Брошюра операции
Брошюра операции | |
---|---|
Часть Второй мировой войны | |
Расположение | Между Египтом и Австралией |
Цель | Вернуть 9-ю дивизию в Австралию. |
Дата | 24 января - 27 февраля 1943 г. |
Исход | Успех союзников |
Операция «Брошюра» , также называемая «Брошюра о конвое» , представляла собой во время Второй мировой войны операцию по конвою , проводившуюся в январе и феврале 1943 года для перевозки 9-й австралийской дивизии домой из Египта . защищались от японских военных кораблей несколькими военно-морскими силами союзников В состав конвоя входили пять транспортов, которые во время путешествия через Индийский океан и вдоль австралийского побережья . Дивизия прибыла в войска в конце января 1943 года, а операция по конвоированию началась 4 февраля. Никакого контакта между кораблями союзников и японцами не было, и в конце февраля дивизия прибыла в австралийские порты без потерь от действий противника.
Операция была проведена после того, как правительства Великобритании и США согласились на просьбу правительства Австралии о возвращении 9-й дивизии домой и положили конец роли Вторых австралийских имперских сил в кампании в Западной пустыне . Это последовало за длительными дебатами между соответствующими национальными лидерами, когда Уинстон Черчилль и Франклин Д. Рузвельт пытались убедить премьер-министра Австралии Джона Кертина отозвать свою просьбу до победы союзников в Северной Африке полной . Кертин не хотел медлить, поскольку он и военачальники союзников в юго-западной части Тихого океана считали, что ветеранская дивизия необходима для поддержки сил для наступательных операций в Новой Гвинее .
Конвой для возвращения 9-й австралийской дивизии в Австралию был собран в Красном море недалеко от Массауа в конце января — начале февраля 1943 года. Корабли начали свой переход через Индийский океан 4 февраля, дозаправились на атолле Адду и благополучно прибыли в Западный океан. Австралийский порт Фримантл , 18 февраля. Четыре транспорта продолжили путь к восточному побережью Австралии: один пришвартовался в Мельбурне 25 февраля, а остальные прибыли в Сидней двумя днями позже. После возвращения в Австралию дивизия внесла важный вклад в операции в Новой Гвинее в конце 1943 года.
Фон
[ редактировать ]В течение 1940 и 1941 годов три пехотные дивизии и другие подразделения, входящие в состав 1-го корпуса Вторых австралийских имперских сил (AIF), были переброшены на Ближний Восток , где приняли участие в нескольких кампаниях против немецких, итальянских и Виши . французских войск [ 1 ] [ 2 ] После начала войны на Тихом океане штаб корпуса, а также 6-я и 7-я дивизии были возвращены в Австралию в начале 1942 года для усиления обороны Австралии в ходе операции «Сводная сестра» . Правительство Австралии согласилось на просьбы Великобритании и США временно сохранить 9-ю австралийскую дивизию на Ближнем Востоке в обмен на развертывание дополнительных подразделений армии США в Австралии и поддержку Великобритании предложения по расширению Королевских ВВС Австралии до 73 летающих подразделений. эскадрильи . [ 3 ] 9-я дивизия сыграла важную роль в первой битве при Эль-Аламейне в июле 1942 года и во второй битве при Эль-Аламейне с 23 октября по 4 ноября. [ 4 ] Во время последнего боя дивизия понесла большие потери и не принимала участия в преследовании отступающих сил Оси. [ 5 ]
На решение правительства Австралии в октябре 1942 года об отзыве 9-й дивизии в Австралию повлияло несколько факторов. Самое главное, что правительство и командующий австралийскими вооруженными силами генерал Томас Блейми хотели освободить 6-ю и 7-ю дивизии от боевых действий в кампании в Новой Гвинее , и Блейми считал, что 9-я дивизия лучше подготовлена к этой ответственности, чем австралийская армия. силы ополчения или подразделения армии США. [ 6 ] Командующий союзными войсками в юго-западной части Тихого океана генерал Дуглас Макартур также требовал от правительств США и Австралии подкрепления для проведения наступательных операций против японских позиций. Другими факторами, повлиявшими на решение австралийского правительства, были желание сконцентрировать австралийскую армию на одном театре военных действий, растущая сложность поиска замены раненым 9-й дивизии, учитывая нехватку личного состава в армии, политические трудности, связанные с реализацией реформ, позволяющих подразделениям ополчения нести службу. за пределами территории Австралии, а также опасения, что длительное отсутствие в Австралии повлияет на моральный дух солдат 9-й дивизии. [ 7 ]
