Ротакс
![]() | |
Тип компании | Частная компания |
---|---|
Промышленность | Машиностроение |
Основан | 1920 |
Штаб-квартира | , |
Продукты | Двигатели внутреннего сгорания |
Владелец | BRP-Powertrain Management GmbH, BRP Holdings (Австрия) ГмбХ |
Родитель | Товары для отдыха Bombardier |
Веб-сайт | www |
Rotax — торговая марка ряда двигателей внутреннего сгорания , разработанных и производимых австрийской компанией BRP-Rotax GmbH & Co KG. [ 1 ] (до 2016 года BRP-Powertrain GmbH & Co. KG), в свою очередь принадлежавшая канадской Bombardier Recreational Products (BRP). Под брендом Rotax компания является одним из крупнейших в мире производителей легких поршневых двигателей. [ 2 ]
двигатели Rotax Четырехтактные и усовершенствованные двухтактные используются в самых разных небольших наземных, морских и воздушных транспортных средствах. Bombardier Recreational Products использует их в собственной линейке таких транспортных средств. [ 3 ] С 1990-х годов Rotax является доминирующим в мире поставщиком двигателей для сверхлегких самолетов и легких спортивных самолетов, а также крупным производителем двигателей для других легких самолетов. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
История
[ редактировать ]Компания была основана в 1920 году в Дрездене , Германия, как ROTAX-WERK AG. В 1930 году она была поглощена Fichtel & Sachs и перенесла свою деятельность в Швайнфурт , Германия. Производство было перенесено в Вельс , Австрия, в 1943 году и, наконец, в Гунскирхен , Австрия, в 1947 году. В 1959 году большая часть акций Rotax была передана во владение. [ 9 ] венской компанией Lohner-Werke , производителем кузовов легковых и железнодорожных вагонов.
В 1970 году Lohner-Rotax была куплена канадской Bombardier Inc. Бывшее подразделение Bombardier, Bombardier Recreational Products, ныне независимая компания, использует двигатели Rotax в своих наземных транспортных средствах, личных плавсредствах и снегоходах . [ 3 ]
Приложения
[ редактировать ]Снегоходы
[ редактировать ]Первоначально двигатели Rotax применялись в снегоходах Ski-Doo от Bombardier Recreational Products, включая двухтактные и четырехтактные, двух- и трехцилиндровые модели с турбонаддувом и без наддува. [ 10 ]
Самолет
[ редактировать ]Rotax является одним из основных мировых поставщиков авиационных двигателей для сверхлегких самолетов , легких самолетов и беспилотных летательных аппаратов . [ 2 ] В период с 1985 по 1995 год было продано 60 000 двигателей Rotax для авиационных силовых установок. [ 2 ] В классе легких самолетов в 1998 году компания Rotax превзошла всех остальных производителей авиационных двигателей вместе взятых. [ 4 ] Их четырехтактные двигатели использовались на большинстве сертифицированных в США легких спортивных самолетов , когда они впервые появились примерно в 2004 году. [ 5 ] Спустя два десятилетия двигатели Rotax остаются самой популярной линейкой двигателей для легких спортивных и сверхлегких самолетов. [ 6 ] [ 7 ] и второй по популярности (после Lycoming Engines ) среди самолетов экспериментальной/любительской постройки (E/AB) в США. [ 8 ]
Двухтактные авиационные двигатели
[ редактировать ]Rotax с воздушным охлаждением Двухтактные двигатели начали появляться на сверхлегких самолетах в начале 1980-х годов с парой одноцилиндровых двигателей Rotax 185 мощностью 9,5 лошадиных сил. [ 11 ] [ 12 ] на одноместном сверхлегком автомобиле Lazair к 1982 году. [ 12 ] Вскоре появится 26-сильный одноцилиндровый Rotax 277. [ 11 ] стал наиболее широко используемым двигателем для сверхлегких самолетов в США (и для многих остается единственным двигателем Rotax, который они могут использовать для обеспечения достаточной мощности самолета и при этом оставаться в пределах установленных FAA ограничений по весу для сверхлегких самолетов, которыми можно управлять без лицензии пилота). ). [ 13 ]
Номера моделей двухтактных Rotax приблизительно соответствуют объему двигателя (в кубических сантиметрах), а первые две цифры (начиная с 277 и далее) очень примерно соответствуют мощности двигателя (например: Двигатель Rotax 447 имеет объем 437 куб.см и имеет номинальную мощность при 40 л.с.). [ 11 ]
