Jump to content

Иуда Лев бен Бецалель

(Перенаправлено из Иуды Лоу бен Бецалеля )
Раввин
Иуда Лев бен Бецалель
יהודה ליווא בן בצלאלИегуда Лива бен Бецалель
Персональный
Рожденный Между 1512 и 1526 годами
Умер 17 сентября 1609 г. (83–97 лет)
Религия иудаизм
Родитель
  • Бецалель (отец)
Подпись
Похороненный Старое еврейское кладбище, Прага

Иуда Лев бен Бецалель ( иврит : Иегуда Лива бен Бецалель ; между 1512 и 1526 - 17 сентября 1609), [ 1 ] также известный как раввин Лёв ( альт. Лёв, Лёве, Лёве или Леваи), Махарал Праги ( иврит : מהר״ל מפראג ) или просто Махарал ( еврейская аббревиатура « Морейну ха-Рав Лёв », «Наш Учитель»). , раввин Лев'), был важным знатоком Талмуда , еврейским мистиком , математиком, астрономом, [ 2 ] и философ, который большую часть своей жизни служил ведущим раввином в городах Микулов в Моравии и Праге в Богемии .

Лев писал о еврейской философии и еврейском мистицизме . Его работа «Гур Арье аль ХаТора» представляет собой суперкомментарий к комментарию Раши к Торе . Он также является предметом более поздней легенды о том, что он создал Пражского голема , одушевленного существа, вылепленного из глины. [ 3 ]

Лев Иуды на надгробии Махарала.

Его имя «Лёв» или «Лёв» происходит от немецкого Löwe , « лев » (ср. идишское Лейб того же происхождения). Это киннуи , или имя-заменитель еврейского имени Иуда или Йеуда , поскольку библейский персонаж Иуда сравнивался со львом в Бытие 49:9 . [ 4 ] В еврейской традиции именования еврейское имя и имя-заместитель часто объединяются как пара, как в этом случае, когда объединенное имя - Иуда Лёв. Когда Лев написал свой классический суперкомментарий к комментарию Раши к Торе , он назвал его на иврите «Гур Арье аль ХаТора» , что означает «Молодой лев, [комментирующий] Тору».

Могилу Лева в Праге украшает геральдический щит со львом с двумя переплетенными хвостами ( очередь фурчи ), намекающий как на его имя, так и на Богемию , на гербе которой изображен двухвостый лев.

Биография

[ редактировать ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Староновая синагога в Праге, где он служил.
Его надгробие на Старом еврейском кладбище в Праге.

Лев, вероятно, родился в Познани , Польша . [ 5 ] — хотя Перельс [ 6 ] ошибочно указан город рождения [ 5 ] как Вормс в Священной Римской империи (Лёву), чья семья происходила из рейнского города Вормса . — раввину Безалэлю Перельс утверждал, что его дед Хаджим из Вормса был внуком Иуды Лейба Старшего и, таким образом, претендовал на линию Давида через Шериру Гаона . [ 6 ] Однако современные ученые, такие как Отто Мунелес, оспорили это. [ 7 ] Год рождения Лёва неизвестен: в разных источниках указан 1512 год. [ 6 ] 1520 [ 8 ] и 1526. [ 5 ] [ 9 ] Его дядя Якоб бен Хаджим был рейхсраббинером («раввином Империи») Священной Римской империи , а его старший брат Хаим Фридбергский был известным раввинским ученым и раввином Вормса и Фридберга.

Источники в любавичской традиции [ 10 ] говорят, что в 12 лет он отправился в иешивы в Польше и учился у раввина Яакова Поллака . После того как Поллак покинул Польшу, он провел 2 года, скитаясь с места на место, а затем отправился в ешиву раввина Ицхака Клевера/Вормца, который сам был учеником Поллака. Он учился вместе в ешиве с Махаршалом , который был на 17 лет старше его на 2 года. Он учился вместе с Махаршалом и Ремой 3 года. Рав Ицхок Клевер на самом деле был дедушкой Махаршала. Махаршал покинул Польшу, а Махарал остался и учился у Ремы еще два года. Прежде чем жениться, он 20 лет учился.

