Axé (музыка)
Ось | |
---|---|
Родное имя | Фильтр |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1980 -е, Сальвадор, Баия , Бразилия |
Типичные инструменты |

Сосредоточен ( Португальское произношение: [aˈʃɛ] )-это жанр популярного музыки, возникающий в Сальвадоре , Баии , Бразилии в 1980-х годах, слияющий различные жанры афро-карибского бассейна , такие как Marcha, Reggae и Calypso . Это также включает в себя влияние бразильской музыки, такой как Frevo , Forró и Carixada. Слово «Опор» происходит от йоруба термина àẹ , что означает «душа, свет, дух или хорошие вибрации». [ 1 ] [ 2 ] Аксе присутствует в религии Кандомбле как «воображаемая духовная сила и энергия, дарованная практикующим пантеоном оришас». Он также имеет связи с Римско-католической церковью и периодом Великого поста , который представляет собой корни Баийского карнавала . [ 1 ]
Корни и история Аксе
[ редактировать ]Множество различных африканских культур были привезены в Бразилию из-за рабства, что привело к созданию яркой и сложной Бразилии и ее культуры. Таким образом, некоторые популярные музыкальные стили Бразилии произошли от африканских культур и влияний африканской диаспоры, включая самбу, ламбаду, фанк и аксе. Бразильские музыканты склонны черпать вдохновение и использовать темы, образы и символические символы из религии Кандомбле и ее африканских корней. [ 1 ] Такие артисты, как Жилберто Хиль , Винисиус де Мораес , Каэтано Велозу , Серджио Мендес , Даниэла Меркьюри , Карлиньос Браун и другие, использовали африканскую культуру, религию и символы в качестве вдохновения и текстов для своих песен. [ 1 ]
После отмены рабства в 1888 году празднование Баийского карнавала использовалось аналогично религии Кандомбле, поскольку оно прославляло африканское наследие, почитая духов предков и африканскую королевскую семью. Еще до этого католицизм имел свои корни в карнавале. Например, Баианский карнавал посвящен конкретному празднованию смерти и воскресения Иисуса, поскольку он приближает время Великого поста по римско-католическому календарю. Наряду с этим перед карнавалом проводятся католические мессы, чтобы пожелать людям позитивного настроения на протяжении всего постного сезона. Хотя некоторые исполняют католические традиции, также проводятся ритуалы Кандомбле. Они предлагают еду и жидкости в качестве подарка ориша в знак хороших новостей и удачного карнавального сезона. Еще один пример связей католиков с Кандомбле - это начало девятнадцатого века, когда происходили предпостные торжества, включая официальные танцы для богатых и праздники с танцами на улицах для низшего класса. Эти действия сыграли важную роль в формировании Карнавала, поскольку власти в конечном итоге запретили отдельные виды торжеств, заменив Карнавал, в котором обе стороны общества участвовали по-своему. [ 1 ]
Axé был слиянием африканских и карибских стилей, таких как Merengue , Salsa и Reggae , а также под влиянием других афро-бразильских музыкальных стилей, таких как Frevo и Forró . Музыка Axé была помечена в 1980 -х годах, но в 50 -х годах она уже была заметна с включением «Guitarra Baiana» (гитара из Баии). [ 3 ] Этот жанр был чисто инструментальным и оставался таким до 1970 -х годов, когда Moraes Moreira (из группы Novos Baianos ) стал соло.

