Пушкалавати
Пашклаути | |
Альтернативное название | Пушкалавати |
---|---|
Расположение | Окраины Чарсадды , Хайбер-Пахтунхва , Пакистан |
Координаты | 34 ° 10'05 "N 71 ° 44'10" E / 34,168 ° N 71,736 ° E |
Тип | Древняя столица |
История | |
Основан | в. 1400 г. до н. э. |
Периоды | Гандхара |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1902 |
Археологи | сэр Джон Маршалл сэр Мортимер Уилер |
Управление | https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.533479/page/n11/mode/1up «Пушкалавати: Город Лотоса»], Серия археологических путеводителей № 1, Пешаварский университет |
Пушкалавати , [а] был столицей древнего региона Гандхара , расположенного на территории современного Пакистана. [1] Его руины расположены на окраине современного города Чарсадда , в Чарсаддинском районе , в провинции Хайбер-Пахтунхва , в 35-42 километрах к северо-востоку от Пешавара . [2] на берегу реки Джинди, [3] недалеко от слияния реки Сват с рекой Кабул . Самые ранние археологические находки в кургане Бала Хисар датируются 1400–800 годами до нашей эры. [4] [5] Пушкалавати (курган Бала Хисар), возможно, был включен как региональное поселение Ахеменидов около 520 г. до н.э. [6] и он оставался важным городом (в кургане Шайхан Дери) до начала III века нашей эры. [7]
Руины Пушкалавати состоят из двух участков, разделенных небольшой рекой Шамбор. [8] К югу находится Бала Хисар, состоящий из двух отдельных курганов: восточного и западного. [9] На севере находится Шайхан Дери, зажатый между реками Шамбор и Джинди. [10]
Этимология
[ редактировать ]Пушкалавати ( санскрит : पुष्कलावती, IAST : Puṣkalavati ) означает «Город Лотоса» на санскрите . Согласно индуистской мифологии, согласно Рамаяне , он был назван Пушкалавати, потому что был подарен Пушкале, сыну Бхараты . [11]
Регион вокруг древнего Пушкулавати был записан в зороастрийской Зенд Авесте как Ваекэрета , или седьмое по красоте место на земле, созданное Ахура Маздой . Он был известен как «жемчужина короны» Бактрии и господствовал над близлежащей древней Таксилой . [12]
Руины
[ редактировать ]Руины Пушкалавати состоят из множества ступ и стоянок двух древних городов.
Бала Хисар
[ редактировать ]Сайт Бала Хисар ( 34 ° 10'05 "N 71 ° 44'10" E / 34,168 ° N 71,736 ° E ) на этой территории впервые были заселены во 2-м тысячелетии до нашей эры. [13] [14] Датировка C14 ранних отложений в Бала-Хисаре, содержащих «мыльно-красную» / полированную посуду красного цвета, относится к 1420–1160 гг. До н.э., поэтому считается, что эта ранняя фаза длилась примерно с 1400 по 800 г. до н.э. [15]
Наряду с преемственностью красной полированной посуды, но теперь украшенной бороздками (так называемая «рифленая» красная полированная посуда), в этот период (ок. 750–500 гг. до н. э.) на появление вертикально-вертикальных изделий ощущалось влияние долины Ганга. открытые по бокам чаши из серой посуды, похожие на культуры расписной серой посуды . керамические формы [16]
Это место могло быть включено в состав империи Ахеменидов ок. 520 г. до н.э., хотя археологических свидетельств существования административных зданий или дворцов в Бала-Хисаре нет, а есть только «некоторые свидетельства подражания ахеменидским сосудам для питья», которые местная элита могла перенять у империи. [17] Керамика, известная как «чаши-тюльпаны», свидетельствующая о подражании формам Ахеменидов, присутствует только в Бала-Хисаре (ок. 400–325 гг. До н.э.). [18]
По словам Арриана , город затем сдался в 327/326 г. до н.э. Александру Македонскому , который установил в нем гарнизон. [19] Рейнхард Диттман (1984) предположил, что самое раннее появление «чаши лотоса» в Бала-Хисаре относится ко времени Александра Великого вплоть до начала времен Маурьев, конца 4-го - начала 3-го веков до нашей эры, но, по мнению Кэмерона Петри ( 2013), вероятная дата после Ахеменидов, примерно с конца 4-го по 2-й век до нашей эры. [20]
Пеучела в Шайхане Дери
