Большая рыба
Большая рыба | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Тим Бертон |
Автор сценария | Джон Август |
На основе | Большая рыба: роман о мифических пропорциях Уоллес Дэниел |
Продюсер: | Ричард Д. Занук Брюс Коэн И Джинкс |
В главных ролях | |
Кинематография | Филипп Руссело |
Под редакцией | Крис Лебензон |
Музыка | Дэнни Эльфман |
Производство компании |
|
Распространено | Выпуск Sony Pictures |
Даты выпуска |
|
Время работы | 125 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 70 миллионов долларов [1] |
Театральная касса | 123,2 миллиона долларов [1] |
«Большая рыба» — американский в жанре фэнтези драматический фильм 2003 года режиссёра Тима Бёртона . Он основан на романе Большая рыба: роман о мифических пропорциях» « Дэниела Уоллеса 1998 года . [2] В фильме снимались Юэн МакГрегор , Альберт Финни , Билли Крудап , Джессика Лэнг , Хелена Бонэм Картер , Элисон Ломан , Роберт Гийом , Марион Котийяр , Стив Бушеми и Дэнни ДеВито . В нем рассказывается история разочарованного сына, который пытается отличить правду от вымысла в жизни своего отца, рассказчика небылиц .
Сценарист Джон Огаст прочитал рукопись романа за шесть месяцев до его публикации и убедил Columbia Pictures приобрести права. Он начал адаптировать роман в качестве сценария, пока продюсеры вели переговоры со Стивеном Спилбергом о постановке фильма. В конце концов Спилберг покинул проект, чтобы сосредоточиться на « Поймай меня, если сможешь » (2002). Тим Бертон и Ричард Д. Занук взяли на себя управление после завершения «Планеты обезьян» (2001) и пригласили на борт МакГрегора и Финни.
Тема фильма о примирении умирающего отца и его сына имела особое значение для Бертона, чей отец умер в 2000 году. «Большая рыба» снималась на натуре в Алабаме в серии сказочных виньеток, вызывающих тон южноготического фэнтези. Премьера фильма состоялась 4 декабря 2003 года в бальном зале Hammerstein Ballroom , а 10 декабря он был выпущен ограниченным тиражом, после чего последовал широкий прокат 9 января 2004 года. Он получил различные номинации на награды, в том числе семь BAFTA номинаций , четыре номинации на «Золотой глобус» , две на премию «Сатурн» номинации , а также номинацию на премию «Оскар» и премию «Грэмми» за Дэнни Эльфмана оригинальную музыку . Премьера музыкальной адаптации Big Fish состоялась в Чикаго в апреле 2013 года. [3]
Сюжет
На свадьбе Уильяма Блума его отец Эдвард вспоминает день рождения Уилла, утверждая, что он поймал огромного сома , используя свое обручальное кольцо в качестве наживки. Уилл много раз слышал причудливые рассказы своего отца и считает, что это ложь. Устав от историй, Уилл поссорился со своим отцом. Три года спустя у Эдварда диагностируют рак, что побудило Уилла и его беременную жену Жозефину провести время с ним в Алабаме .
Жизнь Эдварда описана в воспоминаниях, начиная со встречи его детства с ведьмой. Она показывает Эдварду, как он умрет, что его не беспокоит. Достигнув совершеннолетия, он находит свой дом слишком тесным и отправляется в мир. Он встречает великана по имени Карл, и они вместе отправляются в путешествие. Когда они находят развилку дороги, они идут разными путями. Эдвард пересекает болото и обнаруживает скрытый город Спектр, где он дружит с поэтом Нортером Уинслоу и дочерью мэра Дженни. Не готовый остепениться, Эдвард покидает Спектр, но обещает Дженни, что вернется.
По просьбе Жозефины прикованный к постели Эдвард рассказывает ей, как он встретил свою жену Сандру. В других воспоминаниях Эдвард и Карл посещают цирк Кэллоуэй, где Эдвард влюбляется в красивую женщину. Эдвард и Карл устраиваются на работу в цирк, а начальник манежа Амос Кэллоуэй каждый месяц раскрывает Эдварду одну подробность о женщине. Три года спустя Эдвард обнаруживает, что Амос — оборотень , но не проявляет к нему неприязни. В благодарность Амос называет имя женщины Сандра Темплтон. Эдвард признается в любви Сандре, но она дает ему отпор, несмотря на его романтические жесты. Жених Сандры Дон Прайс побеждает Эдварда в драке, что побуждает Сандру разорвать помолвку и вместо этого выйти замуж за Эдварда.
