Царапание

Скрэтчинг , иногда называемый скрабированием , — это техника ди-джеев и вертушек, перемещается при которой виниловая пластинка вперед и назад по проигрывателю для создания ударных или ритмичных звуков. Кроссфейдер можно на DJ-микшере использовать для одновременного перехода между двумя записями.
Хотя скретч больше всего ассоциируется с хип-хопом , где он появился в середине 1970-х годов, с 1990-х годов он стал использоваться в некоторых стилях EDM, таких как техно , трип-хоп , а также в хаус-музыке и рок-музыке, таких как рэп-рок , рэп-метал. , рэпкор и ню-метал . В хип-хоп культуре скретчинг является одним из показателей мастерства диджея. Диджеи соревнуются в соревнованиях по скрэтчингу на чемпионате мира среди диджеев DMC и IDA (Международной ассоциации диджеев), ранее известной как ITF (Международная федерация вертушек ). На соревнованиях по скретчингу диджеи могут использовать только оборудование, ориентированное на скретч (только проигрыватели, DJ-микшер, цифровые виниловые системы или виниловые пластинки). В записанных хип-хоп песнях нацарапанные «крючки» часто используют отрывки из других песен. Другие музыкальные жанры, такие как джаз , поп и рок, также включают в себя скретчинг. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Прекурсоры
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
Элементарная форма манипулирования проигрывателем, связанная со скретчингом, была разработана в конце 1940-х годов ведущими радиомузыкальных программ, диск-жокеями (ди-джеями) или продюсерами радиопрограмм, которые выполняли свои собственные технические операции в качестве операторов аудиоконсолей . Это было известно как обратная метка и использовалось для поиска самого начала песни (т. е. точки метки) на канавке виниловой пластинки. [ 1 ] Это было сделано для того, чтобы позволить оператору выполнить резервное копирование диска (повернуть пластинку или сам диск проигрывателя против часовой стрелки), чтобы позволить проигрывателю включиться и набрать полную скорость, не испортив первые несколько тактов музыки. с «вау» неправильной, неестественно медленной игрой. Это позволило диктору рассчитать время для своих выступлений и запустить проигрыватель вовремя, когда они хотели, чтобы началась музыка на пластинке.
Обратная реплика была базовым навыком, который должен был освоить весь персонал радиопроизводства, и ее динамика была уникальной для марки профессионального проигрывателя, используемого на конкретной радиостанции. Более старым, более крупным и тяжелым проигрывателям требовалось вращение назад на 180 градусов, чтобы можно было разогнаться до полной скорости; в некоторых новых моделях 1950-х годов использовались алюминиевые пластины и резиновые коврики с тканевой подложкой, которым требовалась треть оборота или меньше, чтобы достичь полной скорости в начале песни. Все это было сделано для того, чтобы представить в эфире музыкальное шоу с наименьшим количеством тишины («мертвого эфира») между музыкой, скороговоркой диктора и записанными рекламными роликами. Обоснование заключалось в том, что любой «мертвый эфир» на радиостанции, скорее всего, побудит слушателя переключить станцию, поэтому дикторы и директора программ инструктировали ди-джеев и дикторов обеспечивать непрерывный, плавный поток звука — от музыки к диктору и предварительной записи. -записанный рекламный ролик под «джингл» (музыкальную тему радиостанции), а затем сразу же снова к музыке.
Обратная метка была ключевой функцией в обеспечении непрерывного музыкального потока. Радиоперсоналу требовалось надежное оборудование, и производители разработали специальные тонармы, иглы, картриджи и легкие проигрыватели, чтобы удовлетворить эти требования.