17 октября 1942 года премьер-министр Австралии Джон Кертин телеграфировал премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю с просьбой вернуть 9-ю дивизию в Австралию. В телеграмме Кертин заявил, что из-за нехватки рабочей силы в Австралии и требований войны на Тихом океане больше невозможно обеспечить достаточное подкрепление для поддержания дивизии на Ближнем Востоке. Британское правительство первоначально отклонило эту просьбу на том основании, что 9-я дивизия необходима для предстоящего наступления на Эль-Аламейн. 29 октября (шесть дней после начала боя) Кертин снова телеграфировал Черчиллю, заявив, что Австралии нужна дивизия на Тихом океане и в пригодном состоянии для участия в наступательных операциях. [ 8 ] 1 ноября президент США Франклин Д. Рузвельт написал Кертину письмо с предложением отправить еще одну дивизию армии США в Австралию, если австралийское правительство согласится сохранить 9-ю дивизию на Ближнем Востоке. Кертин, действуя по совету Макартура, 16 ноября ответил Рузвельту, отвергнув это предложение, и снова потребовал вернуть 9-ю дивизию. [ 9 ]
21 ноября командир 9-й дивизии генерал-майор Лесли Морсхед был проинформирован генералом Гарольдом Александром главнокомандующим Ближневосточным командованием о том, что принято решение вернуть дивизию в Австралию. [ 9 ] Черчилль сообщил австралийскому правительству 2 декабря, что, хотя он готов рекомендовать Рузвельту вернуть 9-ю дивизию, возникающее в результате отвлечение судоходства сократит размер наращивания вооруженных сил Соединенных Штатов в Великобритании и Северной Африке на 30 000 человек. мужчины. В той же телеграмме Черчилль также заявил, что из-за нехватки поставок тяжелая техника 9-й дивизии должна будет остаться на Ближнем Востоке. [ 10 ] 3 декабря Рузвельт снова написал Кертину, предлагая, чтобы 9-я дивизия оставалась на Ближнем Востоке до окончательного разгрома сил Оси в Северной Африке. армии США Рузвельт также сообщил Кертину, что 25-я пехотная дивизия будет переброшена в Австралию в декабре. [ 9 ] [ 10 ] После этих сообщений австралийское правительство обратилось за советом к Блейми и Макартуру о том, необходимо ли 9-й дивизии вернуться со своей тяжелой техникой, и было проинформировано, что необходимые припасы могут быть получены из американских ресурсов, как только подразделение прибудет в Австралию. [ 11 ]
Кертин ответил Черчиллю и Рузвельту 8 декабря и снова подчеркнул необходимость как можно скорее вернуть 9-ю дивизию в Австралию, чтобы компенсировать потери армии от тропических болезней и подготовиться к будущим наступлениям в Тихом океане. В своем послании он согласился оставить тяжелую технику дивизии на Ближнем Востоке и попросил лишь привезти с собой предметы, необходимые для быстрого возобновления боевых действий в юго-западной части Тихого океана. [ 12 ] Никаких дальнейших дебатов не произошло, и 15 декабря Черчилль сообщил Кертину, что в конце января будет предоставлена доставка дивизии и небольшой части ее оборудования в Австралию. [ 11 ]
Препараты
[ редактировать ]Роль 9-й дивизии во Второй битве при Эль-Аламейне завершилась 5 ноября 1942 года. [ 13 ] С 30 ноября дивизия направилась автомобильным транспортом в Палестину, и к 9 декабря туда прибыли все ее части. После размещения в лагерях, расположенных между сектором Газа и Кастиной , 9-я дивизия прошла период восстановления и обучения, и многим солдатам был предоставлен отпуск. [ 14 ] 22 декабря в аэропорту Газы был проведен официальный парад с участием всей дивизии. [ 15 ]
