вокодер
Вокодер сжатия ( / ˈ v oʊ k oʊ d ər / , сочетание голоса или преобразования голоса и кодера ) — это категория , кодирования речи которая анализирует и синтезирует сигнал человеческого голоса для аудиоданных , мультиплексирования , шифрования голоса .
Вокодер был изобретен в 1938 году Гомером Дадли из Bell Labs как средство синтеза человеческой речи. [1] Эта работа была развита в канальный вокодер , который использовался в качестве голосового кодека в телекоммуникациях для кодирования речи для сохранения полосы пропускания при передаче.
Зашифровав управляющие сигналы , можно защитить передачу голоса от перехвата. Его основное использование таким образом - для безопасной радиосвязи. Преимущество этого метода шифрования в том, что не передается ни один исходный сигнал, а только огибающие полосовых фильтров. Приемный блок необходимо настроить в той же конфигурации фильтра, чтобы повторно синтезировать версию исходного спектра сигнала.
Вокодер также широко использовался в качестве электронного музыкального инструмента . Декодерная часть вокодера, называемая водером , может использоваться независимо для синтеза речи.
Теория
[ редактировать ]Человеческий голос генерируемых открытием и закрытием голосовых связок состоит из звуков , , что создает периодический сигнал со многими гармониками . Этот основной звук затем фильтруется носом и горлом (сложная система резонансных создания различий в гармоническом содержании ( формантах трубок) для контролируемого ), создавая широкое разнообразие звуков, используемых в речи. Существует еще один набор звуков, известный как глухие и взрывные звуки, которые по-разному создаются или изменяются ртом.
Вокодер исследует речь, измеряя, как ее спектральные характеристики изменяются с течением времени. В результате получается серия сигналов, представляющих эти частоты в любой конкретный момент времени, когда говорит пользователь. Проще говоря, сигнал разделяется на несколько частотных диапазонов (чем больше это число, тем точнее анализ), и уровень сигнала, присутствующий в каждом частотном диапазоне, дает мгновенное представление о спектральном энергетическом составе. Чтобы воссоздать речь, вокодер просто меняет процесс, обрабатывая источник широкополосного шума, пропуская его через этап, который фильтрует частотный контент на основе первоначально записанной серии чисел.
В частности, в кодере входной сигнал пропускается через многополосный фильтр , затем выходной сигнал каждой полосы измеряется с помощью повторителя огибающей , и сигналы от повторителей огибающей передаются в декодер. Декодер подает их в качестве сигналов управления на соответствующие усилители каналов выходного фильтра.
Информация о мгновенной частоте исходного речевого сигнала (в отличие от его спектральной характеристики) отбрасывается; не было важно сохранить это для первоначального использования вокодера в качестве средства шифрования. Именно этот дегуманизирующий аспект процесса вокодирования сделал его полезным при создании специальных голосовых эффектов в популярной музыке и аудиоразвлечениях.
Вместо поэтапного воссоздания формы сигнала процесс вокодера отправляет по каналу связи только параметры голосовой модели. Поскольку параметры изменяются медленно по сравнению с исходной формой речевого сигнала, полоса пропускания, необходимая для передачи речи, может быть уменьшена. Это позволяет большему количеству речевых каналов использовать данный канал связи , например радиоканал или подводный кабель .
Аналоговые вокодеры обычно анализируют входящий сигнал, разделяя его на несколько настроенных полос или диапазонов частот. Чтобы восстановить сигнал, сигнал несущей пропускается через серию этих настроенных полосовых фильтров . В примере типичного голоса робота несущей является шум или пилообразный сигнал . Обычно имеется от 8 до 20 полос.
Амплитуда модулятора для каждой отдельной полосы анализа генерирует напряжение, которое используется для управления усилителями для каждой из соответствующих полос несущей. В результате частотные компоненты модулирующего сигнала отображаются на сигнал несущей как дискретные изменения амплитуды в каждом из частотных диапазонов.
Часто присутствует глухая полоса или канал шипящих звуков . Это касается частот, которые находятся за пределами диапазонов анализа типичной речи, но все еще важны для речи. Примерами могут служить слова, начинающиеся с букв s , f , ch или любого другого шипящего звука. Использование этого диапазона обеспечивает узнаваемую речь, хотя и несколько механистическую. Вокодеры часто включают в себя вторую систему для генерации невокализованных звуков, использующую генератор шума вместо основной частоты . Это смешивается с выходным сигналом несущей для повышения четкости.
