1999 года | Сертифицированный LSA самолет и планер RTF и комплект |
Пиписстрел | Pipistrel Virus SW LSA | Ротакс 912 80 л.с. и 100 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 790 миль (1460 км) | 1000+ (синус и вирус вместе взятые) | с 2008 года | Сертифицированный LSA самолет и планер RTF и комплект |
Пиписстрел | Пиписстрел Телец LSA | Ротакс 503 , 55 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 150 миль (280 км) | с 2004 года | Сертифицированный планер LSA RTF | |
Пиписстрел | Пиписстрел Альфа Трейнер | Ротакс 912 80 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 790 миль (1460 км) | с 2012 года | Сертифицированный самолет LSA RTF | |
Прогрессивный Аэродин | СиРэй Элит ЛСА | Ротакс 914 | 91 кун (105 миль в час) | 379 миль (436 миль; 702 км) | Комплект LSA/сертифицированный | ||
Прогрессивный Аэродин | СиРей Спорт ЛСА | Ротакс 912UL | 80 узлов (92 миль в час) | 363 миль (418 миль; 672 км) | Сертифицировано LSA | ||
Радуга Эйркрафт (ПТИ) Лтд. | Гепард XLS | Rotax 912 или Rotax 582 или Jabiru 2200 A | 83 узла (153 км/ч) | 450 миль (830 км) | 100+ | 2001 | Комплект ELSA/сертифицированный |
Весла для самолета | Весла Г-3 | Ротакс 912 S, 100 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 550 миль (1020 км) | 2007 | Проверенный | |
Весла для самолета | GX Весла | Ротакс 912 S 100 л.с. | 115 узлов (212 км/ч) | 450 миль (830 км) | Проверенный | ||
Ренегат Лайт Спорт первоначально T&T Aviation |
Сокол ЛС | Lycoming IO-233-LSA | 112 кун
(129 миль в час) |
460 миль
(529 миль) |
2010 | Сертифицировано LSA | |
Скайтон | Скайтон К-10 Свифт | Ротакс 912 S, 100 л.с. | 120 узлов (222 км/ч) | 486 миль (900 км) | 2006 | Проверенный | |
СкайРаннер, ООО. | СкайРаннер МК 3.2 | 914 УЛ | 35 узлов (40 миль в час; 65 км / ч) | 120 нм | 2016 | Одобрено ФАУ / S-LSA | |
Слинг Самолет | Слинг 2 | Rotax 912 iS или 912 ULS | 120 узлов (222 км/ч) | 750 миль (1390 км) | 320+ | 2010 | Сертифицированный RTF и комплект |
ТЛ Сверхлегкий | TL Сверхлегкий TL-96 Звезда | Ротакс 912 Ф | 120 узлов (222 км/ч) | 790 миль (1460 км) | 70+ | Доступный | Проверенный |
Штормовой самолет | Штормовое ралли | Ротакс 912 S | 120 узлов (222 км/ч) | 450 миль (830 км) | 2004 | Проверенный | |
Штормовой самолет | Штормовой век | Ротакс 912 S | 120 узлов (222 км/ч) | 450 миль (830 км) | 2004 | Проверенный | |
Текнам Самолет | Текнам P2004 | Ротакс 912 S | 116 узлов (222 км/ч) | 100+ | 2005 | Проверенный | |
Террафугия | Переход Террафугия | Rotax 912 S (при наличии сертификата) | 93 кун (107 миль в час) | 450 миль (520 миль) | 100 | 2012 | Запланированы эксперименты/сертификация (по состоянию на апрель 2012 г.) [update]) |
Самолет Вана | РВ-12 ИС | Ротакс 912 IS | 117 узлов (217 км/ч) | 564 миль (1045 км) | 1000+ | 2008 | Комплект ELSA/сертифицированный |
Европа
[ редактировать ]В июне 2011 года Европейское агентство авиационной безопасности опубликовало CS-LSA «Спецификации сертификации легких спортивных самолетов». [ 14 ] Это привело к появлению новой категории производимых спортивных самолетов, аналогичных категории легких спортивных самолетов, встречающихся в США и других странах.
Австралия
[ редактировать ]Новая сертификационная категория «Легкие спортивные самолеты» вступила в силу 7 января 2006 года. [ 15 ] Эта категория не заменяет предыдущие категории, а создает новую категорию со следующими характеристиками: [ 16 ]
- Максимальная взлетная масса 600 или 650 кг (1323 или 1433 фунта) для самолета, предназначенного и сконфигурированного для эксплуатации на воде, или 560 кг (1235 фунтов) для самолета легче воздуха.
- Максимальная скорость сваливания в посадочной конфигурации (Vso) CAS 45 узлов (83 км/ч).
- Максимум два пассажира, включая пилота.
