Намбудири
Намбудири ( Произношение малаялам: [n̪ɐmbuːd̪iɾi] ), также транслитерируемое как Нампутири , Намбудири , Намбодири , Намбутири и Нампутири , — каста малаяльских брахманов , родом из нынешнего штата Керала , Индия, где они составляли часть традиционной феодальной элиты. [ 1 ] Намбудири, возглавляемые Ажванчери Тампраккал Самратом , были самой высокопоставленной кастой в Керале. [ 2 ] [ 3 ] Им принадлежала большая часть земель в районе Малабара , и вместе с монархами Наира Намбудири образовали земельную аристократию, известную как Дженмимар . [ 4 ] [ 5 ] до земельной реформы Кералы, начавшейся в 1957 году. [ 6 ]
Намбудири традиционно жили в родовых домах, известных как Илламы , и антрополог Джоан Менчер описала их как «богатую аристократическую землевладельческую касту высочайшего ритуального и светского ранга». [ 7 ] Почитаемые как носители санскритского языка и древней ведической культуры, намбудири обладали большей властью и авторитетом, чем цари, и находились «над и вне политических систем королевств». [ 8 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]берегов рек Нармада , Кришна , Кавери с легендарным созданием Кералы Парашурамой , шестым аватаром Вишну Мифология намбудири связывает их иммиграцию в Кералу с . [ 10 ] Согласно этой легенде, регион был создан, когда Парашурама бросил свой топор в море. [ 11 ] Хотя известно, что современный регион Кералы когда-то находился под управлением династии Чера , существует мало информации о его ранней этнографии. [ 12 ] Присутствие брахманов в стране тамилов засвидетельствовано начиная с периода Сангама . Основываясь на том факте, что намбудири — это пурвашиха-брамины, носящие традиционный пучок волос спереди, Т. П. Махадеван предполагает, что они являются потомками этих брахманов эпохи Сангама , которые двинулись на запад, в регион Малабар во время междуцарствия Калабхры , а те, кто остался позади, в том, что Сегодня штат Тамил Наду состоит из шодийских брахманов. [ 13 ] [ 14 ] Это отличает их от более поздних мигрантов-апарашикха-брахманов (носящих пучки волос на спине) в Южную Индию, таких как тамилы Айерс . По словам Т.П. Махадевана, намбудири принесли с собой очень раннюю редакцию Махабхараты , которая стала основой версии эпоса на языке малаялам. [ 15 ] [ 16 ]
Существует множество теорий относительно того, как брахманы Намбудири поселились в Керале, общепринятая точка зрения состоит в том, что они пришли из Северной Индии через Тулу Наду или Карнатаку . [ 17 ] Другая теория, основанная на сохранении типов Махабхараты , заученных различными общинами брахманов , указывает на Тамилнад как на базу, откуда они мигрировали в Кералу через ущелье Палаккад , которое также является крупнейшим отверстием в южных Западных Гатах , и поселились вокруг реки. Бхаратаппужа . [ 18 ] Регион вокруг Коимбатура , недалеко от Карнатаки и западной границы Тамилнада, находился под властью чера в период Сангама между 1-м и 4-м веками н.э. и служил восточным входом в Палаккад-Гэп , основной торговый путь между Малабарским побережьем и Тамилнадом . [ 19 ] Ажванчери Тампраккал , которые были номинальным главой всех браминов Намбудири Кералы, первоначально имели права на части современного Палаккад Талука. [ 17 ] Позже они двинулись на запад вдоль реки Бхаратаппужа и поселились вокруг реки. Наконец, Ажванчери Тампраккал купил регион Атхаванад- Тирунавая в современном Тируре Талуке и передал Палаккад раджам Палаккад ( Таруру Сварупаму ), которые были родом из Атхаванад . региона [ 17 ] Многие из старейших поселений Намбудири в Керале расположены вокруг реки Бхаратаппужа . [ 17 ] Королевство Танур , Королевство Валлуванад , Перумпадаппу Сварупам и королевство Палаккад , расположенное вокруг реки Бхаратаппужа , когда-то были оплотами Намбудириса. [ 17 ] Внедрение письма Грантха , которое позже превратилось в письмо малаялам , и эволюция языка малаялам посредством санскритизации среднетамильского языка тесно связаны с браминами, которые мигрировали через разрыв Палаккад . [ 20 ] [ 17 ]