Подготовка к возвращению 9-й дивизии в Австралию началась в конце декабря 1942 года. 26 декабря все командиры подразделений AIF на Ближнем Востоке были проинформированы о том, что их командование должно вернуться в Австралию; движение носило кодовое название «Лиддингтон». Была введена усиленная охрана, а младшему персоналу, которого нужно было проинформировать, сообщили, что их подразделения перебрасываются в Египет. Многие члены АиФ первоначально полагали, что они примут участие в дальнейших боях в Средиземноморье, но по мере продолжения подготовки стало очевидно, что подразделениям предстоит предпринять длительный морской поход. Артиллерия, танки и другая тяжелая техника 9-й дивизии была переброшена на артиллерийские склады в начале января 1943 года, а 16 числа того же месяца дивизия начала движение в район Суэцкого канала , откуда должна была начать посадку. [ 16 ] В течение этого периода весь личный состав, приписанный к складу подкреплений АИС в Палестине, был переведен в 9-ю дивизию, в результате чего формирование превысило его утвержденную численность. [ 17 ] Передвижение 9-й дивизии происходило группами, каждая из которых провела один-два дня в транзитном лагере в Кассине, где все машины были переданы британским властям. [ 16 ] 9-я дивизия также начала подготовку к ведению боевых действий в джунглях и десантным операциям Перед отбытием на Ближний Восток . В январе каждая бригада провела три дня, тренируясь на пересеченной местности возле Байт-Джибрина , который считался ближайшим эквивалентом джунглей в Палестине. Большинство командиров бригад и несколько офицеров каждого из пехотных батальонов также посещали краткосрочные курсы в британской школе десантных боевых действий на Горьких озерах в Египте. [ 18 ]
В конце 1942 года Королевский флот также готовился к переброске 9-й дивизии обратно в Австралию. Для этой задачи было выделено четыре больших военных корабля, и британский комитет начальников штабов первоначально предложил Черчиллю переплыть Индийский океан без защитного эскорта. Однако, поскольку восточная часть Индийского океана находилась в пределах досягаемости японских военных кораблей, базирующихся в Сингапуре , а японские подводные лодки время от времени атаковали корабли возле Адена , это было сочтено неприемлемо рискованным, особенно потому, что маловероятно, что можно было бы сдержать передвижение такого большого количества солдат. секрет. [ 19 ] [ 20 ] Более того, транспортировка дивизии без сопровождения нарушила бы давнюю политику назначения хотя бы одного крупного корабля для защиты конвоев с войсками в этом регионе и не была бы принята австралийским правительством. [ 19 ] В ноябре Комитет начальников штабов принял решение выделить конвою эскорт, но не уточнил, какой именно он должен входить. [ 21 ]
Кораблями, назначенными для перевозки 9-й дивизии в Австралию, были переоборудованные океанские лайнеры «Аквитания» , «Иль-де-Франс» , «Ньёв Амстердам» и «Куин Мэри» ; эти четыре больших судна ранее перевозили австралийских солдат на Ближний Восток и в другие места. [ 22 ] Лайнеры имели сложную задачу по перевозке военнослужащих союзников на большие расстояния и прибывали в Суэц индивидуально. Аквитания прибыла из Австралии 5 января, Королева Мария была переведена с перевозки американского персонала через Атлантику и прибыла из Соединенного Королевства 18 января, Нью-Амстердам завершил одно из своих частых рейсов вдоль побережья Восточной Африки 31 января и Иль-де-де-Амстердам. Франция прибыла в конце января. [ 23 ] В дополнение к четырем переоборудованным лайнерам, вооруженный торговый крейсер HMS Queen of Bermuda был переведен с транспортных обязанностей в Индийском океане, чтобы усилить сопровождение конвоя и погрузить австралийский персонал. [ 24 ] Четыре лайнера были вооружены зенитными орудиями, укомплектованными выделенным личным составом, а также двумя 6-дюймовыми орудиями каждый. [ 25 ] Операция по совместному переправке этих судов из Египта в Австралию получила название «Операция Брошюра». [ 26 ]
