Немецкая инквизиция
Немецкая инквизиция была учреждена папой Григорием IX в 1231 году, а первый инквизитор был назначен на территории Германии . Во второй половине XIV века в Германии были организованы постоянные структуры инквизиции, которые, за исключением одного трибунала, просуществовали лишь до времени Реформации первой половины XVI века. В борьбе с еретиками в Германии инквизиция всегда играла второстепенную роль по сравнению с церковными судами .
Географически территория юрисдикции немецкой инквизиции с 14 по 16 века охватывала церковные метрополии: Майнц , Кёльн , Зальцбург , Бремен и Магдебург , а также Трирскую архиепископию (без суфражисток ), [ 1 ] ( Базельская епархия принадлежащая провинции Безансон ), освобожденные от уплаты пошлины епархии Бамберг , Мейсен и Померания , а также Ливонские территории, принадлежавшие Тевтонскому ордену . [ 2 ] Бургундия и Лотарингия, а до 1515 года также южные Нидерланды, хотя и входили в состав Священной Римской империи , подчинялись французским инквизиторам, назначаемым провинциалом доминиканцев в Париже. [ 3 ]
Еретики в Германии с 11 по 13 век.
[ редактировать ]Первое упоминание о еретиках в позднесредневековой Германии относится к 1051 году, когда император Генрих III , вопреки протестам католического духовенства, приказал повесить в Госларе нескольких человек , считавшихся манихеями из-за их отказа убивать животных и употреблять мясо. Однако об этой группе мало что известно. епархии действовал Танхельм Утрехтский Около 1114/1115 года в Утрехтской , которого также обвиняли в ереси. Однако более вероятно, что он был просто радикальным и бестактным религиозным реформатором, который слишком сильно противодействовал коррумпированному духовенству Утрехта. В любом случае, после его убийства в 1115 году его движение рухнуло. Начиная с 1143 года, присутствие дуалистической секты катаров было зафиксировано в Рейнской области , которая с самого начала была встречена враждебно. В 1143 году граф Отто фон Рейнек сжег трёх катаров в Бонне , и в тот же и последующие годы происходили внесудебные расправы над катарами, захваченными в Кёльне и Льеже . Католическое духовенство и в то время выступало против преследований еретиков. В 1163 году в Кёльне вновь произошли внесудебные расправы над катарами, вскоре после этого они были изгнаны из Майнц . Однако, похоже, что эта секта не пустила прочных корней в Германии. Свидетельства его присутствия в Германии в первой половине XIII века неоднозначны, а позднее вообще отсутствуют. [ 4 ]
Гораздо большую роль в истории немецкого инакомыслия до Реформации играло вальденсское движение, которое с конца XII века приобретало всё более широкое распространение, особенно в Рейнской области, Австрии и Баварии , а позднее также в Бранденбурге и Померания . [ 5 ] Именно против вальденсов была направлена одна из первых организованных широкомасштабных репрессивных акций. Генрих Веринген В 1212 году епископ Страсбурга обнаружил в своей епархии вальденсов и в результате проведенного расследования выявил целых 500 подозреваемых, 80 из которых были сожжены на костре. [ 6 ]
В марте 1232 года император Фридрих II официально приказал, чтобы все люди, виновные в ереси в Германии, были наказаны смертной казнью через сожжение на костре, если они не подчинятся церкви. [ 7 ]
Конрад Марбургский
[ редактировать ]
С 1227 года проповеди против еретиков в Германии читал Конрад фон Марбург , духовник Елизаветы Тюрингской . В октябре 1231 года папа Григорий IX расширил его мандат, назначив его делегатом-судьей по борьбе с еретиками. Таким образом, Конрад стал первым папским инквизитором в истории, хотя формально и до, и после этой даты он носил титул только как Praedicator Verbi Dei (Проповедник Слова Божьего), а не как Inquisitor haereticae pravitatis (Инквизитор еретических извращений). как был официальный титул папских инквизиторов после 1233 года. [ 8 ]
Конрад выбрал в помощь несколько фанатичных соратников, в том числе Конрада Дорсо и Джона Одноглазого . Их деятельность быстро вызвала страх. По свидетельствам современников, они не дали обвиняемым возможности защититься. Те, кто признавался в ереси, получали отпущение грехов , а в качестве покаяния им брили головы в знак позора. Те, кто настаивал на своей невиновности, были приговорены к сожжению без должной проверки обвинений. Сам Конрад и его помощники осознавали произвольность своих методов и опасность ошибки, но, как сообщается, они утверждали, что сожгли бы сотню невиновных, если бы среди них оказался хотя бы один виновный. [ 9 ] В этих условиях инквизиторская деятельность вызывала протесты и со стороны католиков, в том числе духовенства. Архиепископ Зигфрид III фон Эппштейн Майнцский наконец сделал выговор Конраду, призвав его к умеренности. Однако Конрад проигнорировал эти призывы. Он был уверен в поддержке Папы Григория IX, которому сообщил о существовании в Германии секты поклонников Люцифера . На основании этих сообщений папа в июне 1233 года издал в Раме папскую буллу Vox in Rama , повторив в ней фантастические обвинения, выдвинутые Конрадом против немецких еретиков. Позиция Конрада и его сотрудников оставалась непоколебимой до тех пор, пока Конрад не обвинил графа Сайна в ереси. Граф обратился к архиепископу Майнца, и Конрад был вынужден подчиниться его власти. На синоде 25 июля 1233 г. с графа были сняты обвинения, несмотря на протесты инквизитора. Пять дней спустя Конрад был убит, а вскоре после этого Конрада Дорсо и Джона Одноглазого постигла та же участь. Синод во Франкфурте в 1234 году реабилитировал около 50 человек, осужденных Конрадом фон Марбургом. [ 10 ]
В 1231 и 1232 годах Папа Григорий IX издал идентичные папские буллы под названием Ille humani Generis доминиканцам из монастырей в Регенсбурге (22 ноября 1231 г.), Фризахе (27 ноября 1231 г.), Вюрцбурге (2 марта 1232 г.) и Страсбурге (2 декабря 1232 г.). ), поручив им антиеретические задачи. Однако, скорее всего, объем этих задач ограничивался пастырской деятельностью и обеспечением деятельности епископских судов, а не охватывал инквизиторские полномочия в строгом смысле слова. [ 11 ]
С 1233 по 1348 год.
