Ведда
Возможно, эту статью необходимо реорганизовать, чтобы она соответствовала рекомендациям Википедии по оформлению . ( Март 2017 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
От 2500 до 6600 [1] [2] (менее 0,20% населения) (2001 г.) [3] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Шри-Ланка 2500 (2002 год) | |
Языки | |
Ведда , сингальский , шри-ланкийский тамильский | |
Религия | |
Традиционные анимистические верования с буддизмом , индуизмом [1] | |
Родственные этнические группы | |
сингальцы , тамилы |
Ведда Vēḍar ( сингальский : वेडडा [ˈvædːaː] ; тамильский : वेदर ( ) ), или Ванниялаэто , [4] меньшинство представляют собой коренное в Шри-Ланке , которое, среди других подсообществ, таких как Береговые Ведды , Анурадхапура Ведды и Бинтенне Ведды, [5] им предоставлен статус коренного населения. Меньшинство веддов в Шри-Ланке может полностью ассимилироваться. [6] Большинство из них говорят на сингальском языке , а не на своих коренных языках, которые находятся на грани исчезновения. Была выдвинута гипотеза, что ведды, вероятно, были самыми ранними жителями Шри-Ланки и жили на острове еще до прибытия других этнических групп в Индию . [7] [8]
Генетическое исследование 2024 года с использованием аутосомной и митохондриальной ДНК высокого разрешения показало, что ведды были генетически ближе к племенам сантал , хуанг , ирула и пания (а также касте паллар ) в Индии, чем к сингальцам и тамилам Шри-Ланки . Исследование пришло к выводу, что ведды представляли собой «генетически измененную группу с ограниченным потоком генов из соседних сингальских и шри-ланкийских тамильских популяций» и что материнская гаплогруппа M опосредовала их первоначальное заселение острова. [9]
Известно, что район Ратнапура, входящий в состав провинции Сабарагамува , в далеком прошлом был заселен веддами. Это было показано такими учёными, как Нандадева Виджесекера. Считается, что само название Сабарагамува означало деревню сабарас или «лесных варваров». такие географические названия, как Ведда-гала (Скала Ведда), Ведда-эла (канал Ведда) и Веди-Канда Об этом также свидетельствуют (гора Ведда) в районе Ратнапура. Как отмечает Виджесекера, в населении Ведда-галы и ее окрестностей заметен сильный элемент Ведды.
Этимология
[ редактировать ]Этнонимы Ведды включают Вадда , Ведда , Ведда и Ваддо . [5] «Ведда» — это либо дравидийское слово, происходящее от тамильского слова Ведан, означающего «охотник», [5] [10] [11] [12] или от санскрита vyādha («охотник») или veddhṛ («тот, кто пронзает»). [13]
Родство населения
[ редактировать ]Антропология
[ редактировать ]Веддов часто считают коренным населением Шри-Ланки . Исследование характеристик зубов, проведенное в 2011 году, показало тесную связь между Веддой и другими жителями Южной Азии, а также с популяциями Западной Евразии. [14] Исследование черепов, проведенное в 2012 году, показало, что ведды имеют близкое родство с другими народами Южной Азии, такими как другие жители Шри-Ланки , южные индийцы и пенджабцы , и значительно отличаются от жителей Андаманских островов . [15]
Краниометрическое исследование 2013 года, проведенное Raghavan et al. показало, что Ведды тесно связаны с другими группами в Шри-Ланке и Индии , особенно с сингальцами и тамилами , а также указало на глубокие связи между населением Южной Азии и современным населением Европы , Ближнего Востока и Северной Африки . По данным Рагхавана и др. Черепные характеристики веддов наиболее близки к другим аборигенам Южной Азии и отличаются от «австрало-меланезийцев». Однако Рагхаван и др. также, отмечая различие между южноазиатскими (включая Ведду) и андаманскими черепами, объясните, что это не противоречит генетическим данным, показывающим частичное общее происхождение (незападно-евразийский компонент, известный как «предковый южноиндийский» или «предковый южноиндийский» или «предковый южноиндийский» или «предковый южноиндийский» ASI») и генетическое родство между аборигенами Южной Азии и коренными андаманцами (которых иногда классифицируют как австрало-меланезийцев ), утверждая, что «отличительность андаманских и южноиндийских черепов не должна оспаривать открытие Райха и др. о «предковом юге». Индийское «общее происхождение имеют южные индейцы и андаманцы», и что различия могут быть отчасти связаны с большей краниометрической специализацией жителей Южной Азии по сравнению с андаманцами. [16]
Генетика