Последующие разработки ранних моделей включали двухцилиндровые, двухтактные Rotax 377 , Rotax 447 и Rotax 503 , все они были запущены в производство к 1985 году. [ 11 ] (последний из них, 503, был снят с производства в 2010–2011 годах, на тот момент это был самый популярный двигатель в своем классе, который все еще широко использовался по состоянию на 2023 год). [ 14 ] Более поздние двухтактные конструкции включали Rotax 532 (около 1984 г.) и Rotax 582 , оба из которых дополняли воздушное охлаждение головками цилиндров с жидкостным охлаждением. [ 11 ]
Большинство двухтактных двигателей Rotax были рассчитаны, рекомендованы или зарегистрированы с TBO (время между капитальными ремонтами) около 150–300 часов (по сравнению с 1200–2000 часами для сертифицированных государством обычных четырехтактных двигателей для легких самолетов). хотя более поздние модели немного улучшили это. [ 15 ]
Четырехтактные авиационные двигатели
[ редактировать ]Двигаясь к более требовательным авиационным применениям, Rotax к 1989 году разработала четырехтактный четырехцилиндровый двигатель: Rotax 912 с турбонаддувом мощностью 115 лошадиных сил с версиями мощностью от 80 до более 100 лошадиных сил, за которым последовал Rotax 914 . [ 5 ]
Четырехтактные двигатели Rotax отличаются от обычных четырехтактных авиационных двигателей необычно малым рабочим объемом для такой мощности, что компенсируется более высокой, чем обычно, частотой вращения (более 5000 об/мин). Для снижения частоты вращения гребного вала до нормальной скорости вращения воздушного винта самолета (около 2300-2400 об/мин) в двигателях используется понижающий редуктор . [ 5 ] Они также предназначены для использования моторного спирта до 10% с содержанием этанола . [ 16 ] [ 17 ]
Первоначально эти двигатели имели общий ресурс работы 600 часов, что меньше, чем у традиционных двигателей легких самолетов. [ 5 ] [ 18 ] [ 19 ] Но опыт эксплуатации и модификации для решения конкретных проблем с надежностью постепенно увеличили общий срок службы до 2000 часов. [ 5 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 17 ] Независимое статистическое исследование данных об авариях, проведенное правительством США в 2022 году, показало, что семейство Rotax 912 имеет самый низкий уровень отказов среди шести наиболее распространенных линеек двигателей, используемых в зарегистрированных самолетах экспериментальной/любительской постройки (E/AB). [ 8 ]
К 2014 году Rotax произвела и продала 50 000 четырехтактных двигателей 912/914. [ 5 ] Более поздние модели увеличили мощность, с несколькими вариантами семейства 912 и новым 135-сильным Rotax 915 iS . [ 5 ] [ 20 ]
Линейка четырехтактных авиационных двигателей Rotax сразу же стала доминировать в развивающейся категории сертифицированных в США « легких спортивных самолетов » (LSA), приводя в движение большинство из них. [ 6 ] [ 14 ] Один репортер средств массовой информации общей авиационной отрасли обнаружил, что 70-80% из 66 000 самолетов, которые он идентифицировал во всем мире, использовали четырехтактные двигатели Rotax. [ 14 ] Серия 912/914/915 также используется на более крупных сертифицированных самолетах, включая Diamond Katana , а также двухмоторные Tecnam P2006T и Leza/ Lockwood Aircam . [ 6 ]
Мотоциклы
[ редактировать ]Подразделение Can-Am компании Bombardier Inc. начиная с 1971 года разработало линейку мотоциклов с двигателями Rotax. Производство мотоциклов Can-Am было передано на аутсорсинг компании Armstrong-CCM Motorcycles в 1983 году, а производство закончилось в 1987 году.
Can-Am возобновила производство мотоциклов, выпустив серию дорожных трехколесных мотоциклов, начиная со Spyder , с двигателями Rotax. По состоянию на 2020 год существует три модели: Ryker использует 2-цилиндровый 600 ACE и 3-цилиндровый 900 ACE, Spyder F3 и Spyder RT используют 3-цилиндровый 1330 ACE. 1000 V-твин 5сп. [ 21 ]
В мире мотоциклов Rotax особенно известны своими одноцилиндровыми двигателями сравнительно малого и среднего объема. Несколько крупных производителей мотоциклов, которые известны своими запатентованными, но более крупными двигателями, используют двигатели Rotax в своих меньших моделях.
В качестве примера большего объема двигателя Rotax разработала параллельный сдвоенный двигатель объемом 798 куб.см совместно с BMW и для BMW, который производился с 2006 по 2020 год.
Бренды, использующие двигатели Rotax, включают:
- Aprilia Pegaso , Aprilia RSV Mille , Aprilia RSV 1000 R , Aprilia Tuono the Falco и Futura.
- АТК 250, 350, 406, 560, 604, 605
- BMW F650 , BMW F800S , BMW F800ST , BMW F800GT , BMW F800R , BMW F800GS
- Бьюэлл 1125, 604, 636 куб.см.