[ редактировать ]
Синод во Франкфурте 1234 года действительно ознаменовал конец существования папской инквизиции в Германии, продолжавшегося более ста лет. Борьба с ересью в этот период находилась в руках епископов, однако до конца XIII в. не обнаружено никаких следов каких-либо значительных антиеретических действий. [ 12 ] Известно лишь, что около 1266 года в епархии Пассау велось расследование против вальденсов , а полученные показания были использованы одним из анонимных следователей для подробного описания их учения, хотя подробный ход и результаты этого расследования остаются неизвестными. [ 13 ]
Лишь в начале XIV века немецкие епископы предприняли более энергичные действия против еретиков. С 1311 по 1315 год и снова около 1338 года в Австрии происходили многочисленные судебные процессы и казни над вальденсами. [ 14 ] В 1336 году такая же секта была обнаружена в Бранденбурге. Чуть раньше в Германии началась охота на предполагаемых приверженцев так называемых « Братьев свободного духа» , осужденных декретом Венского собора Ad nostrum . Скорее всего, никогда не существовало единого братства или объединения, исповедующего подобную ересь; скорее, этот термин относился просто к определенной группе неортодоксальных взглядов, приписываемых главным образом членам светских религиозных объединений неопределенного канонического статуса (таких как бегины и бегарды ) и различным религиозным чудакам. Первые гонения на секту «Братья свободного духа» произошли в Страсбурге с 1317 по 1319 год под руководством местного епископа Иоанна Дирфейма. Суды также проходили в других местах, в том числе в Кельне (1326 г.), Меце (1335 г.), Магдебурге (1336 г.), Констанце (1339 г.), Зальцбурге (1340 г.) и Вюрцбурге (1342 г.). [ 15 ]
Все вышеупомянутые гонения были делом рук епископских судов. За более чем сто лет после 1233 года не известно ни одного случая назначения папского инквизитора в Германии. [ 16 ] хотя в Польше и Богемии, расположенной дальше на восток, папские инквизиторы были уже с 1318 года, а в Венгрии - с 1327 года. [ 17 ] Возможно, объяснением этому могло быть то, что император Людовик IV (умер в 1347 г.) вел враждебную папству политику и какое-то время даже поддерживал антипапу Николая V (1328–1330). Лишь после восшествия на престол Карла IV в 1348 году отношения между папством и империей потеплели. В том же году в Германии был учрежден трибунал папской инквизиции. [ 18 ]
С 1348 по 16 век.
[ редактировать ]Папская инквизиция
[ редактировать ]
В 1348 году папа Климент VI назначил монаха-доминиканца Иоганна Шадланда из Страсбургского монастыря инквизитором Германии. Его кандидатура была подтверждена Папой Иннокентием VI в 1353 году с особым мандатом на борьбу с доктринальными ошибками, распространяющимися среди общин бегхардов. Однако трудно оценить, насколько серьезно папство относилось к угрозе ереси, учитывая, что Шадланд был назначен единственным инквизитором для всей Германии. Несмотря на его решимость собрать средства для организации трибунала, сохранилось очень мало записей о его реальной антиеретической деятельности. Он не получил финансовой или организационной поддержки со стороны немецкой епископальной конференции или светских властей. В конце концов, в 1359 году папа Иннокентий VI назначил его епископом Хелмно , не назвав преемника на инквизиционную должность. [ 19 ]
Истинным архитектором папской инквизиции в Германии был папа Урбан V , который в 1364 году назначил четырех доминиканских инквизиторов: Вальтера Керлингера для Саксонии, Генриха Агро для архиепархии Майнца, Людвига де Калиги для архиепархий Кельна и Трира и Джона де Монеты. для Зальцбургской архиепархии. Как и в случае с Шадландом, их задачей была борьба с Братьями Свободного Духа, в основном среди Бегардов и Бегинов. Уолтер Керлингер, в частности, продемонстрировал большое рвение в своей роли. С 1367 по 1369 год в Эрфурте он наказал более 200 бегхардов и бегинов, изгнал такое же количество из города, а также руководил судебными процессами в других местах. Его действия получили значительную поддержку со стороны императора Карла IV, издавшего в 1369 году несколько указов в поддержку инквизиции. [ 20 ]
В 1372 году папа Григорий XI уполномочил настоятеля доминиканской провинции Тевтония (южная и западная Германия) назначать инквизиторов (до пяти) по всей Германии, включая территории, находящиеся под провинцией Саксония (северная и восточная Германия и Ливония). Это решение стало кульминацией формирования постоянных структур папской инквизиции в Германии. [ 21 ]
Несмотря на поддержку императора, деятельность инквизиторов против бегардов и бегинов вызвала многочисленные протесты со стороны духовенства и мирян, считавших обвинения в адрес этих общин несправедливыми. В ответ на эти протесты Папа Григорий XI издал папские буллы в 1374 и 1377 годах, рекомендуя проявлять большую осторожность в судебных процессах против членов этих ассоциаций, подчеркивая, что большинство из них были добрыми и набожными католиками, и лишь немногие впадали в доктринальные ошибки. Эти буллы почти идеально совпали со смертью Вальтера Керлингера (1373 г.), что привело к значительному спаду деятельности папской инквизиции на несколько лет. [ 22 ]
Деятельность папской инквизиции возродилась во время понтификата Папы Бонифация IX (1389–1404). Вновь прошли суды над предполагаемыми сторонниками «Братьев свободного духа» в Австрии, Кёльне и Мекленбурге. Особую активность проявил инквизитор Саксонии Эйлард Шеневельд, сожгший четырех человек в нескольких городах Прибалтики в период с 1402 по 1403 год. [ 23 ] Однако в преследовании вальденсов в восточной и южной Германии во время правления Бонифация IX папские инквизиторы почти не участвовали, за исключением процессов в Майнце в 1389 году и Страсбурге в 1400 году. [ 24 ]
В 1399 году Бонифаций IX реорганизовал папскую инквизицию в Германии, разрешив каждой доминиканской провинции Саксонии назначать до шести инквизиторов в своей провинции, тогда как до этого времени только провинция Тевтонии имела право назначать, и то не более пяти по всей Германии. [ 25 ] Тем не менее, в 1409 году провинциал Тевтонии все же назначил инквизитора в провинции Саксония, ссылаясь на буллу Григория XI от 1372 года. [ 26 ] Самые ранние следы такого разрешения со стороны провинции Саксония относятся ко второй половине XV века. [ 27 ]
В 1414 году инквизитор Генрих Шеневельд председательствовал на процессах над 84 членами милленаристской секты флагеллантов в Зангерхаузене , Тюрингия. Он приговорил троих человек к смертной казни, а остальные получили покаянные меры за отказ от ереси. После отъезда инквизитора местные власти проигнорировали его приговоры, сожгли на кострах всех еретиков и организовали в округе охоту на их сторонников. Всего в том году в Тюрингии светскими судами на кострах было сожжено не менее 168 человек (возможно, даже около 300). [ 28 ]