[ редактировать ]Группы, предки современных Ведд, вероятно, были самыми ранними жителями Шри-Ланки. Их прибытие ориентировочно датируется примерно 40 000–35 000 лет назад. Они демонстрируют родство с другими популяциями Южной Азии и Шри-Ланки, но генетически отличаются от других народов Шри-Ланки и демонстрируют высокую степень внутригруппового разнообразия. Это согласуется с долгой историей существования небольших подгрупп, претерпевших значительный генетический дрейф . [17] [18]
В одном исследовании материнских гаплогрупп (митохондриальной ДНК) в популяциях Шри-Ланки (ведды, тамилы Шри-Ланки , индийские тамилы Шри-Ланки и сингальцы ) было обнаружено, что ведды несут преимущественно гаплогруппы U и R и несут материнскую гаплогруппу M в около 17%, в отличие от индийских тамилов Шри-Ланки и многих материковых индийских племенных групп, среди которых гаплогруппа М. преобладает У жителей Ведды и сингальцев из нидерландов частота гаплогруппы R составила 45,33 и 25% соответственно. Было обнаружено, что Ведды отличаются друг от друга, но ближе к сингальцам, чем к другим группам Южной Азии. В ходе исследования было установлено, что, вероятно, ветви гаплогрупп R и U, «которые оказались особенно распространенными в Ведде, произошли от предков с Индийского субконтинента». [18]
Другое исследование материнских гаплогрупп в шри-ланкийских группах (также веддийских, шри-ланкийских тамильских и сингальских) выявило аналогичные результаты: ведды принадлежат преимущественно к митохондриальной гаплогруппе N (которая «существует почти во всех европейских, океанических и многих азиатских и азиатских странах »). индейское население.") и его подгруппы U и R (которые составляют около двух третей их материнских линий), отличающиеся от других южноазиатских групп (таких как шри-ланкийские тамилы, сингальцы и несколько индийских племенных групп), среди которых гаплогруппа M является преобладающим. Исследование также показало, что «южноазиатские (индийские) гаплогруппы преобладали» в трех шриланкийских группах (включая веддийцев), но что в сингальском, шриланкийском тамильском и веддском популяциях также «значительно присутствовали западноевразийские гаплогруппы». Одно филогенетическое исследование гипервариабельных сегментов митохондриальной ДНК HVI и части HVII показало, что ведды «генетически отличаются от других основных этнических групп (сингальцев, шри-ланкийских тамилов и индийских тамилов) в Шри-Ланке». Другое исследование частоты аллелей альфа-2-HS-гликопротеина показало, что ведды и сингалы более биологически связаны друг с другом, чем с большинством других этнических групп в Азии. [19]
Язык
[ редактировать ]Исходным языком Вед является язык Вед , который сегодня используется в основном во внутренних Ведах Дамбаны . Такие сообщества, как Береговые Ведды и Анурадхапура Ведды , которые не идентифицируют себя строго как Ведды, также используют язык Ведд для общения во время охоты и/или для религиозных песнопений. [ нужна ссылка ] Когда в 1959 году было проведено систематическое полевое исследование, было установлено, что этот язык принадлежал только старшему поколению Вед из Дамбаны. В 1990-е годы самоидентифицирующие себя ведды знали мало слов и фраз на языке ведд, но были люди, которые знали этот язык всесторонне. шли серьезные споры Первоначально среди лингвистов о том, является ли ведда диалектом сингальского языка или самостоятельным языком. Более поздние исследования показывают, что он отделился от своего родительского корня в 10 веке и стал креольским и стабильным независимым языком к 13 веку под влиянием сингальского языка .
Родительский язык(и) Ведд имеет неизвестное генетическое происхождение , а сингальский принадлежит к индоарийской ветви индоевропейских языков . Фонологически он отличается от сингальского более высокой частотой небных звуков C и J. Эффект усиливается также добавлением неодушевленных суффиксов . Класс слов языка Ведда морфологически разделен на существительные , глаголы и переменные с уникальными гендерными различиями в одушевленных существительных. Согласно своей креольской традиции, он сократил и упростил многие формы сингальского языка, такие как местоимения второго лица и обозначения негативного значения. Вместо заимствования новых слов из сингальского языка Ведда создавала комбинации слов из ограниченного лексического запаса. Ведда также сохраняет многие архаичные сингальские термины до X-XII веков как реликт ее тесного контакта с сингальским. Ведда также сохраняет ряд уникальных слов, которые не могут быть получены из сингальского языка. Точно так же сингальский язык также заимствовал слова и грамматические структуры из исходного языка Вед, что отличает его от родственных ему индоарийских языков. Ведда оказала влияние субстрата на формирование сингальского языка.