[ редактировать ]Бактрийские греки построили новый город ( Певсела ( греч . Πευκέλα ) или Пеуселаитис ( греч . Πευκελαώτις ) на кургане, ныне известном как Шайхан Дери (греч. 34 ° 10'41 "N 71 ° 44'35" E / 34,178 ° N 71,743 ° E ), который лежит в одном километре к северо-востоку от Бала-Хиссара на другом берегу реки Шамбор, на берегу реки Джинди . [21] [22] Этот город был основан во втором веке до нашей эры в индо-греческий период и заселен до начала третьего века нашей эры. [23] [24] занимали индоскифы , индопарфяне и кушаны . [25]
Две ранние буддийские рукописи были приобретены Британской библиотекой среди группы из двадцати семи берестяных свитков в 1994 году и, возможно, найдены в монастыре Дхармагуптака в Хадде, Афганистан . [28] Эти две рукописи, известные как аваданы , написаны на языке гандхари примерно в I веке нашей эры (сейчас находятся в коллекции гандхарских свитков Британской библиотеки). [29] упомянуть название города как Похалади . [30] [31] [32]
Во II веке н. э. река изменила свое русло, и город был затоплен. Город переехал на место современного села Раджар . Руины бывшего города были частично раскопаны Ахмадом Хасаном Дани в 1960-х годах. до сих пор сохранилось много курганов В Мир -Зиарате , Раджаре и Шахр-и-Напурсане , которые до сих пор не раскопаны.
Последнее упоминание Пушкалавати как По-ши-кие-ло-фа-ти. [33] было записано в рассказе китайского паломника Сюаньцзана в VII веке нашей эры. [34] Монах Хуэй Ли также прокомментировал визит Сюаньцзана к востоку от города По-ши-кие-ло-фа-ти (Пушкалавати), где находилась ступа, построенная царем Ашокой, в месте, где проповедовали четыре Будды прошлого. [35]
Впоследствии, после того как этот регион был завоеван Махмудом Газни в 1001 году нашей эры, название Гандхара больше не использовалось, и, по всей вероятности, следующий период - это когда Пушкалавати стал известен как Шайхан Дери , поскольку дхери означает курган/холм на пушту. [36] [37]
Пушкалавати и Пранг
[ редактировать ]Город Пушкалавати располагался недалеко от слияния рек Сват и Кабул. Здесь встречаются три разных рукава реки Кабул. Это конкретное место до сих пор называется Пранг и считается священным. К северу от Пранга расположено большое кладбище, куда местные жители приносят своих умерших для захоронения. Это кладбище считается одним из крупнейших кладбищ в мире. Имя Пранг считалось Ахмадом Хасаном Дани как производное от слова Праяг , что означает « слияние », через промежуточную сокращенную форму *Праг . [40] : 7 Название является отсылкой к рекам Кабул и Сват, которые, должно быть, когда-то встречались здесь. [40] : 7
Пушкалавати в Рамаяне
[ редактировать ]В заключительной части ( Рамаяны ) Уттараканды, или Дополнительной книги, потомки Рамы и его братьев описываются как получатели великих городов и королевств, процветавших в Западной Индии. [41] Уттараканда, возможно, была написана немного позже ок. 500 г. до н.э. [42] [43]
Согласно этой мифической книге, у Бхараты, брата Рамы, было два сына: Такша и Пушкала. Бхарата отдал бывшую Такша-силу или Таксилу, к востоку от Инда , известную Александру и грекам как Таксила . Последнему он дал Пушкала-вати или Пушкалавати, к западу от Инда, [11] известный Александру и грекам как Пеукелаотис. [41] Таким образом, согласно индуистской легенде, сыновья Бхараты получили царства, процветавшие по обе стороны реки Инд, которые были завоеваны их отцом. [11]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пушту : Пашкалаути ; Урду : Пушкалавати ; Санскрит : पुष्कलावती , латинизированный : Пускалавати ; Пракритские языки : Пуккалаоти ; Древнегреческий : Πευκελαῶτις , латинизированный : Peukelaôtis ) или Пушкаравати ( санскрит : पुषकरावती , латинизированный : Puṣkaravatī ; Палийский : Pokkharavatī ), в Бала Хисаре , а позже Шейхан Дери ( P ашто : شيخان دري ; урду : شيخان دهري)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сагар, Кришна Чандра (1992). Иностранное влияние на Древнюю Индию . Северный книжный центр. ISBN 9788172110284 .
