Шадиром

Намбудири ( произношение ] ) Малайламно : ̄dːi˻i Elite [ nɐɐmbuːdu Fudal Nampūtiri, are a Malayali Brahmin caste, native to what is now the state of Kerala. [ 1 ] Во главе с Azhvanchery Thamprakkal Samrāṭ , Nambudiris были самой высокой кастой в Керале. [ 2 ] [ 3 ] Они владели большой частью земли в регионе Малабар , и вместе с монархами Наир Намбудири сформировали приземленную аристократию, известную как Дженмимар , [ 4 ] [ 5 ] до земельных реформ Кералы, начиная с 1957 года. [ 6 ]
Намбудири традиционно жили в наследственных домах, известных как Илламы , и были описаны антропологом Джоан Менжером как «богатая аристократическая земельная каста из высшего ритуала и светского звания». [ 7 ] Почитаемые как носители санскритского языка и древней ведической культуры, Nambudiris держали больше власти и власти, чем короли, и были «выше и вне политических систем королевств». [ 8 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]

Источник
[ редактировать ]Кералу из берегов Нармады , Кришна , рек Кавери с легендарным творением Кералы Парашурамой , шестым аватаром Вишну Мифология Намбудири связывает свою иммиграцию в . [ 10 ] Согласно этой легенде, регион был создан, когда Парашурама бросил свой топор в море [ 11 ] Хотя известно, что современный регион Кералы когда-то управлялся династией Чера , существует мало информации о его ранней этнографии. [ 12 ] Присутствие брахманов в тамильской стране подтверждается от периода Сангама . Основываясь на том факте, что Nambudiris - это пурвасиха -брахманы, носящие традиционные пучки волос на передней части, TP Махадеван предлагает, чтобы они были потомками этих брахманов Sangam Age , которые переехали на запад в регион Малабар во время калабхры , с теми, кто остается за тем, что в чем -то сегодня Тамил Наду сочиняет брахманов. [ 13 ] [ 14 ] Это отличает их от более поздних апарасиха -брахманов (в своих волосах на спине) мигрантов в Южную Индию, такие как тамильские айеры . По словам Т.П. Махадевана, Намбудирис принес с собой очень раннее повторение махабхараты , которое стало основой языковой версии малаяламского языка. [ 15 ] [ 16 ]
Есть много теорий относительно того, как Nambudiri Brahmins пришли в Кералу, общепринятая точка зрения заключается в том, что они переехали из Северной Индии через Тулунаду или Карнатаку . [ 17 ] Другая теория, основанная на сохранении типов Махабхараты , запоминающихся различными общинами брахманов , указывает на Тамилнаду как основание, из которого они мигрировали в Кералу через палаккадский разрыв , который также является самым большим отверстием в южных западных Гатах и поселился вокруг реки. Bharathappuzha . [ 18 ] Регион вокруг Коимбатора недалеко от Карнатаки - Западной границы Тамилнада , управлял Черас в период Сангама между 1 -м и 4 -м века и служил восточным входом в Палаккад Гэп , основной торговый маршрут между побережью Малабар и Тамилнадом . [ 19 ] Azhvanchery Thamprakkal , который был титульным главой всех Nambudiri Brahmins из Кералы, первоначально имел прямо над частями современного Палаккад Талук. [ 17 ] Позже они двигались на запад вдоль реки Бхаратэппуша и поселились вокруг реки. Наконец, Ажванхри Тампраккал купил Атаванад- Тирунавая в современном Тирур Талук и передал Палаккад Палаккад Раджа С ( Тарур Сварупам ), которые родом из Атаванад . региона [ 17 ] Многие из самых старых поселений Намбудири в Керале расположены вокруг реки Бхаратэппуша . [ 17 ] Королевство Танур , Королевство Валлуванад , Сварупам и Королевство Палаккад , расположенное вокруг реки Бхаратэппуха Перумпадаппу [ 17 ] Введение сценария Гранты , которое впоследствии превратилось в сценарий малаялам , и эволюция малаяламского языка посредством санскритиса среднего тамила тесно связана с брахманами, которые мигрировали через пропасть Палаккад . [ 20 ] [ 17 ]
