Jump to content

Люди Лхоба

(Перенаправлено с Лхобы )
Рана
(Бокаэр, Луоба, Лхопа, Лоба, Йиду, Бенгру) [ нужна ссылка ]
Лоба
Регионы со значительной численностью населения
 Китай 3,682 (2010) [1]
Языки
Бокар , Иду Мишми , Ади , тибетские языки , мандаринский диалект
Религия
Анимизм , Христианство [2]

Рана [а] (Английский перевод: Южане ; [4] Китайский : 珞巴 ; пиньинь : Луоба ; Стандартный тибетский : Лхопа. ) [5] представляет собой любое из разнообразных объединений китайско-тибетоязычных и его окрестностях племен, живущих в Пемако , [6] регион на юго-востоке Тибета [7] включая Мейнлинг , Медог и Заю округа в Ньингчи и округ Лхунзе в Шаннани, Тибет . [8]

В 1965 году китайское правительство одной из 56 этнических групп Китая официально признало лхоба . [3] Лхоба — одна из самых маленьких групп этнических меньшинств в Китае. [9] Насчитывая 4237 человек, они составляют около 0,1% населения Тибетского автономного района .

Этимология

[ редактировать ]

Лхоба — тибетский экзоним жителей региона Лхойю . Имя означает «южане». [4]

Территория, населенная современными людьми Лхоба, была известна в средневековых текстах как Лхойю (или Лоюй , лхо-юл , ལྷོ༌ཡུལ་). Лхойю — теперь название области в Тибете, а Нижний Лхойю — часть индийского штата Аруначал-Прадеш . Лоюй находился под контролем Тибета с VII века. [10]

В настоящее время неизвестно, действительно ли современные народы лхоба населяли Лоюй во время тибетского завоевания, а также являются ли языки, на которых говорят современные народы лхоба, коренными для этого региона или нет. Хотя большинство представителей племени Тани , живущих на территории современного Аруначал-Прадеша, указывают на традиционную родину в этом регионе или вокруг него, [11] в настоящее время не существует независимых средств проверки.

Большинство людей, обозначенных как «лхоба» в современном Тибетском автономном районе (ТАР), на самом деле называют себя с помощью разнообразного набора эндонимов , говорят на разных языках и традиционно не идентифицируют себя как единое целое. [12] [13] Две основные племенные группы, подпадающие под обозначение «лхоба» в ТАР, — это народ мишми ( упрощенный китайский : 义都 ; пиньинь : йиду ), говорящий на языке иду мишми , и носители бокарского диалекта Або Тани , которые находятся в гораздо большем количестве в Аруначал-Прадеше , штате современной Индии, на который претендует Китай.

Другие группы, идентифицированные китайскими властями как «лхоба», включают народ тагин , говорящий на языке бангни-тагин . [14]

Лхобас, посвященный китайскому восприятию Южного Тибета (находящегося под управлением Индии как Аруначал-Прадеш), был частью китайских документальных фильмов и статей. Индийские комментаторы, такие как Клод Арпи, раскритиковали это как пропаганду . [15] [16]

Обычаи и одежда

[ редактировать ]

Многие обычаи, привычки и одежда разных членов клана могут различаться. Мужчины лхоба в Лоюй носят черные куртки до колен без рукавов и пуговиц из овечьей шерсти . Они носят шлемоподобные шляпы, сделанные либо из медвежьей шкуры, либо сотканные из полосок бамбука или ротанга с прошивкой из медвежьей шкуры. Они также носят украшения, включающие серьги, ожерелья из бус и бамбуковые затычки, вставленные в мочку уха. Женщины лхоба носят блузки с узкими рукавами и юбки из овечьей шерсти. Вес украшений, которые носят женщины, является символом их богатства: ракушки, серебряные монеты, железные цепочки-колокольчики, серебряные и латунные серьги. Оба пола обычно ходят босиком. Их одежда очень похожа на тибетский костюм. Мужчины Иду носят меч и водонепроницаемый шлем из тростника, а на волосах шиньон и щиты из шкуры буйвола. Вооружение иду включает прямой тибетский меч, кинжал, лук и отравленные стрелы.

