Иуда Лев бен Бецалель
Раввин Иуда Лев бен Бецалель | |
---|---|
יהודה ליווא בן בצלאלИегуда Лива бен Бецалель | |
Персональный | |
Рожденный | Между 1512 и 1526 годами |
Умер | 17 сентября 1609 г. (83–97 лет) |
Религия | иудаизм |
Родитель |
|
Подпись | ![]() |
Похороненный | Старое еврейское кладбище, Прага |
Иуда Лев бен Бецалель ( иврит : Иегуда Лива бен Бецалель ; между 1512 и 1526 - 17 сентября 1609), [ 1 ] также известный как раввин Лёв ( альт. Лёв, Лёве, Лёве или Леваи), Махарал Праги ( иврит : מהר״ל מפראג ) или просто Махарал ( еврейская аббревиатура « Морейну ха-Рав Лёв », «Наш Учитель»). , раввин Лев'), был важным знатоком Талмуда , еврейским мистиком , математиком, астрономом, [ 2 ] и философ, который большую часть своей жизни служил ведущим раввином в городах Микулов в Моравии и Праге в Богемии .
Лев писал о еврейской философии и еврейском мистицизме . Его работа «Гур Арье аль ХаТора» представляет собой суперкомментарий к комментарию Раши к Торе . Он также является предметом более поздней легенды о том, что он создал Пражского голема , одушевленного существа, вылепленного из глины. [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]
Его имя «Лёв» или «Лёв» происходит от немецкого Löwe , « лев » (ср. идишское Лейб того же происхождения). Это киннуи , или имя-заменитель еврейского имени Иуда или Йеуда , поскольку библейский персонаж Иуда сравнивался со львом в Бытие 49:9 . [ 4 ] В еврейской традиции именования еврейское имя и имя-заместитель часто объединяются как пара, как в этом случае, когда объединенное имя - Иуда Лёв. Когда Лев написал свой классический суперкомментарий к комментарию Раши к Торе , он назвал его на иврите «Гур Арье аль ХаТора» , что означает «Молодой лев, [комментирующий] Тору».
Могилу Лева в Праге украшает геральдический щит со львом с двумя переплетенными хвостами ( очередь фурчи ), намекающий как на его имя, так и на Богемию , на гербе которой изображен двухвостый лев.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Лев, вероятно, родился в Познани , Польша . [ 5 ] — хотя Перельс [ 6 ] ошибочно указан город рождения [ 5 ] как Вормс в Священной Римской империи (Лёву), чья семья происходила из рейнского города Вормса . — раввину Безалэлю Перельс утверждал, что его дед Хаджим из Вормса был внуком Иуды Лейба Старшего и, таким образом, претендовал на линию Давида через Шериру Гаона . [ 6 ] Однако современные ученые, такие как Отто Мунелес, оспорили это. [ 7 ] Год рождения Лёва неизвестен: в разных источниках указан 1512 год. [ 6 ] 1520 [ 8 ] и 1526. [ 5 ] [ 9 ] Его дядя Якоб бен Хаджим был рейхсраббинером («раввином Империи») Священной Римской империи , а его старший брат Хаим Фридбергский был известным раввинским ученым и раввином Вормса и Фридберга.
Источники в любавичской традиции [ 10 ] говорят, что в 12 лет он отправился в иешивы в Польше и учился у раввина Яакова Поллака . После того как Поллак покинул Польшу, он провел 2 года, скитаясь с места на место, а затем отправился в ешиву раввина Ицхака Клевера/Вормца, который сам был учеником Поллака. Он учился вместе в ешиве с Махаршалом , который был на 17 лет старше его на 2 года. Он учился вместе с Махаршалом и Ремой 3 года. Рав Ицхок Клевер на самом деле был дедушкой Махаршала. Махаршал покинул Польшу, а Махарал остался и учился у Ремы еще два года. Прежде чем жениться, он 20 лет учился.
Однако неизвестно, от кого он научился нистару, поскольку он упоминает своих раввинов, неизвестных потомкам, только один раз в своих сефаримах. [ 11 ] Однако в иешивах в Польше было принято изучать нигле и нистар вместе. [ 12 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1553 году он принял должность раввина в качестве ландесраввина Моравии ( Никольсбург в Микулове ), руководя делами общины, а также определяя, какой трактат Талмуда следует изучать в общинах этой провинции. Он также пересмотрел законы сообщества о выборах и налогообложении. Хотя он удалился из Моравии в 1573 году, общины еще долго после этого считали его авторитетом.
