Морис де Сомарес
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: тон, грамматика, стиль и т. д. ( июнь 2024 г. ) |
Морис де Сосмарес (20 октября 1915 — 28 октября 1969) был художником, писателем и педагогом. Он сыграл важную роль в создании Университета Лидса. факультета изящных искусств [ 1 ] и был директором Школы рисования и живописи Байама Шоу с 1962 года до конца своей жизни. [ 2 ] Его влиятельная книга «Базовый дизайн: динамика визуальной формы» (1964) достигла широкой международной аудитории и издается по сей день. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Де Сосмарес родился Лайонелом Морисом де Сосмаресом 20 октября 1915 года в Сиднее, Австралия . Он был младшим из двух детей, рожденных от британских родителей Кларенса Монтгомери «Монти» де Сосмарес, морского инженера торговой службы , и Джесси Роуз Макдональд (урожденная Бэмфорд). , учительница игры на фортепиано и вдова исследователя Г. А. Макдональда. [ 4 ] В 1916 году семья переехала в Гренаду, Вест-Индия . В 1918 году отец де Сосмареса, Монти, исчез во время ежедневного купания, и предположительно его съела акула. Пять лет спустя, в 1923 году, Джесси вернулся в Англию вместе с Морисом, его старшего брата Джорджа уже отправили туда учиться в школе. [ 3 ]
Образование
[ редактировать ]По возвращении семьи в Англию в 1923 году Морис поступил в начальную школу Сент-Джеймс в Хайгейте . Его старший брат Джордж уже был в Англии и посещал больницу Христа в Хоршаме , где Морис позже стал учеником в период с 1926 по 1932 год. Во время пребывания в больнице Христа Морис страдал от ревматической лихорадки и был прикован к постели с апреля 1927 года до весны 1928 года. В 1932 году Морис стал студентом Политехнической школы искусств Уиллесдена , обучаясь у Эрнеста Хебера Томпсона. . Он был награжден сертификатами Совета по образованию по рисунку (1934 г.) и живописи (1936 г.). [ 3 ]
В 1936 году де Сосмарес поступил в Королевский колледж искусств (RCA) в качестве Королевского экспонента живописи, где учился до 1939 года. [ 4 ] Он также был награжден сертификатом RCA по гравюре в 1938 году. Во время учебы в RCA его преподавали Малкольм Осборн , Роберт Остин и Международной ассоциации художников (AIA) члены Барнетт Фридман и Перси Хортон . Его работы выставлялись в Художественной галерее Уайтчепела , в Политехнической школе искусств Уиллесдена (где он получил специальный приз за портретную живопись и премию Гилберта Спенсера за пейзаж ) и в De Olympiade Onder Dictatuur в Амстердаме . Де Саусмарес также был казначеем Театральной группы RCA и организовал выставку студенческой группы RCA, проходившую в галерее Имперского института в 1938 году. [ 3 ]
В 1939 году он был награжден Дипломом товарищества и выиграл Ежегодную премию живописи. [ 3 ] Ему также была присуждена стипендия для продолжения обучения, но от нее пришлось отказаться из-за начала войны. [ 4 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Де Сосмарес женился на Кейт Элизабет Лайонс в январе 1940 года. У них родилась дочь Филиппа Джудит, родившаяся в 1941 году. Позже в 1956 году пара рассталась. [ 3 ] Во время работы в колледже искусств Хорнси де Сомарес познакомился с коллегой-преподавателем Джейн Босуэлл. [ 5 ] Они поженились в 1963 году, у них было трое детей (Эмма Луиза, Саймон Бенедикт и Дэниел Морис). Они оставались вместе до смерти де Сосмареса в 1969 году. [ 3 ]
перенес ревматическую лихорадку После того, как в детстве де Сосмарес , на протяжении всей своей жизни он страдал от плохого здоровья. Эти проблемы со здоровьем заставили его уйти с преподавательской должности в 1941 году и получить отпуск в Университете Лидса в 1952 году. [ 3 ] Он также был госпитализирован в апреле 1957 года после нервного срыва, вызванного трудностями в браке с Кейт. [ 6 ] Де Саусмарес вернулся к работе в следующем году, и университет организовал его постепенное возвращение, включая использование студии на территории кампуса в Бич-Гроув-Террас. Летом 1969 года, находясь во Франции , де Сосмарес снова заболел и был вынужден вернуться в Англию . Он умер 28 октября в возрасте 54 лет в лондонской кардиологической больнице. [ 3 ]
После его смерти друзья и поклонники де Сосмареса собрали средства для фонда. Фонд возглавлял художник Карел Уэйт , и его целью было оказание финансовой поддержки его семье до тех пор, пока Дэниел, их младший ребенок, не достигнет школьного возраста. [ 3 ]
Служба благодарения за жизнь де Сосмареса прошла в церкви Святого Павла в Ковент-Гардене 15 декабря 1969 года. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Заявление де Сосмареса как отказавшегося от военной службы по убеждениям по христианским мотивам было передано в суд в Лидсе в 1940 году. [ 8 ] Однако оно было отклонено, и вместо этого он был занесен в специальный реестр небоевой службы . Позже он не смог пройти медицинский осмотр в вооруженных силах , поэтому продолжал работать учителем, время от времени его вызывали на работу гражданским инструктором в армейский образовательный корпус и выполняли обязанности пожарного пикета по ночам. [ 3 ]
