Люди Лхоба
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2014 г. ) |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Китай | 3,682 (2010) [1] |
Языки | |
Бокар , Иду Мишми , Ади , тибетские языки , мандаринский диалект | |
Религия | |
Анимизм , Христианство [2] |
Рана [а] (Английский перевод: Южане ; [4] Китайский : 珞巴 ; пиньинь : Луоба ; Стандартный тибетский : Лхопа. ) [5] представляет собой любое из разнообразных объединений китайско-тибетоязычных и его окрестностях племен, живущих в Пемако , [6] регион на юго-востоке Тибета [7] включая Мейнлинг , Медог и Заю округа в Ньингчи и округ Лхунзе в Шаннани, Тибет . [8]
В 1965 году китайское правительство одной из 56 этнических групп Китая официально признало лхоба . [3] Лхоба — одна из самых маленьких групп этнических меньшинств в Китае. [9] Насчитывая 4237 человек, они составляют около 0,1% населения Тибетского автономного района .
Этимология
[ редактировать ]Лхоба — тибетский экзоним жителей региона Лхойю . Имя означает «южане». [4]
История
[ редактировать ]Территория, населенная современными людьми Лхоба, была известна в средневековых текстах как Лхойю (или Лоюй , лхо-юл , ལྷོ༌ཡུལ་). Лхойю — теперь название области в Тибете, а Нижний Лхойю — часть индийского штата Аруначал-Прадеш . Лоюй находился под контролем Тибета с VII века. [10]
В настоящее время неизвестно, действительно ли современные народы лхоба населяли Лоюй во время тибетского завоевания, а также являются ли языки, на которых говорят современные народы лхоба, коренными для этого региона или нет. Хотя большинство представителей племени Тани , живущих на территории современного Аруначал-Прадеша, указывают на традиционную родину в этом регионе или вокруг него, [11] в настоящее время не существует независимых средств проверки.
Большинство людей, обозначенных как «лхоба» в современном Тибетском автономном районе (ТАР), на самом деле называют себя с помощью разнообразного набора эндонимов , говорят на разных языках и традиционно не идентифицируют себя как единое целое. [12] [13] Две основные племенные группы, подпадающие под обозначение «лхоба» в ТАР, — это народ мишми ( упрощенный китайский : 义都 ; пиньинь : йиду ), говорящий на языке иду мишми , и носители бокарского диалекта Або Тани , которые находятся в гораздо большем количестве в Аруначал-Прадеше , штате современной Индии, на который претендует Китай.
Другие группы, идентифицированные китайскими властями как «лхоба», включают народ тагин , говорящий на языке бангни-тагин . [14]
Лхобас, посвященный китайскому восприятию Южного Тибета (находящегося под управлением Индии как Аруначал-Прадеш), был частью китайских документальных фильмов и статей. Индийские комментаторы, такие как Клод Арпи, раскритиковали это как пропаганду . [15] [16]
Обычаи и одежда
[ редактировать ]Многие обычаи, привычки и одежда разных членов клана могут различаться. Мужчины лхоба в Лоюй носят черные куртки до колен без рукавов и пуговиц из овечьей шерсти . Они носят шлемоподобные шляпы, сделанные либо из медвежьей шкуры, либо сотканные из полосок бамбука или ротанга с прошивкой из медвежьей шкуры. Они также носят украшения, включающие серьги, ожерелья из бус и бамбуковые затычки, вставленные в мочку уха. Женщины лхоба носят блузки с узкими рукавами и юбки из овечьей шерсти. Вес украшений, которые носят женщины, является символом их богатства: ракушки, серебряные монеты, железные цепочки-колокольчики, серебряные и латунные серьги. Оба пола обычно ходят босиком. Их одежда очень похожа на тибетский костюм. Мужчины Иду носят меч и водонепроницаемый шлем из тростника, а на волосах шиньон и щиты из шкуры буйвола. Вооружение иду включает прямой тибетский меч, кинжал, лук и отравленные стрелы.
Среди Йиду Лхоба (Иду Мишми ) одним из подплемен является Бебеджа Мишми. Женщины Бебеджиа Мишми — опытные ткачи, из них шьются отличные пальто и блузки. [17]
Дома Иду разделены на несколько комнат, которыми может пользоваться каждый женатый человек. Незамужние девушки и юноши спят в отдельных комнатах. Центр комнаты занимает камин, вокруг которого спят заключенные. Иду полигамны, и у каждой жены в доме своя комната. Семья устроена по патриархальным принципам. Наследство вдовы является исключительным по сравнению с наследством матери.
Деревянная подушка хозяина дома считается табу для обитателей дома, так как сидеть на ней считается неприличным. Гостям не разрешается входить в комнату хозяина дома. Сохранившиеся в доме черепа животных считаются священными.