Антропологи Хайке Мозер и Пол Младший отмечают, что присутствие брахманов Намбудири предшествует 9 -м веку, что подтверждается грантами земли, предоставленными им правящими семьями. [ 21 ] По словам историка Ромилы Тхапар , местные короли и вожди поощряли их переехать в этот район, предлагая такие освобожденные от налоговых земельных грантов в обмен на них в ведических обрядах, которые узаконили бы статус грантоподавателей как правителей. [ 22 ] Они также получили землю и улучшили свое влияние на социально-экономическую жизнь региона, помогая правителям во время войн между династиями Чола и Чера , когда ведические школы были превращены в военные академии. [ 23 ]
Ади Шанкара , одним из самых уважаемых ведических ученых индуизма, был аскет намбудири [ 24 ] [ 25 ] который инициировал протокол разрешения только Намбудириса руководить в качестве главного священника в храме Бадринатх , одного из самых святых храмов для индусов. [ 26 ] Кроме того, духовному лидеру брахманов Намбудири дается название Azhvanchery Thamprakkal Samrāṭ , со словом «Самран», означающего «Император» на санскритском языке. Помимо хранения прав над священным храмом Гурувайура , присутствие и благословения Ажвашри Тампраккала были ритуальной необходимостью во время коронации Заморина , Наира царя Кожикоде . [ 27 ]
Исторически они различали редкие практики, такие как приверженность шраута ритуализму , Пурва-мимаша , и православные традиции, школа индуистской философии и православные традиции [ 28 ] а также многие уникальные обычаи, которые являются уникальными среди брахманов , включая первородство . Кириак Пуллапилли упоминает, что доминирующее влияние набудириса можно найти во всех вопросах, связанных с Кералой , включая религию, политику, общество, экономику и культуру. [ 29 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Работая из своих домов Illam , владение Nambudiris на сельскохозяйственные земли в рамках системы Janmi увеличилось на протяжении многих веков, и, по словам Мозера и младшего, они «создали храмы земли и учили людей правилам касты». Было описано, что Nambudiris несет ответственность за влияние санскрита на малаялам языка Намбудири , дравидийский язык из -за смешивания санскрита и местного тамильского . [ 21 ] [ 30 ]
Средневековая Керала была охарактеризована как олигархия, в которой преобладал Намбудири, которые владели всеми храмами и их дочерними деревнями. [ 31 ] Nambudiris оказал влияние на правящий класс через практику Sambandam , где молодые Nambudiris имели отношения с кшатриейными женщинами или женщинами из верхних слоев касты Наир. Дети таких профсоюзов не считались Nambudiris, а частью их матрилокальных линий. [ 31 ] В результате таких профсоюзов многие цари и правящие вожди в Керале станут потомками отцов Намбудири. Эти договоренности позволили Намбудири получить политическую власть в дополнение к религиозному и культурному доминированию. [ 31 ]
Захват Намбудири на земле поддерживалась посредством практики строгого первородства и патрилинейного наследования. [ 21 ] Несмотря на то, что их более молодые члены имели гипергамные отношения с Нарсом , чьи кастовые традиции были матрилинейными , семьи Намбудири оставались в стороне от общего общества. [ 21 ] Несмотря на то, что историк Эк Пиллай утверждал, что Намбудири из 1100 -х годов применяли матрилинейную полиандрию в ранее патрилинейных общинах этого района, социолог Рэндалл Коллинз считает, что маловероятно, что такое изменение может быть наложено и говорит, что «скорее вероятно, что это был результат результата Процесс брачной политики распространился путем подражания в децентрализованной ситуации соревнования по статусу ». Некоторые другие ученые считают, что матрилинейные обычаи полностью предшествуют периоду и цитируют королевы династии Пандийской, в качестве доказательства для этого. [ 22 ]
Современная история
