Jump to content

Менде люди

(Перенаправлен из племени Менде )
Век
Музыканты Менде в 1936 году
Регионы со значительным населением
2,108,232 [ 1 ]  Сьерра -Леоне
( Район Бо , район Бон , Район Моймба , район Пуджехун , район Кенема , район Килахун , Западный район )
[ 2 ] 46,413  Либерия
Языки
Менде Английский Крио
Религия
Ислам 68% • Христианство 30% • Традиционные 2%
Связанные этнические группы
Vai , Gbandi , рост , просьба , блокировка и укусить людей

Менде - одна из двух крупнейших этнических групп в Сьерра -Леоне ; Их соседи, люди Темена , составляют самую большую этническую группу на 35,5% от общей численности населения, что немного больше, чем у Менде, на 31,2%. [ 1 ] [ 3 ] Менде преимущественно встречаются в южной провинции и в восточной провинции . Менде в основном фермеры и охотники. Некоторые из основных городов со значительным населением Менде включают Бо , Кенема , Кайлахун и Мойба .

Как и большинство африканских стран, политические партии Сьерра-Леоне часто связаны с конкретными этническими группами, и они преобладают Менде, с одной стороны, а также с Теме и их давними политическими союзниками, Лимбой , с другой. Известно, что Менде обычно поддерживают Народную партию Сьерра -Леоне (SLPP), в то время как Temnes и Limbas связаны с партией Конгресса All People (APC).

В своей устной традиции Менде описывает себя как смесь двух народов: их первоначальными членами были охотники и рыбаки, которые редко населяли этот район в небольших мирных поселениях, и их лидеры пришли позже, в недавний исторический период, принесли с собой Искусство войны, а также строительство больших, более постоянных деревень. Это подтверждается анализом их языка и культуры, которые показывают признаки наслоения двух разных форм; Например, у них есть как матрилинейное, так и патрилинейное наследство. [ 4 ] Этими лидерами, описанными в устных историях, почти наверняка гривали людей , которые спустились в прибрежную низменность из района недалеко от Муссаду , Гвинея , в 16 веке. Они покорились и смешались с местными народами Буллома, чтобы сформировать Менде. [ 5 ]

Региональная война на протяжении всего 19-го века привела к захвату и продаже многих спикеров Менде в рабство . Наиболее заметными были те, которые были найдены на борту Амистада в 1839 году. Они в конечном итоге выиграли свою свободу и были репатриированы. В этом событии участвовали пятьдесят два свободных народа Менде, украденные португальскими работниками в 1839 году, которые были отправлены через средний проход в Гавану, Куба , где они были проданы владельцам кубинских сахарных плантаций, Хосе Руизу и Педро Монтесу.

После работы на плантации они были помещены на шхуну Амистад и отправлены на другую кубинскую плантацию. По дороге они сбежали от своего рабства и были в восстании Сенгбе Пием . Они сказали команде вернуть их в Африку . Их усилия по возвращении домой были разочарованы оставшейся командой корабля, который перемещался в Соединенные Штаты. Корабль был перехвачен у Лонг -Айленда , штат Нью -Йорк , американским прибрежным бригом. Кубинские торговцы Руис и Монтес осудили Менде и утверждали, что они были их собственностью. Последующий случай , услышанный в Хартфорде и Нью-Хейвене, штат Коннектикут , подтвердил, что пленники были свободны, и привело к возвращению тридцати шести выживших Менде в свои дома.

В Америке, особенно в Соединенных Штатах , исследователи [ ВОЗ? ] обнаружили, что элементы африканской культуры обладают долгой настойчивостью. В некоторых районах, где были большие группы порабощенных африканцев, они сохранили большую часть своего наследия.

