ФУЛРО повстанческое движение
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Объединенный фронт освобождения угнетенных рас ( фр . Front uni de lutte des Races opprimées , сокращенно FULRO) вел почти три десятилетия мятеж против правительств Северного и Южного Вьетнама , а затем и объединенной Социалистической Республики Вьетнам . Повстанцы ФУЛРО представляли интересы коренных мусульманских и индуистских чамов , монтаньяров и буддийских кхмеров-кромов против этнических кинь-вьетнамцев . Их поддерживали и оснащали Китай и Камбоджа в соответствии с интересами этих стран в войнах в Индокитае .
Фон
[ редактировать ]Мусульманские и индуистские чамы были остатками Королевства Чампа , которое было завоевано Вьетнамом в серии войн . Последний остаток Королевства Чам был завоеван в 1832 году вьетнамским императором-экспансионистом Минь Монгом . Чамы под руководством мусульманского проповедника Катипа Сумы объявили джихад против вьетнамцев, но восстание в конечном итоге было подавлено. Этнические вьетнамские колонисты поселились на земле чамов, где сегодня они превосходят численностью коренных чамов.
Территория дельты Меконга и Сайгона ранее принадлежала Кхмерскому королевству Камбоджа до его аннексии вьетнамскими лордами Нгуен, которые впоследствии поселили вьетнамцев на этой земле, где они превосходят по численности коренных кхмеров-кромов.
горцев Центрального нагорья Вьетнамцы по большей части игнорировали , пока французские колонизаторы не начали выращивать товарные культуры в Центральном нагорье. Южновьетнамское правительство Нго Динь Зьема начало программу переселения более миллиона этнических беженцев-католиков из Северного Вьетнама на земли горцев в Центральном нагорье, и монтаньяры выступили против этого. Монтаньяры начали массовые протесты против колониализма правительства Южного Вьетнама в августе 1958 года, но были жестоко расправлены правоохранительными силами Нго Динь Зьема; многие лидеры горцев были заключены в тюрьмы: И Бхам Энуол , И Дхон Адронг, И Дхе Адронг, И Нуин Хмок, И Вик Буон Я, И Хет Кпор, И Тлюп Кпор, И Сен Ние, И Бун Сор, И Ю Кбан, И Тих Кбан, Туне Йох, Сиу Сип, Поль Нур, Най Луэт... Правительство также организовало политику ассимиляции и дискриминации в отношении монтаньяров, что вместе способствовало росту недоверия и недовольства режимом, которое росло в геометрической прогрессии среди коренных общин.
Центральное Хайлендс
[ редактировать ]
Коренными жителями Центрального нагорья являются монтаньяры, которые сами разделены на несколько этнических групп. Вьетнам завоевал и вторгся в эту территорию во время своего «марша на юг» ( Nam tiến ). Этнические вьетнамцы (кинь) в конечном итоге превысили численность коренных монтаньяров после спонсируемой государством колонизации, проводимой как правительством Южного Вьетнама , так и нынешним коммунистическим правительством единого Вьетнама . Монтаньяры боролись и сопротивлялись вьетнамским колонистам, от антикоммунистического правительства Южного Вьетнама до Вьетконга и коммунистического правительства единого Вьетнама.
Государство Чампа и Чам в низменностях были традиционными сюзеренами, которых монтаньяры в высокогорье признавали своими лордами, в то время как автономия принадлежала монтаньярам. [4] После Второй мировой войны вьетнамские ученые прославляли концепцию «Нам Тьен» и завоевание юга. [5] Pays Montagnard du Sud-Indochinois — название Центрального нагорья с 1946 года под французским Индокитаем. [6]
Французы, коммунисты Северного Вьетнама и антикоммунисты Южного Вьетнама эксплуатировали и преследовали монтаньяров.
Вплоть до французского правления вьетнамцы почти никогда не заходили в Центральное нагорье, потому что они считали его дикой (мой-монтаньяр) населенной территорией со свирепыми животными, такими как тигры, но вьетнамцы проявили интерес к этой земле после того, как французы превратили ее в прибыльные плантационные площади для выращивания сельскохозяйственных культур, [7] в дополнение к природным ресурсам лесов, полезных ископаемых и богатой земли, а также осознание его решающего географического значения. [8]
Монтаньяры в ФУЛРО подняли восстание против Южного Вьетнама, а затем против единого коммунистического Вьетнама. [9] Была реализована программа колонизации вьетнамского народа Кинь правительством Южного Вьетнама и объединенным коммунистическим правительством Вьетнама. [10] [11] и теперь большинство кинь преобладает в горных районах. [12] Земли горцев в Центральном нагорье подверглись спонсируемой государством колонизации этническими вьетнамскими поселенцами при южновьетнамском режиме Нго Динь Зьема, что привело к отчуждению горцев и заставило их отказаться от вьетнамского правления. [13]
Южновьетнамскую и коммунистическую вьетнамскую колонизацию Центрального нагорья сравнивают с историческим Нам Тиуном предыдущих вьетнамских правителей. Во время Нам Тиуна (Марша на Юг) территория кхмеров и чамов была захвачена и колонизирована в военном отношении ( đồn điền ) вьетнамцами, что было повторено спонсируемым государством поселением северных вьетнамских католических беженцев на земле горцев южновьетнамским лидером Диемом и введение коммунистическим правительством Вьетнама в Центральном нагорье «новых экономических зон». [14] Правительство Южного Вьетнама было категорически против автономных монтаньяров CIDG (групп гражданской нерегулярной обороны), которые боролись против Вьетконга, потому что опасались, что монтаньяры получат независимость. Между южновьетнамцами и монтаньярами произошли жестокие столкновения. Вьетнамские коммунисты сурово наказали горцев после разгрома Южного Вьетнама. [15]
Вьетнамцы считали коренных монтаньяров в CIDG из Центрального нагорья «дикарями» и обращались с ними как с «дикарями», и это вызвало восстание монтаньяров против вьетнамцев. [16] Горцы Раде подняли восстание, захватив сотни вьетнамских мирных жителей и солдат, убив офицеров вьетнамского спецназа и захватив американских советников 19–20 сентября 1964 года, но 23-я дивизия южновьетнамской армии помешала им захватить Бан Ме Тут. столица провинции Дарлак. [17] В Центральном нагорье организация горцев ФУЛРО воевала как против коммунистов, так и против южновьетнамцев из-за дискриминации горцев со стороны южновьетнамской армии. После победы коммунистов Северного Вьетнама вьетнамцы отказали монтаньярам в автономии, и на земле монтаньяров они поселили около миллиона этнических вьетнамцев в дополнение к использованию «лагерей перевоспитания» для монтаньяров, что побудило монтаньяров ФУЛРО продолжать вооруженную войну. борьба с вьетнамцами. [9] [18]
Первоначально вьетнамцы были сосредоточены вокруг дельты Красной реки , но занимались завоеваниями и захватывали новые земли, такие как Чампа, дельта Меконга (из Камбоджи) и Центральное нагорье во время Намтьена, в то время как вьетнамцы получили сильное китайское влияние в своей культуре и цивилизации и были китаизированы, а камбоджийцы и лаосцы были индианизированы, монтаньяры в Центральном нагорье сохраняли свою собственную родную культуру, не перенимая внешнюю культуру, и были истинными коренными жителями региона, а также для предотвращения вторжения в Центральное нагорье вьетнамских националистов, термин Pays Montagnard du Sud-Indochinois PMSI появился для Центрального нагорья вместе с туземцами, к которым обращались по имени Монтаньяр. [19] Огромные масштабы затопления Центрального нагорья вьетнамскими колонистами Кинь существенно изменили демографию региона. [20] Жестокие демонстрации со смертельными исходами вспыхнули из-за гнева горцев на вьетнамскую дискриминацию и захват их земель, поскольку многие вьетнамские кинь были расселены правительством в Центральном нагорье. [21] [22]