Во время Второй мировой войны де Сосмаресу было поручено нарисовать здания и сцены из Бедфордшира в рамках схемы Recording Britain, проекта Pilgrim Trust под руководством сэра Кеннета Кларка , который зафиксировал меняющийся ландшафт Великобритании во время войны. Его рисунок Кардингтонского моста был опубликован в первом томе журнала Recording Britain в 1946 году. [ 3 ]
Де Саусмарес играл активную роль в Международной ассоциации художников во время войны, когда AIA поддерживала левые и антифашистские движения. [ 3 ] Впервые он выставил работы на групповой выставке 1935 года « Художники против фашизма и войны» вместе с такими художниками, как Генри Мур и Пол Нэш, а также на более поздних выставках AIA военного времени. [ 9 ] Позже он работал в комитетах AIA, а также участвовал в послевоенной работе ассоциации по пропаганде важности искусства посредством передвижных выставок, доступных гравюр и схемы создания фресок в таких местах, как школы, библиотеки и больницы. [ 3 ]
Художественное образование и преподавание
[ редактировать ]На протяжении всей своей жизни де Сомарес плодотворно работал в сфере художественного образования , занимая несколько преподавательских должностей и работая внешним экзаменатором во многих университетах и колледжах. [ 3 ] Он внес значительный вклад в дебаты о художественном образовании, будучи членом различных советов и консультативных комитетов. [ 2 ] Его экспериментальный подход к образованию способствовал существенным изменениям в преподавании искусства и дизайна, начиная с середины двадцатого века. [ 10 ] На протяжении всей своей карьеры он выступал за индивидуальное творчество и самовыражение, веря в жизненно важную роль, которую искусство играет в каждом обществе. [ 11 ] В 1963 году в своей статье Diploma Daze de Sausmarez он выступил против запланированного сокращения дипломных курсов, сделанного комитетом Саммерсона в том же году. Будучи сторонником практического профессионального образования в области искусства, он подчеркивал его важность в подготовке успешных художников и дизайнеров. [ 12 ] В июне 1968 года он также выступал на конференции Департамента образования и науки для консультантов по искусству в Дартингтон-холле . Его доклад «Инновации и преемственность в художественном образовании» оказал влияние и был хорошо принят его коллегами. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Его первая преподавательская должность была учителем искусств в гимназии короля Эдуарда VII в Шеффилде в ноябре 1939 года. Он ушел с очного преподавания в 1941 году из-за плохого здоровья, но позже занял должность преподавателя по совместительству в политехнической школе искусств Уиллесдена. . Возвращение в свою старую школу заставило де Сосмареса усомниться в предписывающей традиционной учебной программе, с которой он сталкивался там раньше, будучи учеником, а теперь как учитель. Он стал стремиться развивать более открытое, экспериментальное образование для своих учеников, знакомя их с танцами, театром и музыкой, а также изобразительным искусством. [ 10 ]
Позже Де Саусмарес занимал преподавательские должности в Школе искусств Хоршама, Колледже искусств Лидса , Университете Лидса , Колледже искусств Хорнси и независимой лондонской художественной школе Рисования и живописи Байама Шоу . Де Сосмарес также преподавал по совместительству в различных лондонских художественных школах, включая Голдсмитс-колледж и Школу искусств Харроу , читал лекции во многих учреждениях Великобритании, включая Королевский колледж искусств , и выступал на многих образовательных конференциях. [ 3 ]
Де Саусмарес выступал за художественное образование для различных молодежных групп и в 1945 году опубликовал « Смотрите так» , введение в понимание живописи, написанное для молодежных клубов. [ 3 ]
Колледж искусств Лидса и Университет Лидса
[ редактировать ]В марте 1947 года де Сосмарес начал свое долгое и значимое сотрудничество с городом Лидс и прилегающим регионом, когда он был назначен главой школы рисования и живописи в колледже искусств Лидса . [ 16 ] В 1950 году он был назначен преподавателем изящных искусств в Университете Лидса , его заявление на эту должность поддержали коллеги-художники Перси Хортон , Гилберт Спенсер и Уильям Колдстрим . [ 3 ] Недавно был открыт факультет изящных искусств, и де Сосмарес был назначен разработать и разработать учебную программу. [ 1 ] По рекомендации основателей кафедры Бонами Добри и Герберта Рида были введены практические занятия по искусству, которые преподавались в тандеме с историей искусства. Де Сосмарес был назначен главой этого нового отдела в 1950 году и благодаря своему сотрудничеству с Гербертом Ридом сыграл важную роль в формировании нового проспекта, который объединил изучение создания искусства с его историей. [ 11 ] Получившаяся в результате программа обучения, сочетающая студийную практику с историей искусства, была подражана другим учреждениям. Позже в 1954 году его повысили до старшего преподавателя и заведующего кафедрой. [ 3 ]