, Констанцский собор проходивший между 1414 и 1418 годами, защищал общины бегинов и бегардов, окончательно положив конец их преследованиям. Суды над предполагаемыми последователями Братьев Свободного Духа время от времени происходили до 1458 года, но они касались только отдельных религиозных эксцентриков, а не более крупных групп или сообществ. [ 29 ]
Гораздо более значимым решением, принятым Констанцским собором, было осуждение гуситизма . Во время его заседаний два лидера этого движения, Ян Гус и Иероним Пражский , были сожжены на костре. На протяжении XV века многие миссионеры из Богемии пытались распространять гуситские взгляды в Германии. Кроме того, на востоке после периода гонений с 1389 по 1404 годы вновь возникли вальденсские общины, которые, по сути, установили дружеские отношения с чешскими гуситами. Однако, как ни парадоксально, папские инквизиторы почти не участвовали в борьбе с гуситами и вальденсами. [ 30 ] Единственными значительными антиеретическими действиями папской инквизиции после Констанцского собора были процессы над флагеллянтами в Нордхаузене в 1434 и 1446 годах, а также в Тюрингии в 1454 году. [ 31 ] Кроме того, в 1425 году на несколько лет инквизиторская должность в архиепископстве Майнца была отнята у доминиканцев по неизвестным причинам, а папа Мартин V Джона Лагенатора, профессора Гейдельбергского университета . назначил инквизитором [ 32 ]

Во второй половине XV века деятельность папской инквизиции в Германии почти полностью прекратилась. Хотя власти Доминиканского ордена регулярно производили назначения, а число инквизиторов даже увеличилось по сравнению с предыдущим периодом, большинство из них относилось к инквизиторской должности исключительно как к почетному знаку отличия и не занималось никакой антиеретической деятельностью. Почти все немецкие инквизиторы этого периода были одновременно настоятелями монастырей, викариями орденских «наций», [ а ] профессора университетов и даже провинциальные настоятели ордена, часто совмещающие несколько таких функций. [ б ] Некоторые, такие как Герхард фон Эльтен и Якоб Шпренгер , участвовали во внутренней реформе Доминиканского ордена . Два самых известных из немногих процессов над ересью, проведенных папскими инквизиторами за последние 50 лет до появления Мартина Лютера , а именно суд над Иоанном Рушератом в 1479 году (инквизитор Герхард фон Эльтен) и суд над Иоганном Рейхлином в 1513 году (инквизитор Якоб van Hoogstraaten ), были примерами того, как профессора университетов использовали следственную должность для сведения счетов с оппонентами в академически-научной среде. Эти процессы, особенно суд над Рейхлином, значительно подорвали престиж папской инквизиции в Германии. [ 33 ]
Исключением по инквизиторскому рвению был Генрих Крамер , назначенный в 1479 году инквизитором Верхнегерманского округа. [ с ] Он был убежденным сторонником теории реальности и универсальности колдовских преступлений и пытался развязать охоту на ведьм сначала в Констанцской епархии (с 1481 по 1484 год), а затем в Тирольской Бриксенской епархии (1485 год). Однако эти инициативы не получили ожидаемой поддержки со стороны местных властей. Крамер, ранее отличившийся в полемике с соборниками , защищавшими авторитет Апостольского Престола , сумел заручиться поддержкой Папы Иннокентия VIII (папская булла Summis desiderantesaffibus от 5 декабря 1484 г.), а в 1486/1487 г. написал и опубликовал книгу Malleus Maleficarum — пособие для охотников на ведьм. Деятельность Крамера была исключением, и вскоре он вступил в конфликт с религиозными властями, осудившими его в 1490 году за различные проступки. [ 34 ]
В 1515 году в северо-западной части Империи была основана новая доминиканская провинциальная территория — Нижняя Германия ( Germania Inferioris ), которая позднее, к 1525 году, стала отдельной единицей в территориальных структурах папской инквизиции. В 1542 году провинциал Нижней Германии получил от Папы право назначать инквизиторов в нескольких голландских епархиях. [ 35 ]
Появление Мартина Лютера в 1517 году произошло в тот момент, когда папская инквизиция на протяжении более полувека практически не занималась преследованием еретиков, а ее престиж в немецких землях в связи с судом над гуманистом Иоганном Рейхлином был близок к нулю. . Публикация брошюры Epistolæ Obscurorum Virorum в 1516 году высмеивала инквизиторов как отсталых личностей, противопоставляя их «современным» гуманистам , включая Рейхлина. Также деятельность индульгенций проповедника Иоганна Тецеля , который был инквизитором в Польше, ослабила престиж и положение этого учреждения. Эти обстоятельства, а также отсутствие достаточной организационной поддержки означали, что немецкая инквизиция не смогла отреагировать на появление Лютера. [ 36 ]
Епископальная инквизиция
[ редактировать ]
Учреждение папской инквизиции не ослабило антиеретической деятельности немецких епископов и делегированных ими епархиальных инквизиторов. В 1350 году инквизиторы архиепископа Магдебургского приговорили беггарда Константина к смертной казни. [ 37 ] В 1360-е годы инквизитор Генрих Оломоуцкий провел множество процессов против австрийских вальденсов в епархии Пассау , а в 1378/1379 году гонения на вальденсов происходили и в Нюрнберге ( Бамбергская епархия). [ 38 ] В 1374 году по инициативе епископа Страсбурга Ламберта против Бегина было проведено расследование, которое затронуло также францисканцев и доминиканцев третьего ордена . [ 39 ]
В 1380-х годах в восточной и южной Германии начались масштабные преследования вальденсов, достигшие своего пика в следующем десятилетии. В основном это были работы двух странствующих инквизиторов: Петра Цвикера из Ордена Целестины и священника Мартина Амбергского из Пражской епархии. Мартин начал свою карьеру в Регенсбурге в 1381 году в качестве инквизитора, делегированного архиепископом Праги Яном , который служил папским легатом в этом регионе. Затем он проводил процессы против вальденсов в Вюрцбурге , Эрфурте , Бамберге , Богемии и на австро-венгерской границе (до 1401 года). Петер Цвикер первоначально сотрудничал с Мартином в Эрфурте в 1391 году, затем проводил исследования в Померании (с 1392 по 1394 год), Австрии (с 1391 по 1403 год, с перерывами) и Венгрии (1400/1401). Эти расследования охватили несколько тысяч подозреваемых, к которым в целом относились довольно снисходительно, хотя в Эрфурте в 1391 году и в Штайре , Австрия, в 1397 году многие вальденсы были сожжены на кострах. Эти инквизиторы, хотя и действовали во многих епархиях, никогда не имели папского мандата на свои действия. Вероятно, катализатором этой кампании стали довольно многочисленные обращения среди вальденсских лидеров в 1380-х годах. Получая от них информацию о верующих во многих регионах, Петер Цвикер и Мартин Амбергский переезжали из епархии в епархию, каждый раз добиваясь разрешения у местного епископа, но на самом деле эти гонения были их низовой инициативой. Под их влиянием архиепископ Майнца Конрад фон Вайнсберг также приказал провести расследование в своей епархии (процесс в Бинген в 1392 г.), как и епископ Фридрих фон Оттинген Эйхштеттский (1395 г.), а в Аугсбургской епархии Генрих Ангермайер по собственной инициативе (хотя и с одобрения местного епископа) вел инквизиторскую деятельность с 1393 по 1394 г. [ 40 ]