В прошлом во вьетнамских школьных учебниках длинные хвосты и чрезмерная растительность на теле считались физическими характеристиками монтаньяров. [23] Этнические меньшинства в целом также называют «мои». [24] включая другие « горные племена », такие как мыонг. [25] Дискриминационная политика вьетнамцев против этнических меньшинств, деградация окружающей среды, лишение земель у коренных жителей и заселение родных земель огромным количеством вьетнамских поселенцев привели к массовым протестам и демонстрациям коренных этнических меньшинств Центрального нагорья против вьетнамцев. В январе-феврале 2001 г. это событие нанесло огромный удар по часто публикуемому вьетнамским правительством утверждению о том, что во Вьетнаме не было ни этнической конфронтации, ни религиозной войны, ни этнического конфликта. И никакого уничтожения одной культуры другой. [26] Такое же заселение вьетнамскими кинь земель этнических меньшинств, спонсируемое государством, произошло в другом высокогорном регионе, Аннамитских Кордильерах (Trường Sơn) , и Центральное нагорье, и Аннамитские Кордильеры были населены этническими меньшинствами, которые не были вьетнамцами в начале 20 века. Однако демография высокогорья радикально изменилась с массовой колонизацией 6 миллионов поселенцев с 1976 по 1990-е годы, что привело к тому, что этнические вьетнамские кинь стали превосходить по численности коренные этнические группы в высокогорье. [27]
Оставляя без внимания какие-либо планы автономии для этнических меньшинств, правительство Южного Вьетнама приступило к реализации плана ассимиляции с созданием «Социального и экономического совета страны южных горцев». Южновьетнамцы основывали свой подход к горцам, утверждая, что они были бы «развиты», поскольку они были «бедными» и «невежественными», заставляя земледельцев переходить на оседлый образ жизни и расселять этнических вьетнамских колонистов из прибрежных регионов в высокогорье, таких как католические беженцы из Северного Вьетнама, бежавшие в Южный Вьетнам, 50 000 вьетнамских поселенцев находились в В высокогорье в 1960 и 1963 годах общее число поселенцев составляло 200 000, и до 1974 года южновьетнамцы все еще осуществляли план колонизации, хотя коренные жители горных районов испытывали массовые волнения и беспорядки из-за колонизации, и к 1971 году менее половины плана при поддержке американцев оставить монтаньярам всего 20% территории Центрального нагорья было завершено, и даже в тех частях нагорья, которые не подверглись колонизации, южновьетнамцы бросили местные племена в «стратегические деревни», чтобы держать их подальше от мест. где потенциально действовали коммунисты, и южновьетнамцы последовательно отвергали любые попытки заигрывания с коренными горцами. [11]
Бывший «Зеленый берет» и писатель Дон Бенделл написал роман, основанный на политике Вьетнама в Центральном нагорье, в котором коммунистическое вьетнамское правительство обвиняется в проведении геноцидной и дискриминационной политики против горцев Центрального нагорья, запрете горных языков и навязывании вьетнамского языка, принудительном вступлении в брак с вьетнамскими мужчинами. горским девушкам и женщинам, колонизируя Центральное нагорье огромным количеством вьетнамских поселенцев из низменностей, наводя ужас на горцев с помощью Конг Ан Нхан дан Вьетнама ( Народной безопасности Вьетнама ) и заставляя их выполнять рабский труд, возводя плантации для каучук, чай и кофе в Центральном нагорье после уничтожения растительности в этом районе, создав «условия, подобные апартеиду». [28]
Боевая история
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Была реализована программа колонизации вьетнамского народа Кинь правительством Южного Вьетнама и объединенным коммунистическим правительством Вьетнама. Южновьетнамскую и коммунистическую вьетнамскую колонизацию Центрального нагорья сравнивают с историческим Нам Тином предыдущих вьетнамских правителей. Во время Нам Тиуна (Марша на Юг) территория кхмеров и чамов была захвачена и колонизирована в военном отношении ( đồn điền ) вьетнамцами, что было повторено спонсируемой государством колонизацией северных вьетнамских католических беженцев на земле горцев южновьетнамским лидером Диемом и введение в Центральном нагорье «новых экономических зон» ныне коммунистическим правительством Вьетнама. [29]
Китайцы, монтаньяры Центрального нагорья, чамы и дельта-камбоджийцы (кхмеры-кромы) были отчуждены правительством Южного Вьетнама под руководством Дьема. Горное нагорье Монтаньяр было подвергнуто колонизации Дьема этническими вьетнамцами. Полное неприятие вьетнамского правления ощутили в 1963 году племена монтаньяров, не входящие в НФО. [30]
Китайцы, кхмеры и чамы подвергались дискриминации со стороны южновьетнамского ВВН, хотя ГВН обращался с монтаньярами даже хуже, чем с тремя предыдущими этническими группами, что заставило монтаньяров снова восстать, зайдя так далеко, что обращалось со всей деревней монтаньяров как с расходной пешкой. [31] Южновьетнамцы и НФОС (Вьетконг) атаковали лагеря беженцев, населенные монтаньярами, в Далате во время наступления на Тет. [32] В Центральном нагорье земля горцев подверглась попытке захвата со стороны южновьетнамской мадам Нгуен Као Ко в 1971 году. [33] 9 монтаньяров и 3 китайца были избраны в конституционное собрание Южного Вьетнама после того, как на правительство было оказано давление. [34]
И'Бам выдвинул FULRO на передний план в 1965 году, в то время как антиюжно-вьетнамская пропаганда была направлена против войск CIDG с помощью листовок FULRO, критикующих режим Сайгона и аплодирующих Камбодже за ее поддержку с тех пор, как принц Нородом Сианук вместе с И'Бхамом организовал Индокитайскую народную конференцию в марте 1963 года. чтобы пролить свет на ситуацию в Монтаньяре. [35]
Лидер горцев И Бхам, лидер чамов Лес Косем и лидер Камбоджи Сианук были сфотографированы вместе на встрече, где они объявили войну южновьетнамцам и Америке от имени кхмеров, чамов и горцев. [36]
И'Бхам добился контроля в 1965 году, и FULRO призвал членов CIDG дезертировать, в то время как власти Южного Вьетнама подверглись нападению со стороны FULRO, который хвалил Камбоджу под руководством принца Нородома Сианука, который продвигал «Индокитайскую народную конференцию» в Помпене в 1963 году, на которой присутствовали Й'Бхам. [37]
Соседние с Вьетнамом камбоджийские леса использовались в качестве базы бойцами ФУЛРО, сражавшимися с Демократической Республикой Вьетнам . [38] [39] [40]
Угрожающая сепаратистская группировка FULRO, основанная в 1960-х годах в Южном Вьетнаме племенами горных этнических меньшинств. [41]
Бойцы FULRO Highlander, Khmer Krom и Cham были поддержаны Сиануком в борьбе против Южного Вьетнама и бросили вызов Вьетконгу за контроль, назвав американцев «империалистами» и начав восстание против Южного Вьетнама, в то же время рассматривая Вьетконг как враг. [42]
Спецназ США и Сианук поддержали бойцов FULRO Montagnard, сражавшихся против южновьетнамцев. [43]
Населенное горцами Центральное нагорье стало открытым для вьетнамцев только под властью Франции. Слово «дикарь» (moi) использовалось вьетнамцами по отношению к монтаньярам. И южновьетнамцы, и объединенное коммунистическое правительство Вьетнама боролись против бойцов FULRO Montagnard ради интересов Центрального нагорья и горцев под руководством Й-Бхама Энуола. Война привела к гибели 200 000 горцев. Суды горцев были упразднены Южным Вьетнамом, и Центральное нагорье было наводнено вьетнамскими колонизаторами под руководством Южного Вьетнама. Пытки и массовые аресты со стороны вьетнамских военных применялись в Центральном нагорье против монтаньяров во время протестов против вьетнамского угнетения в феврале 2001 года. [3]
Хьюман Райтс Вотч опубликовала доклад о притеснениях монтаньяров во Вьетнаме под названием «Репрессии против монтаньяров: конфликты из-за земли и религии в центральном нагорье Вьетнама» . [44]
Низинные вьетнамцы захватили земли горцев, напали на их культуру и язык и уничтожили моньяньяров из-за своей ненависти к ним, а их особая религия, культура, язык и этническая принадлежность (малайско-полинезийская) отличают их от вьетнамцев. Вьетнамцы называли их дикими «мои». Вьетнамцы преследовали их сотни лет. [45]