Люди Менде говорят на языке Менде (также называемый Бумпе, Хуло, Косса или Коссо), который принадлежит к языковому языку Манде из предлагаемой языковой семьи Нигер-Конго . [ 6 ] В 1930-х годах афроамериканский лингвист Лоренцо Доу Тернер нашел семью Гулла в прибрежной Грузии , которая сохранила древнюю песню на языке Менде («Вака»), передав ее в течение 200 лет. В 1990 -х годах три современных исследователя - Джозеф Опала , Синтия Шмидт и Тазьефф Корома - расположены в деревне Менде в Сьерра -Леоне, где сегодня такая же песня. История этой песни Mende и ее выживание как в Африке, так и в США, хроника в документальном фильме « Язык», на котором вы плачу . [ 7 ] [ 8 ]

Традиционная социальная структура

[ редактировать ]

Менде разделены на пять кланов: KPA-Mend E, которые в основном находятся в районе Моймба на юге; Гола-Менде , населяющий лес Гола между районами Кенемы и Пуджеун в Либерию; Сева-Менде , которая поселилась вдоль реки Сьюа; Вай -Менде , которая также находится в Либерии и в районе Пуджехун в Сьерра-Леоне; и Ко-Менде , который является доминирующим племенем в районе Кайлахун. [ 9 ]

Менде традиционно живут в деревнях от 70 до 250 жителей, которые расположены от 1,5 до 5 километров друг от друга. В большей части сельской страны Менде мало или нет. Фермеры Менде используют мотыги и мачете, но несколько других инструментов. Менде, как правило, известны как производители риса и нескольких других культур, практикующих вращение урожая для защиты продуктивности почвы. Кофе, какао и имбирь выращиваются в виде денежных культур, в то время как рис, перец, арахис, бенизед (также известный как семена кунжута), а пальмовое масло выращивают для местного потребления. Радиные кооперативы были сформированы в некоторых сельских районах .

Традиционно, фермерское хозяйство Менде проводилось трудовыми группами, организованными на местной основе и перемещением с фермы на ферму (NIIP, 1973). [ недостаточно конкретный, чтобы проверить ] Работа разделена по полу: мужчины занимаются тяжелой работой по очистке земли для посадки риса, в то время как женщины чистят рис, рыбу, рыбу и пропасть посаженные культуры. За этой рутиной следуется в течение десяти месяцев каждого года, и осталось пару месяцев в течение нового года , когда они могут провести больше времени в деревне, занимаясь домашними занятиями, такими как здание дома.

Менде патрилинеальные, патрилокальные и полигамные. Домашнее подразделение представлено по крайней мере одним человеком и, возможно, несколькими его братьями, со всеми их женами и детьми. Один или несколько братьев и женатых сестер обычно уходят рано или поздно и включены в другие жилые единицы. Старший мужчина имеет моральный авторитет -право на уважение и послушание-за семью в целом, особенно в отношении переговоров о долгах, ущербах и богатстве невесты. [ Цитация необходима ]

Секретные общества

[ редактировать ]

Общественные кусочки

[ редактировать ]
Мальчики возвращаются из своего посвящения в Поро , 1936. Фото Sjoerd Hofstra

Величайшие грехи, которые может совершить Менде, - это отдать секреты своего племени. [ Цитация необходима ] Общество Поро является мужским эквивалентом женского общества Санде . При введении в это общество Менде мальчики инициируются в мужественность. Многие из их ритуалов параллельны обществом Санде.

Во время обучения инициативы изучают все, что важно для выживания сообщества. Процесс описывается как возрождающийся, трансформированный и - - при маскараде - как «извергнута» в полностью социализированные взрослые мужчины. [ 10 ]

Поро готовит мужчин к лидерству в обществе, чтобы они могли достичь мудрости, принимать ответственность и получить власть. [ Цитация необходима ] Это начинается с оценки обнаружения ребенка, за которым следует обширная подготовка и обслуживание. В течение семилетнего периода посвящения молодые люди общались друг с другом, используя секретный язык и пароли , известные только другим членам Poro. Участник всегда знает и понимает, что говорится. Это часть тайны этого секретного общества. [ Цитация необходима ]

Вначале молодые люди в возрасте 20 лет призваны к обществу и обучаются группой над ними, а также несколько старейшин. В процессе посвящения предстоит проделать много работы. Танцы маски являются частью этой работы, но не самая важная часть. Только через работу танец маски становится значимым.