Тернтаблизм
[ редактировать ]
Современные техники скретчинга стали возможны благодаря изобретению проигрывателей с прямым приводом , что привело к появлению вертушек . Ранние проигрыватели с ременным приводом были непригодны для царапин, поскольку у них было медленное время запуска, а также они были склонны к износу и поломке. [ 2 ] так как ремень порвется из-за обратного вращения или царапин. [ 3 ] Первый проигрыватель с прямым приводом был изобретен Шуичи Обата, инженером компании Matsushita (ныне Panasonic ), [ 4 ] базируется в Осаке , Япония . [ 2 ] В нем отказались от ремней и вместо этого использовали двигатель, приводящий в движение диск, на котором лежит виниловая пластинка. [ 5 ] В 1969 году компания Matsushita выпустила его как SP-10 . [ 5 ] первый проигрыватель проигрывателей с прямым приводом на рынке, [ 6 ] и первый из их влиятельной Technics . серии проигрывателей [ 5 ]
В 1970-х годах хип-хоп-музыканты и клубные диджеи начали использовать это специализированное проигрыватель для проигрывания пластинок вперед и назад, создавая ударные звуки и эффекты - «скрэтчи» - чтобы развлекать публику на танцполе. В то время как радио-диджеи 1940–1960-х годов использовали обратную связь при прослушивании звуков через наушники, так, чтобы публика не слышала, с помощью скретчинга, ди-джей намеренно позволяет публике услышать звуки, которые создаются путем манипулирования пластинкой на проигрывателе. направляя звук с проигрывателя на систему звукоусиления, чтобы зрители могли слышать звуки. Скретчинг был разработан ранними хип-хоп- ди-джеями из Нью-Йорка , такими как Grand Wizzard Theodore , который описывал скретч как « не что иное , как обратную реплику, которую вы слышите в ухе, прежде чем вытолкнуть ее [записанный звук] толпе. " [ 7 ] Он разработал эту технику, экспериментируя с Technics SL-1200 , проигрывателем с прямым приводом, выпущенным Matsushita в 1972 году, когда он обнаружил, что двигатель будет продолжать вращаться с правильными оборотами , даже если ди-джей покачивал пластинку взад и вперед на пластинке. . Африка Бамбаатаа сделала аналогичное открытие на SL-1200 в 1970-х годах. Technics SL-1200 стал наиболее широко используемым проигрывателем в течение следующих нескольких десятилетий. [ 8 ]
Родившийся на Ямайке диджей Кул Херк , иммигрировавший в Нью-Йорк, повлиял на раннее развитие скретчинга. Кул Херк разработал брейк-бит -диджеинг , в котором паузы фанк -песен — самая танцевальная часть, часто с участием перкуссии — были изолированы и повторялись для танцевальных вечеринок на всю ночь. [ 9 ] На него повлияла ямайская даб-музыка. [ 10 ] и разработал свои методы проигрывания проигрывателей, используя Technics SL-1100, выпущенный в 1971 году, благодаря его мощному двигателю, долговечности и точности воспроизведения. [ 5 ]
Хотя предыдущие художники, такие как писатель и поэт Уильям С. Берроуз, экспериментировали с идеей манипулирования катушечной лентой вручную для создания звуков, как в его записи 1950-х годов «Sound Piece»), скрэтчинг винила как элемент хип-хопа hop был пионером в идее сделать звук неотъемлемой и ритмичной частью музыки, а не неконтролируемым шумом. Царапание связано с «чисткой» (с точки зрения редактирования и производства звука), когда катушки открытой катушечной кассетной деки (обычно магнитная аудиокассета диаметром 1/4 дюйма) осторожно вращаются вперед и назад, пока воспроизводящая головка находится под напряжением. и усиливается, чтобы выделить определенное место на ленте, где необходимо сделать монтажный «вырез». Сегодня как скретчинг, так и очистку можно выполнять на цифровых аудиорабочих станциях (DAW), оборудованных для этих методов.