[ редактировать ]Нежелание Намбудириса адаптироваться к изменениям в более широком обществе сохранялось до первых лет 20-го века, но Байли , что их снижение значения может быть прослежен до периода 1729-1748 . считает гг Сьюзен Айер и Дешастха брахманы из Тамилнада на его государственной службе. Она считает, что решение подорвало связь между брахманами Намбудири и королевской горой в регионе, хотя другие заявили, что влияние Вармы было недолгим и что основной причиной перемен было влияние британских дипломатов, которые работали с Траванкором Махараджа в 19-м. век После прохождения чартерных актов 1833 и 1853 гг. В британском парламенте британцы поощряли работу христианских миссионеров, особенно в предоставлении образования, и начали введение судебной системы, которая окажет значительное влияние на земельные владения, наследство Таможня и соглашения о браке как Намбудириса, так и Нарса. Традиционная основа жизни была оспорена этими и другими изменениями, влияя на также другие основные этнические группы этой области, такие как Эжавы и сирийские христиане . [ 21 ] Как и другие, стремление к социальной реформе стало сильным среди Nambudiris, что привело к формированию движения йогакшема в 1908 году, чтобы агитировать за брак всех младших мужчин в самой общине. Он также был сосредоточен на популяризации изучения английского языка и отмене системы Пурда среди женщин Намбудири. [ 32 ]
Демография
[ редактировать ]
Намбудхири брахманов-это супер-миновое сообщество в Керале. Согласно отчетам переписи 1901 года, они составляют 0,47% от общей численности населения Кералы. [ 33 ] Они являются доминирующими и сильно влиятельными в британском Малабаре , где они составляют более 66% от общей численности населения. [ 34 ] Большинство из них проживают в районах Палаккад и Кожикоде в Южном Малабаре и в районе Каннур в Северном Малабаре . Небольшое население также встречается в Кочинах и Траванкоре . [ 35 ]
Религиозные обычаи
[ редактировать ]
Ведическое обучение
[ редактировать ]Следующие ведические препараты засвидетельствованы среди них. [ 36 ]
- Ригведа, рекордсена Шакала , которая является единственной существующей повреждением Ригведы по всей Индии. Намбудири следуют как Ашваляяна , так и śāṅkhāyana śrauta sūtras . Последний, называемый традицией Каушитаки среди Намбудири, ограничена им. Считается, что каушитаки принадлежали к бахкальскому повреждению Ригведы, но эта повторение вымерла среди Намбудири.
- Яджурведа, Тайттирия Шаха с баудхайаной Шраута и Грих Сатрой С., Вадхула Шраута и Грихю Сутра С. и Агньиша Гыхя Сутра
- Самаведа в « Джаминийском », которая в других местах найдена только среди брахманов, от которых разделилось население Намбудири.
Агникаяна
[ редактировать ]Древний ведический ритуал Агникаяны (Алтарь Огня), который охватывает 12-дневный период и который фарширует Стаал и Роберт Гарднер в значительной степени вымерли в других местах Индии и, таким образом, являются симптомом сопротивления сообщества к изменениям, [ 37 ] Дэвид Книп отмечает, что он все еще регулярно выступает в Андхра -Прадеш и на протяжении веков. [ 38 ]
Внутренняя культура
[ редактировать ]Одежда
[ редактировать ]Традиционно они носили простую ткань вокруг талии, называемой Торту (или Тортумунду ), в домашних условиях. Когда они должны были путешествовать, они носили два набора ткани, кроме того, известный как Вастрам. [ Цитация необходима ]
Намбудирис носил свои традиционные пучки волос ( кушуми или śха ) на передней части, как дикшитары Тамилнада. [ 39 ] [ 40 ]
Брак таможни
[ редактировать ]Семьи Nambudiri Brahmin практиковали более строгую версию первородства , чем общины брахманов в других местах Индии. Под этим обычаем только старший сын мог жениться на женщине Намбудири и, таким образом, произвести наследника семейной собственности. Младшие сыновья были ограничены взаимоотношениями самбандама с не-брахманами, которых Намбудири считали наложниками и чьи потомки не могли наследовать. [ 41 ] Эта традиция ограничивала степень брака в их собственной касте и привела к практике гипергамии с сообществом Наир. Кэтлин Гоф отмечает, что:
Эти гипергамные профсоюзы считались Брахманами как социально приемлемые наложщики , поскольку Союз не был инициирован в ведических обрядах, дети не были узаконились как брахманы, и ни женщина, ни ее ребенок не были предоставлены правами родственников. Однако по матрилинейным кастам те же союзы считались браками, поскольку они выполняли условия обычного брака наяр и служили легитимизированию ребенка как приемлемого члена его матрилинейной линии и касты ». [ 42 ]
Неравенство в кастовом рейтинге в отношениях между мужчиной -брамином и женщиной Наира означало, что женщина не смогла жить со своим мужем (-ами) в семье брахманов и оставалась в своей семье. Дети, полученные в результате таких браков, всегда стали NAIRS. KM Panikkar утверждает, что именно этот тип отношений приводил к матрилинейной и матрилокальной системе. [ 43 ] Также утверждается, что практика, наряду с разумным отбором человека, который связал Тали , составляла часть желательной культуры Наира, благодаря которой они стремятся улучшить свой статус в касте. Кроме того, это:
... Среди более высокопоставленных наяров (и кшатриев и самантанов) в отличие от «обычных» наяров, никакие два подразделения не допустили равного статуса. Таким образом, отношения, установленные Tali-Rite [IE: Thalikettu Kalyanam ] и Sambandham Union всегда были гипергамными. [ 44 ]
Несмотря на то, что в теории гипергамия может вызвать нехватку брачных женщин в самых низких рядах касты и способствовать социальному движению вверх от подразделений Нижнего Наира, задействованные цифры были бы очень малы. Это была не обычная практика за пределами более высоких групп подкасты, и Намбудири в основном остановили практику к 1920 -м годам. [ 44 ]
Koodiyattam (Artform)
[ редактировать ]Форма санскритского театра, известного как Кудияттам , который является родом из Кералы, традиционно покровительствовал Намбудирисом. [ Цитация необходима ]
Примечательные люди
[ редактировать ]- Рахул Исвар , индийский комментатор государственной политики. [ 45 ]
- Намбутири , индийский художник и скульптор. [ 46 ]
- Аккитхэм Ачутан Намбутири , в Интиане писатель. [ 47 ]
- Бабу Намбутири , индийский актер
- MK Sankaran Nambooothiri , музыкальный художник
- Унникришнан Намботутри , индийский актер. [ 48 ]
- Аккитам Нараянан , в индийской краске. [ 49 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джеффри, Робин (1992). "Старая Керала" . Политика, женщины и благополучие . Серия Кембриджа Содружества. Palgrave Macmillan, Лондон. С. 19–33. doi : 10.1007/978-1-349-12252-3_3 . ISBN 978-0292704176 .
- ^ Фуллер, Кристофер (1976). Наяры сегодня . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-0-521-21301-1 .
- ^ Krishna Iyer, K. V. (1938). The Zamorins Of Calicut . Norman Printing Bureau, Calicut.
- ^ Карат, Пракаш (1977). «Организованная борьба Малабарской крестьянства, 1934-1940» . Социолог . 5 (8): 3–17. doi : 10.2307/3516560 . JSTOR 3516560 .
- ^ Наир, Адор К.К. Рамачандран (январь 1986 г.). «Рабство в Керале» . Миттал публикации, Нью -Дели.
- ^ П., Радхакришнан (декабрь 1981 г.). «Земельные реформы в теории и практике: опыт Кералы». Экономический и политический еженедельный . 16 (52): A129 - A137. JSTOR 4370526 .
- ^ Менчер, Джоан (январь 1966 г.). «Намбудири брахманов: анализ традиционной элиты в Керале» . Журнал азиатских и африканских исследований . 1 (3). Лейден: Brill Publishers: 183–196. doi : 10.1163/156852166x00262 .
- ^ Гоф, Кэтлин (1974) [1961]. "Наяры: Центральная Керала". В Шнайдере, Дэвид М.; Кэтлин Гоф (ред.). Матрилинейное родство . Калифорнийский университет. С. 298–384. ISBN 9780520025295 .
