Jump to content

Спасение Летучей мыши 21 Браво

Подполковник Айсил Хэмблтон, позывной которого был Bat 21 Bravo, ок. 1973 год

Спасение Bat 21 Bravo , позывного Iceal «Gene» Hambleton (штурмана на борту самолета EB-66 , сбитого в тылу Северного Вьетнама ) , было «крупнейшей, самой продолжительной и самой сложной поисково-спасательной операцией». во время войны во Вьетнаме . [ 1 ] [ 2 ] Еще пять самолетов были сбиты во время попыток спасения, что привело к гибели 11 летчиков, захвату еще двух летчиков и еще одному летчику, пытавшемуся избежать захвата.

2 апреля 1972 года Пасхальное наступление , крупнейшая общевойсковая операция за всю войну во Вьетнаме, шло третий день. Рано утром два самолета EB-66 ВВС США возглавил Bat 20 . Хэмблтон был штурманом на борту «Бэт-21» . Два самолета сопровождали группу из трех B-52 . Bat 21 был настроен для сбора радиоразведки , включая обнаружение Северного Вьетнама зенитных радиолокационных установок для создания помех . Летучая мышь 21 была уничтожена ракетой » SA-2 класса « земля-воздух , и Хэмблтон был единственным выжившим, прыгнувшим с парашютом за линией фронта на поле боя, заполненное тысячами солдат Народной армии Вьетнама (ПАВН).

42-й эсминец TEWS Douglas EB-66E в Тахли , Таиланд .

Хэмблтон имел совершенно секретный доступ к операциям стратегического авиационного командования и был экспертом по противодействию ЗРК . ПАВН могла располагать информацией о его присутствии во Вьетнаме, и его поимка означала бы огромную разведывательную удачу для Советского Союза.

Хэмблтон и 1-й лейтенант Марк Кларк, сбитые во время спасательных операций, были обнаружены из-за линии фронта в две разные ночи в ходе тайных ночных спасательных операций, проведенных морскими котиками США Томасом Р. Норрисом и ВМС Республики Вьетнам ( РВНН) коммандос. За свои действия по спасению двух мужчин Норрис был награжден Почетной медалью , а старшина RVNN Нгуен Ван Кит был награжден Военно-морским крестом . Нгуен был единственным южновьетнамским моряком, удостоенным этой награды во время войны.

В ВВС не установили ограничений на то, что потребуется для спасения сбитого летчика. Прямые и косвенные затраты на спасение Хэмблтона были огромными и стали переломным моментом в поисково-спасательных операциях ВВС. Чтобы предотвратить инциденты с дружественным огнем , американцы установили стандартную зону запрета огня в радиусе 27 километров (17 миль) от Хэмблтона и направили самолеты, чтобы помочь в его спасении. Помимо прямых потерь, вызванных спасательной операцией, вполне вероятно, что южновьетнамские солдаты погибли косвенно из-за неспособности получить огневую поддержку. [ 3 ] : 120 

Дополнительные жертвы, потери самолетов и продолжительность спасательной операции заставили ВВС США изменить способ планирования и проведения поисково-спасательных операций. В результате они разработали новые методы и оборудование, позволяющие улучшить свои возможности по спасению сбитых летчиков.

Операционная история

[ редактировать ]
Пасхальное наступление или наступление на Нгуен Хюэ 1972 года.

На момент миссии «Бэт-21» были значительно сокращены американские боевые силы в Южном Вьетнаме президента Ричарда Никсона в соответствии с политикой вьетнамизации . PAVN начала наступление в Нгуен Хюэ против армии Республики Вьетнам (ARVN) и вооруженных сил США в пятницу, 30 марта 1972 года. Это была их крупнейшая атака за всю войну, и она была приурочена к тому, чтобы в полной мере воспользоваться плохой погодой, типичной для этого периода. сезон муссонов , предлагающий низкие облака и плохую видимость. [ 4 ] Около 30 000 хорошо оснащенных [ 1 ] : 71  Войска ПАВН из 304-й и 308-й дивизий и трех отдельных пехотных полков фронта B5 пересекли вьетнамскую демилитаризованную зону (ДМЗ) в зону I корпуса через пять самых северных провинций Южного Вьетнама. [ нужна ссылка ]

На участке длиной 8 километров (5,0 миль) между мостами Кам Лю и мостом Донг Ха ПАВН поддерживали два танковых полка из 150 советских танков Т-54 и ПТ-76 , 75 гусеничных зенитных машин , артиллерийский полк 47 буксируемых 130-мм орудий и самая большая концентрация зенитных вооружений за всю войну, [ 5 ] включая усовершенствованный ЗРК SA-2. Их основная линия наступления проходила по оси национальной автомагистрали QL-1 с севера на юг . [ 4 ]

Когда штаб-квартира Командования военной помощи Вьетнаму (MACV) в Сайгоне узнала о крупном движении PAVN к югу от демилитаризованной зоны, несколько B-52 были отправлены на миссии Arc Light без сопровождения, но столкнулись со значительно возросшей активностью ЗРК. Для помощи была привлечена 42-я тактическая эскадрилья радиоэлектронной борьбы (42 TEWS). В результате сокращения американских войск в подразделении не хватало рабочих рук, и Хэмблтон был старшим офицером среди группы старших штурманов. [ 2 ] : 6 

Хэмблтон назначил себя штурманом на более старом EB-66C , который был настроен на сбор разведывательных сигналов . Перед новым EB-66E была поставлена ​​задача глушить радиолокационные системы наведения ЗРК, чтобы их ракеты не могли точно нацеливаться на самолет. Задача EB-66 заключалась в том, чтобы найти ракеты, позволить им захватить свой самолет, а затем выполнить отрыв ЗРК, резкий разворот и пикирование, предназначенное для того, чтобы сбросить преследующую ракету. [ 2 ] : 49  : 69  SA-2 был размером с телефонный столб и нес боеголовку с неконтактным взрывателем, которая была смертоносной на расстоянии примерно 150 футов (46 м). Их системы наведения отказали примерно при 2 G , тогда как EB-66 мог достичь 5 G при маневре уклонения. Экипаж более 100 раз успешно отключал ЗРК. Присутствие северовьетнамских ЗРК к югу от демилитаризованной зоны было отслежено Хэмблтоном, но не все согласились с тем, что они присутствуют так далеко на юге. [ 1 ] : 74 

Самолет сбит

[ редактировать ]
Персонал Северного Вьетнама пытается подготовить ракету SA-2 для поражения американских самолетов.

В пасхальное воскресенье, 2 апреля 1972 года, два шестиместных EB-66 ( позывные Bat 21 и Bat 22 ) сопровождали группу из трех B-52, которым было поручено бомбить Му Гиа или перевал Бан Карай. , два основных маршрута доступа к Тропе Хо Ши Мина через Лаос. [ 6 ]

Хэмблтон находился на борту Bat 21 , серийный номер EB-66C 54-0466, над провинцией Куанг Тро , Южный Вьетнам, к югу от демилитаризованной зоны. Летчики были удивлены интенсивностью зенитного огня и действиями ЗРК. [ 7 ] : 27  365-я дивизия ПВО ПАВН произвела по самолетам США два залпа ЗРК SA-2, однако EB-66 успешно отразили первый залп. PAVN направила свой радар Fan Song на B-52, но безуспешно нацелила на них зенитный огонь с радиолокационным наведением. Когда они промахнулись, PAVN выпустила еще два ЗРК оптически по Bat 21 , включив систему наведения и радиолокацию только после запуска ракет, что задержало способность целевого самолета обнаружить их и избежать их. [ 8 ]

Когда экипаж самолета заметил ракеты, пилот предположил, что они, как обычно, были выпущены с севера от демилитаризованной зоны. Он начал прорыв ЗРК на юг, в сторону от предполагаемого направления, в котором были выпущены ракеты. Один из РЭБ крикнул: «Негатив! Негатив!», и пилот перевернул самолет на другое крыло. На этот раз пилоту не удалось уклониться от ракет. Первая ракета взорвалась прямо под самолетом. [ 9 ] удар по нему на высоте 29 000 футов (8 800 м). [ 8 ]

Хэмблтон, чей позывной был Bat 21 Bravo , [ 7 ] : 30  был навигатором миссии и автоматически был настроен на катапультирование первым в случае чрезвычайной ситуации. [ 10 ] Он находился сразу за пилотом, который дал всем сигнал катапультироваться. Хэмблтон потянул за ручки катапультного кресла и посмотрел в глаза пилоту, когда его кресло вылетело из умирающего самолета. Мгновение спустя самолет был сбит вторым СА-2 и взорвался. [ 1 ] : 75  [ 2 ] : 71  Остальная часть экипажа самолета из шести человек — майор Уэйн Л. Болт, пилот; 1-й лейтенант Робин Ф. Гэтвуд, второй пилот; и подполковник EWO Энтони Р. Джаннанджели, подполковник Чарльз А. Левис и майор Генри М. Серекс. [ 11 ] — не смогли катапультироваться и остаются в списке пропавших без вести . [ 12 ]

Хэмблтону предстояло немного отдохнуть , и его жена Гвен планировала встретиться с ним в Таиланде на следующей неделе. Билеты на самолет она получила в тот же день, когда был сбит ее муж. Вместо того, чтобы поехать в аэропорт, она потеряла сознание, увидев офицера ВВС и капеллана, идущих по ее тротуару. [ 13 ]

В окружении северных вьетнамцев

[ редактировать ]
O -2A Skymaster над Лаосом, 1970 год.
Самолет-эвакуатор Lockheed HC-130P Hercules дозаправляет вертолет Sikorsky HH-3E Jolly Green Giant в сопровождении четырех Douglas A-1E и A-1H/J Skyraider из 602-й эскадрильи специальных операций .