Подсечно-огневой метод возделывания, известный как Джум , является основой иду, и расчистка земли проводится каждые три-пять лет. Важными сельскохозяйственными культурами, которые они выращивают, являются рис , арум , тапиока , просо и кукуруза . Рис является основным продуктом питания, дополненным просо, кукурузой и тапиокой. Они также едят листовые овощи, бобы, тыквы , сладкий картофель и т. д. Мясо животных считается табу для женщин-иду. Иду также употребляют «Ю», рисовое пиво местного производства, а рисовое пиво, приготовленное женщиной во время менструации, является табу для священников.
Календарь Иду был основан на менструальном периоде женщин, и датировка осуществляется путем развязывания по одному из нескольких узлов, надетых на веревку. Традиционный деревенский панчаят (аббала) разрешает все внутренние споры внутри племени.
Культура и религия
[ редактировать ]Люди лхоба говорят на тибето-бирманском языке ветвей Тани и Мишми . В прошлом, когда не было письменности, Лхоба отслеживали историю, рассказывая своим потомкам и завязывая коды о своем прошлом. Их литература оказывает значительное влияние на тибетских коллег. Они известны как « Бокар » в Аруначал-Прадеше на северо-востоке Индии и встречаются в кругах Пиди и Монигонг в Аруначал-Прадеше. Они ведут свое происхождение от общего предка Аботани . Они следуют генеалогии, считая от Аботани как Ниджум-Джумси-Сики-Кийор-Йоркар-Кардунг-Дурам-Рамдунг/Рамгу/Рамго. Все группы Бокара произошли из Рамдунга, Рамго и Рамгу. Их непосредственные братья — Гало , Рамо , Либо/Пайлибо и Тагин .
Большинство жителей Лхобы (Бокара) в Индии обратились в христианство. Большинство из них — пятидесятники , хотя присутствуют и другие конфессии.
Лхоба участвуют в бартерной торговле с тибетцами , обменивая такие товары, как шкуры животных, мускус, медвежьи лапы, краску (местно известную как тамэн или ботанически известную как Rubia cordifolia ) и захваченную дичь, на сельскохозяйственные инструменты, соль, шерсть, одежду, зерно и чай. от тибетских торговцев. В результате этой постоянной торговли они все больше подвергались влиянию тибетцев в своей одежде. Многие Лхоба обратились в тибетский буддизм в последние годы, поскольку они торговали с буддийскими монастырями, часто смешивая его со своими местными анимистическими верованиями, которые традиционно имеют глубокие корни в тигре. [ нужны разъяснения ] Другие остаются анимистами , особенно жители Аруначал-Прадеша , которые следуют доньи-полоизму ; центр паломничества их общины находится в Ато-Попу, в долине Дибанг . [ нужна ссылка ] Истории об иммиграции рассказываются на берегах двенадцати рек в долине Дибанг, скопленной территории, известной как Чейту-Хулуни. Иду традиционно верят в верховного бога по имени Инни.
Такие фестивали, как Рех , отмечаются, чтобы умилостивить божеств плесени , которые, как традиционно считается, контролируют мир и процветание людей. Празднование с большой помпой и исполнением священнических танцев знаменует завершение фестиваля.
Среди Йиду Лхоба (Иду Мишми) существует четыре варианта похорон, и люди разного социального статуса предпочитают проводить любой из вариантов. Во всех вариантах священник игу читал траурные песни по умершим. Митхунов приносят в жертву в Ях варианте похорон , который длится три-четыре дня.
Мальчиков Лхоба обучают охоте с раннего возраста. Женщины имеют низкий статус в обществе и не имеют права наследования от своих мужей или отцов.
Лхоба наслаждается субтропическим/теплым умеренным климатом.
Кухня
[ редактировать ]Кухня лхоба различается в зависимости от региона. Основными продуктами питания являются пельмени из кукурузной или пшенной муки, риса, гречки или крахмала из саговой пальмы . В местах вблизи тибетских общин люди едят цампу , картофель , чай с маслом и острую пищу. Пьющие и курильщики, Лхоба на праздниках поют и пьют вино, чтобы отпраздновать хороший урожай и удачу. Чай с маслом — их любимый напиток. Однако из-за недостатка соли они страдают эндемическим зобом . Многие рождаются либо глухими, либо немыми. Их население до недавнего времени сокращалось из-за этой болезни, и из-за их низкой численности многие либо вступают в брак с тибетцами, либо с племенными группами Аруначал-Прадеша , особенно с монпа .
Люди Денгба
[ редактировать ]Народ Дэн (или Дэнба , китайская транскрипция языков Тараон-Каман: 代巴玫; китайский : 僜人; Ханьюй пиньинь : Дэн Жэнь) официально не признан правительством Китайской Народной Республики . Они связаны с народом дерунг в Юньнани или народом тарон в Мьянме. Они живут в девяти деревнях тибетского округа Заю и девственных лесах между Гималаями и горами Хэндуань на высоте 1000 метров. Брэдли (2007) сообщает о 800 та˧˩ ʒuaŋ˥ (китайский: Даранг Денг) и 200 кɯ˧˩ mɑn˧˥ (китайский: Геман Денг; известный как Каман или Миджу Мишми в Индии) в Китае, одной деревне в Бирме, где они известны как Тараунг и Тараон , Тайин или Таин (ранее Дигару Мишми) на северо-востоке Индии. [18] Многие из них мигрировали из Китая в Индию. [ нужны разъяснения ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шестая национальная перепись населения Китайской Народной Республики
- ^ Кайдан Ань Цзюнь Лю; Цзиньхуэй Ли (2003). Путеводитель по Тибету на английском языке: Путеводитель . Учжоу Коммуникейшн Пресс стр. 123. ISBN. 7-5085-0374-0 .
