Додинастический Чжоу
Додинастический Чжоу Сиань Чжоу | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1150 г. до н.э. -1046 г. до н.э. | |||||||
Статус | Автономное государство в составе династии Шан. | ||||||
Капитал | Бин Чжоуюань | ||||||
Общие языки | Старый китайский | ||||||
Религия | Китайская патриархальная религия , Небесный мандат | ||||||
Правительство | Вождество | ||||||
Лидер | |||||||
• в. 1158 – 1126 гг. до н.э. | Гугун Данфу | ||||||
• в. 1126 – 1101 гг. до н.э. | Цзи, лорд Чжоу | ||||||
• в. 1101 – 1050 гг. до н.э. | Цзи Чанг , старейшина Чжоу | ||||||
• в. 1050 – 1046 гг. до н.э. | Цзи Фа , старейшина Чжоу | ||||||
Историческая эпоха | Бронзовый век | ||||||
• Столица перенесена в Чжоуюань. | в. 1150 г. до н.э. | ||||||
• Убийство Джили | 1101 г. до н.э. | ||||||
• Джи Чанг получил Небесный мандат | 1059 г. до н.э. | ||||||
1046 г. до н. э. | |||||||
• Основанная династия | 1046 г. до н. э. | ||||||
| |||||||
Сегодня часть | Китай |
Часть серии о |
История Китая |
---|
![]() |
Додинастический Чжоу или Прото-Чжоу ( / dʒ oʊ / ; [ 1 ] Китайский : 先周 ) относится к государству Чжоу, которое существовало в регионе Гуаньчжун современной Шэньси провинции во времена династии Шан в древнем Китае, до ее завоевания Шан в 1046/1045 году до нашей эры, что привело к основанию династии Чжоу . Им правил клан Цзи . Согласно истории, додинастический Чжоу вырос как западный вассал Шана, выступая в качестве его союзника, пока их влияние не превзошло влияние династии.
Записи о додинастическом Чжоу поступили из двух источников. Династия Шан хранила записи о Чжоу в костях оракула . Тексты о Чжоу, написанные двором Шан, в основном относятся к периоду правления У Дина и последних монархов Шан. После падения Шана клан Цзи основал династию Чжоу и начал свое собственное повествование о предыдущих поколениях. «Книга документов» и « Бамбуковые летописи» — два основных исторических источника. Позже Сыма Цянь написал о стране, используя тексты в качестве справочных материалов.
Попытки определения сроков
[ редактировать ]Время, после которого историки уверены в точном времени событий, — это 841 год до нашей эры, начало Регентства Гунхэ . Додинастическая Чжоу, существовавшая примерно тремя столетиями ранее, оказывается трудной задачей, когда историки пытаются найти год ее начала и конца. Вассал охватывал четыре поколения от Гугун Данфу до Цзи Фа (короля Ву). Однако существует очень мало записей, подробно описывающих годы правления первого, поэтому последний год больше беспокоит современную историографию. В официальных текстах Чжоу фиксируются различные астрономические события, время которых можно рассчитать по научным законам; это дает преимущество в определении точного периода.
Проект хронологии Ся-Шан-Чжоу, амбициозное сотрудничество китайских историков, созданное по заказу Китайской Народной Республики в 2000 году, подготовил проект отчета, в котором первым годом правления Гугун Даньфу считается 1158 год до нашей эры, примерно во время правления Шанского короля Гэн Дина . Годы правления его сына Цзили были рассчитаны на 1126–1101 годы до н.э., что указывает на то, что он умер в одно время с современным королем Вэнь У Дином .
