Jump to content

Нагарджунаконда

Координаты : 16 ° 31'18,82 "с.ш. 79 ° 14'34,26" в.д.  /  16,5218944 ° с.ш. 79,2428500 ° в.д.  / 16,5218944; 79.2428500
(Перенаправлено с Нагарджуны Конды )

Нагарджуна Конда
Руины сайта
Руины сайта
Расположение Мачерла Мандал, район Палнаду , Андхра-Прадеш , Индия
Координаты 16 ° 31'18,82 "с.ш. 79 ° 14'34,26" в.д.  /  16,5218944 ° с.ш. 79,2428500 ° в.д.  / 16,5218944; 79.2428500
Руководящий орган Археологическая служба Индии
Нагарджунаконда находится в Индии.
Нагарджунаконда
Расположение Нагарджуна Конда в Индии
Барабанная панель, изображающая ступу с сошествием Будды с небес Траястримши , вторая половина III века. [ 1 ]

Нагарджунаконда : Нагарджуниконда (что означает холм Нагарджуна ) — исторический город, ныне остров, расположенный недалеко от Нагарджуна Сагара в районе Палнаду в штате индийском Андхра-Прадеш . [ 2 ] [ 3 ] Это одно из самых богатых буддийских мест Индии, и сейчас оно почти полностью лежит под озером, образовавшимся в результате плотины Нагарджуна Сагар . После строительства плотины археологические реликвии в Нагарджунаконде были затоплены, и их пришлось раскопать и перенести на возвышенность, которая превратилась в остров.

Когда-то на этом месте располагался большой буддийский монастырский университетский комплекс, привлекающий студентов из Китая , Гандхары , Бенгалии и Шри-Ланки . [ нужна ссылка ] Здесь находятся руины нескольких буддийских и индуистских святынь Махаяны. [ 4 ] Он находится в 160 км к западу от другого важного исторического места — Ступы Амаравати . Скульптуры, найденные в Нагарджунаконде, сейчас в основном вывезены в различные музеи Индии и за рубежом. Они представляют вторую по важности группу в характерном «стиле Амаравати», иногда называемом «Поздняя Андхра». [ 5 ] Есть также дворцовая территория со светскими рельефами, которые очень редки с столь раннего времени и демонстрируют римское влияние. [ 6 ]

Современное название происходит в честь Нагарджуны , южноиндийского мастера буддизма Махаяны , жившего во II веке, который когда-то считался (вероятно ошибочно), ответственным за развитие этого места. Первоначальное название, использовавшееся в период наибольшей активности сайта, было «Виджаяпури».

Это место Нагарджунаконда (иногда Нагарджун и конда) в Андхра-Прадеше не следует путать с пещерами Нагарджуна (или Нагарджуни) возле пещер Барабар в Бихаре.

Монеты, выпущенные более поздними королями Сатаваханы (включая Гаутамипутру Сатакарни , Пулумави и Яджну Сатакарни ), были обнаружены в Нагарджунаконде. [ 7 ] На этом месте также была обнаружена надпись Гаутамипутры Виджая Сатакарни, датированная шестым годом его правления, и доказывает, что к этому времени в регионе распространился буддизм. [ 8 ]

Рельеф с рождением Будды , III век.

Это место приобрело известность после упадка Сатаваханов в первой четверти III века, когда царь Икшваку Вашиштипутра Чамамула основал здесь свою столицу Виджаяпури. На монетах и ​​надписях, обнаруженных в Нагарджунаконде, упоминаются четыре царя династии Икшаваку: Вашишти-путра Чамтамула, Матари-путра Вира-пуруша-датта, Вашишти-путра Эхувала Чамтамула и Вашишти-путра Рудра-пуруша-датта. Надпись, датированная 30-м годом правления Абхиры царя Вашишти-путры Васусены, также была обнаружена в разрушенном храме Аштаб-худжа-свамин. [ 8 ] Это привело к предположению, что Абхирасы, которые правили регионом вокруг Нашика , вторглись и оккупировали королевство Икшаваку. Однако этого нельзя сказать с уверенностью. [ 9 ]