Кристиан Марклей был одним из первых музыкантов, вышедших за пределы хип-хопа. В середине 1970-х годов Марклей использовал граммофонные пластинки и вертушки в качестве музыкальных инструментов для создания звуковых коллажей . Он разработал свое звучание проигрывателя независимо от хип-хоп -диджеев. Хотя он малоизвестен широкой публике, Марклая называют «самой влиятельной на проигрывателях за пределами хип-хопа». фигурой [ 11 ] и «невольный изобретатель вертушек ». [ 12 ]
В 1981 году Грандмастер Флэш выпустил песню « Приключения Грандмастера Флэша на стальных колесах », в которой использовалось множество диджейских техник скретчинга. Это была первая коммерческая запись, полностью сделанная с использованием проигрывателей. В 1982 году Малкольм Макларен и всемирно известная команда Supreme выпустили сингл « Buffalo Gals », в котором обширный скретч сочетался с призывами кадрили , а в 1983 году вышел EP D'ya Like Scratchin'? , который полностью ориентирован на скретчинг. Еще одним релизом 1983 года, в котором заметно присутствует скретч, является сингл Херби Хэнкока " Грэмми Rockit ", удостоенный премии . Эта песня также была исполнена вживую на церемонии вручения премии «Грэмми» 1984 года , а в документальном фильме «Скретч » это выступление упоминается многими ди-джеями 1980-х годов как их первое знакомство с скретчем. Серия компиляций Street Sounds Electro, стартовавшая в 1983 году, также примечательна ранними примерами скретчинга. Также примечательным произведением стала композиция Билла Ласвелла «For A Few Dollars More» — Майкла Бейнхорна из группы Material , выпущенная на 12-дюймовом сингле в Японии и содержащая скретч в исполнении Grand Mixer DXT , еще один пионер скретча.
Основные техники
[ редактировать ]Виниловые записи
[ редактировать ]Большинство царапин возникает в результате быстрого вращения виниловой пластинки на проигрывателе с прямым приводом вперед и назад, держа руку со стилусом («иглой») в канавке пластинки. Это создает характерный звук, который стал одной из самых узнаваемых особенностей хип-хоп музыки. [ 13 ] Со временем из-за чрезмерного царапания игла может вызвать так называемое «выгорание метки» или «прогорание записи». [ нужна ссылка ]
В базовую комплектацию оборудования для скретчинга входят две вертушки и DJ-микшер , который представляет собой небольшой микшер с кроссфейдером и кнопками вызова, позволяющими ди-джею включать новую музыку в свои наушники так, чтобы публика не услышала. [ нужна ссылка ] При скретчинге этот кроссфейдер используется вместе со скретчинговой рукой, которая манипулирует пластинкой пластинки. Рука, управляющая кроссфейдером, используется для включения и выключения звука пластинки. [ нужна ссылка ]
Цифровые виниловые системы
[ редактировать ]Использование цифровой виниловой системы (DVS) заключается в воспроизведении на проигрывателях виниловых дисков, содержимое которых представляет собой сигнал тайм-кода, а не настоящую музыкальную запись.
- Аудиовыходы проигрывателей подключены к аудиовходам аудиоинтерфейса компьютера .
- Аудиоинтерфейс оцифровывает сигнал тайм-кода с проигрывателей и передает его в программное обеспечение DJ на компьютере.
- Программное обеспечение DJ использует эти данные (например, о том, как быстро вращается диск) для определения состояния воспроизведения, скорости, скрежетания аппаратных проигрывателей и т. д., и дублирует эти эффекты в цифровых аудиофайлах или компьютерных треках диджея. использует.
- Управляя пластинами проигрывателей, регуляторами скорости и другими элементами, ди-джей, таким образом, контролирует, как компьютер воспроизводит оцифрованный звук, и, следовательно, может создавать «царапание» и другие проигрывания проигрывателей эффекты в песнях, которые существуют в виде цифровых аудиофайлов или компьютерных дорожек.
Не существует единого стандарта DVS, поэтому каждая форма DJ-программы имеет свои настройки. Некоторое программное обеспечение для диджеев, такое как Traktor Scratch Pro или Serato Scratch Live, поддерживает только аудиоинтерфейс, продаваемый вместе с их программным обеспечением, поэтому для запуска нескольких программ на одном компьютере требуется несколько интерфейсов.