Путешествие
[ редактировать ]Индийский океан
[ редактировать ]Австралийские силы начали посадку на военные корабли 24 января 1943 года. Поскольку порты Суэцкого канала были слишком малы для одновременной загрузки четырех военных кораблей, процесс посадки был организован, и пять кораблей конвоя прошли отдельно через северную часть Красного моря и встретились вблизи Массауа в Эритрее . [ 16 ] Британские эсминцы HMS Pakenham , Petard , Derwent и Hero , а также греческий эсминец «Василисса Ольга» были переданы из состава Средиземноморского флота для охраны боевых кораблей от нападения японских подводных лодок при их проходе через Красное море. [ 27 ] [ 20 ]
«Куин Мэри» была первым кораблем, завершившим погрузку, и покинула порт Тевфик 25 января. Три дня спустя он бросил якорь в Массаве, и солдаты на борту пережили очень жаркую погоду, пока он не возобновил свое путешествие. [ 28 ] Аквитания Следующей была загружена , и в период с 25 по 30 января она погрузила на борт всю 20-ю бригаду . [ 29 ] Иль-де-Франс завершил погрузку и покинул Египет 28 января, а Новый Амстердам и Королева Бермудских островов отплыли вместе 1 февраля. [ 30 ] Всего на борт «Королевы Бермудских островов» и переоборудованных лайнеров было погружено 30 985 австралийцев; На борту «Аквитании» было 6953 судна, на острове Иль-де-Франс — 6531, в Нью-Амстердаме — 9241 человек, на борту «Королевы Марии» — 9995 судов , а на «Королеве Бермудских островов» — 1731 судно . [ 1 ] [ 16 ] В общей сложности 622 военнослужащих АиФ остались на Ближнем Востоке после того, как корабли покинули Египет, но к марту 1943 года эта цифра постепенно снижалась до уровня ниже 20. [ 16 ]
Пять кораблей конвоя встретились у острова Перим в Красном море утром 4 февраля и позже в тот же день прошли мимо Адена. [ 1 ] [ 26 ] Эсминцы покинули конвой, когда он проходил мыс Гуардафуи , и были заменены тяжелым крейсером HMS Devonshire и легким крейсером HMS Gambia , которые должны были выполнять функции океанского эскорта. Капитан Джеймс Биссет , командир « Куин Мэри» , служил в качестве коммодора конвоя . Четыре больших переоборудованных лайнера шли в ряд, и положение «Королевы Бермудских островов » менялось в зависимости от времени суток и ситуации. Конвой двигался со скоростью 17 узлов (31 км/ч); хотя во время независимых плаваний лайнеры обычно ходили на гораздо более высоких скоростях, они были ограничены максимальной скоростью, которую Queen of Bermuda могла поддерживать . Биссет был разочарован решением отправить транспорты вместе, поскольку это значительно увеличило время, необходимое для завершения рейса, и повлекло за собой длительные задержки для Королевы Марии , у которой были тяжелые задачи . [ 25 ]
Выйдя в Индийский океан, конвой направился на юго-восток. Корабли маневрировали вместе зигзагообразным курсом; избегание столкновений во время частых поворотов предъявляло большие требования к вахтенным офицерам, которые считали свою смену утомительной. [ 31 ] Войска пережили очень некомфортные условия на жарких и переполненных кораблях, но боевой дух был высоким. Они развлекались спортом, загоранием и азартными играми, а те, кто находился на «Куин Мэри», могли посещать концерты в исполнении полкового духового оркестра. Офицеры 9-й дивизии находились в несколько лучших условиях, что расстраивало некоторых других чинов . [ 32 ] [ 33 ] Подготовка 9-й дивизии к войне в джунглях продолжалась во время путешествия, при этом весь личный состав ежедневно посещал лекции офицеров по урокам, извлеченным во время предыдущих боев в Тихом океане. [ 34 ]