- ^ Jump up to: а б Запад 2009 , с. 463–464.
- ^ Jump up to: а б «Этническое меньшинство лхоба» . ru.chinacultural.org . Министерство культуры КНР. Архивировано из оригинала 15 января 2020 года . Проверено 08 февраля 2021 г.
Лхоба – так тибетцы называют людей, живущих в Лхойю. Это означает «южане».
- ^ Штейн (1972) , с. 79.
- ^ Арпи, Клюад (21 апреля 2019 г.). «Скрытое королевство Пемако… больше не скрыто» . Обзор обороны Индии . Проверено 08 февраля 2021 г.
- ^ Вессельс 1924 , с. 255Нем Сингх применяет это имя Лхоба к жителям страны Пемако у большого локта Цангпо, где Кинтуп также встретил их и нашел их такими же, как Наин Сингх.
- ^ Бейкер 2004 , с. 465.
- ^ Го 2013 , с. х, Предисловие.
- ^ Сяомин Чжан (2004), Тибет , стр. 23. Китайский 7-5085-0608-1 .
- ^ См. 1987 год .
- ^ Лэмб 1966 , с. 320.
- ^ Синха, AC (февраль 2005 г.). Мураяма, Маюми (ред.). «Субрегиональные отношения на востоке Южной Азии: с особым акцентом на северо-восточный регион Индии. Глава 2: Аруначал-Прадеш» . Институт развивающихся экономик . п. 18. Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2007 г.
- ^ Вс 1993 , с. Глава 1.
- ^ Арпи, Клод (3 августа 2017 г.). «Десять тысяч методов защиты богатого племени Индии» . Пионер . Проверено 08 февраля 2021 г.
- ^ Мохан, Гита (17 августа 2017 г.). «Китай узурпирует северо-восточное племя, чтобы загнать Индию в угол, доказать, что Аруначал-Прадеш является частью Тибета» . Индия сегодня . Проверено 08 февраля 2021 г.
- ^ Племена Аруначала
- ^ Брэдли, Дэвид (2007). «Языковая угроза в Китае и материковой части Юго-Восточной Азии». В Матиасе Бренцингере, изд. Языковое разнообразие находится под угрозой . Нью-Йорк: Мутон де Грюйтер.
Источники
[ редактировать ]- Штейн, Р.А. (1972). Тибетская цивилизация . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 79. ИСБН 0-8047-0901-7 – через archive.org.
- Вессельс, К. (1924). Ранние путешественники-иезуиты в Средней Азии (1603-1721) . Хауге: Мартинус Нийхофф – через archive.org.
- Бейкер, Ян; и др. (при поддержке National Geographic) (2004 г.). Сердце мира: Путешествие в последнее секретное место . Пингвин. ISBN 9781594200274 .
- Лэмб, Аластер (1966). Линия Мак-Магона: исследование отношений между Индией, Китаем и Тибетом, 1904–1914 гг . Том. 2. Лондон: Рутледж и К. Пол – через archive.org.
- Сунь, Тяньшин Джексон (15 августа 1993 г.). Историко-сравнительное исследование тани (миришской) ветви в Тибето-Бирмане (докторская диссертация по лингвистике). Калифорнийский университет в Беркли.
- Нёри, Тай (1987). Ади: исследование их истории и культуры (PDF) (Диссертация). Колледж Джавахарлала Неру, Пасигхат.
- Риба, Бомчак (2009). Актуальность системы знаний коренных народов Гало Аруначал-Прадеша для устойчивого развития лесных ресурсов (Диссертация). Университет Раджива Ганди через Шодгангу. hdl : 10603/255361 .
- Уэст, Барбара А. (2009). «Льоба (Люба)». Энциклопедия народов Азии и Океании . Нью-Йорк: факты о файлах. Издательство информационной базы. стр. 463–464. ISBN 9780816071098 .
- Го, Жунсин (2013). Этнические меньшинства Китая: социальные и экономические показатели . Рутледж. ISBN 9781136657269 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лхопы
- Этническое меньшинство лхоба
- Этнические группы-лобасы
- ПРОПЕЛЬ
- Молитвенные профили недостигнутых людей
- Составление тибетской народной сказки
- Иду Искусство и Ремесла
- Культурный центр ЮНЕСКО
- Ритуальный танец Иду Мишми
- Статьи о племенных группах Аруначал-Прадеша
- Похороны Иду Мишми , фотографии