Как и в случае с вальденсами, усилия по противодействию влиянию гуситизма в Германии после Констанцского собора почти исключительно предпринимались епископскими судами. В 1420-е годы в Регенсбурге, Магдебурге, Вюрцбурге и Шпейере были схвачены и сожжены несколько гуситских миссионеров, но в целом широкой поддержки в Германии это движение не получило. С другой стороны, немецкие вальденсские общины установили дружеские контакты с чешскими гуситами, о чем свидетельствуют дела, проведенные епископскими инквизиторами в Вюрцбурге (1446 г.), Бранденбурге (1458 и 1478/1480 гг.), Страсбурге (1458 г.), Эйхштетте (1460 г.). , Наумбургская епархия (1462 г.) и Вена (1468 г.). [ 41 ] В 1481 году в Хальберштадтской епархии также произошел, вероятно, последний в истории суд над бичевателем. [ 42 ]
Реформация
[ редактировать ]
начатая Мартином Лютером в 1517 году, Реформация, положила конец деятельности инквизиции на немецких землях. Многие из них (в том числе курфюршества Саксонии , Пфальца и Бранденбурга , герцогства Мекленбург и Померания , Гессен и т. д.) приняли протестантизм , секуляризовали церковную собственность и распустили монастыри, в том числе Доминиканский орден, на котором основывалась инквизиция. И наоборот, в католических странах (Австрия, Бавария) репрессии против еретиков к концу 1520-х годов переместились в светские суды, заменив слабую и неэффективную церковную судебную систему. [ 43 ] Доминиканские инквизиторы регулярно назначались в три рейнские метрополии (проживающие в Кельне), но эти назначения также были прекращены во второй половине 16 века. [ 44 ]
В Нидерландах ( Germania Inferioris ) монастырские власти назначали титулярных инквизиторов до конца 16 века, причем двое последних умерли в 1608 году. Однако после того, как император Карл V учредил государственную церковную голландскую инквизицию между 1522 и 1525 годами, они играли никакой роли в борьбе с ересью. [ 45 ] [ 46 ]
Фактическая отмена инквизиции в Германии в первой половине XVI века ни в коей мере не привела к религиозной толерантности. Передача дел о ереси в светские суды первоначально привела к значительному усилению интенсивности и жестокости преследований еретиков на некоторых немецких территориях в масштабах, невиданных в предыдущие века. Хотя репрессии потерпели полную неудачу против основных течений Реформации, получившей поддержку многих князей и городов, многие члены радикальной секты анабаптистов стали жертвами преследований. Император Карл V Габсбург приказал наказать их смертной казнью как мятежников, независимо от их окончательного раскаяния. С 1527 по 1618 год светские суды в Германии приговорили к смертной казни около 850 анабаптистов, причем почти 80% из них были сожжены в Австрии и Тироле в период с 1527 по 1533 год. Небольшая часть этих казней произошла в регионах, где прошла Реформация. Эти репрессии постепенно ослабли после Аугсбургского мира 1555 года. [ 47 ] Однако даже тогда Германия не стала страной без ставок. Начиная примерно с 1560 года, Германия стала основным регионом охоты на ведьм на протяжении почти двухсот лет, унеся по меньшей мере 20 000 жертв, что намного больше, чем преследования еретиков в этой стране инквизицией, епископальными судами и светскими судами, вместе взятыми за предыдущие пять лет. сто лет. [ 48 ] Однако папская инквизиция к этому не имела никакого отношения, а в 17 веке Римская Святая канцелярия даже вмешалась, чтобы смягчить эти процессы в католических немецких странах и Швейцарии . [ 49 ]
Статистика судебных процессов и казней
[ редактировать ]Суды папской инквизиции
[ редактировать ]
Количество приговоров папской инквизиции в Германии, как и в других регионах, установить сложно из-за недостаточного количества источников. Информация о деятельности первого инквизитора Конрада фон Марбурга почти всегда расплывчата, упоминается «большое количество сожженных» и то, что многие ложно признались, чтобы избежать смертной казни. Тем, кто сознался, сохраняли жизнь, но в знак позора брили головы. Единственные конкретные числовые данные относятся к четырем еретикам, сожженным в Эрфурте в мае 1232 года, и примерно к 50 лицам, освобожденным и реабилитированным синодом во Франкфурте в 1234 году, ранее осужденным Конрадом. [ 50 ] Одна летопись предполагает, что он сжег около тысячи обвиняемых, но это число невозможно проверить и, скорее всего, оно преувеличено. [ 51 ]
Нет никакой информации, позволяющей предположить, что инквизитор Иоганн Шадланд когда-либо участвовал в процессах против еретиков. Однако вполне вероятно, что повторный суд над Бегардом Бертольдом фон Рорбахом в 1356 году, приведший к его сожжению на костре, проводился им или, возможно, его викарием . [ 52 ]
Что касается инквизиторов, назначенных в 1364 году, то более подробная информация имеется только о деятельности Вальтера Керлингера. В ходе судебных процессов над бегинами и бегардами в Эрфурте с 1367 по 1369 год он сжег трех человек, наложил епитимью на более чем двести, а еще около двухсот бежали из города. В 1369 году он арестовал в Нордхаузене 40 бегинов и бегардов, из которых семеро были приговорены к смертной казни. Известно только, что Генри Агро сжег бегина Мета фон Вестхове в Страсбурге в 1366 году. Точно так же Людвиг Калига отлучил от церкви одного священника-еретика в Зосте и, возможно, действовал против бегинов и бегардов в Кельне, но никаких дальнейших подробностей неизвестно. [ 53 ] [ 54 ]
Инквизитор Йоханнес Арнольди председательствовал на суде над 18 вальденсами в Майнце в 1389 году, которые отреклись от ереси и приняли наложенное им покаяние. Ранее он участвовал в процессах против Гартмана дер Бирмана в Страсбурге (1384 г.) и Яна Мюзингера в Ульме (1385 г.), которые также отреклись от ереси. [ 55 ] Его преемник Николаус Бёкелер в 1391 году провел в Страсбурге суд над Яном Малкау, который в конечном итоге был приговорен к ссылке; Суд носил политический характер, его настоящая причина заключалась в том, что Малкау поддерживал папу Бонифация IX , в то время как инквизитор поддерживал антипапу Климента VII . [ 56 ] В 1400 году тот же инквизитор арестовал в Страсбурге 32 вальденса и одного бегина; один вальденс был сожжен, а остальные обвиняемые получили покаянные сроки или были изгнаны из города. [ 57 ] Возможно, казни бегинов и бегхардов в Гейдельберге около 1393 года, известные лишь по случайному упоминанию в протоколах другого процесса, также были осуществлены Бёкелером. [ д ] [ 58 ]