Ведды, принявшие сингальский язык, встречаются преимущественно в юго-восточной части страны, особенно в окрестностях Бинтенне в провинции Ува . Есть также ведды, принявшие сингалов, которые живут в районе Анурадхапура в Северо-Центральной провинции. [20] [21]
Другая группа, которую часто называют Веддами Восточного побережья , встречается в прибрежных районах Восточной провинции, между Баттикалоа и Тринкомали . Эти Ведды приняли тамильский язык в качестве своего родного. [22] [23]
Культурные аспекты
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Родитель языка Ведда имеет неизвестное лингвистическое происхождение и считается изолированным языком . Ранние лингвисты и исследователи этого языка считали его либо отдельным языком, либо диалектом сингальского языка. Главным сторонником диалектной теории был Вильгельм Гейгер , но он также противоречил сам себе, утверждая, что Ведда была релексифицированным языком аборигенов. [24]
Ведды считают язык ведд отличным от сингальского и используют его как этнический маркер, чтобы отличить их от сингальцев. [25]
Религия
[ редактировать ]Исходная религия Вед — анимизм . Сингальские внутренние Ведды следуют смеси анимизма и номинального буддизма ; тогда как тамилизированные ведды восточного побережья следуют смеси анимизма и номинального индуизма с народными влияниями среди антропологов. [ нужны разъяснения ]
Одной из наиболее отличительных особенностей религии Ведд является поклонение мертвым предкам, которых называют наэ яку среди сингальскоязычных Ведд и к которым призывают ради дичи и ямса . [26] Есть также своеобразные божества, уникальные для Вед, такие как Канде Якка . [27]
общинами острова Ведды, наряду с буддийскими , индуистскими и мусульманскими , почитают храмовый комплекс, расположенный в Катарагаме , демонстрируя синкретизм , развившийся за 2000 лет сосуществования и ассимиляции. Предполагается, что Катарагама является местом, где индуистский бог Сканда или Муруган по -тамильски встретил и женился на девушке из местного племени Валли , которая, как полагают в Шри-Ланке, была веддой. [28]
На острове есть ряд менее известных святынь , которые являются священными для Ведд, а также для других общин. [28]
Ритуалы
[ редактировать ]Веддический брак — простая церемония. Он состоит из того, что невеста обвязывает веревку из коры ( Дия ланува ), которую она обвила вокруг талии жениха. Это символизирует принятие невестой мужчины как своего спутника жизни. Хотя эндогамные браки между кросскузенами до недавнего времени были нормой, ситуация существенно изменилась: женщины Ведды даже заключали браки со своими соседями-сингальцами и маврами.
В обществе Ведды женщины во многих отношениях равны мужчинам. Они имеют право на аналогичное наследство. Моногамия является общим правилом, хотя вдова часто выходит замуж за брата своего мужа в качестве средства поддержки и утешения ( брак-левират ). Они также не практикуют кастовую систему. [29]
Смерть также является простым делом без показных похоронных церемоний, когда труп умершего быстро хоронят.
Похороны
[ редактировать ]С момента открытия схем колонизации захоронения Веддов изменились: они выкапывали могилы глубиной 1,2–1,5 м (4–5 футов), обертывали тело тканью и покрывали его листьями и землей. Ведды также положили тело между выкопанными стволами дерева гадумба ( Trema orientalis ), прежде чем похоронить его. У изголовья могилы хранились три раскрытых кокоса и небольшая связка дров, а у ее подножия — раскрытый кокос и нетронутый кокос. Некоторые виды кактусов ( паток , Opuntia dillenii или O. stricta ) были посажены в верхней части, в середине и у подножия. Также были захоронены личные вещи, такие как лук и стрелы, мешочек с бетелем. Эта практика различалась в зависимости от сообщества. Содержимое мешочка с бетелем умершего съели после его смерти.