В 1974 году карнавал в Сальвадоре, Бахия начал обретать форму. Группа афро-бразильских активистов по гражданским правам сформировала Ilê Aiyê , музыкальный ансамбль, который получил свой тяжелый ритм от Candomblé религиозных церемоний . Быстро, Иль Айй на приобрел огромные последователи, позволяя им влиять на других артистов, чтобы включить в стиль самбы-регга и тяжелые ритмы в свою музыку. [ 3 ] Такие группы, как Timbalada , Olodum и Filhos de Gandhi, также разделяли тяжелые биты и ритмы с Ilê Aiyê , а также использовали африканские символы, такие как типичные наряды и инструменты, которые все эти группы используют для выступлений. Репетиции Олодума вскоре стали отправной точкой для начинающих артистов, композиторов и музыки. На этих репетициях артисты представляли и экспериментировали со своей музыкой в поисках легитимности со стороны населения. [ 4 ]
По мере развития axé с течением времени все ансамбли axé имели одну общую черту: структуру. Музыкальные ансамбли Axé обычно состоят из солиста, бэк-вокалистов, электрогитары, баса, ударной установки, клавишных, секции ударных, а иногда даже секции духовых инструментов. Как говорилось в предыдущих частях этого раздела, драйвовый ритм, который воплощает в себе танцевальный аспект музыки, также несет с собой тексты, которые приглашают тех из масс, кто хочет присоединиться к этим карнавальным шествиям. [ 5 ] Используемый в середине 1980-х годов в качестве образца оригинальности, axé не сложился полностью до тех пор, пока не возникла смесь музыкальных жанров, разработанная баийскими музыкантами. Например, самба-регги , местный ритм сальвадорских блоков афро, был ярким примером этой комбинации. Группа «Афро-блоки» была создана для борьбы с предрассудками, поразившими многих бедных темнокожих людей из нескольких карнавальных клубов Сальвадора в 1970-х годах. Вопреки этому предубеждению, фирменный музыкальный стиль блоков Афро придал ценное значение аксе и тому, как он формируется сегодня. [ 5 ]
Другой пример: в 1985 году Луис Кальдас выпустил свою пластинку под названием Magia , в которую вошел трек Fricote . Хотя тексты песен не были сложными, ритм идеально подходил для климата Баии . Песня стала олицетворением музыкальности Баии. [ 4 ]
Кандомбле Бусины
[ редактировать ]Эти бусины Кандомбле, изготовленные из пластика, стекла или глины, имитируют символы статуса, защиты и принадлежности к Кандомбле как в светском, так и в религиозном пространстве. Бусы приобретают топор и образуют материалистическое представление своего Бога, когда их делают священными, омывая священными травами и кровью. [ 6 ] Благодаря этим четкам они выполняют множество функций в жизни людей, которые наделяют их властью и считают их необходимыми для своего духовного благополучия.
Статус
[ редактировать ]Когда используются бусины кандомбле, в священном контексте статус определяется типом и цветом бус. Например, чтобы использовать такие вещи, как платье, цвет, бусы и украшения, вы должны иметь статус. Бусы будут увеличиваться в размерах по мере продвижения владельца бус вперед, выполнения своих обязанностей на протяжении многих лет, и к ним будут добавляться ценные предметы. Любой, кто знает об этом, демонстрирует свое положение в иерархии Кандомбле. [ 6 ]
Защита
[ редактировать ]Когда используются бусины кандомбле, они соприкасаются с топором и позволяют бусам противостоять сильным, возможно, вредным воздействиям. Расширение возможностей дает бусам возможность направлять и защищать, а также вредить своим владельцам. Например, передвигаясь по улицам города, люди часто носят бусы, которые служат изображением их ориша . Они полагаются на эти четки как на защиту в самых тяжелых обстоятельствах. [ 6 ]
Принадлежность к Кандомбле
[ редактировать ]Когда бусины кандомбле используются в общественном контексте, бусины служат символом гордости за африканско-бразильскую культуру и религиозную принадлежность. Когда Кандомбле рассматривается неблагоприятно, это осознание идентификации может быть либо вдохновляющим и желательным, либо потенциально смертельным. [ 6 ]
Ассоциация с Ориксасом
[ редактировать ]Когда используются бусины кандомбле, в священном контексте статус определяется типом и цветом бус. [ 6 ] Люди могут украшать себя нитями бус во время определенных общественных праздников, чтобы выразить гордость, а также выразить свою принадлежность к африканско-бразильской культуре.
Популярность
[ редактировать ]Когда Даниэла Меркьюри выпустила O Canto da Cidade в 1992 году, аксе вошел на мейнстримную поп-музыкальную сцену и стал одним из самых популярных жанров в Бразилии. Песня несколько месяцев оставалась на первой позиции в чартах и в итоге стала гимном народа Бразилии. O Canto da Cidade открыл двери для таких артистов и групп, как Cheiro de Amor, Asa de Águia , Chiclete com Banana и Banda Eva , которые основали Ивете Сангало и побудили ее начать сольную карьеру. Эти группы по-прежнему актуальны на бразильской музыкальной сцене и до сих пор распространяют жанр axé по стране и всему миру.
