Музыка в Адыгее
Музыка России | ||||||||
Жанры | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конкретные формы | ||||||||
|
||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
|
||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
|
||||||||
Региональная музыка | ||||||||
|
||||||||
Музыка Адыгеи имеет давнюю историю. Адыгея — республика в составе России . республики Государственный гимн написал Исхак Шумафович Машбаш ; музыка — Умар Хацицович Тхабисимов .
Запись адыгейской музыки началась еще до Первой мировой войны , когда народные музыканты Северного Кавказа и Центральной Азии в коммерческих целях записывались . Многие из этих музыкантов, в том числе адыгейец Магомет Хфгфудж , аккордеонист , стали для современных обывателей культурными героями.
Адыгейская музыка тесно связана с кабардинской , черкесской и шапсугской музыкой. Эти четыре группы являются основными составляющими адигинской ( черкесской ) нации. В былые времена музыкальные знания сохранялись и распространялись бродячими менестрелями (джегвакве).
Ренессанс 1990-х годов
[ редактировать ]Асленчерий Нексай, народный артист Российской Федерации, окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции в 1983 году. Он сочинил первую адыгейскую оперу «Звуки далекого грома», написал ряд песен и симфоний. В 1991 году он основал Адыгейский государственный ансамбль народной песни «Исламей» («Ислъамый»). Это один из многих коллективов народной песни, сохраняющих старые бардовские традиции и обладающих богатым репертуаром старинных и традиционных песен. Миссия ансамбля также включает в себя переработку народных песен и песнопений в современные форматы, чтобы придать им современную актуальность, не жертвуя при этом их аутентичностью и исторической ценностью. Ансамбль демонстрировал свои художественные произведения на многих фестивалях, проводимых в странах Европы и Азии, а также совершил несколько гастролей в странах сосредоточения черкесских диаспор. Ансамбль может похвастаться рядом певцов мирового уровня, в том числе Сюзанной Квакве, Шемсудином Квмиквом и Римом Шаве. Хореографию ансамбля разработала Виктория Едей.
Ансамбль песни Зчив, также известный как Ансамбль Джиу (Жъыу; буквально: Хор) — это адыгейская группа, которая использует древние музыкальные инструменты (без аккордеона и барабана ) и исполняет аутентичные песни бардов так, как их можно было услышать до XIX века. Его директорами и основным персоналом являются Замудин Гучье и Завир Негвей, оба весьма талантливые певцы. Негвей также играет на шичэпшине (черкесской скрипке). Среди других известных певцов - Артур Абида.
В начале 1990-х годов в Адыгее возник ряд новых музыкальных учреждений. В их число входят два оркестра, один из которых ( «Русская Удал ») использует народные инструменты (другой — Национальный симфонический оркестр Республики Адыгея ), и театр камерной музыки . Ансамбль «Нальмэс» — народная танцевальная организация, занимающаяся популяризацией и сохранением адыгейской музыки и танца с 1936 года.
Союз композиторов Республики Адыгея был создан в 1992 году под руководством Каплхена Тикве. В число композиторов входят Чеслав Анзерокве (Анзароков), Асленчерий Нексай, Алла Соколова, Байзет Кегезеж (Кагазежев), Аслхен Гвте (Готов), Татьяна Сухова и Мурат Хвпе (Хупов). Их составы и публикации подробно (на русском языке) представлены на сайте Министерства культуры Республики Адыгея.
Адыгейские музыкальные инструменты
[ редактировать ]- Идеальный
- Шичепшин
- Pshina
- Пхачич
- Должен
- бджемий
- Сирин
- Псинахеб
- Псинет'арку
- Эпепсин
- Фек'ик'
- для продажи
- Адидже Псин
- Не покупаю
Танцы Адыгеи.
