Jump to content

Немецкая инквизиция

Немецкая инквизиция была учреждена папой Григорием IX в 1231 году, а первый инквизитор был назначен на территории Германии . Во второй половине XIV века в Германии были организованы постоянные структуры инквизиции, которые, за исключением одного трибунала, просуществовали лишь до времени Реформации первой половины XVI века. В борьбе с еретиками в Германии инквизиция всегда играла второстепенную роль по сравнению с церковными судами .

Географически территория юрисдикции немецкой инквизиции с 14 по 16 века охватывала церковные метрополии: Майнц , Кёльн , Зальцбург , Бремен и Магдебург , а также Трирскую архиепископию (без суфражисток ), [ 1 ] ( Базельская епархия принадлежащая провинции Безансон ), освобожденные от уплаты пошлины епархии Бамберг , Мейсен и Померания , а также Ливонские территории, принадлежавшие Тевтонскому ордену . [ 2 ] Бургундия и Лотарингия, а до 1515 года также южные Нидерланды, хотя и входили в состав Священной Римской империи , подчинялись французским инквизиторам, назначаемым провинциалом доминиканцев в Париже. [ 3 ]

Еретики в Германии с 11 по 13 век.

[ редактировать ]

Первое упоминание о еретиках в позднесредневековой Германии относится к 1051 году, когда император Генрих III , вопреки протестам католического духовенства, приказал повесить в Госларе нескольких человек , считавшихся манихеями из-за их отказа убивать животных и употреблять мясо. Однако об этой группе мало что известно. епархии действовал Танхельм Утрехтский Около 1114/1115 года в Утрехтской , которого также обвиняли в ереси. Однако более вероятно, что он был просто радикальным и бестактным религиозным реформатором, который слишком сильно противодействовал коррумпированному духовенству Утрехта. В любом случае, после его убийства в 1115 году его движение рухнуло. Начиная с 1143 года, присутствие дуалистической секты катаров было зафиксировано в Рейнской области , которая с самого начала была встречена враждебно. В 1143 году граф Отто фон Рейнек сжег трёх катаров в Бонне , и в тот же и последующие годы происходили внесудебные расправы над катарами, захваченными в Кёльне и Льеже . Католическое духовенство и в то время выступало против преследований еретиков. В 1163 году в Кёльне вновь произошли внесудебные расправы над катарами, вскоре после этого они были изгнаны из Майнц . Однако, похоже, что эта секта не пустила прочных корней в Германии. Свидетельства его присутствия в Германии в первой половине XIII века неоднозначны, а позднее вообще отсутствуют. [ 4 ]

Гораздо большую роль в истории немецкого инакомыслия до Реформации играло вальденсское движение, которое с конца XII века приобретало всё более широкое распространение, особенно в Рейнской области, Австрии и Баварии , а позднее также в Бранденбурге и Померания . [ 5 ] Именно против вальденсов была направлена ​​одна из первых организованных широкомасштабных репрессивных акций. Генрих Веринген В 1212 году епископ Страсбурга обнаружил в своей епархии вальденсов и в результате проведенного расследования выявил целых 500 подозреваемых, 80 из которых были сожжены на костре. [ 6 ]

В марте 1232 года император Фридрих II официально приказал, чтобы все люди, виновные в ереси в Германии, были наказаны смертной казнью через сожжение на костре, если они не подчинятся церкви. [ 7 ]

Конрад Марбургский

[ редактировать ]
Конрад фон Марбург – первый папский инквизитор

С 1227 года проповеди против еретиков в Германии читал Конрад фон Марбург , духовник Елизаветы Тюрингской . В октябре 1231 года папа Григорий IX расширил его мандат, назначив его делегатом-судьей по борьбе с еретиками. Таким образом, Конрад стал первым папским инквизитором в истории, хотя формально и до, и после этой даты он носил титул только как Praedicator Verbi Dei (Проповедник Слова Божьего), а не как Inquisitor haereticae pravitatis (Инквизитор еретических извращений). как был официальный титул папских инквизиторов после 1233 года. [ 8 ]

Конрад выбрал в помощь несколько фанатичных соратников, в том числе Конрада Дорсо и Джона Одноглазого . Их деятельность быстро вызвала страх. По свидетельствам современников, они не дали обвиняемым возможности защититься. Те, кто признавался в ереси, получали отпущение грехов , а в качестве покаяния им брили головы в знак позора. Те, кто настаивал на своей невиновности, были приговорены к сожжению без должной проверки обвинений. Сам Конрад и его помощники осознавали произвольность своих методов и опасность ошибки, но, как сообщается, они утверждали, что сожгли бы сотню невиновных, если бы среди них оказался хотя бы один виновный. [ 9 ] В этих условиях инквизиторская деятельность вызывала протесты и со стороны католиков, в том числе духовенства. Архиепископ Зигфрид III фон Эппштейн Майнцский наконец сделал выговор Конраду, призвав его к умеренности. Однако Конрад проигнорировал эти призывы. Он был уверен в поддержке Папы Григория IX, которому сообщил о существовании в Германии секты поклонников Люцифера . На основании этих сообщений папа в июне 1233 года издал в Раме папскую буллу Vox in Rama , повторив в ней фантастические обвинения, выдвинутые Конрадом против немецких еретиков. Позиция Конрада и его сотрудников оставалась непоколебимой до тех пор, пока Конрад не обвинил графа Сайна в ереси. Граф обратился к архиепископу Майнца, и Конрад был вынужден подчиниться его власти. На синоде 25 июля 1233 г. с графа были сняты обвинения, несмотря на протесты инквизитора. Пять дней спустя Конрад был убит, а вскоре после этого Конрада Дорсо и Джона Одноглазого постигла та же участь. Синод во Франкфурте в 1234 году реабилитировал около 50 человек, осужденных Конрадом фон Марбургом. [ 10 ]

В 1231 и 1232 годах Папа Григорий IX издал идентичные папские буллы под названием Ille humani Generis доминиканцам из монастырей в Регенсбурге (22 ноября 1231 г.), Фризахе (27 ноября 1231 г.), Вюрцбурге (2 марта 1232 г.) и Страсбурге (2 декабря 1232 г.). ), поручив им антиеретические задачи. Однако, скорее всего, объем этих задач ограничивался пастырской деятельностью и обеспечением деятельности епископских судов, а не охватывал инквизиторские полномочия в строгом смысле слова. [ 11 ]

С 1233 по 1348 год.

[ редактировать ]
Бегин , гравюра конца XV ​​века.