В алгоритме канального вокодера среди двух компонентов аналитического сигнала рассмотрение только амплитудного компонента и простое игнорирование фазового компонента приводит к нечеткости голоса; о методах исправления этого см. фазовый вокодер .
История
[ редактировать ]
(по: Дадли 1940 , стр. 508 , рис.7 [2] )
Разработку вокодера начал в 1928 году Bell Labs инженер Гомер Дадли . [5] которому 21 марта 1939 года были выданы патенты на него, [6] и 16 ноября 1937 г. [7]
Чтобы продемонстрировать возможности синтеза речи в секции декодера, водер (демонстратор голосового управления) [8] был представлен публике в здании AT&T на Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939–1940 годов. [9] Водер состоял из электронного генератора — источника звука высокого тона — и генератора шума для шипения , 10-полосных резонаторных фильтров с усилителями с регулируемым усилением в качестве речевого тракта и ручных контроллеров, включая набор чувствительных к давлению клавиш для регулятор фильтра и ножная педаль для регулировки высоты тона. [10] Фильтры, управляемые клавишами, преобразуют тон и шипение в гласные , согласные и флексии . Это была сложная в эксплуатации машина, но опытный оператор мог произносить узнаваемую речь. [9] [СМИ 1]
Вокодер Дадли использовался в системе SIGSALY , которая была построена инженерами Bell Labs в 1943 году. SIGSALY использовалась для зашифрованной голосовой связи во время Второй мировой войны . Голосовой кодер КО-6 был выпущен в 1949 году ограниченным тиражом; это было близкое приближение к SIGSALY со скоростью 1200 бит/с. В 1953 году KY-9 «ТЕЗЕЙ» [11] В кодере речи со скоростью 1650 бит/с использовалась полупроводниковая логика, чтобы уменьшить вес до 565 фунтов (256 кг) по сравнению с 55 короткими тоннами (50 000 кг) SIGSALY, а в 1961 году - голосовой кодер HY-2, 16-канальный 2400 бит/с. Система весила 100 фунтов (45 кг) и была последней реализацией канального вокодера в защищенной речевой системе. [12]
В более поздних работах в этой области использовалось цифровое кодирование речи . Наиболее широко используемым методом кодирования речи является кодирование с линейным предсказанием (LPC). [13] Другой метод кодирования речи, адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция (ADPCM), был разработан П. Каммиски, Никилом С. Джаянтом и Джеймсом Л. Фланаганом в Bell Labs в 1973 году. [14]
Приложения
[ редактировать ]- Терминальное оборудование для систем на базе цифровой мобильной радиосвязи (DMR).
- Цифровое скремблирование и шифрование голоса
- Кохлеарные имплантаты : вокодирование шума и тонов используется для имитации эффектов кохлеарных имплантатов. [ нужна ссылка ]
- Музыкальные и другие художественные эффекты [15]
Современные реализации
[ редактировать ]Даже при необходимости записи нескольких частот и дополнительных невокализованных звуков сжатие систем вокодера впечатляет. Стандартные системы записи речи захватывают частоты примерно от 500 до 3400 Гц, где находится большая часть частот, используемых в речи, обычно с использованием частоты дискретизации 8 кГц (немного выше, чем частота Найквиста ). Разрешение выборки обычно составляет 8 или более бит на разрешение выборки при скорости передачи данных в диапазоне 64 кбит/с, но хороший вокодер может обеспечить достаточно хорошую имитацию голоса со скоростью всего лишь 5 кбит/с данных.
Кодеры речи качества междугородной связи , такие как ITU G.729 , используются во многих телефонных сетях. В частности, G.729 имеет конечную скорость передачи данных 8 кбит/с и превосходное качество передачи речи. G.723 обеспечивает немного худшее качество при скоростях передачи данных 5,3 и 6,4 кбит/с. Многие системы голосового вокодера используют более низкие скорости передачи данных, но качество речи ниже 5 кбит/с начинает быстро падать. [ нужна ссылка ]
используются несколько систем вокодера В системах шифрования АНБ :
- LPC-10, FIPS Pub 137, 2400 бит/с, используется кодирование с линейным предсказанием.