Майор Джимми Д. Кемптон из 390-й тактической истребительной эскадрильи возглавлял звено из четырех F-4 Phantom во время бомбардировки, когда получил предупреждение от ЗРК. Он увидел, как четыре ракеты SA-2 вышли из облаков примерно в 2 милях (3,2 км) перед ним, и увидел, как одна поразила Bat 21 . [ 7 ] : 29  На меньшей высоте 1-й лейтенант Билл Янковски и капитан Лайл Уилсон на (FAC) O-2 ( Bilk 34 ) самолете передового авиадиспетчера увидели Bat 21 . взрыв [ нужна ссылка ]

Хэмблтон спрыгнул с парашютом посреди более чем 30-тысячного солдата, переправившегося через границу с Южным Вьетнамом. Хэмблтона Когда спасательная радиостанция URC-64 подала звуковой сигнал, Янковски ответил и был удивлен, узнав, что Хэмблтон находился над ним, спускаясь на парашюте. [ 7 ] : 29  Янковски последовал за Хэмблтоном вниз. Хэмблтона скрыл низкий слой тумана, когда он приземлился на сухих рисовых полях , невидимый для войск ПАВН. [ 2 ] : 72 

Когда Янковский наблюдал за приземлением Хэмблтона, его самолет попал под сильный зенитный огонь. Он был поражен огромным количеством войск, техники и тяжелого вооружения ПАВН в этом районе. Хэмблтон нашел убежище в группе кустов посреди рисового поля. Войска ПАВН находились на расстоянии менее 100 метров (330 футов). Янковски определил местоположение Хэмблтона в 2 километрах (1,2 мили) к северу от моста Кам Ло и к северу от TL-88, главной второстепенной дороги с востока на запад. [ 7 ] : 33 

Кемптон и Янковски передали координаты Хэмблтона King 22 , HC-130, работавшему к югу от Куанг Тро. поисково-спасательному самолету [ 1 ] : 78  [ 8 ] Быстрое возвращение Хэмблтона было крайне важно, поскольку шансы найти сбитого летчика падали ниже двадцати процентов, если член экипажа находился на земле через четыре часа. [ 1 ] : 76  Но их усилиям будет серьезно препятствовать огромное количество войск и большое количество зенитного огня в этом районе, часть из которых поддерживает усилия ПАВН по захвату и защите моста Кам Ло возле позиции Хэмблтона. [ нужна ссылка ]

Примерно в то же время, когда был сбит Хэмблтон, капитан Джон Рипли , советник 3-го вьетнамского батальона морской пехоты , взорвал ключевой мост на шоссе QL-1 через реку Куа Вьет, к востоку от позиции Хэмблтона, в Тонг Ха. ПАВН перенаправила тысячи солдат, десятки танков и другой техники на запад по TL-88, непосредственно перед позицией Хэмблтона, к мосту через реку Кам Ло в 8 км (5,0 миль) к западу. [ 4 ]

Значение интеллекта

[ редактировать ]

Хэмблтон прослужил в армии более 20 лет. Во время Второй мировой войны он служил в ВВС радистом, но не в бою. После Второй мировой войны он был отозван на действительную службу ВВС США в начале 1950-х годов. [ 14 ] Во время Корейской войны совершил 43 боевых вылета в качестве штурмана на бомбардировщике B-29 . [ 14 ] Затем в 1960-х годах он работал над различными проектами баллистических ракет ВВС США , включая PGM-19 «Юпитер» , межконтинентальную баллистическую ракету «Титан I» и межконтинентальную баллистическую ракету «Титан II» . он был заместителем начальника оперативного отдела 390-го стратегического ракетного крыла До войны во Вьетнаме стратегического авиационного командования ВВС США . [ 2 ] : 66 

В апреле 1972 года его перевели из SAC в TAC и в 42-й TEWS 388-го тактического истребительного авиаполка в Корате , Таиланд. Он был знаком с нацеливанием как на ракеты САК, так и на самолеты САК, был одним из самых знающих экспертов по ракетному и электронному противодействию во Вьетнаме, и вполне вероятно, что о его ситуации было быстро доложено американским спецслужбам. Очень немногие американцы остались во Вьетнаме, и PAVN поставила перед собой задачу отслеживать особо ценный персонал даже в Таиланде. [ 1 ] : 83  [ 11 ]

Северного Вьетнама, вероятно, поддерживали русские, расшифровывающие американские сообщения, и они, вероятно, точно знали, кто спрыгнул с парашютом в их среду. Эта способность, вероятно, была реализована тогдашним неизвестным американским шпионом, CWO Джоном Энтони Уокером , который дал Советам карту радиошифра и другие ценные разведданные. Захват Хэмблтона стал бы колоссальным ударом по американской авиации во всем мире и огромным призом для Северного Вьетнама и, косвенно, для Советов. [ 1 ] : 83  [ 11 ] Хэмблтон сказал после войны, что он был уверен, что если бы его схватили, его бы никогда не доставили в Ханой. [ 2 ] : 84 

Попытки спасения с воздуха

[ редактировать ]
A -1H из состава 602-го полка SOS , 1970 год.

Хэмблтон прошел обучение выживанию в воде в Турции Ран, Флорида, а также обучение по побегу и уклонению и основам выживания в Школе выживания в джунглях Тихоокеанского воздушного командования на Филиппинах. [ 2 ] : 6 

У него были осколочные ранения в результате взрыва самолета, оторванный палец и четыре позвонка, сжатые в результате катапультирования. [ 5 ] Спрятанный в группе деревьев в своей норе, окруженный северными вьетнамцами на расстоянии менее 100 метров (330 футов), [ 15 ] : 37  Хэмблтон решил, что до выхода на пенсию осталось всего девять месяцев, и он выживет и вернется домой. [ 16 ]

1-й лейтенант Ричард Эббот, летавший на самолете FAC O-2, был сбит незадолго до Хэмблтона. Когда Эббот был подобран военным кораблем США «Хамнер» самолета , два поисково-спасательных Дуглас А-1 Skyraider ВВС (капитан Дон Морс в «Сэнди-07» и его ведомый в «Сэнди-08» ) из 1-й эскадрильи специальных операций остались в окрестностях Хэмблтона. Сэнди немедленно бросились на прикрытие позиции Хэмблтона. Когда Морсу в «Сэнди-07» впервые позвонили, он подумал, что, поскольку самолет разбился в Южном Вьетнаме, поисково-спасательные работы можно будет завершить довольно быстро. [ 4 ]

Когда он преодолел позицию Хэмблтона, он был шокирован количеством полученного огня с земли. Это было более интенсивно, чем все, что он видел на войне. [ 7 ] : 33  Некоторые летчики сообщили, что интенсивность зенитного огня была равна интенсивности огня вокруг Ханоя . [ 15 ] : 34  Хотя силы США и АРВН еще не знали об этом, это наступление стало крупнейшей общевойсковой атакой, проведенной Северным Вьетнамом во время войны. [ 17 ]

Хэмблтон хладнокровно назвал координаты северных вьетнамцев вокруг себя, наблюдал за взрывом боеприпаса и внес поправки в вышестоящий КВС, который передал информацию А-1 и истребителям-бомбардировщикам F-4 «Фантом». [ 1 ] : 79  [ 15 ] : 37  Пилоты КВС после этого события были все поражены способностью Хэмблтона сохранять спокойствие и вести точный огонь по своей позиции. [ нужна ссылка ]

RVNAF UH-1H во время боевого задания в Юго-Восточной Азии, 1971 год.

Морс вызвал экстренную поддержку, которую подхватил UH-1H ( Blue Ghost 39 ) возле Хуэ , пилотируемый 1-м лейтенантом Байроном Кулландом из отряда F 8-й кавалерийской 196- й бригады . Обычно Кулланд базировался на аэродроме Мраморной горы недалеко от Дананга и показывал фотографу развивающуюся битву. На борту у него был капитан Томас Уайт, оперативный офицер войск. Доставив фотографа и Уайта на боевую базу Фубай , Уайт приказал Кулланду проследовать на север и связаться с КВС (Янковский) для получения информации по прибытии. Уайт также отправил два боевых корабля AH-1G Cobra, Blue Ghost 28 и 24 , а затем добавил Blue Ghost 30 , второй UH-1. [ нужна ссылка ]

Blue Ghost 39 проследовал через реку Мьеу Джанг на высоте 50 футов (15 м) над землей к позиции Хэмблтона, а боевой корабль Blue Ghost 28 Cobra следовал примерно на 3000 футов (910 м) позади и на высоте 300 футов (91 м). Синий Призрак 24 ждал на южном берегу реки Мьюзянг, пока Синий Призрак 30 его догонит. [ 7 ] : 35  Как только Blue Ghost 39 и 28 пересекли реку Миузянг, их сразу же встретила завеса северо-вьетнамского огня со всех направлений, брошенная по ним с большой интенсивностью. Роузбири на Blue Ghost 28 ответил ракетами и 40-мм огнем, но оба вертолета получили несколько ударов. [ нужна ссылка ]

Sikorsky HH-53C во время спасательной операции над Юго-Восточной Азией.