Цари Икшаваку построили несколько храмов, посвященных таким божествам, как Сарвадева, Пушпабхадра, Карттикея и Шива . Их царицы, а также буддийские упасики , такие как Бодхишри и Чандрашри, построили на этом месте несколько буддийских памятников. [ 10 ] Считается, что Садваха санкционировал строительство первого монастыря в Нагарджунаконде. В первые века на этом месте находилось более 30 буддийских вихар ; раскопки дали произведения искусства и надписи, имеющие большое значение для научного изучения истории этого раннего периода. [ 11 ]

Последняя дошедшая до нас надпись Икшаваку датирована 11-м годом (ок. 309 г.) правления Рудра-пуруши: дальнейшая судьба династии неизвестна, но не исключено, что Паллавы завоевали их территорию к IV веку. [ 12 ] Это место пришло в упадок после падения власти Икшаваку. Некоторые кирпичные святыни были построены в долине реки Кришна между 7 и 12 веками, когда этот регион контролировался Чалукьями из Венги . Позже это место вошло в состав королевства Какатия и Делийского султаната . В 15 и 16 веках Нагарджунаконда снова стал важным местом. Современные тексты и надписи намекают на крепость на холме в Нагарджунаконде, которая, вероятно, была построена правителями Редди как пограничная крепость, защищающая их главный форт Кондавиду . Позже, похоже, она перешла под контроль Гаджапати : надпись 1491 года н.э., датированная периодом правления царя Гаджапати Пурушоттамы, указывает на то, что крепость Нагарджунаконда контролировалась его подчиненным Шриратхараджем Шингарайей Махапатрой. В 1515 году Виджаянагара король Кришнадеварайя штурмовал крепость во время своего вторжения в королевство Гаджапати. [ 13 ]

Позднее регионом правили династия Кутб-Шахи и Великие Моголы . Впоследствии он был пожалован в качестве аграхары понтифику Пушпагири Матха . [ 8 ]

Археологические исследования

[ редактировать ]
Раздел реликвий Будды, III-IV века.

В 1926 году местный школьный учитель Сурапараджу Венкатарамаих увидел на этом месте древнюю колонну и сообщил о своем открытии правительству президента Мадраса . Впоследствии Шри Сарасвати, помощник начальника археологических раскопок по эпиграфике Мадраса, говорящий на телугу , посетил это место, и оно было признано потенциальным археологическим объектом. [ 14 ]

Первые открытия сделал в 1926 году французский археолог Габриэль Жуво-Дюбрей (1885–1945). [ 15 ] Систематические раскопки были организованы английскими археологами под руководством А. Х. Лонгхерста в 1927–1931 гг. Команда раскопала руины нескольких буддийских ступ и чайтьев, а также других памятников и скульптур. [ 15 ] [ 14 ]

В 1938 году Т. Н. Рамачандран провел на этом месте еще одни раскопки, в результате которых было обнаружено еще несколько памятников. В 1954 году, когда строительство предлагаемой плотины Нагарджуна Сагар поставило это место под угрозу затопления, под руководством Р. Субрахманьяма были начаты крупномасштабные раскопки для спасения археологического материала. Раскопки, проводившиеся в 1954-1960 годах, привели к обнаружению ряда реликвий, датируемых периодом от раннего каменного века до 16 века. Позже на холме Нагарджунаконда было создано около 14 больших копий раскопанных руин и музей. Некоторые из скульптур, раскопанных в Нагарджунаконде, сейчас находятся в других музеях Дели, Ченнаи, Калькутты, Парижа и Нью-Йорка. [ 14 ]

Археологическая катастрофа произошла в 1960 году, когда ирригационная плотина была построена через близлежащую реку Кришна , погрузив первоначальное место под воды водохранилища. Накануне наводнения несколько памятников были выкопаны и перенесены на вершину холма Нагарджуна, где в 1966 году был построен музей. Другие памятники были перенесены на материк, к востоку от затопленной территории. Самоотверженным археологам удалось восстановить почти все реликвии.

Панорамный вид на статую Будды и другие памятники.