- Линейное предсказание с кодовым возбуждением (CELP), 2400 и 4800 бит/с, федеральный стандарт 1016, используется в STU-III.
- Дельта-модуляция с плавным наклоном (CVSD), 16 кбит / с, используется в широкополосных шифраторах, таких как KY-57.
- Линейное предсказание со смешанным возбуждением (MELP), MIL STD 3005, 2400 бит/с, используется в узкополосном цифровом терминале будущего FNBDT , . защищенном телефоне АНБ 21 века
- Адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция (ADPCM), бывший ITU-T G.721, 32 кбит/с, используемый в STE защищенном телефоне [а]
Современные вокодеры, которые сегодня используются в оборудовании связи и устройствах хранения речи, основаны на следующих алгоритмах:
- Линейное предсказание с возбуждением алгебраического кода (ACELP 4,7–24 кбит/с) [16]
- Линейное предсказание со смешанным возбуждением (MELPe 2400, 1200 и 600 бит/с) [17]
- Многодиапазонное возбуждение (AMBE 2000 бит/с – 9600 бит/с) [18]
- Синусоидально-импульсное представление (SPR 600–4800 бит/с) [19]
- Надежная расширенная интерполяция сигналов низкой сложности (RALCWI 2050, 2400 и 2750 бит/с) [20]
- Трехволновое линейное предсказание с возбуждением (TWELP 300–9600 бит/с) [21]
- Шумоустойчивый вокодер (NRV 300 и 800 бит/с) [22]
Вокодеры также в настоящее время используются в психофизике , лингвистике , вычислительной нейробиологии и исследованиях кохлеарных имплантатов .
На основе линейного прогнозирования
[ редактировать ]С конца 1970-х годов большинство немузыкальных вокодеров были реализованы с использованием линейного предсказания , при котором огибающая спектра (форманта) целевого сигнала оценивается с помощью всеполюсного БИХ- фильтра . При кодировании с линейным предсказанием всеполюсный фильтр заменяет банк полосовых фильтров своего предшественника и используется в кодере для отбеливания сигнала (т. е. выравнивания спектра), а затем снова в декодере для повторного применения спектральной формы цели. речевой сигнал.
Одним из преимуществ этого типа фильтрации является то, что расположение спектральных пиков линейного предсказателя полностью определяется целевым сигналом и может быть настолько точным, насколько позволяет фильтруемый период времени. В этом отличие от вокодеров, реализованных с использованием банков фильтров фиксированной ширины, где расположение спектральных пиков ограничено доступными фиксированными полосами частот. ЛП-фильтрация также имеет недостатки, заключающиеся в том, что сигналы с большим количеством составляющих частот могут превышать количество частот, которые могут быть представлены фильтром линейного предсказания. Это ограничение является основной причиной того, что LP-кодирование почти всегда используется в тандеме с другими методами в кодировщиках голоса с высокой степенью сжатия.
Интерполяционный сигнал
[ редактировать ]Вокодер с интерполяцией формы волны (WI) был разработан в AT&T Bell Laboratories примерно в 1995 году У. Б. Клейном, а впоследствии AT&T разработала версию с низкой сложностью для конкурса DoD по безопасному вокодеру. Заметные усовершенствования кодера WI были сделаны в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре . AT&T владеет основными патентами, связанными с WI, а другие институты владеют дополнительными патентами. [23] [24] [25]
Художественные эффекты
[ редактировать ]Использование в музыке
[ редактировать ]В музыкальных приложениях в качестве несущей вместо выделения основной частоты используется источник музыкальных звуков. Например, можно использовать звук синтезатора в качестве входного сигнала для банка фильтров — метод, ставший популярным в 1970-х годах.