Среди Йиду Лхоба (Иду Мишми ) одним из подплемен является Бебеджа Мишми. Женщины Бебеджиа Мишми — опытные ткачи, из них шьются отличные пальто и блузки. [17]

Дома Иду разделены на несколько комнат, которыми может пользоваться каждый женатый человек. Незамужние девушки и юноши спят в отдельных комнатах. Центр комнаты занимает камин, вокруг которого спят заключенные. Иду полигамны, и у каждой жены в доме своя комната. Семья устроена по патриархальным принципам. Наследство вдовы является исключительным по сравнению с наследством матери.

Деревянная подушка хозяина дома считается табу для обитателей дома, так как сидеть на ней считается неприличным. Гостям не разрешается входить в комнату хозяина дома. Сохранившиеся в доме черепа животных считаются священными.

Подсечно-огневой метод возделывания, известный как Джум , является основой иду, и расчистка земли проводится каждые три-пять лет. Важными сельскохозяйственными культурами, которые они выращивают, являются рис , арум , тапиока , просо и кукуруза . Рис является основным продуктом питания, дополненным просо, кукурузой и тапиокой. Они также едят листовые овощи, бобы, тыквы , сладкий картофель и т. д. Мясо животных считается табу для женщин-иду. Иду также употребляют «Ю», рисовое пиво местного производства, а рисовое пиво, приготовленное женщиной во время менструации, является табу для священников.

Календарь Иду был основан на менструальном периоде женщин, и датировка осуществляется путем развязывания по одному из нескольких узлов, надетых на веревку. Традиционный деревенский панчаят (аббала) разрешает все внутренние споры внутри племени.

Культура и религия

[ редактировать ]

Люди лхоба говорят на тибето-бирманском языке ветвей Тани и Мишми . В прошлом, когда не было письменности, Лхоба отслеживали историю, рассказывая своим потомкам и завязывая коды о своем прошлом. Их литература оказывает значительное влияние на тибетских коллег. Они известны как « Бокар » в Аруначал-Прадеше на северо-востоке Индии и встречаются в кругах Пиди и Монигонг в Аруначал-Прадеше. Они ведут свое происхождение от общего предка Аботани . Они следуют генеалогии, считая от Аботани как Ниджум-Джумси-Сики-Кийор-Йоркар-Кардунг-Дурам-Рамдунг/Рамгу/Рамго. Все группы Бокара произошли из Рамдунга, Рамго и Рамгу. Их непосредственные братья — Гало , Рамо , Либо/Пайлибо и Тагин .

Большинство жителей Лхобы (Бокара) в Индии обратились в христианство. Большинство из них — пятидесятники , хотя присутствуют и другие конфессии.

Лхоба участвуют в бартерной торговле с тибетцами , обменивая такие товары, как шкуры животных, мускус, медвежьи лапы, краску (местно известную как тамэн или ботанически известную как Rubia cordifolia ) и захваченную дичь, на сельскохозяйственные инструменты, соль, шерсть, одежду, зерно и чай. от тибетских торговцев. В результате этой постоянной торговли они все больше подвергались влиянию тибетцев в своей одежде. Многие Лхоба обратились в тибетский буддизм в последние годы, поскольку они торговали с буддийскими монастырями, часто смешивая его со своими местными анимистическими верованиями, которые традиционно имеют глубокие корни в тигре. [ нужны разъяснения ] Другие остаются анимистами , особенно жители Аруначал-Прадеша , которые следуют доньи-полоизму ; центр паломничества их общины находится в Ато-Попу, в долине Дибанг . [ нужна ссылка ] Истории об иммиграции рассказываются на берегах двенадцати рек в долине Дибанг, скопленной территории, известной как Чейту-Хулуни. Иду традиционно верят в верховного бога по имени Инни.

Такие фестивали, как Рех , отмечаются, чтобы умилостивить божеств плесени , которые, как традиционно считается, контролируют мир и процветание людей. Празднование с большой помпой и исполнением священнических танцев знаменует завершение фестиваля.

Среди Йиду Лхоба (Иду Мишми) существует четыре варианта похорон, и люди разного социального статуса предпочитают проводить любой из вариантов. Во всех вариантах священник игу читал траурные песни по умершим. Митхунов приносят в жертву в Ях варианте похорон , который длится три-четыре дня.

Мальчиков Лхоба обучают охоте с раннего возраста. Женщины имеют низкий статус в обществе и не имеют права наследования от своих мужей или отцов.

Лхоба наслаждается субтропическим/теплым умеренным климатом.