Кулланд на Blue Ghost 39 попытался повернуть обратно на юг, но сумел только совершить аварийную посадку своего подбитого самолета примерно в 6,7 км (4,2 мили) к востоку от Хэмблтона. [ 5 ] и в 0,9 мили (1,4 км) к северу от реки, в районе, полном ПАВН. [ 7 ] : 35  Когда вертолет врезался в землю, единственным мобильным членом экипажа был раненый стрелок SP5 Хосе Асторга. Он попытался, но не смог эвакуировать других пострадавших членов экипажа. Паскалл оказался прижатым к обломкам. Фринк, который был серьезно ранен, призвал Асторгу выйти из самолета. Через несколько мгновений наступающие солдаты ПАВН открыли огонь по обломкам из автоматического оружия, в результате чего топливный бак самолета взорвался, а внутри остался оставшийся экипаж. [ 11 ] Асторга был захвачен, но пилоты 1-й лейтенант Байрон Кулланд и WO Джон Фринк вместе с SP5 Рональдом Пашаллом были убиты. [ 1 ] : 63 

Роузбери, летавший на Cobra Blue Ghost 28 , объявил сигнал бедствия , но смог безопасно покинуть этот район и приземлился на своем серьезно поврежденном вертолете. Его самолет был уничтожен. Он и уорент-офицер-стрелок Чарльз Горски были подобраны вертолетом HH-53C ( Jolly Green 67 ) без происшествий. [ 7 ] : 36  Роузбери предупредил другие самолеты не пересекать реку. Когда Морс на «Сэнди-07» узнал, что быстрый захват не удался, он и его ведомый «Сэнди-08» прекратили бой с северными вьетнамцами и вернулись в Дананг. Оба «Сэнди» оказались настолько повреждены, что на их ремонт ушло несколько дней. [ 7 ] : 38 

В 21:00 «Найл 59» — новая версия самолета OV-10A Bronco, оснащенная радаром Pave Nail LORAN обязанности КВС принял . Усилия SAR были приостановлены на ночь, и силы США и ARVN остались в неведении об истинной силе наступления PAVN. По совету КВС оставаться на месте, Хэмблтон перебрался в более безопасное место в джунглях и выкопал яму, чтобы спрятаться в ней до утра. [ 16 ] Ночью остались Гвоздь 59 и Кинг 27 , HC-130. Они внезапно оказались в поле зрения радара «Фан Сун» и тоже едва не были сбиты. В свои 53 года Хэмблтон не был лучшим кандидатом на то, чтобы выжить в холодных и влажных погодных условиях. [ 18 ] : 251 

Нет пожарной зоны

[ редактировать ]

Объединенное поисково-спасательное командование (JSARC) находилось под руководством директора службы аэрокосмического спасения полковника Сесила Мюрхеда, который мог ограничивать деятельность в воздушном пространстве для использования поисково-спасательных сил. Он также командовал всеми специальными средствами, необходимыми для оказания помощи в поисково-спасательных операциях. Мюрхед приказал круглосуточному освещению КВС позиции Хэмблтона, чтобы следить за ним и смягчать позиции Северного Вьетнама вокруг него. [ 7 ] : 39 

Чтобы защитить сбитых летчиков и поисково-спасательные силы, Мюрхед также приказал 7-й воздушной армии установить стандартную 27-километровую (17 миль) зону запрета огня вокруг Хэмблтона. [ 3 ] : 118  [ 19 ] : 68  Он запретил дружественную артиллерию, [ 20 ] морская артиллерийская стрельба или нападение самолетов на любую цель в зоне без одобрения JSARC. Три дивизии Северного Вьетнама атаковали, и 3-я дивизия АРВН в течение нескольких часов не могла ответить артиллерией или запросить тактические удары с воздуха в этом районе. [ 3 ] : 118 

Еще больше самолетов потеряно

[ редактировать ]
HH -53B 40-й аэрокосмической спасательно-эвакуационной эскадрильи дозаправляется от HC-130P над Северным Вьетнамом, 1969-70 гг.

3 апреля воздушные поисково-спасательные силы предприняли первую легкую спасательную операцию, которая позволила добиться внезапности с минимальными силами. Поисково-спасательный расчет вылетел из 37-го полка AARS, базирующегося в Накхон Пханоме , Таиланд. В его состав входили два спасательных вертолета HH-53, Jolly Green 65 и 67 , и два A-1 Skyraider, Sandy 07 и 08 . Сэнди 05 и 06 . К ним присоединились [ 21 ] : 61  Район был покрыт сплошной облачностью, что не позволяло визуально контролировать удары авиации находившейся на месте происшествия КВС ОВ-10А « Гвоздь 25» , которая, тем не менее, координировала работу нескольких F-4, которым было поручено сбросить противопехотные кассетные бомбы CBU-42. вокруг Хэмблтона, чтобы защитить свою позицию. [ 21 ] : 53  Когда у «Гвозля 25» закончилось топливо, его заменил ОВ-10 ( Гвоздь 38 ) из 23-го полка ТАСС, которым управляли капитан Уильям Дж. Хендерсон и 1-й лейтенант Марк Кларк. [ нужна ссылка ]

У PAVN был пост прослушивания в этом районе, и они подслушивали американскую радиосвязь. [ 22 ] Они были хорошо знакомы с американской тактикой поисково-спасательных операций и на второй день начали использовать сбитый летательный аппарат в качестве приманки. [ 1 ] : 76  [ нужна ссылка ] Они разместили несколько зенитных орудий и ЗРК в районе Хэмблтона. Один пилот сообщил, что «вызовы ЗРК привели нас к угрозе стрелкового оружия. Наземный огонь был точным и хорошо дисциплинированным ... [ПАВН] очень четко контролировало и блокировало нашу связь». [ 19 ] : 69 

Bronco ВМС США OV-10A из легкой штурмовой эскадрильи VAL-4 Black Ponies атакует цель 5-дюймовой (130-мм) ракетой «Зуни» в дельте Меконга, Южный Вьетнам, ок. 1969/70.

Хендерсон получил данные ЛОРАНа о позиции Хэмблтона. [ 3 ] Командир береговой охраны Джей Кроу, пилот по обмену, назначенный в 37-й ARRS в Дананге, пилотировал Jolly Green 65. Вертолет прорвался сквозь облака и быстро упал в район, где скрывался Хэмблтон. Самолет сразу же подвергся обстрелу со стороны Северного Вьетнама. Их снаряды прошили самолет, разрушив приборную панель. Кроу изо всех сил пытался вывести самолет из зоны огня, и с включенными приборами ему приходилось полагаться на внешние визуальные сигналы, чтобы управлять самолетом. [ 17 ] Он направил вертолет на юг и смог добраться до Фубай. Jolly Green 66, пилотируемый подполковником Биллом Харрисом, последовал за ним только для того, чтобы прорваться через низкий потолок и столкнуться с десятью танками Северного Вьетнама и сокрушительным натиском огня с земли. Он боролся с управлением, чтобы привести свой спасательный вертолет на расстояние 100 ярдов (91 м) от Хэмблтона, его артиллеристы стреляли из трех 7,62-мм миниганов дирижабля GAU-2 /A, вступая в бой с северными вьетнамцами со всех сторон. Пилот службы поддержки, выискивая цели для поражения, спросил: «Откуда ведется огонь противника?» Харрис ответил: « Отовсюду !» Харрису удалось заставить свой сильно поврежденный самолет набрать высоту, а затем, хромая, вернуться в безопасное место. [ 17 ]

Вынужденный летать в облачном покрове и выходить из него на опасно малых высотах, КВС Гвоздь 38 , [ примечания 1 ] пилотируемый Хендерсоном, был подбит огнем Северного Вьетнама и сбит. Хендерсон приземлился на северном берегу реки Мьюзянг, примерно в 500 метрах (1600 футов) от Хэмблтона. Он прятался в зарослях бамбука, пока местные жители не пришли искать его и не срубили. Его увезли на север и он стал военнопленным . Кларк благополучно спрыгнул с парашютом на южном берегу реки и избежал плена. Позже в тот же день в том же районе был сбит еще один UH-1H, не имеющий отношения к спасательной операции, на борту которого находился экипаж из четырех человек. [ 11 ]

Определив местонахождение Хэмблтона, ВВС в течение следующих трех дней бомбардировали территорию вокруг него. 4 апреля звено из десяти «Скайрейдеров» А-1, половины от общего количества, имеющегося во всем Южном Вьетнаме, попыталось проложить путь для группы поисково-спасательных операций, но было сильно подбито. Восемь из десяти самолетов получили повреждения, два — серьезные. Повреждения существенно повлияли на доступность Скайрейдеров. [ 1 ] : 85  В сумерках майор Джимми Д. Кемптон на F-4D 66-0265 в составе 390-го полка TFS и ведомого вошел с побережья под нисходящим потолком высотой 500 футов (150 м) и сбросил боеприпасы BLU 52 SAR с четырех сторон от места расположения Хэмблтона, последний из боеприпасов SAR 4 апреля. [ примечания 2 ]

5 апреля плохая погода помешала проведению поисково-спасательных операций. [ нужна ссылка ]

6 апреля в 15:15 была предпринята третья попытка забрать Хэмблтона, а теперь и Кларка. Четыре A-1 Skyraider ( Sandys 01 , 02 , 05 и 06 ) подготовили территорию вокруг выживших с помощью масштабных бомбардировок и обстрелов. Им помогали два HH-53C ( Jolly Green 67 и Jolly Green 60 ) из 37-го ARRS. [ 23 ] В течение дня американские истребители совершили 52 боевых вылета, а четыре бомбардировщика B-52 бомбили район вокруг Кам Ло. [ 17 ]

