Jump to content

Александр Лурия

(Перенаправлено с А. Р. Лурии )

Александр Лурия
Лурия, гр. 1940 год
Рожденный ( 1902-07-16 ) 16 июля 1902 г.
Умер 14 августа 1977 г. ( 1977-08-14 ) (75 лет)
Национальность советский
Альма-матер Казанский государственный университет
Первый Московский Государственный Медицинский Университет
Научная карьера
Поля Нейропсихология
Психология
Известные студенты Olga Vinogradova

Александр Романович Лурия ( русский : Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия ; 16 июля 1902 — 14 августа 1977) — советский нейропсихолог , которого часто называют отцом современной нейропсихологии. он разработал обширную и оригинальную батарею нейропсихологических тестов Во время своей клинической работы с жертвами черепно-мозговых травм во время Второй мировой войны , которые до сих пор используются в различных формах. Он провел углубленный анализ функционирования различных отделов мозга и интегративных процессов мозга в целом. Выдающееся произведение Лурии « Высшие корковые функции человека» (1962) представляет собой широко используемый учебник по психологии, переведенный на многие языки и дополненный им в 1973 году «Рабочим мозгом» .

Менее известно, что до войны основные интересы Лурии были в области исследований культуры и развития в психологии. Он прославился своими исследованиями малообразованного населения кочевых узбеков в Узбекской ССР, утверждая, что они демонстрируют иные (и более низкие) психологические способности, чем их современники и соотечественники в экономически более развитых условиях социалистического коллективного хозяйства ( колхоза ). Он был одним из основоположников культурно-исторической психологии и коллегой Льва Выготского. [1] [2] Помимо работы с Выготским, Лурия широко известен двумя выдающимися психологическими исследованиями: «Разум мнемониста» о Соломоне Шерешевском , который обладал очень развитой памятью; и «Человек с разрушенным миром» о Льве Засецком , человеке с тяжелой черепно-мозговой травмой .

За свою карьеру Лурия работал в широком спектре научных направлений в таких учреждениях, как Академия коммунистического воспитания (1920-1930-е годы), Экспериментальный дефектологический институт (1920-1930-е, 1950-1960-е годы, оба в Москве), Украинская психоневрологическая академия ( Харьков , начало 1930-х годов), Всесоюзный институт экспериментальной медицины и Институт нейрохирургии имени Бурденко (конец 1930-х годов). В обзоре общей психологии , опубликованном в 2002 году, Лурия занял 69-е место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и детство

[ редактировать ]

Лурия родился 16 июля 1902 г. [3] еврейским родителям в Казани , областном центре к востоку от Москвы. Многие из его семьи занимались медициной. По словам биографа Лурии Евгении Хомской, его отец Роман Альбертович Лурия был терапевтом, который «работал профессором Казанского университета ; а после русской революции стал основателем и руководителем Казанского института усовершенствования врачей ». [4] [5] Две монографии сочинений его отца были опубликованы на русском языке под названиями: « Болезни желудка и пищевода» (1935) и «Взгляд изнутри на болезни и гастрогенные болезни» (1935). [6] Его мать, Евгения Викторовна (урожденная Хаскина), после окончания колледжа в Польше стала практикующим стоматологом. Лурия был одним из двоих детей; его младшая сестра Лидия стала практикующим психиатром. [7]

Раннее образование и переезд в Москву

[ редактировать ]

Лурия досрочно окончил школу и получил первую степень в 1921 году в Казанском государственном университете . Еще будучи студентом в Казани, он основал Казанское психоаналитическое общество и некоторое время обменивался письмами с Зигмундом Фрейдом . В конце 1923 года он переехал в Москву, где жил на улице Арбат . Позже его родители последовали за ним и поселились неподалеку. В Москве Лурии предложили должность в Московском государственном институте экспериментальной психологии, которым с ноября 1923 года руководил Константин Корнилов .