Одним из его мероприятий в Моравии было объединение против клеветнических оскорблений легитимности ( Надлер ), которые распространялись в обществе против определенных семей и могли помешать поиску брачного партнера для детей этих семей. Это явление коснулось даже его собственной семьи. Он использовал одну из двух ежегодных великих проповедей (между Рош ха-Шана и Йом Кипуром 1583 года), чтобы осудить это явление. [ 13 ]
Он переехал в Прагу в 1573 году, где снова принял должность раввина, заменив вышедшего на пенсию Исаака Хайота. [ 13 ] Он сразу же подтвердил свое мнение о Надлере . 23 февраля 1592 года у него была аудиенция у императора Рудольфа II , на которой он присутствовал вместе со своим братом Синая и зятем Исааком Когеном; Принц Бертье присутствовал вместе с императором. Разговор, похоже, был связан с Каббалой (еврейский мистицизм, иврит : קַבָּלָה), предметом, который очень интересовал императора. [ 13 ]
В 1592 году Лев переехал в Познань, где был избран главным раввином Польши. В Познани он сочинил «Нетивот Олам» и часть «Дерех Хаим» (см. ниже). [ 13 ] [ 14 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Его семья состояла из жены Перл, шести дочерей и сына Безалеля, который стал раввином в Колине , но умер в начале 1600 года. Его жена была дочерью богатого купца, что позволило ему посвятить себя науке. [ 15 ]
Его старшим братом был Хаим бен Бецалель , написавший юридический труд «Викуах Майим Хаим», в котором оспаривались постановления краковского законника Моше Иссерлеса .
Смерть
[ редактировать ]Ближе к концу своей жизни он вернулся в Прагу, где и умер в 1609 году. Лёв похоронен на Старом еврейском кладбище Праги в Йозефове , где его могила и надгробие сохранились.
Мысль
[ редактировать ]Многочисленные философские работы Лева стали краеугольными камнями еврейской мысли; [ 16 ] и он был автором «одной из самых творческих и оригинальных систем мысли, разработанной восточноевропейским еврейством». [ 15 ]
В своих произведениях он использовал рационалистическую терминологию и классические философские идеи. [ 15 ] и поддерживал научные исследования при условии, что они не противоречат божественному откровению. [ 13 ] Тем не менее, работа Лева во многом была реакцией на традицию средневековой рационалистической еврейской мысли, которая отдавала приоритет систематическому анализу философских концепций и неявно принижала более красочные и специальные образы более ранних раввинских комментариев. Одной из постоянных целей Лоу было продемонстрировать, что такие ранние комментарии на самом деле были полны проницательных комментариев о человечности, природе, святости и других темах. По словам Лоу, множество разрозненных мнений и точек зрения в классической раввинистической литературе не образуют бессистемную путаницу, а скорее иллюстрируют разнообразие значений, которые можно извлечь из одной идеи или концепции. [ 17 ]
В трудах Лева в качестве источников используются библейские стихи и записанные традиции раввинов, но посредством литературного и концептуального анализа он развивает их во всеобъемлющую философскую систему, в которой повторяется следующая терминология: [ 17 ]
- седер и нивдал («порядок» и «трансцендентность») — любое царство имеет естественный «порядок» и природу, но может содержать и исключения, совершенно непохожие на царство по природе.
- гуф, нефеш, сечел («тело», «жизненная сила», «интеллект») — разные уровни единой всеобщей реальности. guf (материал) ограничен в измерении и на него воздействуют. Нэфеш безгранична, и она одновременно действует и подвергается воздействию. Сечел» не имеет границ и имеет тенденцию только действовать.
- ведро, нифал (активный, действующий) – описывающие отношения между разными уровнями реальности
- есодот, тааровот, тарковот (основы, смеси, сочетания) - при соединении различных элементов реальности они могут оставаться как отдельные «основы», либо образовывать отношения («смесь»), либо порождать совершенно новую сущность ( «комбинации»).