В 1393 году инквизитор Александр Кельнский сжег некоего Бегарда, а три года спустя в Вене Джон Штаудер приговорил к смертной казни троих своих соратников, в том числе лидера секты Николая Базельского, хотя одному удалось бежать. Точно так же в Ростоке в 1394 году за ересь сожгли Хелике Порса; приговор, скорее всего, вынес инквизитор Дитрих Колле. Инквизитор Эйлард Шеневельд сжег четырех человек в разных городах Балтии с 1402 по 1403 год. [ 59 ] Его родственник Генрих Шеневельд сжег вальденса Якоба Шредера в Бранденбурге в 1411 году. [ 60 ] а в 1414 году он сжег троих из 84 человек, осужденных за принадлежность к секте Флагеллантов в Зангерхаузене , наложив на остальных епитимью. Однако после его отъезда местные власти организовали массовые расправы над подозреваемыми как в Зангерхаузене, так и в окрестностях, сжигая на кольях как приговоренных к смертной казни, так и кающихся (всего не менее 168 человек). [ 61 ]
Якоб фон Зост председательствовал на суде над священником Джоном Палборном в 1421 году, обвиненным в ереси за критику привилегий нищенствующих орденов. Дело почти дошло до папской курии, но к Палборну в конечном итоге отнеслись снисходительно. [ 62 ] Инквизитор Иоанн Франкфуртский из Майнцской митрополии приговорил гусита Яна Фюйгера к смертной казни в Вюрцбурге в 1429 году. [ 63 ] Инквизитор Генрих Кальтейзен сжег одного Бегарда в Майнце в 1458 году. [ 64 ] а ранее, около 1435 г., заочно осудил одну женщину как адепта черной магии. [ 65 ]
В 1434 и 1446 годах в Нордхаузене проходили процессы над флагеллантами. На первом процессе инквизитор Конрад фон Вестхаузен никого не приговорил к смертной казни, а на втором процессе инквизитор Фридрих Мюллер сжег 12 из 13 обвиняемых. Тот же инквизитор сжег двух еретиков в Геттингене в 1453 году после публичных дебатов с ними. [ 66 ] а год спустя он участвовал в процессах над флагеллянтами в Штольберге и, вероятно, также в Зангерхаузене, где в общей сложности было сожжено 52 человека. Однако скудные источники предполагают, что эти преследования были в основном инспирированы светскими властями. [ 67 ]
В 1479 году инквизитор Герхард фон Эльтен из Кельна председательствовал на суде над Яном Ручератом, приговоренным к тюремному заключению. [ 68 ] В 1477 году инквизитор Иоганнес Кравинкель из Дортмунда обвинил некоего Ховета в ереси, но суд не продолжился, поскольку епископ Мюнстера Генрих фон Шварценбург отказался сотрудничать с ним. [ 69 ] Несколько лет спустя викарий этого инквизитора приговорил предполагаемую ведьму к сожжению на костре в Оснабрюке . [ 70 ]
Инквизитор Генрих Крамер, прославившийся как охотник на ведьм и автор « Malleus Maleficarum» епархии , утверждал, что между 1481 и 1486 годами он сжег 48 ведьм, в основном в Констанцской , а в 1491 году заявил, что судил более 200 ведьм. Сохранившаяся документация подтверждает судебный процесс в Равенсбурге в 1484 году, где Крамер обвинил в колдовстве восемь человек, двое из которых были сожжены, и судебное разбирательство в Инсбруке в 1485 году. Там Крамер арестовал семь женщин, но благодаря вмешательству епископа Бриксена этого не произошло. был вынесен обвинительный приговор. Чуть раньше, в 1480 году в Аугсбурге , Крамер обвинил местного каноника и «бегина» в ереси, но не сумел доказать их вину. [ 71 ] [ 72 ]
Якоб ван Хугстратен, инквизитор Кельна, в 1512 году приговорил к костру еретика Германа фон Риссвика, «рецидивиста», которого инквизитор Утрехта Ян ван Омматен оправдал в 1502 году. [ 73 ] Однако самым известным процессом с участием этого инквизитора стал процесс над известным гуманистом и гебраистом Иоганном Рейхлином, состоявшийся в 1513 году. чтобы судебное разбирательство было возобновлено. В конечном итоге все дело закончилось осуждением произведений Рейхлина Папой Львом X в 1520 году, но единственным наказанием для автора был приказ о затыкании рта и обязательство оплатить судебные издержки; формально он не был признан еретиком. [ 74 ] Тот же инквизитор в 1525 году сжег в Утрехте Виллема Диркса, сторонника Мартина Лютера.
Инквизитор Кельна Конрад Кёллин приговорил к смертной казни не менее пяти человек, обвиненных в поддержке Реформации (двух в 1529 году и троих в 1533 году). [ 75 ]
Следующий список содержит задокументированные казни еретиков в Германии по приговорам папских инквизиторов:
Год | Место | Инквизитор | Количество казненных | Описание осужденных |
---|---|---|---|---|
1232 | Эрфурт | Конрад Марбургский | 4 | |
1356 | Шпейер | Вероятно, Иоганн Шадланд | 1 | Бертольд фон Рорбах сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа |
1366 | Страсбург | Хенрик Агро | 1 | Бегина Мета фон Вестхове сожжена как последовательница ереси Братьев Свободного Духа |
1368 | Эрфурт | Уолтер Керлингер | 1 | Бегард Ян Хартманн сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа |
1369 | Нордхаузен | Уолтер Керлингер | 7 | Бегарды сожжены как последователи ереси Братьев Свободного Духа |
1369 | Эрфурт | Уолтер Керлингер | 2 | Бегарды сожжены как последователи ереси Братьев Свободного Духа |
1393 | Кёльн | Александр | 1 | Бегард Мартин из Майнца сожжен как последователь ереси Братьев свободного духа |
1394 | Росток | Вероятно, Дитрих Колле | 1 | Гелике Порса сожгли как еретика; подробные обвинения против нее неизвестны |
1396 | Вена | Ян Штаудер | 2 | Бегарда Николая из Базеля и его ученика Яна сожгли как последователей ереси Братьев Свободного Духа. |
1400 | Страсбург | Николаус Бёкелер | 1 | Вальденс Ян Роэр |
1402 | Любек | Эйлард Шеневельд | 1 | Бегард Вильгельм сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа |
1403 | Висмар | Эйлард Шеневельд | 1 | Бегард Бернард сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа |
1403 | Штральзунд | Эйлард Шеневельд | 1 | Отец Николас Виль сожжен за неизвестные еретические взгляды |
1403 | Росток | Эйлард Шеневельд | 1 | Женщину сожгли как еретика (подробности неизвестны) |
1411 | Бранденбург | Генрих Шеневельд | 1 | Вальденс Якоб Шредер |
1414 | Зангерхаузен | Генрих Шеневельд | 3 | Флагеллянты |
1429 | Вюрцбург | Ян Франкфуртский | 1 | Гусит Ян Фюгер |
1446 | Нордхаузен | Фридрих Мюллер | 12 | Флагеллянты |
1453 | Геттинген | Фридрих Мюллер | 2 | Флагеллянты сожжены после публичного спора с инквизитором |
1454 | Стольберг | Фридрих Мюллер | 30 | Флагеллянты |
1454 | Зангерхаузен | Фридрих Мюллер | 22 | Флагеллянты |
1458 | Майнц | Генрих Кальтейзен, архиепископ Нидарос | 1 | Бегард Ганс Беккер сожжен как последователь ереси Братьев Свободного Духа |
1481–1486 | Констанцская епархия | Генрих Крамер | 48 | Люди, обвиненные в колдовстве, в том числе Анна фон Миндельхим и Агнес Бадерин, сожжены в Равенсбурге в 1484 году. |
1490 | Оснабрюк | Викарий инквизитора Йоханнеса Кравинкеля | 1 | Женщину сожгли как ведьму |
1512 | Гаага | Якоб ван Хугстратен | 1 | Аверроист Герман фон Рисвик |
1525 | Утрехт | Якоб ван Хугстратен | 1 | Виллем Диркс сгорел как сторонник Реформации |
1529 | Кёльн | Конрад Кёллин | 2 | Адольф Кларенбах и Петер фон Флюстеден сожжены как сторонники Реформации. |
1533 | Кёльн | Конрад Кёллин | 3 | Двое мужчин и одна женщина казнены за сторонников Реформации |
Суды епископской инквизиции
[ редактировать ]
Епископские суды в Германии вынесли значительно больше приговоров по делам о ереси, чем папские инквизиторы, но даже в их случае сохранившиеся данные отрывочны и не всегда точны.
