Светлая молитва
«Светлая молитва» ( нем . Lichtgebet ) — картина, связанная с немецким молодежным движением и концепцией Lebensreform конца 19 — начала 20 веков. На нем изображен молодой обнаженный мужчина, который стоит на камне и протягивает руки к небу. Ее создал немецкий художник Фидус , который с 1890 по 1938 год сделал одиннадцать версий в различных средствах массовой информации. В 1913 году он создал открытку по мотивам картины, получившую широкое распространение в Германии.
Фидус хотел оживить общество посредством своих картин и реализовал такие темы Lebensreform, как натуризм , свет, природа и жизненная сила. «Светлая молитва» соответствует программе Молодежного движения, но также стала популярной среди молодежи, которая не ассоциировала ее с какой-либо конкретной идеологией. Ученые описали возможные влияния völkisch оккультизма , норвежского пейзажа, идеи универсальной анимации, антропософии , теософии , теории эволюции и желания вернуться к природе . Поза мужчины была связана с Гвидо фон Листа идеей о руне Альгиз (ᛉ) как символе жизни и с изображением распятия .
Фон
[ редактировать ]Немецкий художник и рисовальщик Хуго Хёппенер (1868–1948) учился в Академии изящных искусств в Мюнхене с 1887 года, быстро увлекся движением Lebensreform ( в переводе реформа жизни ) и стал учеником художника и социального реформатора Карла Вильгельма Дифенбаха. . Дифенбах дал ему имя Фидус, что в переводе с латыни означает «верный». [ 2 ] Вместе с двумя другими художниками они некоторое время жили в натуристской коммуне, вдохновленные теориями Генриха Пудора о наготе как средстве большей гармонии, честности и простоты. Фидус принял теософское мировоззрение и в 1898 году стал членом Мюнхенского теософского общества. [ 2 ]
Как художник, Фидус стремился оживить общество и называл себя «человеком откровения» ( нем . Offenbahrungsmensch ). [ 3 ] Он использовал романтические и германские сюжеты в стиле, находящемся под влиянием символизма и модерна, для создания утопических и народных образов. [ 3 ] Он включил темы Lebensreform , особенно нудизм и натуризм. [ 3 ] С концепцией Lebensreform были связаны немецкое молодежное движение и группы Вандерфогеля , где свет, огонь и летнее солнцестояние часто ассоциировались с близостью к природе и жизненной силой и считались важными в поисках новой сакральности. [ 4 ]
Тема и композиция
[ редактировать ]В «Светлой молитве» обнаженный молодой человек со стройным телом виден наполовину сзади. Он стоит на камне с поднятыми пятками, лицом к небу и вытянутыми руками. Ветер треплет его светлые волосы. Фон представляет собой голубое небо с облаками, которые, кажется, спускаются ниже уровня скалы. [ 5 ]
Вид сзади позволяет зрителям идентифицировать себя с фигурой, а нагота создает вневременной элемент. [ 6 ] Мужчина принимает положение тела, напоминающее z- ( ᛉ руну Альгиз ), которую народный оккультист Гвидо фон Лист интерпретировал как символ жизни. Острая скала, напоминающая прибрежный пейзаж Норвегии, которую посетил Фидус, и возможная отсылка к рунам наводят на мысль о нордической теме. [ 3 ]
Историк религии Кэрри Б. Доэ говорит, что « Легкая молитва» напоминает образ распятия , который разделяет Y-образное положение тела и связь с высшей силой. [ 7 ] По словам историка культуры Марины Шустер, картина основана на идее универсальной анимации (нем. Allbeseelung ), которую можно проследить до » Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра . [ 6 ] Историк Райан Курт Джонсон говорит, что существует влияние антропософии и теософии, а также выражение культа теории эволюции и естествознания . [ 8 ]
Версии
[ редактировать ]С 1890 по 1938 год Фидус сделал одиннадцать версий « Светлой молитвы» , создав ее углем , маслом , акварелью и в виде литографии . Название «Светлая молитва» (нем. Lichtgebet ) возникло в пятой версии, выпущенной в 1890 или 1891 году. Более ранние версии назывались Zu Gott ( перевод « Богу ») и Betender Knabe ( перевод « Молящийся парень» ). [ 9 ]
-
Рисунок пером, 1905 год.
-
Литография, 1913 г., 63,5 см × 42,3 см (25,0 × 16,7 дюйма)
-
Картина на холсте, 1922 год, Германский национальный музей.