Они были превосходны в преследовании и охоте на цели. Именно под французским правлением высокогорье впервые подверглось вьетнамскому заселению. До разделения ранее объединенный Вьетнам оскорблял и плохо обращался с горцами, поэтому как южновьетнамцы, так и северные вьетнамцы подвергались преследованиям и ненависти со стороны горцев во время войны из-за дискриминации и расизма в отношении горцев со стороны вьетнамцев. [46]
Восстание
[ редактировать ]В 1958 году Центральное нагорье стало ареной восстания местных племен против ассимиляции и колонизации земель вьетнамцами, осуществленного правительством Южного Вьетнама. Ни Фронт национального освобождения (Вьетконг), ни жители Южного Вьетнама не были на стороне ФУЛРО, которую принц Сианук поддерживал после ее основания в 1964 году из союза многочисленных горских племен. Война привела к гибели огромного числа туземцев из-за боевых действий, которые продолжались по всему нагорью. [47]
Новые изменения в экономике и жизни в Центральном нагорье спровоцировали племена начать ФУЛРО, чтобы противостоять южновьетнамцам с помощью Сианука. [48]
Й'Бхам Энуол основал FULRO, единственной общей связью и идеологией которого были антивьетнамские настроения, с сомнительной преданностью чему-либо еще, созданный в 1964 году, базирующийся в провинциях Ратанакири и Мондолькири в Камбодже и в Центральном нагорье во Вьетнаме среди местных горцев. [49]
Вьетконг и Камбоджа обратились к FULRO после его основания. [50]
Камбоджийский принц Сианук поддержал создание FULRO, которое было сформировано на основе объединенного союза различных горных племен Южного Вьетнама. [51]
Притеснение горцев Южным Вьетнамом привело к созданию FULRO, и оно действовало из Камбоджи при поддержке Сианука, чтобы противостоять угнетению. Две столицы провинций были захвачены FULRO в декабре 1965 года, и FULRO вынудило Южный Вьетнам пойти на уступки. [52]
Между горными соплеменниками и равнинными вьетнамцами существовала давняя вражда. Монтаньяры сражались против южновьетнамских солдат в Плейку, Дарлаке и Куангкуке. Племенные горные народы, объединившиеся в ФУЛРО, подняли восстания в Дарлаке, Лак-Тин. Футьен попал под власть горцев после того, как они нанесли тяжелые потери южновьетнамским солдатам, подняв восстание в Фубоне и сражаясь с южновьетнамскими солдатами. [53]
Представительство и автономное политическое образование были среди требований, заявленных FULRO в качестве своих целей против Южного Вьетнама. [54]
Во время восстания антиправительственные повстанцы горцев Раде из CIDG вырезали южновьетнамские войска и захватили в плен американских солдат, после восстания некоторые из горцев присоединились к сепаратистскому движению горцев FULRO во главе с И-Бхамом Энуолом в Камбодже. Монтаньяры получили поддержку принца Сианука и Чама и не были связаны с Вьетконгом. [55]
В некоторых кругах полагают, что подстрекательство к восстанию исходило из Камбоджи (Пномпень), где вожди племен, выступающих против вьетнамцев, собрались перед восстанием ФУЛРО 20 сентября в Бан-Ме-Туот. [56]
Государственной целью было «освобождение» от угнетения, которому подвергались меньшинства со стороны Южного Вьетнама, и ФУЛРО утверждал, что за всех горцев, чамов и кхмеров выступает. [57]
Правительство Южного Вьетнама в Сайгоне в августе 1968 года направило дипломатический контингент в Бан Ме Туот для переговоров с представителями FULRO, включая И Бхама Энуола, после того, как премьер-министр Южного Вьетнама Трун Ван Хонг, премьер-министр Южного Вьетнама, после того, как FULRO, дал ему обещание безопасного поведения. члены лагеря Ле Роллан согласились вести переговоры, поскольку Южный Вьетнам больше не был главным приоритетом для Камбоджи, поскольку красные кхмеры начали отвлекать Сианука в 1968 году. [58]
Женщины-монтаньярки подвергались насилию (пыткам) со стороны вьетконговских сил. [59] [60] [61]
Камбоджиец Чам Лес Косем, подполковник, отвечал за вопросы, касающиеся этнических меньшинств при Сиануке, и и Косем, и Сианук знали о FULRO. [62]
Три полосы на флаге FULRO символизировали объединение Фронта борьбы кхмеров Нижней Камбоджи, Фронта освобождения Чампы и движения Баджарака после того, как лидер чамов Лес Косем убедил И-Дона Адронга объединиться с ними во время восстание горцев против Южного Вьетнама. [63]
Находясь в штаб-квартире FULRO в Камбодже, И-Бхам приказал своей семье переехать в Кречеа Мондула Кири через вьетнамские районы Дарлак и Бан Дон.
Южновьетнамским «Труонг Сон» командовал Барри Петерсон, и Петерсон был в ярости, когда И-Пре, член FULRO, захотел встретиться с ним, поскольку контакты с повстанцами, сражавшимися против Южного Вьетнама, были запрещены.
После восстания горцев против Южного Вьетнама прошло 10 месяцев, прежде чем ФУЛРО согласился на переговоры с Южным Вьетнамом. [64]
После того, как полковник Фройнд согласился капитулировать и передать базу южновьетнамцам, монтаньяры в отряде Буон Сарпа были сильно недовольны и недовольны. В лесах Мондул Кири офицеры Королевской кхмерской армии Камбоджи Сианука Ум Савут и Чам Лес Косем обсудили с членами Баджарака Монтаньяр, где Лес Косем инициировал объединение и основание FULRO. [65]
Движение BAJARAKA 1950-х годов возникло до FULRO, которое было его преемником. [66]
Восстание против южновьетнамцев было запланировано при сотрудничестве Фронта освобождения Чампы , Фронта борьбы кхмеров Нижней Камбоджи и чиновника Раде.
Считается, что одновременно с возникновением движения Баджарака произошло создание Фронта освобождения Чампы.
Документы FULRO содержали подписи, а на заседаниях FULRO присутствовали члены Фронта освобождения Чампы. Имя богини Чам использовалось Лесом Косемом в качестве позывного. [67]
Организации FULRO поддерживались принцем Камбоджи Сиануком, антивьетнамскими и антиамериканскими французами, и американцы пытались использовать их против НФЛ Вьетконга из-за их враждебности к вьетнамцам. [68]
Фронт освобождения Северной Кампучии, Фронт освобождения Кампучии Кром, Фронт освобождения Кампучии сформировали FULRO в 1964 году после того, как кхмеры кромы, меньшинства ПМС (горцы), а также вьетнамские чамы и камбоджийцы объединились для совместной борьбы. вьетнамцы.
5-я специальная пехотная бригада BI, о.: Brigade d'Infanterie Speciale, была сформирована из мусульман-чамов и мусульман-малайцев - некими бывшими военнослужащими FULRO из Южного Вьетнама Панрангом и Пханри, рожденными Чамами, и «кхмерским исламом» (камбоджийскими мусульманами-чамами и малайцами) под командованием управление Лон Нолом и дела меньшинств в Камбодже были переданы Чам Ле Косем. [69]
Сепаратистские организации 1960-х годов в Южном Вьетнаме объединились в коалицию под названием FULRO, в которую под руководством камбоджийца Чам Лес Косем входил Фронт освобождения Чампы , основанный в 1962 году Чамом во Вьетнаме. Центральное нагорье было местом формирования сепаратистских движений этнических меньшинств. [70]
В 1963 году правительство Нородома Сианука начало движение «Движение кхмер-серей» против правительства Сайгона.
Малайско-полинезийские и мон-кхмерские этнические меньшинства, выступавшие против правительства Южного Вьетнама в Сайгоне, объединились в сентябре 1964 года, например, правительство Камбоджи поддержало «Фронт освобождения дю Чампа».
Сепаратистские движения были поощрены к стремлению к независимости, поскольку кхмерское правительство поддержало FULRO на Народной конференции Индокитая. [71]
После свержения прокитайского Сианука камбоджийский лидер Лон Нол, несмотря на то, что он был антикоммунистом и якобы принадлежал к «проамериканскому» лагерю, поддержал FULRO против всех вьетнамцев, как антикоммунистического Южного Вьетнама, так и коммунистического Вьетконга. Лон Нол планировал резню всех вьетнамцев в Камбодже и восстановление Южного Вьетнама в возрожденном штате Чампа.