Раскопанные руины

[ редактировать ]

Буддийские руины

[ редактировать ]
Рельеф Диониса , дворец Нагарджунаконда. У него светлая борода, он полуобнажен и носит рог для питья. Рядом с ним стоит бочка с вином. [ 16 ] [ 17 ]

Археологические надписи на этом месте показывают, что цари Андхра Икшваку Вирапурусадатта, Эхувула и члены их семей покровительствовали буддизму. Надписи также свидетельствуют о государственной поддержке строительства храмов и монастырей за счет финансирования цариц Икшваку. В частности, зарегистрировано, что Чамтисири финансировал строительство главной ступы десять лет подряд. Поддержка также распространилась за пределы знати: на реликвиях были вписаны многие некоролевские имена. На пике своего развития здесь было более тридцати монастырей, и это был крупнейший буддийский центр в Южной Индии . Надписи показали, что существовали монастыри, принадлежащие Бахушрутия и Апарамахавинаселия подшколам Махасангхики , Махисасаки и Махавихаравасина из Шри-Ланки . Архитектура этого района отражает эти традиции. Существовали и другие монастыри для буддийских учёных из тамильских королевств: Орисса , Калинга , Гандхара , Бенгалия , Цейлон (Куладхаммагири) и Китай . На месте монастыря Махавихаравасин также есть след, который, как полагают, является копией следа Гаутамы Будды .

Великая ступа в Нагарджунаконде принадлежит к классу ступ без корпуса: ее кирпичная кладка оштукатурена, а ступа украшена большой гирляндой. [ 2 ] Оригинальная ступа была отремонтирована принцессой Икшваку Чамтисири в III веке, когда были воздвигнуты каменные столбы аяка. Внешние перила, если таковые имелись, были деревянными, а их стойки возвышались над кирпичным постаментом. Ступа диаметром 32,3 м поднималась на высоту 18 м с шириной обхода 4 м. Медхи имел высоту 1,5 м, а платформы аяка представляли собой прямоугольные смещения размером 6,7 на 1,5 м. [ 18 ]

Стиль восстановленных рельефов «почти неотличим» от барельефов последней фазы Ступы Амаравати , расположенной недалеко от нее, второй четверти третьего века, немного раньше Нагарджунаконды. Хотя они «живые и интересные», они демонстрируют «значительный упадок со времени зрелой фазы в Амараварти», с менее сложными группировками, различными манерами фигур и плоскостью поверхностей. [ 19 ]

Индуистские руины

[ редактировать ]

Большинство индуистских руин в Нагарджунаконде можно идентифицировать как шиваитские , если идентификация возможна. В одном из храмов есть надпись, называющая бога «Махадева Пушпабхадрасвами» (Шива). Каменные изображения Картикеи (Муругана) были найдены в двух других святилищах. Надпись, найденная в другом раскопанном храме, относится к еще одному храму Шивы. По крайней мере, один храм, о чем свидетельствует надпись 278 г. н. э., может быть идентифицирован как вайшнавский по изображению восьмирукого бога. большая скульптура Деви . На этом месте также была обнаружена [ 4 ]

Греко-римские артефакты

[ редактировать ]
Римский аурей найден в Нагарджунаконде

Различные останки, свидетельствующие о греко-римском влиянии, можно найти в Нагажурнаконде. [ 16 ] Были найдены римские монеты, в частности Роман Аурея , одна Тиберия (16-37 гг. н. э.), другая Фаустины Старшей (141 г. н. э.), а также монета Антонина Пия . [ 20 ] [ 16 ] Эти находки, кажется, свидетельствуют о торговых отношениях с римским миром . [ 21 ] Рельеф с изображением Диониса также был найден на территории дворца Нагарджунаконда. У него светлая борода, он полуобнажен, носит рог для питья, рядом с ним стоит бочка с вином. [ 16 ]

Скифское влияние
Скифские воины
« Скифские » солдаты, дворец Нагарджунаконда, II век н.э. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]

Появляются также индоскифы с рельефами скифских воинов в шапках и пальто. [ 22 ] [ 23 ] Согласно надписи в Нагарджунаконде, Икваку . там также мог располагаться гарнизон скифской гвардии, нанятый царями [ 25 ]

Карта святых реликвий Андхра-Прадеша

Надписи Нагарджунаконды представляют собой серию эпиграфических надписей, найденных в районе Нагарджунаконды. Надписи связаны с расцветом буддийских структур и правлением Икшваку , в период, охватывающий примерно 210-325 гг. н.э. [ 26 ]

Надпись на столбе Нагарджунаконда Аяка времен правителя Икшваку Вира-Пурушадатты (250-275 гг. Н. Э.)