Культ мертвых
[ редактировать ]Ведды практикуют то, что западные этнологи называют «культом мертвых». (Селигман и Селигман, 1911). Веддическое восприятие мира, когда оно первоначально изучалось в середине 19 и начале 20 веков, не было разделено на полярности, как жизнь. и загробная жизнь или живые и мертвые. Тогда, когда их спросили, живут ли мертвые как духи, они обнаружили, что «они не принимали во внимание, живы ли умершие или мертвы, они были просто духами... все духи не были одинаковыми, ни хорошими, ни плохими». (Зелигманн и Селигманн, 1911 г.)
По словам Джона Бэйли, изучавшего это население в 1853 году, «ведды имеют смутную веру во множество неопределенных духов, чье влияние скорее во благо, чем во зло... они верят, что воздух населен духами, что каждый камень и каждый камень дерево, каждый лес и каждый холм, короче говоря, каждая особенность природы имеет свой род места; но они кажутся не чем иным, как безымянными призраками, к которым они относятся с таинственным трепетом, а не с настоящим страхом». (Бейли, 1863 г.).
В дополнение к этому восприятию мира, часто называемому «анимизмом», у них есть убеждение, что после смерти каждый родственник является духом «тех, кто наблюдает за благополучием тех, кто остался позади». К ним относятся их предки и их дети, термин «нехья якун», родственные души. Они описывают их как всегда бдительных, приходящих к ним в случае болезни, посещающих их во сне, дающих им плоть во время охоты». (Бейли, 1863 г.)
Поведение Веддов во время этих оригинальных этнологических исследований относительно недавно умерших сильно отличалось от нашего поведения по отношению к умершим.«Когда человек умирает, именно хета убила его; а хета умершего остается возле трупа и преследует окрестности в течение многих лет». (Шпиттель, 1945 г.)
Большинство изученных в то время веддских племен проводили так называемую «церемонию кирикохраха». Это часто проводилось, чтобы «поднести подношение недавно умершим в течение недели или двух после их смерти… Яку недавно умерших… предполагается, что они будут стоять по отношению к выжившим членам группы в свете друзей». и родственники, которые, если с ними хорошо обращаться, будут продолжать проявлять любящую доброту к своим выжившим, и только в случае пренебрежения они проявят отвращение и гнев, отказываясь от помощи или становясь активно враждебными». (Зелигманн и Селигманн, 1911 г.)
Источники проверенных исследований:
Бейли, Джон, Отчет о диких племенах веддов Цейлона: их привычки, обычаи и суеверия. (Труды Лондонского этнологического общества, том 2, Лондон, 1863 г.), найденные в Human Relations Files, Microfiche ed.AX5/771.
Селигманн, К.Г. и Бренда З. Селигманн Ведды (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1911), найденные в файлах области человеческих отношений, издание микрофиши, AX5/769 (Нью-Хейвен, Коннектикут: Файлы области человеческих отношений).
Шпиттель, Ричард Лайонел, Дикий Цейлон: особенное описание жизни современных Ведд. Третье издание. (Коломбо: напечатано Ceylon Daily News для General Publishers Ltd., 1945 г., в файлах области человеческих отношений, микрофиша под изданием AX / 771 (Нью-Хейвен, Коннектикут: Файлы области человеческих отношений)
Одежда
[ редактировать ]До сравнительно недавнего времени одежда Вед была ограничена. У мужчин она представляла собой только набедренную повязку, подвешенную на веревке на талии, а у женщин — кусок ткани, простиравшийся от пупка до колен. Сегодня, однако, одежда Ведд более закрывает: мужчины носят короткий саронг, простирающийся от талии до колен, а женщины облачаются в одежду, похожую на сингальскую дийа-редду , которая простирается от линии груди до колен.
Музыка
[ редактировать ]Возможно, этот раздел нуждается в реорганизации, чтобы соответствовать рекомендациям Википедии по оформлению . ( Март 2017 г. ) |
Бори Бори Селлам-Селлам Бедо Ваннита,
Паллеталава Навинна-Пита Госин Ветенне,
Мальпивили генагене-Хеле Кадо Навинне,
Дияпивили Генагене-Тиге Бо Халискоте Пени,
С этим ipal сегодня
- Народная песня веддского резчика сот . [30]
Смысл этой песни: Пчелы с холмов Палле Талава и Каде высасывают нектар из цветов и создают соты. Так зачем же причинять им лишнюю боль, если меда нет, разрезая соты?