Однако неизвестно, от кого он научился нистару, поскольку он упоминает своих раввинов, неизвестных потомкам, только один раз в своих сефаримах. [ 11 ] Однако в иешивах в Польше было принято изучать нигле и нистар вместе. [ 12 ]

В 1553 году он принял должность раввина в качестве ландесраввина Моравии ( Никольсбург в Микулове ), руководя делами общины, а также определяя, какой трактат Талмуда следует изучать в общинах этой провинции. Он также пересмотрел законы сообщества о выборах и налогообложении. Хотя он удалился из Моравии в 1573 году, общины еще долго после этого считали его авторитетом.

Одним из его мероприятий в Моравии было объединение против клеветнических оскорблений легитимности ( Надлер ), которые распространялись в обществе против определенных семей и могли помешать поиску брачного партнера для детей этих семей. Это явление коснулось даже его собственной семьи. Он использовал одну из двух ежегодных великих проповедей (между Рош ха-Шана и Йом Кипуром 1583 года), чтобы осудить это явление. [ 13 ]

Он переехал в Прагу в 1573 году, где снова принял должность раввина, заменив вышедшего на пенсию Исаака Хайота. [ 13 ] Он сразу же подтвердил свое мнение о Надлере . 23 февраля 1592 года у него была аудиенция у императора Рудольфа II , на которой он присутствовал вместе со своим братом Синая и зятем Исааком Когеном; Принц Бертье присутствовал вместе с императором. Разговор, похоже, был связан с Каббалой (еврейский мистицизм, иврит : קַבָּלָה), предметом, который очень интересовал императора. [ 13 ]

В 1592 году Лев переехал в Познань, где был избран главным раввином Польши. В Познани он сочинил «Нетивот Олам» и часть «Дерех Хаим» (см. ниже). [ 13 ] [ 14 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Его семья состояла из жены Перл, шести дочерей и сына Безалеля, который стал раввином в Колине , но умер в начале 1600 года. Его жена была дочерью богатого купца, что позволило ему посвятить себя науке. [ 15 ]

Его старшим братом был Хаим бен Бецалель , написавший юридический труд «Викуах Майим Хаим», в котором оспаривались постановления краковского законника Моше Иссерлеса .

Ближе к концу своей жизни он вернулся в Прагу, где и умер в 1609 году. Лёв похоронен на Старом еврейском кладбище Праги в Йозефове , где его могила и надгробие сохранились.

Многочисленные философские работы Лева стали краеугольными камнями еврейской мысли; [ 16 ] и он был автором «одной из самых творческих и оригинальных систем мысли, разработанной восточноевропейским еврейством». [ 15 ]

В своих произведениях он использовал рационалистическую терминологию и классические философские идеи. [ 15 ] и поддерживал научные исследования при условии, что они не противоречат божественному откровению. [ 13 ] Тем не менее, работа Лева во многом была реакцией на традицию средневековой рационалистической еврейской мысли, которая отдавала приоритет систематическому анализу философских концепций и неявно принижала более красочные и специальные образы более ранних раввинских комментариев. Одной из постоянных целей Лоу было продемонстрировать, что такие ранние комментарии на самом деле были полны проницательных комментариев о человечности, природе, святости и других темах. По словам Лоу, множество разрозненных мнений и точек зрения в классической раввинистической литературе не образуют бессистемную путаницу, а скорее иллюстрируют разнообразие значений, которые можно извлечь из одной идеи или концепции. [ 17 ]

В трудах Лева в качестве источников используются библейские стихи и записанные традиции раввинов, но посредством литературного и концептуального анализа он развивает их во всеобъемлющую философскую систему, в которой повторяется следующая терминология: [ 17 ]

  • седер и нивдал («порядок» и «трансцендентность») — любое царство имеет естественный «порядок» и природу, но может содержать и исключения, совершенно непохожие на царство по природе.
  • гуф, нефеш, сечел («тело», «жизненная сила», «интеллект») — разные уровни единой всеобщей реальности. guf (материал) ограничен в измерении и на него воздействуют. Нэфеш безгранична, и она одновременно действует и подвергается воздействию. Сечел» не имеет границ и имеет тенденцию только действовать.
  • ведро, нифал (активный, действующий) – описывающие отношения между разными уровнями реальности
  • есодот, тааровот, тарковот (основы, смеси, сочетания) - при соединении различных элементов реальности они могут оставаться как отдельные «основы», либо образовывать отношения («смесь»), либо порождать совершенно новую сущность ( «комбинации»).
  • рибуи, ахадут (множественность, единство)

