Франсуа Дельсарт
Франсуа Александр Николя Шери Дельсарт (19 ноября 1811 — 20 июля 1871) — французский певец, оратор и тренер. Хотя он добился определенных успехов как композитор, он известен главным образом как преподаватель пения и декламации (ораторского искусства).
Прикладная эстетика
[ редактировать ]Дельсарт родился в Солесмесе, Север . Он стал учеником Парижской консерватории , какое-то время был тенором в Комической опере и написал несколько песен. Изучая пение в консерватории, он стал неудовлетворен тем, что, по его мнению, было произвольными методами обучения актерскому мастерству. Он начал изучать, как люди двигаются, ведут себя и реагируют на различные эмоциональные и реальные жизненные ситуации. Наблюдая за людьми в реальной жизни и в самых разных общественных местах, он обнаружил определенные модели выражения, которые в конечном итоге получили название «Наука прикладной эстетики». Оно заключалось в тщательном исследовании голоса, дыхания, динамики движений, охватывающего все выразительные элементы человеческого тела. Он надеялся разработать точную науку о физическом выражении эмоций, но умер, не успев достичь своих целей.
система Дельсарта
[ редактировать ]Дельсарт обучал проповедников, художников, певцов, композиторов, ораторов и актеров телесному выражению эмоций. Его цель заключалась в том, чтобы помочь клиентам связать свои внутренние эмоциональные переживания с помощью жестов. Дельсарт разделил идеи, связанные с физическим выражением эмоций в теле, на различные правила, «законы» или «принципы». Эти законы были организованы Дельсартом в виде диаграмм и диаграмм. Дельсарт преподавал не систематически, а, скорее, вдохновляясь моментом, и не оставил после себя никаких публикаций о своих уроках. В Америке теории Дельсарта были развиты в так называемую (американскую) систему Дельсарта.
Влияние и воздействие
[ редактировать ]Идеи Дельсарта оказали влияние на движение физической культуры конца XIX века. [ 1 ] Дельсарт предназначал свою работу для исполнительского искусства , включая театр , и одной из его многочисленных учениц (в число которых входили также ораторы и преподаватели) была Сара Бернар . [ 1 ]
Дельсарт так и не написал текста, объясняющего его метод, как и его единственный протеже, американский актер Стил Маккей , который привез теории своего учителя в Америку в демонстрациях лекций, которые он читал в Нью-Йорке и Бостоне в 1871 году. Однако ученица Маккея Женевьева Стеббинс продолжила по их стопам, разработав систему «гармонической гимнастики», [ 1 ] а в 1886 году она опубликовала книгу, основанную на теориях Дельсарта, под названием «Система выражения Дельсарта» , которая имела большой успех благодаря шести изданиям (а также многочисленным публикациям-подражателям). Стеббинс также много читал лекции по теориям Дельсарта и демонстрировал их (в сочетании с гармонической гимнастикой), позируя статуи и исполняя так называемые «пантомимы», иллюстрирующие стихотворение, рассказ или концепцию, тем самым приближая работу Дельсарта к танцу. [ 1 ] Согласно современному описанию, позы статуи Стеббинса, спирально двигающиеся с головы до ног, «изящно перетекали от простого к сложному... начиная с простой позы и продолжая медленными, ритмичными движениями каждой части тела. " [ 2 ] Хотя она не называла себя танцовщицей, самое позднее с 1890 года она начала исполнять настоящие танцы, а также позы. [ 2 ]
В 1890-х годах в Европе возобновился интерес к дельсартизму. [ 1 ] Принципы Дельсарта были включены в экспрессионистский танец и современный танец в целом под влиянием Айседоры Дункан. [ а ] и школа Денишона Рут Сен-Дени и Теда Шона . [ 1 ] [ 3 ] Хотя Сен-Дени утверждала, что выступление Стеббинс вдохновило ее на танец, Шон сознательно воплотил в своем творчестве систему Дельсарта (а его книга «Каждое маленькое движение » (1954) является ключевым англоязычным текстом по этой теме). [ 3 ] Помимо того, что он пронизал все движение современного танца в Америке, [ 4 ] Дельсартовское влияние также можно почувствовать в немецком Танцтеатре благодаря работам Рудольфа Лабана. [ б ] и Мэри Вигман . [ 1 ]
По иронии судьбы, именно огромный успех системы Дельсарта стал и ее гибелью. К 1890-м годам его преподавали повсюду, и не всегда в соответствии с той эмоциональной основой, которую изначально имел в виду Дельсарт. Для преподавания курса с названием «Дельсарт» не требовалось никакой сертификации, и исследование превратилось в пустое позерство, в котором не было никакой эмоциональной правды. Стивен Ван заключает: «Это привело других к стереотипной и мелодраматической жестикуляции, лишенной того самого сердца, которое Дельсарт стремился восстановить». [ 7 ]
Семья
[ редактировать ]Дельсарт был дядей композитора Жоржа Бизе и дедушкой художницы Терезы Жеральди .