За время своего пребывания в Лидсе де Сосмарес организовал и провел несколько циклов лекций как для студентов, так и для публики, многие из лекций читал сам. В их число входили лекции в Художественной галерее Грейвс в Шеффилде и Городской художественной галерее Лидса , серия из двенадцати публичных лекций по французской живописи девятнадцатого века. [ 3 ] и курс из десяти университетских дополнительных лекций, посвященных Британскому фестивалю 1951 года. [ 17 ] Во время своего пребывания в Лидсе он также занимал различные титулы и должности, включая губернатора Художественного колледжа Лидса и Школы искусств Харрогейта, главного экзаменатора Педагогического института Университета Лидса и был членом Сената университета. [ 3 ]
В июле 1952 года де Сомарес посетил колледж Макерере в Уганде по просьбе Межуниверситетского совета по высшему образованию в колониях. [ 18 ] Школа искусств колледжа Макерере была основана в 1937 году выпускницей Slade Маргарет Троуэлл. [ 19 ] и был связан с Лондонским университетом . [ 20 ] В сотрудничестве с Троуэллом де Сосмарес консультировал по вопросам развития школы и формирования нового дипломного курса, который будет преподаваться в школе. [ 18 ]
Летняя школа North Riding в Скарборо
[ редактировать ]Де Саусмарес внес свой вклад и организовал множество выходных и летних художественных курсов, в первую очередь летнюю школу живописи с проживанием для Совета графства Норт-Райдинг. Курс проводился ежегодно с 1949 по 1953 год. [ 3 ] и проходил в колледже Wrea Head в Скалби , в Скарборо, Северный Йоркшир , [ 21 ] а затем в Северном колледже верховой езды. [ 22 ] Де Саусмарес преподавал в Летней школе вместе с различными коллегами, в том числе с коллегой- выпускником RCA , художником и педагогом Гарри Туброном . [ 22 ]
Базовый дизайн
[ редактировать ]«Базовый дизайн», вдохновленный принципами образования Баухауза , сыграл жизненно важную роль в революционном преобразовании преподавания в художественных школах в Великобритании в 1950-х и 1960-х годах. Ключевыми фигурами этого движения были Виктор Пасмор , Том Хадсон , Гарри Туброн и де Сосмарес. [ 23 ] Двумя основными принципами движения были обоснованный и объективный подход к преподаванию и важность охвата науки, технологий и современного мира. В 1956 году де Сосмарес, Туброн и Хадсон участвовали в важной конференции Общества образования через искусство, на которой де Сосмарес утверждал, что в теории искусства существует «тонко замаскированный заговор против интеллекта, возникающий в результате произвольного разделения сознания и интеллекта, как если бы они были взаимоисключающие, а не неразделимые [и что] клевета на интеллект имеет серьезные последствия в художественном образовании». [ 24 ]
Подход де Сосмареса к образованию «Базовый дизайн» был направлен на воспитание любознательности и любознательности у его учеников. Его целью было создать рациональное, объективное обучение, поддерживающее эмоциональное и интеллектуальное развитие. [ 23 ] Философия, которую он разработал вместе с коллегой и коллегой-художником Питером Грином, когда они оба преподавали в колледже искусств Хорнси . [ 25 ] Влиятельная книга де Сосмареса об этих принципах « Базовый дизайн: динамика визуальной формы » была впервые опубликована в 1964 году и издается по сей день. [ 26 ]
Близкий коллега де Сосмареса Гарри Туброн разработал свой базовый курс дизайна частично в летних школах North Riding, которые они вместе преподавали в Скарборо. [ 23 ] Курс Туброна станет новой моделью преподавания искусства и до сих пор используется при выдаче базовых дипломов. [ 27 ]
В 1963 году Гарри Туброн преподавал десятидневный курс зимней школы рисования с натуры в Школе рисования и живописи Байама Шоу вместе с де Сосмаресом, скульптором Хьюбертом Далвудом и художником-абстракционистом Терри Фростом . В экспериментальном курсе приняли участие около 70 художников и студентов, и он включал в себя раскладывание на полу больших листов бумаги, тесное сотрудничество студентов и перемещение нескольких моделей жизни по многолюдному пространству. [ 28 ] Он был направлен на «разрушение привычных практик» и «поощрение творческой реакции». Курс был задокументирован художником и режиссером Джоном Джонсом, получившийся 30-минутный фильм «Рисование фигурой» (1963) включает комментарии Туброна и саундтрек в стиле импровизированного джаза . [ 23 ]