За два года до Даниэлы Меркьюри успеха американцы и европейцы выпустили Маргарет Менезес » « Elegibô , которая представила этот стиль международной публике.

Эксе сегодня
[ редактировать ]В настоящее время крупнейшими звездами музыки axé являются Ивете Сангало и Клаудия Лейтте . Клаудия известна в Латинской Америке такими хитами, как «Beijar na Boca», а также была чрезвычайно популярна в испанской версии «Beso en la Boca», а также в песнях Baldin de Gelo, Carnaval ft. Pitbull и Corazon ft. Daddy Yankee.
Международная выставка «Топор»
[ редактировать ]
Двумя великими моментами в истории Axé стал успех Ивете Сангало и Клаудии Лейтте в США. Обе певицы собирают билеты на концерты, куда бы они ни пошли, Ивете Сангало аншлаг в Мэдисон-Сквер-Гарден в 2010 году. В интервью перед выступлением в MS она заявила: «Когда меня узнавали в Бразилии, меня тоже знали, а Бразилия — это гигантское место. с большим талантом. Я пришел сюда не с намерением прославиться, но то, ради чего я пришел сюда, я пришел сделать правильно». В этом шоу ей удалось привезти в США «мини-версию Карнавала». Клаудия Лейтте, с другой стороны, получила международную известность, когда она появилась в Billboard's Social 50 в течение 8 недель после совместной работы над «We Are One», музыкальной темой чемпионата мира по футболу 2014 года. Питбуль, Дэдди Янки и Дженнифер Лопес. [ 7 ] Ивете Сангало - единственный артист, принимавший участие во всех выпусках шоу Rock in Rio Lisboa, а также в Rock in Rio Brasil, Испании и США.
Еще одним ярким примером музыки axé стала запись Майклом Джексоном в 1996 году своего хита « Они не заботятся о нас» в Баии . Спайк Ли и режиссер клипа на эту песню, клип был снят в историческом районе Пелуринью в Сальвадоре и в фавеле в Рио-де-Жанейро. Майкл Джексон сотрудничал с Олодумом в этом видео, в котором 200 участников группы играли на разных типах барабанов под звуки самбы-регги из Сальвадора. Благодаря этому видео Олодум познакомился с 140 странами, что увеличило распространение афро-бразильской самбы-регги.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с дюймовый и Генри, Кларенс Бернард (август 2008 г.). Давайте сделаем немного шума: Axé и африканские корни бразильской популярной музыки . Университетская пресса Миссисипи . Получено 10 октября 2016 года .
- ^ Adeyey, CL (1989). Вера и йоруба религия (на английском языке). Ибадан: Эванс Брос. Нигерия опубликована. п. 11. ISBN 9781675098 .
- ^ Jump up to: а б Хуррелл, Фиона (6 марта 2012 г.). «История музыки Axé в Бразилии» . Rio Times . Rio Times . Получено 10 октября 2016 года .
- ^ Jump up to: а б Амадо, Армандо Александр (20 марта 2010 г.). "Musice Music: мифы, истины и мировая музыка" (PDF) . Федеральный университет Баии . Получено 10 октября 2016 года .
- ^ Jump up to: а б Пакман, Джефф (2011). «Выступления музыкантов и выступления «Музыканта» в Сальвадоре-да-Баия, Бразилия» . Этномузыкология . 55 (3). Издательство Университета Иллинойса: 414–444. doi : 10.5406/ethnomusicology.55.3.0414 . JSTOR 10.5406/ethnomusicology.55.3.0414 . Получено 19 сентября 2022 г. - через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с дюймовый и Шири, Хизер (2012). «Бусы кандомбле и идентичность в Сальвадоре-да-Баия, Бразилия» . Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 16 (1). University of California Press (опубликовано в августе 2012 г.): 36–60. дои : 10.1525/номер.2012.16.1.36 . JSTOR 10.1525/№2012.16.1.36 . Получено 19 сентября 2022 г. - через JSTOR.
- ^ Астор, Майкл (5 сентября 2010 г.). «Бразильская суперзвезда Ивете Сангало играет на арене Нью-Йорка» . Вашингтон Таймс . Проверено 10 октября 2016 г.