Приход Цзи Фа к власти представляет исторический интерес, поскольку его жизнь вращалась вокруг небесных знамений, которые оказались правдивыми. Общепринятым годом, когда Цзи Фа стал лидером додинастического Чжоу, является 1050 г. до н.э., год, предложенный XSZ Chronology Project. Однако американский китаевед Дэвид Нивисон изучил информацию, представленную в «Бамбуковых летописях», и предположил, что годом начала правления династии Шан был 1558 год до нашей эры. [ 2 ] Поскольку в «Бамбуковых анналах» говорится, что приход к власти короля Ву начался на 496 лет позже его предшественника, считается, что он сделал это в 1062 году до нашей эры. Он переместил планетарное соединение 1059 г. до н. э. обратно на 1071 г. до н. э., получив результат. Битва при Муе должна была произойти на 12-м году правления Ву в «Анналах», в год, отличающийся от других исторических текстов. Исследование Нивисона определило, что эта битва произошла в 1051 году до нашей эры, и заявило, что додинастический Чжоу также завершился в том же году. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Записи суда Шан
[ редактировать ]Сведения о Прото-Чжоу, написанные династией Шан, скудны, поскольку это государство находилось значительно далеко от основных земель Шана. Самые ранние из них относятся ко времени правления У Дина , примерно с 1250 по 1192 год до нашей эры. Его двор вырезал большую часть надписей с упоминанием Чжоу; однако они отражают только взгляд короля на страну. [ 3 ] У Дин называл клан Цзи и его подчиненных «Чжоу Фан» (周方), что является общей традицией именования, которую Шан использовал для обозначения соседних государств. Чжоу в то время находился в вассальной зависимости, но не был полностью передан под сюзеренитет У Дина. Его расстояние было значительным, и он также был отделен от Инь (столицы Шан) многочисленными агрессивными государствами. Таким образом, тексты оракулов эпохи правления У Дина не содержат достаточной информации.
У Дин писал о своих опасениях за своего отдаленного вассала. Его сочинения представляют собой гадательные тексты о благополучии солдат Чжоу, запросы об охоте Чжоу. С другой стороны, У Дин никогда не посещал территорию Чжоу, чтобы совершить поездку или поохотиться. Он также не приказывал Чжоу использовать рабочую силу для помощи Шану в общественных строительных работах и в войнах. Более того, несмотря на свою обеспокоенность по поводу процветания народа Чжоу, он не задавал вопросов и не гадал, был ли их урожай успешным или нет. Его внимание было в первую очередь сосредоточено на более близких племенах и вождествах, особенно Гуй Фан и Ту Фан, которые лежали между основными регионами Шан и территорией клана Цзи.
Когда У Дин умер ( около 1200 г. до н. э.), контакты Шана с Чжоу прекратились; Клан Цзи, все еще находившийся вассалом, восстановил свое влияние только во время правления правнука У, У И (武乙, правил 1147–1112 гг. до н.э.). В этот период Додинастический Чжоу находился под контролем Цзи Цзили (季歷). Кости оракула того времени очень мало упоминают об отношениях Цзили и его потомков с Шаном. Чжоу был активным союзником, но со временем отношения изменились ко времени прихода преемников Цзили. Цзи Чанг, предпоследний правитель Чжоу в традиционных записях, писцы Шан называли его «бо» (старшим) Чжоу. К нему обратились «Чжоуфан бо» (周方白) на костях оракула последних лет Шанга. [ 4 ] Цзи Чанг передал свою силу одному из детей мужского пола, Цзи Фа . Около 1046 г. до н.э. царь Шан Ди Синь вел войну с восточными государствами. Цзи Фа воспользовался возможностью и атаковал. Оставшиеся силы Шан потерпели фатальное поражение при Муе; Ди Синь умер примерно в то же время. Чжоу вступил в династический период.
Записи династии Чжоу и более поздних историков
[ редактировать ]В отличие от своего предшественника Шана, короли Чжоу вели подробные записи о своей докоролевской эпохе. Исторические записи находятся в Шаншу и Бамбуковых анналах . Тексты содержат различные главы, касающиеся правления королей Шан из У Дина, соответствующих временам Яюй, Гуншу Цзулей, Гугун Даньфу, Цзи Цзили, Цзи Чанга и Цзи Фа. Историк периода Хань Сыма Цянь (145–86 до н. э.) использовал книги для построения своей работы.
Предки Чжоу предположительно были потомками Желтого Императора через Императора Ку . Легенды гласят, что жена Ку Цзян Юань ступила на волшебный след и зачала. Она родила Хоу Цзи , которого считают первым предком Чжоу. Повествование подразумевает семейные отношения Чжоу и Шана, поскольку легендарный предок Шана Се был братом Хоу Цзи.