Синод во Франкфурте 1234 года действительно ознаменовал конец существования папской инквизиции в Германии, продолжавшегося более ста лет. Борьба с ересью в этот период находилась в руках епископов, однако до конца XIII в. не обнаружено никаких следов каких-либо значительных антиеретических действий. [ 12 ] Известно лишь, что около 1266 года в епархии Пассау велось расследование против вальденсов , а полученные показания были использованы одним из анонимных следователей для подробного описания их учения, хотя подробный ход и результаты этого расследования остаются неизвестными. [ 13 ]

Лишь в начале XIV века немецкие епископы предприняли более энергичные действия против еретиков. С 1311 по 1315 год и снова около 1338 года в Австрии происходили многочисленные судебные процессы и казни над вальденсами. [ 14 ] В 1336 году такая же секта была обнаружена в Бранденбурге. Чуть раньше в Германии началась охота на предполагаемых приверженцев так называемых « Братьев свободного духа» , осужденных декретом Венского собора Ad nostrum . Скорее всего, никогда не существовало единого братства или объединения, исповедующего подобную ересь; скорее, этот термин относился просто к определенной группе неортодоксальных взглядов, приписываемых главным образом членам светских религиозных объединений неопределенного канонического статуса (таких как бегины и бегарды ) и различным религиозным чудакам. Первые гонения на секту «Братья свободного духа» произошли в Страсбурге с 1317 по 1319 год под руководством местного епископа Иоанна Дирфейма. Суды также проходили в других местах, в том числе в Кельне (1326 г.), Меце (1335 г.), Магдебурге (1336 г.), Констанце (1339 г.), Зальцбурге (1340 г.) и Вюрцбурге (1342 г.). [ 15 ]

Все вышеупомянутые гонения были делом рук епископских судов. За более чем сто лет после 1233 года не известно ни одного случая назначения папского инквизитора в Германии. [ 16 ] хотя в Польше и Богемии, расположенной дальше на восток, папские инквизиторы были уже с 1318 года, а в Венгрии - с 1327 года. [ 17 ] Возможно, объяснением этому могло быть то, что император Людовик IV (умер в 1347 г.) вел враждебную папству политику и какое-то время даже поддерживал антипапу Николая V (1328–1330). Лишь после восшествия на престол Карла IV в 1348 году отношения между папством и империей потеплели. В том же году в Германии был учрежден трибунал папской инквизиции. [ 18 ]

С 1348 по 16 век.

[ редактировать ]

Папская инквизиция

[ редактировать ]
Гравюра XV века с изображением жгутиков.

В 1348 году папа Климент VI назначил монаха-доминиканца Иоганна Шадланда [ pl ] из Страсбургского монастыря инквизитором Германии. Его кандидатура была подтверждена Папой Иннокентием VI в 1353 году с особым мандатом на борьбу с доктринальными ошибками, распространяющимися среди общин бегхардов. Однако трудно оценить, насколько серьезно папство относилось к угрозе ереси, учитывая, что Шадланд был назначен единственным инквизитором для всей Германии. Несмотря на его решимость собрать средства для организации трибунала, сохранилось очень мало записей о его реальной антиеретической деятельности. Он не получил финансовой или организационной поддержки со стороны немецкой епископальной конференции или светских властей. В конце концов, в 1359 году папа Иннокентий VI назначил его епископом Хелмно , не назвав преемника на инквизиционную должность. [ 19 ]

Истинным архитектором папской инквизиции в Германии был папа Урбан V , который в 1364 году назначил четырех доминиканских инквизиторов: Вальтера Керлингера для Саксонии, Генриха Агро для архиепархии Майнца, Людвига де Калиги для архиепархий Кельна и Трира и Джона де Монеты. для Зальцбургской архиепархии. Как и в случае с Шадландом, их задачей была борьба с Братьями Свободного Духа, в основном среди Бегардов и Бегинов. Уолтер Керлингер, в частности, продемонстрировал большое рвение в своей роли. С 1367 по 1369 год в Эрфурте он наказал более 200 бегхардов и бегинов, изгнал такое же количество из города, а также руководил судебными процессами в других местах. Его действия получили значительную поддержку со стороны императора Карла IV, издавшего в 1369 году несколько указов в поддержку инквизиции. [ 20 ]

Герб Доминиканского ордена

В 1372 году папа Григорий XI уполномочил настоятеля доминиканской провинции Тевтония (южная и западная Германия) назначать инквизиторов (до пяти) по всей Германии, включая территории, находящиеся под провинцией Саксония (северная и восточная Германия и Ливония). Это решение стало кульминацией формирования постоянных структур папской инквизиции в Германии. [ 21 ]

Несмотря на поддержку императора, деятельность инквизиторов против бегардов и бегинов вызвала многочисленные протесты со стороны духовенства и мирян, считавших обвинения в адрес этих общин несправедливыми. В ответ на эти протесты Папа Григорий XI издал папские буллы в 1374 и 1377 годах, рекомендуя проявлять большую осторожность в судебных процессах против членов этих ассоциаций, подчеркивая, что большинство из них были добрыми и набожными католиками, и лишь немногие впадали в доктринальные ошибки. Эти буллы почти идеально совпали со смертью Вальтера Керлингера (1373 г.), что привело к значительному спаду деятельности папской инквизиции на несколько лет. [ 22 ]

Деятельность папской инквизиции возродилась во время понтификата Папы Бонифация IX (1389–1404). Вновь прошли суды над предполагаемыми сторонниками «Братьев свободного духа» в Австрии, Кёльне и Мекленбурге. Особую активность проявил инквизитор Саксонии Эйлард Шеневельд, сожгший четырех человек в нескольких городах Прибалтики в период с 1402 по 1403 год. [ 23 ] Однако в преследовании вальденсов в восточной и южной Германии во время правления Бонифация IX папские инквизиторы почти не участвовали, за исключением процессов в Майнце в 1389 году и Страсбурге в 1400 году. [ 24 ]

В 1399 году Бонифаций IX реорганизовал папскую инквизицию в Германии, разрешив каждой доминиканской провинции Саксонии назначать до шести инквизиторов в своей провинции, тогда как до этого времени только провинция Тевтонии имела право назначать, и то не более пяти по всей Германии. [ 25 ] Тем не менее, в 1409 году провинциал Тевтонии все же назначил инквизитора в провинции Саксония, ссылаясь на буллу Григория XI от 1372 года. [ 26 ] Самые ранние следы такого разрешения со стороны провинции Саксония относятся ко второй половине XV века. [ 27 ]

В 1414 году инквизитор Генрих Шеневельд председательствовал на процессах над 84 членами милленаристской секты флагеллантов в Зангерхаузене , Тюрингия. Он приговорил троих человек к смертной казни, а остальные получили покаянные меры за отказ от ереси. После отъезда инквизитора местные власти проигнорировали его приговоры, сожгли на кострах всех еретиков и организовали в округе охоту на их сторонников. Всего в том году в Тюрингии светскими судами на кострах было сожжено не менее 168 человек (возможно, даже около 300). [ 28 ]

, Констанцский собор проходивший между 1414 и 1418 годами, защищал общины бегинов и бегардов, окончательно положив конец их преследованиям. Суды над предполагаемыми последователями Братьев Свободного Духа время от времени происходили до 1458 года, но они касались только отдельных религиозных эксцентриков, а не более крупных групп или сообществ. [ 29 ]

Гораздо более значимым решением, принятым Констанцским собором, было осуждение гуситизма . Во время его заседаний два лидера этого движения, Ян Гус и Иероним Пражский , были сожжены на костре. На протяжении XV века многие миссионеры из Богемии пытались распространять гуситские взгляды в Германии. Кроме того, на востоке после периода гонений с 1389 по 1404 годы вновь возникли вальденсские общины, которые, по сути, установили дружеские отношения с чешскими гуситами. Однако, как ни парадоксально, папские инквизиторы почти не участвовали в борьбе с гуситами и вальденсами. [ 30 ] Единственными значительными антиеретическими действиями папской инквизиции после Констанцского собора были процессы над флагеллянтами в Нордхаузене в 1434 и 1446 годах, а также в Тюрингии в 1454 году. [ 31 ] Кроме того, в 1425 году на несколько лет инквизиторская должность в архиепископстве Майнца была отнята у доминиканцев по неизвестным причинам, а папа Мартин V Джона Лагенатора, профессора Гейдельбергского университета . назначил инквизитором [ 32 ]