История
[ редактировать ]Вернер Мейер-Эпплер , немецкий учёный, проявлявший особый интерес к электронному синтезу голоса, в 1948 году опубликовал диссертацию об электронной музыке и синтезе речи с точки зрения синтеза звука . [26] Позже он сыграл важную роль в основании Студии электронной музыки в WDR Кельне в 1951 году. [27]

Одной из первых попыток использовать вокодер для создания музыки был синтезатор Siemens в Студии электронной музыки Siemens, разработанный между 1956 и 1959 годами. [28] [29] [СМИ 2]
В 1968 году Роберт Муг разработал один из первых твердотельных музыкальных вокодеров для студии электронной музыки Университета Буффало . [30]
В 1968 году Брюс Хаак построил прототип вокодера, названный «Фарад» в честь Майкла Фарадея . [31] Впервые он был представлен в альбоме "The Electronic Record For Children", выпущенном в 1969 году, а затем в его рок-альбоме The Electric Lucifer , выпущенном в 1970 году. [32] [СМИ 3]
В 1970 году Венди Карлос и Роберт Муг построили еще один музыкальный вокодер, десятиполосное устройство, вдохновленное конструкциями вокодера Гомера Дадли . Первоначально он назывался кодером-декодером спектра, а позже стал называться просто вокодером. Несущий сигнал поступал с модульного синтезатора Moog , а модулятор — с микрофонного входа. Выход десятиполосного вокодера был довольно разборчивым, но основывался на специально артикулированной речи.
В 1972 году Исао Томиты первый электронной музыки альбом Electric Samurai: Switched on Rock был ранней попыткой применить синтеза речи технику с помощью вокодера. [ нужна ссылка ] [ нужны разъяснения ] к электронному року . В альбоме представлены электронные версии современных рок- и поп -песен, в которых вместо человеческих голосов используются синтезированные голоса. В 1974 году он использовал синтезированные голоса в своем популярном классической музыки альбоме Snowflakes are Dancing , который имел всемирный успех и помог популяризировать электронную музыку.
В 1973 году британская группа Emerson, Lake and Palmer использовала вокодер в своем альбоме Brain Salad Surgery для песни « Karn Evil 9: 3rd Impression ».
В песне 1975 года « The Raven » из альбома Tales of Mystery and Imagination группы The Alan Parsons Project исполняет Алан Парсонс вокал через вокодер EMI. Согласно примечаниям к альбому, "The Raven" была первой рок-песней, в которой использовался цифровой вокодер.
Pink Floyd использовали вокодер на трёх своих альбомах: сначала на альбоме Animals 1977 года для песен « Sheep » и « Pigs (Three Different Ones) », затем в 1987 году на A Momentary Lapse of Reason на « A New Machine Part 1 » и «Новая машина, часть 2» и, наконец, в «The Division Bell» 1994 года , в « Keep Talking ».
Группа Electric Light Orchestra была одной из первых, кто использовал вокодер в коммерческом контексте, выпустив в 1977 году альбом Out of the Blue . Группа широко использует его в альбоме, в том числе в хитах « Sweet Talkin' Woman » и « Mr. Blue Sky ». [33] В следующих альбомах группа время от времени использовала его, особенно в своих хитах « The Diary of Horace Wimp » и « Confusion » из альбома Discovery 1979 года , треках «Prologue», «Yours Truly, 2095» и «Epilogue». на их альбоме 1981 года Time , [34] и " Calling America " из их альбома 1986 года Balance of Power .
В конце 1970-х французский дуэт Space Art использовал вокодер во время записи своего второго альбома Trip in the Center Head . [35]
Фил Коллинз использовал вокодер для создания вокального эффекта для своего международного хита 1981 года « In the Air Tonight ». [36]
Вокодеры время от времени появлялись на поп-записях, чаще всего просто как специальный эффект, а не как характерный аспект произведения. Однако многие экспериментальные электронные исполнители музыкального жанра нью-эйдж часто используют вокодер более комплексно в конкретных произведениях, например, Жан-Мишель Жарр (на Zoolook , 1984) и Майк Олдфилд (на QE2 , 1980 и Five Miles Out , 1982).
Модуль вокодера и его использование Майком Олдфилдом можно ясно увидеть на его DVD Live At Montreux 1981 года (трек " Sheba ").
Есть также некоторые артисты, которые сделали вокодеры неотъемлемой частью своей музыки в целом или на более длительном этапе. Примеры включают немецкую синтипоп- группу Kraftwerk , японскую новой волны группу Polysics , Стиви Уандера (« Send One Your Love », « A Seed's a Star ») и джазового/фьюжн-клавишника Херби Хэнкока в конце 1970-х годов. В 1982 году Нил Янг использовал вокодер Sennheiser VSM201 на шести из девяти треков Trans . [37] Припев и бридж песни Майкла Джексона « PYT (Pretty Young Thing) ». включает вокодер («Довольно молодая штучка/Ты заставляешь меня петь»), любезно предоставленный сессионным музыкантом Майклом Боддикером .