По словам Сыма Цяня , додинастический Чжоу был основан Гугоном Даньфу , когда он переселил свой клан из их дома Бинь в новое поселение недалеко от горы Ци под названием Чжоуюань (周原) вдоль реки Вэй . [ 5 ] Говорят, что два его старших сына Тайбо и Чжунъюн покинули эту территорию и бежали на юг, чтобы основать У в нижнем течении Янцзы . Затем его младший сын Цзили унаследовал Чжоу и расширил его многочисленными кампаниями против » Жун « варваров вокруг Шана. Его власть угрожала королю Вэнь Дину , и он попал в засаду в месте под названием Сайку ( 塞库 ). В 1101 году до нашей эры Вэнь Дин отправил Цзили на местный склад, а затем оставил его умирать от голода. Сын вождя, Цзи Чанг, был выбран следующим старейшиной Чжоу.
Планы Цзи Чанга по свержению Шана
[ редактировать ]В первой половине 11 века до нашей эры Цзи Чанг получил избирательные права от Ди Синя и получил титул «Повелитель Запада». В остальном Ди Синь знал о растущей силе Чжоу и готовился к его действиям. Чанг был заключен Ди Синь в тюрьму в Юли, прежде чем его выкупили другие дворяне. По некоторым данным, Вэнь был вынужден съесть своего старшего сына в виде мясных лепешек или супа по завещанию короля. Спустя годы некоторые из чиновников Ди Синя были впечатлены праведностью вождя и подкупили короля за его милосердие. В конце концов Цзи Чанг был освобожден и ему разрешили вернуть себе контроль над Чжоу. Он немедленно укрепил государство, стремясь положить конец нечестивому режиму Ди Синя. Затем он встретился с Цзян Цзыей , пожилым человеком, который регулярно ловил рыбу на реке Пан. Узнав об интеллекте и способностях Цзяна, Повелитель Запада нанял его и сделал своим самым доверенным помощником. Чтобы укрепить свои связи, Чан заключил несколько браков своих родственников с представителями клана Цзян. Его второй сын Цзи Фа был женат на дочери Цзян Цзы. И Цзян и у них родился сын Цзи Сун .
Чтобы обеспечить власть Чжоу, прежде чем противостоять армии Ди Синя, Цзи Чанг начал многочисленные кампании по расширению. Его цель включала в себя долгосрочную враждебную политику династии Шан, которая уже была ослаблена У Дином почти 200 лет назад. Изгнав варваров Цюаньжун, он обратился к ближайшим вассалам и региональным провинциям Шана. Он напал на Чонг, дом Ху, маркиза Чонга, своего заклятого врага, и победил его, получив доступ к броду Мэн, через который он мог пересечь свою армию и атаковать Шанга. Благодаря своей способности сохранять огромную власть, он в конечном итоге получил контроль над большей частью земель Шан. Тем не менее, Цзи Чанг тоже умер в это время (около 1050 г. до н. э.), и его планы по непосредственному нападению на Ди Синя были отложены. Затем Цзи Фа стал преемником своего отца и был удостоен звания 2-го повелителя Запада.
Затем Цзи Фа отомстил за своего деда и брата в битве при Муе . Его армия была гораздо более подготовленной по силе и лояльности. Почти все региональные правители, покоренные Цзи Чаном в союзе с Фа, наконец разгромили вооруженные силы Шан. Считалось, что Ди Синь был убит Цзи Фа, чтобы положить конец своему «злу». Родственники короля, такие как Вэйцзы и У Гэн , были сохранены и стали подчиненными династии Чжоу.
Исправление свержения Шана Чжоу
[ редактировать ]Додинастический Чжоу под властью Цзи Чана был исправлен более поздними королями Чжоу Небесным Мандатом . Эта концепция представляла собой философскую теорию, определяющую право монарха на власть. Согласно Мандату, правитель назначался Небесами, и воля Небес передавалась его семье. [ 6 ] В соответствии с традициями преемственности по отцовской линии додинастического Чжоу, выбранный Небесами должен был быть старшим ребенком мужского пола нынешнего правителя. Право на управление человека зависело от его добродетели; если избранный был жестоким и недееспособным, Небеса имели право свергнуть его и заменить новым. О замене будет заранее объявлено через стихийные бедствия и внеземные события. [ 7 ] Согласно повествованию Чжоу, последний король Шан Ди Синь был упадком и, следовательно, больше не имел права получать Небесный Мандат. Цзи Чанг, посмертно известный как король Чжоу Вэнь, был назначен Небесами новым правителем. [ 8 ] : 515–516 Интерпретация астрономических событий королем Вэнем предвосхищала философию, которая становилась все более сложной.