Конвой прибыл на атолл Адду вечером 9 февраля и встал там на якорь для дозаправки и приема припасов. [ 35 ] Этот атолл служил секретной базой снабжения для кораблей союзников в Индийском океане, и австралийским солдатам не сообщали, где они находились во время дозаправки. [ 16 ] Войскам также не разрешили сойти на берег, но они восприняли вид тропического атолла как долгожданную перемену по сравнению с засушливым Ближним Востоком. [ 36 ] После дозаправки кораблей конвой отправился в путь во второй половине дня 10 февраля. [ 37 ]
Для охраны конвоя, следовавшего через восточную часть Индийского океана, был предоставлен сильный эскорт. Это считалось самым опасным этапом путешествия, поскольку конвой должен был пройти в пределах досягаемости японских военных кораблей, базирующихся в Сингапуре. [ 37 ] Чтобы противостоять этой угрозе, эскорт конвоя на несколько дней был усилен отрядом А Британского Восточного флота . В состав этой группы вошли линкоры HMS Warspite , Solution и Revenge , а также легкий крейсер HMS Mauritius и шесть эсминцев. [ 38 ] Отряд А 10 февраля находился в пределах видимости транспортов, чтобы успокоить австралийских солдат, а затем патрулировал за горизонтом конвой. [ 37 ] [ 39 ] [ 40 ] Когда конвой достиг точки в 800 милях (1300 км) от западноавстралийского порта Фримантл, его эскорт был усилен голландскими крейсерами HNLMS Jacob van Heemskerck и Tromp , а также эсминцами HNLMS Tjerk Hiddes и Van Galen . [ 27 ] [ 33 ] [ 38 ]
Корабли прибыли во Фримантл 18 февраля. [ 38 ] Солдаты с нетерпением ждали вида австралийского побережья и разразились аплодисментами, когда незадолго до полудня того же дня оно стало видно. [ 33 ] «Нью-Амстердам» и «Королева Бермудских островов» пришвартовались в гавани Фримантл, а три других военных корабля бросили якорь на Гейдж-Роудс . Члены 9-й дивизии Западной Австралии высадились, а корабли погрузили припасы и почту. Когда королева Бермудских островов покинула конвой во Фримантле, оставшиеся 517 ее пассажиров были переведены в Новый Амстердам . Это привело к значительной переполненности судов на оставшуюся часть рейса лайнера. [ 33 ]
Австралийские воды
[ редактировать ]Правительство Австралии было обеспокоено тем, что военные корабли могут подвергнуться нападению при прохождении через воды Австралии. На заседании 17 февраля Консультативный военный совет рассмотрел вопрос о принятии рекомендации о переброске солдат на восточное побережье по железной дороге. Он решил не делать этого после того, как ему сообщили, что из-за ограниченной пропускной способности Трансавстралийской железной дороги потребуется несколько месяцев для перемещения 30 000 человек персонала. Вместо этого совет рекомендовал продолжить движение конвоя, но обеспечить ему «максимально возможную защиту». [ 38 ] Из-за присутствия японских подводных лодок у берегов Австралии после прибытия конвоя во Фримантл были приняты строгие меры безопасности; гражданское сообщение между Западной Австралией и восточным побережьем было прервано на несколько дней, и Кертин попросил средства массовой информации не сообщать о передвижениях 9-й дивизии. Во время конфиденциального брифинга 24 февраля Кертин сообщил журналистам, что плохо спал в течение трех недель из-за опасений по поводу безопасности конвоя. [ 41 ]
Когда конвой отплыл из Фримантла 20 февраля, его сопровождал австралийский легкий крейсер HMAS Adelaide , а также Джейкоб ван Хемскерк и Тьерк Хиддес . Чтобы избежать вражеских кораблей или подводных лодок, действующих у берегов Австралии, маршрут конвоя пролегал далеко на юг континента. Силы сопровождения были усилены 24 февраля, когда конвой встретился с оперативной группой 44.3 ; эти силы включали тяжелый крейсер HMAS Australia и американские эсминцы USS Bagley , Helm и Henley и были отправлены из Сиднея 17 февраля. [ 42 ] Вскоре после этого Аделаида и голландские военные корабли покинули конвой, чтобы сопроводить Новый Амстердам в Мельбурн; Лайнер пришвартовался там днем 25 февраля. [ 38 ] [ 42 ] Оперативная группа 44.3 сопровождала оставшиеся корабли в Сидней, направляясь к югу от Тасмании, а затем направилась к восточному побережью. Эскорт был усилен Якобом ван Хемскерком и французским эсминцем Le Triomphant, когда конвой прошел восточную оконечность Бассова пролива . [ 38 ] [ 43 ] Три переоборудованных лайнера прибыли в Сидней 27 февраля 1943 года, без потерь завершив операцию «Брошюра». [ 20 ] [ 38 ]