В 1924 году Лурия познакомился со Львом Выготским . [8] который оказал бы на него большое влияние. Союз двух психологов породил то, что впоследствии было названо Выготским, точнее, кружком Выготского-Лурия . В течение 1920-х годов Лурия также встретился с большим количеством ученых, в том числе с Алексеем Леонтьевым , Марком Лебединским, Александром Запорожцем , Блюмой Зейгарник , многие из которых останутся его коллегами на всю жизнь. Вслед за Выготским и вместе с ним Лурия в середине 1920-х годов запустил проект разработки психологии радикально нового типа. Этот подход объединил «культурную», «историческую» и «инструментальную» психологию и в настоящее время чаще всего называют культурно-исторической психологией . Подчеркивается опосредующая роль культуры, в частности языка , в развитии высших психологических функций в онтогенезе и филогенезе .

Независимо от Выготского Лурия разработал гениальный «комбинированный двигательный метод», который помогал диагностировать скрытые или подавленные эмоциональные и мыслительные процессы человека . Это исследование было опубликовано в США в 1932 году под названием «Природа человеческих конфликтов» и принесло ему международную известность как одного из ведущих психологов Советской России. В 1937 году Лурия представил рукопись на русском языке и защитил ее в качестве докторской диссертации в Тбилисском университете (на русском языке не издавалась до 2002 года).

Лурия написал три книги в 1920-е годы после переезда в Москву: «Природа человеческих конфликтов» (на русском языке, но при жизни Лурии опубликована только в английском переводе в 1932 году в США), «Речь и интеллект в развитии ребенка » и «Речь и интеллект городских жителей». , Сельские и беспризорные дети (оба на русском языке). Второе издание вышло в 1928 году, а два других — в 1930-х годах.

В начале 1930-х годов и Лурия, и Выготский начали свое медицинское образование в Харькове, затем, после смерти Выготского в 1934 году, Лурия завершил медицинское образование в 1-м Московском медицинском институте .

Мультикультурализм и неврология

[ редактировать ]

1930-е годы имели большое значение для Лурии, потому что его исследования коренных народов открыли область мультикультурализма для его общих интересов. [9] Этот интерес возродится в конце двадцатого века различными учеными и исследователями, которые начнут изучать и защищать коренные народы по всему миру. [ нужна ссылка ] . Работа Лурии продолжилась в этой области экспедициями в Среднюю Азию. Под руководством Выготского Лурия исследовал различные психологические изменения (включая восприятие, решение проблем и память), которые происходят в результате культурного развития малообразованных меньшинств. В этом отношении ему приписывают большой вклад в изучение устной речи . [10]

В ответ на лысенковскую чистку генетиков, [11] [12] Лурия решил получить степень врача, которую он с отличием получил летом 1937 года. После переписывания и реорганизации своей рукописи « Природы человеческих конфликтов » он защитил ее на докторскую диссертацию в Тбилисском институте в 1937 году и был назначен Доктор педагогических наук. «В возрасте тридцати четырех лет он был одним из самых молодых профессоров психологии в стране». [13] В 1933 году Лурия женился на Лане П. Липчиной, известном специалисте по микробиологии, докторе биологических наук. [14] Супруги жили в Москве на улице Фрунзе, где родилась их единственная дочь Лена (Елена). [14]

Лурия также изучал однояйцевых и разнояйцевых близнецов в больших школах-интернатах, чтобы определить взаимодействие различных факторов культурного и генетического развития человека. В своих ранних нейропсихологических работах в конце 1930-х годов, а также на протяжении всей своей послевоенной академической жизни он сосредоточил внимание на изучении афазии , уделяя особое внимание взаимосвязи между языком, мышлением и корковыми функциями, особенно на развитии компенсаторных функций при афазии.