Средства к существованию
[ редактировать ]Ведды изначально были охотниками-собирателями . Они использовали луки и стрелы для охоты на дичь, гарпуны и ядовитые растения для рыбной ловли, а также собирали дикие растения, ямс, мед, фрукты и орехи. [31] Многие Ведды также занимаются сельским хозяйством, часто используя подсечно-огневую или окученную обработку, которая в Шри-Ланке называется Хена . Ведды Восточного побережья также практикуют морскую рыбалку. Ведды известны своей богатой мясной диетой. Оленину и мясо кролика, черепахи, черепахи, варана, кабана и обыкновенной бурой обезьяны едят с большим удовольствием. Ведды убивают только ради еды и не причиняют вреда молодым и беременным животным. Игра обычно разделяется между семьей и кланом. Рыбу ловят с помощью рыбных ядов, таких как сок гнойника ( Entada scandens) и далук-кири (молоко кактуса).
Кулинарные блюда Ведды также заслуживают упоминания. Среди наиболее известных — гона перуме , своего рода колбаса, содержащая чередующиеся слои мяса и жира, и гойя-тел-перуме , хвост варана (талагоя), фаршированный жиром, полученным из его боков и поджаренным. в углях. Еще одно веддское лакомство — сушеное мясное варенье, пропитанное медом. Ведды сохраняли такое мясо в дупле дерева, обкладывая его глиной.
Такое сочное мясо служило готовым продуктом питания во времена дефицита. Начало года (январь – февраль) считается сезоном ямса, а середина года (июнь – июль) – сезоном фруктов и меда, а охота проводится круглый год. Кураккан ( Eleusine coracana ) культивируется очень часто. Также выращиваются кукуруза, ямс, тыквы и дыни. Ведды жили в пещерах и скальных убежищах. Сегодня они живут в хижинах из плетня, глины и соломы.
Во время правления Датусены (6 век н. э.) Ганга Махавели была направлена в Минипе в канал Минипе длиной почти 80 км (47 миль), который, как говорят, был построен с помощью якков. Махавамса называет канал Яка-бенди-эла. Когда Руванвели Сейя была построена во времена короля Дутугемуну (2 век до н.э.), Ведды добывали необходимые минералы из джунглей.
Паракрама Баху Великий (12 век) в своей войне против повстанцев нанял Веддов в качестве разведчиков.
Раджасингхе II (17 век) в битве с голландцами имел веддский полк. Во время неудавшегося восстания Ува-Велесса 1817–1818 годов в британские времена, возглавляемого Кеппетиполой Дисаве, Ведды тоже сражались вместе с повстанцами против британских войск.
Текущий статус
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1881 | 2,200 | — |
1891 | 1,200 | −45.5% |
1901 | 4,000 | +233.3% |
1911 | 5,300 | +32.5% |
1921 | 4,500 | −15.1% |
1931 | 5,200 | +15.6% |
1946 | 2,400 | −53.8% |
1953 | 800 | −66.7% |
1963 | 400 | −50.0% |
1971 | — | |
1981 | — | |
1989 (оценка) | — | |
2001 | — | |
2011 | — | |
Источник: Департамент переписи населения. и статистика [32] Данные основаны на Государственная перепись населения Шри-Ланки . |
Некоторые наблюдатели говорят, что Веды исчезают, и оплакивают упадок их особой культуры. [21] [33] [34] [35] Приобретение земель для массовых ирригационных проектов, правительственные ограничения на запасы лесов и гражданская война нарушили традиционный образ жизни Ведд. [21] [33] [36] [37] В период с 1977 по 1983 год в рамках проекта ускоренного развития Махавели и схем колонизации около 51 468 гектаров были превращены в гигантский проект ирригационной плотины гидроэлектростанции. [33] [38] Впоследствии создание национального парка Мадуру-Оя лишило веддхов последних охотничьих угодий. [38] В 1985 году вождю веддхов Тиссахами и его делегации не разрешили присутствовать на заседании Рабочей группы ООН по коренным народам . [38] Доктор Вивека Стегеборн, антрополог , изучает Веды с 1977 года и утверждает, что их молодых женщин обманом заставляют соглашаться на контракты на Ближний Восток в качестве домашней прислуги , тогда как на самом деле их продают в проституцию или продают в качестве сексуальных рабынь . [39]
Однако культурная ассимиляция ведов с другим местным населением идет уже давно. «Ведда» использовалась в Шри-Ланке для обозначения не только охотников-собирателей, но и для обозначения любых людей, которые ведут неустоявшийся и сельский образ жизни, и, таким образом, может быть уничижительным термином, не основанным на этнической группе. Таким образом, со временем неведдические группы могут стать веддами в этом широком культурном смысле. [40] [41] Популяция ведд такого типа увеличивается в некоторых районах. [42]
В зоологии
[ редактировать ]Род пауков, эндемичный для Шри-Ланки, был назван Ваннияла в честь старейших цивилизованных жителей Шри-Ланки. [43]
вид шри-ланкийской змеи Indotyphlops veddae . В честь Ведды был назван [44]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Ведда | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Ведда» .