Йоханнес Рейхлин

Во второй половине XV века деятельность папской инквизиции в Германии почти полностью прекратилась. Хотя власти Доминиканского ордена регулярно производили назначения, а число инквизиторов даже увеличилось по сравнению с предыдущим периодом, большинство из них относилось к инквизиторской должности исключительно как к почетному знаку отличия и не занималось никакой антиеретической деятельностью. Почти все немецкие инквизиторы этого периода были одновременно настоятелями монастырей, викариями орденских «наций», [ а ] профессора университетов и даже провинциальные настоятели ордена, часто совмещающие несколько таких функций. [ б ] Некоторые, такие как Герхард фон Эльтен и Якоб Шпренгер , участвовали во внутренней реформе Доминиканского ордена . Два самых известных из немногих процессов над ересью, проведенных папскими инквизиторами за последние 50 лет до появления Мартина Лютера , а именно суд над Иоанном Рушератом в 1479 году (инквизитор Герхард фон Эльтен) и суд над Иоганном Рейхлином в 1513 году (инквизитор Якоб van Hoogstraaten ), были примерами того, как профессора университетов использовали следственную должность для сведения счетов с оппонентами в академически-научной среде. Эти процессы, особенно суд над Рейхлином, значительно подорвали престиж папской инквизиции в Германии. [ 33 ]

Исключением по инквизиторскому рвению был Генрих Крамер , назначенный в 1479 году инквизитором Верхнегерманского округа. [ с ] Он был убежденным сторонником теории реальности и универсальности колдовских преступлений и пытался развязать охоту на ведьм сначала в Констанцской епархии (с 1481 по 1484 год), а затем в Тирольской Бриксенской епархии (1485 год). Однако эти инициативы не получили ожидаемой поддержки со стороны местных властей. Крамер, ранее отличившийся в полемике с соборниками , защищавшими авторитет Апостольского Престола , сумел заручиться поддержкой Папы Иннокентия VIII (папская булла Summis desiderantesaffibus от 5 декабря 1484 г.), а в 1486/1487 г. написал и опубликовал книгу Malleus Maleficarum — пособие для охотников на ведьм. Деятельность Крамера была исключением, и вскоре он вступил в конфликт с религиозными властями, осудившими его в 1490 году за различные проступки. [ 34 ]

В 1515 году в северо-западной части Империи была основана новая доминиканская провинциальная территория — Нижняя Германия ( Germania Inferioris ), которая позднее, к 1525 году, стала отдельной единицей в территориальных структурах папской инквизиции. В 1542 году провинциал Нижней Германии получил от Папы право назначать инквизиторов в нескольких голландских епархиях. [ 35 ]

Появление Мартина Лютера в 1517 году произошло в тот момент, когда папская инквизиция на протяжении более полувека практически не занималась преследованием еретиков, а ее престиж в немецких землях в связи с судом над гуманистом Иоганном Рейхлином был близок к нулю. . Публикация брошюры Epistolæ Obscurorum Virorum в 1516 году высмеивала инквизиторов как отсталых личностей, противопоставляя их «современным» гуманистам , включая Рейхлина. Также деятельность индульгенций проповедника Иоганна Тецеля , который был инквизитором в Польше, ослабила престиж и положение этого учреждения. Эти обстоятельства, а также отсутствие достаточной организационной поддержки означали, что немецкая инквизиция не смогла отреагировать на появление Лютера. [ 36 ]

Епископальная инквизиция

[ редактировать ]
Епархии и церковные провинции в Германии около 1500 г.

Учреждение папской инквизиции не ослабило антиеретической деятельности немецких епископов и делегированных ими епархиальных инквизиторов. В 1350 году инквизиторы архиепископа Магдебургского приговорили беггарда Константина к смертной казни. [ 37 ] В 1360-е годы инквизитор Генрих Оломоуцкий провел множество процессов против австрийских вальденсов в епархии Пассау , а в 1378/1379 году гонения на вальденсов происходили и в Нюрнберге ( Бамбергская епархия). [ 38 ] В 1374 году по инициативе епископа Страсбурга Ламберта против Бегина было проведено расследование, которое затронуло также францисканцев и доминиканцев третьего ордена . [ 39 ]

В 1380-х годах в восточной и южной Германии начались масштабные преследования вальденсов, достигшие своего пика в следующем десятилетии. В основном это были работы двух странствующих инквизиторов: Петра Цвикера из Ордена Целестины и священника Мартина Амбергского из Пражской епархии. Мартин начал свою карьеру в Регенсбурге в 1381 году в качестве инквизитора, делегированного архиепископом Праги Яном , который служил папским легатом в этом регионе. Затем он проводил процессы против вальденсов в Вюрцбурге , Эрфурте , Бамберге , Богемии и на австро-венгерской границе (до 1401 года). Петер Цвикер первоначально сотрудничал с Мартином в Эрфурте в 1391 году, затем проводил исследования в Померании (с 1392 по 1394 год), Австрии (с 1391 по 1403 год, с перерывами) и Венгрии (1400/1401). Эти расследования охватили несколько тысяч подозреваемых, к которым в целом относились довольно снисходительно, хотя в Эрфурте в 1391 году и в Штайре , Австрия, в 1397 году многие вальденсы были сожжены на кострах. Эти инквизиторы, хотя и действовали во многих епархиях, никогда не имели папского мандата на свои действия. Вероятно, катализатором этой кампании стали довольно многочисленные обращения среди вальденсских лидеров в 1380-х годах. Получая от них информацию о верующих во многих регионах, Петер Цвикер и Мартин Амбергский переезжали из епархии в епархию, каждый раз добиваясь разрешения у местного епископа, но на самом деле эти гонения были их низовой инициативой. Под их влиянием архиепископ Майнца Конрад фон Вайнсберг также приказал провести расследование в своей епархии (процесс в Бинген в 1392 г.), как и епископ Фридрих фон Оттинген Эйхштеттский (1395 г.), а в Аугсбургской епархии Генрих Ангермайер по собственной инициативе (хотя и с одобрения местного епископа) вел инквизиторскую деятельность с 1393 по 1394 г. [ 40 ]

Как и в случае с вальденсами, усилия по противодействию влиянию гуситизма в Германии после Констанцского собора почти исключительно предпринимались епископскими судами. В 1420-е годы в Регенсбурге, Магдебурге, Вюрцбурге и Шпейере были схвачены и сожжены несколько гуситских миссионеров, но в целом широкой поддержки в Германии это движение не получило. С другой стороны, немецкие вальденсские общины установили дружеские контакты с чешскими гуситами, о чем свидетельствуют дела, проведенные епископскими инквизиторами в Вюрцбурге (1446 г.), Бранденбурге (1458 и 1478/1480 гг.), Страсбурге (1458 г.), Эйхштетте (1460 г.). , Наумбургская епархия (1462 г.) и Вена (1468 г.). [ 41 ] В 1481 году в Хальберштадтской епархии также произошел, вероятно, последний в истории суд над бичевателем. [ 42 ]

Реформация

[ редактировать ]
Реформация, начатая Мартином Лютером, положила конец инквизиции в Германии.