Антропологи Хайке Мозер и Пол Янгер отмечают, что присутствие брахманов Намбудири началось еще до 9 века, о чем свидетельствуют гранты земли, предоставленные им правящими семьями. [ 21 ] По словам историка Ромилы Тапар , местные короли и вожди поощряли их переехать в этот район, предлагая такие освобожденные от налогов земельные гранты в обмен на участие в ведических обрядах, которые узаконили бы статус дарителей как правителей. [ 22 ] Они также получили земли и усилили свое влияние на социально-экономическую жизнь региона, помогая правителям во время войн между династиями Чола и Чера , когда ведические школы были превращены в военные академии. [ 23 ]
Ади Шанкара , один из самых почитаемых ведических ученых индуизма, был аскетом Намбудири. [ 24 ] [ 25 ] который инициировал протокол, разрешающий только Намбудирису руководить в качестве главного священника в храме Бадринатх , одном из самых священных храмов для индуистов. [ 26 ] Кроме того, духовному лидеру брахманов Намбудири дается титул Ажванчери Тампраккал Самрат , причем слово «Самрат» на санскрите означает «Император» . Помимо владения правами на священный храм Гуруваюр , присутствие и благословение Ажванчери Тампраккала было ритуальной необходимостью во время коронации Заморина , Наиров короля Кожикоде . [ 27 ]
Исторически они отличались редкими практиками, такими как приверженность Шраута ритуализму , Пурва-Мимамса школе индуистской философии и ортодоксальным традициям. [ 28 ] а также многие идиосинкразические обычаи, уникальные среди брахманов , включая первородство . Сириак Пуллапилли упоминает, что доминирующее влияние Намбудири можно обнаружить во всех вопросах, связанных с Кералой , включая религию, политику, общество, экономику и культуру. [ 29 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Действуя из своих домов иллам , намбудирисы владели сельскохозяйственными землями в рамках системы джанми на протяжении многих столетий, и, по словам Мозера и Янгера, они «основали землевладельческие храмы и научили людей кастовым правилам». Было описано, что намбудири ответственны за влияние санскрита на малаялам , дравидийский язык, из-за смешения брамином Намбудири санскрита и местного тамильского языка. [ 21 ] [ 30 ]
Средневековая Керала характеризовалась как олигархия, в которой доминировали намбудири, которым принадлежали все храмы и их дочерние деревни. [ 31 ] Намбудири имели влияние на правящий класс посредством практики самбандама , когда более молодые намбудири имели отношения с женщинами-кшатриями или женщинами из высших слоев касты Наир. Дети таких союзов считались не намбудири, а частью их матрилокальной линии. [ 31 ] В результате таких союзов многие короли и правящие вожди Кералы станут потомками отцов Намбудири. Эти меры позволили намбудири получить политическую власть в дополнение к религиозному и культурному доминированию. [ 31 ]