Coldplay использовали вокодер в некоторых своих песнях. Например, в « Major Minus » и « Hurts Like Heaven », оба из альбома Mylo Xyloto (2011), вокал Криса Мартина в основном обработан вокодером. « Полночь » из «Истории призраков » (2014) также включает в себя пение Мартина через вокодер. [38] Скрытый трек "X Marks the Spot" из A Head Full of Dreams также был записан через вокодер.
Noisecore-группа Atari Teenage Riot использовала вокодеры в различных своих песнях и живых выступлениях, таких как Live at the Brixton Academy (2002), наряду с другими цифровыми аудиотехнологиями, как старыми, так и новыми.
В песне Red Hot Chili Peppers " By the Way " используется эффект вокодера на вокале Энтони Кидиса .
Среди наиболее последовательных пользователей вокодера при имитации человеческого голоса — Daft Punk , которые использовали этот инструмент от своего первого альбома Homework (1997) до своей последней работы Random Access Memories (2013) и рассматривают возможность сближения технологического и человеческого голоса». индивидуальность их музыкального проекта». [39] Например, текст песни « Around the World » (1997) полностью обработан вокодером, « Get Lucky » (2013) представляет собой смесь естественных и обработанных человеческих голосов, а « Instant Crush » (2013) включает Джулиана Касабланкаса в себя пение . вокодер.
Йе (Канье Уэст) использовал вокодер в финале своей песни « Runaway » (2010). [40]
Продюсер Зедд , американская кантри-певица Марен Моррис и американский музыкальный дуэт Grey записали песню под названием « The Middle » с использованием вокодера и вошла в десятку лучших чартов 2018 года. [41]
Голосовые эффекты в других искусствах
[ редактировать ]Голоса роботов стали постоянным элементом популярной музыки 20 века. Помимо вокодеров, существует несколько других методов создания вариаций этого эффекта: Sonovox , Talk box , Auto-Tune , [СМИ 4] вокодеры с линейным предсказанием, синтез речи , [СМИ 5] [СМИ 6] кольцевая модуляция и гребенчатый фильтр .
Вокодеры используются в телевизионном производстве , кинопроизводстве и играх, обычно для роботов или говорящих компьютеров. Голоса роботов Сайлонов в Battlestar Galactica были созданы с помощью EMS Vocoder 2000. [37] Версия 1980 года темы «Доктор Кто» , аранжированная и записанная Питером Хауэллом , содержит часть основной мелодии, созданную вокодером Roland SVC-350. Похожий вокодер Roland VP-330 использовался для создания голоса Саундвейва , персонажа из сериала «Трансформеры» .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ US 135416A , «Система для искусственного производства вокала или других звуков», выдан 7 апреля 1937 г.
- ^ Дадли, Гомер (октябрь 1940 г.). «Носительская природа речи» . Технический журнал Bell System . XIX (4).
- ^ «ХИ-2» . Cryptomuseum.com . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ «Вокодер HY-2» . Криптомашины.
- ^ Миллс, Мара (2012). «Средства массовой информации и протезы: вокодер, искусственная гортань и история обработки сигналов» . Куи Парле . 21 (1): 107–149. дои : 10.5250/quiparle.21.1.0107 . S2CID 143012886 .
- ^ Заявка США 2151091 , Дадли, Гомер В., « Передача сигнала », опубликованная 21 мая 1939 г., переданная Bell Telephone Laboratories , Inc. (подана 30 октября 1935 г.)
- ^ Заявка США 2098956 , Дадли, Гомер В., « Система сигнализации », опубликована 16 ноября 1937 г., передана Bell Telephone Laboratories , Inc.
- ^ Заявка США 2121142 , Дадли, Гомер, « Передача сигнала », опубликованная 21 июня 1938 г., передана Bell Telephone Laboratories , Inc.
- ^ Перейти обратно: а б «Водер и вокодер» Гомера Дадли, США, 1940 год . 120 лет электронной музыки (120years.net) . 21 сентября 2013 г.
Вокодер (reCorDER с голосовым управлением) и Voder (Voice Operation DEmonstratoR), разработанные физиком-исследователем Гомером Дадли, ... Voder был впервые представлен в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке (где он демонстрировался с ежечасными интервалами), а затем в 1940 год, Сан-Франциско. Было двадцать обученных операторов, известных как «девочки», которые обращались с машиной так же, как с музыкальным инструментом, таким как фортепиано или орган… Это делалось путем манипулирования четырнадцатью клавишами пальцами, планкой левым запястьем и педаль правой ногой.