В судебном разбирательстве, проведенном епископом Страсбургским Генрихом в 1212 году, участвовало около 500 подозреваемых. Четыреста из них добровольно отреклись от ереси, а остальные сто отвергли обвинения и подверглись испытаниям суровыми испытаниями . Восемьдесят из них не прошли суд, что побудило епископа отдать приказ сжечь их на костре. [ 76 ] В течение следующих двадцати лет колья с еретиками зажигались также в Хильдесхайме (1225 г., один казнен), снова в Страсбурге (1229 г., один сожжен) и в Трире (1231 г., трое сожжены). [ 77 ] Однако о результатах разбирательства против вальденсов в епархии Пассау около 1266 года ничего не известно. [ 78 ]
Во время преследований вальденсов в Австрии с 1311 по 1315 годы епископом Пассау было сожжено не менее 39 человек, в том числе епископ-еретик. К сожалению, в летописях не указано количество кающихся, получивших более мягкие наказания. [ 79 ] Еще меньше сведений сохранилось о последующей волне репрессий против вальденсов около 1338 года. В хрониках упоминается лишь, что «многие» еретики были сожжены, а другие подчинились церкви. [ 80 ]
В ходе расследования против Бегардов и Бегинов в Страсбурге с 1317 по 1319 годы было наказано большое, но неустановленное количество подозреваемых, причем изгнание, вероятно, было самым суровым наказанием. [ 81 ] В 1326 году архиепископ Кельна Генрих фон Вирнебургский арестовал около 50 «нищих», которых он обвинил в исповедании ереси Братьев Свободного Духа. Большинство из них подчинились Церкви, отреклись от ереси и получили покаянные сроки. Из девяти упорно отстаивавших свои убеждения восемь были приговорены к «вечному заключению», а глава секты Вальтер Лоллард был сожжен на костре. [ 82 ] В 1336 году в Ангермюнде Бранденбургской епархии по приговору епископского инквизитора Йордана Кведлинбургского были сожжены 14 вальденсов. В том же году расследование против приверженцев ереси «Братья свободного духа» вел архиепископ Магдебургский Оттон, но в этом случае все подозреваемые подчинились Церкви. [ 83 ] В 1339 году епископ Констанца приговорил троих бегхардов к тюремному заключению, а три года спустя аналогичный приговор был вынесен двум бегхардам епископом Вюрцбургским . В 1340 году отец Рудольф был сожжен в Зальцбурге, а десять лет спустя в Эрфурте викарий архиепископа Майнца сжег «Бегарда» Константина. [ 84 ] Чуть раньше, в 1334 году, неизвестное количество еретиков было сожжено в Меце по приговору епископского инквизитора Варина. [ 85 ]
В Нюрнберге (Бамбергская епархия) на протяжении XIV века регулярно происходили суды над вальденсами. В 1332 году из города были изгнаны 90 членов этой секты. В 1378 году один вальденс был сожжен, а 93 получили покаянные приговоры. В следующем году в результате еще одного суда 7 человек были сожжены, 11 было приказано носить покаянные кресты, а 19 бежали из города и были осуждены заочно. Еще семь вальденсов были сожжены по приказу епископского инквизитора Мартина Амбергского в 1399 году, который также примирил с церковью неустановленное количество нюрнбергских еретиков. [ 86 ]
Данные о великой кампании против вальденсов в конце XIV века неполны, но они указывают на то, что это была крупнейшая антиеретическая кампания в истории Германии. В Померании с 1392 по 1394 год Петер Цвикер судил в общей сложности 443 подозреваемых, каждый из которых отказался от ереси и принял покаяние, наложенное инквизитором. [ 87 ] Расследования, начатые архиепископом Майнца в Бингене, привели к 36 казням в 1392 году. [ 88 ] В Аугсбургской епархии в 1393 году инквизитор Генрих Ангермайер осудил около 280 вальденсов, приговорив двоих к смертной казни в Динкельсбюле и двадцати шести в Донаувёрте . В том же году в Вемдинге (айхштетская епархия) инквизитор епископа Бертольд сжег десять человек. [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] Исследования конца 1390-х годов в Тюрингии и Богемии, а также в Австрии и Венгрии привели к примерно двум тысячам «примирений» вальденсов с католической церковью. Кроме того, в 1397 году в Штайре Петер Цвикер сжег около сотни вальденсов, а неизвестное количество казней произошло также в 1391 году в Эрфурте. [ 92 ]
Записи 1390-х годов относятся к более ранним разбирательствам, проведенным Генрихом Оломоуцким против вальденсов в Австрии в 1360-х годах и Мартином Амбергским в Регенсбургской епархии с 1381 по 1387 год. В этих упоминаниях говорится не о казнях, а только о случаях, когда люди отказывались от ереси, когда снова столкнулся с инквизиторами. [ 93 ]
Во втором и третьем десятилетиях XV века в ряде немецких городов епископские инквизиторы задержали и приговорили нескольких гуситских миссионеров. был сожжён радикальный проповедник Николай Дрезденский В 1416 году в Мейсене . [ 94 ] В 1420 году в Магдебурге был сожжен иподиакон Якоб Кремер из Вердена. В том же году в Регенсбурге был сожжен Генрих Грюнфельд, а три года спустя в том же городе епископ приговорил к смертной казни проповедника Генриха Ратгебера. В 1424 году в Вормсе были схвачены трое гуситов, из которых один (Ян Дрендорф) был сожжен, второй отрекся от своих убеждений и получил отпущение грехов (Мартин Борхард), а третий (Петер Турнау) бежал из тюрьмы. Однако позже он был схвачен в Шпейере в 1426 году и сожжен судом местного епископа. [ 95 ] По-видимому, неточные упоминания о процессах над еретиками в Констанцской епархии в 1430-х годах касаются гуситов; там были сожжены как минимум два странствующих проповедника вместе со своими сторонниками. [ 96 ]
В 1446 году епископ Вюрцбургский примирил с церковью 130 вальденсов. Аналогичного успеха добился процесс, возглавляемый епископом Эйхштетским, который освободил 27 вальденсов в 1460 году. В Страсбурге в 1458 году были сожжены гуситский проповедник Генри Райзер и его сподвижница Анна Вейлер, но остальные его последователи отреклись от ереси. В Бранденбурге в 1458 году были схвачены трое гуситских священнослужителей, двое из которых отреклись от ереси, а один (Мэтью Хаген) был сожжен в Берлине. Расследование вел инквизитор епископа Ян Каннеман, который затем допрашивал жителей Ангермюнде, подозреваемых в ереси. Поскольку все они подчинялись Церкви, смертных приговоров там не было вынесено. [ 97 ] С 1478 по 1480 годы в этом регионе вновь прошли судебные процессы, в результате которых было сожжено одиннадцать гуситов. [ 98 ] Кроме того, в 1468 году в Вене был сожжен гуситский епископ Базельский Стефан. [ 99 ]
Судьба жгутиков, захваченных в 1481 году графом Ангальтским и переданных на суд епископа Хальберштадтского, неизвестна. [ 100 ]
Казни еретиков по приговорам советских судов
[ редактировать ]Год | Совет | Сожженный еретик |
---|---|---|
1415 | Совет Констанции | Джон Хаус |
1416 | Совет Констанции | Иероним Пражский |
1446 | Совет Базеля | Николай Бульдесдорфский [ 101 ] |
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Нациями» называли группы монастырей на некоторой территории, меньшей, чем религиозная провинция. Викарий «нации» был главой такой группы монастырей.
- ↑ Например, Якоб Шпренгер был с 1481 по 1488 год одновременно инквизитором, деканом богословского факультета Кёльнского университета, настоятелем Кёльнского монастыря и викарием сначала «Брабантской нации», а затем (с 1485 года) всей провинции Тевтония. После 1488 года он объединил должность инквизитора с должностью провинциала Тевтонии.
- ^ В состав округа входили южная часть метрополии Майнц (исключая Курскую епархию ), восточная часть метрополии Зальцбург и Базельская епархия.