Надписи Нагарджунаконды подчеркивают космополитический характер буддийской деятельности там и объясняют, что множество буддийских монахов прибыли из разных стран. [ 26 ] Надпись в монастыре (Участок № 38) описывает его жителей как ачарьев и терий школы Вибхаджьявады . , «радувших сердца жителей Кашмиры , Гамдхары , Яваны , Ванавасы» [ 27 ] и Тамбапамнидипа ». [ 26 ] Надписи предполагают причастность этих разных людей к буддизму. [ 28 ]

Надписи выполнены либо на пракрите , либо на санскрите , либо на их смеси, и все они выполнены шрифтом брахми . [ 26 ] Надписи Нагарджунаконды являются самыми ранними существенными южноиндийскими санскритскими надписями, вероятно, датируемыми концом III — началом IV века нашей эры. Эти надписи связаны с буддизмом и шиваистской традицией индуизма, а некоторые из них отражают как стандартный санскрит, так и гибридный санскрит. [ 29 ]

Распространение использования санскритских надписей на юг, вероятно, можно объяснить влиянием западных сатрапов , которые способствовали использованию санскрита в эпиграфике и находились в тесных отношениях с правителями южной Индии: по словам Саломона, «мемориальный столб Нагарджунаконды надпись времен царя Рудрапурушадатты свидетельствует о брачном союзе между западными кшатрапами и правителями икшваку Нагарджунаконды». [ 30 ] [ 31 ] Согласно одной из надписей, царь Икшваку Вирапурушадатта (250–275 гг. н.э.) имел несколько жен. [ 32 ] в том числе Рудрадхара-бхаттарика, дочь правителя Удджайна ( Удж (е)ника махара(джа)балика ), возможно, индо-скифского западного царя -кшатрапы Рудрасена II . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

Этимология

[ редактировать ]

Современное название этого места происходит от его предполагаемой связи с буддийским ученым Нагарджуной ( конда на телугу означает «холм»). Однако археологические находки на этом месте не доказывают, что оно было связано с Нагарджуной. Обнаруженные там надписи III–IV веков ясно показывают, что в древний период он был известен как «Виджаяпури»: название «Нагарджунаконда» восходит к средневековому периоду. Надписи Икшаваку неизменно связывают их столицу Виджаяпури с холмом Шрипарвата, упоминая его как Сирипарвате Виджаяпуре . [ 36 ]

Фа-Хиен в своем путеводителе «Летопись буддийских королевств» упоминает пятиэтажный монастырь на вершине холма, посвященный Будде Кассапе . Он описывает каждый этаж в форме отдельного животного, причем самый верхний имеет форму голубя. [ 37 ] Фа-Хиен называет монастырь По-ло-юэ ; что было интерпретировано как Паравата , что означает «голубь» (отсюда и название «Голубиный монастырь»), или Парвата означает «холм» , что на санскрите (хотя последнее имя считается правильным). [ 38 ]

Когда Хиуэн-Цанг отправился в Анддрадешу ок. 640 г. н.э., [ 39 ] он также посетил это место. Он называл Парвату По -ло-мо-ло-ки-ли. [ 40 ] или «Гора черной пчелы» в его книге «Великие танские записи о западных регионах» ; как он тогда назывался Бхрамагири [ 41 ] ( бхрамара означает «пчела», гири означает «холм» или «гора» на санскрите), потому что здесь было святилище Бхармарамбы (форма богини Дурги ). [ 42 ] Однако многие ученые полагают, что По-ло-мо-ло-ки-ли на самом деле был псевдонимом Парималагири Гандхагири ( холмы Гандхамардан ) в Одише. [ 43 ]

Плотина Нагарджунасагар

[ редактировать ]
Могильник эпохи мегалита, 2 век.