Вторая мировая война и ее последствия

[ редактировать ]

Для Лурии война с Германией, закончившаяся в 1945 году, привела к ряду важных событий для будущей его карьеры в области нейропсихологии. Он был назначен доктором медицинских наук в 1943 году и профессором в 1944 году. Особое значение для Лурии имело то, что правительство поручило ему лечить почти 800 госпитализированных пациентов с черепно-мозговыми травмами, вызванными войной. [15] Методы лечения Лурии касались широкого спектра эмоциональных и интеллектуальных дисфункций. [15] Он тщательно записывал этих пациентов и различал у них три возможности функционального восстановления: «(1) растормаживание временно заблокированной функции; (2) вовлечение викарного потенциала противоположного полушария; и (3) реорганизация функции. система», которую он описал в книге « Функциональное восстановление после военных черепно-мозговых ранений » (Москва, 1948, только на русском языке). В 1947 году была написана вторая книга под названием « Травматическая афазия» , в которой «Лурия сформулировал оригинальную концепцию нейронной организации речи. и ее расстройства (афазии), которые существенно отличались от существующих западных представлений об афазии». [16] Вскоре после окончания войны Лурия получил постоянную должность кафедры общей психологии в Центральном Московском государственном университете по специальности общей психологии, где он преимущественно оставался до конца своей жизни; он сыграл важную роль в основании факультета психологии , а позже возглавил кафедры пато- и нейропсихологии. В 1946 году от рака желудка умер его отец, заведующий гастроэнтерологической клиникой Боткинской больницы. Его мать прожила еще несколько лет и умерла в 1950 году. [17]

1950-е годы

[ редактировать ]

После войны Лурия продолжил работу в Московском институте психологии. На время его отстранили от Института психологии, а в 1950-е годы он перешел на исследования умственно отсталых детей в Дефектологический институт. Здесь он провел свои самые новаторские исследования в области детской психологии и смог навсегда отмежеваться от влияния, которое тогда еще оказывали в Советском Союзе ранние исследования Павлова . [18] Лурия публично заявил, что его собственные интересы ограничиваются конкретным исследованием «второй сигнальной системы Павлова» и не касаются упрощенного первичного объяснения Павловым человеческого поведения как основанного на «условном рефлексе посредством положительного подкрепления». [19] Постоянный интерес Лурии к регулятивной функции речи был вновь рассмотрен в середине 1950-х годов и обобщен в его монографии 1957 года под названием « Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения» . В этой книге Лурия резюмировал свои основные проблемы в этой области с помощью трех кратких положений, которые Хомская резюмировала следующим образом: «(1) роль речи в развитии психических процессов; (2) развитие регулятивной функции речи; и (3) ) изменения регулятивных функций речи, вызванные различными патологиями головного мозга». [20]

Основной вклад Лурии в детскую психологию 1950-х годов хорошо обобщен в исследованиях, собранных в двухтомном сборнике исследований, опубликованном в Москве в 1956 и 1958 годах под названием « Проблемы деятельности высшей нервной системы у нормальных и аномальных детей» . Хомская резюмирует подход Лурии как сосредоточенный на: «Применение Метода двигательных ассоциаций (который) позволило исследователям выявить трудности, испытываемые (неквалифицированными) детьми в процессе формирования условных связей, а также перестройки и компенсации средствами речи.. У (неквалифицированных) детей наблюдалось резкое нарушение обобщающей и регулирующей функций речи». [21] Развивая это направление, уже к середине 1950-х годов «Лурия впервые высказал свои представления о различиях нейродинамических процессов в разных функциональных системах, прежде всего в речевых и двигательных системах». [22] Лурия выделил три стадии развития речи у детей с точки зрения «формирования механизмов произвольных действий: действия при отсутствии регулятивного речевого воздействия, действия с неспецифическим влиянием и, наконец, действия с избирательным речевым воздействием. " [20] По Лурии, «регулирующая функция речи выступает, таким образом, главным фактором формирования произвольного поведения... сначала формируется активирующая функция, а затем тормозная, регулирующая функция». [23]

Холодная война

[ редактировать ]

В 1960-е годы, в разгар «холодной войны», карьера Лурии значительно расширилась благодаря публикации нескольких новых книг. Особо следует отметить публикацию в 1962 году книги « Высшие корковые функции человека и их нарушения, вызванные локальным повреждением мозга» . Книга была переведена на несколько иностранных языков и признана основной книгой, определяющей нейропсихологию как самостоятельную медицинскую дисциплину. [24] Ранее, в конце 1950-х годов, харизматическое присутствие Лурии на международных конференциях привлекло к его исследованиям внимание почти всего мира, что создало восприимчивую медицинскую аудиторию для книги.