Некоторые программы для цифровых виниловых систем включают в себя:
Не виниловые царапины
[ редактировать ]Хотя некоторые вертушки считают единственным настоящим носителем для царапания виниловый диск, существуют и другие способы царапания, такие как:
- Специализированные DJ- проигрыватели компакт-дисков ( CDJ ) с поворотными колесами , позволяющие ди-джею манипулировать компакт-диском, как если бы это была виниловая пластинка, стали широко доступны в 2000-х годах.
- Эмуляция винила — это программное обеспечение эмуляции , которое может сочетаться с аппаратными элементами, которое позволяет диджею управлять воспроизведением цифровых музыкальных файлов на компьютере через поверхность управления диджея (обычно MIDI или HID- контроллер). Ди-джеи могут скрэтчить, выполнять битматч и выполнять другие операции с проигрывателем , которые невозможно выполнить с помощью обычной клавиатуры и мыши. Программное обеспечение DJ, выполняющее операции со скретчами на компьютере, включает Traktor Pro , Mixxx , Serato Scratch Live & Itch, VirtualDJ, M-Audio Torq, DJay , Deckadance , Cross .
- Ди-джеи также использовали магнитную ленту, например, кассету или катушку на катушку, чтобы микшировать и скретчить. Диджейство на пленках — редкость, но Безжалостный Рэмси [ 14 ] в США, Ти Джей Скретчавит [ 15 ] в Италии и мистера Тейпа [ 16 ] в Латвии для выступлений используют исключительно кассетные форматы.
Звуки
[ редактировать ]К звукам, которые часто царапаются, относятся, помимо прочего, удары барабанов , удары духовых инструментов произнесенных слов , образцы и вокал/тексты из других песен. Можно использовать любой звук, записанный на винил, а проигрыватели компакт- дисков с интерфейсом, похожим на проигрыватель проигрывателей, позволяют диджеям записывать не только материал, который никогда не выпускался на виниле, но также полевые записи и сэмплы с телевидения и фильмов, записанные на CD-R. . Некоторые ди-джеи и анонимные коллекционеры выпускают 12-дюймовые синглы , называемые боевыми записями , которые включают в себя товарный знак, новый или труднодоступный скретч-"корм" (материал). Наиболее узнаваемыми семплами, используемыми для скретчинга, являются семплы «Ahh» и «Fresh», которые берут свое начало из песни « Change the Beat » группы Fab 5 Freddy .
Существует множество техник скретчинга, которые отличаются тем, как движения пластинки сочетаются с открытием и закрытием кроссфейдера (или другого фейдера или переключателя, например, kill-switch , где «открыто» означает, что сигнал слышен, а «закрыто» " означает, что сигнал не слышен). Эта терминология не уникальна; Однако следующее обсуждение соответствует терминологии, используемой DJ QBert на его DVD «Do It Yourself Scratching» .
Основные техники
[ редактировать ]- Бесцветные царапины
- Бэби-скрэтч - самая простая форма скретча, она выполняется только скретчинговой рукой, непрерывными движениями перемещая пластинку взад и вперед, когда кроссфейдер находится в открытом положении.
- Царапина - каракули происходят при быстром передвигании пластинки вперед и назад. Кроссфейдер не используется.
- Перетаскивание царапины - эквивалент детской царапины и каракули, но выполняется медленнее. Кроссфейдер не используется.
- Настройка скретча — выполняется, когда двигатель проигрывателя не работает. Диск пластинки приводится в движение вручную, а затем «настраивается» быстрее и медленнее, чтобы создать скретч. Эту скретч-форму лучше всего исполнять с длинными, продолжительными звуками.
- Гидрофоническое царапание — царапание ребенка со звуком «слеза-царапание», производимым большим пальцем, движущимся в направлении, противоположном тому, как пальцы обычно царапают. Это трение большого пальца добавляет эффект вибрации или реверберации к движениям проигрывателя вперед.
