Ади люди
![]() пожилые женщины Ади из Аруначал-Прадеша поют народную песню | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
![]() | Н/Д |
Аруначал-Прадеш | Н/Д |
![]() | Н/Д |
Тибетский автономный район | Н/Д |
Языки | |
Этот | |
Религия | |
Большинство : Доньи-Поло Меньшинство : христианство , буддизм. | |
Родственные этнические группы | |
Люди Тани , Люди Лхоба |
Народ ади — одна из самых густонаселенных групп коренных народов индийского Аруначал - штата Прадеш . Несколько тысяч также обитают в Тибетском автономном районе , где их называют лхоба вместе с некоторыми народами ньиши , народом на , народом мишми и народом тагин .
Они живут в районе Южных Гималаев , который входит в состав индийского штата Аруначал-Прадеш и округов Мейнлинг , Лхунзе , Заю , Медог и Ньингчи в Тибетском автономном районе Китая . На нынешнюю среду обитания народа ади сильно влияет историческое расположение древнего Лхойю. Они встречаются в умеренных и субтропических регионах в округах Сианг , Восточный Сианг , Верхний Сианг , Западный Сианг , Долина Нижнего Дибанг , Лохит , Ши Йоми и Намсай в Аруначал-Прадеше. Однако термин «Ади» не следует путать с народом Лхоба , поскольку Лхоба также включает в себя Мишми наряду с народом Ади. Считается, что все этнические группы, признающие себя «ади», являются потомками абутани/аботани. Более старый термин Абор является экзонимом ассамского языка и его буквальное значение — «независимый». Буквальное значение слова ади — «холм» или «вершина горы».
Организация сообщества
[ редактировать ]Ади живут в горных деревнях, каждая из которых традиционно держится сама по себе, под руководством избранного вождя по имени Гам или Гао Бурра , который является модератором деревенского совета, который действует даже как традиционный суд, называемый Кебанг . Раньше советы состояли из всех старейшин деревни, и решения принимались в Мусупе/Дере (сельском общинном доме).
Язык
[ редактировать ]![]() | Было предложено разделить этот раздел на другую статью под названием «Языки Ади» . ( Обсудить ) (Февраль 2023 г.) |
Обычный | |
---|---|
(ни одного языка) | |
Абор, Лхоба | |
Родной для | Индия , Китай |
Область | Аруначал-Прадеш , Индия и Тибетский автономный район , Китай |
Носители языка | Всего 150 000 на разных языках (перепись 2011 г.) [1] |
в Китайско-Тибетском регионе
| |
латинский | |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | adi |
глоттолог | Никто |
ЭЛП | Обычный |
![]() Спикеры Ади по индийским округам | |
![]() отнесен к категории уязвимых. Ади Согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой, |
Различные языки и диалекты народа ади делятся на две группы: абор (Абор-Миньонг, Бор-абор (Падам), Абор-Мири и др.) и Лхоба (Лхо-Па, Луоба).
Литература Ади разрабатывается христианскими миссионерами с 1900 года. Миссионеры Дж. Х. Лоррен и Ф. В. Сэвидж опубликовали словарь Абор-Мири. [2] в 1906 году с помощью Мупака Мили и Ацонга Пертина, считающихся отцами языка ади или письменности ади. [ нужны разъяснения ] [3]
Обычный [ который? ] преподается как третий язык в школах общин, где доминируют ади. [4]
Ади говорят на хинди как на лингва-франка для общения с другими коренными народами Аруначал-Прадеша и других северо-восточных штатов . [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Общежития играют важную роль среди народа Ади, и соблюдаются определенные правила, регулирующие общежития. Например, мужчина может посещать общежитие женщины, но оставаться на ночь ему не разрешается. Иногда опекунам приходится быть рядом, чтобы направлять детей.
Существуют отдельные платья для женщин и мужчин, которые ткут женщины племен. Шлемы, сделанные из тростника, медвежьей и оленьей шкуры, иногда носят мужчины, в зависимости от региона.
В то время как женщины постарше носят желтые ожерелья и спиральные серьги, незамужние девушки носят бейоп — украшение, состоящее из пяти-шести медных пластинок, закрепленных под нижними юбками. Татуировки были популярны среди женщин старшего возраста.
Традиционным мерилом благосостояния семьи является владение домашними животными (особенно гаялами ), бусами и украшениями, а также землей.
Фестивали и танцы
[ редактировать ]Ади отмечают ряд фестивалей, в частности, их главные фестивали — Аран , Дунгин , Солунг , Поди Барби и Этор . Солунг наблюдается в первую неделю сентября в течение пяти и более дней. Это праздник урожая, который проводится после посева семян и пересадки растений в поисках будущих высоких урожаев. понунг Во время фестиваля женские песни и танцы исполняются. В последний день Солунга вдоль домов выставляют трон и местное оружие – вера в то, что они защитят людей от злых духов (этот ритуал называется Тактор ).