Вскоре после этого Эдварда призывают в армию и он участвует в Корейской войне . Он прыгает с парашютом посреди северокорейского военного шоу, крадет важные документы и убеждает сиамских близнецов Пина и Цзин помочь ему сбежать в обмен на то, что они сделают их знаменитостями. Вернувшись домой, Эдвард становится коммивояжером. В настоящее время Уилл расследует правду, скрывающуюся за рассказами своего отца. Он встречает Дженни постарше, которая объясняет, что Эдвард спас Спектр от банкротства и восстановил его с помощью своих друзей из цирка. Дженни рассказывает, что, хотя она любила Эдварда, он остался верен Сандре.
У Эдварда случился инсульт, и Уилл навещает его в больнице. Не в силах много говорить, он просит Уилла рассказать, чем заканчивается его жизнь. Уилл рассказывает отцу фантастическую историю об их дерзком побеге из больницы. Они отправляются к озеру, где все из прошлого Эдварда собираются его провожать. Уилл несет своего отца в реку, где тот превращается в гигантского сома и уплывает. Удовлетворенный историей Уилла, Эдвард мирно умирает. На похоронах Уилл и Жозефина удивлены, увидев всех людей из рассказов Эдварда, хотя они кажутся немного менее фантастическими. Позже Уилл передает истории Эдварда своему сыну.
Бросать
- Юэн МакГрегор в роли Эдварда Блума (молодой)
- Альберт Финни , как Эдвард Блум (старший)
- Перри Уолстон в роли Эдварда Блума (10 лет)
- Билли Крудап в роли Уилла Блума
- Грейсон Стоун в роли Уилла Блума (6–8 лет)
- Джессика Лэнг в роли Сандры Блум (старшая)
- Элисон Ломан в роли Сандры Блум (в молодости), урожденной Темплтон
- Хелена Бонэм Картер в роли Дженни (молодая и старшая) / Ведьма
- Хейли Энн Нельсон в роли Дженни (8 лет)
- Роберт Гийом , как доктор Беннетт (старший)
- Марион Котийяр в роли Жозефины
- Мэттью МакГрори в роли Карла Великана
- Дэвид Денман в роли Дона Прайса (18–22 года)
- Джон Лоуэлл в роли Дональда «Дона» Прайса (12 лет)
- Мисси Пайл в роли Милдред
- Лаудон Уэйнрайт III, как Бимен
- Ада Тай и Арлин Тай в роли Пин и Цзин
- Стив Бушеми в роли Нортера Уинслоу
- Дэнни ДеВито в роли Амоса Кэллоуэя
- Дип Рой, как мистер Согиботтом
- Р. Кейт Харрис — отец Эда
- Карла Дроге — мать Эда
- Закари Гарднер в роли Заки Прайса (10 лет)
- Даррелл Вантерпул в роли Уилбура (10 лет)
- Майли Сайрус [а] в роли Рути (8 лет)
- Джозеф Хамфри в роли маленького храбреца
- Билли Редден в роли Банджо Мэна
- Рассел Ходжкинсон в роли фермера
- Дэниел Уоллес, как экономист. Профессор
- Джордж Макартур в роли Колосса
- Бевин Кэй в роли речной женщины
Производство
Разработка
Примерно за шесть месяцев до публикации сценарист Джон Огаст прочитал рукопись романа Большая рыба: роман мифических пропорций» « Дэниела Уоллеса 1998 года . [4] В сентябре 1998 года Август убедил Columbia Pictures приобрести права на фильм от его имени. [5] [6] Он много работал, чтобы превратить эпизодическую книгу в связный сценарий, для которого, по его мнению, требовалось несколько рассказчиков. [7] В августе 2000 года продюсеры Брюс Коэн и Дэн Джинкс начали переговоры о том, чтобы Стивен Спилберг стал режиссером фильма. Спилберг планировал, что DreamWorks будет софинансировать и распространять «Большую рыбу» вместе с Колумбией, и намеревался начать съемки в конце 2001 года, после завершения «Отчета меньшинства» (2002). [8] [9]
Спилберг предложил Джеку Николсону роль старшего Эдварда Блума. Он чувствовал, что сценарий не дает Николсону достаточно возможностей, поэтому попросил Августа написать новые эпизоды. [6] В конце концов Спилберг покинул Big Fish , когда стал участвовать в фильме « Поймай меня, если сможешь » (2002), и DreamWorks также отказалась от проекта. [8] [10] Поскольку Спилберг больше не участвовал в проекте, Август и продюсеры восстановили предыдущую версию сценария. Позже Спилберг признал, что допустил ошибку, попросив Августу изменить сценарий. Август взял свои любимые элементы из предыдущих набросков и придумал то, что он назвал «лучшим сценарием Big Fish ». Август, Джинкс и Коэн рассматривали Стивена Долдри как потенциального режиссера, прежде чем решили обратиться к Тиму Бертону . [6] [11] В этот момент Август почувствовал, что сценарий лучший из всех, что когда-либо были. [6]