Примером такой терминологии является философская интерпретация Лева следующего мидраша : «Мир был создан для трёх вещей: халы , маасера ​​и биккурима ». [ 18 ] По мнению Лоу, бикурим представляет собой есодот (поскольку даются отдельные плоды), маасер представляет тааровот (поскольку плоды собираются вместе, а часть их отделяется в виде десятины), а хала представляет собой тарковот (поскольку создается новая субстанция, тесто). из ингредиентов). [ 19 ]

Мировоззрение Лева предполагает, что реальность состоит из единой причины, а также из разнообразных вызванных явлений, существование которых постоянно поддерживается их причиной. В реальности нет места случайности, поскольку это означало бы отсутствие всемогущества или всеведения в Деле. [ 17 ] Для Лева однообразная обусловленность реальности также указывает на существование морального порядка в мире. Наука может описывать явления в мире, но не может создать предпочтения одного перед другим; такие моральные предпочтения должны исходить из высшего порядка Торы, который Лев называет «высшим интеллектом» (שכל עליון). [ 17 ]

Лоу подчеркивал ценность честности и прямоты. Среди прочего, это заставило его раскритиковать методологию пилпул, распространенную в ешивах его времени. Он даже предложил избегать изучения комментариев Тосафота , пока человек не достигнет продвинутого уровня понимания. [ 17 ]

Как и Иегуда Халеви , он сосредоточился на различии между физическим и духовным, видя, что еврейский народ обладает по существу духовной природой, которая отличает его от всех других явлений в мире. [ 15 ]

Лоу не поддерживал каббалу или другие еврейские мистические традиции, хотя был с ними знаком. [ 15 ]

Неизвестно, сколько талмудических ученых-раввинов Лёв преподавал в Моравии, но среди основных учеников пражского периода можно назвать раввинов Йом-Това Липманна Хеллера и Давида Ганса . Первый продвигал программу своего учителя по регулярному изучению Мишны массами и с этой целью составил свой Тосефот Йом Тов (комментарий к Мишне, включенный почти во все опубликованные издания Мишны за последние несколько сотен лет). Давид Ганц написал «Цемах Давид» , труд по еврейской и общей истории, а также работы по астрономии ; и Лев, и Ганц были в контакте с Тихо Браге , знаменитым астрономом.

День памяти

[ редактировать ]

Керем Махарал , мошав на севере Израиля, был основан чешскими еврейскими иммигрантами и назван в его честь.

В апреле 1997 года Чехия и Израиль совместно выпустили серию марок, на одной из которых было изображено надгробие Лёва. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] В мае 2009 года Чешская почта выпустила марку, посвященную 400-летию со дня смерти Лева. [ 23 ] В июне 2009 года Чешский монетный двор выпустил памятную монету, посвященную той же вехе. [ 24 ] Статуя Иуды Лева Бен Бецалеля стоит в Праге.

Лев и Голем Миколаша Алеша , 1899 год.

Легенда о големе

[ редактировать ]

Лёв является героем легенды о создании голема , существа, сделанного из глины для защиты евреев Пражского гетто от антисемитских нападок, в частности от кровавых наветов . Говорят, что он использовал мистические силы , основанные на эзотерическом знании того, как Бог создал Адама . [ 25 ] По общему мнению историков и критиков, легенда является немецким литературным изобретением начала XIX века. Самым ранним известным источником этой истории на данный момент является книга Der Jüdische Gil Blas» 1834 года. Фридриха Корна « [ 26 ] [ 27 ] С тех пор оно неоднократно повторялось и адаптировалось.

Работает

[ редактировать ]
Дерех Хаим (краковское издание)

Он начал публиковать свои книги в очень позднем возрасте. В 1578 году, в возрасте 66 лет, он опубликовал свою первую книгу « Гур Арье» («Молодой лев», Прага 1578) — суперкомментарий в пяти томах к Раши комментарию к Торе , выходящий далеко за рамки этого, и четыре года позже он анонимно опубликовал свою книгу «Гвурот ха-Шем» («Божья сила [и деяния]», Краков, 1582 г.).