- рибуи, ахадут (множественность, единство)
Примером такой терминологии является философская интерпретация Лева следующего мидраша : «Мир был создан для трёх вещей: халы , маасера и биккурима ». [ 18 ] По мнению Лоу, бикурим представляет собой есодот (поскольку даются отдельные плоды), маасер представляет тааровот (поскольку плоды собираются вместе, а часть их отделяется в виде десятины), а хала представляет собой тарковот (поскольку создается новая субстанция, тесто). из ингредиентов). [ 19 ]
Мировоззрение Лева предполагает, что реальность состоит из единой причины, а также из разнообразных вызванных явлений, существование которых постоянно поддерживается их причиной. В реальности нет места случайности, поскольку это означало бы отсутствие всемогущества или всеведения в Деле. [ 17 ] Для Лева однообразная обусловленность реальности также указывает на существование морального порядка в мире. Наука может описывать явления в мире, но не может создать предпочтения одного перед другим; такие моральные предпочтения должны исходить из высшего порядка Торы, который Лев называет «высшим интеллектом» (שכל עליון). [ 17 ]
Лоу подчеркивал ценность честности и прямоты. Среди прочего, это заставило его раскритиковать методологию пилпул, распространенную в ешивах его времени. Он даже предложил избегать изучения комментариев Тосафота , пока человек не достигнет продвинутого уровня понимания. [ 17 ]
Как и Иегуда Халеви , он сосредоточился на различии между физическим и духовным, видя, что еврейский народ обладает по существу духовной природой, которая отличает его от всех других явлений в мире. [ 15 ]
Лоу не поддерживал каббалу или другие еврейские мистические традиции, хотя был с ними знаком. [ 15 ]
Влияние
[ редактировать ]Ученики
[ редактировать ]Неизвестно, сколько талмудических ученых-раввинов Лёв преподавал в Моравии, но среди основных учеников пражского периода можно назвать раввинов Йом-Това Липманна Хеллера и Давида Ганса . Первый продвигал программу своего учителя по регулярному изучению Мишны массами и с этой целью составил свой Тосефот Йом Тов (комментарий к Мишне, включенный почти во все опубликованные издания Мишны за последние несколько сотен лет). Давид Ганц написал «Цемах Давид» , труд по еврейской и общей истории, а также работы по астрономии ; и Лев, и Ганц были в контакте с Тихо Браге , знаменитым астрономом.
День памяти
[ редактировать ]Керем Махарал , мошав на севере Израиля, был основан чешскими еврейскими иммигрантами и назван в его честь.
В апреле 1997 года Чехия и Израиль совместно выпустили серию марок, на одной из которых было изображено надгробие Лёва. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] В мае 2009 года Чешская почта выпустила марку, посвященную 400-летию со дня смерти Лева. [ 23 ] В июне 2009 года Чешский монетный двор выпустил памятную монету, посвященную той же вехе. [ 24 ] Статуя Иуды Лева Бен Бецалеля стоит в Праге.

Легенда о големе
[ редактировать ]Лёв является героем легенды о создании голема , существа, сделанного из глины для защиты евреев Пражского гетто от антисемитских нападок, в частности от кровавых наветов . Говорят, что он использовал мистические силы , основанные на эзотерическом знании того, как Бог создал Адама . [ 25 ] По общему мнению историков и критиков, легенда является немецким литературным изобретением начала XIX века. Самым ранним известным источником этой истории на данный момент является книга Der Jüdische Gil Blas» 1834 года. Фридриха Корна « [ 26 ] [ 27 ] С тех пор оно неоднократно повторялось и адаптировалось.
Работает
[ редактировать ]
Он начал публиковать свои книги в очень позднем возрасте. В 1578 году, в возрасте 66 лет, он опубликовал свою первую книгу « Гур Арье» («Молодой лев», Прага 1578) — суперкомментарий в пяти томах к Раши комментарию к Торе , выходящий далеко за рамки этого, и четыре года позже он анонимно опубликовал свою книгу «Гвурот ха-Шем» («Божья сила [и деяния]», Краков, 1582 г.).
- Гур Арье («Молодой лев», Прага 1578 г.), суперкомментарий к комментарию Раши к Пятикнижию.
- Гвурот Хашем («Силы Божьи», Краков 1582 г.), к празднику Песаха - Об исходе и чудесах.
- Дерех Хаим («Образ жизни», Краков 1589 г.), комментарий к Мишны трактату Авот.
- Дерашот («Проповеди», Прага 1589 и 1593 гг.), собрание Хаима Пардеса, Тель-Авив, 1996 г.
- Нетивот Олам («Пути мира», Прага, 1595–1596), этический труд.
- Беэр ха-Гола («Колодец изгнания», Прага 1598 г.), пояснительный труд к Талмудической и Мидрашской Агаде , в основном отвечающий интерпретациям итальянского ученого Азарии деи Росси ( Азария мин ха-Адумим ).