начатая Мартином Лютером в 1517 году, Реформация, положила конец деятельности инквизиции на немецких землях. Многие из них (в том числе курфюршества Саксонии , Пфальца и Бранденбурга , герцогства Мекленбург и Померания , Гессен и т. д.) приняли протестантизм , секуляризовали церковную собственность и распустили монастыри, в том числе Доминиканский орден, на котором основывалась инквизиция. И наоборот, в католических странах (Австрия, Бавария) репрессии против еретиков к концу 1520-х годов переместились в светские суды, заменив слабую и неэффективную церковную судебную систему. [ 43 ] Доминиканские инквизиторы регулярно назначались в три рейнские метрополии (проживающие в Кельне), но эти назначения также были прекращены во второй половине 16 века. [ 44 ]

В Нидерландах ( Germania Inferioris ) монастырские власти назначали титулярных инквизиторов до конца 16 века, причем двое последних умерли в 1608 году. Однако после того, как император Карл V учредил государственную церковную голландскую инквизицию между 1522 и 1525 годами, они играли никакой роли в борьбе с ересью. [ 45 ] [ 46 ]

Фактическая отмена инквизиции в Германии в первой половине XVI века ни в коей мере не привела к религиозной толерантности. Передача дел о ереси в светские суды первоначально привела к значительному усилению интенсивности и жестокости преследований еретиков на некоторых немецких территориях в масштабах, невиданных в предыдущие века. Хотя репрессии потерпели полную неудачу против основных течений Реформации, получившей поддержку многих князей и городов, многие члены радикальной секты анабаптистов стали жертвами преследований. Император Карл V Габсбург приказал наказать их смертной казнью как мятежников, независимо от их окончательного раскаяния. С 1527 по 1618 год светские суды в Германии приговорили к смертной казни около 850 анабаптистов, причем почти 80% из них были сожжены в Австрии и Тироле в период с 1527 по 1533 год. Небольшая часть этих казней произошла в регионах, где прошла Реформация. Эти репрессии постепенно ослабли после Аугсбургского мира 1555 года. [ 47 ] Однако даже тогда Германия не стала страной без ставок. Начиная примерно с 1560 года, Германия стала основным регионом охоты на ведьм на протяжении почти двухсот лет, унеся по меньшей мере 20 000 жертв, что намного больше, чем преследования еретиков в этой стране инквизицией, епископальными судами и светскими судами, вместе взятыми за предыдущие пять лет. сто лет. [ 48 ] Однако папская инквизиция к этому не имела никакого отношения, а в 17 веке Римская Святая канцелярия даже вмешалась, чтобы смягчить эти процессы в католических немецких странах и Швейцарии . [ 49 ]

Статистика судебных процессов и казней

[ редактировать ]

Суды папской инквизиции

[ редактировать ]
Титульный лист книги Malleus Maleficarum (издание 1520 г.) инквизитора Генриха Крамера

Количество приговоров папской инквизиции в Германии, как и в других регионах, установить сложно из-за недостаточного количества источников. Информация о деятельности первого инквизитора Конрада фон Марбурга почти всегда расплывчата, упоминается «большое количество сожженных» и то, что многие ложно признались, чтобы избежать смертной казни. Тем, кто сознался, сохраняли жизнь, но в знак позора брили головы. Единственные конкретные числовые данные относятся к четырем еретикам, сожженным в Эрфурте в мае 1232 года, и примерно к 50 лицам, освобожденным и реабилитированным синодом во Франкфурте в 1234 году, ранее осужденным Конрадом. [ 50 ] Одна летопись предполагает, что он сжег около тысячи обвиняемых, но это число невозможно проверить и, скорее всего, оно преувеличено. [ 51 ]

Нет никакой информации, позволяющей предположить, что инквизитор Иоганн Шадланд когда-либо участвовал в процессах против еретиков. Однако вполне вероятно, что повторный суд над Бегардом Бертольдом фон Рорбахом в 1356 году, приведший к его сожжению на костре, проводился им или, возможно, его викарием . [ 52 ]

Что касается инквизиторов, назначенных в 1364 году, то более подробная информация имеется только о деятельности Вальтера Керлингера. В ходе судебных процессов над бегинами и бегардами в Эрфурте с 1367 по 1369 год он сжег трех человек, наложил епитимью на более чем двести, а еще около двухсот бежали из города. В 1369 году он арестовал в Нордхаузене 40 бегинов и бегардов, из которых семеро были приговорены к смертной казни. Известно только, что Генри Агро сжег бегина Мета фон Вестхове в Страсбурге в 1366 году. Точно так же Людвиг Калига отлучил от церкви одного священника-еретика в Зосте и, возможно, действовал против бегинов и бегардов в Кельне, но никаких дальнейших подробностей неизвестно. [ 53 ] [ 54 ]

Инквизитор Йоханнес Арнольди председательствовал на суде над 18 вальденсами в Майнце в 1389 году, которые отреклись от ереси и приняли наложенное им покаяние. Ранее он участвовал в процессах против Гартмана дер Бирмана в Страсбурге (1384 г.) и Яна Мюзингера в Ульме (1385 г.), которые также отреклись от ереси. [ 55 ] Его преемник Николаус Бёкелер в 1391 году провел в Страсбурге суд над Яном Малкау, который в конечном итоге был приговорен к ссылке; Суд носил политический характер, его настоящая причина заключалась в том, что Малкау поддерживал папу Бонифация IX , в то время как инквизитор поддерживал антипапу Климента VII . [ 56 ] В 1400 году тот же инквизитор арестовал в Страсбурге 32 вальденса и одного бегина; один вальденс был сожжен, а остальные обвиняемые получили покаянные сроки или были изгнаны из города. [ 57 ] Возможно, казни бегинов и бегхардов в Гейдельберге около 1393 года, известные лишь по случайному упоминанию в протоколах другого процесса, также были осуществлены Бёкелером. [ д ] [ 58 ]

В 1393 году инквизитор Александр Кельнский сжег некоего Бегарда, а три года спустя в Вене Джон Штаудер приговорил к смертной казни троих своих соратников, в том числе лидера секты Николая Базельского, хотя одному удалось бежать. Точно так же в Ростоке в 1394 году за ересь сожгли Хелике Порса; приговор, скорее всего, вынес инквизитор Дитрих Колле. Инквизитор Эйлард Шеневельд сжег четырех человек в разных городах Балтии с 1402 по 1403 год. [ 59 ] Его родственник Генрих Шеневельд сжег вальденса Якоба Шредера в Бранденбурге в 1411 году. [ 60 ] а в 1414 году он сжег троих из 84 человек, осужденных за принадлежность к секте Флагеллантов в Зангерхаузене , наложив на остальных епитимью. Однако после его отъезда местные власти организовали массовые расправы над подозреваемыми как в Зангерхаузене, так и в окрестностях, сжигая на кольях как приговоренных к смертной казни, так и кающихся (всего не менее 168 человек). [ 61 ]

Якоб фон Зост председательствовал на суде над священником Джоном Палборном в 1421 году, обвиненным в ереси за критику привилегий нищенствующих орденов. Дело почти дошло до папской курии, но к Палборну в конечном итоге отнеслись снисходительно. [ 62 ] Инквизитор Иоанн Франкфуртский из Майнцской митрополии приговорил гусита Яна Фюйгера к смертной казни в Вюрцбурге в 1429 году. [ 63 ] Инквизитор Генрих Кальтейзен сжег одного Бегарда в Майнце в 1458 году. [ 64 ] а ранее, около 1435 г., заочно осудил одну женщину как адепта черной магии. [ 65 ]

В 1434 и 1446 годах в Нордхаузене проходили процессы над флагеллантами. На первом процессе инквизитор Конрад фон Вестхаузен никого не приговорил к смертной казни, а на втором процессе инквизитор Фридрих Мюллер сжег 12 из 13 обвиняемых. Тот же инквизитор сжег двух еретиков в Геттингене в 1453 году после публичных дебатов с ними. [ 66 ] а год спустя он участвовал в процессах над флагеллянтами в Штольберге и, вероятно, также в Зангерхаузене, где в общей сложности было сожжено 52 человека. Однако скудные источники предполагают, что эти преследования были в основном инспирированы светскими властями. [ 67 ]