Другие книги Лурии, написанные или написанные в соавторстве в 1960-е годы, включали: « Высший мозг и психические процессы» (1963), «Нейропсихологический анализ решения проблем» (1966, с Л.С. Цветковой; английский перевод в 1990 году), «Психофизиология лобных долей» (впервые опубликовано в 1973) и « Нарушения памяти у больных с аневризмами передней соединительной артерии» (в соавторстве с А. Н. Коноваловым и А. Н. Подгойной). Изучая расстройства памяти, Лурия ориентировал свои исследования на различие долговременной памяти, кратковременной памяти и семантической памяти. Лурии было важно дифференцировать нейропсихологические патологии памяти от нейропсихологических патологий интеллектуальных операций. [25] Эти два типа патологии Лурия часто характеризовал как; «(1) неспособность производить отдельные арифметические действия при сохранении нормального общего контроля над интеллектуальной деятельностью (преимущественно затылочные нарушения)... (2) неспособность общего контроля над интеллектуальными процессами (преимущественно нарушения лобных долей»). [26] Еще одним важным исследованием Лурии 1960-х годов, которое было опубликовано только в 1975 году (и на английском языке в 1976 году), была его хорошо принятая книга под названием « Основные проблемы нейролингвистики» .

Поздние произведения

[ редактировать ]

Продуктивная скорость написания Лурией новых книг по нейропсихологии практически не снизилась в течение 1970-х годов и последних семи лет его жизни. Примечательно, что второй том его книги « Человеческий мозг и психические процессы» появился в 1970 году под названием «Нейропсихологический анализ сознательной деятельности » вслед за первым томом 1963 года под названием « Мозг и психологические процессы» . Этот том подтвердил давний устойчивый интерес Лурии к изучению патологии повреждений лобных долей как ставящих под угрозу место произвольного и намеренного планирования высшего порядка. Книга «Психопатология лобных долей » под редакцией Карла Прибрама была опубликована в 1973 году.

Лурия опубликовал свою известную книгу «Рабочий мозг» в 1973 году как краткое приложение к своей книге 1962 года « Высшие корковые функции у человека» . В этом томе Лурия резюмировал свою трехчастную глобальную теорию работающего мозга как состоящую из трех постоянно взаимодействующих процессов, которые он описал как:

  1. система внимания (сенсорной обработки)
  2. система мнестического программирования
  3. система энергетического поддержания, имеющая два уровня: кортикальный и лимбический

Эта модель позже была использована в качестве структуры модели функционального ансамбля темперамента, соответствующей функциональности нейромедиаторных систем. Обе книги вместе рассматриваются Хомской как «одни из крупнейших работ Лурии по нейропсихологии, наиболее полно отражающие все аспекты (теоретические, клинические, экспериментальные) этой новой дисциплины». [27]

Среди его поздних работ также есть два расширенных тематических исследования, адресованных популярной прессе и широкой читательской аудитории, в которых он представил некоторые результаты крупных достижений в области клинической нейропсихологии . Эти две книги входят в число его самых популярных произведений. По словам Оливера Сакса , в этих произведениях «наука стала поэзией». [28]

  1. В «Разуме мнемониста» (1968) Лурия изучал Соломона Шерешевского , русского журналиста с, казалось бы, неограниченной памятью, которую в современной литературе иногда называют памятью «вспышки», отчасти из-за его пятикратной синестезии .
  2. В «Человеке с разрушенным миром» (1971) он задокументировал выздоровление под его лечением солдата Льва Засецкого , получившего черепно-мозговую травму во время Второй мировой войны.