- ^ Менчер, Джоан (1966). «Намбудири брахманов из Кералы» . Журнал азиатских и африканских исследований . Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии.
- ^ Мэтью, Джордж (1989). Общая дорога к светской Керале . Концептуальная издательская компания. С. 23–25. ISBN 978-81-7022-282-8 .
- ^ Мозер, Хейке; Младший, Пол (2013). «Керала: множество и консенсус» . В Бергере Петр; Хейдеманн, Фрэнк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Routledge. п. 169. ISBN 978-1-13406-118-1 .
- ^ Мозер, Хейке; Младший, Пол (2013). «Керала: множество и консенсус» . В Бергере Петр; Хейдеманн, Фрэнк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Routledge. п. 170. ISBN 978-1-13406-118-1 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «На южной части махабхараты, миграции Брахмана и палеографии Брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): 4. doi : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Hiltebeitel, Alf (2015). «Представление махабхараты». Религиозные исследования обзор . 41 (4): 153–174. doi : 10.1111/rsr.12271 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «На южной части махабхараты, миграции Брахмана и палеографии Брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): 1–146. doi : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Между империями: общество в Индии от 300 до 400 г. н.э. Оливель, Патрик. Оксфорд: издательство Оксфордского университета. 2006. с. 252. ISBN 9780195305326 Полем OCLC 61821908 .
{{cite book}}
: Cs1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Shreedhara Menon, A (2007). Керала Чаритрам . Коттам: DC Books. Стр. 200–201. ISBN 9788126415885 .
- ^ Махадеван, Тенлапурам П. (2016). «На южной части махабхараты, миграции Брахмана и палеографии Брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 doi : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Subramanian, T. S (28 января 2007 г.). «Римская связь в Тамилнаде» . Индус . Архивировано из оригинала 19 сентября 2013 года . Получено 28 октября 2011 года .
- ^ Доктор К. Айяппа Паникер (2006). Короткая история малаяламской литературы . Тируванантапурам: Департамент информации и связей с общественностью, Керала.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Мозер, Хейке; Младший, Пол (2013). «Керала: множество и консенсус» . В Бергере Петр; Хейдеманн, Фрэнк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Routledge. С. 172–178. ISBN 978-1-13406-118-1 .
- ^ Jump up to: а беременный Коллинз, Рэндалл (1986). Веберийская социологическая теория . Издательство Кембриджского университета. п. 305. ISBN 978-0-52131-426-8 .
- ^ Shanmugam, SV (1976). «Формирование и развитие малаялама». Индийская литература . 19 (3): 5–30. JSTOR 24157306 .
- ^ Дюбуа, Жоэль Андре-Мишель (2014). Скрытая жизнь Брахмана: Веданта Санкары через его комментарии Упанисад, в свете современной практики . Олбани: Suny Press.
- ^ Далал, Рошен (2010). Религия Индии: краткое руководство по девяти основным верующим . Пингвин книги Индия.
- ^ Lochtefeld, James G. (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Am . Розенская издательская группа. п. 78 ISBN 978-0-8239-3179-8 Полем
Бадринатх + Буддийский Храм.
- ^ Балакришна, Н. Наир (1975). «Культура и общество: фестиваль доктора А. Айяппана» . Thomson Press (Индия), Отдел публикаций.
- ^ TP, Махадеван; Фриц, Стаал (2003). «Поворотная точка в живой традиции Сомаягам 2003» . Электронный журнал ведических исследований . 10 (1): 1–29. doi : 10.11588/ejvs.2003.1.743 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Пуллапилли, Кириак К. (1976). «Ижавы Кералы и их историческая борьба за принятие в индуистском обществе» . В Смит, Бардвелл Л. (ред.). Религия и социальные конфликты в Южной Азии . Международные исследования по социологии и социальной антропологии. Тол. 22. Нидерланды: EJ Brill. С. 26–30 . ISBN 978-90-04-04510-1 Полем Получено 9 июня 2011 года .