-
Акварель по черному мелу, 1928 год, 25,1 × 14,3 см (9,9 × 5,6 дюйма)
Прием и наследие
[ редактировать ]Светлая молитва стала самым символичным изображением немецкого молодежного движения и популярным изображением среди городского среднего класса Германии в начале 20 века. Она была широко распространена как открытка, созданная Фидусом ко Дню свободной немецкой молодежи , проходившему в Hoher Meißner 11–12 октября 1913 года. [ 3 ] Историк культуры Робберт-Ян Адриансен описывает это как «возможно, лучшую визуализацию того, как свет превратился в культ единства тела и души». [ 4 ] Йонас Крумбейн из Der Tagesspiegel говорит, что оно охватывает все темы желания Молодежного движения вернуться к природе в ответ на индустриализацию: «надежда на спасение, искупление и уход, аскетическое прославление наготы и красоты, здоровья, силы и воли». [ 5 ] В молодежном движении оно было особенно популярно среди девушек. [ 10 ] Это соответствует программе, сформулированной для Дня свободной немецкой молодежи, который пропагандировал решительность и стремление к бесконечному, но особенно молодые поклонники часто воспринимали его как образ развлекающегося молодого человека, без особого идеологического подтекста. [ 4 ]
Светлая молитва была популярна среди немцев, которые верили в расовую душу и хотели заменить традиционное христианство религией на германскую тематику. [ 3 ] Художник Людвиг Фаренкрог в 1918 году создал свою собственную версию мотива светлой молитвы под названием « Святой час» (нем. Die heilige Stunde ). Фаренкрог был основателем и лидером Сообщества германской веры , неоязыческой группы, к которой Фидус присоединился в 1908 году. [ 11 ] Фидус стал членом нацистской партии в 1932 году, хотя его картины не пользовались популярностью среди нацистских лидеров, которые считали их слишком китчевыми . [ 5 ] «Световая молитва » и другие изображения молодых обнаженных мужчин на природе Фидуса были хорошо приняты среди мужчин-гомосексуалистов, таких как авторы Адольфа Бранда журнала Der Eigene . [ 12 ]
В 1923 году аналитический психолог Беатрис М. Хинкль опубликовала образ, напоминающий « Светлую молитву» в своей книге «Воссоздание личности» . Этот образ был нарисован пациенткой, и Хинкль интерпретировал его как архаичный и часть коллективного бессознательного . Историк медицины Ричард Нолл говорит, что на пациента, скорее всего, повлиял образ Фидуса. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Немецкий исторический музей .
- ^ Перейти обратно: а б Факос 2009 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дохе 2016 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Адриансен 2015 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Крумбейн 2013 , оригинальная цитата: « Надежды на спасение, искупление и уход, аскетическое празднование наготы и красоты, здоровья, силы и воли » .
- ^ Перейти обратно: а б Шустер 1999 , с. 276.
- ^ Перейти обратно: а б Дохе 2016 , с. 112.
- ^ Брауэр 2015 , с. хli.
- ^ Шустер и Ульбрихт 2002 , с. 144.
- ^ Германский национальный музей .
- ^ Доэ 2016 , стр. 111–112.
- ^ Виснант 2016 , с. 72.
Источники
[ редактировать ]- Адриансен, Робберт-Ян (2015). Ритм вечности: немецкое молодежное движение и опыт прошлого, 1900–1933 гг . Нью-Йорк и Оксфорд: Берган. ISBN 978-1-78238-768-8 .
- Брауэр, Фейри (2015). "Введение" . В Брауэре, Фейри; Кешавджи, Серена (ред.). Изображение эволюции и вымирания: регенерация и вырождение в современной визуальной культуре . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-4438-7253-9 .
- «Избирательное родство: Скандинавия и Германия с 1800 по 1914 год: Кат. № 638: Хьюго Хёппенер, по прозвищу Фидус, Светлая молитва» [Избирательное родство: Скандинавия и Германия с 1800 по 1914 год: Кат. № 638: Хьюго Хёппенер, по прозвищу Фидус, Светлая молитва]. dhm.de (на немецком языке). Немецкий исторический музей . Проверено 17 сентября 2022 г.
- Доэ, Кэрри Б. (2016). Блуждающий архетип Юнга: раса и религия в аналитической психологии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-88840-1 .
- Факос, Мишель (2009). Символистское искусство в контексте . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-25499-2 .
- «Светлая молитва» . gnm.de (на немецком языке). Германский национальный музей . Проверено 17 сентября 2022 г.
- Крумбейн, Йонас (22 ноября 2013 г.). «Немецкое молодежное движение и последствия: почва и кровь» [Немецкое молодежное движение и последствия: почва и кровь]. Тагесшпигель (на немецком языке) . Проверено 17 сентября 2022 г.
- Шустер, Марина (1999). «Художники как основатели религий. Пример художников Людвига Фаренкрога и Хьюго Хёппенера по имени Фидус» [Художники как основатели религий. Пример художников Людвига Фаренкрога и Хьюго Хёппенера, известного как Фидус]. В Фабере, Ричард; Креч, Волхард (ред.). религия: исследования в области культурсоциологии и истории культуры (на немецком языке Искусство и ). Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нойманн. ISBN 3-8260-1553-3 .
- Шустер, Марина; Ульбрихт, Юстус Х. (2002). " 'Балдур' и др. Или: 'Воины Армии Света'. Образы священного национализма" ["Балдур" и др. Или: «Воин в армии света». Образы священного национализма. В Браунгарте, Вольфганг (ред.). Китч. Очарование и вызов банального и тривиального [ Китч. Очарование и вызов банального и тривиального . Исследования по истории немецкой литературы (на немецком языке). Том 112. Тюбинген: Макс Нимейер. ISBN 3-484-32112-1 .
- Виснант, Клейтон Дж . (2016). Квир-идентичности и политика в Германии: история, 1880–1945 . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-1-939594-09-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баадер, Майке София (2003). «Светлая молитва Фидуса: религия природы и сакрализация тела». В Либау, Эккарт; Песколлер, Хельга; Вульф, Кристоф (ред.). Природа. Педагогически-антропологические перспективы [ Природа. Педагогически-антропологические перспективы . Педагогическая антропология (на немецком языке). Том 13. Вайнхайм, Базель и Берлин: Бельц. стр. 95–111. ISBN 978-3-407-32041-4 .
- Фидус (1928). Моя ( светлая молитва и ее история на немецком языке). Вольтерсдорф: Издательство Fidus . Проверено 13 марта 2024 г. - через Issuu .
- Пархаммер, Клаудия (2022). движений за реформу жизни (1890–1930) . Красота, сила и молодость: образы мужественности в контексте (на немецком языке) Баден-Баден: Tectum Verlag. ISBN 978-3-8288-7815-0 .