Бертон только что закончил работу над крупнобюджетным фильмом «Планета обезьян» (2001) и был готов к менее масштабному проекту. Ему понравился сценарий «Большая рыба» , и он чувствовал, что это первая уникальная история, которую ему предложили после «Битлджуса» (1988). Сочетание в сценарии эмоциональной драмы с преувеличенными небылицами позволило ему рассказать несколько историй разных жанров, которые ему понравились. [7] Отец Бертона недавно умер, и он обнаружил, что может справляться с эмоциями, связанными со смертью отца, снимая фильм. Он подписал контракт с режиссером в апреле 2002 года, что побудило Ричарда Д. Занука , который работал с Бертоном над «Планетой обезьян» , присоединиться к Big Fish в качестве продюсера. [12] [6]
Кастинг

На роль Эдварда Блума Бертон разговаривал с Джеком Николсоном , первоначальным выбором Спилберга на эту роль. Бертон ранее работал с Николсоном над фильмами «Бэтмен» (1989) и «Марс атакует!». (1996). Чтобы изобразить Николсона в образе молодого Эдварда, Бертон намеревался использовать комбинацию компьютерных изображений и протезного грима . Джинкс и Коэн, которые в то время работали с Юэном МакГрегором над фильмом «Долой любовь » (2003), предложили Бертону взять на роль МакГрегора и Альберта Финни . Эдварда [7] Посмотрев игру Финни в «Томе Джонсе» (1963), Бертон заметил сходство между ним и МакГрегором и случайно нашел People в журнале статью, сравнивающую их. [6] Шотландцу МакГрегору было легче воспроизвести южноамериканский акцент Эдварда, чем стандартный американский акцент. Он сказал о южном акценте: «[Вы] действительно можете его услышать. Вы можете впиться в него зубами. Стандартный американский гораздо сложнее». [13]
Тот же двойной кастинг применялся и к роли жены Эдварда, Сандры, которую должны были сыграть Джессика Лэнг и Элисон Ломан . [7] И Бертон, и Занук были впечатлены игрой Ломан в «Белом олеандре» (2002) и считали ее идеальным кандидатом на эту роль. [14] Подруга Бертона, Хелена Бонем Картер , получила две роли: Дженни и Ведьмы. На нанесение протезного макияжа Ведьмы ушло пять часов. Во время съемок она была беременна и почувствовала утреннюю тошноту , которая усугублялась испарениями макияжа. [15]
Бертон персонализировал фильм, добавив в него несколько камео. Во время съемок в Алабаме съемочная группа выследила Билли Реддена , одного из игроков на банджо из «Освобождения» (1972). Редден был совладельцем ресторана в Клейтоне, штат Джорджия, и он согласился сняться в фильме «Призрак». Когда Эдвард впервые входит в город, можно увидеть Реддена на крыльце, выбирающего несколько нот из « Дуэльных банджо ». [16] [17] Дэниел Уоллес ненадолго появляется в роли учителя экономики Сандры. [18]
Съемки

Основные фотосъемки начались 13 января 2003 года. [8] «Большая рыба» полностью снималась в Алабаме, за исключением одной недели съемок в Париже в мае. [7] Большинство сцен в Алабаме были сняты в Ветумпке и Монтгомери . [20] [10] Некоторые съемки также проходили в Талласси и на территории кампуса Хантингдонского колледжа . [21] Сцены в городе Спектр были сняты на специально построенной площадке на острове Джексон-Лейк . [22] [ нужен лучший источник ] Основные фотосъемки продолжались до первой недели апреля и, по оценкам, принесли местной экономике около 25 миллионов долларов. [б] Набор Spectre все еще можно найти на своем первоначальном месте. [ нужна ссылка ]
Бертон сначала снял все сцены в больнице и большую часть сцен с Финни, прежде чем перейти к сценам с МакГрегором. [6] [7] Сцены с Карлом Великаном были созданы с использованием с принудительной перспективой кинопроизводства . Протезный грим Хелены Бонэм Картер был разработан студией Stan Winston Studios , которая также создала аниматронику для постановки. [19] [24] Наводнение на съемочной площадке прервало съемки цирковых сцен на несколько недель, но Бертону удалось поставить фильм в рамках бюджета и графика. [с]