- ↑ Гейдельберг находился под юрисдикцией Бёкелера, а сожжённые принадлежали к секте Николая Базельского. Все остальные известные процессы над этой сектой проводились папскими инквизиторами, а не епископами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суфражистки Трира, т. е. епархии Вердена, Меца и Туля, подчинялись французским инквизиторам ( Леа (1888 , стр. 120, т. II)).
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 9); Спрингер (2004 , стр. 324); Квартира (1902 , стр. 39)
- ^ Леа (1888 , стр. 120, 139, т. II)
- ^ Ламберт (2002 , стр. 52, 83–86, 90–98); Ламберт (1998 , стр. 19–23); Кикхефер (1979 , стр. 11–13)
- ^ Ламберт (2002 , стр. 209–211)
- ^ Леа (1888 , стр. 316–317, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 13–14)
- ^ Крас (2006 , стр. 388); Леа (1888 , с. 333, т. II)
- ^ Крас (2006 , стр. 161–163); Леа (1888 , стр. 325–333, т. II); Ламберт (1998 , стр. 118); Кикхефер (1979 , стр. 14–15)
- ^ Боос, Генрих, изд. Chronicon Wormatiense (Monumenta Wormatiensia. Annals and Chronicles (на немецком языке). Берлин. стр. 168.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) ; Кальтнер (1882 , с. 139); Леа (1888 , стр. 333–334, т. II) - ^ Леа (1888 , стр. 332–346, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 14–18)
- ^ Сегл (2004 , стр. 221); Ламберт (1998 , стр. 117–118)
- ^ Леа (1888 , стр. 346–350, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 15–16)
- ^ Ламберт (2002 , стр. 212); Леа (1888 , стр. 347–348, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 16); Хаупт (1889 , стр. 297–302)
- ^ Ламберт (2002 , стр. 218–219); Леа (1888 , с. 358, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 53–54); Хаупт (1889 , стр. 305–306, 311)
- ^ Ламберт (2002 , стр. 253–264); Леа (1888 , стр. 369–376, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 19–23)
- ↑ Хотя Кикхефер (1979 , стр. 23) утверждает, что в то время в Германии были зарегистрированы три папских инквизитора, эти инквизиторы (Перегрин Опольский, Николай Господынец и Ян Швенкенфельд) на самом деле были польскими инквизиторами, действовавшими в Силезии и Малой Польше.
- ^ Крас (2006 , стр. 181–182)
- ^ Леа (1888 , стр. 377–378, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 33)
- ^ Леа (1888 , стр. 378, 385–386, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 23, 33–34); Спрингер (2004 , стр. 324) полагает, что Шадланд, возможно, ушел в отставку еще в 1357 году.
- ^ Виггер, Фридрих (1882). «Документальные сведения о домах Бегинен и Бегарден в Ростоке». Ассоциация истории и древности Мекленбурга: Ежегодники Ассоциации истории и древности Мекленбурга (на немецком языке). Том 47. стр. 14–18. ; Леа (1888 , с. 386, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 23–24, 34–38); Спрингер (2004 , стр. 324–328, 367–374); Крас (2006 , с. 179)
- ^ Леа (1888 , стр. 390–391, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 24); Спрингер (2004 , стр. 328); Крас (2006 , стр. 179–180)
- ^ Леа (1888 , стр. 394–395, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 40); Спрингер (2004 , стр. 328–329, 374)
- ^ Леа (1888 , стр. 395, 402–403, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 26); Лернер (2007 , стр. 148–157)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 59–61)
- ^ Леа (1888 , стр. 402, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 24)
- ^ Спрингер (2004 , стр. 355, сноска 174)
- ^ Спрингер (2004 , стр. 382)
- ^ Уайльд (2003 , стр. 100–101); Леа (1888 , стр. 407–408, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 96–97); Спрингер (2004 , стр. 378–379)
- ^ Лернер (2007 , стр. 164–181); Ламберт (2002 , стр. 292)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 93–94)
- ^ Уайльд (2003 , стр. 106–107); Кикхефер (1979 , стр. 97, 104); Спрингер (2004 , стр. 317, 380–381)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 93); Спрингер (2004 , стр. 338)
- ^ Леа (1888 , стр. 421–426, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 99–108); Спрингер (2004 , стр. 351–354, 358, 364, 388)
- ^ Спрингер (2004 , стр. 347–351); Декер (2010 , стр. 50–58). Точный характер обвинений против Крамера неизвестен, сохранилась лишь регеста осуждения, содержащая весьма расплывчатые формулировки.
- ^ Де Джонхэ (1719 , стр. 11–17); Спрингер (2004 , стр. 359–360)
- ^ Леа (1888 , стр. 425–426, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 102–103)
- ^ Леа (1888 , стр. 375, т. II); Лернер (2007 , стр. 128–130); Спрингер (2004 , стр. 366)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 54, 76–77); Хаупт (1890 , стр. 341–342, 350–351)
- ^ Лернер (2007 , стр. 97–101); Ламберт (2002 , стр. 291)
- ^ Леа (1888 , стр. 395–400, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 54–73); Ламберт (2002 , стр. 223–225)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 90–94)
- ^ Леа (1888 , стр. 409, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 97);
- ^ Взлет (2002 , стр. 50)
- ^ Шимфт, П. (2010). «Колония». В Проспери, Адриано (ред.). Исторический словарь инквизиции (на итальянском языке). Пиза: Ред. Normale. п. 349. ИСБН 978-88-7642-323-9 .
- ^ Сэр, Юджин (1884). «Вклад в историю голландских инквизиторов XVI века». У Фредерика, Пола (ред.). Труды практического курса отечественной истории (на немецком языке). Гент. стр. 79–112.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Герцог, Аластер (2009). Диссидентские идентичности в Нидерландах раннего Нового времени . Эшгейт. стр. 99–118.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Монтер (2002 , стр. 50, 57, 61)
- ^ Монтер (2002 , стр. 62–63)
- ^ Декер (2010 , стр. 113–131, 145–173)
- ^ Леа (1888 , стр. 332, т. II)
- ^ Фладе (1902 , стр. 55, сноска 2); Леа (1888 , с. 346, т. II); Кальтнер (1882 , с. 182)
- ^ Лернер (2007 , стр. 131–132)
- ^ Лернер (2007 , стр. 132–133); Леа (1888 , стр. 386–390, т. II)
- ^ Виггер, Фридрих (1882). «Документальные сведения о домах Бегинен и Бегарден в Ростоке» . Ассоциация истории и древности Мекленбурга: Ежегодники Ассоциации истории и древности Мекленбурга (на немецком языке). стр. 14–15.
- ^ Фладе (1902 , стр. 66); Спрингер (2004 , стр. 329, 358)
- ^ Лернер (2007 , стр. 101–103)
- ^ Лернер (2007 , стр. 103–104); Леа (1888 , с. 206, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 61)
- ^ Лернер (2007 , стр. 153)
- ^ Лернер (2007 , стр. 150–151)
- ^ Пачовский, Александр. «Свидетельства инквизитора Хинриха Шенвельта в рукописи Николая Эймерика» . webdoc.sub.gwdg.de (на немецком языке) . Проверено 03 мая 2024 г.