В 1479 году инквизитор Герхард фон Эльтен из Кельна председательствовал на суде над Яном Ручератом, приговоренным к тюремному заключению. [ 68 ] В 1477 году инквизитор Иоганнес Кравинкель из Дортмунда обвинил некоего Ховета в ереси, но суд не продолжился, поскольку епископ Мюнстера Генрих фон Шварценбург отказался сотрудничать с ним. [ 69 ] Несколько лет спустя викарий этого инквизитора приговорил предполагаемую ведьму к сожжению на костре в Оснабрюке . [ 70 ]

Инквизитор Генрих Крамер, прославившийся как охотник на ведьм и автор « Malleus Maleficarum» епархии , утверждал, что между 1481 и 1486 годами он сжег 48 ведьм, в основном в Констанцской , а в 1491 году заявил, что судил более 200 ведьм. Сохранившаяся документация подтверждает судебный процесс в Равенсбурге в 1484 году, где Крамер обвинил в колдовстве восемь человек, двое из которых были сожжены, и судебное разбирательство в Инсбруке в 1485 году. Там Крамер арестовал семь женщин, но благодаря вмешательству епископа Бриксена этого не произошло. был вынесен обвинительный приговор. Чуть раньше, в 1480 году в Аугсбурге , Крамер обвинил местного каноника и «бегина» в ереси, но не сумел доказать их вину. [ 71 ] [ 72 ]

Якоб ван Хугстратен, инквизитор Кельна, в 1512 году приговорил к костру еретика Германа фон Риссвика, «рецидивиста», которого инквизитор Утрехта Ян ван Омматен оправдал в 1502 году. [ 73 ] Однако самым известным процессом с участием этого инквизитора стал процесс над известным гуманистом и гебраистом Иоганном Рейхлином, состоявшийся в 1513 году. чтобы судебное разбирательство было возобновлено. В конечном итоге все дело закончилось осуждением произведений Рейхлина Папой Львом X в 1520 году, но единственным наказанием для автора был приказ о затыкании рта и обязательство оплатить судебные издержки; формально он не был признан еретиком. [ 74 ] Тот же инквизитор в 1525 году сжег в Утрехте Виллема Диркса, сторонника Мартина Лютера.

Инквизитор Кельна Конрад Кёллин приговорил к смертной казни не менее пяти человек, обвиненных в поддержке Реформации (двух в 1529 году и троих в 1533 году). [ 75 ]

Следующий список содержит задокументированные казни еретиков в Германии по приговорам папских инквизиторов:

Год Место Инквизитор Количество казненных Описание осужденных
1232 Эрфурт Конрад Марбургский 4
1356 Шпейер Вероятно, Иоганн Шадланд 1 Бертольд фон Рорбах сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа
1366 Страсбург Хенрик Агро 1 Бегина Мета фон Вестхове сожжена как последовательница ереси Братьев Свободного Духа
1368 Эрфурт Уолтер Керлингер 1 Бегард Ян Хартманн сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа
1369 Нордхаузен Уолтер Керлингер 7 Бегарды сожжены как последователи ереси Братьев Свободного Духа
1369 Эрфурт Уолтер Керлингер 2 Бегарды сожжены как последователи ереси Братьев Свободного Духа
1393 Кёльн Александр 1 Бегард Мартин из Майнца сожжен как последователь ереси Братьев свободного духа
1394 Росток Вероятно, Дитрих Колле 1 Гелике Порса сожгли как еретика; подробные обвинения против нее неизвестны
1396 Вена Ян Штаудер 2 Бегарда Николая из Базеля и его ученика Яна сожгли как последователей ереси Братьев Свободного Духа.
1400 Страсбург Николаус Бёкелер 1 Вальденс Ян Роэр
1402 Любек Эйлард Шеневельд 1 Бегард Вильгельм сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа
1403 Висмар Эйлард Шеневельд 1 Бегард Бернард сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа
1403 Штральзунд Эйлард Шеневельд 1 Отец Николас Виль сожжен за неизвестные еретические взгляды
1403 Росток Эйлард Шеневельд 1 Женщину сожгли как еретика (подробности неизвестны)
1411 Бранденбург Генрих Шеневельд 1 Вальденс Якоб Шредер
1414 Зангерхаузен Генрих Шеневельд 3 Флагеллянты
1429 Вюрцбург Ян Франкфуртский 1 Гусит Ян Фюгер
1446 Нордхаузен Фридрих Мюллер 12 Флагеллянты
1453 Геттинген Фридрих Мюллер 2 Флагеллянты сожжены после публичного спора с инквизитором
1454 Стольберг Фридрих Мюллер 30 Флагеллянты
1454 Зангерхаузен Фридрих Мюллер 22 Флагеллянты
1458 Майнц Генрих Кальтейзен, архиепископ Нидарос 1 Бегард Ганс Беккер сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа
1481–1486 Констанцская епархия Генрих Крамер 48 Люди, обвиненные в колдовстве, в том числе Анна фон Миндельхим и Агнес Бадерин, сожжены в Равенсбурге в 1484 году.
1490 Оснабрюк Викарий инквизитора Йоханнеса Кравинкеля 1 Женщину сожгли как ведьму
1512 Гаага Якоб ван Хугстратен 1 Аверроист Герман фон Рисвик
1525 Утрехт Якоб ван Хугстратен 1 Виллем Диркс сгорел как сторонник Реформации
1529 Кёльн Конрад Кёллин 2 Адольф Кларенбах и Петер фон Флюстеден сожжены как сторонники Реформации.
1533 Кёльн Конрад Кёллин 3 Двое мужчин и одна женщина казнены за сторонников Реформации

Суды епископской инквизиции

[ редактировать ]
Памятник в память о преследовании вальденсов в Штайре, Австрия, в 1397 году.

Епископские суды в Германии вынесли значительно больше приговоров по делам о ереси, чем папские инквизиторы, но даже в их случае сохранившиеся данные отрывочны и не всегда точны.

В судебном разбирательстве, проведенном епископом Страсбургским Генрихом в 1212 году, участвовало около 500 подозреваемых. Четыреста из них добровольно отреклись от ереси, а остальные сто отвергли обвинения и подверглись испытаниям суровыми испытаниями . Восемьдесят из них не прошли суд, что побудило епископа отдать приказ сжечь их на костре. [ 76 ] В течение следующих двадцати лет колья с еретиками зажигались также в Хильдесхайме (1225 г., один казнен), снова в Страсбурге (1229 г., один сожжен) и в Трире (1231 г., трое сожжены). [ 77 ] Однако о результатах разбирательства против вальденсов в епархии Пассау около 1266 года ничего не известно. [ 78 ]

Во время преследований вальденсов в Австрии с 1311 по 1315 годы епископом Пассау было сожжено не менее 39 человек, в том числе епископ-еретик. К сожалению, в летописях не указано количество кающихся, получивших более мягкие наказания. [ 79 ] Еще меньше сведений сохранилось о последующей волне репрессий против вальденсов около 1338 года. В хрониках упоминается лишь, что «многие» еретики были сожжены, а другие подчинились церкви. [ 80 ]