- Неподвижное шасси. Планер может иметь убирающееся шасси. (Для самолета, предназначенного для эксплуатации на воде, предусмотрено фиксированное или переставляемое шасси)
- Одиночный нетурбинный двигатель с воздушным винтом.
- Негерметичная кабина.
- Если самолет представляет собой планер, максимальная скорость (Vne) никогда не превышает 135 узлов (250 км/ч) CAS.
Легкие спортивные самолеты могут представлять собой самолеты заводского изготовления или комплекты для любительской постройки.
Япония
[ редактировать ]26 декабря 2022 года Бюро гражданской авиации Японии внесло поправки в циркуляр по безопасности полетов № 1-006 и уточнило свою позицию в отношении LSA. Существенная разница между Японией и другими странами, описанными выше, заключается в том, что LSA в Японии определяется как тип экспериментального самолета, т. е. несертифицированного самолета, аналогичного самолету любительской постройки, но не практического самолета, т. е. сертифицированного самолета. Разрешение на испытательные полеты и т. д. от министра земли, инфраструктуры, транспорта и туризма необходимо для эксплуатации LSA в Японии, а также других несертифицированных самолетов. Для эксплуатации LSA в Японии самолету, как и другим несертифицированным самолетам, требуется разрешение на испытательные полеты и т. д. от министра земли, инфраструктуры, транспорта и туризма. Поскольку полет LSA номинально является испытательным полетом неизвестного экспериментального самолета, у пилота может не быть лицензии, а дальность полета в основном ограничивается до 3 км от точки взлета/посадки, избегая жилых районов. Если пилот LSA намеревается вылететь за пределы вышеуказанного диапазона или приземлиться за пределами точки взлета, пилот должен иметь лицензию частного пилота или лицензию более высокого уровня и действующий сертификат авиационного медицинского врача. Требуемые характеристики LSA в Японии смоделированы по образцу S-LSA в США. С другой стороны, классификация E-LSA не была введена, поэтому LSA, построенные как в комплекте, так и по плану, считаются самолетами любительской постройки. Импортированный LSA, сертифицированный как CS-LSA, считается LSA в порядке исключения, даже если он не соответствует характеристикам LSA в Японии. [ 17 ]
- Максимальная полная взлетная масса: 1320 фунтов или 1430 фунтов для гидросамолетов.
- Максимальная скорость в горизонтальном полете: 120 узлов CAS.
- Максимальная скорость сваливания: 45 узлов CAS.
- Максимальное количество мест: два
- Максимальное количество двигателей: один (только поршневой двигатель)
- Гребной винт: фиксированного шага или регулируемый на земле.
- Кабина: негерметичная
- Шасси: фиксированное (кроме гидросамолетов)
- Другие требования: Разработано, изготовлено, качество гарантировано производителем и соответствует стандартам ASTM LSA.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Консультативный циркуляр CASA AC 21-41(0): Сертификат летной годности легкого спортивного самолета получен 3 августа 2011 г.
- ^ ФАУ
- ↑ 14CFR1.1. Архивировано 11 ноября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ АСТМ
- ^ CFR14.21.191
- ^ ЕАА
- ^ Пью, Гленн (29 июня 2012 г.). «ФАУ: Сертификацию SLSA следует пересмотреть» . AVweb . Проверено 2 июля 2012 года .
- ↑ AOPA 2012. Архивировано 10 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Ведущий, Пэт (5 декабря 2023 г.). «Изменение правил MOSIAC ФАУ может открыть путь к сертификации сверхлегких самолетов eVTOL» . Авионика Интернэшнл . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Светокрылы. «МОЗАИКА: новое начало американской авиации» . Блог Lightwings.eu .
- ^ Легкий спортивный самолет: существующие модели с сертификатом типа
- ^ Федеральное управление гражданской авиации США (23 августа 2023 г.). «Справочник марок и моделей специальных легких спортивных самолетов (SLSA)» . faa.gov .
- ^ «Скайлидер 600 — металлический двухместный» .
- ^ CS-LSA
- ^ Сводка: категория «Легкие спортивные самолеты». Архивировано 8 января 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Австралийское определение «легкого спортивного самолета» можно найти в Словаре правил безопасности гражданской авиации.
- ^ Циркуляр JCAB по безопасности полетов № 1-006 получен 29 декабря 2022 г.
- «Легкий спортивный самолет» . Авиация общего назначения и прогулочные самолеты . США Федеральное управление гражданской авиации .
- «Легкий спортивный самолет» . Авиационные интересы . Ассоциация экспериментальной авиации .
- «Часто задаваемые вопросы о спортивном пилоте» . Ассоциация владельцев самолетов и пилотов . 6 июля 2007 г.
- «Ассоциация производителей легких самолетов» .
- «Легкий спортивный самолет» . База данных легкой авиации с возможностью поиска . Световые самолеты.