Плотина Нагарджунасагар — самая высокая каменная плотина в мире, построенная между 1955 и 1967 годами. Раскопанные остатки буддийской цивилизации были реконструированы и сохранены в музее на острове, расположенном посреди искусственного озера Нагарджунасагар. Форт XIV века, средневековые храмы и музей, построенный в виде буддийской вихара . В музее хранится коллекция реликвий буддийской культуры и искусства. В их число входят небольшой зуб и серьга, предположительно принадлежавшая Гаутаме Будде . Считается, что главная ступа Нагарджунаконды под названием Махачайтья содержит священные реликвии Будды. Частично разрушенная монолитная статуя Будды — главная достопримечательность музея. Здесь также хранятся исторические находки в виде инструментов времен палеолита и неолита, а также фризы, монеты и украшения. [ 44 ] [ 45 ]

Остров Нагарджунаконда, расположенный в районе Гунтур , недоступен по государственной автомагистрали. Ближайшая железнодорожная станция находится в Мачерле , в 29 км. Остров в основном связан паромом с материком. Этот район также известен панорамным видом на долину со смотровой площадки возле плотины, а также является местом расположения водопада Этипотала , природного водопада, который спускается с высоты 22 м в голубую лагуну, которая также является центром размножения крокодилов . Близлежащий заповедник дикой природы Срисайлам и заповедник тигров Нагарджунсагар-Шрисайлам являются убежищем для разнообразных рептилий, птиц и животных. Срисайлам, расположенный на берегу Кришны на холмах Налламала, представляет собой место огромного исторического и религиозного значения, в том числе храм Шивы , который является одним из 12 священных Джьотирлингамов .