Вьетнамцы были убиты и брошены в реку Меконг руками антикоммунистических сил Лон Нола. [72] Позже красные кхмеры подражали действиям Лон Нола. [73]
Лон Нол поддерживал горные племена ФУЛРО, а в Южном Вьетнаме и приграничном регионе Камбоджи он вел опосредованную войну против НФО через отряды кхмеров-кромов, желая подражать Ван Пао. [74]
Переселение этнических вьетнамцев из густонаселенных районов для облегчения финансового давления на эти районы на землях племен Центрального нагорья спонсировалось правительством Вьетнама, что привело к созданию FULRO для сопротивления вьетнамцам. [75]
«Освобожденная территория» служила базой для руководителей FULRO, что делало их цели неясными, поскольку это организация, основанная монтаньярами, чамами и кхмерами-кромами и поднявшая восстание против Южного Вьетнама, когда они действовали в Камбодже недалеко от Дарлака в Центральном нагорье. . [76]
Куно Кнёбл пытался обсудить FULRO с капитаном спецназа из Плейку Швикаром, но тот отказался об этом говорить. [77]
FULRO помог свергнуть правительство Южного Вьетнама. Вьетнамские коммунисты использовали самолеты для бомбардировки истребителей FULRO, когда они восстали против «перевоспитания», экономической политики и другой политики, которая повлияла на их образ жизни и проводилась вьетнамскими коммунистами. При поддержке Камбоджи бойцы Montagnard FULRO воевали против вьетнамского коммунистического правительства единого Вьетнама до 1992 года. [78]
Вьетнамская колонизация
[ редактировать ]Была реализована программа колонизации вьетнамского народа Кинь правительством Южного Вьетнама и объединенным коммунистическим правительством Вьетнама. Оставляя без внимания какие-либо планы автономии для этнических меньшинств, правительство Южного Вьетнама приступило к реализации плана ассимиляции с созданием «Социального и экономического совета страны южных горцев». Южновьетнамцы основывали свой подход к горцам, утверждая, что они были бы «развиты», поскольку они были «бедными» и «невежественными», заставляя земледельцев переходить на оседлый образ жизни и расселять этнических вьетнамских колонистов из прибрежных регионов в высокогорье, таких как католические беженцы из Северного Вьетнама, бежавшие в Южный Вьетнам, 50 000 вьетнамских поселенцев находились в В высокогорье в 1960 и 1963 годах общее число поселенцев составляло 200 000, и до 1974 года южновьетнамцы все еще осуществляли план колонизации, хотя коренные жители горных районов испытывали массовые волнения и беспорядки из-за колонизации, и к 1971 году менее половины плана возвращение американцев оставить монтаньярам всего 20% территории Центрального нагорья было завершено, и даже в тех частях нагорья, которые не подверглись колонизации, южновьетнамцы забросили местные племена в «стратегические деревушки», чтобы держать их подальше от мест где потенциально действовали коммунисты, и южновьетнамцы последовательно отвергали любые попытки заигрывания с коренными горцами. [11] [79] [80]
Правительство Южного Вьетнама пошло лишь на символические и бесполезные уступки этническим меньшинствам, чтобы помешать FULRO получить поддержку. [81] [82] [83]
Племена ФУЛРО подняли восстание против колонизации Хайленда Дьемом этническими вьетнамскими поселенцами. [84]
В 1955 году Центральное нагорье было наводнено мигрантами из Северного Вьетнама после того, как Нго Динь Зьем упразднил автономный район Монтаньяр. И Бхам Энул основал Баджараку 5 января 1958 года, чтобы противостоять дискриминации, вьетнамским поселениям в Хайленде и насильственной ассимиляции со стороны правительства Южного Вьетнама. И Бхам Энуол связался с Генеральным секретарем ООН и иностранными посольствами. «Фронт освобождения высокогорья Чампа» (Mặt Trận Giải Phóng Cao Nguyên Champa) и Баджарака возглавлялись И Бхамом Энуолом. Он был убит красными кхмерами 20 апреля 1975 года. Лес Косем, И Бхам Энуол и принц Нородом Сианук работали вместе, чтобы основать FULRO и начать восстание против правительства Южного Вьетнама, чтобы вернуть свою землю от вьетнамских колонизаторов. Вьетнам по-прежнему преследует религию и культуру коренных жителей, которые живут в бедности и теряют свои земли из-за этнических вьетнамских поселенцев, которые и сегодня продолжают наводнять их земли в Центральном нагорье Вьетнама. [85]
Восстание против Южного Вьетнама было поднято главой Баджараки И Бхамом Энулом вместе с солдатами Монтаньяра Мононга и Раде, которые захватили американских спецназовцев и некоторых вьетнамцев в плен на своих базах CIDG после захвата радиостанции, базирующейся в Бан Ме Туот, и гибели 70 вьетнамцев, когда захват баз CIDG в Дарлаке с 3000 военнослужащими 19 сентября 1964 года. Администрация принца Сианука в Камбодже руководила FULRO анти-СЕАТО, антиамериканской идеологией, а в 1965 году FULRO выпустила карты, показывающие, что их конечной целью было обеспечение независимости Монтаньяров и Чамов в рамках возрожденной новое государство Чампа и чтобы кхмеры вернули себе Кочинчину, подтверждая заявление Notre, но est de défendre notre survie et notre patrimoine Culture, Spirituel et Racial, et ainsi l'Indépendence de nos Pays. Это было обнаружено в их декларации, в которой также утверждалось, что этнические меньшинства подвергаются геноциду со стороны южновьетнамцев, и призывалось к монтаньярам, кхмерам кромам и чамам объединиться в ФУЛРО под руководством их Верхний комитет , 20 сентября 1964 года. Базы CIDG, где были обнаружены рядовые члены, находились в Камбодже, где базировались вожди FULRO и откуда вожди FULRO горцев, чамов и кхмеров-кром руководили восстанием. [86] [87]
Уступки в отношении прав этнических меньшинств были сделаны после того, как повстанческое движение FULRO вынудило правительство Южного Вьетнама решить проблему в рамках «Фронта освобождения высокогорья Чампа» (Mặt Trận Giải Phóng Cao Nguyên Champa) и FULRO под руководством Леса Косема и с помощью разведки и военных Камбоджи под руководством принца Нородома Синхаука. Усилиями по освобождению народа чам руководил генерал-майор Лес Косем. Народ Чам сохраняет душу FULRO живой, по словам бывшего члена FULRO Cham По Дхармы , который отправился в путешествие, чтобы увидеть могилу Леса Косема. [88]
Куанг Ван Ду было законным зарегистрированным названием Чам Пхо Дхармы . Когда он учился в школе, он выступал против вьетнамских хулиганов из числа этнических кинь и помогал распространять националистические идеи чамов против южновьетнамцев. Он стал членом FULRO, посетил тренировочный лагерь FULRO в Камбодже и сражался в Мондулкири. Находясь в Камбодже, он напал на посольства Северного и Южного Вьетнама, а затем воевал против вьетнамских коммунистов. После ранения в бою он оставил военную карьеру, получив разрешение самого Леса Косема, и отправился во Францию, чтобы получить образование и служить в FULRO в гражданском качестве. [89]
Программа колонизации земель коренных народов в Центральном нагорье вьетнамскими солдатами и колонистами была реализована южновьетнамским лидером Нго Динь Зьемом, начиная с 1955 года. Фронт освобождения горцев был основан в 1955 году во время встречи коренных жителей горных районов, которые первоначально объединились в Раде И Тхи Эбан против правительства Южного Вьетнама. В 1960 году в Пномпене фонд Лес Косем, возглавляемый «Фронтом освобождения Чампа» и «Фронтом освобождения Кампучии Кром», боролся против южновьетнамской колонизации. [90]
FULRO пытался создать суверенное и самоуправляющееся Центральное нагорье посредством повстанческого движения против южновьетнамцев в течение десяти лет, находясь в камбоджийской провинции Мондулкири при поддержке премьер-министра Камбоджи Лон Нола во главе с чамским лейтенант-майором Лесом Косемом и лидером Раде И Бхамом Энуолом. но когда к власти пришли красные кхмеры, они напали на ФУЛРО. Лес Косем бежал из страны, в то время как французское посольство укрывало других лидеров FULRO, однако дипломатический иммунитет был нарушен, когда лидеры FULRO были схвачены и убиты красными кхмерами после штурма посольства. Северный Вьетнам и красные кхмеры фактически положили конец FULRO, однако элементы FULRO все еще выжили и решили вести войну против нового коммунистического вьетнамского правительства единого Вьетнама, как они это сделали против южновьетнамцев. FULRO получил поддержку со стороны Китая и камбоджийских элементов против Вьетнама. Вьетнамскому вторжению в Камбоджу противостояли остатки Дега ФУЛРО. [91] [92]
Пост-объединение Вьетнама
[ редактировать ]Несмотря на нейтральную позицию FULRO по отношению к Северному Вьетнаму и даже на сотрудничество с армией Северного Вьетнама во время битвы при Бан Ме Туот в 1975 году против армии Южного Вьетнама, которая привела к решительной победе СВА и последующему краху вооруженных сил Южного Вьетнама в апреле 1975 года, отношения между их никогда не поддерживали близко. После войны руководство Северного Вьетнама не смогло сдержать обещания, данные коренным племенам горцев в 1960 году, но возобновило вьетнамскую колонизацию Центрального нагорья. Разочарованная этими недовольствами, антикоммунистическая фракция FULRO, как сообщается, заключила соглашение с официальными лицами США о продолжении ведения партизанской войны против правительства Ханоя после падения Южного Вьетнама. [93] [94] [95]
В романе « Ради всего живого» отмечалось, что как с антикоммунистами, так и с коммунистами, вьетнамцами в целом боролись горцы ФУЛРО в высокогорье. [96]
И Бхам Энуол, руководитель FULRO, вместе со 150 другими членами скрывался во французском посольстве, когда красные кхмеры захватили Пномпень, однако красные кхмеры вынудили французского консула сдать их всех под свою опеку и убили. [97]
Антиюжно-вьетнамское и антикоммунистическое вьетнамское ФУЛРО, которое боролось как с южновьетнамцами, так и с вьетнамскими коммунистами, получало помощь от Китая через Таиланд в борьбе против вьетнамцев на протяжении 70-х и 80-х годов, в то время как Китай также поддерживал этнические меньшинства в северном Вьетнаме. граница против вьетнамцев. [98]
Китай поддержал базирующиеся в Центральном Хайленде истребители FULRO Koho, Rhade, Jarai и Bahnar в борьбе с вьетнамскими PAVN в провинциях Дак Лак, Контум и Гай Лай, где вьетнамские военные и полицейские участки подверглись нападению со стороны боевиков. [99]