Власть Намбудири над землей поддерживалась за счет практики строгого первородства и наследования по отцовской линии . [ 21 ] Несмотря на то, что их младшие члены имели гипергамные отношения с Наирами , чьи кастовые традиции были матрилинейными , семьи Намбудири оставались в стороне от общества в целом. [ 21 ] Хотя историк Е. К. Пиллаи утверждает, что намбудири с 1100-х годов навязывали матрилинейную полиандрию ранее патрилинейным общинам этого региона, социолог Рэндалл Коллинз считает маловероятным, что такое изменение могло быть навязано, и говорит, что «более вероятно, это было результатом процесс брачной политики, распространяющийся путем соперничества в децентрализованной ситуации статусной конкуренции». ссылаются на цариц династии Пандьян . Некоторые другие ученые полагают, что матрилинейные обычаи полностью возникли до этого периода, и в качестве доказательства [ 22 ]
Современная история
[ редактировать ]Нежелание намбудирис адаптироваться к изменениям в обществе сохранялось до начала 20-го века, но Сьюзан Бэйли считает, что снижение их значимости можно отнести к периоду 1729-1748 годов, когда Мартанда Варма основала Королевство Траванкор и решила использовать Айер и Дешастха брамины из Тамилнада на государственной службе. Она считает, что это решение подорвало отношения между браминами Намбудири и королевской семьей в регионе, хотя другие говорят, что влияние Вармы было недолгим и что основной причиной перемен было влияние британских дипломатов, которые работали с Траванкорским махараджем в 19-м веке. век. После принятия в британском парламенте Хартийных актов 1833 и 1853 годов британцы поощряли работу христианских миссионеров, особенно в сфере образования, и начали введение судебной системы, которая оказала бы существенное влияние на землевладение, наследование. обычаи и брачные отношения как Намбудири, так и Наиров. Эти и другие изменения поставили под угрозу традиционную основу жизни, затронув также другие основные этнические группы региона, такие как Ежавас и сирийские христиане . [ 21 ] Как и другие, стремление к социальным реформам было сильным среди Намбудири, что привело к формированию движения Йогакшема в 1908 году, чтобы агитировать за брак всех молодых мужчин внутри самой общины. Он также сосредоточился на популяризации изучения английского языка и отмене системы Пурда среди женщин Намбудири. [ 32 ]
Демография
[ редактировать ]Брамины Намбудхири — это община суперменьшинства в Керале. Согласно отчетам переписи 1901 года, они составляют 0,47% от общей численности населения Кералы. [ 33 ] Они доминируют и обладают большим влиянием в Британском Малабаре , где составляют более 66% от общей численности населения. [ 34 ] Большинство из них проживают в Палаккад и Кожикоде районах Южного Малабара и районе Каннур Северного Малабара . Небольшое население также встречается в Кочине и Королевстве Траванкор . [ 35 ]
Религиозные обычаи
[ редактировать ]Ведическое обучение
[ редактировать ]следующие ведические редакции . Среди них засвидетельствованы [ 36 ]
- Ригведа, редакция Шакалы , единственная сохранившаяся редакция Ригведы в Индии. Намбудири следуют как Ашвалаянской , так и Шанкхайанской Шраута-сутрам . Последняя, называемая традицией Каушитаки среди намбудири, ограничивается ими. Считается, что Каушитаки принадлежали к баскальской редакции Ригведы, но эта редакция вымерла среди намбудири.
- Яджурведа, Тайттирия- шакха с Баудхаяна-Шраутой и Грихья-сутрами , Вадхула- Шраутой и Грихья-сутрами , а также Агнивешья- Грихья-сутрами.
- Самаведа в редакции Джайминии , которая в других местах встречается только у шийя-брахманов, от которых отделилось предковое население Намбудири.