Школа рисунка и живописи Байама Шоу
[ редактировать ]Де Сосмарес был директором Школы рисования и живописи Байама Шоу с 1962 года до своей смерти в 1969 году. Во время своего пребывания там он много работал над повышением репутации и уровня школы. [ 2 ] Будучи директором школы Байама Шоу, де Саусмарес отстаивал важность таланта перед вступительными требованиями, установленными местными властями при выборе потенциальных студентов. [ 11 ] Ему также было ясно, что школа по-прежнему ориентирована на практическую студийную работу: «семинары, а не говорильни, академии прошлого». [ 29 ]
Дизайнер и изобретатель Джеймс Дайсон учился в школе Байама Шоу, выбрав эту школу из-за ее отличной репутации под руководством де Сосмареса. [ 30 ] Дайсон считает, что руководство и обучение де Сосмареса вдохновили его стать дизайнером. [ 31 ]
Вещание
[ редактировать ]Помимо преподавания в различных учебных заведениях, де Сосмарес также давал художественное образование школам и широкой публике через BBC, радиопрограммы такие как «Искусство на Севере: будущее», транслировавшееся в 1951 году. [ 32 ] и «Рассеянные осьминоги» (1959), программа преподавания искусства подросткам. [ 33 ] Он также участвовал в радиопрограмме Talks for Sixth Forms , представляя эпизоды о художниках и публике в 1960 году. [ 34 ] и Поль Сезанн в 1965 году. Последний сопровождался диафильмом с фотографиями работ Сезанна, выбранными де Сосмаресом. [ 35 ]
Он также внес большой вклад в дискуссии об искусстве и художественном образовании через радиопрограммы BBC, такие как What Kind of Art Schools (1958). [ 36 ] и «Общество пятидесяти одного» , и ATV» программу «Карьера . Я собираюсь работать на творческой работе, показанной в октябре 1962 года. [ 3 ]
Письмо
[ редактировать ]Де Сосмарес на протяжении всей своей жизни много писал, регулярно писал статьи и эссе о художественном образовании, а также о художниках и их работах. Его книга «Базовый дизайн: динамика визуальной формы» , предназначенная для преподавателей рисования и студентов, была впервые опубликована в 1964 году. [ 26 ] Он также написал книги об Пуиссена «Орфее и Эвридике» (1969) и Бриджит Райли (1970). В 1969 году он редактировал специальный выпуск художественного журнала Studio International о художнике Бене Николсоне, в котором он брал интервью у других художников, включая Генри Мура и Наума Габо , и писал о работах Николсона. [ 37 ]
Де Саусмарес также регулярно писал для журнала Motif: A Journal of the Visual Arts под редакцией дизайнера Руари Маклина . Он написал несколько статей о художественном образовании, в том числе « Играем безопасно ?». об отсутствии интеллектуального развития у учащихся, поступающих в художественные школы, опубликовано в «Мотиве 4» (март 1960 г.) [ 38 ] и редакционная статья о недавно задуманном Дипломе в области искусства и дизайна (DipAD) в Motif 7 (1961). [ 39 ] Он также писал о работах Хьюберта Далвуда , Джона Уоррена-Дэвиса, Тревора Бейтса и Джона Хоскина в статье «Мотив 5» (осень 1960 г.) «Четыре абстрактных скульптора», [ 40 ] а о скульпторах и бывших помощниках Генри Мура , Олифа Ричмонда, Нила Стокера, Клайва Шеппарда и Энтони Хэтвелла в статье « Четыре британских скульптора», опубликованной в «Мотиве 12» (зима 1964 г.). [ 41 ]
Искусство и дизайн
[ редактировать ]Де Сомарес был не только известным и уважаемым педагогом, но и опытным художником, иллюстратором и дизайнером. Он черпал влияние у Поля Сезанна , Жака Вийона и Николя Пуссена , любил абстрактное искусство и дар внимательного наблюдения, который можно увидеть во многих его пейзажах и натюрмортах. [ 11 ]
Еще будучи студентом, в 1935 году де Сомарес завершил фреску для детской комнаты в библиотеке Кенсал-Райз в Лондоне. [ 3 ] с другим учеником Уиллесденской политехнической школы искусств Дадли Холландом. [ 42 ] В том же году он впервые выставился в Международной ассоциации художников (AIA), а в 1937 году Маленький театр Бромли поручил ему разработать костюмы и декорации для постановки «Хасана» Элроя Флеккера. [ 3 ]
Последствия Второй мировой войны оставили де Сосмареса «ушибленными», и эта уязвимость была продемонстрирована в его работах. На его картине «Стейтс» 1952 года изображен хрупкий пейзаж из разрушенных старых домов. Однако в 1955 году он написал, пожалуй, одну из своих самых известных картин «Бар Уайтлокс, Лидс», изображающую теплый и дружелюбный интерьер одного из самых популярных трактиров города. [ 11 ]
