Тамаралы
Йетимарала . , также , другие имена известные как Баяли Дарумбал , Яамба и были австралийскими аборигенами восточного Квинсленда и варианты написания ,
Страна
[ редактировать ]Норман Тиндейл первоначально классифицировал Йетимарала как клан племени Барада или Кабальбара (1940), но три десятилетия спустя подтвердил, что это было независимое племя, осознав, что он упустил из виду тот факт, что американский антрополог Д.С. Дэвидсон уже определил свое автономное поместье в 1938 году. Затем Тиндейл приписал им территориальную территорию площадью около 3900 квадратных километров (1500 квадратных миль), расположенную на Бумер и Брод-Саунд. хребты, идущие на север от реки Фицрой в непосредственной близости от Килларни . Их западные границы проходили по рекам Маккензи и Исаак . [ 1 ]
Социальная организация
[ редактировать ]название по крайней мере одной родственной группы Известно :
- Тарун-бура [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Язык Йетимарала/Йетимарла, также известный как Баяли, Дарумбал, Йетимаралла, Джетимарала, Кооинмурбурра, Нингебул, Тарумбул, Варрабул, Йетимаралла, Джамба, Яамба, Йетти маралла и Таруин бура, является вымершим диалектом языка Бири . [ 3 ]
Мифология
[ редактировать ]Дошли до нас два анекдота с краткими очертаниями легенд Йетимаралы. Один из них касается охоты на черепах двух молодых охотников во Времени Снов .
Братья, Вулбурра и Нгни-я , разбили лагерь со своей бабушкой, для которой во время охоты и путешествий они снабжали достаточным количеством еды. Они решили попытаться выследить черепаху — трудный подвиг, который лучше выполнить, если они обыскивают сельскую местность в одиночку. Один брат считал, что им следует оставить при себе бабушку, другой не согласился. В конце концов, они согласились заключить ее в большой камень, и после долгих обсуждений решили поместить ее в большой камень на Кардоване, недалеко от реки Коннорс , места, которое должно было получить священный статус в преданиях Йетимаралы. Затем Вулбурра и Нгни-я отправились выслеживать черепаху и, наконец, поймали одну на берегу в Броуд-Саунд. Они оттащили его обратно в лагерь, обложили камнями, подожгли на костре и оставили запекаться, а сами отправились на дальнейшую добычу. В их отсутствие черепаха сбежала, и им потребовалось несколько дней, чтобы выследить ее и снова поймать. Сценарий повторился в третий раз, только в этот последний раз оказалось, что он закреплен слишком прочно, чтобы его можно было поднять, пока ему не подняли ноги. В этот момент черепаха прыгнула вперед, перевернув братьев через голову, превратив пейзаж в море, в которое они рухнули. Оба брата и их бабушка умерли. Бабушка стала одной из ярких звезд ручья, который является Млечный Путь , и два брата, как полагают, изображаются рыбаками, владеющими раздвоенными палками у этой небесной реки. [ 4 ]
Второй пример звездных преданий касается змей . В древние времена змей не ели. Племя жило в ужасе от существования двух сказочных экземпляров, мужчины и женщины, которым удалось уклониться от всех попыток их убить. Однажды, когда племя покинуло лагерь в поисках пищи, остался маленький мальчик Нгнапата, которого предупредили не приближаться к рептилии. Его смелое любопытство пробудилось, он сделал копья и выкопал ямы в земле на случай, если ему понадобится спрятаться, решив попытаться убить напуганных животных. Его усилия окупились: после ожесточенной битвы он убил самца змеи, а самка этого вида нашла убежище на небесном своде, где превратилась в звезду. Нгнапата разрезал змею на куски, приготовил и съел ее, найдя мясо очень вкусным. Взяв немного жира, он намазал свое тело маслом и внезапно вырос до огромных размеров, сделавших его неузнаваемым. По возвращении в лагерь соплеменники были напуганы очевидным исчезновением ребенка, думая, что его сожрали змеи. Но он развеял их тревогу, рассказав о своих смелых поступках, и затем племя съело оставшиеся части плоти рептилии, установив тем самым обычай рассматривать змей как источник пищи. [ 5 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Джа:мба («лагерь»)
- Яамба
- Йетти маралла ( мари = «человек»)
- Таруин-бура («люди большой реки») [ 6 ]
Габулбарра?
[ редактировать ]Джеффри О'Грэйди также присвоил имя Йеттимаралла народу Габулбарра , чей язык неизвестен, но Гаван Брин считает его диалектом Бири. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Тиндейл 1974 , с. 170.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 171.
- ^ E63 Йетимарала / Йетимарла в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива
- ^ Фокс 1900a , с. 16.
- ^ Фокс 1900b , с. 136.
- ^ Тиндейл 1974 , стр. 170–171.
- ^ E45 Габулбарра в базе данных языков коренных народов Австралии, Австралийский институт исследований аборигенов и жителей островов Торресова пролива.
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 14 мая 2024 г.
- Фокс, М. (21 мая 1900 г.). «Легенда племени Тара-ра-бурра о том, как было создано море» . Наука о человеке . 3 (4): 64.
- Фокс, М. (22 сентября 1900b). «Как племя Та-ра-ра-бурра научилось есть змей» . Наука о человеке . 3 (8): 136.
- Ховитт, Альфред Уильям (1904). Коренные племена юго-восточной Австралии (PDF) . Макмиллан .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Джетимарала (QLD)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Австралийский национальный университет . ISBN 978-0-708-10741-6 .