В 1974 и 1976 годах Лурия последовательно представил свое двухтомное исследование под названием «Нейропсихология памяти» . Первый том назывался « Дисфункции памяти, вызванные локальным повреждением мозга» , а второй — «Дисфункции памяти, вызванные повреждением глубоких структур мозга» . Книга Лурии, написанная в 1960-х годах, под названием « Основные проблемы нейролингвистики», была наконец опубликована в 1975 году, и ей соответствовала его последняя книга «Язык и познание» , опубликованная посмертно в 1980 году. Последняя книга Лурии, редактируемая совместно с Хомской, называлась « Проблемы нейропсихологии и появился в 1977 году. [29] В ней Лурия критиковал упрощенные модели бихевиоризма и указывал на свое предпочтение позициям «концепции Анохина о «функциональных системах», в которой рефлекторная дуга заменяется понятием «рефлекторного кольца» с петлей обратной связи». [30] При таком подходе классическая физиология рефлексов должна была быть преуменьшена, а акцент сделан на «физиологии деятельности», описанной Бернштейном, относительно активного характера активного функционирования человека. [30]

Смерть Лурии записана Хомской такими словами: «1 июня 1977 года в Москве начал работу Всесоюзный психологический конгресс. Как его организатор, Лурия представил секцию по нейропсихологии. Однако на следующий день на заседании он был не смог приехать. Его жена Лана Пименовна, которая была крайне больна, 2 июня перенесла операцию. В течение следующих двух с половиной месяцев своей жизни Лурия делал все возможное, чтобы спасти или хотя бы успокоить жену. способный выполнить эту задачу, он умер от инфаркта миокарда 14 августа. На его похоронах присутствовало бесконечное количество людей - психологи, учителя, врачи и просто друзья. Его жена умерла через полгода". [31]

Основные направления исследований

[ редактировать ]

В своей биографии Лурии Хомская суммировала шесть основных направлений исследований Лурии за всю его жизнь в следующем виде: (1) Социально-историческая детерминация человеческой психики, (2) Биологическая (генетическая) детерминация человеческой психики. Психика, (3) Высшие психологические функции, опосредованные знаками-символами; Вербальная система как основная система знаков (вместе с известной ее трехчастной дифференциацией Лурии), (4) Системная организация психологических функций и сознания (вместе с известной ее четырехчастной схемой Лурии), (5) Церебральные механизмы разума (мозг и психика); Связи между психологией и физиологией и (6) связь между теорией и практикой. [32]

В обзоре общей психологии , опубликованном в 2002 году, Лурия занял 69-е место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века. [33]

[ редактировать ]

Примерами бурного роста новых исследований, связанных с оригинальными исследованиями Лурии во время его жизни, являются области языковой афазии, патологии передней доли, речевой дисфункции и детской нейропсихологии.

Лингвистическая афазия

[ редактировать ]

Нейропсихологическая теория языка и речи Лурии четко различала фазы, разделяющие внутренний язык индивидуального сознания и разговорный язык, предназначенный для интерсубъективного общения между людьми. Для Лурии было особенно важно не только выделить последовательные фазы, необходимые для перехода от внутреннего языка к серийной речи, но и подчеркнуть разницу в кодировании субъективной внутренней мысли по мере ее развития в интерсубъективную речь. Это отличалось от декодирования устной речи, передаваемой от других людей и декодируемой на субъективно понимаемый внутренний язык. [34] В случае кодирования внутреннего языка Лурия выразил эти последовательные фазы как движение сначала от внутреннего языка к представлениям семантического множества, затем к глубоким семантическим структурам, затем к глубоким синтаксическим структурам и затем к последовательной поверхностной речи. При кодировании последовательной речи фазы остались прежними, хотя декодирование было ориентировано в направлении, противоположном переходам между отдельными фазами. [34]

Лобные (передние) доли

[ редактировать ]

Исследования Лурии лобных долей были сосредоточены на пяти основных областях: (1) внимание, (2) память, (3) интеллектуальная деятельность, (4) эмоциональные реакции и (5) произвольные движения. Основная книга Лурии, посвященная исследованию этих функций лобных долей, называется «Лобные доли» . [35] Проблемы нейропсихологии (1977), Функции лобных долей (1982, опубликовано посмертно), Высшие корковые функции у человека. (1962) и «Восстановление функций после черепно-мозговой травмы» [36]

Лурия был первым, кто определил фундаментальную роль лобных долей в обеспечении устойчивого внимания, гибкости поведения и самоорганизации. Основываясь на своих клинических наблюдениях и реабилитационной практике, он предположил, что разные области лобных долей по-разному регулируют эти три аспекта поведения. Позднее это предположение было поддержано нейробиологами, исследующими лобные доли. Практически все современные нейропсихологические тесты при повреждении лобных долей имеют компоненты, предложенные Лурией в его диагностической и реабилитационной практике.