У Менде всегда был замечательный энтузиазм к тайным обществам. По словам Кеннета Литтла, написания в 1960 -х годах, даже распространенность общества Поро была гораздо более распространенной среди Менде, чем Темна. [ 11 ]

Санде Общество

[ редактировать ]
Женщины Менде с лидером общества Санде в маске .

Все женщины Менде, когда они достигают половой зрелости, начинают процесс посвящения в общество Санде . Цели этого секретного общества - научить молодых женщин Менде обязанности взрослой жизни . Девочек учат быть трудолюбивыми и скромными в своем поведении, особенно по отношению к своим старшим. [ Цитация необходима ] Санде влияет на каждый аспект жизни женщины Менде; Он присутствует до рождения и все еще присутствует после.

Санде - опекун женщин: их защитник и проводник по жизни. Именно Санде дает женщину с личностью и личностью. Общество Санде занимается определением того, что значит быть человеком, и обнаружение способов продвижения любви, справедливости и гармонии. Это моральная философия, которая фокусируется на вечном уточнении человека.

Лидеры Санде служат моделями для женщин в обществе. Они иллюстрируют самые высокие идеалы Mende, и они обязаны обеспечить позитивные социальные отношения и нанести ущерб любому вреду, который может нанести у женщин в их общине. «Это Санде; женщины вместе в своей женственности, в свободном обмене словами и действиями среди сестер. Где бы две или три женщины собрались вместе, есть дух Санде».

Группы Санде проводят маскируемые представления, которые воплощают дух Санде -Хранителя, который связан с водой и реками. Описания общества и его маскарадных мероприятий были сделаны посетителями с семнадцатого века. [ 12 ]

Санде иерархия

[ редактировать ]

Общество Санде организовано иерархией ряд позиций вокруг. Соуи являются самыми высокопоставленными лидерами группы. Их задача - моделировать для женщин в Менде наиболее важными социальными ценностями Менде. Это также их обязанность обеспечивать соблюдение надлежащих социальных отношений и устранение всего, что может быть вредным для женщин в их сообществе.

Соуи контролирует определенные священные знания, которые необходимы для развития успеха и счастья у человека, а также для благополучия сообщества. Они являются экспертами женщин из Санде и имеют доступ к духовным предкам и силам природы. [ Цитация необходима ]

Ранг ниже Соуи - Лигба . В Лигбе есть два оценки; Лигба Ва (старший) и Лигба Вуло (младший). В любой группе есть только один лигба ва; Она исполнительный директор в Санде. Прежде чем женщина сможет взять на себя руководящую роль в художественных мероприятиях, она должна иметь право, по крайней мере, как Лигба Вуло.

Обычный член называется Ньяхой . Слово указывает на то, что посвящение Санде превращает женщину ребенка и каждую женщину в жену. [ Цитация необходима ] Посвящение в обучении называется Mbogdoni . Не членом является Kpowa . В качестве существительного kpowa означает «нерамус, глупый, отсталый, дурак» в качестве глагола, это означает «стать безумным или ненормальным».

Женская культура

[ редактировать ]

Искусство

[ редактировать ]
Женщина Менде в деревне Ньяма Кви в районе Моймба.

Много искусства Менде в форме ювелирных изделий и резьб. Маски, связанные с братскими и женскими ассоциациями Марка и Менде, вероятно, являются самыми известными и мелко изготовленными в регионе. Менде также производит красиво тканые ткани, которые популярны по всей Западной Африке, а также золотые и серебряные ожерелья, браслеты, армии и серьги.

Колокола на ожерельях представлены типом, способным быть услышанными духами, звонящими в обоих мирах, и о предках и живых. Охотники на Менде часто носят один колокол, который можно легко заглушить, когда невидим необходим. Женщины, с другой стороны, часто носят несколько колокольчиков, ссылаясь на концепции сообщества, поскольку колокола гармонично звонит.

Менде маски

[ редактировать ]

Маски являются коллективным разумом общины Менде; Считается как одно тело, они являются духом народа Менде. Цифры в масках в Менде являются напоминанием о том, что люди имеют двойное существование; Они живут в конкретном мире плоти и материальных вещей и духовного мира снов, веры, стремлений и воображения.