В ходе расследования против Бегардов и Бегинов в Страсбурге с 1317 по 1319 годы было наказано большое, но неустановленное количество подозреваемых, причем изгнание, вероятно, было самым суровым наказанием. [ 81 ] В 1326 году архиепископ Кельна Генрих фон Вирнебургский арестовал около 50 «нищих», которых он обвинил в исповедании ереси Братьев Свободного Духа. Большинство из них подчинились Церкви, отреклись от ереси и получили покаянные сроки. Из девяти упорно отстаивавших свои убеждения восемь были приговорены к «вечному заключению», а глава секты Вальтер Лоллард был сожжен на костре. [ 82 ] В 1336 году в Ангермюнде Бранденбургской епархии по приговору епископского инквизитора Йордана Кведлинбургского были сожжены 14 вальденсов. В том же году расследование против приверженцев ереси «Братья свободного духа» вел архиепископ Магдебургский Оттон, но в этом случае все подозреваемые подчинились Церкви. [ 83 ] В 1339 году епископ Констанца приговорил троих бегхардов к тюремному заключению, а три года спустя аналогичный приговор был вынесен двум бегхардам епископом Вюрцбургским . В 1340 году отец Рудольф был сожжен в Зальцбурге, а десять лет спустя в Эрфурте викарий архиепископа Майнца сжег «Бегарда» Константина. [ 84 ] Чуть раньше, в 1334 году, неизвестное количество еретиков было сожжено в Меце по приговору епископского инквизитора Варина. [ 85 ]

В Нюрнберге (Бамбергская епархия) на протяжении XIV века регулярно происходили суды над вальденсами. В 1332 году из города были изгнаны 90 членов этой секты. В 1378 году один вальденс был сожжен, а 93 получили покаянные приговоры. В следующем году в результате еще одного суда 7 человек были сожжены, 11 было приказано носить покаянные кресты, а 19 бежали из города и были осуждены заочно. Еще семь вальденсов были сожжены по приказу епископского инквизитора Мартина Амбергского в 1399 году, который также примирил с церковью неустановленное количество нюрнбергских еретиков. [ 86 ]

Данные о великой кампании против вальденсов в конце XIV века неполны, но они указывают на то, что это была крупнейшая антиеретическая кампания в истории Германии. В Померании с 1392 по 1394 год Петер Цвикер судил в общей сложности 443 подозреваемых, каждый из которых отказался от ереси и принял покаяние, наложенное инквизитором. [ 87 ] Расследования, начатые архиепископом Майнца в Бингене, привели к 36 казням в 1392 году. [ 88 ] В Аугсбургской епархии в 1393 году инквизитор Генрих Ангермайер осудил около 280 вальденсов, приговорив двоих к смертной казни в Динкельсбюле и двадцати шести в Донаувёрте . В том же году в Вемдинге (айхштетская епархия) инквизитор епископа Бертольд сжег десять человек. [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] Исследования конца 1390-х годов в Тюрингии и Богемии, а также в Австрии и Венгрии привели к примерно двум тысячам «примирений» вальденсов с католической церковью. Кроме того, в 1397 году в Штайре Петер Цвикер сжег около сотни вальденсов, а неизвестное количество казней произошло также в 1391 году в Эрфурте. [ 92 ]

Записи 1390-х годов относятся к более ранним разбирательствам, проведенным Генрихом Оломоуцким против вальденсов в Австрии в 1360-х годах и Мартином Амбергским в Регенсбургской епархии с 1381 по 1387 год. В этих упоминаниях говорится не о казнях, а только о случаях, когда люди отказывались от ереси, когда снова столкнулся с инквизиторами. [ 93 ]

Во втором и третьем десятилетиях XV века в ряде немецких городов епископские инквизиторы задержали и приговорили нескольких гуситских миссионеров. был сожжён радикальный проповедник Николай Дрезденский В 1416 году в Мейсене . [ 94 ] В 1420 году в Магдебурге был сожжен иподиакон Якоб Кремер из Вердена. В том же году в Регенсбурге был сожжен Генрих Грюнфельд, а три года спустя в том же городе епископ приговорил к смертной казни проповедника Генриха Ратгебера. В 1424 году в Вормсе были схвачены трое гуситов, из которых один (Ян Дрендорф) был сожжен, второй отрекся от своих убеждений и получил отпущение грехов (Мартин Борхард), а третий (Петер Турнау) бежал из тюрьмы. Однако позже он был схвачен в Шпейере в 1426 году и сожжен судом местного епископа. [ 95 ] По-видимому, неточные упоминания о процессах над еретиками в Констанцской епархии в 1430-х годах касаются гуситов; там были сожжены как минимум два странствующих проповедника вместе со своими сторонниками. [ 96 ]

В 1446 году епископ Вюрцбургский примирил с церковью 130 вальденсов. Аналогичного успеха добился процесс, возглавляемый епископом Эйхштетским, который освободил 27 вальденсов в 1460 году. В Страсбурге в 1458 году были сожжены гуситский проповедник Генри Райзер и его сподвижница Анна Вейлер, но остальные его последователи отреклись от ереси. В Бранденбурге в 1458 году были схвачены трое гуситских священнослужителей, двое из которых отреклись от ереси, а один (Мэтью Хаген) был сожжен в Берлине. Расследование вел инквизитор епископа Ян Каннеман, который затем допрашивал жителей Ангермюнде, подозреваемых в ереси. Поскольку все они подчинялись Церкви, смертных приговоров там не было вынесено. [ 97 ] С 1478 по 1480 годы в этом регионе вновь прошли судебные процессы, в результате которых было сожжено одиннадцать гуситов. [ 98 ] Кроме того, в 1468 году в Вене был сожжен гуситский епископ Базельский Стефан. [ 99 ]

Судьба жгутиков, захваченных в 1481 году графом Ангальтским и переданных на суд епископа Хальберштадтского, неизвестна. [ 100 ]