Китай, этнические меньшинства Северного Вьетнама, горцы ФУЛРО, правые лаосцы, принц Сианук, правые камбоджийцы под руководством Сон Санна и тайцы — все это антикоммунистические группы, с которыми связался Труонг Нху Тан, который был членом Комитета национального спасения, который был против коммунистического правительства Вьетнама. [100] [101]
Истребители FULRO Montagnard получили военную технику из Китая в 1980 году. [102]
Троцкистский Четвертый Интернационал (после воссоединения), возглавляемый Inprecor и InterContinental Press, утверждал, что ЦРУ и французы были теми, кто основал FULRO, когда оно атаковало принца Сианука и Китай за их усилия по поддержке FULRO против Вьетнама. [103]
Антивьетнамские лаосские организации и FULRO наряду с камбоджийскими (кхмерскими) организациями были поддержаны Китаем. [104]
Культура монтаньяров была целью истребления вьетнамцами, и между вьетнамцами и монтаньярами шли столетия войны. Штурмовые винтовки, карабины, ракеты, гранаты и боеприпасы были среди оружия, которым располагали оставшиеся бойцы Montagnard FULRO, когда они отказались от борьбы и передали их Организации Объединенных Наций в 1992 году. [2] [105]
Бойцы FULRO в джунглях Мондулкири, сражавшиеся против вьетнамцев, дали интервью в 1992 году Нейту Тайеру. [106]
Другие группы сопротивления меньшинства
[ редактировать ]Монтаньяры в FULRO воевали с вьетнамцами в течение двадцати лет после окончания войны во Вьетнаме, и масштабы вьетнамских нападений на монтаньяров достигли масштабов геноцида: после 1975 года было убито более 200 000 монтаньяров. Вьетнамцы убили 200 000 монтаньяров после 1975 года во время войны между FULRO и Вьетнам в Центральном нагорье, поскольку вьетнамцы арендуют землю японским компаниям для заготовки древесины в этом районе. Боеприпасы, оружие и 5000 винтовок были переданы китайцами монтаньярам после того, как монтаньяры обратились за помощью к Китаю через тайского генерала Савит-Юн К-Юта, поскольку Соединенные Штаты отказались помочь монтаньярам FULRO против вьетнамцев. [107]
FULRO поддержал Китай. В ожесточенном мятеже FULRO против вьетнамского коммунистического правительства объединенного Вьетнама приняли участие 12 000 боевиков в Центральном нагорье. Вьетнамские государственные служащие подвергались нападениям в своих офисах и домах со стороны партизанских отрядов бойцов FULRO, происходящих из Камбоджи и горных районов. [108] [109]
У Центрального нагорья был секретный маршрут через Камбоджу в Китай, где бойцам FULRO была оказана китайская помощь и помощь оружием и деньгами. В провинциях Дак Лак, Контум и Гайлай вьетнамские гарнизоны солдат и полиции подверглись нападениям со стороны боевиков Кохо, Раде, Джарай и Бахнар ФУЛРО. [99] [110] [111]
Лаосские повстанцы-хмонги, выступающие против Северного Вьетнама, и анти-южно-вьетнамское движение FULRO получили поддержку со стороны Китая и Таиланда в борьбе против коммунистического правительства единого Вьетнама. [98]
Среди этнических меньшинств, таких как хмонги, яо, нунг и тай, была высокая мобильность через границу между Китаем и Вьетнамом. [112]
На границе с Лаосом сражались повстанцы-хмонги, поддерживаемые Китаем. После того, как Соединенные Штаты прекратили помощь хмонгам, боевики-хмонги обратились за помощью к Китаю. [113]
В провинции Фонг Сали в Лаосе боевики Мео (хмонг) были поддержаны китайцами против правительства Лаоса, которое было союзником Вьетнама. [114]
Этнические меньшинства Зао, Лу и Кхму также были поддержаны Китаем в Фу Биа против вьетнамцев. [115]
Вьетнамцы казнили всех представителей своих этнических меньшинств вдоль границы с Китаем, которые работали на китайцев. [98] [116] [117]
Помощь и помощь поступали из Китая через Куньмин в Юньнани антивьетнамским организациям в Лаосе, Камбодже (Кампучии) и FULRO во Вьетнаме, чтобы сформировать объединенную коалицию против Вьетнама. [118]
В северо-восточной части Камбоджи рейды проводились объединенными силами FULRO и камбоджийскими партизанами, воевавшими против Вьетнама из Преа Вихеар. [119]
Антивьетнамские организации, базирующиеся в Лаосе и Камбодже (Кампучии), были каналом поддержки из Китая группы, подобной FULRO, которая была основана и состояла из «горных народов» Лаоса и Камбоджи. [120]
Лаосские и камбоджийские организации, сражавшиеся против вьетнамцев, были перевалочным пунктом, через который китайская поддержка достигала организаций, подобных FULRO. [121]
Пост-повстанческое движение
[ редактировать ]Сообщается, что вьетнамское правительство все еще преследует монтаньяров и обвиняет их в том, что они были членами FULRO еще в 2012 году, а также обвиняет FULRO в беспорядках 2004 и 2001 годов против вьетнамского правления в Центральном нагорье. Соединенные Штаты при президенте Обаме из-за своей антикитайской политики и попыток заманить Вьетнам в качестве союзника США против Китая были обвинены в сознательном игнорировании этого. [122] [123]
В статье 2002 года в Washington Times сообщалось, что женщины-монтаньяры подвергались принудительной массовой стерилизации со стороны вьетнамского правительства с целью сокращения численности населения горцев, а также кражи земель горцев и нападок на их религиозные убеждения, их убийств и пыток в ходе форма «ползучего геноцида», [124]
Люк Симпкинс, депутат Палаты представителей Австралии, осудил преследование вьетнамцами горцев Центрального Хайленда и отметил, что как правительство Южного Вьетнама, так и режим единого коммунистического Вьетнама напали на горцев и колонизировали их земли, упомянув FULRO, которое боролось против вьетнамцев и стремление монтаньяров сохранить свою культуру и язык. Правительство Вьетнама заставляет немонтаньяров селиться на земле горцев и убивает горцев после того, как заключает их в тюрьму. На войне погибло 200 000 монтаньяров. [125]
Бывший «Зеленый берет» и писатель Дон Бенделл написал роман, основанный на политике Вьетнама в Центральном нагорье, с подробностями в своей книге, такими как обвинение коммунистического вьетнамского правительства в проведении геноцидной и дискриминационной политики против коренных монтаньяров в Центральном нагорье, запрет монтаньяровских языков и введение вьетнамский язык, принуждение вьетнамских мужчин жениться на горских девушках и женщинах насильно, колонизация Центрального нагорья огромным количеством вьетнамских поселенцев из низменностей, наведение террора на горцев с помощью Конг Ан и принуждение их к рабскому труду, возведение плантаций по производству каучука. , чай и кофе в Центральном нагорье после уничтожения растительности в этом районе и из-за этих «условий, подобных апартеиду». [28]
Свидетельства исторической связи Чампы со спорными островами в Южно-Китайском море разоблачают нарушения прав человека и убийства этнических меньшинств во Вьетнаме, такие как протесты 2001 и 2004 годов , и приводят к тому, что вопрос автономии Чамов привлекает внимание, поскольку Вьетнамцы завоевали индуистский и мусульманский народ чам в войне в 1832 году , и вьетнамцы продолжают уничтожать свидетельства культуры чам и оставленные артефакты, грабя храмы чамов или строя их на вершинах, возводя над ними фермы, запрещая религиозные обряды чамов и игнорируя их. упоминания о разрушенной столице чам Сун Луй во время вторжения 1832 года в учебниках истории и туристических путеводителях. Положение чамов по сравнению с этническими вьетнамцами не соответствует стандартам: им не хватает воды и электричества, они живут в домах, построенных из глины. [126]
кхмерский кром
[ редактировать ]Иностранные державы позволили заселить земли кхмеров-кромов в Кочинчине вьетнамцами-антикоммунистами из северного Вьетнама, бежавшими от Хо Ши Мина. [127]
Камбоджа раньше владела Кампучией Кром, коренными жителями которой были этнические камбоджийские кхмеры, до того, как вьетнамцы-колонизаторы вошли через Чампу. Образование Вьетнам под колониальным французским правлением получило кхмерские земли Кампучии Кром от Франции 4 июня 1949 года. Вьетнам угнетает кхмеров Кром, и сепаратисты среди кхмеров Кром считают вьетнамский контроль колониальным правлением. Вьетнамцы дали новые вьетнамские названия постепенно захватываемым ими провинциям Кампучии-Кром. [128] [129]
Захват земель и преследование вьетнамцами буддийских монахов-кхмер-кром были вопросами, поднятыми протестующими кхмерами-кромами в резолюции против Вьетнама, принятой Европейским парламентом. [130]
Кхмеры Кром до сих пор с горечью вспоминают тот день, когда 4 июня 1949 года вьетнамцы получили от французов 21 провинцию Кампучии Кром. французами. Вьетнамцы подавляют кхмерскую письменность и кхмерский язык, нападая на культуру, религию и книги кхмеров-кромов. Люди, выступавшие против захвата земель вьетнамцами, были заключены в тюрьму вьетнамскими коммунистами. Кхмерский национализм является серьезным препятствием на пути разрушения вьетнамцами идентичности кхмеров-кромов. Вьетнамцы заключали в тюрьмы и убивали кхмеров-кромов в течение 64 лет правления после перехода Франции. [131]
Чау Дара, буддийский монах, основал движение кхмеров-кромов «Фронт борьбы кхмеров Кампучии-кром» в ответ на политику правительства Южного Вьетнама, например, на высадку кхмеров-кромов в дельте Меконга, колонизированную вьетнамскими кринами, антибуддийскую политику и насильственная ассимиляция во вьетнамскую культуру. FULRO был создан в результате объединения Монтаньяра Баджараки с «Фронтом борьбы кхмеров Кампучии Кром» и «Фронтом освобождения Чампы» в 1964 году. Вьетнамское правительство проводит антикхмерскую политику из-за сепаратизма кхмеров Кром. [132]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Автор: BBT Champaka.info (8 сентября 2013 г.). «Биография доктора По Дхармы, автора книги «История последних 33 лет Чампы»» . Чампака.info .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Партизаны прекращают борьбу спустя 28 лет» . Лоуренс Журнал-Мир . Том. 134, нет. 285. ORWEI, Камбоджа (AP) Лоуренс, Канзас, США. 11 октября 1992 г. с. 14А.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Дегар-Монтаньяры» . Организация непредставленных наций и народов: ОНН . 25 марта 2008 г.