Постпродакшн
Хотя Бертон ограничил использование цифровых эффектов в «Большой рыбе» , он использовал цветокоррекцию , чтобы добиться эстетики южной готики . [7] Музыкальное сопровождение к фильму было написано постоянным соавтором Бертона Дэнни Эльфманом , и Бертон обратился к Pearl Jam с просьбой написать оригинальную песню для заключительных титров. [7] После просмотра ранней версии фильма вокалист группы Эдди Веддер написал песню « Человек часа ». Он завершил демо за день, а группа записала песню четыре дня спустя. [27] Гитарист Pearl Jam Майк Маккриди заявил: «Мы были настолько потрясены фильмом… Эдди и я потом говорили о нем, и у нас были слезы на глазах. Мы были так эмоционально заряжены и тронуты воображением и человечностью». [27]
Выпускать
Мировая премьера « Большой рыбы» состоялась 4 декабря 2003 года в бальном зале Hammerstein на Манхэттене. [28] Columbia Pictures изначально планировала широкий прокат фильма в ноябре в США. [29] 10 декабря но в конечном итоге решил выпустить ограниченный выпуск . [30] Широкий прокат в США состоялся 9 января 2004 года: фильм был показан в 2406 кинотеатрах и за первые выходные заработал 13,8 миллиона долларов. В конечном итоге он собрал 66,8 миллиона долларов в США и 56,1 миллиона долларов в других странах, на общую сумму 122,9 миллиона долларов по всему миру. [31]
Критический ответ
В своей рецензии на фильм Оуэн Глейберман из Entertainment Weekly назвал «Большую рыбу » «наивным плутовством в южной готике , в котором каждый безумный поворот развития событий более очаровательный, чем предыдущий». [2] Питер Трэверс из Rolling Stone высоко оценил режиссуру Бертона и охарактеризовал фильм как трогательную драму отца и сына и прославление искусства рассказывания историй. [32] Майк Кларк из USA Today аплодировал выбору актеров. Он назвал эволюцию персонажа Элисон Ломан в пожилую женщину «восхитительной» и «метаморфозой, равной любой другой в истории экрана». [33] Глейберман, Трэверс и Кларк сравнили «Большую рыбу» с «Форрестом Гампом» (1994). [д]
Джеймс Берардинелли нашел сказочный подход фильма напоминающим «Принцессу-невесту» (1987) и фильмы Терри Гиллиама . Он назвал фильм «умной, умной фантазией, нацеленной на ребенка внутри каждого взрослого, не оскорбляя при этом интеллект ни одного из них». [34] Роджер Эберт в неоднозначном обзоре написал: «Нельзя отрицать, что Уилл прав: старик — хвастун. Наступает момент, когда его рассказы перестают работать как развлечение и переходят в садизм». [35] Ричард Корлисс из журнала Time был разочарован, посчитав сюжетную линию примирения отца и сына банальной . Ссылаясь на басню « Мальчик, который кричал о волке» , Корлисс назвал Эдварда Блума «человеком, который кричал рыбу». [36] Журнал Slant назвал «Большую рыбу» 85-м лучшим фильмом десятилетия 2000–2010 годов. [37]
На агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes 75% критиков дали положительный отзыв о Big Fish , присвоив ему средний балл 7,2 из 10. [38] Metacritic вычисляет средний балл 58/100 на основе 42 обзоров, что указывает на «смешанные или средние отзывы». [39] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «B+» по шкале от A+ до F. [40]
Домашние СМИ
был DVD «Регион 1» выпущен 27 апреля 2004 г. [41] и Регион 2 был выпущен 7 июня. [42] На DVD есть аудиокомментарий Бертона , семь короткометражек и викторина. 1 ноября 2005 года было выпущено специальное издание с 24-страничной книгой в твердом переплете под названием « Сказка для взрослых» . [43] Фильм был выпущен на Blu-ray Disc 20 марта 2007 года. [44]
Похвалы
Премия | Категория | Получатель | Результат |
---|---|---|---|
Награды Академии [45] | Лучший оригинальный саундтрек | Дэнни Эльфман | номинирован |
Награды BAFTA [46] | Лучший фильм | номинирован | |
Лучшее направление | Тим Бертон | номинирован | |
Лучший актер второго плана | Альберт Финни | номинирован | |
Лучший адаптированный сценарий | Джон Август | номинирован | |