- ^ Джаясурия, С. де Силва (2000). Португальский культурный след в Шри-Ланке . Лусотопие 2000. с. 255.
- ^ «Свидетельства постоянной зависимости коренных народов от лесов в исторической Шри-Ланке» . www.shh.mpg.de. Проверено 8 февраля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Факты, информация, изображения о Ведде | Статьи Encyclepedia.com о Ведде» . www.энциклопедия.com . Проверено 18 сентября 2017 г.
- ^ «Племя Ведда вымирает, Форд Чендлера сегодня» . 6 сентября 2014 г.
- ^ «Гонка в Шри-Ланке: о чем нам говорят генетические данные | Sundaytimes Sri Lanka» .
- ^ Ранавира, Ланка; Каевсутти, Супанни; Вин Тун, Аунг; Буньярит, Хатайханоке; Пулсуван, Самерчай; Лертрит, Патчари (2014). «История митохондриальной ДНК этнических народов Шри-Ланки: их отношения внутри острова и с индийским субконтинентальным населением» . Журнал генетики человека . 59 (1): 28–36. дои : 10.1038/jhg.2013.112 . ПМИД 24196378 . S2CID 41185629 .
- ^ Великала, Анжана; Десаи, Шайлеш; Пратап Сингх, Праджвал; Фернандо, Амалия; Тангарадж, Кумарасами; ван Дрим, Джордж; Адикари, Гамини; Теннекун, Камани; Чаубей, Гьянешвер; Ранасингхе, Руанда (май 2024 г.). «Генетическая идентичность Ведды: языковой изолят Южной Азии». Митохондрия . 76 : 101884. doi : 10.1016/j.mito.2024.101884 . ПМИД 38626841 .
- ^ Бойл, Ричард (2004). Слова Нокса: исследование слов шриланкийского происхождения или ассоциации, впервые использованных в английской литературе Робертом Ноксом и записанных в Оксфордском словаре английского языка . Боралесгамува, Шри-Ланка: Висидуну Пракашайо. ISBN 955-9170-67-8 .
- ^ «வேடன் | அகராதி | Тамильский словарь» . agarathi.com . Лексикон Мадрасского университета . Проверено 18 сентября 2017 г.
- ^ Берроу, Т; Эменау, МБ (1984). «Найти ключевое слово: vēṭṭam, vēṭṭai» . Дравидийский этимологический словарь (2-е изд.).
- ^ Гейгер, Вильгельм (1941). Этимологический словарь сингальского языка . Коломбо.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Шуг, Гвен Роббинс; Валимбе, Субхаш Р. (16 мая 2016 г.). Спутник Южной Азии в прошлом . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-119-05548-8 .
- ^ Кулатилаке, Саманти. «Краниальная морфология веддовцев — коренных жителей Шри-Ланки» . Академия .
- ^ Рати, Суреш Канта; Патманатан, Гаятири; Бульбек, Дэвид; Рагхаван, Патманатан (2013). «Индийская краниометрическая изменчивость и сходство» . Международный журнал эволюционной биологии . 2013 : 836738. doi : 10.1155/2013/836738 . ПМЦ 3886603 . ПМИД 24455409 .
- ^ Дераниягала СУ (сентябрь 1996 г.). «До- и протоисторическое поселение на Шри-Ланке» . Материалы XIII съезда УИСПП . 5 : 277–285.
- ^ Jump up to: а б Ранавира Л., Каевсутти С., Вин Тун А., Буньярит Х., Пулсуван С., Лертрит П. (январь 2014 г.). «История митохондриальной ДНК этнических народов Шри-Ланки: их отношения внутри острова и с индийским субконтинентальным населением» . Журнал генетики человека . 59 (1): 28–36. дои : 10.1038/jhg.2013.112 . ПМИД 24196378 . S2CID 41185629 .