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. стр. 35–336. ISBN 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Зоттоли, Брайан А. (2011). Концептуализация истории Южного Вьетнама с 15 по 18 века: конкуренция на побережьях от Гуандуна до Камбоджи (Диссертация, представленная в рамках частичного выполнения требований для получения степени доктора философии (истории) в Мичиганском университете). п. 5.
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 155. ИСБН 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Лоуренс Х. Климо, доктор медицины (20 декабря 2013 г.). Пациентом был Вьетконг: американский врач вьетнамской службы здравоохранения, 1966–1967 гг . МакФарланд. п. 227. ИСБН 978-0-7864-7899-6 .
- ^ Лоуренс Х. Климо, доктор медицины (20 декабря 2013 г.). Пациентом был Вьетконг: американский врач вьетнамской службы здравоохранения, 1966–1967 гг . МакФарланд. п. 228. ИСБН 978-0-7864-7899-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спенсер К. Такер (20 мая 2011 г.). Энциклопедия войны во Вьетнаме, The: Политическая, социальная и военная история: Политическая, социальная и военная история . АВС-КЛИО. п. 182. ИСБН 978-1-85109-961-0 .
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 151. ИСБН 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кристофер Р. Дункан (2008). Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии в отношении развития меньшинств . НУС Пресс. п. 193. ИСБН 978-9971-69-418-0 .
- ^ МакЭлви, Памела (2008). « «Кровные родственники» или беспокойные соседи? Взаимодействие кинь-мигрантов и этнических меньшинств в горах Чынгшон» . Журнал вьетнамских исследований . 3 (3). Регенты Калифорнийского университета: 81–82. дои : 10.1525/vs.2008.3.3.81 . ISSN 1559-372X . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Фрэнсис Фитцджеральд (30 мая 2009 г.). Пожар в озере . Маленький, Браун. п. 190. ИСБН 978-0-316-07464-3 .
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 151. ИСБН 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Джон Джейкоб Наттер (2000). Черные операции ЦРУ: тайные действия, внешняя политика и демократия . Книги Прометея, Издательства. п. 160. ИСБН 978-1-61592-397-7 .
- ^ Грэм А. Космас (2006). MACV: Объединенное командование в годы эскалации, 1962–1967 гг . Государственная типография. п. 145. ИСБН 978-0-16-072367-4 .
- ^ Грэм А. Космас (2006). MACV: Объединенное командование в годы эскалации, 1962–1967 гг . Государственная типография. п. 146. ИСБН 978-0-16-072367-4 .
- ^ Джон Хеллманн (13 августа 2013 г.). Американский миф и наследие Вьетнама . Издательство Колумбийского университета. п. 62. ИСБН 978-0-231-51538-2 .
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 28. ISBN 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 29. ISBN 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Джим Салливан; Джеймс Салливан (2006). Вьетнам . Национальное географическое общество. п. 102. ИСБН 978-0-7922-6203-9 .
- ^ Джеймс Салливан (2010). Путешественник National Geographic Вьетнам . Нэшнл Географик. п. 102. ИСБН 978-1-4262-0522-4 .
- ^ Хаха Лунг (2006). Утерянные боевые искусства Вьетнама . Цитадель. п. 7. ISBN 978-0-8065-2760-4 .
- ^ Дэвид В.П. Эллиотт (31 декабря 2002 г.). Вьетнамская война: революция и социальные перемены в дельте Меконга, 1930-1975 гг . Я Шарп. п. 1504. ИСБН 978-0-7656-0602-0 .
- ^ Джеймс Б. Минахан (30 августа 2012 г.). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 269. ИСБН 978-1-59884-660-7 .
- ^ МакЭлви, Памела (2008). «7 Стать социалистом или стать кинь? Политика правительства в отношении этнических меньшинств в Социалистической Республике Вьетнам» . В Дункане, Кристофер Р. (ред.). Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии в отношении развития меньшинств . Сингапур: NUS Press. п. 182. ИСБН 978-9971-69-418-0 .
- ^ МакЭлви, Памела (2008). « «Кровные родственники» или беспокойные соседи? Взаимодействие кинь-мигрантов и этнических меньшинств в горах Чынгшон» . Журнал вьетнамских исследований . 3 (3). Регенты Калифорнийского университета: 81–82. дои : 10.1525/vs.2008.3.3.81 . ISSN 1559-372X . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дон Бенделл (2 октября 2007 г.). Отряд уголовного розыска №3: Бамбуковое поле боя . Издательская группа «Пингвин». п. 23. ISBN 978-0-425-21631-6 .
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 151. ИСБН 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Фрэнсис Фитцджеральд (30 мая 2009 г.). Пожар в озере . Маленький, Браун. п. 298. ИСБН 978-0-316-07464-3 .
- ^ Фрэнсис Фитцджеральд (1989). Пожар в озере: Вьетнамцы и американцы во Вьетнаме . Винтажные книги. стр. 298, 389, 489. ISBN. 978-0-679-72394-3 .
- ^ Фрэнсис Фитцджеральд (1989). Пожар в озере: Вьетнамцы и американцы во Вьетнаме . Винтажные книги. п. 489. ИСБН 978-0-679-72394-3 .
- ^ Фрэнсис Фитцджеральд (1989). Пожар в озере: Вьетнамцы и американцы во Вьетнаме . Винтажные книги. п. 587. ИСБН 978-0-679-72394-3 .
- ^ Фрэнсис Фитцджеральд (1989). Пожар в озере: Вьетнамцы и американцы во Вьетнаме . Винтажные книги. п. 408. ИСБН 978-0-679-72394-3 .
- ^ Джон Прадос (1995). Скрытая история войны во Вьетнаме . ИР Ди. п. 82. ИСБН 978-1-56663-079-5 .
- ^ Джеральд Кэннон Хики (2002). Окно в войну: антрополог во вьетнамском конфликте . Издательство Техасского технологического университета. п. 165. ИСБН 978-0-89672-490-7 .
- ^ Джон Прадос (1995). Скрытая история войны во Вьетнаме . ИР Ди. п. 82. ИСБН 978-1-56663-079-5 .
- ^ Далджит Сингх; Энтони Л. Смит (январь 2002 г.). Дела Юго-Восточной Азии 2002 . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 351 . ISBN 978-981-230-162-8 .
- ^ Далджит Сингх; Энтони Л. Смит (январь 2002 г.). Дела Юго-Восточной Азии 2002 . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 351 . ISBN 978-981-230-162-8 .
- ^ Далджит Сингх; Энтони Л. Смит (6 июня 2002 г.). Дела Юго-Восточной Азии 2002 . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 351 . ISBN 978-981-230-160-4 .
- ^ Милтон Дж. Розенберг (1 января 1972 г.). За пределами конфликта и сдерживания: критические исследования военной и внешней политики . Издатели транзакций. п. 53. ИСБН 978-1-4128-1805-6 .