В 1059 году до нашей эры произошли два необычных небесных явления. В мае в созвездии Рака можно было увидеть самое плотное за пятьсот лет скопление пяти планет, видимых невооруженным глазом, а несколько сезонов спустя последовало появление кометы Галлея . [ 9 ] Король Чжоу Вэнь (в то время его еще звали Цзи Чанг) стал свидетелем небесных знамений и подумал о них как о том, что Небеса избрали его новым правителем. Ранние записи, такие как надпись на Да Юйдин , описывают Небесный Мандат с точки зрения реального астрономического события: «великое повеление в небе» ( 天有大令 ). [ 10 ] [ а ]
Король Вэнь не упоминается как получивший мандат в официальных традиционных записях; однако все древние тексты согласны с тем, что он действительно получил божественную силу, чтобы стать следующим царем. Последующие поколения династии Чжоу развили эту концепцию в систему, которая будет диктовать китайскую монархию примерно 3000 лет. Начиная с династии Чжоу, почти каждый китайский правитель использовал Небесный Мандат как средство представления своего небесного права быть хозяином «тянься» (всего под Небесами).
Правители
[ редактировать ]
- Важный предок: Гун Лю , который возглавил миграцию клана в Бинь.
- 1-й правитель: Гугун Даньфу , также известный как король Чжоу Тай.
- 2-й правитель: Цзили, также известный как король Цзи Чжоу.
- Третий правитель: король Чжоу Вэнь
- Последний правитель: король Чжоу У , который завоевал Шан и основал династию Чжоу.
Генеалогия додинастических лидеров Чжоу представлена с использованием традиционных источников:
Гуншу Зулей (1192–1158 до н.э.) | |||||||||||||||||||
Гугун Данфу (1158–1126 до н.э.) | |||||||||||||||||||
Jili, Elder of Zhou | |||||||||||||||||||
Тай Цзян из Пана | |||||||||||||||||||
Король Чжоу Вэнь (1125–1050 до н.э.) | |||||||||||||||||||
Королева Тай Рен (принцесса династии Шан) | |||||||||||||||||||
Король Чжоу У (умер в 1043 г. до н. э.) | |||||||||||||||||||
Королева Тай Си | |||||||||||||||||||
См. также
[ редактировать ]- Короли Чжоу
- Происхождение династии Чжоу
- Додинастический Шан
- Список государств династии Шан
- Список китайских монархов
Примечания
[ редактировать ]- ^ 令 ; ling здесь следует читать как 命 ; мин , который еще не развился на этой ранней стадии письменности.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Чжоу" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Jump up to: а б Нивисон, Дэвид С. Ключ к хронологии трех династий: современные текстовые бамбуковые анналы (PDF) . КИТАЙско-ПЛАТОНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (номер 93, январь 1999 г.).
- ^ Ино, Роберт (2010). История G380: ОБЩЕСТВО ШАН (PDF) .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Линь, Сен-Шоу (1995). Проблемы изучения письменности на костях оракулов Чжоу (МА). Университет Британской Колумбии. дои : 10.14288/1.0098998 .
- ^ Сыма Цянь . Записки великого историка .
- ^ Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Перевод Харари, Юваль Ной; Перселл, Джон; Вацман, Хаим . Лондон: Penguin Random House UK. п. 219. ИСБН 978-0-09-959008-8 . OCLC 910498369 .
- ^ Щепанский, Калли (1 августа 2019 г.). «Что такое Небесный мандат в Китае?» . МысльКо . Дотдаш Мередит . Проверено 28 апреля 2023 г.
- ^ Сон, Юну (2019). «Возникновение представления о предопределенной судьбе в раннем Китае». Дао: Журнал сравнительной философии . 18 (4). Спрингер: 509–529. дои : 10.1007/s11712-019-09684-1 .
- ^ Панкеньер, Дэвид В. (1995). «Космополитическая подоплека Небесного мандата». Ранний Китай . 20 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 121–176. дои : 10.1017/S0362502800004466 . JSTOR 23351765 .
- ^ Аллан (2007) , с. 39.
- Цитаты
- Источники
- Аллан, Сара (2007). «О личности Шан Ди 上帝 и происхождении концепции Небесного Мандата (Тянь Мин 天命)». Ранний Китай . 31 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 1–46. дои : 10.1017/S0362502800001796 . JSTOR 23354211 . S2CID 159662391 .