- ^ От Пешавара до Чарсадды
- ^ Река Джинди
- ^ Петри, Кэмерон, 2013. «Чарсадда» , в Д.К. Чакрабарти и М. Лале (ред.), История Древней Индии III: Тексты, политическая история и управление до ок. 200 г. до н.э., Международный фонд Вивекананды, Aryan Books International, Дели, с. 515: «Недавняя абсолютная датировка ранних отложений [«мыльно-красной»/полированной посуды красного цвета] в Бала Хисар (GrA-8358: 1420–1160 до н.э.; период Пешавара-Брэдфорда II – Coningham and Batt 2007: 93–98; также Young 2003: 39), однако, предоставил четкое подтверждение предыдущих предположений, что эта посуда и соответствующие ранние уровни в Бала Хисар датируются примерно 1400 г. до н.э. и позднее началом 1-го тысячелетия до н.э., ок.
- ^ Конингем, RAE и К. Батт, 2007. «Датировка последовательности», в RAE Конингем и И. Али (ред.), Чарсадда: Британо-пакистанские раскопки в Бала Хисар , Монография Общества исследований Южной Азии № 5. , BAR International Series 1709, Archaeopress, Оксфорд, стр. 93–98.
- ^ Петри, Кэмерон А., (2013). «Южная Азия» , в: Оксфордский справочник городов в мировой истории, Oxford University Press, стр. 99: «[T] регионы на самом западном краю Южной Азии были включены в состав империи Ахеменидов (ок. 520 г. до н.э.) [...] Ограниченные раскопки не выявили никаких свидетельств создания персидских административных зданий или дворцов. в таких городах, как Чарсадда [...], но, похоже, есть некоторые свидетельства подражания ахеменидским сосудам для питья, что может указывать на то, что местная элита переняла некоторые символы власти и определенные кулинарные практики».
- ^ Дэни, А.Х. (1965-66). «Раскопки Шайхана Дери, сезоны 1963 и 1964 годов (В поисках второго города Пушкалавати) , в: Древний Пакистан II, стр. 24: «Таким образом, конец города [Шайхана Дери] подошел к концу второго века нашей эры или в середине III века нашей эры».
- ^ Дэни, Ахмад Хасан , 1963. Пушкалавати: Город Лотоса , Серия археологических справочников № 1, Пешаварский университет, Пешавар, стр. 4-5.
- ^ Дани, Ахмад Хасан, 1963. Пушкалавати: Город Лотоса , Серия археологических справочников № 1, Пешаварский университет, Пешавар, стр. 4-5: «Первый [...] - это курган Бала-Хисар, на самом деле курганов два, до него можно добраться по тропе от главной дороги Пешавара, где она делает резкий поворот к реке Джинде (рукав реки Сват), непосредственно перед мостом, который служит воротами в современный город Чарсадда […] Сэр Мортимер отслеживает материал западного кургана относится к железному веку и датирует его начало примерно VI веком до н. в это время у реки (ныне пересохшей) приобрело значение, но ненадолго».
- ^ Дани, Ахмад Хасан, 1963. Пушкалавати: Город Лотоса , Серия археологических справочников № 1, Пешаварский университет, Пешавар, стр. 5: «[Я] предполагаю, что основной центр деятельности переместился примерно в I веке до нашей эры или раньше в другое место в Шайхан-Дери, к северу от реки Самбор, ныне болотистый канал, который отделяет Бала-Хисар от Шайхан-Дери. […] этот курган зажат между двумя реками: Самбором на юге и Джинде на востоке. Последующие изменения в этих реках не позволили городу долго процветать».