Особенности маски Менде передают Менде идеалы женской морали и физической красоты. Они необычны, потому что маски носят женщины. [ 13 ] Птица на макушке представляет собой естественную интуицию женщины, которая позволяет ей видеть и знать вещи, которые не могут другие. Высокий или широкий лоб представляет собой удачу или острый, созерцательный разум идеальной женщины Менде. Университетские глаза символизируют духовную природу, и именно благодаря этим маленьким прорезям женщина в маске смотрела бы. Маленький рот означает тихий и скромный характер идеальной женщины. Маркировки на щеках являются представителями декоративных шрамов, которые получают девушки, когда они вступают в женственность. Шрамы являются символом ее новой, более тяжелой жизни. Руллы шеи являются признаком здоровья идеальной женщины. Они также были названы символами рисунка концентрического, круговых рябей, которые дух Менде делает, выходя из воды. [ 12 ]

В культуре Менде полноценные женщины прекрасны. Сложные прически раскрывают тесные связи в сообществе женщин. Отверстия у основания маски находятся там, где прикреплена остальная часть костюма. Женщина, которая носит эти маски, не должна выставлять какую -либо часть своего тела, или мстительный дух может завладеть ее. Женщины часто покрывают свои тела массами рафии или черной ткани.

Когда девушка становится инициированной в обществе Санде, мастер деревни в деревне создает специальную маску только для нее. Маски шлема сделаны из секции ствола деревьев, часто из дерева Kpole (хлопка), а затем вырезаны и выпускаются, чтобы поместиться над головой и лицом владельца. [ 12 ] Вуд -карман должен подождать, пока у него не будет мечта, которая заставляет его сделать маску определенным образом для получателя. Маска должна быть спрятана в секретном месте, когда никто не носит ее.

Эти маски появляются не только в ритуалах инициации, но и на важных событиях, таких как похороны, арбитражи и установка вождей. [ 12 ] Примеры этих масок появляются в музеях. Различные маски Mende, в частности, маски Sowei, были в центре внимания выставки 2013 года в Британском музее , исследующей традиции Sowei. [ 14 ]

Обучение танца - это суровая дисциплина, которую должна бороться каждая девушка из Менде. Девочки тренируются часами, пока они не упадут от истощения . Ндоли Джоуей , эксперт по танцам, отвечает за обучение молодых девушек Менде танцевать. Когда девушки совершают ошибку на ступеньках, они разбиты переключателем, пока они не пойдут правильно.

Часто девушек пробуждаются в середине ночи, чтобы практиковать танец; Иногда они вынуждены бодрствовать почти 48 часов танцевать почти все время. К концу их жестокой подготовки девушки превратились в молодую женщину, которая жесткая и уверенная в себе даже в самых жестких условиях. Они в отличной физической форме и имеют выносливость и выносливость.

Роль Гонда

[ редактировать ]

Традиционный характер Gonde также - инструктор Ndoli Jowei или танцевальный инструктор, но вместо сурового исполнителя она действует как комическое облегчение. Гонд становится другом инициациями, развлекая их, чтобы помочь им забыть о трудных испытаниях, через которые они проходят. Она тренирует более медленных танцоров, побуждая их усердно работать. «Гонде - забавный, привлекательный персонаж, который освещает мрак и напоминает всем, что Санде не всегда так смертельно серьезно».

Ндоли Джоуей

[ редактировать ]

Ндоли Джоуей является основным духом для празднования, хотя она также появляется в других случаях, помимо праздника. В начале Санде есть три основных события, в которых Ndoli Jowei появляется публично. Первый происходит через 1–3 дня после того, как посвященные были взяты в куст, чтобы обрезать. Это событие известно как Яя Гбегби .

В это время Ндоли Джоуей приходит в город с группой женщин Санде, в то время как посвященные остаются в кустах, выздоравливая от их деятельности. Женщины приезжают в город, чтобы сказать мужчинам, что они инициировали людей в Санде. Они проходят через город, размахивая листьями и собирая еду и другие припасы, которые им нужны.

