Франческо фон Мендельсон
Франческо фон Мендельсон | |
---|---|
Рожденный | Франц фон Мендельсон 6 сентября 1901 г. Берлин , Германия |
Умер | 22 сентября 1972 г. Нью-Йорк | ( 71 год
Род занятий | Виолончелист, коллекционер произведений искусства, актер, театральный режиссер |
Франческо фон Мендельсон (урожденный Франц фон Мендельсон ; 6 сентября 1901 — 22 сентября 1972) — немецкий виолончелист и коллекционер произведений искусства. Он также стал известен в 1920-е годы как актер театра и театральный режиссер. [ 1 ] [ 2 ] Он приобрел дополнительную известность благодаря образу жизни, который некоторые считали эксцентричным. [ 2 ] [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Семейное происхождение и ранние годы
[ редактировать ]Он родился в Берлине. Его двоюродный дедушка, философ Моисей Мендельсон (1729–1786), стал предком выдающейся династии банкиров и музыкантов, в частности Феликса Мендельсона и его сестры Фанни Мендельсон , которые, таким образом, были двоюродными братьями Франца трижды удаленными (в поколении). . [ 4 ]
Франц фон Мендельсон, который позже итальянизировал свое имя, был сыном банкира Роберта фон Мендельсона и его молодой жены Джульетты Гордиджани. [ 5 ] Она была дочерью модного флорентийского портретиста Микеле Гордиджани . После того, как ее муж умер в 1917 году и ее дочь Элеонора вышла замуж за пианиста Эдвина Фишера , она переехала в Италию со своей дочерью Анжеликой фон Мендельсон. [ 6 ] В 1923 году она познакомилась с виолончелистом Гаспаром Кассадо , который был моложе ее на 26 лет, с которым прожила более 30 лет. Франческо остановился в большом семейном доме на Кенигсаллее, 16 в берлинском Грюневальд . квартале [ 7 ] рядом с очень большим количеством кузенов Мендельсона в Берлине. [ 7 ] В доме хранилось множество предметов старины и, в первую очередь, большая коллекция произведений искусства, которую собрал Роберт фон Мендельсон. Сюда вошли работы Гварди , Гойи и Рубенса . Были также две картины, приписываемые в то время Рембрандту : автопортрет и портрет Хендрикье Стоффельса (после смерти Мендельсона вновь отнесенный к «школе Рембрандта» и с сомнениями в его атрибуции). [ 8 ] ). С 1910 года Роберт фон Мендельсон агрессивно и дальновидно расширял коллекцию, выбирая работы Пабло Пикассо , Винсента Ван Гога , Макса Слефогта , Эдуарда Мане и Клода Моне .
Франческо продемонстрировал столь же уверенный подход в своем выборе, покупая работы Тулуз-Лотрека , Сегантини и Камиля Коро . Однако больше всего он любил музыку и театр. Будучи учеником Пабло Казальса и Артура Уильямса. [ 9 ] он стал профессиональным виолончелистом. [ 10 ] Он стал сольным исполнителем, а также в разное время был участником квартета Буша и квартета Клинглера . [ 10 ] Отражая обширную социальную сеть, сердцем которой были Мендельсоны, среди членов берлинской интеллектуальной элиты, с которыми он играл камерную музыку наедине, был Альберт Эйнштейн . [ 11 ]
Он также написал книгу об Элеоноре Дузе , которая была подругой его матери и крестной матери его сестры . пьесы Луиджи Пиранделло Он переводил с итальянского языка , одновременно работая актером кино и режиссером театра. Среди коллег по фильму были Лотте Ленья , Петер Лорре , Фриц Кортнер , Тео Линген , Хайнц Рюманн и Пауль Хёрбигер . [ 12 ]
Среди социальных комментаторов Франческо фон Мендельсон стал известен как эксцентрик. Он ездил на белом кабриолете Lancia , в котором чехлы на сиденьях были сделаны из горностая . [ 2 ] и часто появлялся на публике в красном кожаном костюме [ 2 ] или желтый шелковый халат. [ 13 ] Со своей подругой Рут Ландсхофф он любил появляться в вечернем платье, а она, как его партнерша, носила его костюм. [ 3 ] В доме своих родителей в Грюневальде он проводил громкие общественные мероприятия, на которых ведущие деятели искусства и политики смешивались с мужчинами из гей-сообщества . Среди его близких друзей были Харальд Кройцберг , Владимир Горовиц и Густав Грюндгенс . Считается, что среди его любовниц была Рут Ландсхофф . [ 14 ]