- ^ Перейти обратно: а б с Шастри, Хари Прасад (1952). «Уттара-канда, глава 101: Убийство гандхарвов и завоевание их страны» , в: «Рамаяна Валмики» : «Бхарата, сын Кайкейи, вошел в эти два богатых и великолепных города, и там Бхарата основал Такшу в Такшашила и Пушкала в Пушкалавате, в стране Гандхарвов, в восхитительной области Гандхара, переполненной сокровищами и драгоценными камнями, украшенные рощами, они, казалось, соперничали друг с другом в великолепии».
- ↑ Британская энциклопедия: Гандхара. Архивировано 29 сентября 2007 года в Wayback Machine.
- ^ Исследование древнего Пушкалавати Проект археологических исследований Пушкалавати
- ^ Али и др. 1998: 6–14; Янг 2003: 37–40; Конингем 2004: 9.
- ^ Петри, Кэмерон, 2013. «Чарсадда» , в Д.К. Чакрабарти и М. Лале (ред.), История Древней Индии III: Тексты, политическая история и управление до ок. 200 г. до н. э., Международный фонд Вивекананды, Aryan Books International, Дели, с. 515.
- ^ Петри, Кэмерон, 2013. «Чарсадда» , в Д.К. Чакрабарти и М. Лале (ред.), История Древней Индии III: Тексты, политическая история и управление до ок. 200 г. до н.э., Международный фонд Вивекананды, Aryan Books International, Дели , с. 516 : «Фогельсанг [...] утверждал, что был период того, что он называет «индийским» влиянием в слоях 38–33 главы I, который отмечен появлением открытых чаш с вертикальными сторонами в серой посуде. [...] Эти сосуды родственны различным формам, наблюдаемым в долине Ганга, особенно чашам из расписной серой посуды [...] Фогельсанг (1988: 112) предположил, что «индийское» влияние на Бала Хисар имело место во втором четверть I тысячелетия до нашей эры (750-500 гг. до н. э.) [...]»
- ^ Петри, Кэмерон А., (2013). «Южная Азия» , в: Оксфордский справочник городов в мировой истории, Oxford University Press, стр. 99: «[T] регионы на самом западном краю Южной Азии были включены в состав империи Ахеменидов (ок. 520 г. до н.э.) [...] Ограниченные раскопки не выявили никаких свидетельств создания персидских административных зданий или дворцов. в таких городах, как Чарсадда [...], но, похоже, есть некоторые свидетельства подражания ахеменидским сосудам для питья, что может указывать на то, что местная элита переняла некоторые символы власти и определенные кулинарные практики».
- ^ Петри, Кэмерон, 2013. «Чарсадда» , в Д.К. Чакрабарти и М. Лале (ред.), История Древней Индии III: Тексты, политическая история и управление до ок. 200 г. до н.э., Международный фонд Вивекананды, Aryan Books International, Дели, с. 517 : «Не существует радиоуглеродных дат из мест в Южной Азии, которые можно было бы использовать для уточнения хронологии, но дата, относящаяся к середине-позднему периоду Ахеменидов, то есть 400-325 гг. до н.э., могла бы соответствовать другим элементам последовательности Бала-Хисар, которые имеют подтверждено абсолютными датами».
- ^ Каннингем, Александр (1871). Четыре отчета, сделанные в течение 1862-63-64-65 годов, Vol. II, Археологическая служба Индии . Центральная правительственная пресса. п. 102 .: «Из Базарии Александр выступил против Пекелаотиса, расположенного недалеко от Инда, который, сданный ему, разместил в нем гарнизон и, по словам Арриана, «приступил к взятию многих других небольших городов, расположенных на этом берегу». река.'"
- ^ Петри, Кэмерон, 2013. «Чарсадда» , в Д.К. Чакрабарти и М. Лале (ред.), История Древней Индии III: Тексты, политическая история и управление до ок. 200 г. до н. э., Международный фонд Вивекананды, Aryan Books International, Дели, с. 518 : «Диттман предположил, что его фаза IIC, которая отмечена самым ранним появлением чаши лотоса, относится ко времени правления Александра Великого до начала господства Маурьев, или примерно к концу 4-го и началу 3-го веков до нашей эры ( Dittman 1984: 191). Однако, как и в случае с чашами тюльпанов, нет никаких абсолютных доказательств датировки, которые могли бы прояснить предлагаемую датировку, и дата после Ахеменидов, охватывающая период с конца 4-го по 2-й век до нашей эры, вероятно, будет подходящей».