- ^ Артур Дж. Доммен (20 февраля 2002 г.). Индокитайский опыт французов и американцев: национализм и коммунизм в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме . Издательство Университета Индианы. п. 650. ИСБН 0-253-10925-6 .
- ^ Джордж МакТ. Кахин (2 сентября 2003 г.). Юго-Восточная Азия: Завет . Рутледж. п. 276. ИСБН 978-1-134-42311-8 .
- ^ Хьюман Райтс Вотч (Организация) (2002). Репрессии против монтаньяров: конфликты из-за земли и религии в центральном нагорье Вьетнама . Хьюман Райтс Вотч. ISBN 978-1-56432-272-2 .
- ^ Ганс Хальберштадт (12 ноября 2004 г.). Военные истории «зеленых беретов» . Вояджер Пресс. п. 99. ИСБН 978-0-7603-1974-1 .
- ^ А. Т. Лоуренс (15 сентября 2009 г.). Горнило Вьетнама: Мемуары лейтенанта пехоты . МакФарланд. п. 116. ИСБН 978-0-7864-5470-9 .
- ^ Чарльз Ф. Киз (1977). Золотой полуостров: культура и адаптация в материковой части Юго-Восточной Азии . Издательство Гавайского университета. п. 24. ISBN 978-0-8248-1696-4 .
- ^ Современная Юго-Восточная Азия . Издательство Сингапурского университета. 1989. с. 218.
- ^ Уилфред П. Дик (1997). Дорога к полям смерти: Камбоджийская война 1970–1975 годов . Издательство Техасского университета A&M. п. 46. ИСБН 978-1-58544-054-2 .
- ^ Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия). Зарубежные исследования (1968). Справочник по местности Камбоджи . Продается Супт. документов, правительство США. Распечатать. Выключенный. п. 185.
- ^ Школа общественных и международных отношений Вудро Вильсона. Центр международных исследований; Американская антропологическая ассоциация (1967). Племена, меньшинства и нации Юго-Восточной Азии . Издательство Принстонского университета. п. 25. ISBN 9780598348661 .
- ^ Джордж МакТ. Кахин (2 сентября 2003 г.). Юго-Восточная Азия: Завет . Рутледж. п. 328. ИСБН 978-1-134-42311-8 .
- ^ РИДИ, ТОМАС А. (18 декабря 1965 г.). «Американцам в Сайгоне введен комендантский час» . Овоссо Аргус-Пресс (AP) . № 297. ОВОССО, МИЧИГАН. п. 1.
- ^ РИДИ, ТОМАС А. (18 декабря 1965 г.). «В Сайгоне объявлен комендантский час» . Вечерние новости (AP) . НЬЮБЕРГ, штат Нью-Йорк, с. 7А.
- ^ Фрэнк Уокер (1 ноября 2010 г.). Человек-тигр из Вьетнама . Хачетт Австралия. п. 75. ИСБН 978-0-7336-2577-0 .
- ^ Ральф Бернард Смит (1983). Международная история войны во Вьетнаме: борьба за Юго-Восточную Азию, 1961–65 . Макмиллан. п. 309. ИСБН 978-0-333-33957-2 .
- ^ Харви Генри Смит; Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия). Отдел зарубежных исследований (1967). Справочник территорий Южного Вьетнама . Продается Супт. документов, правительство США. Распечатать. Выключенный. п. 245.
- ^ Артур Дж. Доммен (2001). Индокитайский опыт французов и американцев: национализм и коммунизм в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме . Издательство Университета Индианы. п. 651. ИСБН 978-0-253-33854-9 .
- ^ «Слабый пол играет важную роль во Вьетнаме» . Милуоки Сентинел . Сайгон, Южный Вьетнам‒AP‒ Милуоки, Висконсин, США. 28 августа 1965 г. с. Страница 2, Часть 1. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Женщины, глубоко вовлеченные во Вьетнамскую войну» . Воскресный журнал новостей Дейтона-Бич . Том. XL, нет. 206. Сайгон, Южный Вьетнам (AP) ДЕЙТОНА-БИЧ, ФЛОРИДА. 28 августа 1965 г. с. 1.
- ^ «Женщины, глубоко вовлеченные во Вьетнамскую войну» . Воскресный журнал новостей Дейтона-Бич . Том. XL, нет. 206. Сайгон, Южный Вьетнам (AP) ДЕЙТОНА-БИЧ, ФЛОРИДА. 28 августа 1965 г. с. 1.
- ^ Артур Дж. Доммен (2001). Индокитайский опыт французов и американцев: национализм и коммунизм в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме . Издательство Университета Индианы. п. 615. ИСБН 978-0-253-33854-9 .
- ^ Барри Петерсен (1994). Люди-тигры: молодой австралийский солдат среди горцев Раде во Вьетнаме . Пресс «Белая орхидея». п. 85. ИСБН 978-974-89212-5-9 .
- ^ Барри Петерсен (1994). Люди-тигры: молодой австралийский солдат среди горцев Раде во Вьетнаме . Пресс «Белая орхидея». стр. 94, 136, 142. ISBN. 978-974-89212-5-9 .
- ^ Барри Петерсен (1994). Люди-тигры: молодой австралийский солдат среди горцев Раде во Вьетнаме . Пресс «Белая орхидея». п. 85. ИСБН 978-974-89212-5-9 .
- ^ Джеральд Кэннон Хики (1970). Примирение и коалиция в Южном Вьетнаме . Корпорация Рэнд. п. 30.
- ^ Джеральд Кэннон Хики (1970). Примирение и коалиция в Южном Вьетнаме . Корпорация Рэнд. стр. 24, 29, 30.
- ^ Бен Кирнан (1986). Берчетт: Репортаж о другой стороне мира, 1939–1983 гг . Квартет Букс, Лимитед. п. 231. ИСБН 978-0-7043-2580-7 .
- ^ Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . Филиал. 2001. С. 12, 13.
- ^ Грег Фили (31 мая 2006 г.). Голоса ислама в Юго-Восточной Азии: современный справочник . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 34. ISBN 978-981-230-368-4 .
- ^ Кхмерские исследования . СЕДОРЕК. 1980.стр. 176, 177, 178.
- ^ Бен Кирнан (2008). Кровь и почва: современный геноцид 1500–2000 гг . Мельбурнский университет. Издательский. п. 548. ИСБН 978-0-522-85477-0 .
- ^ Бен Кирнан (2008). Кровь и почва: современный геноцид 1500-2000 гг . Мельбурнский университет. Издательский. п. 554. ИСБН 978-0-522-85477-0 .
- ^ Малкольм Колдуэлл; Лек Тан (1973). Камбоджа в войне в Юго-Восточной Азии . Ежемесячный обзор прессы. п. 162. ИСБН 978-0-85345-171-6 .
- ^ Современная Юго-Восточная Азия . Издательство Сингапурского университета. 1989. с. 218.
- ^ Клайв Дж. Кристи (1996). Современная история Юго-Восточной Азии: деколонизация, национализм и сепаратизм . Академические исследования Тавриды. п. 101. ИСБН 978-1-85043-997-4 .
- ^ Куно Кнобл (1967). Виктор Чарли: лицо войны во Вьетнаме . Прегер. п. 179.
- ^ Оскар Салеминк (2003). Этнография горцев Центрального Вьетнама: историческая контекстуализация, 1850–1990 гг . Издательство Гавайского университета. п. 262. ИСБН 978-0-8248-2579-9 .
- ^ Кристофер Р. Дункан (2004). Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии в отношении развития меньшинств . Издательство Корнельского университета. п. 193. ИСБН 0-8014-4175-7 .
- ^ Кристофер Р. Дункан (2004). Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии в отношении развития меньшинств . Издательство Корнельского университета. п. 193. ИСБН 0-8014-8930-Х .
- ^ Кристофер Р. Дункан (2008). Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии в отношении развития меньшинств . НУС Пресс. п. 194. ИСБН 978-9971-69-418-0 .
- ^ Кристофер Р. Дункан (2004). Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии в отношении развития меньшинств . Издательство Корнельского университета. п. 194. ИСБН 0-8014-4175-7 .
- ^ Кристофер Р. Дункан (2004). Цивилизация маргиналов: политика правительства Юго-Восточной Азии в отношении развития меньшинств . Издательство Корнельского университета. п. 194. ИСБН 0-8014-8930-Х .
- ^ «Реалии Вьетнама» (PDF) . Форум Рипон . III (9). The Ripon Society, Inc.: 21 сентября 1967 г. Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2022 г. . Проверено 13 мая 2016 г.
- ^ Автор: Джа Каро, отечественные читатели (18 апреля 2013 г.). «38-я годовщина смерти Й. Бхама Энуола, лидера движения Фульро» . Чампака.info . Архивировано из оригинала 24 ноября 2022 года.