  • Гур Арье («Молодой лев», Прага 1578 г.), суперкомментарий к комментарию Раши к Пятикнижию.
  • Гвурот Хашем («Силы Божьи», Краков 1582 г.), к празднику Песаха - Об исходе и чудесах.
  • Дерех Хаим («Образ жизни», Краков 1589 г.), комментарий к Мишны трактату Авот.
  • Дерашот («Проповеди», Прага 1589 и 1593 гг.), собрание Хаима Пардеса, Тель-Авив, 1996 г.
  • Нетивот Олам («Пути мира», Прага, 1595–1596), этический труд.
  • Беэр ха-Гола («Колодец изгнания», Прага 1598 г.), пояснительный труд к Талмудической и Мидрашской Агаде , в основном отвечающий интерпретациям итальянского ученого Азарии деи Росси ( Азария мин ха-Адумим ).
  • Нецах Исраэль («Вечность Израиля», Прага 1599 г.; Нецах «вечность» имеет тот же корень, что и слово «победа»), в Тиша бе-Ав (ежегодный день траура по поводу разрушения храмов и еврейского изгнания). ) и окончательное избавление
  • Тиферет Исраэль («Слава Израиля», Венеция 1599 г.), философское изложение Торы, предназначенное к празднику Шавуот.
  • Или Чадаш («Новый свет», Прага 1600 г.), в Пурим.
  • Нер-мицва («Свеча заповеди», Прага 1600 г.), на Хануку.
  • Чиддушей Агадот Новеллы Агады » , повествовательные части Талмуда), обнаруженные в 20 веке.
  • Негидим («Слова ректоров»), комментарий к Седеру Песаха Диврей , опубликованный потомком
  • «Чиддушим аль-Ха-Шас» , комментарий к Талмуду, недавно впервые опубликованный на основе рукописи Махона Йерушалаима о Бава Меция; Шаббат и Эрувин; другие могут появиться позже.
  • Различные другие произведения, такие как его респонсы и произведения о еврейской субботе и праздниках Суккот , Рош ха-Шана и Йом Кипур , не сохранились.

Его работы по праздникам носят названия, вдохновленные библейским стихом из 1 Паралипоменон 29:11: «Тебе, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и величие, за все, что на небесах и на земле [Твоё]; Твое есть Царство, и [Ты — Тот], Кто превыше всего, как Вождь». Книга «величия» ( гедула ) в субботу не сохранилась, но книга «силы» ( гевура ) — это Гвурат Ашем , книга славы ( тифара ) — Тиферет Исраэль , а книга «Тиферет Исраэль» вечность» или «победа» ( нецах ) — это Нецах Исраэль .

