Система нумерации моделей автомобилей в Советском Союзе и России.
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2010 г. ) |
Стандартизированная система нумерации моделей автомобилей использовалась в Советском Союзе и России . С помощью современной версии системы можно определить тип автомобиля и объем двигателя. Современная версия системы нумерации была введена в середине 1970-х годов. Аналогичная система используется в Китайской Народной Республике .
Старая система нумерации
[ редактировать ]Старая система нумерации использовалась с 1945 года, пока позже ее не заменила новая (одна модель, пронумерованная по старой системе, автобус ЛАЗ-695 Н, выпускается до сих пор [1] [ постоянная мертвая ссылка ] ).
По старой системе модель автомобиля состояла из названия производителя и до трех цифр. Каждый производитель получил диапазон номеров, которые он использовал для выбора номеров моделей. Диапазоны были распределены следующим образом:
Диапазон | Фабрика | Примеры моделей |
---|---|---|
1 - 99 | ГАЗ | ГАЗ-13 , ГАЗ-14 |
100 - 199 | ЦЕЛЬ | ЗИЛ-130 |
200 - 299 | ЯАЗ , КрАЗ | ЯАЗ-200 , КрАЗ-255 |
300 - 399 | УралАЗ | Урал-375 |
400 - 450 | MZMA (AZLK) , IZh-Avto | Москвич 412 |
450 - 499 | УАЗ | UAZ-452 , UAZ-469 |
500 - 599 | МАЗ , БелАЗ | МАЗ-500 , БелАЗ-540 |
600 - 649 | КАЗ | КАЗ-608 |
650 - 699 | автобусы - ПАЗ , ЛиАЗ , ЛАЗ | ПАЗ-652, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 |
700 - 999 | ЕрАЗ , ЛуАЗ , ЗАЗ , РАФ , прицепы | ЕрАЗ-762, ЛуАЗ-967 , ЗАЗ-968, РАФ-977 |
Современная система нумерации
[ редактировать ]Современная система нумерации, задокументированная как отраслевой нормаль (отраслевой стандарт) ОН 025270-66, была впервые введена в 1966 году (но вступила в силу не сразу, поэтому многие автомобили, поступившие в производство до середины 1970-х годов, все еще использовали старую систему нумерации; Первой машиной, применившей ее, стал совершенно новый ВАЗ-2101 , позже на новую систему перешли и другие заводы: «Москвич» — в 1976 году, Москвич 2140 ; ГАЗ — в 1982 году ГАЗ-3102 и так далее) и до сих пор используется в России, хотя и не соблюдается строго производителями.
Согласно этой системе полное обозначение модели представляет собой комбинацию названия производителя (например, ВАЗ) и не менее 4-значного номера (например, 2108):
в котором:
- а — класс транспортного средства;
Для легковых автомобилей для определения класса используются объем двигателя и сухая масса, а также определяются подклассы (группы):
Первая цифра | Сорт | Группа | Объем, куб.см | Сухая масса, кг | Примеры (включая модели, индексированные по старой системе нумерации) |
---|---|---|---|---|---|
1 | Очень маленький | я | < 849 | < 649 | ZAZ-965 Запорожцы , VAZ-1111 Ока |
II | 850 - 1099 | 650 - 799 | Москвитч 400 , ЗАЗ-1102. | ||
2 | Маленький | я | 1100 - 1299 | 800 - 899 | Moskvitch 402 , VAZ-2101 Zhiguli |
II | 1300 - 1499 | 900 - 1049 | Moskvitch 408 , VAZ-2103 Zhiguli | ||
III | 1500 - 1799 | 1050 - 1149 | Moskvitch 412 , VAZ-2106 Zhiguli | ||
3 | Середина | я | 1800 - 2499 | 1150 - 1299 | GAZ-M20 Pobeda |
II | 2500 - 3499 | 1300 - 1499 | GAZ-21 Volga , GAZ-3102 Volga | ||
4 | Большой | я | 3500 - 4999 | 1500 - 1899 | ГАЗ-12 ЗИМ |
II | 5000 + | 1900 + | ГАЗ-13 Чайка | ||
5 | Верхний | — | (нерегулируемый) | (нерегулируемый) | ЗИЛ-111 , ЗИЛ-4104 |
Для грузовых автомобилей используется полная масса:
Первая цифра | Масса |
---|---|
1 | < 1200 кг |
2 | 1200 кг - 2000 кг |
3 | 2000 кг - 8000 кг |
4 | 8000 кг - 14000 кг |
5 | 14000 кг - 20000 кг |
6 | 20000 кг - 40000 кг |
7 | 40000 кг + |
Для автобусов используется длина:
Первая цифра | Длина |
---|---|
2 | < 5 м |
3 | 6 - 7,5 м |
4 | 8 - 9,5 м |
5 | 10,5 – 12 м |
6 | 16 м + |
- б — тип транспортного средства;
Вторая цифра | Тип транспортного средства |
---|---|
1 | легковой автомобиль |
2 | автобус |
3 | грузовик |
4 | полуприцеп грузовик |
5 | самосвал |
6 | автоцистерна |
7 | к |
8 | сдержанный |
9 | специальный автомобиль |
- в и г — заводской номер модели.