Эмиграция
[ редактировать ]Мендельсоны были крещены как христиане, но по мере роста расистского сознания многие стали воспринимать их как евреев . После прихода к власти нацистов в январе 1933 года Мендельсонов преследовали как евреев. [ 15 ] Стало очевидным, что антисемитизм , который лежал в основе популистской риторики нацистов в оппозиции, не был простой угрозой, хотя некоторые могли рассматривать христианское крещение как достаточную защиту от растущей угрозы государственного преследования. Братья и сестры фон Мендельсона эмигрировали. А Элеонора, которая на тот момент была замужем за австрийцем, вернулась в замок Каммер , в Верхней Австрии , недалеко от Зальцбурга . Франческо фон Мендельсон держался подальше от немецкоязычной Центральной Европы, проводя большую часть времени между 1933 и 1935 годами в Париже. Он также воспользовался возможностью, чтобы расширить и углубить свои контакты в Соединенных Штатах. [ 10 ] Уже в апреле 1933 года он поставил Брехта » «Трёхгрошовую оперу в театре «Эмпайр» на Бродвее . Это была премьера произведения в США, но постановка не имела успеха и закрылась через двенадцать вечеров. [ 10 ]
Франческо фон Мендельсон провел лето 1935 года в Венеции, а затем, путешествуя с Элеонорой, Лотте Ленья , Куртом Вайлем и импресарио Мейером Вейсгалом , отплыл в сентябре из Шербура на борту « Маджестика» , чтобы начать новую жизнь в Нью-Йорке. [ 10 ] Здесь он работал ассистентом продюсера у Макса Рейнхардта . [ 16 ] Первоначально он жил в отелях Нью-Йорка. Позже он приобрел дом на 83-й улице, где возобновил привычку устраивать роскошные вечеринки для представителей художественной элиты. Он ненадолго переехал в Голливуд , но к 1937 году вернулся в Нью-Йорк. [ 10 ] Его работа над постановкой «Вечная дорога» Франца Верфеля и Курта Вайля привела к ссоре с Райнхардтом в 1937 году. [ 17 ]
Огромное состояние, которое братья и сестры фон Мендельсон унаследовали от своего отца-банкира, было значительно уменьшено антисемитскими мерами, введенными нацистами, сопровождавшими их эмиграцию, но они оставались богатыми по большинству стандартов и могли оказывать финансовую поддержку другим беженцам. [ 17 ] Элеоноре удалось перевезти часть коллекции произведений искусства в Австрию, когда она переехала туда, и им также удалось передать две предполагаемые картины Рембрандта Кристофу Бернулли , торговцу произведениями искусства из Базеля, оставив в Банке Мендельсона в Берлине несколько копий, которые их дедушка сделал. Однако, опасаясь репрессий со стороны правительства, если подмена будет замечена, двоюродный брат убедил их вернуть настоящие картины в Германию, где Альфред Хентцен организовал их хранение в центральном банке, чтобы предотвратить их продажу за границу. Право собственности на работы на тот момент принадлежало матери Франческо, Джульетте фон Мендельсон. В конце концов она решила продать их, поручив сделку агенту семьи Альдо Симе. Он организовал продажу большей части коллекции произведений искусства Мендельсона через австрийского дилера Отто Шацкера .
Франческо фон Мендельсон страдал меланхолией еще до его эмиграции, и во время своего американского изгнания он стал депрессивным человеком высокого уровня, а также сильно страдал от алкоголизма после 1937 года. Бернулли изобразил его в это время ребячливым, вероятно, страдающим сифилисом наряду с другими своими недугами. и ему крайне необходима серьёзная терапия, если он хочет выжить. В течение следующих нескольких лет он был пациентом ряда клиник, а также часто оказывался в различных тюремных камерах после участия в «инцидентах» и драках.