- Надрывная царапина . Надрывная царапина - это царапина, при которой пластинка перемещается в шахматном порядке, разделяя движение вперед и назад на два или более движений. Это позволяет создавать звуки, похожие на «бликовые царапины», без использования кроссфейдера и создавать более сложные ритмические рисунки. Этот термин также может относиться к более простой и медленной версии щебетания.
- Царапина на орбите — описывает любую царапину, чаще всего блики, которая повторяется во время движения пластинки вперед и назад. «Орбита» также используется как сокращение для вспышек в два щелчка.
- Бэби-скрэтч - самая простая форма скретча, она выполняется только скретчинговой рукой, непрерывными движениями перемещая пластинку взад и вперед, когда кроссфейдер находится в открытом положении.
- Трансформаторный скретч - при закрытом кроссфейдере пластинку перемещают царапающей рукой с периодическим "постукиванием" по открывающемуся кроссфейдеру и тут же снова закрывающему его.
- Скрэтч вперед и назад . Скрэтч вперед, также называемый чисткой, представляет собой детский скретч, при котором кроссфейдер закрывается во время движения пластинки назад. Если пластинку отпускают, а не продвигают вперед, это также называется «освободить царапину» или «выпустить». Вырезание передней части пластинки вместо задней части дает «царапину назад».
- Скретч-чириканье . Скретч-чирик включает в себя закрытие кроссфейдера сразу после воспроизведения начала звука, остановку записи в той же точке, затем нажатие ее назад при открытии фейдера для создания «чирикающего» звука. При исполнении с использованием записи ударных это может создать иллюзию удвоенной скорости скретча из-за атаки , создаваемой включением кроссфейдера при движении назад.
- Flare Scratch — начинается с открытого кроссфейдера, затем пластинка перемещается при кратковременном закрытии фейдера один или несколько раз, чтобы отключить звук. Это производит ошеломляющий звук, который может превратить одну «вспышку» в очень быструю серию «щебетания» или «слез». Количество закрытий фейдера («щелчков») во время движения пластинки обычно используется в качестве префикса, чтобы различать варианты. Рассвет позволяет ди-джею непрерывно скретчить, меньше утомляя руки, чем при использовании трансформатора. Блеск можно комбинировать с крабом для чрезвычайно быстрой непрерывной серии царапин.
- Евро-скрэтч - разновидность «бликового скретча», при котором одной рукой одновременно используются два фейдера, чтобы значительно быстрее обрезать звук. Это также можно выполнить, используя только верхний фейдер и переключатель фонокорректора для отключения звука.
- Flare Scratch — начинается с открытого кроссфейдера, затем пластинка перемещается при кратковременном закрытии фейдера один или несколько раз, чтобы отключить звук. Это производит ошеломляющий звук, который может превратить одну «вспышку» в очень быструю серию «щебетания» или «слез». Количество закрытий фейдера («щелчков») во время движения пластинки обычно используется в качестве префикса, чтобы различать варианты. Рассвет позволяет ди-джею непрерывно скретчить, меньше утомляя руки, чем при использовании трансформатора. Блеск можно комбинировать с крабом для чрезвычайно быстрой непрерывной серии царапин.
- Крабовая царапина - состоит из перемещения пластинки при быстром открытии или закрытии кроссфейдера каждым пальцем руки кроссфейдера. Таким образом, ди-джеи могут выполнять трансформации или вспышки гораздо быстрее, чем если бы они манипулировали кроссфейдером всей рукой.
- Твиддл-скрэтч — крабовое царапание только указательным и средним пальцами.
Скретч-комбинации
[ редактировать ]Более сложные комбинации могут быть созданы путем группировки элементарных движений кроссфейдера (таких как открытие, закрытие и постукивание) в последовательности из трех и четырех движений. [ 17 ] За движениями закрытия и постукивания могут следовать открытия и постукивания, а за открытием может следовать только закрытие.