- ^ Клайв Дж. Кристи (15 февраля 1998 г.). Современная история Юго-Восточной Азии: деколонизация, национализм и сепаратизм . ИБТаурис. п. 101. ИСБН 978-1-86064-354-5 .
- ^ Клайв Дж. Кристи (1996). Современная история Юго-Восточной Азии: деколонизация, национализм и сепаратизм . Академические исследования Тавриды. п. 101. ИСБН 978-1-85043-997-4 .
- ^ Автор: BBT Champaka.info (24 апреля 2013 г.). «Посетите могилу генерал-майора Леса Косема, основателя движения Фульро» . Чампака.info .
- ^ Автор: BBT Champaka.info (8 сентября 2013 г.). «Биография доктора По Дхармы, автора книги «История последних 33 лет Чампы»» . Чампака.info .
- ^ Доктор По Дхарма. «От ФЛМ до Фульро (1955–1975)» . Чам сегодня . Перевод: Муса Пороме. МОК-Чампа. Архивировано из оригинала 16 марта 2014 г.
- ^ Доминик Нгуен (6 июня 2013 г.). «События после FULRO (1975–2004)» . Чам сегодня . Перевод Шона Ту. МОК-Чампа. Архивировано из оригинала 25 марта 2014 г.
- ^ Доминик Нгуен. «События после FULRO (1975–2004)» . Чам сегодня . Перевод Шона Ту. МОК-Чампа. Архивировано из оригинала 16 марта 2014 г.
- ^ Кирнан, Бен (2017). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . п. 459. ИСБН 978-0-19516-0-765 .
- ^ ДОУСОН, АЛАН (12 апреля 1976 г.). «Новые коммунистические правительства чувствуют некоторую оппозицию» . Отправка . ЛЕКСИНГТОН, Северная Каролина, с. 20.
- ^ ДОУСОН, АЛАН (4 апреля 1976 г.). «В Индокитае растет сопротивление коммунистам» . Сарасота Геральд-Трибюн . газета находится в (Сарасота, Флорида), автор сообщил из (БАНГКОК, Таиланд (UPI)). п. 12·Ф.
- ^ Джон М. Дель Веккио (26 февраля 2013 г.). Ради всего живого: Роман . Издательская группа Warriors. п. 5. ISBN 978-1-4804-0189-1 .
- ^ Артур Дж. Доммен (20 февраля 2002 г.). Индокитайский опыт французов и американцев: национализм и коммунизм в Камбодже, Лаосе и Вьетнаме . Издательство Университета Индианы. п. 927. ИСБН 0-253-10925-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 70. ИСБН 978-1-134-12268-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 97. ИСБН 978-1-134-12268-4 .
- ^ Мать Джонс (1983). «Журнал Мать Джонс» . Мать Джонс : 20–21. ISSN 0362-8841 .
- ^ Мать Джонс . Фонд национального прогресса. 1983. с. 20.
- ^ Современная Юго-Восточная Азия . Издательство Сингапурского университета. 1989. с. 218.
- ^ Межконтинентальная пресса в сочетании с Inprecor . Межконтинентальная пресса. 1981. с. 235.
- ^ Дальневосточное экономическое обозрение . Июль 1981 г. с. 15.
- ^ «Повстанцы положили конец 28-летней борьбе» . Рим Ньюс-Трибюн . Том. 149, нет. 242. ORWEI, Камбоджа (AP) Рим, Джорджия, США. 11 октября 1992 г. с. 8·А.
- ^ Тайер, Нейт (25 сентября 1992 г.). «Освещая тьму: христиане джунглей FULRO» . Пномпень Пост . Архивировано из оригинала 24 мая 2022 года.
- ^ Джордж Дули (18 декабря 2007 г.). Битва за Центральное нагорье: История спецназа . Издательская группа Random House. п. 255. ИСБН 978-0-307-41463-2 .
- ^ Карлайл А. Тайер (1994). Вьетнамская народная армия под командованием Ди Муи . Программа региональных стратегических исследований, Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 12. ISBN 978-981-3016-80-4 .
- ^ Карлайл А. Тайер (1994). Вьетнамская народная армия под командованием Дои Моя . Программа региональных стратегических исследований, Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 12–13. ISBN 978-981-3016-80-4 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Тейлор и Фрэнсис. п. 97. ИСБН 978-0-203-08896-8 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 97. ИСБН 978-1-134-12267-7 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 68. ИСБН 978-1-134-12268-4 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 186. ИСБН 978-1-134-12268-4 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 91. ИСБН 978-1-134-12268-4 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 92. ИСБН 978-1-134-12268-4 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Тейлор и Фрэнсис. п. 70. ИСБН 978-0-203-08896-8 .
- ^ Эдвард К. О'Дауд (16 апреля 2007 г.). Китайская военная стратегия в Третьей войне в Индокитае: последняя маоистская война . Рутледж. п. 70. ИСБН 978-1-134-12267-7 .
- ^ Джонатан Люксмур (1983). Вьетнам: дилеммы реконструкции . Институт изучения конфликтов. п. 20.
- ^ Азиатский альманах: Еженедельный обзор событий Азии . В.Т. Самбандан. 1985.
- ^ К.К. Наир (1 января 1984 г.). Отношения АСЕАН-Индокитай с 1975 года: политика приспособления . Центр стратегических и оборонных исследований, Исследовательская школа тихоокеанских исследований, Австралийский национальный университет. п. 181. ИСБН 9780867843903 .
- ^ К.К. Наир (1 января 1984 г.). Отношения АСЕАН-Индокитай с 1975 года: политика приспособления . Центр стратегических и оборонных исследований, Исследовательская школа тихоокеанских исследований, Австралийский национальный университет. п. 181. ИСБН 9780867843903 .
- ^ ББТ Чампака.info (20 мая 2012 г.). «Фулро возвращается на шахматную доску Центрального Хайленда» . Чампака.info . МОК-Чампака.info.
- ^ ББТ Чампака.info (20 мая 2012 г.). «Фулро возвращается на шахматную доску Центрального Хайленда» (PDF) . Парижские новости: Accueil . МОК-Чампака.info. Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2012 года.
- ^ Джонсон, Скотт (4 июля 2002 г.). «Ползучий геноцид в Азии: Вьетнам» . Вашингтон Таймс . Архивировано из оригинала 29 октября 2004 г.
- ^ «Депутат парламента Австралии Люк Симпкинс высказывается о преследовании монтаньяров» . Фонд Монтаньяра, Inc. АВСТРАЛИЙСКОЕ СОдружество Вьетнам: ВЫСТУПЛЕНИЕ монтаньяров Среда, 6 июля 2011 г., ВЫСТУПЛЕНИЕ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. 8 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 02 декабря 2011 г.
- ^ Брей, Адам (16 июня 2014 г.). «Чам: потомки древних правителей Южно-Китайского моря наблюдают за морским спором со стороны» . Национальные географические новости . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 10 мая 2019 года . Проверено 3 сентября 2014 г. Альтернативный URL-адрес. Архивировано 26 июня 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ «Нация кхмеров-кромов | Совет коренных народов современного Вьетнама» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2016 г. Проверено 19 мая 2016 г.
- ^ «КАРТА КАМПУЧИИ КРОМ» . Кхмерская община кромов . 15 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 3 октября 2013 г.
- ^ «КАРТА КАМПУЧИИ КРОМ» . Кхмерская община кромов . 15 октября 2015 г. Архивировано из оригинала 20 января 2022 г.
- ^ Вьен Тэтч (4 ноября 2008 г.). «Кхмер-кром: Демонстрация у Европейского парламента» . Организация непредставленных наций и народов: ОНН . Архивировано из оригинала 7 августа 2022 года.
- ^ Печ Сотери (4 июня 2013 г.). «64-я годовщина потери территориальной целостности Кампучии-Крома Вьетнамом» . Голос демократии (VOD — независимые новости в Камбодже) . Перевод Тат Удом. Архивировано из оригинала 19 июля 2013 г.
- ^ На полях: нарушения прав этнических кхмеров в дельте Меконга во Вьетнаме . Хьюман Райтс Вотч. 1 января 2009 г. стр. 15–16. ISBN 978-1-56432-426-9 .
- Конфликты 1960-х годов
- Конфликты 1970-х годов
- Конфликты 1980-х годов
- Конфликты 1990-х годов
- Гражданская война в Камбодже
- Конфликты холодной войны
- История Северного Вьетнама
- История Южного Вьетнама
- История Вьетнама (1945 – настоящее время)
- Военная история США во время войны во Вьетнаме
- Восстания во Вьетнаме
- Третья Индокитайская война
- Распространение войны во Вьетнаме
- Войны с участием Камбоджи
- Войны с участием Китайской Народной Республики
- Войны с участием Советского Союза
- Войны с участием Вьетнама
- Камбоджийско-вьетнамская война
- Мятежники в Азии