Ндоли Джоуей не танцует по этому поводу, потому что это еще не время для празднования. Она там только как напоминание о мощном лекарстве, которое было вызвано сессией Санде. Это подтверждает неуправляемое поведение женщин Санде.

В следующий раз, когда появится Ндоли Джоуей на незначительном празднении под названием Kpete gbula yombo le или sowo mba yili gbi . В этом случае представлено объявление, чтобы сообщить людям о дате празднования Гани ; которое является последним событием инициации Санде, в котором появляется Ндоли Джоуей. В настоящее время новые инициативы впервые привезены в город с момента начала процесса инициации; в сопровождении Ндоли Джоуи. Это счастливый случай, когда танцы выполняются как маскирующими, так и посвященными.

Белая глина

[ редактировать ]
Sande Society инициирует маркировку белой глиной и животным жиром, называемым Hojo или Wojeh .

Ходжо - это белая глина , которую женщины Менде используют для обозначения своей территории. Глина исходит из воды, как и многие другие аспекты Санде. Его гладкая, блестящая поверхность отражает свет, что делает его привлекательным. Ходжо встречается в масштабе цветов от бежевого до чистого белого. Чистый белый ходжо более редко, обнаруживается только глубоко под поверхностью воды. Ходжо и Санде параллельны тем, что они оба хорошо скрыты и скрытны в своей чистой форме.

Белый - цвет Санде. Для Менде чистота белого означает чистоту и отсутствие недостатков. «Это показывает« безвредность »; он лишен злых вещей и, таким образом, является« позитивным и полезным цветом. Белый символ духовного мира, а также секретных частей общества, где люди стремятся к высшим стандартам.

Объекты и люди, отмеченные Hojo, находятся под защитой и контролем Sande. Они подлежат власти Санде Лоу и наказания. Посвященные окрашены этой белой глиной, чтобы показать, что они являются собственностью Санде. Это означает, что они находятся под защитой Санде и не должны быть одурачены. Соуей , судья женщин, носит белые, чтобы представлять ясное мышление и справедливость.

Волосы женщины - признак женственности . Как толщина, так и длина - это элементы, которыми восхищаются Менде. Толщина означает, что женщина имеет больше отдельных пряди волос, а длина является доказательством силы. Требуется время, забота и терпение, чтобы вырастить красивую, полную голову волос. Идеи о корневых женщинах для волос до природы, способ выращивания волос сравнивается с тем, как растут леса.

Растительность на земле - это «волосы» на голове матери -природы так же, как волосы на голове женщины - ее «листва». (Бун) Женщина с длинными густыми волосами иллюстрирует жизненную силу, она может быть благословлена ​​зеленым пальцем, давая ей способность иметь многообещающую ферму и много здоровых детей.

Прически очень важны в обществе Менде. Волосы женщины Менде должны быть хорошо ухожены, чистыми и смазанными маслом. Волосы должны быть привязаны под строгим контролем и сформированы в сложные, элегантные стили ради красоты и сексуальной привлекательности. Грязные, растрепанные волосы - признак безумия. Женщина, которая не ухаживает за собой и поддерживает свои волосы, пренебрегла стандартами поведения сообщества. Только женщина в трауре может дать ей волосы свободно. Менде находит неоправданные «дикие» аморальные волосы и ассоциированные люди, которые обладают этой чертой с диким поведением.

Женское обрезание

[ редактировать ]

Ключевым элементом инициации Санде является клитордэктомия или калечащий генитал . Предполагается, что эта операция предвещает боль, которую женщина Менде испытывает во время родов . [ Цитация необходима ] Шок этого опыта также проверяет физическую выносливость женщины Менде. Общая боль клиторадэктомии создает постоянные связи между посвященными. [ Цитация необходима ] Клятвы, которые выражают социальную связь, принимаются после операции; Эти клятвы являются метафорой для поддержки, которую женщины окажут во время болей родов.