Три последовательности ходов | переключить положение в начале и в конце |
---|---|
открыть-закрыть-кран | закрыто-закрыто |
нажать-открыть-закрыть | закрыто-закрыто |
закрыть-кран-открыть | открыто-открыто |
открыть-закрыть-открыть | закрыто-открыто |
закрыть-открыть-закрыть | открыто-закрыто |
закрыть-тап-тап | открыто-закрыто |
проигрыш-проигрыш | закрыто-закрыто |
тап-тап-открыть | закрыто-открыто |
четыре последовательности ходов | переключить положение в начале и в конце |
---|---|
закрыть-открыть-закрыть-открыть | открыто-открыто |
закрыть-открыть-закрыть-кран | открыто-закрыто |
закрыть-нажать-открыть-закрыть | открыто-закрыто |
закрыть-тап-тап-тап | открыто-закрыто |
закрыть-нажать-нажать-открыть | открыто-открыто |
открыть-закрыть-открыть-закрыть | закрыто-закрыто |
открыть-закрыть-нажать-нажать | закрыто-закрыто |
открыть-закрыть-нажать-открыть | закрыто-открыто |
проиграть-проиграть-проиграть-проиграть | закрыто-закрыто |
тап-тап-тап-открыть | закрыто-открыто |
тап-тап-открыть-закрыть | закрыто-закрыто |
нажать-открыть-закрыть-открыть | закрыто-открыто |
нажать-открыть-закрыть-нажать | закрыто-закрыто |
Обратите внимание, что некоторые последовательности движений в конечном итоге меняют направление переключателя, тогда как другие заканчиваются в таком положении, что их можно немедленно повторить без необходимости переустанавливать положение переключателя. Последовательности, которые меняют направление переключателя, могут быть объединены с последовательностями, которые меняют его в противоположных направлениях для создания повторяющихся шаблонов, или могут использоваться для перехода между методами открытого и закрытого кроссфейдера, такими как щебетание/блики и преобразования соответственно. [ 18 ] Эти последовательности кроссфейдера часто комбинируются с орбитами и разрывами для создания комбинированных царапин, таких как царапина Аквамена, которая происходит по принципу «закрыть-нажать-открыть». [ 19 ]
Субкультура
[ редактировать ]В то время как скретчинг становится все более популярным в поп-музыке, особенно с учетом перекрестного успеха треков в стиле поп-хип-хоп в 2010-х годах, сложные скретчинг и другие профессиональные техники тернтаблизма по-прежнему остаются преимущественно андерграундным стилем, разработанным субкультурой диджеев . Invisibl Skratch Piklz из Сан-Франциско фокусируется на царапинах. В 1994 году группу сформировали диджеи Q-Bert , Disk & Shortkut и позже Mix Master Mike . В июле 2000 года в Сан-Франциско провел Центр искусств Йерба Буэна Skratchcon2000, первый форум DJ Skratch, который обеспечивал «обучение и развитие музыкальной грамотности в стиле скрэтч». В 2001 году Thud Rumble стала независимой компанией, которая работает с ди-джеями над производством и распространением скретч-записей. [ нужна ссылка ]
В 2004 году журнал Scratch Magazine , одно из первых изданий о хип-хоп-диджеях и продюсерах звукозаписи , выпустил свой дебютный номер, пойдя по стопам менее известного журнала Tablist . Pedestrian — британская художественная организация, которая проводит семинары Urban Music Mentors под руководством диджеев. На этих мастер-классах диджеи учат молодежь создавать биты, использовать вертушки для создания миксов, выступать в качестве MC на мероприятиях и исполнять клубные сеты.
Используйте вне хип-хопа
[ редактировать ]Скрэтчинг был включен в ряд других музыкальных жанров, включая поп , рок , джаз , некоторые поджанры хэви-метала (особенно ню-метал ) и некоторые исполнения современной и авангардной классической музыки . При записи часто используются сэмплеры вместо физического царапания виниловой пластинки.