- Харлей-Дэвидсон МТ500
- КТМ
- Бесподобный
- МВ Агуста
- МЗ
Персональный гидроцикл
[ редактировать ]По состоянию на 2020 год все Sea-Doo марки персональные гидроциклы от Bombardier Recreational Products оснащаются четырехтактными трехцилиндровыми двигателями Rotax с наддувом и без наддува серии Advanced Combustion Efficiency (ACE). [ 22 ]
Внедорожники
[ редактировать ]Внедорожники Can-Am от Bombardier Recreational Products оснащены двигателями Rotax. [ 23 ]
Картинг
[ редактировать ]Компания представила Rotax Max для картинга в 1998 году и начала организовывать соревнования Rotax Max Challenge в 2000 году.
Продукты
[ редактировать ]Авиационные двигатели
[ редактировать ]
Двигатели Rotax, разработанные специально для легких самолетов, включают как четырехтактные, так и двухтактные модели.
Текущие модели:
- Серия Rotax 912 , четырехтактный
- Серия Rotax 914 , четырехтактный
- Серия Rotax 915 , четырехтактный
- Серия Rotax 916 , четырехтактный
Модель | 912 А/Ф | 914 Ф2/Ф3/Ф4 [ 25 ] | 912 S/iSc Спорт | 915 iSc A/B - 916 iSc3 B |
---|---|---|---|---|
Сертификация типа | 25 сентября 1989 г. | 15 мая 1996 г. | 27 ноября 1998 г. | 14 декабря 2017 г. |
Конфигурация | 4-тактный , 4-цилиндровый оппозитный двигатель , искровое зажигание , головки с жидкостным охлаждением , с напорным воздушным охлаждением цилиндры , сухой картер | |||
Стремление | естественный | турбокомпрессор | естественный | турбокомпрессор + интеркулер |
Доставка топлива | 2 × CD карбюратора | впрыск , двухканальный FADEC | ||
Топливо | автомобильный бензин или AVGAS | |||
Гладить | 61 мм / 2,40 дюйма | |||
Отверстие | 79,5 мм / 3,13 дюйма | 84 мм / 3,31 дюйма | ||
Смещение | 1211 см3 / 73,9 куб.дюйма | 1352 см3 / 82,5 куб.дюйма | ||
Сжатие | 9:1 | 10.8:1 | 8.2:1 | |
Передаточное число | 2.27:1 / 2.43:1 | 2.43:1 | 2.55:1 | |
Длина | 590 мм / 23,2 дюйма | 665 мм / 26,2 дюйма | 596 мм / 23,5 дюйма | 657 мм / 25,9 дюйма |
Высота | 375 мм / 14,8 дюйма | 531 мм / 20,9 дюйма | 398 мм / 15,7 дюйма | 398 мм / 15,7 дюйма |
Ширина | 576 мм / 22,7 дюйма | 578 мм / 22,8 дюйма | ||
Сухой вес | 57,1–59,8 кг / 125,88–131,8 фунта | 71,7–74,4 кг / 158–164 фунта | 58,3–64,4 кг / 128,52–142 фунта | 84,6–85,2 кг / 186,4–187,8 фунтов |
Взлетная мощность | 59,6 кВт (79,9 л.с.) | 84,5 кВт (113,3 л.с.) | 73,5 кВт (98,6 л.с.) | 100–117 кВт (134–157 л.с.) |
Взлетное число оборотов в минуту | 5800 |
К историческим моделям, снятым с производства, относятся:
- Ротакс 275 , двухтактный.
- Ротакс 277 , двухтактный
- Ротакс 377 , двухтактный
- Rotax 447 UL, двухтактный
- Rotax 503 UL, двухтактный
- Rotax 532 UL, двухтактный
- Rotax 535. Двухтактный двигатель, сертифицированный [ 26 ]
- Rotax 582 UL, двухтактный
- Rotax 618 UL, двухтактный
Картинговые двигатели
[ редактировать ]Картинговый двигатель Rotax MAX представляет собой серию двухтактных двигателей, выпущенную в 1997 году. [ 27 ]
OEM
[ редактировать ]Компания также производит двигатели, детали и силовые агрегаты других производителей для производителей оригинального оборудования (OEM). [ 28 ] Область применения включает мотоциклы и скутеры с полными двигателями, включая Rotax 122 и Rotax 804 . [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ BRP-Powertrain GmbH & Co. KG (2014 г.). «Профиль компании на сайте brp-powertrain.com» . Архивировано из оригинала 17 марта 2015 года . Проверено 1 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Ганстон, Билл : «Rotax», в «Австрии», в «Авиационных двигателях», в «Jane's All the World's Aircraft» , 1995–96, (1995), стр. 690, ISBN 0-7106-1262-1 , Колсдон, Суррей, Великобритания
- ^ Jump up to: а б «Товары и транспортные средства для отдыха Bombardier — BRP США» . brp.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Ганстон, В.; « Всемирная энциклопедия авиационных двигателей », 4-е издание, Патрик Стивенс Ltd, 1998, стр. 170.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Буш, Майк: «Нестандартно: Rotax 912 восхитительно отличается», 1 июня 2017 г., AOPA Pilot , Ассоциация владельцев самолетов и пилотов , получено 29 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пиментел, Дэн: «Глубокое погружение в двигатели Rotax LSA: Фил Локвуд дает представление о самом популярном легком спортивном двигателе», 18 февраля 2022 г., Flying , получено 29 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Устранение неполадок двигателей сверхлегких самолетов Rotax», Ultralight News, получено 29 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Вантая, Рон: «Самодельные аварии: передача эстафеты двигателя», 19 декабря 2022 г., Kitplanes, получено 29 июня 2023 г.