Несмотря на официальную секретность конвоя, большие толпы людей собрались на обзорных площадках вокруг гавани Сиднея, чтобы посмотреть на прибытие кораблей. «Куин Мэри» бросила якорь у Брэдли-Хед , а два других лайнера пришвартовались в Вуллумулу . [ 43 ] Кертин официально объявил, что 9-я дивизия вернулась в Австралию, в речи, произнесенной в Палате представителей 23 марта. [ 44 ]
Последствия
[ редактировать ]Корабли, участвовавшие в операции «Брошюра», быстро отправились выполнять другие задачи. Выгрузив свои войска во Фримантле, королева Бермудских островов 3 марта отбыла в Соединенное Королевство и прибыла туда 13 апреля. [ 45 ] 6 марта «Нью-Амстердам» отплыл из Мельбурна в Сан-Франциско через Новую Зеландию с 2189 военнослужащими союзников; она завершила свое путешествие 22 марта. [ 46 ] После перевозки 350 военнослужащих «Свободной Франции» и примерно 150 женщин и детей Иль-де-Франс отправился из Сиднея в Дурбан . 16 марта [ 47 ] 22 марта «Королева Мария» отплыла в Соединенное Королевство с 8326 военнослужащими США. Двигаясь со скоростью 28 узлов (52 км/ч), он прибыл в Гурок в Шотландии ровно месяц спустя. [ 46 ] «Аквитания» покинула Сидней примерно в то же время, что и «Королева Мария» , и завершила свое путешествие в Нью-Йорк 4 мая. [ 48 ]
После прибытия в Австралию всем членам 9-го отряда был предоставлен трехнедельный отпуск. Затем мужчины были собраны в столице своего штата и приняли участие в марше приветствия домой; эти марши проводились как для признания заслуг дивизии на Ближнем Востоке, так и для рекламы кампании по предоставлению военных кредитов . После маршей дивизия вновь собралась в тренировочных лагерях на плато Атертон на крайнем севере Квинсленда, где ей предстояло завершить подготовку к ведению войны в джунглях. [ 49 ] Поскольку численность дивизии все еще была избыточной из-за подкреплений, которые были выделены ей перед отбытием с Ближнего Востока, ее лишний личный состав был передан в другие подразделения АиФ. [ 50 ] Это позволило 6-й и 7-й дивизиям вернуться к своей штатной численности. [ 51 ] Затем 9-я дивизия участвовала в боях против японских войск во время кампании Саламауа-Лаэ в Новой Гвинее в сентябре 1943 года; если бы дивизия не вернулась с Ближнего Востока, по крайней мере часть этой задачи легла бы на менее опытные подразделения ополчения. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Фолкнер и Уилкинсон (2012), с. 168
- ^ «Вторая мировая война, 1939–45» . Австралийский военный мемориал . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Хаслак (1970), стр. 73–87, 177
- ^ Коутс (2006), стр. 166–176.
- ^ Лонг (1973), стр. 283–284.
- ^ Хаслак (1970), стр. 193, 202
- ^ Хаслак (1970), стр. 193–194
- ^ Jump up to: а б Лонг (1973), с. 285
- ^ Jump up to: а б с Моэн (1966), с. 749
- ^ Jump up to: а б Хаслак (1970), с. 201
- ^ Jump up to: а б Моэн (1966), с. 750
- ^ Хаслак (1970), с. 202
- ^ Моэн (1966), с. 742
- ^ Моэн (1966), стр. 747–748.
- ^ Моэн (1966), стр. 751–752.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Моэн (1966), с. 753
- ^ Дин (2018), с. 288
- ^ Трелфолл (2014), стр. 160–162.
- ^ Jump up to: а б Дэй (1993), с. 91
- ^ Jump up to: а б с Роскилл (1956), с. 433
- ^ Дэй (1993), с. 92
- ^ Пахарь (2003), с. 366
- ^ Пахарь (2003), стр. 367–372.
- ^ Пахарь (2003), стр. 370–371.
- ^ Jump up to: а б Пахарь (2003), с. 375
- ^ Jump up to: а б Пахарь (2003), с. 374
- ^ Jump up to: а б Ровер, Хюммельхен и Вайс (2005), с. 229
- ^ Пахарь (2003), с. 368
- ^ Пахарь (2003), стр. 369–370.
- ^ Пахарь (2003), стр. 370–373.
- ^ Пахарь (2003), с. 376
- ^ Джонстон (2002), стр. 138–140.