6 апреля PAVN выпустила 80 ЗРК в районе Хэмблтона. [ 21 ] : 54  Было подсчитано, что Хэмблтон и Кларк находились в середине пяти [ 21 ] или шесть [ 1 ] : 71  Батальоны ПАВН. ПВО ПАВН серьезно бросила вызов американскому превосходству в воздухе и свела на нет успех непосредственной авиационной поддержки в этом районе. [ 21 ] : 65 

Капитан Питер Чепмен вызвался пилотировать Jolly Green 67 , несмотря на то, что очень скоро должен был вернуться домой. [ 17 ] Капитан Боли из «Сэнди-01» решил, что сначала они заберут Хэмблтона, а сразу после этого Кларка. В 17:10 к группе присоединился «Сэнди-03» с полной загрузкой белого фосфора, который можно было использовать для постановки дымовой завесы. Сэнди-01 приказал нанести дополнительные удары по целям вокруг позиции Хэмблтона и еще раз проверил местность. Реакция Северного Вьетнама была ограниченной. Понимая, что это может быть ловушка, он, тем не менее, дал добро. [ 7 ] : 74 

Когда Jolly Green 67 пересек реку Мьеузянг, а Jolly Green 60 на высоте и выше охранял их подход, Jolly Green 67 начал подвергаться обстрелу со всех сторон. Когда он приблизился к позиции Хэмблтона, они потребовали, чтобы он выпустил дым и раскрыл свою позицию. Самолет обстреливали из автоматического оружия и зенитного огня со всех сторон. Хэмблтон колебался, и Веселый Зеленый попытался оторваться. Несмотря на все усилия оставшихся самолетов, Jolly Green 67 был серьезно поврежден. [ 7 ] : 74  Jolly Green 67 сначала летел на восток, дальше на территорию, контролируемую Северным Вьетнамом, а затем повернул на несколько километров на юго-восток, когда в левом двигателе вспыхнул пожар. Кусочки хвостового винта ударились о несущий винт, самолет покатился и разбился на левый бок, яростно горя. Никаких сигналов спасательной службы не было слышно. [ 7 ] : 74  Весь экипаж числился пропавшим без вести и предположительно погиб: капитан Питер Хайден Чепмен II (пилот), капитан Джон Генри Колл III (второй пилот), сержант. Уильям Рой Пирсон, TSgt. Аллен Дж. Эйвери (параспасатели), TSgt. Рой Д. Пратер (начальник экипажа) и сержант. Джеймс Гарольд Элли (боевой фотограф). [ 1 ] : 62  [ 11 ] Огонь, охвативший вертолет, был настолько сильным, что расплавил части самолета и продолжал гореть еще три дня. [ 24 ] Вертолет разбился примерно в 300 ярдах (270 м) от того места, где прятался Хэмблтон. [ 25 ]

Настроение Хэмблтона и Кларка упало, когда они поняли, что шесть человек погибли при попытке их спасти. Хэмблтон подумывал о сдаче. [ 16 ] Новый командир на месте происшествия, отвечающий за всю спасательную операцию, капитан Джон Ван Эттен, летел на F-4 из Дананга (позывной Nail 32 ). Он напомнил Хэмблтону, что люди погибли, пытаясь его спасти, и было бы напрасной тратой денег, если бы он встал и попал в плен. [ 25 ] Хэмблтон решил: «Черт возьми, я все равно выберусь из этого». [ 7 ] : 76  Он замаскировал свою нору, скрываясь там семь ночей и шесть дней. Он дважды покидал нору в поисках еды, и во второй раз его едва не поймали, когда его заметили мальчик и его собака. Разыскивающие его солдаты ПАВН дважды прошли на расстояние 20 футов (6,1 м) от его ямы. [ нужна ссылка ]

Руководитель оперативной группы SAR капитан Фред Боли на борту Sandy 01 на время отменил спасательную операцию, поскольку это было слишком опасно. Оставшийся самолет улетел на юг через реку Мьеузянг. [ 1 ] : 62  Хэмблтону и Кларку придется провести еще одну ночь за линией фронта. Северовьетнамцы, встревоженные интенсивными попытками американцев найти штурмана, активизировали свои усилия по поиску Хэмблтона. [ 21 ]

Сила PAVN предотвращает спасение с воздуха

[ редактировать ]

Все команды SAR имели опыт проведения спасательных операций в так называемых «горячих зонах высадки », но летчики были шокированы количеством и интенсивностью наземного и зенитного огня, с которым они столкнулись с момента начала попытки спасения. Сюда входили не только огонь из стрелкового оружия и ранее использовавшихся буксируемых орудий калибра 23 , 37 и 57 мм , но и буксируемых орудий калибра 85 и 100 мм , а также самоходной зенитной пушки с радиолокационным наведением ЗСУ- 57-2 . Самым удивительным для американцев было большое количество ЗРК SA-2 и впервые использование советских ЗРК SA-7 Grail с плечевым наведением и тепловым наведением. [ 1 ] : 63 

Командир 37-го полка ARRS подполковник Билл Харрис был расстроен. Он пришел к выводу, что в то время попытка спасения с воздуха была невозможна из-за сильной концентрации сил Северного Вьетнама в непосредственной близости от Кларка и Хэмблтона. [ 26 ] Он позвонил Мюрхеду и сказал, что им нужно найти другой путь. Хэмблтону было приказано сидеть сложа руки, пока они разрабатывают альтернативный план. У Хэмблтона было две радиостанции выживания, аптечка, два вида сигнальных ракет, нож и револьвер 38-го калибра, компас и карта, пустая бутылка с водой, но не было еды. [ 2 ] : 6 

Утром 7 апреля 1-й лейтенант Брюс К. Уокер в сопровождении корректировщика морской артиллерии лейтенанта морской пехоты Ларри Ф. Поттса летал на OV-10A ( Кови 282 ) из ​​20-й эскадрильи тактической авиационной поддержки . Поттс руководил артиллерийским огнем с эсминца USS Buchanan по танкам Северного Вьетнама. [ 27 ] чтобы защитить Хэмблтона. [ 21 ] : 64  В 11:05 пилот O-1 Bird Dog заметил запуск ЗРК, и Covey 282 был сбит в 3 милях (4,8 км) к западу от шоссе 1 и в 4 милях (6,4 км) к северу от шоссе 9. [ 28 ] Радиосвязь была установлена ​​как с Поттсом, так и с Уокером, и оба сообщили, что не пострадали, но каждый мужчина находился слишком близко к силам Северного Вьетнама, чтобы попытаться спасти его. [ 28 ]

Кларк спрятался на южном берегу реки Миу-Джанг, в то время как Уокер находился примерно в 6 км (3,7 мили) к северу от Хэмблтона, который находился на северном берегу реки, примерно в 2 км (1,2 мили) от города Кам Ло. [ 21 ] : 65  Кларк избегал ареста в течение нескольких дней и был в контакте с персоналом САР, когда предупредил их об опасности из-за близости сил ПАВН. [ нужна ссылка ]

Американские спасатели знали, что северные вьетнамцы следят за радиосвязью и понимают английский язык. Кларк и Хэмблтон находились в нескольких милях друг от друга. КВС сказал Кларку, который был из Айдахо, «добираться до Змеи , действовать как Эстер Уильямс и плыть в Бостон ». Другими словами, доберитесь до реки и плывите на восток. [ 29 ]

Это был 25-й день рождения Поттса. [ 30 ] : 282  Поттс был ранен и взят в плен живым, но позже умер в тюрьме Куанг Бинь . [ 11 ] В январе 1992 года члены Объединенной оперативной группы по полному учету исследовали военные артефакты в военном музее Ханоя и нашли удостоверение личности Поттса. [ 28 ] Расположение и местонахождение останков Уокера неизвестны. [ 21 ] : 64 

Наземное спасение

[ редактировать ]
3-я аэрокосмическая спасательная группа использовала эту мозаичную разведывательную фотографию для планирования спасения подполковника Хэмблтона и первого лейтенанта Марка Кларка. Мост Кам Ло показан крайним слева. 7 апреля Хэмблтон находился на высоте около 1000 ярдов (910 м) над рекой, а Кларк находился недалеко от реки.[7]: 76
 Позиция Хэмблтона
Позиция Хэмблтона
 Позиция Кларка
Позиция Кларка
 Мост Кэм Ло
Мост Кэм Ло
3-я аэрокосмическая спасательная группа использовала эту мозаичную разведывательную фотографию для планирования спасения подполковника Хэмблтона и первого лейтенанта Марка Кларка. Мост Кам Ло показан крайним слева. 7 апреля Хэмблтон находился на высоте около 1000 ярдов (910 м) над рекой, а Кларк находился недалеко от реки. [ 7 ] : 76 

После пяти дней и многочисленных попыток спасти Хэмблтона пять самолетов были сбиты и еще 16 серьезно повреждены. [ 1 ] : 68  10 военнослужащих погибли или пропали без вести, двое были военнопленными и двое находились за линией фронта и тоже ждали спасения. [ 31 ] 8 апреля COMUSMACV генерал Крейтон Абрамс был проинформирован о больших потерях в результате нескольких неудачных попыток спасти Хэмблтона и Кларка. Он приказал не предпринимать дальнейших попыток воздушной CSAR, но, учитывая совершенно секретный допуск Хэмблтона и знание ракет и технологий противодействия, следует приложить все усилия, чтобы вывести его. [ 16 ] [ 26 ]