Агникаяна
[ редактировать ]Древний ведический ритуал Агникаяна (алтарь огня), который охватывает 12-дневный период и который Фриц Стаал и Роберт Гарднер называют одним из старейших известных ритуалов, поддерживался браминами Намбудири по крайней мере до 1975 года. в значительной степени вымерли в других частях Индии и, таким образом, являются симптомами сопротивления сообщества переменам, [ 37 ] его до сих пор регулярно исполняют Дэвид Найп отмечает, что в Андхра-Прадеше на протяжении веков. [ 38 ]
Домашняя культура
[ редактировать ]Наряд
[ редактировать ]Традиционно в домашних условиях они носили простую ткань вокруг талии, называемую Тортху (или Тортумунду ). Когда им приходилось путешествовать, они носили два комплекта ткани, также известные как васрам. [ нужна ссылка ]
Намбудири носили свои традиционные пучки волос ( кутуми или шикха ) спереди, как Дикшитары Тамилнада. [ 39 ] [ 40 ]
Брачные обычаи
[ редактировать ]Семьи браминов Намбудири практиковали более строгую версию первородства , чем общины браминов в других частях Индии. Согласно этому обычаю, только старший сын мог жениться на женщине Намбудири и, таким образом, произвести на свет наследника семейного имущества. Младшие сыновья были ограничены отношениями самбандама с женщинами-небраминами, которых намбудири считали наложницами и чьи потомки не могли унаследовать. [ 41 ] Эта традиция ограничивала масштабы браков внутри их собственной касты и привела к практике гипергамии с общиной Наир. Кэтлин Гоф отмечает, что:
Эти гипергамные союзы рассматривались брахманами как социально приемлемый сожительство , поскольку союз не был инициирован ведическими обрядами, дети не узаконивались как брахманы, и ни женщине, ни ее ребенку не предоставлялись права родственников. Однако матрилинейные касты считали те же самые союзы браком, поскольку они выполняли условия обычного наярского брака и служили узаконению ребенка как приемлемого члена его матрилинейной линии и касты». [ 42 ]
Неравенство в кастовом ранге в отношениях между мужчиной-брамином и женщиной-наир означало, что женщина не могла жить со своим мужем (-ами) в семье браминов и поэтому оставалась в своей собственной семье. Дети от таких браков всегда становились Наирами. К.М. Паниккар утверждает, что именно этот тип отношений привел к возникновению матрилинейной и матрилокальной системы. [ 43 ] Также утверждалось, что эта практика, наряду с разумным выбором человека, который завязывал тхали , составляла часть культуры стремлений Наира, посредством которой они стремились улучшить свой статус в касте. Кроме того, что:
... среди высокопоставленных наяров (а также кшатриев и самантанов) в отличие от «простонародных» наяров не было двух подразделений, признававших равный статус. Таким образом, отношения, установленные ритуалом тали (т. е. таликетту кальянам ) и союзом самбандхама, всегда были гипергамными. [ 44 ]
Хотя очевидно, что теоретически гипергамия может вызвать нехватку женщин на выданье в низших слоях касты и способствовать социальному движению вверх из нижних подразделений Наира, ее число было бы очень небольшим. Это не было распространенной практикой за пределами высших подкаст, и к 1920-м годам намбудири в основном прекратили эту практику. [ 44 ]
Кудияттам (форма искусства)
[ редактировать ]Форма санскритского театра, известная как Кудияттам , родом из Кералы, традиционно находилась под покровительством Намбудириса. [ нужна ссылка ]
Известные люди
[ редактировать ]- Рахул Ишвар , индийский обозреватель общественной политики. [ 45 ]
- Намбутири , индийский художник и скульптор. [ 46 ]
- Аккитам Ачутан Намбутири , индийский писатель. [ 47 ]
- Бабу Намбутири , индийский актер
- Депутат Шанкаран Намбутири , музыкальный исполнитель
- Унникришнан Намбутири , индийский актер. [ 48 ]
- Аккитам Нараянан , индийский художник. [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеффри, Робин (1992). «Старая Керала» . Политика, женщины и благополучие . Серия Кембриджского Содружества. Пэлгрейв Макмиллан, Лондон. стр. 19–33. дои : 10.1007/978-1-349-12252-3_3 . ISBN 978-0292704176 .
- ^ Фуллер, Кристофер (1976). Наяры сегодня . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-0-521-21301-1 .
- ^ Krishna Iyer, K. V. (1938). The Zamorins Of Calicut . Norman Printing Bureau, Calicut.
- ^ Карат, Пракаш (1977). «Организованная борьба малабарского крестьянства, 1934-1940» . Социолог . 5 (8): 3–17. дои : 10.2307/3516560 . JSTOR 3516560 .
- ^ Наир, Адур К.К. Рамачандран (январь 1986 г.). «Рабство в Керале» . Mittal Publications, Нью-Дели.
- ^ П., Радхакришнан (декабрь 1981 г.). «Земельные реформы в теории и практике: опыт Кералы». Экономический и политический еженедельник . 16 (52): А129–А137. JSTOR 4370526 .