- ^ Пуллапилли, Кириак К. (1976). «Ижавы Кералы и их историческая борьба за принятие в индуистском обществе» . В Смит, Бардвелл Л. (ред.). Религия и социальные конфликты в Южной Азии . Международные исследования по социологии и социальной антропологии. Тол. 22. Нидерланды: EJ Brill. С. 26–30 . ISBN 978-90-04-04510-1 Полем Получено 9 июня 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Prange, SR (2018). Муссон ислам: торговля и вера на средневековом малабарском побережье . Кембриджский океанический источник. Издательство Кембриджского университета. п. 167. ISBN 978-1-108-34269-8 .
- ^ Menon, A. Sreedhara (1991). Обзор истории Кералы Вишванатан. Стр. 314–3
- ^ «Namboothiris и отчет о переписи 1901 года» . www.namboothiri.com . Получено 19 августа 2024 года .
- ^ Генерал, Индийский офис регистратора (1967). Перепись Индии, 1961 . Менеджер публикаций.
- ^ «Namboothiris и отчет о переписи 1901 года» . www.namboothiri.com . Получено 19 августа 2024 года .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «На южной части махабхараты, миграции Брахмана и палеографии Брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): 17–18. doi : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Мозер, Хейке; Младший, Пол (2013). «Керала: множество и консенсус» . В Бергере Петр; Хейдеманн, Фрэнк (ред.). Современная антропология Индии: этнография, темы и теория . Routledge. п. 173. ISBN 978-1-13406-118-1 .
- ^ Книпе, Дэвид М. (2015). Ведические голоса: интимные повествования о живой традиции Андхра . Издательство Оксфордского университета. п. 46. ISBN 978-0-19939-769-3 .
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (29 января 2016 г.). «На южной части махабхараты, миграции Брахмана и палеографии Брахми» . Электронный журнал ведических исследований . 15 (2): Год: 2014. DOI : 10.11588/ejvs.2008.2.327 . ISSN 1084-7561 .
- ^ Hiltebeitel, Alf (2015). «Представление махабхараты». Религиозные исследования обзор . 41 (4): 153–174. doi : 10.1111/rsr.12271 . ISSN 0319-485X .
- ^ Коллинз, Рэндалл (1986). Веберийская социологическая теория . Издательство Кембриджского университета. С. 300–301. ISBN 978-0-52131-426-8 .
- ^ Гоф, Э. Кэтлин (1961). "Наяры: Центральная Керала" . В Шнайдере Дэвид Мюррей; Гоф, Э. Кэтлин (ред.). Матрилинейное родство . Калифорнийский университет. п. 320. ISBN 978-0-520-02529-5 Полем Получено 9 июня 2011 года .
- ^ Паниккар, Кавалам Мадхава (июль - декабрь 1918 г.). «Некоторые аспекты жизни наяр» . Журнал Королевского антропологического института . 48 : 265 . Получено 9 июня 2011 года .
- ^ Jump up to: а беременный Фуллер, Кристофер Джон (зима 1975). «Внутренняя структура касты наяр». Журнал антропологических исследований . 31 (4): 283–312. doi : 10.1086/jar.31.4.3629883 . JSTOR 3629883 . S2CID 163592798 .
- ^ Архив, из нашего онлайн (2 октября 2018 года). « Рахул Ишвар - мой внук, и я твердо верю в его мышление » . Новый индийский экспресс . Получено 8 мая 2024 года .
- ^ Нагараджан, Сарасвати (7 июля 2023 г.). «Исполнитель Nambothiri Illustrator и Artist Par Exceltence оставляет наследие неизгладимых изображений» . Индус . ISSN 0971-751X . Получено 8 мая 2024 года .
- ^ Наха, Абдул Латиф (24 сентября 2020 г.). "Янсит дай Аккитам " Индус ISSN 0971-751X Получено 8 мая
- ^ «Унникришнань Намбуотири, веселый дедушка« Калььясинасасас »больше нет» больше », - больше нет » The Times of India 20 января ISSN 0971-8 2021 года. Получено 8 мая
- ^ «Тайна геометрических форм» . Индус . 13 декабря 2012. ISSN 0971-751X . Получено 8 мая 2024 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]