- ^ Ранасингхе, Руванди (2015). «Исследование генетических полиморфизмов в гипервариабельных областях I и II митохондриальной ДНК пяти основных этнических групп и населения Ведды в Шри-Ланке». Юридическая медицина . 17 (6): 539–46. doi : 10.1016/j.legalmed.2015.05.007 . ПМИД 26065620 .
- ^ Броу 1978 .
- ^ Jump up to: а б с Викрамасингхе, Нира . «Конфликт Шри-Ланки: культура и традиции прошлого» . Шри-Ланка Guardian . Проверено 20 февраля 2016 г. .
- ^ «Коренные общины ведды на восточном побережье Шри-Ланки» . vedda.org . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Ведды Восточного побережья» . vedda.org . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Ван Дрим 2002 , с. 227
- ^ Дхармадаса 1974 , с. 81
- ^ Селигманн и Селигманн 1911 , стр. 123–135.
- ^ Селигманн и Селигманн 1911 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б «Рухуну Катарагама Девалая | Катиркамам Муруган Ковил | посвящен Катарагаме девиё» . kataragama.org . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ Вадда Шри-Ланки
- ^ «Ведды Шри-Ланки» .
- ^ Международный, Выживание. «Ваннияла-Аетто» . www.survivalinternational.org . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Население по этническим группам, годы переписи» (PDF) . Департамент переписи и статистики Шри-Ланки. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2011 года . Проверено 23 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Обращение Вариге Вании к ООН , vedda.org Проверено 12.04.2015.
- ^ Шпиттель, Р.Л. (1950). Исчезнувшие тропы: Последние из Ведд . Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Застрял между двумя мирами» . Проверено 26 мая 2023 г. - через vimeo.com.
- ^ «Сезон Духа Медведя – Часть 5» . Проверено 26 мая 2023 г. - через www.youtube.com.
- ^ «Обзор новостей Шри-Ланки – 21.07.2010» . Проверено 26 мая 2023 г. - через www.youtube.com.
- ^ Jump up to: а б с Посетители Шри-Ланки из числа коренных народов: история болезни , vedda.org, дата обращения 12.04.2015.
- ^ «Находящиеся под угрозой исчезновения женщины Ваннияла-Аетто отправлены в качестве сексуальных рабынь на Ближний Восток» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 года . Проверено 17 ноября 2006 г.
- ^ Броу 1978 , с. 34.
- ^ «Обейсекере, Гананатх. Колониальные истории и примитивизм Вадды» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года . Проверено 11 июня 2006 г.
- ^ Броу 1978 , с. 3.
- ^ Хубер, Бернхард А. [на французском языке] ; Бенджамин, Суреш П. (2005). «Пауки-фольциды из Шри-Ланки: переописание Pholcus ceylonicus и описание нового рода (Araneae: Pholcidae)» (PDF) . Журнал естественной истории . 39 (37): 3305–3319. Бибкод : 2005JNatH..39.3305H . дои : 10.1080/00222930500145123 . S2CID 53418516 . Проверено 6 мая 2016 г.
- ^ Беоленс, Бо; Уоткинс, Майкл; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN 978-1-4214-0135-5 . («Ведда/Ведда», стр. 273).
Библиография
[ редактировать ]- Броу, Джеймс (1978). Веддские деревни Анурадхапуры . Вашингтонский университет Press.
- Дхармадаса, KNO (февраль 1974 г.). «Креолизация языка аборигенов: случай Ведды в Шри-Ланке (Цейлон)». Антропологическая лингвистика . 16 (2). Университет Индианы : 79–106. JSTOR 30029514 .
- Ван Дрим, Джордж (15 января 2002 г.). Языки Гималаев: Этнолингвистический справочник Большого Гималайского региона . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-10390-2 .
- Селигманн, Чарльз; Селигманн, Бренда (1911). Ведды . Издательство Кембриджского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ли, Ричард Б.; Дейли, Ричард, ред. (март 2005 г.). Кембриджская энциклопедия охотников и собирателей . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-60919-4 .
- Кулатилаке, Саманти (2020). «Коллекция исторических черепов Шри-Ланки Сарасинов» . Антропологическая наука . 128 (3): 119–128. дои : 10.1537/ase.200428 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Много информации о них можно найти на Vedda.org.