Лучший макияж и прическа | Джин Энн Блэк и Пол Леблан | номинирован | |
Лучший художник-постановщик | Деннис Гасснер | номинирован | |
Лучшие визуальные эффекты | Кевин Скотт Мак , Сет Мори Линдси Макгоуэн, Пэдди Исон | номинирован | |
Золотой глобус [47] | Лучший фильм — мюзикл или комедия | номинирован | |
Лучший актер второго плана | Альберт Финни | номинирован | |
Лучший оригинальный саундтрек | Дэнни Эльфман | номинирован | |
Лучшая оригинальная песня | Жемчужное варенье В номинации " Человек часа " | номинирован | |
Премии Грэмми [48] | Лучший результат в кинофильме | Дэнни Эльфман | номинирован |
Награды Сатурна [49] | Лучший фэнтезийный фильм | номинирован | |
Лучший актер | Альберт Финни | номинирован | |
Награды AARP за фильмы для взрослых [50] | Лучший актер | номинирован | |
Награды Аргентинской ассоциации кинокритиков | Лучший иностранный фильм не на испанском языке | Тим Бертон | номинирован |
Награды Награды сообщества Circuit | Лучший актер второго плана | Альберт Финни | номинирован |
Лучший адаптированный сценарий | Джон Август | номинирован | |
Лучшая операторская работа | Филипп Руссело | номинирован | |
Лучший оригинальный саундтрек | Дэнни Эльфман | номинирован | |
Лучшие визуальные эффекты | номинирован | ||
Награды Ассоциации кинокритиков вещания [51] | Лучший фильм | номинирован | |
Лучший режиссер | Тим Бертон | номинирован | |
Лучший писатель | Джон Август | номинирован | |
Лучший композитор | Дэнни Эльфман | номинирован | |
Лучшая песня | Эдди Веддер | номинирован | |
Награды Кастингового общества Америки [52] | Лучший кастинг для художественного фильма, драмы | Дениз Чамиан | номинирован |
Темы
«Большая рыба» рассказывает о том, что реально, а что фантастично, что правда, а что нет, что частично правда и как, в конце концов, все это правда.
—Тим Бертон [53]
Примирение отношений отца и сына между Эдвардом и Уильямом — ключевая тема « Большой рыбы» . [54] [55] Интерес писателя Дэниэла Уоллеса к теме отношений отца и сына начался с его собственной семьи. Уоллес нашел «очаровательный» характер Эдварда Блума похожим на его отца, который использовал обаяние, чтобы держаться на расстоянии от других людей. [56] В фильме Уилл считает, что Эдвард никогда не был с ним честен, потому что Эдвард создает экстравагантные мифы о своем прошлом, чтобы скрыть себя, используя рассказывание историй как механизм избегания. [57] Рассказы Эдварда наполнены сказочными персонажами (ведьмой, русалкой и оборотнем) и местами (цирк, маленькие городки, мифологический город Призрак), все из которых являются классическими образами и архетипами. [7] Мотив квеста продвигает как историю Эдварда, так и попытку Уилла докопаться до ее сути. Уоллес объясняет: «Задача отца — стать большой рыбой в большом пруду, а задача сына — разгадать его небылицы». [56]
Джон Огаст отождествил себя с персонажем Уилла и адаптировал его под себя. В колледже умер отец Августа, и, как и Уилл, Август пытался узнать его поближе перед смертью, но это оказалось трудным. Как и Уилл, Август изучал журналистику, и ему было 28 лет. В фильме Уилл говорит об Эдварде: «Я не видел ничего от себя в своем отце, и я не думаю, что он видел что-то свое во мне. Мы были как незнакомцы, которые очень хорошо знали друг друга». [58] Описание Уиллом своих отношений с Эдвардом очень напоминало отношения Августа с его отцом. [58] Бертон также использовал фильм, чтобы противостоять своим мыслям и эмоциям по поводу смерти своего отца в 2000 году: [55] «Мой отец какое-то время болел… Я пытался связаться с ним, чтобы, как в этом фильме, получить какое-то разрешение, но это было невозможно». [7]
Религиовед и киновед Кент Л. Бринтналл наблюдает, как отношения отца и сына разрешаются в конце фильма. Когда Эдвард умирает, Уилл наконец отпускает свой гнев и впервые начинает понимать своего отца:
В последнем жесте любви и понимания, после того, как всю жизнь он презирал истории своего отца и своего отца как рассказчика, Уилл заканчивает историю, которую начал его отец, собирая воедино темы, образы и персонажей легендарной жизни своего отца, чтобы смешать реальность. и фантазия в акте общения и заботы. Бескорыстно выпустив гнев, который он накопил по поводу историй своего отца, Уилл приходит к пониманию того, что все, что мы представляем, — это наши истории, и что истории его отца дали ему реальность, содержание и измерение, которые были такими же реальными, искренними и глубокими, как тот день. ежедневный опыт, который искал Уилл. Тогда Уилл приходит к пониманию, что его отец – и все мы – это наши истории и что более глубокая реальность нашей жизни на самом деле может не быть нашим истинным «я». [59]
Примечания
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б « Большая рыба (2003) > Бюджет производства > Общий внутренний валовой доход + внешний» . Касса Моджо . IMDB . boxofficemojo.com . Проверено 31 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Глейберман, Оуэн (4 декабря 2003 г.). «Большая рыба» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 5 июня 2009 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Хеллер, Скотт (6 сентября 2012 г.). « В Чикаго откроется мюзикл «Большая рыба»» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Август, Джон (2004). Большая рыба: Путешествие автора (комментарий на DVD). Колумбия Картинки. Событие происходит в 1:23.
- ^ Флеминг, Майкл (21 сентября 1998 г.). «Кол читает «Большую рыбу» Уоллеса » . Разнообразие . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Солсбери, Марк (февраль 2004 г.). «О мифах и людях». Империя .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Коэн, Брюс; Бертон, Тим (2004). Большая рыба: Сказочный мир (комментарий на DVD). Колумбия Картинки.
- ^ Перейти обратно: а б с Грег Дин Шмитц . «Большая рыба: превью Грега» . Yahoo! Фильмы . Архивировано из оригинала 27 мая 2006 года . Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ Флеминг, Майкл; Клод Бродессер (10 августа 2000 г.). «Полковник Фиш может зацепить Спилберга» . Разнообразие . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хармон, Рик (14 сентября 2002 г.). «Режиссер фильма замечен». Рекламодатель Монтгомери .
- ^ Тирангиэль, Джош (1 декабря 2003 г.). «Большая рыба в своем пруду» . Время . Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года . Проверено 21 июня 2009 г.
- ^ Данкли, Кэти (29 апреля 2002 г.). «Хельмер снимает «Большую рыбу» для Колумбии» . Разнообразие . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Мюррей, Ребекка (9 декабря 2003 г.). «Юэн МакГрегор и Элисон Ломан встречаются на экране в фильме «Большая рыба» » . О сайте.com . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ Мейнард, Кевин (3 марта 2003 г.). « Сказка «Рыба» переносит Бертона в страну фантазий» . Разнообразие . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Мюррей, Ребекка (9 декабря 2003 г.). « Большая рыба» производит большое впечатление на актерский состав» . О сайте.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2009 года . Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ Бертон, Тим (2004). Большая рыба (комментарий на DVD). Колумбия Картинки. Событие происходит в 30:47.
- ^ Банкомб, Эндрю (16 ноября 2003 г.). «Избавление: Билли вернулся со своим банджо» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 апреля 2008 года.
- ^ Бертон, Тим (2004). Большая рыба (комментарий на DVD). Колумбия Картинки.
- ^ Перейти обратно: а б Десовтиз, Билл (10 декабря 2003 г.). «Бертон применяет легкую компьютерную графику к большой рыбе» . Мир визуальных эффектов . Проверено 31 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «На этих участках ловится «большая рыба» ». Рекламодатель Монтгомери . 28 августа 2002 г.
- ^ Хармон, Рик (10 января 2002 г.). « Актеры «Большой рыбы» уже здесь». Рекламодатель Монтгомери .
- ^ Джу, Джонни (8 июля 2015 г.). «Заброшенный город Призрака» . Архитектурная загробная жизнь . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ Хармон, Рик (7 ноября 2002 г.). « Большая рыба» будет сниматься в районе Монтгомери». Рекламодатель Монтгомери .