Эта процедура считается необходимой для изменения детей Менде, которые считаются нейтральным полом до процедуры, на гетеросексуальные , гендерные взрослые. Считается, что традиционное женское обрезание удаляет остатки самки в мужестве. [ Цитация необходима ]

Кольца шеи

[ редактировать ]

Шея звонит у основания маски, преувеличивает фактические складки шеи. Люди Менде считают красивую шею, которая является одной с кольцами, поскольку она показывает, что девочки -подростки готовы к деторождению от увеличения жира в организме. [ 15 ] Кольца указывают на процветание и полезную жизнь и дают Богу, чтобы показать Его привязанность к немногим.

Кольца также указывают на связь с божественным: сами Соуо - это божество из вод, а кольца шеи представляют концентрические волны, которые образуются на неподвижной воде, голова Соу, пробивая через поверхность. Дух исходит из воды, и то, что человеческий глаз видит на шеях женщин «является человеком по форме, но божественно в сущности», как изображено в маске.

Kikakui Syllabary

[ редактировать ]

Сценарий Менде Кикакуи был изобретен в 1917 году Мухамадом Тураем и популяризирован его зятем Кисими Камарой (ок. 1890–1962), человек Куранко в Сьерра-Леоне. В течение 1920-х и 1930-х годов он управлял школой в южной части Сьерра-Леоне, чтобы преподавать «ки-ка-ку». Сложность стала популярным методом ведения записей и написания писем, а также достигала широкого распространения на какое -то время. [ 16 ] В течение 1940 -х годов британцы создали Бюро грамотности протекторатов в городе Бо , чтобы научить Менде читать и писать с помощью алфавита на основе латинского сценария , а использование Кикакуи снизилось. [ 17 ] Сценарий Менде был описан как «неудачный сценарий». [ 18 ]

Американский историк Конрад Тучшерер , исследуя свою докторскую степень. Тезис для школы восточных и африканских исследований в Лондоне во время гражданской войны Сьерра -Леоне показал, что вместо того, чтобы препятствовать его исследованиям, война фактически продвинула ее. Тысячи Мэндес укрылись в огромных лагерях беженцев, окружающих города Бо и Кенема , и люди, живущие в этих лагерях территория) в небольшом пространстве и коротком периоде времени. [ Цитация необходима ] Он обнаружил, что программа Менде, далеко не забытая, все еще использовалась довольно много людей, в основном пожилых мужчин. [ 19 ]

Политика

[ редактировать ]

В политике Сьерра -Леоне традиционно доминировали Менде. [ Цитация необходима ] Народная партия Сьерра -Леоне (SLPP), которая является одной из двух основных политических партий в стране, в основном основана между народом Менде. SLPP получает большую часть своей поддержки в Менде-преобладании юго-восточного региона Сьерра-Леоне.

Большинство ведущих государственных должностей страны занимали Менде. [ Цитация необходима ] Сьерра -Леоне Первый премьер -министр сэр Милтон Маргай , который привел страну к независимости в Соединенном Королевстве 27 апреля 1961 года, был видным членом этнической группы Менде. Среди других видных политиков Сьерра -Леоне из этнической группы Менде второй премьер -министр страны сэр Альберт Маргаи , который также был младшим братом Милтона Маргаи; бывший командир Республики Сьерра -Леоне вооруженных сил и бывшего глава государственного бригадника Сьерра -Леоне Дэвид Лансана ; Бывший вице -президент бывшего Сьерра -Леоне Альберт Джо Демби ; Бывший вице -президент Сьерра -Леоне и генеральный прокурор Соломон Берева .

Бывший министр юстиции и генерального прокурора бывшего Сьерра -Леоне Фрэнсис Минах и Сэмюэль Хинга Норман Сьерра -Леоне , которые были министром обороны и бывшим лидером боевой группы « Силы гражданской обороны» (обычно известный как Камаджорс ). Сьерра Леонеанский политик Чарльз Маргай , который является лидером одной из главных оппозиционных партий страны - народное движение за демократические перемены (PMDC). Он также является сыном бывшего премьер -министра Альберта Маргая и племянника Милтона Маргаи; Сьерра -Леоне и бывший министр финансов Джон Опонджо Бенджамин , который в настоящее время является национальным лидером Народной партии Сьерра -Леоне (SLPP). [ 20 ]