[ редактировать ]Адыгейские музыканты
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Bereghwn (Baragunov), V. H. and He'wpe, Zh., Narodnaya instrumentalnaya muzika adigov (cherkesov) [National Instrumental Music of the Circassians], Nalchik: El'-Fa, 2005. [600 pieces]
- Берегун (Барагунов), В.Х. и Карденхвщ (Кардангушев), З.П. (составители), Адиге Вередксемре Пшиналгексемре, Япе Тхилх. *Народные песни и инструментальные наигриши адигов, том 1 . 1], Москва: Всесоюзное книжное издательство «Советский композитор», 1980. Интернет. Доступен HTTP: [1] (по состоянию на 11 ноября 2007 г.). [Под редакцией Е. В. Гиппиус. Этот и другие тома серии представляют собой плодотворные работы по черкесской музыке. Некоторые из собранных песен и песнопений действительно очень древние]
- Adige Weredxemre Pshinalhexemre, Yet'wane Txilh. Narodnie pesni i instrumentalnie naigrishi adigov, tom 2 [Circassian Songs and Instrumental Folk-Tunes, Vol. 2], Moscow: All-Union Book Publishing House 'Soviet Composer', 1981.
- Adige Weredxemre Pshinalhexemre, Yeschane Txilh. Narodnie pesni i instrumentalnie naigrishi adigov, tom 3 [Circassian Songs and Instrumental Folk-Tunes, Vol. 3, Parts 1 and 2], Moscow: All-Union Book Publishing House 'Soviet Composer', 1986, 1990.
- Бешкок М., Адыгейские фольклорные танцы . Майкоп, 1990.
- Бешкок М.И., Нагайцева Л.Г. Адыгейские народни танец. Майкоп: Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1982.
- Джаймуха, Амджад, Черкесы: Справочник , Лондон: RoutledgeCurzon (Тейлор и Фрэнсис); Нью-Йорк: Пэлгрейв и Рутледж, 2001.
- Джаймуха, Амджад, Черкесская культура и фольклор: традиции гостеприимства, кухня, фестивали и музыка (кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги и диаспора) , Беннетт и Блум, 2010.
- Джаймуха, Амджад, «Черкесские менестрели». Онлайн. Доступен HTTP: [2] (по состоянию на 20 июля 2008 г.).
- Соколова А.Н., «Жанровая классификация адыгских народных песен», // Культура и быт адыгов, Адыгейский научно-исследовательский институт, Майкоп, вып. 6, 1986.
- Жанровая классификация адыгских народных песен», в сб. «Культура и быт адыгов», Адыгейский научно-исследовательский институт, Майкоп, № 7, 1988.
- Дискография адигской народной музыки. Майкоп, 1998. Справочник около 400 граммофонных пластинок, выпущенных в период с начала ХХ века до конца 1980-х годов.
- Адыгейская традиционная полифония и ее трансформация в современных условиях». Онлайн. Доступен HTTP: [3] (по состоянию на 1 февраля 2008 г.).
- Музыка как лекарство для адыгов», в Р. Копьезе, А.С. Леманне, И. Вольтере и К. Вольфе (редакторы), Труды пятой трехгодичной конференции Европейского общества когнитивных наук о музыке (ESCOM5), Ганноверский университет музыки и Драма, 8–13 сентября 2003 г., стр. 160–2. Онлайн. Доступен HTTP: [4] (по состоянию на 9 июня 2008 г.).
- Кавказско-шотландские отношения через призму скрипки и танцевальной музыки», доклад, представленный на Североатлантическом съезде скрипок , Институт Эльфинстона, Абердинский университет, июль 2006 г.
- Фебисим (Тхабисимов), В., Gwm yi Weredxer [Песни сердца], Майкоп, 1983.
- Сий Веред-Хекв: Вередхер [Моя песня-Страна: Песни], Майкоп, 1989.
- Тлехуч А.М., «Источники и особенности развития адыгейской музыкальной культуры», в сб. Культура и быт черкесов, Адыгейский научно-исследовательский институт, Контакт, выпуск 8,