- ^ Топель, Фред (10 декабря 2003 г.). «Интервью с Юэном МакГрегором» . ИГН . Архивировано из оригинала 25 ноября 2010 года . Проверено 21 июня 2009 г.
- ^ Бертон, Тим (2004). Большая рыба (комментарий на DVD). Колумбия Картинки. Событие происходит в 53:43.
- ^ Топель, Фред (9 декабря 2003 г.). «Тим Бертон ловит большую рыбу» . ИГН . Архивировано из оригинала 8 мая 2009 года . Проверено 21 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ламмерс, Тим (8 января 2004 г.). « Человек часа» претендует на премию BFCA, «Золотой глобус» . WDIV-ТВ . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 года . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Митчелл-Марелл, Габриель (8 декабря 2003 г.). «Бальный зал Hammerstein собирается на элегантный гала-мероприятие» . Разнообразие . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Снайдер, Габриэль (7 августа 2003 г.). «Inside Move: история полковника Фиша становится масштабнее» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года . Проверено 20 июня 2009 г.
- ^ Линдер, Брайан (28 августа 2003 г.). «Рыбная история Бертона изменилась» . ИГН . Проверено 21 июня 2009 г.
- ^ «Большая рыба (2003)» . Касса Моджо . IMDB . Проверено 11 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Трэверс, Питер (20 ноября 2003 г.). «Большая рыба» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 21 июня 2008 года . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Майк (24 декабря 2003 г.). «Причудливая «Большая рыба» плавает в зрительном восторге» . США сегодня . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Берардинелли, Джеймс (2003). «Большая рыба» . Просмотры роликов . Проверено 3 августа 2024 г.
- ^ Эберт, Роджер (24 декабря 2003 г.). «Большая рыба» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 16 мая 2007 года . Проверено 16 апреля 2007 г.
- ^ Корлисс, Ричард (8 декабря 2003 г.). «Семь праздничных угощений» . Время . Архивировано из оригинала 10 марта 2005 года . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ «Лучший из лучших: фильм» . Журнал «Слант» . 7 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 11 февраля 2010 года . Проверено 10 февраля 2010 г.
- ^ «Большая рыба» . Гнилые помидоры . Фанданго . 9 января 2004 года . Проверено 17 марта 2020 г.
- ^ «Большая рыба» . Метакритик . CBS Интерактив . Проверено 11 июля 2009 г.
- ^ "Дом" . CinemaScore . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ Бьюкенен, Джейсон. «Большая рыба (27 апреля 2004 г., Columbia TriStar)» . Всефильм . Архивировано из оригинала (Обзор) 10 декабря 2009 года . Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ «Большая рыба (7 июня 2004 г., Колумбия Тристар)» . Всефильм . Архивировано из оригинала (Обзор) 5 июня 2012 года . Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ Жермен, Дэвид (30 августа 2005 г.). «Новинка на DVD» . Аризона Дейли Стар . Архивировано из оригинала 6 января 2006 г. См. Также: Кюблер, Моника С. (май 2004 г.). «Большая рыба» . Восклицайте! .
- ^ «Большая рыба (Blu-ray) (20 марта 2007 г., Sony Pictures)» . Всефильм . Архивировано из оригинала (Обзор) 5 июня 2012 года . Проверено 13 октября 2009 г.
- ^ Леопольд, Тодд (24 марта 2003 г.). « Чикаго» побеждает на «Оскаре» . CNN . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ «Фильм 2004 года» . Британская академия кино и телевизионных искусств . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Большая рыба» . Голливудская ассоциация иностранной прессы . Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 года . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Моррис, Крис (8 декабря 2004 г.). «Номинанты на Грэмми, указывающие на Запад». Голливудский репортер .
- ^ «Прошлые награды Сатурна» . Академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 13 июля 2009 г.
- ^ Ньюкотт, Билл (2004). «Награда фильмов для взрослых 2004 года с Биллом Ньюкоттом» . ААРП . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «9-я кинопремия «Выбор критиков»» . bfca.org . Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ «Премия Артиос 2004» . castingsociety.com . Проверено 21 июля 2023 г.
- ^ Хиршберг, Линн (9 ноября 2003 г.). «Тянут к повествованию» . Журнал «Нью-Йорк Таймс» . п. 650.