Политическое влияние женщин в обществе Менде

[ редактировать ]

Менде являются хорошо документированным примером незападного , доиндустриального общества , в котором, по крайней мере, исторически, женщины занимали больше политических лидерских позиций по сравнению с мужчинами. В доколониальную эпоху у Менде были женские вождь и военные лидеры. Одна из таких женщин -вождей, мадам Йоко (1849–1906), была лидером обширной конфедерации КПА Менде. Она была официально признана англичанами в качестве первостепенного вождя в 1894 году, управляя областью, которая в конечном итоге была разделена на четырнадцать вождей. [ 21 ]

Хотя невозможно узнать, в какой степени другие женщины Mende вышли на руководящие должности, сравнимые с мадам Йоко, историки считают, что, возможно, от пятнадцати до двадцати процентов местных лидеров, с которыми британцы договорились во время колониальной консолидации, были женщины. Образец продолжается и по сей день. По словам MacCormack, «современные женщины -первостепенные вождь одинаково заметны, и их политическое влияние в настоящее время распространяется на национальные и международные арены. В 1988 году тринадцать из 146 главных вождей были женщинами». [ 21 ] [ 22 ]

MacCormack далее отмечает: «В западной культуре существует тенденция определять женщин как слабых и нуждающихся в защите, поскольку они рождают детей. В Западной Африке те же биологические факты дают другую культурную интерпретацию. С ног доступа детей демонстрирует, что женщины сильны и Активные агенты в обществе, способные иметь политические должности ». [ 21 ] Линда Роуз День, еще один авторитет женских вождей Менде, пишет, что «женщины естественным образом поднимаются на руководящие должности, когда они являются старшими женами в крупных полигинских домохозяйствах, когда они являются самыми старыми родственниками крупной группы по достопримечательностям или когда они являются головами Местные главы Санде. [ 22 ]

Примечательные люди

[ редактировать ]

Политики

[ редактировать ]