морской пехоты США Полковник Эл Грей предложил провести тайную спасательную операцию на суше. [ 32 ] и подполковник Энди Андерсон, командир Объединенного центра восстановления личного состава (JPRC, MACVSOG-80), приказал провести наземную спасательную операцию. В Сайгоне «морских котиков» лейтенант Томас Р. Норрис , один из трех офицеров «морских котиков» и девяти рядовых. [ 33 ] оставаясь во Вьетнаме, [ 5 ] только что завершил задание в дельте Меконга . Он ждал приказа, когда поступил вызов о проведении спецоперации по освобождению Хэмблтона. Норриса немедленно отправили возглавить операцию по спасению Хэмблтона. Он завербовал пять вьетнамских водолазов-морских коммандос из Лиен Доан Нгуой Нхай (LDNN), Военно-морского консультативного отряда (NAD) в Дананге. [ 29 ]

Командир 3-й дивизии ARVN бригадный генерал Во Ван Гиай дал Андерсону взвод рейнджеров численностью около 20 человек и три танка М-48 , которые они использовали для создания передовой оперативной базы вдоль шоссе 9 в пределах зоны наблюдения стратегического моста Кам Ло. [ 21 ] : 67  Но Гиай подумал, что миссия безумна, и отказался взять на себя ответственность за нее, как только они пересекли реку Мьеу Джанг. [ 26 ] Андерсон, говоривший по-вьетнамски, получил дополнительные сведения из штаба 1-й бронетанковой бригады возле Донгха. [ 34 ] : 239 

Используется специальный код

[ редактировать ]

Перед Хэмблтоном стояла гораздо более сложная задача — обойти оккупированные Северным Вьетнамом деревни и огневые точки. Его спасатели узнали, что он был одним из лучших игроков в гольф в ВВС и что он сохранил подробные воспоминания о полях для гольфа, на которых он играл. Импровизируя код, они использовали ряд особых лунок на поле для гольфа, чтобы провести его через минные поля и доставить к реке Миу-Джанг. [ 11 ] Они сообщили ему по рации: «Ты собираешься сыграть на 18 лунках, попасть в Свани и сыграть, как Эстер Уильямс и Чарли Тунец . Раунд начинается под номером 1 в Tucson National».

Хэмблтон сначала ответил: «Что ты курил?» Но он нарушил код. «Мне потребовалось полчаса, чтобы понять, что они указывают мне расстояние и направление», — объяснил Хэмблтон. «Номер 1 в Tucson National находится в 408 ярдах и идет на юго-восток. Они хотели, чтобы я продвинулся на юго-восток на 400 ярдов. «Курс» приведет меня к воде». [ 13 ]

Используя код поля для гольфа, его направили через заброшенную деревню, в которой скрывалось оружие, из которого были расстреляны его потенциальные спасатели. Хотя деревню разбомбили, ему противостоял солдат Северного Вьетнама. Хэмблтон убил его ножом в рукопашной схватке. [ 20 ] В какой-то момент ему указали направление к «бараку с закусками», где ему придется «налить себе бочонок». Физически истощенный, голодный и обезвоженный, Хэмблтон нашел банановую плантацию, где он мог черпать из дерева питьевую воду. [ 13 ] Он ненадолго заблудился, а затем упал со скалы, сломав руку. [ 2 ] : 24 

Командование США в Сайгоне приказало нанести специальные высотные бомбардировки B-52 близлежащим целям, чтобы отвлечь вьетнамцев от поисков двух мужчин, которые находились на расстоянии нескольких миль друг от друга. [ 8 ]

Коммандос пересекают линии

[ редактировать ]
Лейтенант Томас Р. Норрис и старшина третьего класса Нгуен Ван Кьет прошли более 4 километров (2,5 мили) за линию фронта, замаскированные под рыбаков в сампане, чтобы спасти Хэмблтона. Норрис был награжден Почетной медалью, а Нгуен был награжден Военно-морским крестом за свои действия.

Теперь Андерсон планировал спасти Хэмблтона и Кларка. Норрис и Андерсон нанесли удары с воздуха, пытаясь ослабить сопротивление ПАВН, но ПАВН ответила минометными выстрелами и ракетами B-40 , которые поразили позиции команды. Андерсон, старший американский командующий, и лейтенант Тхо Нгок Ву, старший вьетнамский коммандос, [ 5 ] и все вьетнамские офицеры были ранены. Раненых вьетнамских солдат пришлось эвакуировать. Один коммандос погиб. Норрису остались пять вьетнамских коммандос, которые плохо говорили по-английски. [ нужна ссылка ]

Кларк был серьезно ослаблен тем, что пять дней прятался от сил ПАВН и почти не ел. Поскольку он находился ближе всего к позиции команды, Норрис решил первым спасти его. Первоначальный план спасателя состоял в том, чтобы плыть вверх по реке и встретить Кларка, но Норрис проверил течение и решил, что оно слишком сильное. КВС передал Кларку инструкции войти в воду после наступления темноты и плыть вниз по течению, где Норрис и его команда перехватят его. [ 29 ] Спасательной команде придется пройти по берегу реки по гораздо более опасному маршруту. [ 29 ]

Андерсон, Норрис и пять вьетнамских коммандос заняли наблюдательную позицию возле реки Миузянг, которая протекала недалеко от позиций обоих сбитых летчиков. [ 34 ] : 244  Андерсон приказал Норрису отвести свою команду не более чем на 1 километр (0,62 мили) вперед и дождаться, пока к ним придут выжившие, но после ухода Норрис проигнорировал приказ и выключил радио. Пройдя вверх по реке вдвое большее расстояние, он проезжал мимо частых патрулей Северного Вьетнама, грузовиков и колонн танков. [ 16 ]

Кларк плыл по холодной реке, и примерно с 02:00 до 03:00 Норрис мог слышать на реке его тяжелое дыхание. Норрис собирался покинуть укрытие, чтобы вытащить Кларка на берег, когда между ними прошел патруль ПАВН из шести человек. Норрис оставался скрытым, надеясь, что они не заметят дыхания Кларка, и зная, что использование их оружия раскроет позицию команды для сотен вражеских солдат вокруг них. К тому времени, как патруль прошел мимо, Кларк уже плыл вниз по течению. Норрис связался с Кларком по рации и приказал ему выйти из реки на южном берегу. [ 21 ] : 68 

По собственной инициативе Норрис покинул свою команду и несколько часов плыл вниз по течению в поисках Кларка. Ближе к рассвету он увидел какое-то движение и нашел Кларка, прячущегося за сампаном на берегу реки. Норрису пришлось убедить Кларка последовать за ним, и он, наконец, смог воссоединиться с остальной частью своей команды. Норрис доставил Кларка Андерсону на передовую оперативную базу. [ 16 ] Кларк был доставлен на последний форпост на реке Куа Вьет в Донг Ха на бронетранспортере ARVN M113 , а затем доставлен самолетом в Дананг. [ 21 ] : 68 

9 апреля, на восьмой день Хэмблтона, уклоняющегося от сил ПАВН вокруг него, КВС Гарольд Айк на Билке 11 поддерживал постоянный контакт с Хэмблтоном. [ 21 ] : 69  Айк приказал Сэнди-01 сбросить пакет выживания Мэддена, содержащий еду, воду, боеприпасы и дополнительные радиостанции. [ 26 ] к Хэмблтону, но он упал на расстоянии 50 метров (160 футов), немного выше него, и он был слишком слаб, чтобы подняться на него. Айк и пилоты двух «Скайрейдеров» А-1 были шокированы, увидев, как Хэмблтон вышел из своего укрытия и встал на открытом месте на песчаной косе у реки, размахивая им над головой белым флагом. [ 34 ] : 244  Айк знал, что психическое и физическое здоровье Хэмблтона было нестабильным. [ 21 ] : 69  Он не знал, что Хэмблтон значительно ослаб: он потерял 40 фунтов (18 кг) за 10 дней с тех пор, как его самолет был сбит. [ 1 ]

11 апреля Хэмблтон был слишком слаб, чтобы двигаться дальше. Норрис был хорошо осведомлен о подавляющем присутствии Северного Вьетнама, но решил снова двинуться вверх по реке. Хэмблтон не вел передачу по расписанию, и его случайные радиовызовы было трудно понять. Норрис мог лишь следить за частями слабых передач Хэмблтона, но знал, что ему придется обратиться к нему. Северовьетнамские танки были замечены у моста Кам Ло, и были нанесены авиаудары, чтобы уничтожить их, прежде чем команда приступила ко второй спасательной операции. ПАВН зафиксировала местоположение заставы и обстреляла передовой заставу АРВН минометным и артиллерийским огнем, в результате чего двое из пяти оставшихся морских котиков АРВН были убиты. Раненых эвакуировали на следующее утро. [ 29 ]