- ^ Солсбери, Марк; Тим Бертон (2006). «Введение в исправленное издание Марка Солсбери». Бертон о Бертоне . Лондон. п. ХХ. ISBN 0571229263 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Фрага, Кристиан, изд. (2005). Тим Бертон: Интервью . Серия «Беседы с кинематографистами» . Университетское издательство Миссисипи . п. XIX. ISBN 1-57806-759-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Лундберг, Джейсон Эрик (11 октября 2004 г.). «Интервью: Дэниел Уоллес» . Странные горизонты . Архивировано из оригинала 3 января 2010 года . Проверено 28 октября 2009 г.
- ^ Кер, Дэйв (ноябрь – декабрь 2003 г.). «Тим Бертон возвращается домой с историей о небылицах и простых истинах». Комментарий к фильму . 39 (6). Киносообщество Линкольн-центра: 14. ISSN 0015-119X .
- ^ Перейти обратно: а б Август, Джон. «История большой рыбы» (PDF) . JohnAugust.com . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Бринтналл, Кент Л. (апрель 2004 г.). «Большая рыба» . Журнал религии и кино . 8 (1). Университет Небраски в Омахе . Архивировано из оригинала 16 марта 2010 года.
Дальнейшее чтение
- Август, Джон (2004). «Большая рыба». Журнал сценариев . 10 (1).
- Август, Джон; Уоллес, Дэниел (2004). Большая рыба: сценарий стрельбы (PDF) . Ньюмаркет Пресс. ISBN 1-55704-626-3 .
- Маккарти, Тодд (30 ноября 2003 г.). «Большая рыба» . Разнообразие . Том. 293, нет. 13. с. 45.
- МакМахан, Элисон (2005). Фильмы Тима Бертона: анимация живого действия в современном Голливуде . Международная издательская группа «Континуум». ISBN 0-8264-1567-9 .
- Молино, Сэм (13 января 2004 г.). «Полёты фантазии». Разнообразие . Том. 282, нет. 11. стр. А6–А11. ISSN 0011-5509 .
- Ричман, Кеннет (2009). «Оказание критической помощи в крупной рыбе конце жизни: как Сидни Люмет и Тим Бертон могут помочь нам не стать следующей Терри Скьяво». В Шапшае, Сандра (ред.). Биоэтика в кино . Издательство Университета Джонса Хопкинса . стр. 256–274. ISBN 0801890772 .
- Скотт, АО (10 декабря 2003 г.). «Большая рыба – рецензия на фильм; Крючок, леска и грузило: жизнь, полная небылиц» . Нью-Йорк Таймс .
- Сатклифф, Дэвид (2005). «Виртуальный буквализм: большая рыба ». В Фиддес, Пол; Кларк, Энтони (ред.). Мерцающие образы: богословие и кино в диалоге . Учебные пособия Риджента. Издательство Смит и Хелвис. ISBN 1573124583 .
- Уилсон, Барри (весна 2008 г.). «Крупная рыба: понимание исторического повествования» . Журнал религии и популярной культуры . 18 (1). Кафедра религиоведения и антропологии Университета Саскачевана : 2. doi : 10.3138/jrpc.18.1.002 . Архивировано из оригинала 1 июня 2009 года.
Внешние ссылки

- фильмы 2003 года
- Комедийно-драматические фильмы в жанре фэнтези 2000-х годов
- Американские фэнтезийные комедийно-драматические фильмы
- Фильмы «Колумбии Пикчерз»
- Художественная литература с ненадежными рассказчиками
- Фильмы по американским романам
- Фильмы по мотивам фантастических романов
- Фильмы Тима Бертона
- Фильмы, написанные Дэнни Эльфманом
- Фильмы, действие которых происходит в Алабаме
- Фильмы, действие которых происходит в Париже
- Фильмы, действие которых происходит в 1940-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1950-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1960-е годы.
- Фильмы, действие которых происходит в 1970-х годах.
- Фильмы, действие которых происходит в 1980-х годах.
- Фильмы, снятые в Алабаме
- Фильмы продюсера Ричарда Д. Занука
- Фильмы о великанах
- фильмы о корейской войне
- Фильмы о магическом реализме
- Южные готические фильмы
- Фильмы по сценарию Джона Огаста
- Американские фильмы об оборотнях
- Фильмы о колдовстве
- комедийно-драматические фильмы 2003 года
- Фильмы компании Zanuck
- Фантастика о близнецах
- Фильмы об отношениях отца и сына
- Англоязычные фильмы 2000-х годов
- Фильмы продюсера Брюса Коэна
- Американские фильмы 2000-х годов