- Нецах Исраэль («Вечность Израиля», Прага 1599 г.; Нецах «вечность» имеет тот же корень, что и слово «победа»), в Тиша бе-Ав (ежегодный день траура по поводу разрушения храмов и еврейского изгнания). ) и окончательное избавление
- Тиферет Исраэль («Слава Израиля», Венеция 1599 г.), философское изложение Торы, предназначенное к празднику Шавуот.
- Или Чадаш («Новый свет», Прага 1600 г.), в Пурим.
- Нер-мицва («Свеча заповеди», Прага 1600 г.), на Хануку.
- Чиддушей Агадот (« Новеллы Агады » , повествовательные части Талмуда), обнаруженные в 20 веке.
- Негидим («Слова ректоров»), комментарий к Седеру Песаха Диврей , опубликованный потомком
- «Чиддушим аль-Ха-Шас» , комментарий к Талмуду, недавно впервые опубликованный на основе рукописи Махона Йерушалаима о Бава Меция; Шаббат и Эрувин; другие могут появиться позже.
- Различные другие произведения, такие как его респонсы и произведения о еврейской субботе и праздниках Суккот , Рош ха-Шана и Йом Кипур , не сохранились.
Его работы по праздникам носят названия, вдохновленные библейским стихом из 1 Паралипоменон 29:11: «Тебе, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и величие, за все, что на небесах и на земле [Твоё]; Твое есть Царство, и [Ты — Тот], Кто превыше всего, как Вождь». Книга «величия» ( гедула ) в субботу не сохранилась, но книга «силы» ( гевура ) — это Гвурат Ашем , книга славы ( тифара ) — Тиферет Исраэль , а книга «Тиферет Исраэль» вечность» или «победа» ( нецах ) — это Нецах Исраэль .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Богемия, как католическая страна, приняла григорианский календарь в 1584 году. По юлианскому календарю это было 7 сентября. На его надгробии, как цитируют Гал Эд, Мегилас Юксин и другие, указана дата его смерти — четверг, 18 элула 5369 года.
- ^ Соломон Грейзель , История евреев , Еврейское издательское общество Америки , Филадельфия, 1968, стр. 484-485: «Еще одной важной личностью в Праге... был раввин Иуда-Лёв бен Бецалель. Помимо того, что он был великим талмудистом, он был математиком и астрономом.
- ^ Соломон Грейзель , История евреев , Еврейское издательское общество Америки , Филадельфия, 1968, стр. 485: «после смерти раввина (1609 г.) о нем стали складываться многочисленные легенды. Самой известной из них была история о гигантском теле ( голаме ), которое он вылепил из земли».
- ^ См . Лев Иуды.
- ^ Перейти обратно: а б с ד"ר א. הכהן עובדיה Доктор Авраам Хакоэн Овадия (Готсдинер) (2001). ( на иврите). , Израиль : Мосад Харав Кук . 05-29. Прага Шебехачмай Хаари Иерусалим
- ^ Перейти обратно: а б с Меир Перельс (1718). Мегилас Юксин . Прага . OCLC 122864700 .
- ^ Мунелес, Отто (1955). Старое еврейское кладбище в Праге .
- ^ Натан Грин (1885). Высокий раввин Лёв и его круг легенд (на немецком языке). Прага : Издательство Якоба Б. Брандейса. OCLC 19037024 .
- ^ Любош Ерабек (1903). Der alte Prager Judenfriedhof (на немецком языке). Прага : Кунстверлаг Б. Кочи. OCLC 1810845 .
- ^ Шнеерсон, Йосеф Ицхок (1960). «Воспоминания Любавичского раввина» .
- ^ Шаббат хагодол дроша .
- ^ Шнеерсон, раввин Йосеф Ицхок. Воспоминания Любавичского раввина .
- ^ Перейти обратно: а б с д и
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «ИУДА ЛЁВ (ЛЕБ, СМЕРТЬ) БЕН БЕЗАЛИЛ (также известный как Der Hohe Rabbi Löw) » Еврейская энциклопедия Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ «Деталь Сефера: И сила живой воды — Хаим бен Бецалель» . www.hebrewbooks.org . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Энциклопедия YIVO — Иегуда Лейб бен Бецалель .
- ^ sefaria.org , Махарал (1520–1609 гг. Н. Э.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Махарал из Праги» Получено 2 апреля 2023 г.
- ^ Бытие Раба 1:4
- ^ Нецах Исраэль 3
- ^ «Еврейские памятники Праги, 1997 г. - чешский совместный выпуск» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 30 сентября 2009 г.
- ↑ Совместное издание «Еврейские памятники в Праге», заархивировано 21 июля 2011 г. в Wayback Machine , israelphilately.org.il.