- ^ Дэни, Ахмад Хасан, (1963). Пушкалавати: Город Лотоса , Серия археологических путеводителей № 1, Пешаварский университет, Пешавар, с. 5: «Затем, идя на северо-восток через торговый город по дороге, ведущей в Танги, посетитель сворачивает на дорогу Кача в сторону деревни Раджар, пересекает реку Джинде и, наконец, приходит к невысокому кургану Шайхана Дери [. ..]"
- ^ Хан, М. Насим, 2005. «Отпечатки терракотовой печати из Бала Хисар, Чарсадда» , в Древнем Пакистане, Том XVI, стр. 13: «Бало Хисар и Шайхан Дери. Первое место (или Чарсадда-I, Wheeler 1962:13), известное в местном масштабе как Хисар Дери, расположено на юго-западе, а второе — на противоположном берегу реки Самбор».
- ^ Петри, Кэмерон, 2013. «Чарсадда» , в Д.К. Чакрабарти и М. Лале (ред.), История Древней Индии III: Тексты, политическая история и управление до ок. 200 г. до н.э., Международный фонд Вивекананды, Aryan Books International, Дели, с. 514 : «Во многих отношениях последовательность в Шайхан-Дхери, выявленная Дани (1965-66), гораздо менее проблематична, поскольку она была более короткой по продолжительности и, по крайней мере, частично контролируется находками монет и небольшим количеством радиоуглеродных дат. Эти данные показывают, что что это место было основано в индо-греческий период и, предположительно, постоянно населено вплоть до кушанского периода (Дани 1965-66: 24)».
- ^ Дэни, А.Х. (1965-66). «Раскопки Шайхана Дери, сезоны 1963 и 1964 годов (В поисках второго города Пушкалавати) , в: Древний Пакистан II, стр. 23-24: «На самых верхних слоях несколько монет Васудевы I (медная монета Шивы и быка) типа) были восстановлены [...] Таким образом, конец города наступил ближе к концу второго века нашей эры или в середине третьего века нашей эры».
- ^ Дэни, А.Х. (1965-66). «Раскопки Шайхана Дери, сезоны 1963 и 1964 годов (В поисках второго города Пушкалавати) , в: Древний Пакистан II, стр. 24: «Если бы монеты могли дать номенклатуру, мы хотели бы назвать их Фаза А - Кушана, Фаза Б – скифо-парфянская, фаза С – греческая».
- ^ «Каталог текстов Гандхари» . gandhari.org . Проверено 19 марта 2021 г.
- ^ Кастро, Андреа (Анджело Андреа) А.А. Ди (январь 2017 г.). Короны, рога и присвоение символов богинь в Гандхаре и за ее пределами . п. 39.
- ^ Вашингтонский университет. «Проект ранних буддийских рукописей» : «...двадцать семь уникальных берестяных свитков, написанных письмом Хароштхи и языком Гандхари, которые были приобретены Британской библиотекой в 1994 году...»
- ^ «Коллекция гандхарских свитков Британской библиотеки» . Архивировано из оригинала 26 мая 2020 года . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ Баумс, Стефан (2019). «Обзор топонимов в надписях Гандхари и новая масляная лампа из Малаканда» , в (ред.) Ваннапорн Риенджанг и Питер Стюарт, « География искусства Гандхары: материалы второго международного семинара проекта связей Гандхары», Оксфордский университет. , 22–23 марта 2018 г., Archaeopress , Archaeopress, Оксфорд, с. 169: «Аваданы в коллекции рукописей Гандхари Британской библиотеки также упоминают ряд городов по названиям. Некоторые из них встречаются в историях, действие которых происходит в самой Индии [...], но мы также (помимо Таксилы, обсуждавшейся выше) упоминаем Похалади (санскрит Пушкалавати) в CKM 2 и 14».
- ^ «Коллекция Британской библиотеки, рукопись CKM 2» .
Покхала[ди] . пуши? +
(версия 20). - ^ «Коллекция Британской библиотеки, рукопись CKM 14» .
...Похаладиге... Похаладаго...
