Jump to content

Эффект Барнума

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из заявлений Барнума )

Эффект Барнума , также называемый эффектом Форера или, реже, эффектом Барнума-Форера , представляет собой распространенное психологическое явление, при котором люди высоко оценивают точность описаний своей личности, которые предположительно созданы специально для них, но на самом деле являются расплывчатыми. и достаточно общий, чтобы его можно было применить к широкому кругу людей. [ 1 ] Этот эффект может частично объяснить широкое признание некоторых паранормальных верований и практик, таких как астрология , гадание , чтение ауры и некоторые виды личностных тестов . [ 1 ]

Психолог Бертрам Форер первоначально назвал это «ошибкой личного подтверждения». [ 2 ] Термин «эффект Барнума» был придуман в 1956 году психологом Полом Милем в его эссе «Разыскивается – хорошая кулинарная книга», поскольку он соотносит расплывчатые описания личности, используемые в некоторых «псевдоуспешных» психологических тестах, с теми, которые дает шоумен П.Т. Барнум . [ 3 ] [ 4 ]

Эффект Барнума проявляется в ответ на утверждения, которые называются «утверждениями Барнума», что означает, что общие характеристики, приписываемые отдельному человеку, воспринимаются как истинные для него, даже несмотря на то, что эти утверждения представляют собой такие обобщения, которые могут быть применимы практически к любому человеку. Такие методы используются гадалками , астрологами и другими практиками, чтобы убедить клиентов в том, что они, практикующие, на самом деле наделены паранормальным даром. [ 5 ] Этот эффект представляет собой конкретный пример «феномена принятия», который описывает общую тенденцию людей «принимать практически любую ложную обратную связь о личности». [ 6 ] Связанное с этим и более общее явление – это субъективное подтверждение . [ 7 ]

Ранние исследования

[ редактировать ]

В 1947 году психолог Росс Стагнер предложил нескольким менеджерам по персоналу пройти личностный тест. После того, как они прошли тест, Стагнер, вместо того, чтобы давать обратную связь, основанную на их фактических индивидуальных ответах, предоставил каждому из них обобщенную обратную связь, которая не имела никакого отношения к их ответам на тест, но вместо этого была основана на гороскопах, графологическом анализе и подобное. Затем каждого из менеджеров спросили, насколько точной была оценка. Более половины назвали оценку точной, и почти никто не назвал ее неправильной. [ 8 ] [ 9 ]

В 1948 году в ходе так называемого «классического эксперимента» [ 10 ] Психолог Форер провел психологический тест – свой «Бланк диагностического интереса» – 39 своим студентам-психологам, которым сказали, что каждый из них получит краткий личностный тест на основе результатов своего теста. Неделю спустя Форер раздал каждому студенту якобы индивидуальный пример и попросил каждого оценить, насколько хорошо он применим. На самом деле каждый студент получил одну и ту же виньетку, состоящую из следующих предметов: [ 11 ]

  1. У вас есть огромная потребность в том, чтобы другие люди нравились вам и восхищались вами.
  2. У вас есть склонность критиковать себя.
  3. У вас есть много неиспользованных мощностей, которые вы не использовали в свою пользу.
  4. Хотя у вас есть некоторые личностные слабости, вы, как правило, способны их компенсировать.
  5. Ваша сексуальная адаптация создала для вас проблемы.
  6. Дисциплинированный и владеющий собой снаружи, вы склонны к беспокойству и неуверенности внутри.
  7. Временами у вас возникают серьезные сомнения относительно того, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок.
  8. Вы предпочитаете определенное количество изменений и разнообразия и становитесь неудовлетворенными, когда вас сковывают ограничения и ограничения.
  9. Вы гордитесь тем, что являетесь независимым мыслителем, и не принимаете чужих утверждений без убедительных доказательств.
  10. Вы сочли неразумным слишком откровенничать с другими.
  11. Временами вы экстравертны, приветливы, общительны, а иногда интровертированы, осторожны и сдержанны.
  12. Некоторые из ваших стремлений, как правило, довольно нереалистичны.
  13. Безопасность — одна из ваших главных целей в жизни.