- ^ «Всемирная выставка марок Израиль-98» . www.engaging.net .
- ^ Раввин Иуда Лев , Чешская почта
- ^ "Чешское серебро 200 крон 2009 года "Иуда Лев" " . Проверено 2 апреля 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Билефски, Дэн (11 мая 2009 г.). «Тяжелые времена дают новую жизнь пражскому голему» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 мая 2009 г.
- ^ Коллекция Фреймана / Еврейский Гиль Блас . 1834.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ↑ Кон, Дж. С., Еврейский Гиль Блас , Лейпциг, 1834, стр. 20.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Байрон Л. Шервин, Мистическая теология и социальное инакомыслие: жизнь и творчество Иуды Лоу из Праги (Fairleigh Dickinson University Press, 1982)
- Ривка Шац Уффенхаймер , «Концепция права Махарала - антитеза естественному праву», Ежегодник еврейского права, том. VI.
- Ривка Шац Уффенхаймер , «Существование и эсхатология в учении Махарала» Иммануил 14 (весна 1982 г.) 66–97; Иммануил 15 (зима 1982–3) 62–72.
- Моше Зуриэль «Числа: их значение и символика согласно Махаралу» [иврит] ХаМааян 18:3 (1978) 14–23; 18:4 (1978) 30–41, перепечатано в Сефер Озрот Гедолей Исроэль (Иерусалим: 2000), том 1, стр. 204–228.
- Мартин Бубер, «Начало национальной идеи» О Сионе: история идеи . (Нью-Йорк, Schocken Books, 1973).
- Отто Дов Кулка, «Историческая справка национального и образовательного учения пражского махарала» [иврит] Zion 50 (1985) 277–320.
- Бенджамин Гросс, Неца Исраэль (Тель-Авив: Девир, 1974)
- Мордехай Брейер, «Диспут Пражского Махарала с христианами: переоценка Беэр Ха-Гола» в Тарбие (1986) 253-260
- Адлерштейн Ю. Беэр Хагола: Классическая защита раввинистического иудаизма через глубину Агады . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Mesorah Publications, 2000. ISBN 1-57819-463-6 .
- Аарон Кляйнбергер, Теория образования махараля Праги [иврит] (Магнес: 1962).
- Андре Неер , Еврейская мысль и научная революция: Дэвид Ганс (1541–1613) и его время (Оксфорд-Нью-Йорк: Библиотека Литтмана, 1986)
- Неер, Фауст и пражский Махарал: миф и реальность (Париж: Presses Universitaires de France, 1987);
- Неер, Колодец изгнания: диалектическая теология пражского махараля (Париж: А. Мишель, 1996)
- Нехер, Мишнато шел ха-Махарал ми-Прага , Реувен Массачусетс, c2003.
- Гросс, Бенджамин, Йехи Ор (Реувен Массачусетс, 1995).
- Гросс, Бенджамин, Нетса Исраэль Тель-Авив: Девир, 1974.
- Элияху Яаков Дойч, «Взгляд на Шаббат в Махарал Иерусалиме: перевод»,
- Шульман, Яаков Довид (1992). Махарал Праги: история раввина Иегуды Лева . Нью-Йорк: СНГ. ISBN 1-56062-168-0 . OCLC 27887477 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энциклопедия YIVO - Иегуда Лейб бен Бецалель
- Грег Брэнд (2008). «Лёв, Иуда (Йегуда, Иегуда, Иуда, Иуда) бен Бецалель (также Лёве, Лёб, Ливия, Лива и т. д., аббревиатура: «МаХаРаЛ»)». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 29. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 858-877. ISBN 978-3-88309-452-6 .
- Иегуда Лоу — Махарал jewishvirtuallibrary.org
- Генеалогическое древо
- Шиурим о Дерех Хаим на Torah.org
Ресурсы
[ редактировать ]- Тиферет Исраэль , полный текст на иврите
- 1609 смертей
- Польские астрономы XVI века.
- Польские философы XVI века
- Польские раввины XVI века
- Рождения в 16 веке
- Раввины XVI века из Богемии
- Польские раввины 17 века
- Духовенство из Познани
- Чешские православные раввины
- Чешский фольклор
- Чехи польско-еврейского происхождения
- линия Давида
- Сторонники еврейского закона
- Голем
- Еврейский фольклор
- Средневековые еврейские философы
- Каббалисты
- Средневековые оккультисты
- Философы иудаизма
- Rabbis from Nikolsburg
- Раввины Праги