В поисках реституции
[ редактировать ]Окончание Второй мировой войны и нацистской Германии подняло возможность реституции после потери коллекции произведений искусства фон Мендельсона. Франческо больше не мог заниматься этим вопросом, и его сестре Элеоноре пришлось отправиться в Европу, чтобы попытаться вернуть утраченные произведения искусства. После того как предложение Альдо Симы дать взятку директорам музеев было отклонено, она попыталась добиться реституции, сочетая призывы о возмещении ущерба и попытки выкупить некоторые картины обратно. Одна из проблем, с которой она столкнулась, заключалась в том, что картины принадлежали ее матери, Джульетте фон Мендельсон, которую считали арийкой . Таким образом, невозможно было доказать, что она была вынуждена отказаться от коллекции в результате преследования по расовому признаку. В конце концов, ее заявление о реституции было отклонено властями Германии в 1953 году, но к этому времени Элеонора фон Мендельсон уже не могла знать об этом. В январе 1951 года ее (четвертый) муж Мартин Кослек выпал из окна квартиры и получил серьезные травмы. Примерно в то же время у ее брата Франческо случился инсульт после драки и ареста. Элеонора фон Мендельсон была найдена мертвой 24 января 1951 года. Судя по свидетельствам, она покончила с собой. [ 18 ]
Элеонора фон Мендельсон оставила значительные долги. Франческо фон Мендельсон с помощью душеприказчика своей сестры, Лилиан Д. Рок , предпринял еще одну попытку вернуть картины из коллекции Мендельсона. Теперь он утверждал, что их мать подарила фотографии Элеоноре и себе в канун Нового 1932 года. Альберт Эйнштейн , ставший к тому времени международной знаменитостью, высказался в поддержку утверждения Мендельсона. Но власти были непреклонны. Портрет Хендрикье Стоффельса, приписываемый Рембрандту, купленный для «Музея фюрера» в Линце , был передан американскими оккупационными войсками мюнхенскому Treuhandverwaltung (государственному попечительскому управлению). После того, как требование Мендельсона о реституции было отклонено, оно было передано правительством Западной Германии в аренду художественной галерее Старая пинакотека в Мюнхене, а затем, в 1967 году, передано институту Штеделя во Франкфурте. 1652 года «Автопортрет Рембрандта» в шубе с золотой цепочкой и серьгами был продан через Шацкера Музей истории искусств в Вене: он существует до сих пор. [ 19 ]
После первого отклонения дела на основании запоздалого воспоминания Франческо фон Мендельсона о предполагаемой передаче права собственности от матери к ее детям еще в 1932 году, Лилиан Рок, душеприказчик его сестры, отказалась от дела. Позже на публичных слушаниях по этому вопросу в окружном суде Вены никто не явился, чтобы представить позицию семьи Мендельсон, и их заявление снова было отклонено.
Последние годы
[ редактировать ]Франческо фон Мендельсон не имел возможности присутствовать на этом слушании от своего имени. Некоторое время он провел в качестве заключенного в психиатрической клинике в Уайт-Плейнс, Нью-Йорк . Есть современные сообщения о том, что он, возможно, подвергся лоботомии , возможно, для того, чтобы защитить его от дальнейших тисков системы правосудия. [ 7 ] Его центральная нервная система и интеллектуальные способности, очевидно, были повреждены хроническим алкоголизмом. [ 7 ] В 1957 году он попал под опеку Лилли Виттельс, вдовы психиатра Фрица Виттельса . [ 7 ] Он посетил Вену в 1960 году: друзья прежних времен нашли его совершенно преображенным и незаинтересованным. В последние годы жизни он прервал контакты с бывшими друзьями. В 1972 году у него обнаружили рак в последней стадии, и он умер 22 сентября 1972 года. На его похороны пришло всего несколько человек. Как писала Алиса Бернулли в письме своей подруге Салке Виртель 10 октября 1972 года: «Неудивительно, что... большинство его старых друзей сочли его слишком скучным после полной перемены его характера и оставили его в покое. Печальный конец. Но какая глава в нашей жизни!!" [ 7 ] [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Список требований о реституции произведений искусства, разграбленных нацистами
- Холокост в Германии
- История евреев в Германии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йенс Брюнинг (29 сентября 2008 г.). «Самая гламурная пара братьев и сестер Веймарской республики (расширенная рецензия на книгу)» . Кельн: Deutschlandradio . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Наташа Фрейнсдел (2 октября 2009 г.). «Наследие ученого Моисея» . Ежедневная газета . Берлин. п. 48 . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Георг Зивье : Romanisches Café , Берлин, 1965, стр. 78 и далее.