В среднем студенты оценили его точность на 4,30 по шкале от 0 (очень плохо) до 5 (отлично). Только после того, как рейтинги были сданы, выяснилось, что все студенты получили одинаковую виньетку, собранную Форером из книги по астрологии в газетном киоске. [ 11 ]

Форер объяснил этот эффект доверчивостью . [ 12 ] Говорят, что этот эффект подтверждает принцип Поллианны , согласно которому люди склонны «использовать или принимать положительные слова обратной связи чаще, чем отрицательные слова обратной связи». [ 8 ]

Факторы, влияющие на эффект

[ редактировать ]

Согласно результатам повторных исследований, в возникновении эффекта Форера важны два фактора. Важное значение имеет содержание предлагаемого описания, при этом особое внимание уделяется соотношению положительных и отрицательных оценок черт. Другим важным фактором является то, что испытуемый доверяет честности человека, предоставляющего обратную связь. [ 13 ] [ 14 ]

Эффект постоянно наблюдается, когда оценочные утверждения расплывчаты. Люди способны читать свой собственный смысл в получаемых утверждениях, и, таким образом, это утверждение становится для них «личным». К наиболее эффективным утверждениям относится фраза «иногда», например: «Иногда вы чувствуете себя очень уверенно, а иногда – не так уверенно». Эта фраза может относиться практически к любому человеку, и поэтому каждый человек может вложить в нее «личный» смысл. Подобная расплывчатость утверждений гарантирует наблюдение эффекта Форера в исследованиях репликации. [ 15 ]

Индивиды с большей вероятностью примут негативные оценки себя, если воспринимают лиц, дающих оценки, как высокостатусных профессионалов. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что люди с авторитарным или невротичным характером или люди с большей, чем обычно, потребностью в одобрении, с большей вероятностью проявят эффект Барнума. [ 8 ]

Более поздние исследования показали, что испытуемые дают более высокие оценки точности, если верно следующее: [ 16 ]

  • Субъект считает, что анализ персонализирован, и поэтому придает высказываниям личный смысл. [ 15 ]
  • Субъект верит в авторитет оценщика.
  • В анализе перечислены в основном положительные черты.

Использование эффекта

[ редактировать ]

В 1977 году Рэй Хайман написал о том, как торгаши используют эффект Форера, чтобы воспользоваться жертвами (или « метками »). Он представил список факторов, которые помогают этим обманщикам обмануть свою жертву. Например, торгаши с большей вероятностью добьются успеха, если будут излучать атмосферу уверенности («Если вы будете выглядеть и вести себя так, как будто верите в то, что делаете, вы сможете продать даже плохое чтение большинству ваших субъектов». ), если они «творчески используют последние статистические сводки, опросы и обзоры», показывающие, «что различные подклассы нашего общества верят, делают, хотят, о чем беспокоятся и т. д.», если они используют «уловку , например, хрустальный шар, карты Таро или чтение по руке», если они внимательны к подсказкам о своих клиентах, которые дают такие детали, как их «одежда, украшения, манеры и речь», если они не боятся «испортить ситуацию» и если они используют лесть . [ 8 ]

Майкл Бирнбаум , профессор психологии Калифорнийского государственного университета в Фуллертоне , отметил, что эффект Форера используется фокусниками и экстрасенсами, когда они проводят « холодные чтения », а также некоторыми телеведущими, которые заявляют о своих психоаналитических знаниях и заявляют, что способны диагностировать психологические проблемы гостя за несколько минут. «Настоящие психологи в ужасе от этой практики», — утверждает Бирнбаум, но им не удается достаточно энергично критиковать ее публично, и поэтому к ней продолжают относиться с уважением, которого она не заслуживает. [ 17 ] «Прискорбно, что академическая психология не уделяла больше внимания технике холодного чтения, — писал Денис Даттон в 1988 году, — поскольку широко распространенная практика успешного холодного чтения формирует основу для большей части веры в паранормальные способности». встречается в современном обществе». В то время как академические психологи сосредоточили свои исследования на студентах, Даттон призвал к «анализу реальных техник и методов, используемых опытными холодными читателями». [ 10 ]