  1. ^ [ https://www.metmuseum.org/art/collection/search/38238 Страница музея MET
  2. ^ Jump up to: а б Лонгхерст, АХ (октябрь 1932 г.). «Великая Ступа в Нагарджунаконде на юге Индии » Индийский антиквар . ntu.edu.tw. стр. 100-1 186–192 . Получено 13 января.
  3. ^ Сьямсундар, В.Л. (13 февраля 2017 г.). «Палнаду претендует на статус отдельного района» . www.thehansindia.com . Проверено 28 мая 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Т. Ричард Блертон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. стр. 53–54. ISBN  978-0-674-39189-5 .
  5. ^ Роуленд, стр. 209-214.
  6. ^ Роуленд, 212
  7. ^ К. Кришна Мурти 1977 , стр. 2–3.
  8. ^ Jump up to: а б с К. Кришна Мурти 1977 , с. 3.
  9. ^ К. Кришна Мурти 1977 , с. 4.
  10. ^ К. Кришна Мурти 1977 , с. 10.
  11. ^ «Древняя Индия» . www.art-and-archaeology.com . Проверено 3 марта 2019 г.
  12. ^ К. Кришна Мурти 1977 , стр. 8–9.
  13. ^ К. Кришна Мурти 1977 , с. 9.
  14. ^ Jump up to: а б с К. Кришна Мурти 1977 , с. 2.
  15. ^ Jump up to: а б Буддийские древности Нагарджунаконды, президентство Мадраса, автор А. Х. Лонгхерст. Журнал Королевского азиатского общества, том 72, выпуск 2–3 июня 1940 г., стр. 226–227 [1]
  16. ^ Jump up to: а б с д Варадпанде, МЛ (1981). Древнеиндийский и индо-греческий театр . Публикации Абхинава. стр. 91–93. ISBN  9788170171478 .
  17. ^ Картер, Марта Л. (1968). «Дионисийские аспекты кушанского искусства». Арс Ориенталис . 7 : 121–146, рис. 15. ISSN   0571-1371 . JSTOR   4629244 .
  18. Посетите Господа Будху - Нагарджунаконда. Архивировано 4 января 2006 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Харл, 38 лет.
  20. ^ Тернер, Паула Дж. (2016). Римские монеты Индии . Рутледж. п. 12. ISBN  9781315420684 .
  21. ^ Датт, Сукумар (1988). Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и вклад в индийскую культуру . Мотилал Банарсидасс. п. 132. ИСБН  9788120804982 .
  22. ^ Jump up to: а б «В Нагарджунаконде заметно скифское влияние, и в качестве примера можно привести шапку и пальто солдата на столбе». Шиварамамурти, К. (1961). Индийская скульптура . Союзные издательства. п. 51.
  23. ^ Jump up to: а б «Скифский дварапала стоит в своих типичных драпировках, сапогах и головном уборе. Обращают на себя внимание отчетливые этнические и портновские особенности». Рэй, Амита (1982). Жизнь и искусство ранней Андхрадеши . Агам. п. 249.
  24. ^ «Национальный портал и цифровой репозиторий: подробности записи» . Museumsofindia.gov.in .
  25. ^ «Цари Иксвакус использовали скифских солдат в качестве своей дворцовой стражи, а также надпись намекает на то, что в Нагарджунаконде существовала колония скифов.», в Журнал Института геодезистов (Индия) . Институт геодезистов. 1967. с. 374.
  26. ^ Jump up to: а б с д Сингх, Упиндер (2016). Идея Древней Индии: очерки религии, политики и археологии . Публикации SAGE Индия. стр. 45–55. ISBN  9789351506478 .
  27. ^ Лонгхерст, AH (1932). Великая Ступа в Нагарджунаконде на юге Индии . Индийский антиквар. п. 186.
  28. ^ Тивари, Шив Кумар (2002). Племенные корни индуизма . Саруп и сыновья. п. 311. ИСБН  9788176252997 .
  29. ^ Саломон 1998 , стр. 90–91.
  30. ^ Саломон 1998 , стр. 93–94.
  31. ^ Маджумдар, Рамеш Чандра (1986). Вакатака - Возраст Гупта Около 200-550 гг. н. э. Мотилал Банарсидасс. п. 66. ИСБН  9788120800267 .
  32. ^ К. Кришна Мурти 1977 , с. 5.
  33. ^ К. Кришна Мурти 1977 , с. 6.
  34. ^ «Другой царицей Вирапуруши была Рудрадхара-бхаттарика. Согласно DC Сирчару, она могла быть родственницей Рудрасены II (254–74 гг.), Сакского правителя Западной Индии» в Рао, П. Рагхунадха (1993). Древняя и средневековая история Андхра-Прадеша . Стерлинговые издательства. п. 23. ISBN  9788120714953 .
  35. ^ (Индия), Мадхья-Прадеш (1982). Справочники округа Мадхья-Прадеш: Удджайн . Центральная правительственная пресса. п. 26.
  36. ^ К. Кришна Мурти 1977 , с. 1.
  37. ^ Легг, Джеймс (1971). Путешествие Фа-Хиена .
  38. ^ Баруа, Дипак Кумар (1969). Вихара в Древней Индии .
  39. ^ «Сюань Цзан остался в Виджаяваде, чтобы изучать буддийские писания» . Индус . 3 ноября 2016 г. ISSN   0971-751X . Проверено 3 мая 2021 г.
  40. ^ Субрахманиам, КР (1937). Журнал Общества исторических исследований Андхры, том 10, ч. 1–4 . стр. 100–101.
  41. ^ Сэмюэл Бил (1911). Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить «Жизнь Хиуэнь Цзяна» от шамана Хвуи Ли mp3 youtube com
  42. ^ Бил, С. (1887). «Некоторые замечания по поводу рассказа о Фа-хиене» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 19 (2): 191–206. дои : 10.1017/S0035869X00019389 . ISSN   0035-869X . JSTOR   25208860 . S2CID   162362496 .
  43. ^ Дональдсон, Томас Э. (2001). Иконография буддийской скульптуры Ориссы: Текст . Публикации Абхинава. ISBN  978-81-7017-406-6 .
  44. ^ «Информация о городах Хайдарабад, Нагарджунасагар, Нагарджунаконда, Варангал, Медак » Архивировано из оригинала 14 мая. 14 мая 2009 г. Получено 3 марта.
  45. ^ «Туризм Индии – Будда – Экскурсия» . 21 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2007 г. Проверено 3 марта 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN   0300062176
  • К. Кришна Мурти (1977). Нагарджунаконда: Культурное исследование . Концептуальное издательство. OCLC   4541213 .
  • Археологическая служба Индии (1987). Нагарджунаконда .
  • Роуленд, Бенджамин, Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны , стр. 209–214, 1967 (3-е изд.), История искусства пеликана, Пингвин, ISBN   0140561021
  • Саломон, Ричард (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-509984-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43585f49611412d675967a04fc8a1980__1705120620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/80/43585f49611412d675967a04fc8a1980.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nagarjunakonda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)