- ^ «Водер (1939)» . Говорящие головы: Симулякры . Лаборатории Хаскинса . На основе Джеймс Л. Фланаган (1965). «Синтез речи». Анализ речи, синтез и восприятие . Спрингер-Верлаг. стр. 172–173. (См. принципиальную схему синтезатора Водера .)
- ^ «КИ-9» . Cryptomuseum.com . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ "Campbell.qxd" (PDF) . Проверено 31 июля 2019 г.
- ^ Гупта, Шипра (май 2016 г.). «Применение MFCC для независимого распознавания текста» (PDF) . Международный журнал перспективных исследований в области компьютерных наук и разработки программного обеспечения . 6 (5): 805–810 (806). ISSN 2277-128X . S2CID 212485331 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2019 г. Проверено 18 октября 2019 г.
Методы LPC наиболее широко используются при кодировании речи.
- ^ Каммиски, П.; Джаянт, Никил С .; Фланаган, Джеймс Л. (1973). «Адаптивное квантование при дифференциальном ИКМ-кодировании речи». Технический журнал Bell System . 52 (7): 1105–1118. дои : 10.1002/j.1538-7305.1973.tb02007.x .
- ^ Эрнст Ротхаузер . Диссертация и патенты на технологию вокодера.
- ^ «Век голоса» (лицензирование) . Корпорация VoiceAge.
- ^ «МЭЛПе – Часто задаваемые вопросы» . Компадент Инк.
- ^ «ИМБЕ и АМБЕ» . Digital Voice Systems, Inc. Архивировано из оригинала 7 июля 2017 г. Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ «СПР Вокодеры» . DSP Innovations Inc. Архивировано из оригинала 9 апреля 2016 г. Проверено 8 ноября 2008 г.
- ^ «ИС вокодера RALCWI» . Микросхемы ХМЛ . CML Microsystems Plc. Архивировано из оригинала 15 марта 2018 г. Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ «ДВЕЛП Вокодер» . DSP Innovations Inc.
- ^ «Шумовые вокодеры» . Компания Raytheon BBN Technologies. Архивировано из оригинала 02 апреля 2014 г.
- ^ Клейн, ВБ; Хааген, Дж. (1995). «Кодер речи, основанный на разложении характеристических сигналов». 1995 Международная конференция по акустике, речи и обработке сигналов . Том. 1. (AT&T Bell Labs, Мюррей Хилл, Нью-Джерси). стр. 508–511. дои : 10.1109/ICASSP.1995.479640 . ISBN 978-0-7803-2431-2 . S2CID 9105323 .
- ^ Клейн, ВБ; Шохам, Ю.; Отправлять.; Хаген, Р. (1996). «Интерполяционный кодер сигналов низкой сложности». 1996 Международная конференция IEEE по акустике, речи и обработке сигналов . Материалы конференции. Том. 1. (AT&T Bell Labs, Мюррей Хилл, Нью-Джерси). стр. 212–215. дои : 10.1109/ICASSP.1996.540328 . ISBN 978-0-7803-3192-1 . S2CID 44346744 .
{{cite book}}
:|periodical=
игнорируется ( помогите ) - ^ Готтесман, О.; Гершо, А. (2001). «Улучшенное интерполяционное кодирование формы сигнала при низкой скорости передачи данных». Транзакции IEEE по обработке речи и аудио . 9 (ноябрь 2001 г.). (Кафедра электрики и вычислительной техники, Калифорнийский университет, Санта-Барбара, Калифорния): 786–798. дои : 10.1109/89.966082 . S2CID 17949435 .
- ^ Мейер-Эпплер, Вернер (1949), Генерация электронного звука: электронная музыка и синтетический язык , Бонн: Фердинанд Дюммлерс
- ^ Дистерхёфт, Соня (2003), «Мейер-Эпплер и вокодер» , семинары «Анализ и синтез звука » (на немецком языке), Департамент коммуникативных исследований, Институт языка и коммуникации, Берлинский технологический институт , заархивировано с оригинала 2008–2003 гг. -05
- ^ «Студия электронной музыки Siemens Александра Шаафа и Гельмута Кляйна» (на немецком языке). Немецкий музей. Архивировано из оригинала 30 сентября 2013 г.