- ^ Jump up to: а б с д Пахарь (2003), с. 379
- ^ Трелфолл (2014), с. 162
- ^ Пахарь (2003), с. 377
- ^ Пахарь (2003), стр. 377–378.
- ^ Jump up to: а б с Пахарь (2003), с. 378
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гилл (1968), с. 287
- ^ Стэнфорд (1960), с. 100
- ^ Моэн (1966), с. 754
- ^ Лойд и Холл, стр. 136, 140.
- ^ Jump up to: а б Пахарь (2003), с. 381
- ^ Jump up to: а б Пахарь (2003), с. 382
- ^ «Объявлено о возвращении 9-го дивизиона в Австралию» . Канберра Таймс . Национальная библиотека Австралии. 24 марта 1943 г. с. 2 . Проверено 29 марта 2015 г.
- ^ Пахарь (2003), с. 380
- ^ Jump up to: а б Пахарь (2003), с. 384
- ^ Стэнфорд (1960), с. 101
- ^ Лейтон (2015)
- ^ Коутс (1999), с. 44
- ^ Дин (2018), с. 289
- ^ Дин (2011), с. 221
Консультации по работам
[ редактировать ]- Коутс, Джон (1999). Храбрость выше ошибки: 9-я австралийская дивизия в Финшхафене, Саттельбурге и Сио . Южный Мельбурн, Австралия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195508378 .
- Коутс, Джон (2006). Атлас войн Австралии . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195559142 .
- Дэй, Дэвид (1993). Сопротивляющаяся нация: Австралия и поражение Японии союзниками в 1942–45 гг . Мельбурн: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0195534530 .
- Дин, Питер Дж. (2011). Архитектор победы: военная карьера генерал-лейтенанта сэра Фрэнка Хортона Берримана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139494847 .
- Дин, Питер Дж. (2018). Коалиция Макартура: операции США и Австралии в юго-западной части Тихого океана, 1942–45 . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. ISBN 9780700626045 .
- Фолкнер, Маркус; Уилкинсон, Питер (2012). Война на море: Военно-морской атлас, 1939–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 9781591145608 .
- Гилл, Г. Герман (1968). Королевский флот Австралии, 1942–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 2 – Военно-морской флот. Том II (1-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 164291844 .
- Хаслак, Пол (1970). Правительство и народ 1942–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 4 – Гражданская. Том II. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 33346943 .
- Джонстон, Марк (2002). Эта великолепная 9-я дивизия: иллюстрированная история 9-й австралийской дивизии 1940–46 годов . Сидней: Аллен и Анвин. ISBN 1865086541 .
- Ллойд, Клем; Холл, Ричард, ред. (1997). Закулисные брифинги: Война Джона Кертина . Канберра: Национальная библиотека Австралии. ISBN 0642106886 .
- Лейтон, Дж. Кент (2015). Эдвардианские суперлайнеры: трио трио . Страуд, Соединенное Королевство: Издательство Amberley Publishing. ISBN 978-1445614403 .
- Лонг, Гэвин (1973). Шестилетняя война. Краткая история Австралии в войне 1939–1945 годов . Канберра: Австралийский военный мемориал и типография правительства Австралии. ISBN 0642993750 .
- Моэн, Бартон (1966). Тобрук и Эль-Аламейн . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 1 – Армия. Том III (1-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 954993 .
- Пахарь, Питер (2003). Через море к войне: конвои с войсками Австралии и Новой Зеландии с 1865 года, через две мировые войны в Корею и Вьетнам . Кентхерст, Новый Южный Уэльс: Rosenberg Publishing. ISBN 1877058068 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард; Вайс, Томас (2005). Хронология войны на море: 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е исправленное изд.). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1591141192 .
- Роскилл, Юго-Запад (1956). Война на море 1939–1945, Том 2: Период равновесия . Лондон: HMSO. ОСЛК 881709047 .
- Стэнфорд, Дон (1960). Иль де Франс: Биография . Лондон: Кассель. ОСЛК 9400739 .
- Трелфолл, Адриан (2014). Воины джунглей: от Тобрука до Кокоды и далее, как австралийская армия стала самой смертоносной в мире боевой силой в джунглях . Сидней: Аллен и Анвин. ISBN 9781742372204 .