- ^ Менчер, Джоан (январь 1966 г.). «Намбудири-брамины: анализ традиционной элиты в Керале» . Журнал азиатских и африканских исследований . 1 (3). Лейден: Издательство Brill: 183–196. дои : 10.1163/156852166X00262 .
- ^ Гоф, Кэтлин (1974) [1961]. «Наяры: Центральная Керала». В Шнайдере, Дэвид М.; Кэтлин Гоф (ред.). Родство по материнской линии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 298–384. ISBN 9780520025295 .
- ^ Менчер, Джоан (1966). «Намбудири-брамины Кералы» . Журнал азиатских и африканских исследований . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии.
- ^ Мэтью, Джордж (1989). Коммунальная дорога в светскую Кералу . Концептуальное издательство. стр. 23–25. ISBN 978-81-7022-282-8 .
- ^ Мозер, Хайке; Младший, Пол (2013). «Керала: плюрализм и консенсус» . В Бергере, Питер; Хайдеманн, Франк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Рутледж. п. 169. ИСБН 978-1-13406-118-1 .
- ^ Мозер, Хайке; Младший, Пол (2013). «Керала: плюрализм и консенсус» . В Бергере, Питер; Хайдеманн, Франк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Рутледж. п. 170. ИСБН 978-1-13406-118-1 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «О южной редакции Махабхараты, миграции брахманов и палеографии брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): 4. doi : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Хилтебейтель, Альф (2015). «Знакомство с Махабхаратой». Обзор религиоведения . 41 (4): 153–174. дои : 10.1111/rsr.12271 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «О южной редакции Махабхараты, миграции брахманов и палеографии брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): 1–146. дои : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Между империями: общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. Оливель, Патрик. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2006. с. 252. ИСБН 9780195305326 . OCLC 61821908 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шридхара Менон, А (2007). «Керала Чаритрам . Коттаям: Книги DC. стр. 200–201. ISBN 9788126415885 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (2016). «О южной редакции Махабхараты, миграции брахманов и палеографии брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 . дои : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Субраманиан, Т.С. (28 января 2007 г.). «Римские связи в Тамилнаде» . Индус . Архивировано из оригинала 19 сентября 2013 года . Проверено 28 октября 2011 г.
- ^ Доктор К. Айяппа Паникер (2006). Краткая история литературы малаялам . Тируванантапурам: Департамент информации и связей с общественностью, Керала.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мозер, Хайке; Младший, Пол (2013). «Керала: плюрализм и консенсус» . В Бергере, Питер; Хайдеманн, Франк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Рутледж. стр. 172–178. ISBN 978-1-13406-118-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Рэндалл (1986). Веберовская социологическая теория . Издательство Кембриджского университета. п. 305. ИСБН 978-0-52131-426-8 .
- ^ Шанмугам, С.В. (1976). «Формирование и развитие малаялама». Индийская литература . 19 (3): 5–30. JSTOR 24157306 .
- ^ Дюбуа, Жоэль Андре-Мишель (2014). Скрытые жизни Брахмана: Веданта Шанкары в его комментариях к Упанишадам в свете современной практики . Олбани: SUNY Press.
- ^ Далал, Рошен (2010). Религия Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги Пингвинов Индия.
- ^ Лохтефельд, Джеймс Г. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 78 . ISBN 978-0-8239-3179-8 .
Бадринатх + буддийский храм.
- ^ Балакришна, Н. Наир (1975). «Культура и общество: праздничная статья доктору А. Айяппану» . Thomson Press (Индия), Отдел публикаций.