  1. ^ Богемия, как католическая страна, приняла григорианский календарь в 1584 году. По юлианскому календарю это было 7 сентября. На его надгробии, как цитируют Гал Эд, Мегилас Юксин и другие, указана дата его смерти — четверг, 18 элула 5369 года.
  2. ^ Соломон Грейзель , История евреев , Еврейское издательское общество Америки , Филадельфия, 1968, стр. 484-485: «Еще одной важной личностью в Праге... был раввин Иуда-Лёв бен Бецалель. Помимо того, что он был великим талмудистом, он был математиком и астрономом.
  3. ^ Соломон Грейзель , История евреев , Еврейское издательское общество Америки , Филадельфия, 1968, стр. 485: «после смерти раввина (1609 г.) о нем стали складываться многочисленные легенды. Самой известной из них была история о гигантском теле ( голаме ), которое он вылепил из земли».
  4. ^ См . Лев Иуды.
  5. ^ Перейти обратно: а б с ד"ר א. הכהן עובדיה Доктор Авраам Хакоэн Овадия (Готсдинер) (2001). ( на иврите). , Израиль : Мосад Харав Кук . 05-29. Прага   Шебехачмай Хаари Иерусалим
  6. ^ Перейти обратно: а б с Меир Перельс (1718). Мегилас Юксин . Прага . OCLC   122864700 .
  7. ^ Мунелес, Отто (1955). Старое еврейское кладбище в Праге .
  8. ^ Натан Грин (1885). Высокий раввин Лёв и его круг легенд (на немецком языке). Прага : Издательство Якоба Б. Брандейса. OCLC   19037024 .
  9. ^ Любош Ерабек (1903). Der alte Prager Judenfriedhof (на немецком языке). Прага : Кунстверлаг Б. Кочи. OCLC   1810845 .
  10. ^ Шнеерсон, Йосеф Ицхок (1960). «Воспоминания Любавичского раввина» .
  11. ^ Шаббат хагодол дроша .
  12. ^ Шнеерсон, раввин Йосеф Ицхок. Воспоминания Любавичского раввина .
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ИУДА ЛЁВ (ЛЕБ, СМЕРТЬ) БЕН БЕЗАЛИЛ (также известный как Der Hohe Rabbi Löw) » Еврейская энциклопедия Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  14. ^ «Деталь Сефера: И сила живой воды — Хаим бен Бецалель» . www.hebrewbooks.org . Проверено 2 апреля 2023 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Энциклопедия YIVO — Иегуда Лейб бен Бецалель .
  16. ^ sefaria.org , Махарал (1520–1609 гг. Н. Э.)
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и «Махарал из Праги» Получено 2 апреля 2023 г.
  18. ^ Бытие Раба 1:4
  19. ^ Нецах Исраэль 3
  20. ^ «Еврейские памятники Праги, 1997 г. - чешский совместный выпуск» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 30 сентября 2009 г.
  21. Совместное издание «Еврейские памятники в Праге», заархивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine , israelphilately.org.il.
  22. ^ «Всемирная выставка марок Израиль-98» . www.engaging.net .
  23. ^ Раввин Иуда Лев , Чешская почта
  24. ^ "Чешское серебро 200 крон 2009 года "Иуда Лев" " . Проверено 2 апреля 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  25. ^ Билефски, Дэн (11 мая 2009 г.). «Тяжелые времена дают новую жизнь пражскому голему» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 мая 2009 г.
  26. ^ Коллекция Фреймана / Еврейский Гиль Блас . 1834. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  27. Кон, Дж. С., Еврейский Гиль Блас , Лейпциг, 1834, стр. 20.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Байрон Л. Шервин, Мистическая теология и социальное инакомыслие: жизнь и творчество Иуды Лоу из Праги (Fairleigh Dickinson University Press, 1982)
  • Ривка Шац Уффенхаймер , «Концепция права Махарала - антитеза естественному праву», Ежегодник еврейского права, том. VI.
  • Ривка Шац Уффенхаймер , «Существование и эсхатология в учении Махарала» Иммануил 14 (весна 1982 г.) 66–97; Иммануил 15 (зима 1982–3) 62–72.
  • Моше Зуриэль «Числа: их значение и символика согласно Махаралу» [иврит] ХаМааян 18:3 (1978) 14–23; 18:4 (1978) 30–41, перепечатано в Сефер Озрот Гедолей Исроэль (Иерусалим: 2000), том 1, стр. 204–228.
  • Мартин Бубер, «Начало национальной идеи» О Сионе: история идеи . (Нью-Йорк, Schocken Books, 1973).
  • Отто Дов Кулка, «Историческая справка национального и образовательного учения пражского махарала» [иврит] Zion 50 (1985) 277–320.
  • Бенджамин Гросс, Неца Исраэль (Тель-Авив: Девир, 1974)
  • Мордехай Брейер, «Диспут Пражского Махарала с христианами: переоценка Беэр Ха-Гола» в Тарбие (1986) 253-260
  • Адлерштейн Ю. Беэр Хагола: Классическая защита раввинистического иудаизма через глубину Агады . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Mesorah Publications, 2000. ISBN   1-57819-463-6 .
  • Аарон Кляйнбергер, Теория образования махараля Праги [иврит] (Магнес: 1962).
  • Андре Неер , Еврейская мысль и научная революция: Дэвид Ганс (1541–1613) и его время (Оксфорд-Нью-Йорк: Библиотека Литтмана, 1986)
  • Неер, Фауст и пражский Махарал: миф и реальность (Париж: Presses Universitaires de France, 1987);
  • Неер, Колодец изгнания: диалектическая теология пражского махараля (Париж: А. Мишель, 1996)
  • Нехер, Мишнато шел ха-Махарал ми-Прага , Реувен Массачусетс, c2003.
  • Гросс, Бенджамин, Йехи Ор (Реувен Массачусетс, 1995).
  • Гросс, Бенджамин, Нетса Исраэль Тель-Авив: Девир, 1974.
  • Элияху Яаков Дойч, «Взгляд на Шаббат в Махарал Иерусалиме: перевод»,
  • Шульман, Яаков Довид (1992). Махарал Праги: история раввина Иегуды Лева . Нью-Йорк: СНГ. ISBN  1-56062-168-0 . OCLC   27887477 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7520bacb230e0a6100113a23844497e2__1722861600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/e2/7520bacb230e0a6100113a23844497e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Judah Loew ben Bezalel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)