Казни еретиков по приговорам советских судов

[ редактировать ]
Год Совет Сожженный еретик
1415 Совет Констанции Джон Хаус
1416 Совет Констанции Иероним Пражский
1446 Совет Базеля Николай Бульдесдорфский [ 101 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Нациями» называли группы монастырей на некоторой территории, меньшей, чем религиозная провинция. Викарий «нации» был главой такой группы монастырей.
  2. Например, Якоб Шпренгер был с 1481 по 1488 год одновременно инквизитором, деканом богословского факультета Кёльнского университета, настоятелем Кёльнского монастыря и викарием сначала «Брабантской нации», а затем (с 1485 года) всей провинции Тевтония. После 1488 года он объединил должность инквизитора с должностью провинциала Тевтонии.
  3. ^ В состав округа входили южная часть метрополии Майнц (исключая Курскую епархию ), восточная часть метрополии Зальцбург и Базельская епархия.
  4. Гейдельберг находился под юрисдикцией Бёкелера, а сожжённые принадлежали к секте Николая Базельского. Все остальные известные процессы над этой сектой проводились папскими инквизиторами, а не епископами.
  1. ^ Суфражистки Трира, т. е. епархии Вердена, Меца и Туля, подчинялись французским инквизиторам ( Леа (1888 , стр. 120, т. II)).
  2. ^ Кикхефер (1979 , стр. 9); Спрингер (2004 , стр. 324); Квартира (1902 , стр. 39)
  3. ^ Леа (1888 , стр. 120, 139, т. II)
  4. ^ Ламберт (2002 , стр. 52, 83–86, 90–98); Ламберт (1998 , стр. 19–23); Кикхефер (1979 , стр. 11–13)
  5. ^ Ламберт (2002 , стр. 209–211)
  6. ^ Леа (1888 , стр. 316–317, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 13–14)
  7. ^ Крас (2006 , стр. 388); Леа (1888 , с. 333, т. II)
  8. ^ Крас (2006 , стр. 161–163); Леа (1888 , стр. 325–333, т. II); Ламберт (1998 , стр. 118); Кикхефер (1979 , стр. 14–15)
  9. ^ Боос, Генрих, изд. Chronicon Wormatiense (Monumenta Wormatiensia. Annals and Chronicles (на немецком языке). Берлин. стр. 168. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) ; Кальтнер (1882 , с. 139); Леа (1888 , стр. 333–334, т. II)
  10. ^ Леа (1888 , стр. 332–346, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 14–18)
  11. ^ Сегл (2004 , стр. 221); Ламберт (1998 , стр. 117–118)
  12. ^ Леа (1888 , стр. 346–350, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 15–16)
  13. ^ Ламберт (2002 , стр. 212); Леа (1888 , стр. 347–348, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 16); Хаупт (1889 , стр. 297–302)
  14. ^ Ламберт (2002 , стр. 218–219); Леа (1888 , с. 358, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 53–54); Хаупт (1889 , стр. 305–306, 311)
  15. ^ Ламберт (2002 , стр. 253–264); Леа (1888 , стр. 369–376, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 19–23)
  16. Хотя Кикхефер (1979 , стр. 23) утверждает, что в то время в Германии были зарегистрированы три папских инквизитора, эти инквизиторы (Перегрин Опольский, Николай Господынец и Ян Швенкенфельд) на самом деле были польскими инквизиторами, действовавшими в Силезии и Малой Польше.
  17. ^ Крас (2006 , стр. 181–182)
  18. ^ Леа (1888 , стр. 377–378, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 33)
  19. ^ Леа (1888 , стр. 378, 385–386, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 23, 33–34); Спрингер (2004 , стр. 324) полагает, что Шадланд, возможно, ушел в отставку еще в 1357 году.
  20. ^ Виггер, Фридрих (1882). «Документальные сведения о домах Бегинен и Бегарден в Ростоке». Ассоциация истории и древности Мекленбурга: Ежегодники Ассоциации истории и древности Мекленбурга (на немецком языке). Том 47. стр. 14–18. ; Леа (1888 , с. 386, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 23–24, 34–38); Спрингер (2004 , стр. 324–328, 367–374); Крас (2006 , с. 179)
  21. ^ Леа (1888 , стр. 390–391, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 24); Спрингер (2004 , стр. 328); Крас (2006 , стр. 179–180)
  22. ^ Леа (1888 , стр. 394–395, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 40); Спрингер (2004 , стр. 328–329, 374)
  23. ^ Леа (1888 , стр. 395, 402–403, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 26); Лернер (2007 , стр. 148–157)
  24. ^ Кикхефер (1979 , стр. 59–61)
  25. ^ Леа (1888 , стр. 402, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 24)
  26. ^ Спрингер (2004 , стр. 355, сноска 174)
  27. ^ Спрингер (2004 , стр. 382)
  28. ^ Уайльд (2003 , стр. 100–101); Леа (1888 , стр. 407–408, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 96–97); Спрингер (2004 , стр. 378–379)
  29. ^ Лернер (2007 , стр. 164–181); Ламберт (2002 , стр. 292)
  30. ^ Кикхефер (1979 , стр. 93–94)
  31. ^ Уайльд (2003 , стр. 106–107); Кикхефер (1979 , стр. 97, 104); Спрингер (2004 , стр. 317, 380–381)
  32. ^ Кикхефер (1979 , стр. 93); Спрингер (2004 , стр. 338)
  33. ^ Леа (1888 , стр. 421–426, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 99–108); Спрингер (2004 , стр. 351–354, 358, 364, 388)
  34. ^ Спрингер (2004 , стр. 347–351); Декер (2010 , стр. 50–58). Точный характер обвинений против Крамера неизвестен, сохранилась лишь регеста осуждения, содержащая весьма расплывчатые формулировки.
  35. ^ Де Джонхэ (1719 , стр. 11–17); Спрингер (2004 , стр. 359–360)
  36. ^ Леа (1888 , стр. 425–426, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 102–103)
  37. ^ Леа (1888 , стр. 375, т. II); Лернер (2007 , стр. 128–130); Спрингер (2004 , стр. 366)
  38. ^ Кикхефер (1979 , стр. 54, 76–77); Хаупт (1890 , стр. 341–342, 350–351)
  39. ^ Лернер (2007 , стр. 97–101); Ламберт (2002 , стр. 291)
  40. ^ Леа (1888 , стр. 395–400, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 54–73); Ламберт (2002 , стр. 223–225)
  41. ^ Кикхефер (1979 , стр. 90–94)
  42. ^ Леа (1888 , стр. 409, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 97);
  43. ^ Взлет (2002 , стр. 50)
  44. ^ Шимфт, П. (2010). «Колония». В Проспери, Адриано (ред.). Исторический словарь инквизиции (на итальянском языке). Пиза: Ред. Normale. п. 349. ИСБН  978-88-7642-323-9 .
  45. ^ Сэр, Юджин (1884). «Вклад в историю голландских инквизиторов XVI века». У Фредерика, Пола (ред.). Труды практического курса отечественной истории (на немецком языке). Гент. стр. 79–112. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  46. ^ Герцог, Аластер (2009). Диссидентские идентичности в Нидерландах раннего Нового времени . Эшгейт. стр. 99–118. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  47. ^ Монтер (2002 , стр. 50, 57, 61)
  48. ^ Монтер (2002 , стр. 62–63)
  49. ^ Декер (2010 , стр. 113–131, 145–173)
  50. ^ Леа (1888 , стр. 332, т. II)
  51. ^ Фладе (1902 , стр. 55, сноска 2); Леа (1888 , с. 346, т. II); Кальтнер (1882 , с. 182)
  52. ^ Лернер (2007 , стр. 131–132)
  53. ^ Лернер (2007 , стр. 132–133); Леа (1888 , стр. 386–390, т. II)
  54. ^ Виггер, Фридрих (1882). «Документальные сведения о домах Бегинен и Бегарден в Ростоке» . Ассоциация истории и древности Мекленбурга: Ежегодники Ассоциации истории и древности Мекленбурга (на немецком языке). стр. 14–15.
  55. ^ Фладе (1902 , стр. 66); Спрингер (2004 , стр. 329, 358)
  56. ^ Лернер (2007 , стр. 101–103)
  57. ^ Лернер (2007 , стр. 103–104); Леа (1888 , с. 206, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 61)
  58. ^ Лернер (2007 , стр. 153)
  59. ^ Лернер (2007 , стр. 150–151)
  60. ^ Пачовский, Александр. «Свидетельства инквизитора Хинриха Шенвельта в рукописи Николая Эймерика» . webdoc.sub.gwdg.de (на немецком языке) . Проверено 03 мая 2024 г.