- ^ ТП, Махадеван; Фриц, Стаал (2003). «Поворотный момент в живой традиции сомаягам 2003» . Электронный журнал ведических исследований . 10 (1): 1–29. дои : 10.11588/ejvs.2003.1.743 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Пуллапилли, Сириак К. (1976). «Ижавы Кералы и их историческая борьба за принятие в индуистском обществе» . Смит, Бардуэлл Л. (ред.). Религия и социальные конфликты в Южной Азии . Международные исследования в области социологии и социальной антропологии. Том. 22. Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 26–30 . ISBN 978-90-04-04510-1 . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Пуллапилли, Сириак К. (1976). «Ижавы Кералы и их историческая борьба за принятие в индуистском обществе» . Смит, Бардуэлл Л. (ред.). Религия и социальные конфликты в Южной Азии . Международные исследования в области социологии и социальной антропологии. Том. 22. Нидерланды: Э. Дж. Брилл. стр. 26–30 . ISBN 978-90-04-04510-1 . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Прейндж, СР (2018). Муссонный ислам: торговля и вера на средневековом Малабарском побережье . Кембриджские истории океана. Издательство Кембриджского университета. п. 167. ИСБН 978-1-108-34269-8 .
- ^ Менон, А. Сридхара (1991). Обзор истории Кералы . Вишванатан. стр. 100-1 314–315.
- ^ «Намбутирис и отчет о переписи 1901 года» . www.namboothiri.com . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Генеральный офис регистратора Индии (1967 год). Перепись населения Индии 1961 года . Менеджер публикаций.
- ^ «Намбутирис и отчет о переписи 1901 года» . www.namboothiri.com . Проверено 19 августа 2024 г.
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «О южной редакции Махабхараты, миграции брахманов и палеографии брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): 17–18. дои : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Мозер, Хайке; Младший, Пол (2013). «Керала: плюрализм и консенсус» . В Бергере, Питер; Хайдеманн, Франк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Рутледж. п. 173. ИСБН 978-1-13406-118-1 .
- ^ Найп, Дэвид М. (2015). Ведические голоса: сокровенные рассказы о живой традиции Андхры . Издательство Оксфордского университета. п. 46. ИСБН 978-0-19939-769-3 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «О южной редакции Махабхараты, миграции брахманов и палеографии брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): Год: 2014. doi : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Хилтебейтель, Альф (2015). «Знакомство с Махабхаратой». Обзор религиоведения . 41 (4): 153–174. дои : 10.1111/rsr.12271 . ISSN 0319-485X .
- ^ Коллинз, Рэндалл (1986). Веберовская социологическая теория . Издательство Кембриджского университета. стр. 300–301. ISBN 978-0-52131-426-8 .
- ^ Гоф, Э. Кэтлин (1961). «Наяры: Центральная Керала» . В Шнайдере, Дэвид Мюррей; Гоф, Э. Кэтлин (ред.). Родство по материнской линии . Издательство Калифорнийского университета. п. 320. ИСБН 978-0-520-02529-5 . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Паниккар, Кавалам Мадхава (июль – декабрь 1918 г.). «Некоторые стороны жизни Наяра» . Журнал Королевского антропологического института . 48 :265 . Проверено 9 июня 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фуллер, Кристофер Джон (зима 1975 г.). «Внутренняя структура касты Наяр». Журнал антропологических исследований . 31 (4): 283–312. дои : 10.1086/jar.31.4.3629883 . JSTOR 3629883 . S2CID 163592798 .
- ^ архив, из нашего онлайна (2 октября 2018 г.). « Рахул Ишвар — мой внук, и я твердо верю в его мнение » . Новый Индийский экспресс . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Нагараджан, Сарасвати (7 июля 2023 г.). «Художник Намбутири, иллюстратор и выдающийся художник, оставляет после себя наследие неизгладимых изображений» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 8 мая 2024 г.
- ^ Наха, Абдул Латиф (24 сентября 2020 г.). «Джнанпитх отдан Аккитаму » Индуистский ISSN 0971-751X . Получено 8 мая.
- ^ «Унникришнана Намбутири, веселого дедушки из «Кальянарамана», больше нет » Таймс оф Индия 20 января ISSN 0971-8. 2021 г. Получено 8 мая.
- ^ «Тайна геометрических фигур» . Индус . 13 декабря 2012 г. ISSN 0971-751X . Проверено 8 мая 2024 г.