- ^ «История предприятия до 1969 года» . Проверено 14 февраля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Двигатели для снегоходов Ротакс» . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Ротакс» в разделе «Двигатели» в книге « Сверхлегкие и сверхлегкие самолеты мира» Бергера-Берра, 2-е изд., стр. 493–495 (1985); Хейнс; Сомерсет, Англия, Великобритания; ISBN 0-85429-481-3
- ^ Jump up to: а б «Lazair Series III…» в «Продажи сверхлегких самолетов» в «Канаде» в книге « Сверхлегкие и сверхлегкие самолеты мира» Бургера-Берра, 2-е изд., стр. 101 (1985); Хейнс; Сомерсет, Англия, Великобритания; ISBN 0-85429-481-3
- ^ Бургер, Ален-Ив и Норман Берр: Сверхлегкие и сверхлегкие самолеты мира Бургер-Берра, 2-е изд., (1985); Хейнс; Сомерсет, Англия, Великобритания; ISBN 0-85429-481-3
- ^ Jump up to: а б с Джонсон, Дэн: «Что будет доступно в 2022 году? Новый «503», колесные экипажи и двухместные PPG», 3 февраля 2022 г., ByDanJohnson.com, получено 29 июня 2023 г.
- ^ «Устранение неисправностей авиационного двигателя Rotax с воздушным охлаждением, отчеты об устранении неисправностей Rotax 185, 277, 377, 503, Том 2», Ultralight News, получено 29 июня 2023 г.
- ↑ Твомбли, Ян Дж.: «Легкие самолеты равны легкому обслуживанию?» , 6 мая 2011 г., AOPA Pilot , Ассоциация владельцев самолетов и пилотов , получено 29 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Лейневебер, Эд: «Проблемы эксплуатации и технического обслуживания двигателей Rotax серии 912: интервью с Брайаном Мейерхофером из компании Leading Edge Air Foils», Midwest Flyer, август 2011 г., получено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Руководство по интервалам обслуживания Rotax» (для 912/914), ConAir Sports, через Ассоциацию легкой авиации (Великобритания), получено 11 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «СБ-912-005» / «Технический бюллетень 912-05 Р 2 Специальная проверка для увеличения межремонтного объема двигателя » , 19 июля 1996 г., Rotax , получено 11 июля 2023 г.
- ^ Хорн, Томас А.: «Rotax набирает мощность», 21 июля 2015 г., AOPA Pilot , Ассоциация владельцев самолетов и пилотов , получено 29 июня 2023 г.
- ^ «Модели 2021 года» . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Двигатели Rotax — высокопроизводительные двигатели для гидроциклов Sea-Doo» . Архивировано из оригинала 25 октября 2020 года . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Модели Off-Road 2021 года: модели Side-by-Side и ATV» . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Паспорта сертификатов типа для серии Rotax 912» (PDF) . EASA. 15 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 октября 2020 г. . Проверено 26 ноября 2020 г.
- ^ «Паспорта сертификатов типа для Rotax 914» (PDF) . EASA. 5 сентября 2016 г.
- ^ «Глейзер-Диркс ДГ500М» . aopa.org . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Гшоссман Доминик. «Картовый моторный бизнес BRP-Powertrain» . rotax-kart.com . Архивировано из оригинала 24 июня 2015 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ Гшоссман Доминик. «Мы создаем ваш двигатель — Дом» . rotax-oem.com . Проверено 24 сентября 2015 г.
- ^ «Старсайт» . БРП-Ротакс . Архивировано из оригинала 11 марта 2015 года . Проверено 24 сентября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Внешние видео | |
---|---|
![]() |
- Производители авиационных двигателей Австрии
- Товары для отдыха Bombardier
- Производственные компании, основанные в 1920 году.
- Производители картов
- Производители мотоциклетных двигателей
- Производители мотоциклов Австрии
- Двухтактные бензиновые двигатели
- Автомобильные спортивные и производительные компании
- Австрийские бренды
- 1920 заведений в Германии
- Производители двигателей Австрии
- Экономика Верхней Австрии