  61. ^ Уайльд (2003 , стр. 100–101); Леа (1888 , с. 408, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 96–97); Спрингер (2004 , стр. 378–379)
  62. ^ Кикхефер (1979 , стр. 100–101)
  63. ^ Спрингер (2004 , стр. 338)
  64. ^ Кикхефер (1979 , стр. 104); Спрингер (2004 , стр. 358); Лернер (2007 , стр. 177–181)
  65. ^ Кикхефер (1979 , стр. 101–102)
  66. ^ Кикхефер (1979 , стр. 97); Спрингер (2004 , стр. 380–381)
  67. ^ Уайльд (2003 , стр. 106–107); Кикхефер (1979 , стр. 147); Спрингер (2004 , стр. 317, 380–381)
  68. ^ Спрингер (2004 , стр. 342, 358)
  69. ^ Кикхефер (1979 , стр. 104)
  70. ^ Шреер, Алоис (1967). Церковь в Вестфалии до Реформации (на немецком языке). Ашендорф. стр. 90, 220. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  71. ^ Кикхефер (1979 , стр. 105); Декер (2010 , стр. 50–56); Спрингер (2004 , стр. 347);
  72. ^ Бродель, Ганс Петер (2003). Malleus Maleficarum и конструкция колдовства: теология и народные поверья . Исследования ранней современной европейской истории. Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 14. ISBN  978-0-7190-6440-1 .
  73. ^ Леа (1888 , стр. 565, т. III); Спрингер (2004 , стр. 352, сноска 163)
  74. ^ Кикхефер (1979 , стр. 102–103)
  75. ^ Юргенсмайер, Фридхельм (2005). Ордена и монастыри в эпоху Реформации и католической реформы, 1500–1700 гг. (на немецком языке). Том 2. Ашендорф. п. 25. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  76. ^ Леа (1888 , стр. 316–317, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 14)
  77. ^ Леа (1888 , стр. 325, 331, т. II); Кальтнер (1882 , с. 132)
  78. ^ Леа (1888 , стр. 347–348, т. II); Ламберт (2002 , стр. 212)
  79. ^ Крас (2006 , стр. 414)
  80. ^ Главное (1889 , стр. 311)
  81. ^ Лернер (2007 , стр. 85–95)
  82. ^ Лернер (2007 , стр. 29–30)
  83. ^ Леа (1888 , стр. 374–375, том II)
  84. ^ Леа (1888 , стр. 375–376, т. II); Спрингер (2004 , стр. 366); Лернер (2007 , стр. 128–130)
  85. ^ Леа (1888 , стр. 374, т. II); Лернер (2007 , стр. 49–51)
  86. ^ Кикхефер (1979 , стр. 54, 76–77); Главный (1890 , стр. 350–351)
  87. ^ Леа (1888 , стр. 399, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 61–62)
  88. ^ Леа (1888 , стр. 397, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 61)
  89. ^ Квартира (1902 , стр. 55)
  90. ^ Хаупт, Герман (1882). Религиозные секты во Франконии до Реформации (на немецком языке). Вюрцбург. п. 27. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  91. ^ Шпиндлер, Макс; Краус, Андреас (1971). Справочник по истории Баварии: Франкония, Швабия, Верхний Пфальц: до конца XVIII века; второй том (на немецком языке). Том 2–3. Бек. п. 1126. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  92. ^ Леа (1888 , стр. 395, 399–400, т. II); Квартира (1902 , стр. 55, 116)
  93. ^ Леа (1888 , стр. 399–400, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 54, 131–132)
  94. ^ Ламберт (2002 , стр. 432)
  95. ^ Леа (1888 , стр. 414, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 88–90)
  96. ^ Леа (1888 , стр. 411–412, т. II); Лернер (2007 , стр. 172–173)
  97. ^ Леа (1888 , стр. 415–416, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 90)
  98. ^ Кикхефер (1979 , стр. 91–92)
  99. ^ Леа (1888 , стр. 416, т. II)
  100. ^ Кикхефер (1979 , стр. 97)
  101. ^ Пачовский, Александр (1994). «Николаус фон Бульдесдорф. О сожжении еретиков на Базельском соборе 1446 года». В Хельмрате, Йоханнес; Меутен, Эрих; Мюллер, Гериберт; Вольф, Хельмут (ред.). Исследования XV века: Festschrift for Erich Meuthen . Мюнхен: Ольденбург. стр. 269–290. ISBN  978-3-486-56078-7 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Декер, Райнер (2010). Колдовство и папство. Отчет, основанный на ранее секретных записях римской инквизиции . Шарлоттсвилл и Лондон: Издательство Университета Вирджинии. ISBN  978-0-8139-2748-0 .
  • Фладе, Пол (1902). Процесс римской инквизиции в Германии вплоть до судов над ведьмами (на немецком языке). Лейпциг: Dietrich'sche Verlags-Buchhandlung Теодор Вайхер.
  • Хаупт, Герман (1889). «Вальденсеризм и инквизиция в юго-восточной Германии до середины XIV века». Немецкий журнал исторических наук (на немецком языке) (1).
  • Главный, Герман (1890). «Вальденсеризм и инквизиция в юго-восточной Германии с середины XIV века». Немецкий журнал исторических наук (на немецком языке) (3).
  • Де Йонге, Бернар (1719). Бельгия Доминиканум (на немецком языке). Брюссель.
  • Кальтнер, Бальтасар (1882). Конрад Марбургский и инквизиция в Германии (на немецком языке). Прага: Издательство Ф. Темпского.
  • Кикхефер, Ричард (1979). Репрессии против ереси в средневековой Германии . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN  0-85323-134-6 .
  • Крас, Пол (2006). Ad abolendam diversarum haeresium pravitatem. Инквизиционная система в средневековой Европе (на польском языке). Люблин: Издательство КУЛ. ISBN  83-7363-431-2 .
  • Ламберт, Малькольм (2002). Средневековые ереси (на польском языке). Гданьск-Варшава: МАРАБУТ. ISBN  83-916989-5-5 .
  • Ламберт, Малькольм (1998). Катары . Уайли-Блэквелл. ISBN  9780631209591 .
  • Леа, Генри Чарльз (1888). История инквизиции средних веков . Том. I–III. Лондон – Нью-Йорк: MacMillan Co.
  • Лернер, Роберт (2007). Ересь свободного духа в средние века . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN  978-0-268-01094-2 .
  • Монтер, Уильям (2002). «Казни ереси в Реформационной Европе». В Грелле Оле Питер; Скрибнер, Роберт В. (ред.). Толерантность и нетерпимость в европейской реформации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521894128 .
  • Праэдикаторы Инквизиторы. Том. 1: Доминиканец и средневековая инквизиция. Акты 1-го Международного семинара по доминиканцам и инквизиции (Рим, 23-25 ​​февраля 2002 г.) (на итальянском языке). Рим: Istituto Storico Domenicano. 2004.
    • Сегл, Питер (2004). «Доминиканер и инквизиция в Heiligen Römischen Reich». Праэдикаторы Инквизиторы. Том. 1: Доминиканец и средневековая инквизиция. Акты 1-го Международного семинара по доминиканцам и инквизиции (Рим, 23-25 ​​февраля 2002 г.) (на итальянском языке). Рим: Istituto Storico Domenicano.
    • Спрингер, Клаус-Бернвард (2004). «Доминиканская инквизиция в Майнцской архиепархии (1348–1520)». Праэдикаторы Инквизиторы. Том. 1: Доминиканец и средневековая инквизиция. Акты 1-го Международного семинара по доминиканцам и инквизиции (Рим, 23-25 ​​февраля 2002 г.) (на итальянском языке). Рим: Istituto Storico Domenicano.
  • Шведт, Герман (2011). «Кельнский инквизитор Себастьян Книппенберг ОП (†1733) об «Индексе запрещенных книг» ». В «Фингере», Хайнц; Хаас, Реймунд; Шайдген, Герман-Йозеф (ред.). Поместная церковь и Вселенская церковь в истории: История церкви Кельна между средневековьем и Вторым Ватиканским собором (на немецком языке). Кёльн – Веймар: Бёлау Верлаг. ISBN  9783412208011 .
  • Уайльд, Манфред (2003). Суды над колдовством и ведьмами в Избирательной Саксонии (на немецком языке). Кёльн – Веймар: Бёлау Верлаг. ISBN  9783412106027 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d915c111dc14ff83492c98f8d4d17d0__1722094020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/d0/5d915c111dc14ff83492c98f8d4d17d0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
German Inquisition - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)