- ^ Холмс, Том (2012). «Ранние синтезаторы и экспериментаторы» . Электронная и экспериментальная музыка: технологии, музыка и культура (4-е изд.). Рутледж. стр. 190–192. ISBN 978-1-136-46895-7 . (См. также выдержку из стр. 157 – 160 из 3-го издания 2008 г. ( ISBN 978-0-415-95781-6 ))
- ^ Боде, Харальд (октябрь 1984 г.). «История электронной модификации звука» (PDF) . Журнал Общества аудиоинженеров . 32 (10): 730–739.
- ^ БРЮС ХАК – ФАРАД: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГОЛОС (примечания СМИ). Брюс Хаак. ООО «Стоунз Бросок Рекордс». 2010.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ «Биография Брюса Хаака 1965–1974» . Издательство Брюса Хаака.
- ^ Совершенно неожиданно (буклет). Электрический световой оркестр. Эпик, Наследие. 2007.
{{cite AV media notes}}
: CS1 maint: другие цитируют AV Media (примечания) ( ссылка ) - ^ «В 1981 году оркестр Electric Light перенес нас в будущее» . Национальное обозрение . 08.08.2021 . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Ричард, Филипп (29 ноября 2016 г.). «Музыка. Космическое искусство, пионеры французского электро» [Музыка. Космическое искусство, пионеры французского электро. Западная Франция (на французском языке) . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Фланс, Робин (5 января 2005 г.). «Классические треки: «In the Air Tonight» Фила Коллинза » . Микс онлайн . Проверено 25 февраля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Томпкинс, Дэйв (2010–2011). Как разрушить хороший пляж: вокодер от Второй мировой войны до хип-хопа, говорит машина . Мелвилл Хаус. ISBN 978-1-61219-093-8 .
- ^ «Полночь — это потрясающе! Но, похоже, голос Криса в некоторых частях имеет автонастройку. Я думал, Coldplay не использует автонастройку?» . Колдплей «Оракул». 5 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 2 мая 2014 г. . Проверено 25 марта 2014 г.
- ^ «Daft Punk: «Нынешней музыке не хватает амбиций» » (интервью) . Ле Фигаро . 3 мая 2013 г.
- ^ Эстель Касвелл (01 сентября 2016 г.). «Канье деконструировал: человеческий голос как главный инструмент» . Проверено 26 сентября 2023 г.
- ^ «Зедд и Грифф выпускают поп-джем Bubbly Future «Inside Out» » . EDM.com . Джейсон Хеффлер. 23 октября 2020 г. Проверено 23 октября 2021 г.
- Мультимедийные ссылки
- ^ Одна из первых вокодерных машин [так в оригинале] (Кинофильм). в. 1939. Демонстрация водера ( не вокодера).
- ^ Студия электронной музыки Siemens в Немецком музее (мультичасть) (Видео). Детали студии электронной музыки Siemens, выставленные в Немецком музее .
- ^ Брюс Хаак (1970). Electric to Me Turn - из "Электрического Люцифера" (Фонограф). Колумбия Рекордс. Образец более раннего Vocoder.
- ^ Т-Пейн (2005). Я Sprung (CD-сингл/скачать). Джайв Рекордс. (Пример эффекта автонастройки (он же эффект T-Pain ).)
- ^ Ранее компьютерный синтез речи (аудио). Лаборатории Белла AT&T. в. 1961. (Образец более раннего компьютерного синтеза речи и синтеза песен, выполненного Джоном Ларри Келли-младшим и Луи Герстманом в Bell Labs с использованием компьютера IBM 704. Демонстрационная песня « Daisy Bell », мюзикл в сопровождении Макса Мэтьюза , произвела впечатление Артур Кларк , а позже он использовал его в кульминационной сцене сценария своего романа « 2001: Космическая одиссея» .)
- ^ TI Speak & Spell (Видео). Техасские инструменты. в. 1980. (Образец синтеза речи .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Как работают вокодеры» . ПАИЯ. Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 г.
- Описание, фотографии и схема вокодера на 120years.net.
- Статья О'Рейли о вокодерах
- Объект интереса: Вокодер Мини-документальный фильм The New Yorker Magazine