Пятая цифра является необязательной и используется для обозначения разных версий или модификаций одной и той же модели.
Шестая цифра иногда использовалась для указания вариантов экспорта.
Кроме того, для обозначения пакетов опций иногда использовалось несколько цифр, разделенных тире.
Система имела множество недостатков. Например, были автомобили, которые не могли быть правильно проиндексированы, поскольку их мощность двигателя и сухая масса относились к разным категориям. Эта проблема часто возникала при создании сверхмалых или больших модификаций. Обычно они индексировались в соответствии с индексом базовой модели. Например, 5,5-литровый двигатель V8 «Волга» ГАЗ-31011 получил такой индекс, потому что его базовой моделью был 2,99-литровый ГАЗ-3101; вместо этого он должен был иметь индекс «4» в соответствии с объемом двигателя. Москвич-214145 Святогор (на базе Москвича 2141 ) оснащался 2,0-литровым двигателем Renault F3R, поэтому по объему двигателя (более 1800 куб.см) попадал в класс «Средний», а по сухому состоянию — в класс «Малый». масса.
Однако для большинства целей система для своего времени работала вполне нормально, главным образом потому, что новые модели специально создавались с учетом ее классов и подклассов, а модификации с сверхнизкой или высокой мощностью встречались довольно редко.
Эта система обычно не использовалась на экспортных рынках, где различные индексы (обычно напрямую основанные на объеме двигателя, например, «Москвич 1500» для автомобиля, известного внутри страны как Москвич 2140 ) или названия (например, «Москвич Алеко» для Москвича 2141 ) были в использовании. Однако все экспортированные модели так или иначе имели индексы, основанные на советской системе нумерации, которые использовались в целях документации.
К позднесоветскому периоду внутри страны наряду с унифицированными индексами стали использоваться и названия моделей, например - Лада Спутник для ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций.
Примеры
[ редактировать ]ВАЗ-21063 : Автомобиль производства ВАЗ с объемом двигателя от 1200 до 1800 куб.см (2), легковой автомобиль (1), шестая модель завода (06), третья модификация этой модели (3).
ГАЗ-31029-51 : Автомобиль среднего (3) пассажирского (1) производства ГАЗ с объемом двигателя от 1800 до 3500 куб.см, вторая модель (02), девятая модификация (9), с заводским пакетом опций №51. установлен (-51).
Use by AvtoVAZ
[ редактировать ]Каждая модель АвтоВАЗа имеет внутренний индекс, отражающий уровень модификаций, исходя из установленного двигателя и других опций. Например, на варианте ВАЗ-21103 установлен двигатель объемом 1,5 л 16В, а на ВАЗ-21104 — новейший инжекторный двигатель объемом 1,6 л 16В. С 2001 года уровни отделки салона также обозначаются путем включения цифры после основного индекса: «-00» означает базовый уровень отделки салона, «-01» означает стандартную комплектацию, а «-02» обозначает версию класса люкс; например, ВАЗ-21121-02 означает Лада 112 хэтчбек с двигателем SOHC объемом 1,6 л и комплектацией люкс.
Название автомобиля образовано от «ВАЗ- индексное название модели» . Классические ; модели на базе Fiat 124 были известны на внутреннем рынке как Жигули (Жигули) до конца 1990-х годов, когда это название было исключено таким образом, серия 2104–2107, как и серия 110, фактически не имеет названия модели. Рестайлинговую линейку «Спутник» переименовали в «Самару», а «Нива» и «Ока» сохранили свои названия. К 2000-м годам (десятилетию) обозначение ВАЗ было исключено из рыночных названий в пользу Lada , и были приняты упрощенные соглашения об экспортных наименованиях, так что ВАЗ-2104 фактически стал Ладой 2104, ВАЗ-2110 стал Ладой 110, ВАЗ-2114 стал Ладой Самара хэтчбек. или Лада 114 и так далее, хотя индексы моделей продолжают использоваться как в технических, так и в маркетинговых материалах.
Названия моделей различались от рынка к рынку, и поэтому их не следует использовать, кроме как для обозначения определенного экспортного рынка. Вместо этого рекомендуется ссылаться исключительно на номер модели, поскольку он одинаков для всех рынков.
Будущее системы
[ редактировать ]Будущее стандарта неясно. Некоторые российские автопроизводители продолжают этому следовать, другие – нет. АвтоВАЗ по-прежнему слабо следует этому стандарту, используя его для внутренней идентификации платформ моделей. компания не придерживалась стандарта Однако в своих новых моделях Lada Kalina , убрав обязательную первую цифру «2» и пронумеровав их как 1117, 1118 и 1119, несмотря на наличие двигателя объемом 1,6 л.
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткое описание системы (на русском языке)