- ^ Уайльд (2003 , стр. 100–101); Леа (1888 , с. 408, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 96–97); Спрингер (2004 , стр. 378–379)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 100–101)
- ^ Спрингер (2004 , стр. 338)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 104); Спрингер (2004 , стр. 358); Лернер (2007 , стр. 177–181)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 101–102)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 97); Спрингер (2004 , стр. 380–381)
- ^ Уайльд (2003 , стр. 106–107); Кикхефер (1979 , стр. 147); Спрингер (2004 , стр. 317, 380–381)
- ^ Спрингер (2004 , стр. 342, 358)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 104)
- ^ Шреер, Алоис (1967). Церковь в Вестфалии до Реформации (на немецком языке). Ашендорф. стр. 90, 220.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кикхефер (1979 , стр. 105); Декер (2010 , стр. 50–56); Спрингер (2004 , стр. 347);
- ^ Бродель, Ганс Петер (2003). Malleus Maleficarum и конструкция колдовства: теология и народные поверья . Исследования ранней современной европейской истории. Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 14. ISBN 978-0-7190-6440-1 .
- ^ Леа (1888 , стр. 565, т. III); Спрингер (2004 , стр. 352, сноска 163)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 102–103)
- ^ Юргенсмайер, Фридхельм (2005). Ордена и монастыри в эпоху Реформации и католической реформы, 1500–1700 гг. (на немецком языке). Том 2. Ашендорф. п. 25.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Леа (1888 , стр. 316–317, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 14)
- ^ Леа (1888 , стр. 325, 331, т. II); Кальтнер (1882 , с. 132)
- ^ Леа (1888 , стр. 347–348, т. II); Ламберт (2002 , стр. 212)
- ^ Крас (2006 , стр. 414)
- ^ Главное (1889 , стр. 311)
- ^ Лернер (2007 , стр. 85–95)
- ^ Лернер (2007 , стр. 29–30)
- ^ Леа (1888 , стр. 374–375, том II)
- ^ Леа (1888 , стр. 375–376, т. II); Спрингер (2004 , стр. 366); Лернер (2007 , стр. 128–130)
- ^ Леа (1888 , стр. 374, т. II); Лернер (2007 , стр. 49–51)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 54, 76–77); Главный (1890 , стр. 350–351)
- ^ Леа (1888 , стр. 399, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 61–62)
- ^ Леа (1888 , стр. 397, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 61)
- ^ Квартира (1902 , стр. 55)
- ^ Хаупт, Герман (1882). Религиозные секты во Франконии до Реформации (на немецком языке). Вюрцбург. п. 27.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шпиндлер, Макс; Краус, Андреас (1971). Справочник по истории Баварии: Франкония, Швабия, Верхний Пфальц: до конца XVIII века; второй том (на немецком языке). Том 2–3. Бек. п. 1126.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Леа (1888 , стр. 395, 399–400, т. II); Квартира (1902 , стр. 55, 116)
- ^ Леа (1888 , стр. 399–400, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 54, 131–132)
- ^ Ламберт (2002 , стр. 432)
- ^ Леа (1888 , стр. 414, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 88–90)
- ^ Леа (1888 , стр. 411–412, т. II); Лернер (2007 , стр. 172–173)
- ^ Леа (1888 , стр. 415–416, т. II); Кикхефер (1979 , стр. 90)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 91–92)
- ^ Леа (1888 , стр. 416, т. II)
- ^ Кикхефер (1979 , стр. 97)
- ^ Пачовский, Александр (1994). «Николаус фон Бульдесдорф. О сожжении еретиков на Базельском соборе 1446 года». В Хельмрате, Йоханнес; Меутен, Эрих; Мюллер, Гериберт; Вольф, Хельмут (ред.). Исследования XV века: Festschrift for Erich Meuthen . Мюнхен: Ольденбург. стр. 269–290. ISBN 978-3-486-56078-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Декер, Райнер (2010). Колдовство и папство. Отчет, основанный на ранее секретных записях римской инквизиции . Шарлоттсвилл и Лондон: Издательство Университета Вирджинии. ISBN 978-0-8139-2748-0 .
- Фладе, Пол (1902). Процесс римской инквизиции в Германии вплоть до судов над ведьмами (на немецком языке). Лейпциг: Dietrich'sche Verlags-Buchhandlung Теодор Вайхер.
- Хаупт, Герман (1889). «Вальденсеризм и инквизиция в юго-восточной Германии до середины XIV века». Немецкий журнал исторических наук (на немецком языке) (1).
- Главный, Герман (1890). «Вальденсеризм и инквизиция в юго-восточной Германии с середины XIV века». Немецкий журнал исторических наук (на немецком языке) (3).
- Де Йонге, Бернар (1719). Бельгия Доминиканум (на немецком языке). Брюссель.
- Кальтнер, Бальтасар (1882). Конрад Марбургский и инквизиция в Германии (на немецком языке). Прага: Издательство Ф. Темпского.
- Кикхефер, Ричард (1979). Репрессии против ереси в средневековой Германии . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 0-85323-134-6 .
- Крас, Пол (2006). Ad abolendam diversarum haeresium pravitatem. Инквизиционная система в средневековой Европе (на польском языке). Люблин: Издательство КУЛ. ISBN 83-7363-431-2 .
- Ламберт, Малькольм (2002). Средневековые ереси (на польском языке). Гданьск-Варшава: МАРАБУТ. ISBN 83-916989-5-5 .
- Ламберт, Малькольм (1998). Катары . Уайли-Блэквелл. ISBN 9780631209591 .
- Леа, Генри Чарльз (1888). История инквизиции средних веков . Том. I–III. Лондон – Нью-Йорк: MacMillan Co.
- Лернер, Роберт (2007). Ересь свободного духа в средние века . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 978-0-268-01094-2 .
- Монтер, Уильям (2002). «Казни ереси в Реформационной Европе». В Грелле Оле Питер; Скрибнер, Роберт В. (ред.). Толерантность и нетерпимость в европейской реформации . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521894128 .
- Праэдикаторы Инквизиторы. Том. 1: Доминиканец и средневековая инквизиция. Акты 1-го Международного семинара по доминиканцам и инквизиции (Рим, 23-25 февраля 2002 г.) (на итальянском языке). Рим: Istituto Storico Domenicano. 2004.
- Сегл, Питер (2004). «Доминиканер и инквизиция в Heiligen Römischen Reich». Праэдикаторы Инквизиторы. Том. 1: Доминиканец и средневековая инквизиция. Акты 1-го Международного семинара по доминиканцам и инквизиции (Рим, 23-25 февраля 2002 г.) (на итальянском языке). Рим: Istituto Storico Domenicano.
- Спрингер, Клаус-Бернвард (2004). «Доминиканская инквизиция в Майнцской архиепархии (1348–1520)». Праэдикаторы Инквизиторы. Том. 1: Доминиканец и средневековая инквизиция. Акты 1-го Международного семинара по доминиканцам и инквизиции (Рим, 23-25 февраля 2002 г.) (на итальянском языке). Рим: Istituto Storico Domenicano.
- Шведт, Герман (2011). «Кельнский инквизитор Себастьян Книппенберг ОП (†1733) об «Индексе запрещенных книг» ». В «Фингере», Хайнц; Хаас, Реймунд; Шайдген, Герман-Йозеф (ред.). Поместная церковь и Вселенская церковь в истории: История церкви Кельна между средневековьем и Вторым Ватиканским собором (на немецком языке). Кёльн – Веймар: Бёлау Верлаг. ISBN 9783412208011 .
- Уайльд, Манфред (2003). Суды над колдовством и ведьмами в Избирательной Саксонии (на немецком языке). Кёльн – Веймар: Бёлау Верлаг. ISBN 9783412106027 .