(Стихи 78-79). - ^ Бил, Сэмюэл, (редактор и пер.), 1884. Си-ю-ки: Буддийские записи западного мира, Том 1 , Автор: Хиуэн Цанг, Лондон, стр. 109: «К северо-востоку от сангхарамы Канишка-раджи около 50 ли мы пересекаем большую реку и приходим к городу Пушкалавати (По-ши-кие-ло-фа-ти). Это около 14 или 15 ли в окружности; население большое; внутренние ворота соединены лощиной (тоннелем?)».
- ^ Дани, Ахмад Хасан, 1963. «Пушкалавати: Город лотоса» , Серия археологических справочников № 1, Пешаварский университет, Пешавар, стр. 1: «Пушкалавати — это имя, давно забытое в истории, последнее упоминание записано в рассказе китайского паломника Хиуэн Цанга в 7 веке нашей эры»
- ^ Бил, Сэмюэл (1911). Жизнь Хиуэн-Цяна: Шаман Хуэй Ли , новое издание, Кеган Пол, Trench, Trubner & Co. Ltd., Лондон, стр. 64: «Примерно в ста ли к северо-востоку от Сангхарамы Канишки мы пересекаем большую реку и приходим к городу По-сих-кие-ло-фа-ти (Пушкалдвати). К востоку от В городе есть Ступа, построенная Ашокой-раджем. Здесь четыре Будды прошлого проповедовали Закон».
- ^ «Гонди на английском языке — пушто-английский словарь | Glosbe» . globbe.com
- ^ Каннигам, Александр (1871). Древняя география Индии , с. 60: «[Который] расположен на дхери, или «кургане руин», остатках какого-то раннего города».
- ^ Перейти обратно: а б «СПГ: Печатный аукцион Тритон XV. АТТИКА, Афины. Около 500/490-485/0 до н. э. AR Тетрадрахма (21 мм, 16,75 г, 11 ч)» . www.cngcoins.com . Архивировано из оригинала 25 декабря 2019 года . Проверено 29 июля 2018 г.
- ^ «CNG: Печатный аукцион Тритон XV. ИНДИЯ, До Маурьев (Гандхара). Период правления Ахеменидов. Около 5 века до нашей эры. Литой слиток торта AR» . www.cngcoins.com .
- ^ Перейти обратно: а б Дэни, Ахмад Хасан (1963). Археологический справочник Пешаварского университета. Серия 1: Пушкалавати . Пешавар: Университет Пешавара . Проверено 31 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Датт, Ромеш К. (1899). «Рамаяна-Заключение» в: «Рамаяна и Махабхарата»: «У Бхарата было два сына, Такша и Пушкала. Первый основал [или получил] Такша-силу, к востоку от Инда, и известную Александру и грекам как Таксила. Последний основал [или получил] Пушкала-вати к западу от Инда, известный Александру и грекам как Пеукелаотис. Таким образом, сыновья Бхарата, как говорят, основали королевства, которые процветали по обе стороны реки Инд. четвертый век до Рождества Христова».
- ^ Голдман, Роберт П. и Салли Дж. Сазерленд Голдман (2017). Рамаяна Валмики: Эпос Древней Индии, Том VII: Уттараканда , Princeton University Press, стр. 54: «Как мы, наряду со многими более ранними исследователями «Рамаяны», отмечали, «Уттараканда» во многих своих разделах демонстрирует значительные доказательства несколько более позднего состава, чем основная часть пяти центральных книг поэмы, книг со 2 по 6. Более того, характеристики некоторых центральных фигур эпоса, особенно Рамы, в некотором смысле сильно отличаются от характеристик в других книгах».
- ^ Голдман, Роберт П. и Салли Дж. Сазерленд Голдман, (ред.), 2022. Рамаяна Валмики: полный английский перевод , Priceton University Press, стр. 3: «Самая старая из сохранившихся версий великой истории о Раме и та, которая, несомненно, является прямым или косвенным источником всех сотен, а возможно, и тысяч других версий этой истории, — это монументальный эпос середины первого тысячелетия до нашей эры. стихотворение, состоящее примерно из двадцати пяти тысяч санскритских куплетов, приписываемое Валмики».
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исследование древней Пушкалавати Проект археологических исследований Пушкалавати
- Карта археологических памятников Гандхары из коллекции Хантингтона, Университет штата Огайо (большой файл)