Танцы Ади варьируются от медленного, простоватого и очаровательного стиля Понунг (исполняемого на фестивале Солунг) до волнующих, энергичных ударов Делонга , исполняемых мужчинами во время фестиваля Этотор. Эти танцы привели к появлению определенных форм танца, которые вместе рассказывают историю, — Тапу (Военный танец). В Тапу танцоры энергично воспроизводят действия войны, ее кровавые подробности и торжествующие крики воинов. Якджонг исполняется на фестивале Аран. Это еще один вид танца, в котором танцоры несут палки с узорами, созданными путем удаления коры определенными узорами, а затем помещают их на некоторое время в огонь, в результате чего образуются отмеченные черные узоры.
Название фестиваля | Даты |
---|---|
Донгин | 2 февраля |
Аран или Уньинг | 7 марта |
Этор (Лютор) | 15 мая |
Солунг (Лун) | 1 сентября |
Podi Barbii | 5 декабря |
Образ жизни
[ редактировать ]Ади практикуют выращивание влажного риса и имеют значительную сельскохозяйственную экономику. Рис служит для них основным продуктом питания наряду с мясом и другими овощами.
Религия
[ редактировать ]Большинство ади традиционно исповедуют племенную религию доньи-поло . Поклонение богам и богиням, таким как Кине Нанэ , Дойинг Боте , Гумин Сойин и Педонг Нанэ и т. д., а также религиозные обряды проводятся шаманом по имени Мири (может быть женщиной). Каждое божество связано с определенными задачами и выступает защитником и хранителем различных тем, связанных с природой, которые вращаются вокруг их повседневной жизни. Сюда входят продовольственные культуры, дом, дождь и т. д.
Ади в Тибете, в частности Бокары, в определенной степени приняли тибетский буддизм в результате тибетского влияния. Однако в последние годы возрождение коренной идентичности со стороны тибетского народа Ади снова сделало традиционную религию популярной среди молодежи. В наше время несколько жителей Ади обратились в христианство . Но усиливаются призывы местных лидеров прекратить конвертацию и демографические сдвиги.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ади в Ethnologue (24-е изд., 2021 г.)
- ^ Лоррен, Дж. Х. (перепечатано в 1995 г.). Словарь языка Абор-Мири. Публикации Миттала.
- ^ «Ади Агом Кебанг» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2015 г. Проверено 6 мая 2015 г.
- ^ «Аруначал сохранит« умирающие »местные диалекты - Северо-Восток сегодня» . Архивировано из оригинала 25 августа 2018 г. Проверено 12 января 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Дангген, Бани. (2003). Кебанг: уникальный политический институт коренных народов Ади . Дели: Гималайские издательства. ISBN 81-86393-51-Х
- Гамильтон, А. (1983 [1912]). В джунглях Абор на северо-востоке Индии . Дели: Публикации Миттал.
- Доктор Милорай Моди (2007). Миланги . Дели: Гималайские публикации.
- Мибанг, Тамо; и Чаудхури, С.К. (ред.) (2004). Понимание племенной религии . Нью-Дели: Миттал. ISBN 81-7099-945-6 .
- Мибанг, Тамо; и Чаудхури, С.К. (ред.) (2004). Народная культура и устная литература северо-востока Индии . Нью-Дели: Миттал. ISBN 81-7099-911-1 .
- Лего, Нью-Йорк (1992). Отношения Великобритании с Ади, 1825-1947 гг . Нью-Дели: Публикации Омсона. ISBN 81-7117-097-8 .
- Телепрограмма BBC « Племя » , выпуск об Ади; исследователь Брюс Пэрри прожил среди них месяц как почетный соплеменник, «усыновленный» деревенским козлом.
- Нёри, Тай (1993). История и культура ади, Omson Publications, Нью-Дели-110 027.
- Дангген, Бани. (2003). Книга разговоров: Справочная книга для разговора с английского на ади . Итанагар: Гималайские издательства. ISBN 81-86393-50-1 .
- Мибанг, Тамо; И Авраам, PT (2001). Знакомство с языком ади . Итанагар, Аруначал-Прадеш: Гималайские издательства. ISBN 81-86393-35-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лалремпуи, К. (2011). «Морфология языка ади Аруначал-Прадеша» (Докторская диссертация).
- Нёри, Т. (1988). Происхождение имени Абор/Ади. В трудах Ассоциации истории Северо-Восточной Индии (том 9, стр. 95). Ассоциация.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- BBC: Племя Ади
- Исследовательский центр лингвистической типологии: Марк Пост (полевой исследователь)
- Аудио-образец Ади в проекте «Вымирающие языки»