Де Саусмарес некоторое время работал внештатным дизайнером и консультантом в Lichtex Textiles, а его проекты выставлялись на выставке Cotton Board . Он выполнил иллюстративные заказы для книжных издательств Chatto & Windus и Odhams Press Ltd, в том числе Одхэма» «Детскую книгу природы » Ф. Г. Томаса и « Мир и вы, исторический город , а также иллюстрировал книгу А. Н. Шиммина « Университет Лидса, первая половина века» . [ 3 ] Он также выполнил несколько заказов на портреты, в основном университетских деятелей, в том числе Университета Халла вице-канцлера доктора Джона Х. Николсона (ок. 1958), Университета Лидса профессора английской литературы Бонами Добри (1955) и научного сотрудника Грегори Джеймса Киркупа (ок. 1951). . [ 43 ]
В более поздних работах де Сосмареса преобладают пейзажи, особенно Франции и Италии , где он провел много лет, рисуя и изучая свое окружение. «Тосканское лето» (1955) демонстрирует использование абстрактной техники для изображения внимательно наблюдаемого, урезанного пейзажа. Долина Люберон во Франции также особенно широко фигурирует в его пейзажных картинах после того, как он купил там дом в 1962 году. [ 11 ]
Де Саусмарес регулярно показывал свои работы на различных групповых выставках, в том числе на Летней выставке РА , которую он выбирал много раз на протяжении всей своей жизни, а также один раз посмертно в 1970 году. [ 11 ] Он был избран членом Королевской академии в 1964 году. [ 44 ] Его работы также были включены во многие ежегодные выставки Нового английского художественного клуба (NEAC) в период с 1939 по 1961 год и посмертно в 1970 году. Кроме того, работы де Сосмареса были включены во многие передвижные выставки, связанные как с выставками RA, так и с NEAC. [ 3 ] Его первая персональная выставка состоялась в галерее Пола Александра в Лондоне в октябре 1949 года. [ 45 ]
Несколько картин де Сосмареса были показаны и проданы на выставках «Картинки для школ». [ 46 ] Схема Общества образования через искусство (SEA), основанная в 1947 году художницей и педагогом Нэн Янгман . Целью программы было обогатить визуальное образование детей посредством непосредственного контакта с оригинальными произведениями искусства в их школах. Выставки проходили ежегодно в Лондоне и представляли работы современных британских художников для продажи покупателям образовательных учреждений и местным властям. [ 47 ] Де Сосмарес также несколько раз входил в состав отборочной комиссии выставки в 1960-х годах. [ 48 ]
Его пейзажная картина Country Lane была куплена Национальной художественной галереей Новой Зеландии в 1958 году. [ 3 ] Коллекции его работ также хранятся в Кембриджском Шир-Холле , музеях и галереях Лидса , художественной галерее Ференса , музеях Шеффилда и Университете Лидса . [ 43 ]
Связи в мире искусства
[ редактировать ]Де Сосмарес создал обширную сеть профессиональных связей и был важной фигурой в кругу художников, мыслителей и групп, определявших культурную жизнь послевоенной Британии. [ 10 ] Во время изучения живописи в Королевском колледже искусств он познакомился с художницей Пегги Ангус , которую регулярно навещал в ее коттедже Ферлонгс. Художник Перси Хортон преподавал де Сосмареса в RCA, а позже написал рекомендательное письмо для поступления в Университет Лидса в 1949 году. Хортон также написал введение к каталогу к первой персональной выставке де Сосмареса в том же году. [ 3 ]
Де Сосмарес регулярно работал с коллегой-художником и педагогом Гарри Туброном , особенно в летних школах North Riding в Скарборо , и поддержал назначение Туброна главой школы живописи в Художественном колледже Лидса в 1955 году. Он также преподавал вместе с художниками Карелом Уэйтом . Хьюберт Далвуд и Терри Фрост , а также историк искусства и философ Герберт Рид. [ 3 ] а также работа с поэтом Джоном Силкиным на выставке работ Исаака Розенберга в 1959 году. [ 49 ] В 1960 году де Сосмарес предложил художнику Джону Хойланду свою первую преподавательскую должность в колледже искусств Хорнси после того, как обнаружил стопку абстрактных картин Хойланда в Королевской академии . [ 3 ]
Бриджит Райли
[ редактировать ]Де Сомарес впервые встретил художницу Бриджит Райли в 1959 году, когда она посещала летние курсы по цветовым формам в Гротон-холле, Саффолк , которые он проводил вместе с Гарри Туброном и Дайаной Туброн. [ 3 ] посетил ее студию на Фулхэм-роуд . Позже в том же году он впервые [ 50 ] Он стал ее другом и наставником, познакомив ее с футуризмом и дивизионизмом и вдохновив ее присмотреться к таким художникам, как Клее и Сёра . [ 51 ] Знакомство Райли с футуристической живописью также включало множество дискуссий и анализов с де Сосмаресом, когда он готовил серию лекций для Королевского колледжа искусств. [ 50 ] У Де Сосмареса и Райли начались интенсивные романтические отношения в 1959 году. [ 52 ] и провели лето 1960 года вместе, рисуя в Италии , где они посетили Венецианскую биеннале . [ 51 ] Райли написал «Розовый пейзаж» (1960), пуантилистское исследование пейзажа возле Радикофани во время этого праздника. После возвращения из Италии де Сосмарес предложил Райли подработать преподавателем в колледже искусств Хорнси , где он возглавлял факультет изобразительного искусства. [ 50 ] Когда осенью того же года отношения закончились, Райли пережила личный и творческий кризис, создавая картины, которые привели к созданию черно-белых работ в стиле оп-арт , таких как «Поцелуй» (1961), которыми она впервые стала известна. [ 51 ]