У Норриса осталось всего три вьетнамских коммандос. Во время поисков Хэмблтона в ночь на 12 апреля они направились вверх по реке более чем на 4 километра (2,5 мили), проскользнув сквозь огромные силы ПАВН. [ 29 ] Ночью, увидев чрезвычайно большое количество сил Северного Вьетнама, двое коммандос отказались продвигаться дальше, заявив, что они «отказались следовать за американцем только для того, чтобы спасти американца». [ 7 ] Норрис убедил их остаться, убедив их, что единственный способ вернуться в безопасное место — это остаться с командой. [ 29 ] Они осторожно обыскали берег реки еще два часа, но безуспешно, и неохотно вернулись на свою передовую оперативную базу, чтобы отдохнуть и надеяться, что следующей ночью они добьются большего успеха. [ 16 ] Айк зафиксировал местоположение Хэмблтона в течение дня, чтобы Норрис мог найти его той ночью. [ 35 ]

В ночь на 13 апреля Норрис не осмелился взять двух солдат, дрогнувших накануне вечером. [ 29 ] Он был готов идти один, когда старшина третьего класса Нгуен Ван Кьет [ 16 ] вызвался пойти с ним. [ 5 ] Норрис прямо сказал Нгуену, что не уверен, что кто-то из них вернется. Они медленно продвигались вверх по реке, пока не наткнулись на пустую, разрушенную деревню. [ 36 ] Они нашли одежду и заброшенный сампан. Нгуен и Норрис, невысокого роста, облачились во вьетнамскую одежду и замаскировались под рыбаков. [ 29 ]

Они тихо плыли вверх по реке, но даже в кромешной тьме и густом тумане видели на берегу большое количество северовьетнамских солдат и танков. В какой-то момент Остановившись, чтобы проверить карту, Норрис внезапно понял, что два солдата ПАВН сидят примерно в 10 метрах (33 футах) от него. Однако они спали. Двигаясь вверх по реке по сампану, они вырвались из густого тумана и оказались примерно в 4 километрах (2,5 мили) от исходной точки, под мостом Кам Ло. Они миновали позицию Хэмблтона более 30 минут назад. Развернувшись, они направились на юг, прежде чем сойти на берег и начать поиски Хэмблтона. [ 29 ]

Они нашли его сидящим в кустах, живым, но частично в бреду и крайне ослабленным, съевшим всего четыре маленьких початка кукурузы за 12 дней и потерявшим 45 фунтов (20 кг) с тех пор, как его самолет был сбит. [ 29 ] Он весил всего 128 фунтов (58 кг). Приближался восход солнца, и хотя Норрис считал, что лучше дождаться темноты, чтобы вернуться вниз по реке, Хэмблтона нужно было немедленно эвакуировать. Несмотря на риск, Норрис и Нгуен спрятали Хэмблтона на дне сампана, накрыли его бамбуком и двинулись вниз по реке. [ 16 ]

Эвакуация в дневное время

[ редактировать ]

Их сампан вскоре был замечен войсками Северного Вьетнама, некоторые из которых открыли по ним огонь, но Норрис и Нгуен не могли позволить себе открыть ответный огонь. Они яростно гребли, используя течение и густую листву на дальнем берегу реки в своих целях и пытаясь обогнать солдат. Однако, когда они обогнули излучину реки, ПАВН открыл по ним огонь из крупнокалиберного пулемета. Они вытащили сампан на берег и перевернули его, чтобы прикрыться. Айк в Bilk 11 вызвал поддержку с воздуха и пять самолетов A-4 Skyhawk ВМС США. [ 37 ] : 95  с авианосца USS Hancock убил несколько солдат Северного Вьетнама и обеспечил прикрытие для своего последнего побега. [ нужна ссылка ]

Два самолета A-1 Skyraider помогли, сбросив взрывчатку и дымовые шашки MK47, создав дымовую завесу. Вернувшись к реке, трое мужчин вскоре смогли получить поддержку со стороны южновьетнамских войск. Приземлившись на берегу реки, их встретили солдаты АРВН. Хэмблтон не мог идти, и его отнесли обратно в бункер. Там бронетранспортер M113 доставил Хэмблтона, Норриса и Нгуена обратно в штаб бригады в Донгха. [ 16 ]

Репортеры новостей были хорошо осведомлены об интенсивных спасательных операциях по возвращению Хэмблтона домой. [ 21 ] : 70  Когда спасательная команда и Хэмблтон прибыли в Донг Ха, репортер сказал Норрису: «Там, должно быть, было тяжело. Держу пари, что ты больше не сделаешь этого». Норрис ответил: «Американец упал на вражеской территории. Конечно, я бы сделал это снова». [ 16 ]

Из Донг Ха Хэмблтона перевезли на вертолете 571-го армейского полка Dustoff в 95-й эвакуационный госпиталь в Дананге. Вскоре после этого его эвакуировали в больницу на базе ВВС Кларк на Филиппинах, где он выздоравливал в течение месяца. [ 38 ]

Норрис начал планировать спасение Уокера, который все еще находился в более чем километре от линии фронта. Уокеру удавалось избегать ареста почти 11 дней, когда в ночь на 18 апреля, без прикрытия КВС, он двинулся по собственному желанию и столкнулся с местным жителем деревни, который предупредил северных вьетнамцев. [ 21 ] : 70  Они начали его отслеживать, и на следующее утро КВС увидел ПАВН очень близко к позиции Уокера. Уокер сообщил по рации в КВС, что не следует предпринимать попытки спасения, поскольку силы ПАВН приближались, и он находился под обстрелом. Bilk 36, OV-10A сообщил, что Уокер был окружен более чем 20 солдатами ПАВН и вскоре после этого увидел его тело, лежащее в траве. [ 11 ] Тело Уокера так и не было обнаружено. [ 11 ]

Стоимость спасения

[ редактировать ]

Не существовало правил, которые можно было бы применять для определения того, когда поисково-спасательные работы перестают быть экономически эффективными. [ 2 ] : 28 

Приоритет поиска и спасания

[ редактировать ]

ВВС по-прежнему были полны решимости найти и вернуть каждого сбитого летчика, независимо от цены. От этого зависело моральное состояние экипажа. Поисково-спасательные работы основывались на предпосылке, что необходимо «обеспечить безопасность пилотов как ценного военного имущества и повысить их эффективность за счет повышения боевого духа». [ 2 ] : 29  2 июня 1972 года генерал Джон Фогт , командующий 7-й воздушной армией, направил огромную оперативную группу из 119 самолетов, чтобы спасти капитана Роджера Лохера , офицера по вооружению F-4, который во время операции «Лайнбекер» был сбит всего на 64 километра (40 километров). миль) из Ханоя. [ 39 ] Когда его подобрал HH-53 из 40-й аэрокосмической спасательно-восстановительной эскадрильи , он находился в пределах 5 миль (8,0 км) от хорошо защищенной авиабазы ​​​​Йенбай и избежал захвата, преодолев 19 километров (12 миль) на севере. Территория Вьетнама на 23 дня. [ 40 ]

Мне пришлось решить, стоит ли нам рисковать потерей, может быть, дюжины самолетов и экипажей только ради того, чтобы спасти одного человека. В конце концов я сказал себе: «Черт возьми, единственное, что поддерживает мотивацию наших ребят, — это твердая вера в то, что, если они потерпят неудачу, мы сделаем абсолютно все возможное, чтобы их вытащить». Если это когда-нибудь окажется под вопросом, моральный дух упадет. Это было моим главным соображением. Поэтому я взял это на себя. Я ни у кого не спрашивал разрешения. Я просто сказал: «Иди и сделай это!» [ 2 ] : 30 

Спасение Хэмблтона имело и политический подтекст. «Американский персонал, содержащийся в качестве военнопленных, представляет собой серьезную политическую ответственность перед правительством США». [ 2 ] : 29 

до 90 боевых вылетов в день. Для подавления сил Северного Вьетнама вокруг Хэмблтона совершалось [ 3 ] Напротив, до Пасхального наступления количество ежедневных боевых вылетов составляло около 10, а во время боевых действий достигло максимума около 300. В ходе многодневных усилий по спасению людей американцы нанесли по Северному Вьетнаму более 800 авиаударов. в прямую поддержку спасательной операции. [ 21 ] : 70  Поисково-спасательные операции имели приоритет практически над всеми объектами удара. [ 2 ] : 30 

Введена запретная зона

[ редактировать ]

Чтобы защитить сбитых летчиков и поисково-спасательные силы, полковник Сесил Мюрхед приказал 7-й воздушной армии установить стандартную 27-километровую (17 миль) зону запрета огня вокруг Хэмблтона вскоре после его падения. [ 3 ] : 118  [ 19 ] : 68  Он действовал до 22:00 и, пока действовал, запрещал дружественную артиллерию. [ 20 ] морская артиллерийская стрельба или поражение самолетом какой-либо цели в пределах обозначенной зоны без одобрения JSARC. Зона запрета огня охватывала почти всю зону боевых действий 3-й дивизии АРВН, включая решающий мост Кам Ло. В результате действия АРВН в этом районе были серьезно затруднены в ее усилиях по сдерживанию наступления ПАВН на Донг Ха и город Куангчи. [ 3 ] : 68  За этот шестичасовой период в регион вошли тысячи военнослужащих ПАВН. [ нужна ссылка ]

Когда стало видно, что силы ПАВН беспрепятственно проходят через брешь, в 22:00 той ночью зона запрета огня была сокращена. [ 41 ] но не раньше, чем это действие вызвало серьезные споры. Один из консультантов по рейтингу прокомментировал: «Если рассматривать все события дня, худшее решение невозможно было принять». [ 2 ] : 31  Хэмблтон прокомментировал после войны: «Если бы налогоплательщики и мои соседи знали, чего стоит вытащить меня оттуда, они, вероятно, пристрелили бы меня». [ 2 ] : 32 