- ^ Рэнди Шенберг (составитель). «Франческо Отто фон Мендельсон» . Geni.com . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Перес Торресильяс, Кармен (2023). Джульетта Гордиджани «Итальянец Мендельсона» . Барселона: Редакционное арпеджио. ISBN 978-84-15798-62-0 .
- ^ Перес Торресильяс, Кармен (2023). Джульетта Гордиджани «Итальянец Мендельсона» . Сант-Кугат (Барселона): редакционная арпеджио. ISBN 978-84-15798-62-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томас Блубахер (14 октября 2013 г.). «Франческо фон Мендельсон, «гламурный мальчик» из Берлина». У Иоахима Х. Нолла; Анна Доротея Людвиг; Юлиус Х. Шопс (ред.). Денди: культурно-исторический феномен XIX и XX веков . Де Грютер. стр. 251–270. ISBN 978-3-11-030591-3 .
- ^ Боттери, С; Перес Торресильяс, К. (20 декабря 2018 г.). «Хендрикье Стоффельс: «Рембрандт» Гордиджани?» . Иметь значение. Международный журнал искусства . дои : 10.1344/Материя2018.13.8 .
- ^ Матиас Бегнер (август 2013 г.). «Карл Клинглер: портрет и педагогические достижения - биографические подробности» (PDF) . Сидней: Гетц Рихтер. п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2017 года . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Софи Феттауэр, изд. «Франческо фон Мендельсон: родился 6 сентября 1901 года в Берлине, Германия, умер 22 сентября 1972 года в Нью-Йорке (Нью-Йорк), США, виолончелист, режиссёр, переводчик, автор» . Лексикон преследуемых музыкантов в эпоху нацизма . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Жак Шустер (23 августа 2008 г.). «Жизнь — это (не) карнавал» . Мир . Берлин . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Томас Блубахер (2012). Есть ли что-нибудь прекраснее тоски? (PDF) (в онлайн-просмотр включены только первые несколько страниц) (на немецком языке). Берлин: Insel Verlag . стр. 7–10. ISBN 978-3-458-35813-8 . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «В шелковом халате через Кудамм (рецензия на книгу)» . «Гей-«гламурный мальчик» 1920-х годов» . Кёльн: Квир-коммуникации (queercom). 28 января 2012 года . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Эдельгард Абенштейн (6 августа 2015 г.). «Их сценой был Берлин» . Кельн: Deutschlandradio . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Мюллер, Мелисса (2010). Потерянные жизни, потерянное искусство: еврейские коллекционеры, нацистские кражи произведений искусства и поиск справедливости . Вандом Пресс. стр. 72–85. ISBN 978-0-86565-263-7 . OCLC 505419574 .
- ^ «Рейнхардт ставит спектакль для Бродвея» . Бруклин Дейли Игл . 29 декабря 1935 г. с. 63 . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бенджамин Иври (9 августа 2012 г.). «Эти скандальные братья и сестры Мендельсона» . Ассоциация Форвард . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «Документы Элеоноры фон Мендельсон, 1880–1949 ... Биографические/исторические сведения» . Архивы и рукописи . Публичная библиотека Нью-Йорка . Проверено 20 марта 2017 г.
- ^ «Рембрандт в Вене: Некоторые работы мастера можно найти и в местных музеях» . Новости . Вена. 6 июля 2006 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2017 года . Проверено 21 марта 2017 г.
- ↑ Неудивительно, потому что... большинство его старых друзей сочли его слишком скучным после полной смены характера и бросили его. Печальный конец. Но какая глава в нашей жизни!!
- 1901 рождений
- 1972 смертей
- Музыканты из Берлина
- Немецкие классические виолончелисты
- Немецкие актеры-мужчины 20-го века
- Семья Мендельсона
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в США
- Немецкие актеры мужского пола
- Классические музыканты 20-го века
- Искусство, украденное нацистами
- Виолончелисты 20-го века
- Актеры-мужчины из Берлина