Футбольные звезды

[ редактировать ]
  • Фадж, Джон Д. История Африки. Routledge; 4 -е издание (2001).
  • Среди поправок в Сьерра -Леоне. Письма заморозили Судстра (1934–1936) . Редакция и перевод. Мариза Джисвит Хавестра. LEANEN, Африканский учебный центр, 2014. ISBN   9789054481386
  • Кеннет Литтл, Менде Сьерра -Леоне. Лондон, 1967.
  • Олсон, Джеймс С. Народы Африки: этноисторический словарь (1996).
  • Национальный институт промышленной психологии (Великобритания). Профессиональная психология (1973).
  • Родни, Уолтер (1967). «Пересмотр вторжений гривы Сьерра -Леоне» . Журнал африканской истории . 8 (2): 219–46. doi : 10.1017/s0021853700007039 . Jstor   179481 . S2CID   163011504 . Получено 16 июля 2023 года .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный «Сьерра -Леоне 2015 г. Национальный аналитический отчет о населении и жилищной переписи» (PDF) . Статистика Сьерра -Леоне . Получено 28 марта 2020 года .
  2. ^ «Либерия - мировой справочник меньшинств и коренных народов» . Группа по правам меньшинства . 19 июня 2015 г.
  3. ^ "Сьерра -Леоне" . Государственный департамент США .
  4. ^ Little, стр. 25, 28. Он цитирует FWH Midgeod, вид на Сьерра -Леоне , (1926) на расовую смесь Менде.
  5. ^ Родни, 1967 , с. 236–7.
  6. ^ «Язык Менде - Структура, Письменность и Алфавит - Музго» . Mustgo.com . Получено 2022-12-03 .
  7. ^ «Язык, который вы плакаете | Folksreams» . www.folkstreams.net . Архивировано с оригинала 2019-05-07 . Получено 2021-05-20 .
  8. ^ Томас-Хустон, Мэрилин М. «Язык, на котором ты плачу: история песни Менде». Американский антрополог 101.4 (1999): 826–828. Печать
  9. ^ «Люди Менде, история» . Афроамериканский реестр . Получено 2022-12-03 .
  10. ^ Перани и Смит, Джудит и Фред (1998). Визуальное искусство Африки: пол, власть и ритуалы жизненного цикла . Верхняя Седл-Ривер, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. с. 88–91. ISBN  0-13-442328-3 .
  11. ^ Кеннет Литтл (1967). «Добровольные ассоциации в городской жизни: тематическое исследование по дифференциальной адаптации» . Социальная организация: эссе, представленные Рэймонду Ферту : 163. ISBN  9780714610597 .
  12. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Веб -страница под названием «Маска шлема/Ndoli Jowei» на веб -сайте Newberger Museum Art от 2 июня 2005 года, обновлена ​​19 ноября 2008 г., полученная 11 сентября 2009 г.
  13. ^ Mende Mask , Treasures of Derby, derby.gov.uk (Cached), доступ к июлю 2011 года
  14. ^ «Маска Совей: Дух Сьерра -Леоне» . Британский музей . Получено 27 апреля 2013 года .
  15. ^ Перани и Смит, Джудит и Фред (1998). Визуальное искусство Африки: пол, власть и ритуалы жизненного цикла . Верхняя Седл-Ривер, Нью-Джерси: Prentice-Hall, Inc. p. 92. ISBN  0-13-442328-3 .
  16. ^ Konrad Tuchscherer , Африканский сценарий и Священные Писания: история системы письма Kikakui (Mende) для библейских переводов », африканские языки и культуры, 8, 2 (1995), с. 169–188. < Https: //www.jstor .org/stable/1771691 >
  17. ^ «Герои Сьерра -Леоне» . Сьерра -Леоне . Архивировано из оригинала 2007-12-14 . Получено 20 июля 2023 года .
  18. ^ Unset, Петр. 2011. Изобретение сценариев в Западной Африке для этнического оживления. В континууме успеха в усилиях по языке и этнической идентичности , изд. Джошуа А. Фишман и Офелия Гарсия, с. 23–32. Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета.
  19. ^ Эверсон, Майкл; Tuchscherer, Konrad (2012-01-24). «N4167: пересмотренное предложение о кодировании сценария Mende в SMP UCS» (PDF) . Документ рабочей группы, ISO/IEC JTC1/SC2/WG2.
  20. ^ «Аплодисменты SLPP Джон О. Бенджамин: Sierra Leone News» . Архивировано из оригинала на 2009-04-25 . Получено 2009-10-28 .
  21. ^ Jump up to: а беременный в MacCormack, Carol P. (1974). Мишель З. Розальдо и Луиза Лампер (ред.). Женщина, культура и общество (переиздание. Изд.). Стэнфорд, Калифорния: Stanford Univ. Нажимать. ISBN  0-8047-0850-9 .
  22. ^ Jump up to: а беременный День, Линда Роуз (1988). Женщины вождей Менде, 1885–1977 гг.: Прослеживание эволюции политического института коренных народов . Доктор философии Диссертация, Университет Висконсин-Мэдисон.
  23. ^ "Сэм Бокари" . www.rscsl.org . Архивировано с оригинала 2017-09-12 . Получено 2022-05-10 .
  24. ^ Jump up to: а беременный «Тюрьма для S Leone Self-Due Duo» BBC News 9 октября 2007 года.
  25. ^ Vanguard, The Patriotic (2009-07-21). «Через 34 года после казни Мохамед Сори Форна и 14 других» . Патриотический авангард . Получено 2018-07-13 .
  26. ^ «Бывший вице -президент, осужденный за измену, приговорен к смертной казни» . AP News . Получено 2018-07-09 .
  27. ^ "Сьерра -Леоне испытательные дела" . www.americanradioworks.publicradio.org .
  28. ^ S Leone Trio виновен в военных преступлениях BBC New, 25 февраля 2009 г.
  29. ^ Апелляционная палата поддерживает приговоры для осужденных революционных лидеров United Front Aractied 4 октября 2011 года в The Wayback Machine Sierra Express, 26 октября 2009 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4ab1e700ffe9bc254142124733740187__1717626660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/87/4ab1e700ffe9bc254142124733740187.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mende people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)