Майор Дэвид А. Брукбэнк, связной ВВС США с 3-й дивизией АРВН, сообщил: «Эта операция обошлась 3-й АРВН очень дорого». Он пришел к выводу, что ограничение дало Северному Вьетнаму «беспрецедентную в анналах войн возможность продвигаться вперед по своему желанию». Он заявил: «Кажется логичным предположить, что многие южновьетнамские войска погибли из-за отсутствия поддержки с воздуха и артиллерии». [ 3 ] : 120  Он предупредил свое начальство, что офицеры 3-й дивизии возмущены тем фактом, что 7-я воздушная армия подвергнет риску жизни тысяч южновьетнамских солдат, чтобы спасти одного из своих. [ 20 ] : 318 

Американский ответ на операцию PAVN практически застопорился [ 18 ] : 251  поскольку воздушные ресурсы были перенаправлены на поддержку восстановления, и в течение нескольких дней защита северной приграничной зоны была вторым по приоритету после спасения Хэмблтона. [ 20 ] : 318 

В результате спасательной операции было потеряно пять самолетов. [ 21 ] : 70  [ 31 ] 11 человек погибли, [ 42 ] : 162  [ 21 ] : 69  и двое были взяты в плен. [ 21 ] : 69  Дополнительные самолеты были серьезно повреждены. Хэмблтон написал из госпиталя ВВС после того, как его спасли: «Мне пришлось стоять в стороне и смотреть, как шесть молодых людей умирают, пытаясь спасти мою жизнь. Это была адская цена, которую пришлось заплатить за одну жизнь. Мне очень жаль». [ нужна ссылка ] По данным Stars and Stripes , его спасение стало «самой крупной операцией по спасению с воздуха США за всю войну». [ 7 ] : xi [ 43 ]

Во время войны во Вьетнаме поисково-спасательные силы спасли 3883 жизни ценой 71 спасателя и 45 самолетов. [ 2 ] : 46 

Последствия

[ редактировать ]

Спасение Bat 21 стало переломным событием для военных и побудило их найти новый подход к поиску и спасению людей с высокой угрозой. Они признали, что если операция SAR обречена на провал, ее не следует предпринимать, и необходимо рассмотреть другие варианты, такие как специальные операции, отвлекающая тактика и другие творческие подходы, адаптированные к ситуации. Признавая необходимость в самолете, который мог бы обеспечить лучшую непосредственную поддержку с воздуха, ВВС приняли на вооружение ВМФ A-7 Corsair . Военные также улучшили ночные возможности вертолетов и боеприпасов для ограничения зоны действия. [ 2 ] : 36 

Награды и признание

[ редактировать ]

Джон Ван Эттен ( Гвоздь 32 ) получил Крест за выдающиеся заслуги перед спасением. Джимми Д. Кемптон получил Крест за выдающиеся летные заслуги за свою миссию по подавлению BLU-52, выполненную 4 апреля, Хэмблтон получил Серебряную звезду , Крест за выдающиеся летные заслуги, Воздушную медаль , Медаль за выдающиеся заслуги (США) и Пурпурное сердце за свои действия. во время этой миссии. За героические действия по спасению Хэмблтона за линией фронта Томас Р. Норрис был рекомендован к Почетной медали и получил ее , хотя первоначально он отказался предоставить документы. [ нужна ссылка ]

Норрис с готовностью поддержал назначение старшины третьего класса Нгуена Ван Киета на Военно-морской крест — высшую награду, которую военно-морской флот может вручить иностранному гражданину. [ 44 ] Нгуен был единственным военнослужащим ВМС Южного Вьетнама, награжденным Военно-морским крестом во время войны во Вьетнаме. [ 45 ] : 277  и один из двух южновьетнамцев, получивших эту награду. [ нужна ссылка ]

Следователи ВМФ рассмотрели акцию, взяли интервью у участников и рекомендовали Норрису к Почетной медали. Он получил его от президента Джеральда Форда на церемонии в Белом доме 6 марта 1976 года, на которой присутствовал Майкл Торнтон , еще один морской котик, спасший жизнь Норриса 31 октября 1972 года. [ нужна ссылка ]

Сотни людей из десятков подразделений ВВС, армии, флота, морской пехоты и береговой охраны. [ 13 ] помогал в спасении Хэмблтона, [ 7 ] : 1  Всего участники операции получили 234 индивидуальные медали. [ 46 ]

В 1975 году спасение Кларка и Хэмблтона было рассекречено. [ нужна ссылка ]

Освобождение военнопленных и восстановление погибших

[ редактировать ]

Асторга и Хендерсон были освобождены в марте 1973 года во время операции «Возвращение домой» . [ 47 ] Останки остальных членов экипажа Bat 21 , эсминца EB-66E Хэмблтона, Болта, Гэтвуда, Джанангели, Левиса и Серекса не были обнаружены. [ 48 ] Останки Кулланда, Фринка и Пасшалла были обнаружены и возвращены в США в 1995 году, где они были похоронены на Арлингтонском национальном кладбище . [ 49 ] [ 50 ] Тела Поттса и Уокера до сих пор не обнаружены. [ 51 ]

Останки членов экипажа HH-53C Jolly Roger 67 , Чепмена, Колла, Эйвери, Пратера, Пирсона и Элли, были возвращены в США 1 октября 1997 года. [ 52 ] Честь шести летчиков была отмечена 19 ноября 1997 года на полных военных похоронах на Арлингтонском национальном кладбище, и на этом месте был установлен надгробный камень в память всех шести летчиков. Хэмблтон не смог присутствовать из-за плохого здоровья, но письмо от него было зачитано. Он написал: «Они заслуживают всех похвал, которые мы, живые, можем им оказать. Еще раз я благодарю их, я уважаю их и всегда буду хранить великую веру в свое сердце вместе с ними». Кларк присутствовал. Он сказал семьям сбитых самолетов: «Каждый из вас сыграл особую роль и сформировал характер этих людей, которые с такой готовностью заплатили очень дорогую цену, чтобы помочь мне выбраться из джунглей Вьетнама. Выражаю вам мое глубочайшее сочувствие – вам и эти шесть храбрецов». [ нужна ссылка ] Достижения в области тестирования ДНК позволили Управлению по делам военнопленных и пропавших без вести Министерства обороны идентифицировать отдельные останки и передать их семьям для захоронения. Останки Пратера были перезахоронены 19 июня 2010 года. [ 53 ] Останки Эйвери были перезахоронены 6 апреля 2012 года. [ 54 ]

Позже встреча

[ редактировать ]

Через пятнадцать лет после спасения ВВС США провели симпозиум на базе ВВС Неллис и пригласили всех, кто принимал непосредственное участие. Джон Ван Эттен, позывной которого был Гвоздь 32 , никогда не встречался с Хэмблтоном лично. Когда он вышел на сцену и протянул руку Хэмблтону, он сказал: «Привет, Джин, я Джон Ван Эттен», и Джин ответил: «Нет, это не так… ты — Гвоздь 32 , я узнал бы этот голос где угодно!» [ 25 ]

[ редактировать ]

Уильям К. Андерсон написал статью о спасении в августовском выпуске Reader's Digest за 1981 год , за которой в 1985 году вышла книга «Бэт-21» . Вторая книга Даррела Д. Уиткомба «Спасение летучей мыши 21» была опубликована в 1999 году после получения большого количества секретной информации. был освобожден, . [ нужна ссылка ]

Здание лейтенанта Томаса Р. Норриса во второй группе специального назначения ВМС в Литл-Крик, штат Вирджиния, было названо в честь Норриса. [ 55 ]

Фильм «Летучая мышь*21» с в главной роли Джином Хэкманом в роли Хэмблтона представлял собой театрализованное изображение спасения Хэмблтона, основанное на некоторых реальных событиях; Андерсон участвовал в написании сценария к фильму. Роль Тома Норриса в спасении все еще оставалась тайной, и его действия не были показаны в фильме. [ нужна ссылка ]