Кухня лхоба различается в зависимости от региона. Основными продуктами питания являются пельмени из кукурузной или пшенной муки, риса, гречки или крахмала из саговой пальмы . В местах вблизи тибетских общин люди едят цампу , картофель , чай с маслом и острую пищу. Пьющие и курильщики, Лхоба на праздниках поют и пьют вино, чтобы отпраздновать хороший урожай и удачу. Чай с маслом — их любимый напиток. Однако из-за недостатка соли они страдают эндемическим зобом . Многие рождаются либо глухими, либо немыми. Их население до недавнего времени сокращалось из-за этой болезни, и из-за их низкой численности многие либо вступают в брак с тибетцами, либо с племенными группами Аруначал-Прадеша , особенно с монпа .

Люди Денгба

[ редактировать ]

Народ Дэн (или Дэнба , китайская транскрипция языков Тараон-Каман: 代巴玫; китайский : 僜人; Ханьюй пиньинь : Дэн Жэнь) официально не признан правительством Китайской Народной Республики . Они связаны с народом дерунг в Юньнани или народом тарон в Мьянме. Они живут в девяти деревнях тибетского округа Заю и девственных лесах между Гималаями и горами Хэндуань на высоте 1000 метров. Брэдли (2007) сообщает о 800 та˧˩ ʒuaŋ˥ (китайский: Даранг Денг) и 200 кɯ˧˩ mɑn˧˥ (китайский: Геман Денг; известный как Каман или Миджу Мишми в Индии) в Китае, одной деревне в Бирме, где они известны как Тараунг и Тараон , Тайин или Таин (ранее Дигару Мишми) на северо-востоке Индии. [18] Многие из них мигрировали из Китая в Индию. [ нужны разъяснения ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Также Луоба [3]
  1. ^ Шестая национальная перепись населения Китайской Народной Республики
  2. ^ Кайдан Ань Цзюнь Лю; Цзиньхуэй Ли (2003). Путеводитель по Тибету на английском языке: Путеводитель . Учжоу Коммуникейшн Пресс стр. 123. ISBN.  7-5085-0374-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Запад 2009 , с. 463–464.
  4. ^ Jump up to: а б «Этническое меньшинство лхоба» . ru.chinacultural.org . Министерство культуры КНР. Архивировано из оригинала 15 января 2020 года . Проверено 08 февраля 2021 г. Лхоба – так тибетцы называют людей, живущих в Лхойю. Это означает «южане».
  5. ^ Штейн (1972) , с. 79.
  6. ^ Арпи, Клюад (21 апреля 2019 г.). «Скрытое королевство Пемако… больше не скрыто» . Обзор обороны Индии . Проверено 08 февраля 2021 г.
  7. ^ Вессельс 1924 , с. 255Нем Сингх применяет это имя Лхоба к жителям страны Пемако у большого локта Цангпо, где Кинтуп также встретил их и нашел их такими же, как Наин Сингх.
  8. ^ Бейкер 2004 , с. 465.
  9. ^ Го 2013 , с. х, Предисловие.
  10. ^ Сяомин Чжан (2004), Тибет , стр. 23. Китайский  7-5085-0608-1 .
  11. ^ См. 1987 год .
  12. ^ Лэмб 1966 , с. 320.
  13. ^ Синха, AC (февраль 2005 г.). Мураяма, Маюми (ред.). «Субрегиональные отношения на востоке Южной Азии: с особым акцентом на северо-восточный регион Индии. Глава 2: Аруначал-Прадеш» . Институт развивающихся экономик . п. 18. Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2007 г.
  14. ^ Вс 1993 , с. Глава 1.
  15. ^ Арпи, Клод (3 августа 2017 г.). «Десять тысяч методов защиты богатого племени Индии» . Пионер . Проверено 08 февраля 2021 г.
  16. ^ Мохан, Гита (17 августа 2017 г.). «Китай узурпирует северо-восточное племя, чтобы загнать Индию в угол, доказать, что Аруначал-Прадеш является частью Тибета» . Индия сегодня . Проверено 08 февраля 2021 г.
  17. ^ Племена Аруначала
  18. ^ Брэдли, Дэвид (2007). «Языковая угроза в Китае и материковой части Юго-Восточной Азии». В Матиасе Бренцингере, изд. Языковое разнообразие находится под угрозой . Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Ссылки на этнические профили

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 612f804eb4d045c7a75f369e8c24da5c__1721168220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/5c/612f804eb4d045c7a75f369e8c24da5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lhoba people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)