DJ Product©1969, бывший член рэп-рок -группы Hed PE , вспоминает, что панк-рок- группа The Vandals была первой рок-группой, которую он видел, используя скретчинг проигрывателей. [ 20 ] Product©1969 также вспомнил раннюю рэп-метал- группу Proper Grounds, подписавшую контракт с , Мадонны Maverick Records как одну из первых рок-групп, использовавших скретчинг в своей музыке. [ 20 ]
Гитарист Том Морелло , известный своей работой с Rage Against the Machine и Audilave , исполнял гитарные соло , имитирующие скретч, используя переключатель на своей гитаре. Пожалуй, самым известным примером является « Buls on Parade », в которой он создает ритмичные звуки, похожие на скретчи, проводя струны по звукоснимателям, одновременно используя переключатель звукоснимателей в качестве кроссфейдера .
С 1990-х годов скретчинг использовался в различных популярных музыкальных жанрах, таких как ню-метал , примером которого являются Linkin Park , Slipknot и Limp Bizkit . Он также использовался исполнителями поп-музыки (например, Нелли Фуртадо ) и альтернативного рока (например, Incubus ). Скретчинг также популярен в различных стилях электронной музыки , таких как техно .
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Биография Великого Волшебника Теодора Allmusic (также в Artist Direct )
- DJ Grandmaster Flash цитируется в Toop, David (1991). Рэп Атака 2 , 65. Нью-Йорк: Змеиный Хвост. ISBN 1-85242-243-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Том Холмс (18 октября 2013 г.). Руководство Routledge по музыкальным технологиям . Рутледж. п. 17. ISBN 9781135477806 .
- ^ Jump up to: а б Брайан Коулман, The Technics 1200 — Hammer Of The Gods , Medium
- ^ Мир ди-джеев и культура проигрывателей проигрывателей , стр. 43 , Hal Leonard Corporation , 2003 г.
- ↑ Billboard , 21 мая 1977 г., стр. 140.
- ^ Jump up to: а б с д Тревор Пинч, Карин Бийстервельд, Оксфордский справочник по исследованиям звука , стр. 515 , Oxford University Press
- ^ «История проигрывателя, часть II: Взлет и падение» . Reverb.com . Октябрь 2015 года . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Туп, 1991.
- ↑ Шесть машин, которые изменили мир музыки , Wired , май 2002 г.
- ^ https://www.allmusic.com/artist/p312125/biography
- ^ Николас Коллинз, Маргарет Шедель, Скотт Уилсон (2013), Электронная музыка: Кембриджские введения в музыку , страница 105 , Cambridge University Press
- ^ «Кьетил Фалькенберг Хансен» . Архивировано из оригинала 1 января 2010 г.
- ^ allmusic ((( Больше выходов на бис: Кристиан Марклей играет с пластинками... > Обзор)))
- ^ МакНэми, Дэвид (11 января 2010 г.). «Эй, что это за звук: Turntablism» . The Guardian – через www.theguardian.com.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Эспонда (14 марта 2008 г.). "DJ Ruthless Ramsey Scratch Tape Decks" - через YouTube.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Федерико Нарделла (19 сентября 2016 г.). «TJ Scratchavite - Подвал Мэтью» - через YouTube.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Юссуф фон Дек (14 мая 2012 г.). «World Hip Hop Classic - Mr. Tape 1991» - через YouTube.
- ^ Хансен, Кьетил Фалькенберг. «S-нотация (2011)» (PDF) .
- ^ «Курс 5 — Скретч-комбо» . Школа Скретча . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ «DJ Dirty Digits | Аквамен Скретч | Смотри и учись — Академия Scratch DJ» . DJ Грязные цифры | Аквамен Скретч | Смотри и учись — Scratch DJ Academy . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Графическая природа: DJ Product @ 1969 [(hed)PE – одноимённое название] | BEATDUST» . www.beatdust.com . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 г.