Отношения между де Сосмаресом и Райли переросли в профессиональную дружбу, которая продолжалась до его смерти в 1969 году. [ 3 ] Райли часто упоминал о своей роли одного из первых наставников. [ 11 ] Он с энтузиазмом писал, высоко оценивая работы Райли, составляя введение в каталог к ее первой персональной выставке в 1962 году и к последующим выставкам в 1969 году. На момент своей смерти он работал над монографией о Райли, которая была опубликована посмертно в 1970 году. Де Сосмарес также возглавлял рабочий комитет Space (studios) , лондонской организации, основанной Райли и Питером Седгли для предоставления доступных студийных помещений. художники. [ 3 ]
В 2019 году Художественный фонд Бриджит Райли поддержал приобретение архива де Сосмареса Университетом Лидса . [ 10 ]
Бен Николсон
[ редактировать ]Короткие, но продуктивные профессиональные отношения сложились между де Сосмаресом и художником Беном Николсоном, пока де Сосмарес составлял специальный выпуск Studio International, посвященный Николсону. Де Сосмарес и Николсон регулярно переписывались с 1966 по 1969 год, когда номер был опубликован, и де Сосмарес навещал Николсона в его доме в Швейцарии . [ 53 ] Помимо редактирования номера, де Сосмарес также взял интервью у коллег-художников Наума Габо и Генри Мура о Николсоне и его работах. [ 37 ]
Кеннет Лейтон
[ редактировать ]Композитор Кеннет Лейтон познакомился с де Сосмаресом в середине 1950-х годов, когда Лейтон был первым научным сотрудником Грегори по музыке в Университете Лидса . Между ними завязалась тесная дружба, продлившаяся до смерти де Сосмареса. Де Сомарес поручил Лейтону сочинить музыкальное произведение в память о своей матери Джесси после ее смерти в 1963 году. Получившаяся пьеса « Семь вариаций для струнного квартета, опус 43 » была впервые исполнена на студенческой выставке Байама Шоу в 1964 году. Вторая мемориальная пьеса Лейтона, на этот раз в память о самом де Сосмаресе, была исполнена на службе в честь Дня благодарения за жизнь де Сосмареса 15 декабря 1969 года. [ 3 ]
Наследие
[ редактировать ]Его подход к преподаванию искусства как «социальной среды, жизненно важной для человечества» вдохновил многих, кто учился у него, и его наследие в области художественного образования значительна. [ 54 ] Через два года после его смерти, в 1971 году, выставка «Посвящение Морису де Сосмаресу» была организована студентами Школы рисования и живописи Байама Шоу в честь де Сосмареса. [ 11 ] Помимо собственных картин де Сосмареса, в дар были переданы работы друзей, коллег и бывших студентов, а доходы от продаж пошли в трастовый фонд для детей де Сосмареса. Среди художников-экспонентов были Дэвид Хокни , Кэрел Уэйт , Терри Фрост , Хьюберт Далвуд , Бен Николсон , Генри Мур , Джон Хойланд , Прунелла Клаф , Линн Чедвик , Патрик Херон , Уильям Скотт , Питер Седгли и Бриджит Райли . Выставка была хорошо принята, ее описали как «чрезвычайно привлекательную и живую выставку современного британского искусства», а качество школы Байама Шоу и ее учеников само по себе считалось памятником жизни и творчества де Сосмареса. [ 55 ]
В том же году состоялась первая лекция памяти Мориса де Сосмареса, организованная Советом управления школы Байама Шоу. Первую лекцию «Урок искусства » прочитал профессор Ричард Воллхейм . Лекции продолжались ежегодно до 1990 года, и среди докладчиков были Жермен Грир , Мелвин Брэгг , историк искусства, профессор Гризельда Поллок и сторонник базового дизайна Ричард Гамильтон . [ 3 ]
В 2015 году ретроспективная выставка работ де Сосмареса прошла в галерее Стэнли и Одри Бертон Университета Лидса . Выставка ознаменовала столетие со дня рождения де Сосмареса и объединила картины, иллюстрации и другие произведения за весь период его карьеры. [ 11 ] Джеймс Дайсон выступил на открытии выставки с речью, в которой рассказал о большом художественном влиянии де Сосмареса на него и его карьеру. [ 56 ]
Архив де Сосмареса хранится в специальных коллекциях Университета Лидса, которые были приобретены у Семейного фонда Мориса де Сосмареса в 2019 году. [ 57 ]
Выставки
[ редактировать ]Персональные выставки
[ редактировать ]- 1949: Картины Мориса де Сосмареса , Галерея Поля Александра, Лондон.