Спасение было показано во вьетнамском эпизоде ​​телесериала « Морские котики: Нерассказанные истории» в 2001 году. [ 22 ] Он был показан в «Тайнах музея» в эпизоде ​​​​2015 года «Гольфист в тылу врага». Монокуляры, которыми пользовался Хэмблтон, выставлены в Музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. [ нужна ссылка ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ КВС с авиабазы ​​Дананг использовали позывные Covey и Bilk , а самолеты с Накхон Фанома использовали Nail .
  2. Как отмечено в журнале полетов Кемптона и в его упоминании о Кресте за выдающиеся заслуги в полете, он был награжден за этот день.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Циммерман, Дуайт Джон; Грешем, Джон Д. (2008). За пределами ада и обратно: как американские силы специальных операций стали величайшим боевым подразделением в мире . Пресса Святого Мартина. п. 320. ИСБН  978-0-312-38467-8 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Басбум, подполковник Стэнли (2 апреля 1990 г.). Летучая мышь 21: Практический пример . Карлайлские казармы, Пенсильвания: Военный колледж армии США. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 3 апреля 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тилфорд младший, Эрл Х. (1992). «Поиск и спасение в Юго-Восточной Азии 1961–1975» . Журнал Air and Space Power (январь – февраль 1980 г.). Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории ВВС. ISBN  978-1428992849 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года . Проверено 29 марта 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Уиткомб, Даррел (1997). «Спасение Летучей мыши 21» . Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Хейсман, Джон Б. (декабрь 2008 г.). «Невоспетый герой в удивительном спасении Летучей мыши 21 Браво» (PDF) . Вьетнам . HistoryNet.com: 45–51. Архивировано из оригинала (PDF) 10 марта 2012 г.
  6. ^ «Пресечение маршрутов проникновения коммунистов во Вьетнам» (PDF) . ЦРУ. 24 июня 1965 года. Архивировано (PDF) из оригинала 16 ноября 2017 года.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Уиткомб, Даррел Д. (1998). Спасение летучей мыши 21 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 196 . ISBN  1-55750-946-8 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Маклеллан, Деннис (27 сентября 2004 г.). «Спасение летучей мыши 21 - Джин Хэмблтон, 85 лет, его спасение изображено в книгах и фильме «Летучая мышь-21»» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  9. ^ «Производство E / R / W / B-66, истощение и история» . Архивировано из оригинала 4 сентября 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  10. ^ Спасение БАТ-21
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Био, Уокер, Брюс С.» Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  12. ^ «Пропавшие без вести американские военнопленные во время войны во Вьетнаме (отсортировано по именам), пропавшие без вести и убитые в бою / Тела не найдены» (PDF) . Учетное агентство военнопленных/МВД . Проверено 26 апреля 2024 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Сородич, Дэйв (январь 2001 г.). «Роль гольфа в спасении войны во Вьетнаме» . Гольф-дайджест . Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 5 мая 2013 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Подполковник Айсил Хэмблтон» . Таймс . Лондон. 1 октября 2004 года . Проверено 1 апреля 2011 г.
  15. ^ Jump up to: а б с ЛаВалль, майор AJC (декабрь 1985 г.). «Авиация и весеннее вторжение 1972 года» . Серия монографий ВВС США в Юго-Восточной Азии . 2 (3) (Перепечатка издания 1976 года, первоначально выпущенного изд. Воздушного университета). Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС: 113. ISBN.  978-0-912799-27-8 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мак, Эми П. (26 июля 2010 г.). «Спасение БАТ-21» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Стернер, Дуглас К. «Не без моего лейтенанта» (PDF) . HomeOfHeroes.com. Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2011 г. Проверено 24 марта 2011 г.
  18. ^ Jump up to: а б Джексон, Майк; Диксон-Энгл, Тара; Борман, Фрэнк (2010). Голая в Дананге: передовой авиадиспетчер во Вьетнаме . Зенит Пресс. п. 304. ИСБН  978-0-7603-3916-9 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  19. ^ Jump up to: а б с Рэндольф, Стивен П. (2007). Мощное и жестокое оружие: Никсон, Киссинджер и пасхальное наступление . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 415. ИСБН  978-0-674-02491-5 . Проверено 29 марта 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Налти, Бернард К. (2003). Крылатый щит, Крылатый меч 1950–1997: История ВВС США . Университетское издательство Тихоокеанского региона. п. 672. ИСБН  978-1-4102-0902-3 . Проверено 29 марта 2011 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Стоффи, полковник Роберт Э.; Холлоуэй III, адмирал Джеймс Л. (2008). Борьба за выход: последние годы войны Америки во Вьетнаме, 1972–1973 (первое изд.). Зенит Пресс. п. 336. ИСБН  978-0-7603-3310-5 . Проверено 29 марта 2011 г.
  22. ^ Jump up to: а б [ нужна ссылка ]
  23. ^ «Краткий обзор дела военнопленных МВД» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  24. ^ «Возвращение сбитого пилота «горько» для сына» . Журнал «Вестник» . Форт-Уэйн, Индиана. 13 июня 2010. Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 28 марта 2011 г.
  25. ^ Jump up to: а б с «Nail32: Джон Ван Эттен — часть богатой истории ВВС» . Обзор новостей Петоски . Архивировано из оригинала 8 февраля 2023 г. Проверено 6 мая 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Уиткомб, Даррелл Д. «Brave Jolly Green - Полный текст: Вьетнамский репортаж за июнь 1997 г.» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  27. ^ Катлер, Томас Дж. «Чтобы мы не забыли: Ларри Флетчер Поттс; VF-126» . Архивировано из оригинала 8 января 2013 года . Проверено 31 октября 2011 г.
  28. ^ Jump up to: а б с «Поттс, Ларри Флетчер» . Оперативная группа Омега. Архивировано из оригинала 1 апреля 2012 года . Проверено 31 октября 2011 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «БАТ 21» . Нерассказанные истории . Винь Бит Сайгон. Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 5 мая 2013 г.
  30. ^ Петри, Томас. (2009). Молния с неба, Гром с моря . Блумингтон, Индиана: AuthorHouse. п. 424. ИСБН  978-1-4389-4595-8 .
  31. ^ Jump up to: а б «Интервью Майкла Торнтона» . Академия достижений. Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  32. ^ Труонг, Труонг Винь (2010). Война во Вьетнаме: Новый Легион, Том 1 . Траффорд Паблишинг. п. 596. ИСБН  978-1-4269-2666-2 .
  33. ^ Циммерман, Дуайт Джон (27 августа 2010 г.). «История оружейного братства» . Архивировано из оригинала 23 июля 2011 года . Проверено 31 октября 2011 г.
  34. ^ Jump up to: а б с Камминс, Джозеф Имон (2004). Величайшие когда-либо рассказанные истории поиска и спасения: двадцать захватывающих историй о героизме и храбрости . Лайонс Пресс. п. 304. ИСБН  978-1-59228-483-2 .
  35. ^ «Майкл Торнтон и Томас Норрис» . Притцкеровская военная библиотека. 9 ноября 2006 года. Архивировано из оригинала 15 октября 2009 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  36. ^ «Биография Майкла Торнтона» . Академия достижений. Архивировано из оригинала 13 декабря 2010 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  37. ^ Мерский, Питер (2007). Подразделения ВМС и морской пехоты США A-4 Skyhawk времен войны во Вьетнаме . Блумсбери США. ISBN  978-1846031816 .
  38. ^ «9 апреля 1972 года WestPac: Операция – Вьетнам, расстрел и спасение майора Клайда Смита» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2011 года . Проверено 31 марта 2011 г.
  39. ^ Фрисби, Джон Л. (март 1992 г.). «Доблесть: хорошая мысль, чтобы спать» . 75 (3). AirforceMagazine.com. Архивировано из оригинала 15 августа 2011 года . Проверено 6 апреля 2011 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  40. ^ «Лодж, Роберт Альфред» . PowNetwork. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 6 апреля 2011 г.
  41. ^ Старри, Донн А. (1989). «Конный бой во Вьетнаме» . КМХ Паб 90-17 . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство армии. Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 г.
  42. ^ Холли, Чарльз; Слоник, Майк (1997). Букварь Вертолетной войны . Грейпвайн, Техас: Nissi Publishing. п. 209. ИСБН  978-0-944372-11-1 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 года.
  43. ^ «Брюс Чарльз Уокер» . Архивировано из оригинала 26 мая 2012 года . Проверено 24 марта 2011 г.
  44. ^ «Майкл Торнтон — Фото предоставлено Академией достижений» . Архивировано из оригинала 16 октября 2011 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  45. ^ Мерфи, Эдвард Ф. (2005). Медаль почетных героев Вьетнама . Нью-Йорк: Ballantine Books. п. 352. ИСБН  978-0-345-47618-0 . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г.
  46. ^ Хикс (11 апреля 2008 г.). «Летучая мышь 21» (на испанском языке). Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года.
  47. ^ «Военнопленные США, вернувшиеся живыми с войны во Вьетнаме» (PDF) . Учетное агентство военнопленных/МВД . Проверено 26 апреля 2024 г.
  48. ^ «Майор Уэйн Луи Болт» . Учетное агентство военнопленных/МВД . Проверено 26 апреля 2024 г.
  49. ^ «1-й лейтенант Байрон Кент Кулланд» . Учетное агентство военнопленных/МВД . Проверено 26 апреля 2024 г.
  50. ^ Уиткомб, Даррел Д. (2004). «Миссия в Донг Ха – Миссия в Аль-Хаммаре» . Журнал воздушной и космической энергетики. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 года . Проверено 27 марта 2011 г.
  51. ^ «Капитан Ларри Флетчер Поттс» . Учетное агентство военнопленных/МВД . Проверено 26 апреля 2024 г.
  52. ^ «Капитан Питер Хайден Чепмен II» . Учетное агентство военнопленных/МВД . Проверено 26 апреля 2024 г.
  53. ^ «Рутинальные услуги 2010» (PDF) . Сеть военнопленных. Архивировано (PDF) из оригинала 26 июня 2010 г. Проверено 28 марта 2011 г.
  54. ^ «Помощник спасателя из Вьетнамской войны наконец-то вернулся домой» . Командование специальных операций ВВС. Архивировано из оригинала 24 мая 2012 года . Проверено 11 апреля 2012 г.
  55. ^ «Томас Норрис» . pbs.org. Архивировано из оригинала 5 октября 2010 года . Проверено 27 марта 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уиткомб, Даррел Д. (1998). Спасение летучей мыши 21 . Авиабаза Максвелл, Алабама: Издательство Военно-морского института США. п. 196. ИСБН  978-0-440-61394-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8212c8b64d70f5247f5dbbc0764c18a8__1723705920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/82/a8/8212c8b64d70f5247f5dbbc0764c18a8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rescue of Bat 21 Bravo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)