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид. {{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Томас, Хелен (1995). Танец, современность и культура: исследования по социологии танца . Психология Пресс. стр. 48–52. ISBN 978-0-415-08793-3 .
- ^ Jump up to: а б Рюйтер, Нэнси Ли Чалфа (1996). «Наследие Дельсарта». Танцевальные исследования: Журнал Общества танцевальных исследований . 14 (1): 62–74. дои : 10.2307/1290825 . ISSN 0264-2875 . JSTOR 1290825 .
- ^ Jump up to: а б с Легг, Джошуа (2011). Введение в современные танцевальные техники . Принстонская книжная компания. стр. 1–4, 8–12. ISBN 978-0-87127-325-3 .
- ^ Рейнольдс, Нэнси ; Маккормик, Малькольм (2003). Никаких фиксированных точек: танец в двадцатом веке . Издательство Йельского университета. п. 11 . ISBN 978-0-300-09366-7 .
- ^ Ходжсон, Джон (2016) [2001]. Освоение движения: жизнь и творчество Рудольфа Лабана . Рутледж [Метуэн Драма]. стр. 64–67. ISBN 978-1-135-86086-8 .
- ^ Престон-Данлоп, Валери (2008). Рудольф Лабан: Необыкновенная жизнь . Лондон: Танцевальные книги. стр. 14–15. ISBN 978-1-85273-124-3 .
- ^ Ван, Стивен. (2000). Акробат сердца: физический подход к актерскому мастерству, вдохновленный творчеством Ежи Гротовского . Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 32. ISBN 0-375-70672-0
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Официальное отрицание Дункан какого-либо знакомства с работами Десарта не убедило ее биографов в правдоподобности: например, в интервью 1898 года она превозносила его мастерство в использовании принципов гибкости и телесной легкости, а также свои эстетические высказывания о «внутреннем человеке» в Отношение к телу во многом повторяло отношение Дельсарта. [ 3 ]
- ^ Говорят, что Лабан признал стимул работы Дельсарта и, похоже, изучал то, что он свободно называл «мимом Дельсарта», находясь в Париже между 1900 и 1908 годами; [ 5 ] эволюция его собственной теории движения, кажется, отражает знакомство с идеями Дельсарта. [ 6 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франк Вайль, Кристоф Дамур (реж.), Франсуа Дельсарт, бесконечный поиск , Париж, L'Harmattan, 2015.
- Тед Шон, «Каждое маленькое движение: книга о Франсуа Дельсарте» , 1954 г.
- Франк Вайль (реж.), Три десятилетия европейских исследований Франсуа Дельсарта , Париж, L'Harmattan, 2011.
- Ален Порт, Франсуа Дельсарт, антология , Париж, IPMC, 1992.
- Уильямс, Джо, Краткая история Дельсарта
- Франк Вайль, Тело, искусство и духовность у Франсуа Дельсарта (1811–1871) . Динамические взаимодействия, доктор исторических наук, Лион, Лионский университет 3, 2009 г., 1032 страницы + компакт-диск с приложениями (рукописи, интервью Джо Уильямса, видеореконструкции упражнений для тела) (последняя и более длинная глава этой диссертации посвящена тренировкам Дельсарта для тела ).
- Нэнси Ли Чалфа Рюйтер, «Наследие Дельсарта», Исследования танца: Журнал Общества исследований танца , 14, вып. 1 (лето 1996 г.), стр. 62–74.
- Система выражения Дельсарта Женевьевы Стеббинс; общедоступная онлайн-версия в Интернет-архиве.
- Элеонора Джорджен, Система физической культуры Дельсарта (1893) ( Интернет-архив )
- Каролина В. Ле Фарв. (1894). Физическая культура, основанная на принципах Дельсарта . Нью-Йорк: Фаулер и Уэллс.
- Эдвард Б. Уорман. Жесты и отношения: изложение философии выражения Дельсарта, практическое и теоретическое , 1892.