- 1951: Картины Мориса де Сосмареса , Галерея Хауорт, Уэйкфилд.
- 1971: Посвящение Морису де Сосмаресу , галереи Аппер Гросвенор, Лондон (посмертно)
- 2015: Морис де Сомарес 1915–1969 , Галерея Стэнли и Одри Бертон, Лидс (посмертно)
Избранные групповые выставки
[ редактировать ]- Летняя выставка Королевской академии: 1947–8, 1950–5, 1957, 1959, 1962–9 и 1970 (посмертно)
- Ежегодная выставка Нового английского арт-клуба: 1938, 1939, 1940, 1942–5, 1947, 1950–2, 1961 и 1970 (посмертно)
- 1935: Международная ассоциация художников: Художники против фашизма и войны , Сохо-сквер, 28, Лондон.
- 1936: Выставка 15 студенческих клубов эскизов , Художественная галерея Уайтчепел, Лондон.
- 1936: Олимпиада под диктатурой , Амстердам
- 1937: AIA: Художники против фашизма и войны , Сохо-сквер, 28, Лондон.
- 1938: Групповая выставка студентов , Королевский колледж искусств, Лондон.
- 1939: AIA: Единство художников мира, демократии и культурного развития, Галерея Уайтчепел, Лондон
- 1942: Схема записи меняющегося лица Британии , Национальная галерея, Лондон.
- 1946: AIA: Художники сегодня, 56 Pall Mall, Лондон.
- 1953: Выставка йоркширских художников , Городская художественная галерея Лидса.
- 1953: Фигуры в своей обстановке , Галерея Тейт, Лондон.
- 1955: Автопортреты современных художников , Художественная галерея Ференса , Кингстон-апон-Халл.
- 1956: Морис де Сомарес, Терри Фрост и Хьюберт Далвуд , Университет Лидса
- 1956: Времена года , Галерея Тейт, Лондон.
- 1967: Современные британские художники-пейзажисты , галереи Аппер-Гросвенор, Лондон.
- 1969: Обнаженная, Галерея Нью-Графтон, Лондон.
Избранные публикации
[ редактировать ]- Посмотрите сюда, введение в живопись (1945)
- Играть безопасно? , Мотив: Журнал визуальных искусств, 4 (март 1960 г.)
- Четыре скульптора-абстракциониста , Мотив: Журнал визуальных искусств, 5 (осень 1960 г.)
- Развитие диплома , Мотив: Журнал визуальных искусств 7 (лето 1961 г.)
- Диплом Daze , The Guardian (27 июня 1963 г.)
- Базовый дизайн: динамика визуальной формы (1964)
- Четыре британских скульптора, Мотив: Журнал визуальных искусств, 12 (зима 1964 г.)
- Николя Пуссен «Орфей и Эвридика» (1969).
- Бен Николсон: Специальный выпуск Международной студии (1969)
- Бриджит Райли (1970)
- Дискуссия между Питером Седжли и Морисом де Сосмаресом, Леонардо Том. 4 весна 1971 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б « Лидер изящных искусств в Лидсе» - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Морис де Сосмарес» . Хранитель . 30 октября 1969 г. с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также Де Сосмарес, Морис; Подгузник, Хилари; Де Саусмарес, Джейн (2015). О художниках и их творчестве: избранные сочинения Мориса де Сосмареса . Лондон: Юникорн Пресс. ISBN 978-1-910065-84-6 .
- ^ Jump up to: а б с Виндзор, Алан (2004). «Саусмарес, Лионель Морис де (1915–1969), художник и писатель об искусстве» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/64242 . Проверено 3 апреля 2024 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Цвет: понимание обмана. Джейн де Сомарес | Общество искусств Брутона» . Художественное общество Брутона. 20 апреля 2015 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Здоровье — Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Программы благодарственного служения - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Заявление о регистрации лица, отказывающегося от военной службы по убеждениям - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Международная Ассоциация Художников» . Оксфордский справочник . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Новости из специальных коллекций: Архив Мориса де Сосмареса | Институт искусств и гуманитарных исследований Лидса» . lahri.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Морис де Сомарес 1915-1969 . Галерея Стэнли и Одри Бертон. 2015. ISBN 9781874331551 .
- ^ де Сосмарес, Морис (27 июня 1963 г.). «Дипломное изумление» . The Guardian : 6 – через ProQuest.