«Мораль демонстрации Барнума, — сказал Бирнбаум, — заключается в том, что «самоутверждение — это не подтверждение. Не дайте себя одурачить экстрасенсом, шарлатаном-психотерапевтом или фальшивым целителем, который использует этот трюк с вами! Будьте скептичны и спросите». для доказательства держите деньги в бумажнике, бумажник в кармане, а руку на бумажнике». [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Эффект Барнума» . Британская энциклопедия . Проверено 14 февраля 2018 г.
  2. ^ «Эффект Барнума» . Психологический словарь APA . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация . нд . Проверено 31 декабря 2021 г. Американский психолог Бертрам Робин Форер (1914–2000) назвал этот эффект ошибкой личного подтверждения, который впервые изучил его в 1949 году. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: год ( ссылка )
  3. ^ Мил, Пол Э. (1956). «Разыскивается – хорошая кулинарная книга». Американский психолог . 11 (6): 263–272. дои : 10.1037/h0044164 .
  4. ^ Даттон, Д.Л. (1988). «Техника холодного чтения» . Эксперименты . 44 (4): 326–332. дои : 10.1007/BF01961271 . ПМИД   3360083 . S2CID   2382430 . Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 28 ноября 2012 г.
  5. ^ Кэрролл, Роберт. «Эффект Барнума» . Словарь скептика . Проверено 26 февраля 2017 г.
  6. ^ Тобачик, Джером; Милфорд, Гэри; Спрингер, Томас; Тобачик, Зофия (10 июня 2010 г.). «Паранормальные убеждения и эффект Барнума». Журнал оценки личности . 52 (4): 737–739. дои : 10.1207/s15327752jpa5204_13 .
  7. ^ Маркс, Дэвид Ф. (2000). Психология психического (2-е изд.). Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея . п. 41. ИСБН  978-1-57392-798-7 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Адриан Фернхэм (21 ноября 2014 г.). «У нас есть что-то для каждого: эффект Барнума» . Психология сегодня . Проверено 25 февраля 2017 г.
  9. ^ Стагнер, Росс (1 сентября 1958 г.). «Доверчивость менеджеров по персоналу». Психология персонала . 11 (3): 347–352. дои : 10.1111/j.1744-6570.1958.tb00022.x . ISSN   1744-6570 .
  10. ^ Jump up to: а б Даттон, Денис (1988). «Техника холодного чтения» . Эксперименты . 44 (4). Денис Даттон: 326–332. дои : 10.1007/BF01961271 . ПМИД   3360083 . S2CID   2382430 . Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 26 февраля 2017 г.
  11. ^ Jump up to: а б Форер, БР (1949). «Ошибка личного подтверждения: демонстрация доверчивости в классе» (PDF) . Журнал аномальной и социальной психологии . 44 (1): 118–123. дои : 10.1037/h0059240 . ПМИД   18110193 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2016 г.
  12. ^ Майкл Х. Бирнбаум. «Демонстрация Барнума» . Веб-сайт Psych 101, посвященный вводной психологии . Кафедра психологии ЧГУФ . Проверено 14 февраля 2018 г.
  13. ^ Кларидж, Г.; Кларк, К.; Пауни, Э.; Хасан, Э. (2008). «Шизотипия и эффект Барнума». Личность и индивидуальные различия . 44 (2): 436–444. дои : 10.1016/j.paid.2007.09.006 .
  14. ^ Ратледж, Бретт (2012). «Что-то для каждого – эффект Барнума» . Генеральный директор Articulate. Архивировано из оригинала 12 июня 2013 года . Проверено 25 ноября 2012 г.
  15. ^ Jump up to: а б Краусс-Уитборн, Сьюзен (10 августа 2010 г.). «Когда дело доходит до личностных тестов, скептицизм — это хорошо» . Психология сегодня . Проверено 25 ноября 2012 г.
  16. ^ Диксон, Д.Х.; Келли, И.В. (1985). «Эффект Барнума» в оценке личности: обзор литературы». Психологические отчеты . 57 (1): 367–382. дои : 10.2466/pr0.1985.57.2.367 . S2CID   145434649 .
  17. ^ Jump up to: а б «Эффект Барнума» . Калифорнийский государственный университет, Фуллертон . Проверено 28 февраля 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49f6c260ef1608e2ab7bbcae58b02f33__1716020460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/33/49f6c260ef1608e2ab7bbcae58b02f33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Barnum effect - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)