- ^ «Кристина Смейл Морису де Сосмаресу - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Джон 'Джек' Лоуренс Лонгленд Морису де Сосмаресу - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Дж. Р. Лукас Морису де Сосмаресу - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Архив Мориса де Сосмареса — Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Изобразительное искусство в Англии 1851-1951 - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Визит в Университетский колледж Восточной Африки - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ «Школа искусств Макерере на протяжении веков | Университет Макерере» . Университет Макерере. 20 июля 2012 года . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Волукау-Ванамбва, Эмма (2014). «Школа искусств Маргарет Троуэлл. Пример формирования колониальных субъектов». В Стеммлере, Сюзанна (ред.). Восприятие, опыт, эксперимент, знание: субъективность и объективность в искусстве: объективность и субъективность в искусстве и науке (PDF) . Диафан. ISBN 9783037346662 .
- ^ «Wrea Head College Scarborough - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Летняя школа North Riding в Скарборо — Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Криппа, Елена; Уильямсон, Бет (2013). Базовый дизайн . Тейт Британия.
- ^ Йоман, Ричард (2005). «Базовый дизайн и педагогика Ричарда Гамильтона». В Послании к Римлянам, Мервин (ред.). Истории художественного и дизайнерского образования: Сборник очерков . Интеллектуальные книги. ISBN 9781841509273 .
- ^ Хепберн, Натаниэль (12 июня 2023 г.). «Некролог Питера Грина» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б Ли, Алан (1 апреля 2020 г.). «Скептицизм в отношении современного искусства» . Журнал эстетического воспитания . 54 (1): 35–50. дои : 10.5406/jaesteduc.54.1.0035 . ISSN 0021-8510 – через JSTOR.
- ^ «Наша история | Университет искусств Лидса» . www.leeds-art.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Рисование с помощью рисунка — Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ де Сосмарес, Морис (2025). «Школа искусств Байама Шоу (1963-4)». В подгузнике, Хилари (ред.). О художниках и их творчестве: Избранные сочинения Мориса де Сосмареса . Юникорн Пресс. ISBN 9781910065846 .
- ^ «Джеймс Дайсон» . Сайт РКА . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Дайсон, Джеймс. «Мой учитель: Джеймс Дайсон о Морисе де Сосмаресе - Тейт и т. д.» . Тейт . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Указатель программ BBC» . genome.ch.bbc.co.uk . 8 июля 1951 года . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Указатель программ BBC» . genome.ch.bbc.co.uk . 28 марта 1959 года . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Указатель программ BBC» . genome.ch.bbc.co.uk . 22 января 1960 года . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Традиция и эксперимент в искусстве 4. Сезанн - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Указатель программ BBC» . genome.ch.bbc.co.uk . 5 ноября 1958 года . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б де Сосмарес, Морис, изд. (1969). Бен Николсон: Специальный выпуск Studio International . Студия Интернационал. ISBN 9780902063051 .
- ^ «Играем безопасно? - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Редакционная статья к Мотиву 7 — Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Четыре скульптора-абстракциониста - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ «Четыре британских скульптора - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 17 июля 2024 г.
- ^ Кизинг, Ричард. «Дадли Холланд: Художник и мужчина» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «АРТ ЮК» . artuk.org . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Заслуженные художники - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Национальный архив художественного образования» . www.artsedarchive.org.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Финансы — Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Брэдбери, Натали (4 марта 2021 г.). «Картинки для школ: визуальное образование в классе и картинной галерее» . Историческая педагогика . 57 (1–2): 126–144. дои : 10.1080/00309230.2021.1881132 . ISSN 0030-9230 .
- ^ «Нэнси Нэн Мэйхью Янгман Морису де Сосмаресу - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Джон Силкин - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Райли, Бриджит; Де Сосмарес, Морис, ред. (1970). Бриджит Райли . Лондон: Студия Виста. ISBN 978-0-289-79810-2 .
- ^ Jump up to: а б с Райли, Бриджит; Мурхаус, Пол; Тейт Британия, ред. (2003). Бриджит Райли: по случаю выставки в Tate Britain, Лондон, 26 июня – 28 сентября 2003 г. Лондон: Тейт Пабл. ISBN 978-1-85437-492-9 .
- ^ Киммельман, Майкл (28 сентября 2000 г.). «В конце концов, не все так квадратно» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Бен Николсон Морису де Сосмаресу - Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Бернадж, Сара; Помери, Виктория; Клянусь, Корин; Кеннард, Питер. «MicroTate 22 – Тейт и т. д.» . Тейт . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Вайзи, Марина (19 июня 1971 г.). «Посвящение Морису де Сосмаресу». Обзор искусств . 23 (12).
- ^ Лидс, Университет (23 октября 2015 г.). «Сэр Джеймс Дайсон отдает дань уважения своему художественному наставнику» . www.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Архив Мориса де Сосмареса — Библиотека | Университет Лидса» . explore.library.leeds.ac.uk . Проверено 4 апреля 2024 г.
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( июнь 2024 г. ) |