Речевая дисфункция

[ редактировать ]

Исследования Лурии речевой дисфункции в основном касались областей (1) выразительной речи, (2) впечатляющей речи, (3) памяти, (4) интеллектуальной деятельности и (5) личности. [37]

Детская нейропсихология

[ редактировать ]

Эта область сформировалась во многом на основе книг и сочинений Лурии по нейропсихологии, интегрированных в ходе его опыта в годы войны и в более поздние периоды. В области детской нейропсихологии «необходимость ее создания была продиктована тем, что у детей с локализованным поражением головного мозга выявлены специфические особенности растворения психологических функций. Под руководством Лурии его коллега Симерницкая начала изучать невербальную (зрительную) -пространственных) и речевых функций и показало, что поражение левого и правого полушарий провоцирует у детей иные виды нарушений, чем у взрослых. Это исследование положило начало ряду систематических исследований, касающихся изменения локализации высших психологических функций в процессе развития. ." [38] Общие исследования Лурии были в основном сосредоточены на лечении и реабилитации «речи, а наблюдения, касающиеся прямой и спонтанной реабилитации, были обобщены». [38] Другие направления с участием «работы Лурии внесли значительный вклад в сферу реабилитации выразительной и выразительной речи (Цветкова, 1972), 1985), памяти (Кроткова, 1982), интеллектуальной деятельности (Цветкова, 1975) и личности (Глозман, 1987) у пациентов с локализованным повреждением головного мозга». [38]

Нейропсихологический тест Лурии-Небраски

[ редактировать ]

Лурия-Небраска — это стандартизированный тест, основанный на теориях Лурии о нейропсихологическом функционировании. Лурия не входил в команду, которая первоначально стандартизировала этот тест; Другие исследователи лишь косвенно упоминали его как ученого, опубликовавшего соответствующие результаты в области нейропсихологии. Как ни странно, когда Лурия впервые описал ему батарею, он заметил, что ожидал, что кто-то в конечном итоге сделает что-то подобное с его первоначальным исследованием.

  • Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов - или эмоции, конфликты и воля: объективное исследование дезорганизации и контроля человеческого поведения. Нью-Йорк: Издательство Liveright, 1932.
  • Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. Издательство Московского университета, 1962. Номер Библиотеки Конгресса: 65-11340.
  • Лурия, Арканзас (1963). Восстановление функций после черепно-мозговой травмы . Пергамон Пресс.
  • Лурия, Арканзас (1966). Человеческий мозг и психологические процессы . Харпер и Роу.
  • Лурия, Арканзас (1970). Травматическая афазия: ее синдромы, психология и лечение . Мутон де Грюйтер. ISBN  978-90-279-0717-2 . Резюме на BrainInfo
  • Рабочий мозг . Основные книги. 1973. ISBN  978-0-465-09208-6 .
  • Лурия, Арканзас (1976). Когнитивное развитие: его культурные и социальные основы . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-13731-8 .
  • Лурия, Арканзас (1968). Разум мнемониста: Маленькая книга об огромной памяти . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-57622-3 .
  • Солотаровым, Линн ) Человек с разрушенным миром: история раны головного мозга , издательство Гарвардского университета, 1987. ISBN   0-674-54625-3 .
  • Автобиография Александра Лурии: диалог с формированием разума . Лоуренс Эрлбаум Associates, Inc. 2005. ISBN  978-0-8058-5499-2 .
  • Фильм Паоло Розы «Мнемонист» (2000) основан на его книге «Разум мнемониста» .
  • Криса Дойла « Авторский фильм Прочь слова» во многом вдохновлен «Разумом мнемониста» Лурии .
  • 28-минутный полнометражный фильм Жаклин Госс « Как исправить мир» (2004) представляет собой беззаботную пародию с цифровой анимацией, которая «основана на исследовании Лурии о том, как введение грамотности повлияло на образ мышления среднеазиатских крестьян» — описание взято с обложки DVD «Венди и Люси» (2008), OSC-004, который включает его как независимое дополнение к несвязанному художественному фильму. Образовательная пародия. Полный 28-минутный фильм можно посмотреть на Vimeo .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ясницкий А. и Р. ван дер Вир (редакторы) (2015). Ревизионистская революция в исследованиях Выготского. Архивировано 6 мая 2017 года в Wayback Machine . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж
  2. ^ Ясницкий А., Р. ван дер Вир, Э. Агилар и Л. Н. Гарсиа (редакторы) (2016). Возвращение к Выготскому: критическая история его контекста и наследия . Буэнос-Айрес: Миньо и Давила Эдирес.
  3. ^ Times, Москва (16 июля 2019 г.). «В этот день в 1902 году родился Александр Лурия» . Московская Таймс .
  4. ^ Евгения Хомская (2001). Александр Романович Лурия: Научная биография , Plenum Publishers, Нью-Йорк, Нью-Йорк, с. 9.
  5. ^ Костяная Мария; Россоу, Питер (9 октября 2013 г.). «Александр Лурия: жизнь, исследования и вклад в нейробиологию». Нейропсихотерапевт . 1 (2): 47–55. дои : 10.12744/ijnpt.2013.0047-0055 .
  6. ^ Хомская, с. 9.
  7. ^ Хомская, стр. 9-10.
  8. ^ Ясницкий, А. (2018). Выготский: Интеллектуальная биография . Лондон и Нью-Йорк: Routledge ОБЗОР КНИГИ
  9. ^ Хомская, с. 25.
  10. ^ Онг, Уолтер Дж. (2002). Устность и грамотность: технологизация слова (второе изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 49–54. ISBN  978-0-415-28129-4 .
  11. ^ Инг, Саймон (21 февраля 2017 г.). Сталин и ученые: история триумфа и трагедии, 1905–1953 гг . Атлантик Ежемесячник Пресс. ISBN  978-0-8021-8986-8 . Проверено 22 июня 2018 г. Цитируя воспоминания дочери Лурии Елены Александровны, «меня обвинили во всех смертных грехах, вплоть до расизма, и заставили уйти из Института психологии».
  12. ^ «ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ» . Полный словарь научной биографии . Сыновья Чарльза Скрибнера . Проверено 22 июня 2018 г.
  13. ^ Хомская, с. 31.
  14. ^ Jump up to: а б Хомская, с. 33.
  15. ^ Jump up to: а б Хомская, с. 36.
  16. ^ Хомская, с. 38.
  17. ^ Хомская, с. 39.
  18. ^ Хомская, стр. 41–42.
  19. ^ Хомская, с. 42.
  20. ^ Jump up to: а б Хомская, с. 48.
  21. ^ Хомская, с. 46.
  22. ^ Хомская, с. 45.
  23. ^ Хомская, с. 47.
  24. ^ Хомская, с. 55.
  25. ^ Хомская, с. 61.
  26. ^ Хомская, с. 62.
  27. ^ Хомская, стр. 70-71.
  28. Мичико Какутани , «Оливер Сакс, проливающий свет на взаимосвязанность жизни» , The New York Times , 30 августа 2015 г.
  29. ^ Хомская, с. 77.
  30. ^ Jump up to: а б Хомская, с. 79.
  31. ^ Хомская, с. 82.
  32. ^ Хомская, Глава VIII, стр. 82–101.
  33. ^ Хаггблум, Стивен Дж.; Уорник, Рене; Уорник, Джейсон Э.; Джонс, Винесса К.; Ярбро, Гэри Л.; Рассел, Тенеа М.; Бореки, Крис М.; МакГахи, Рейган; и др. (2002). «100 самых выдающихся психологов 20 века» . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. CiteSeerX   10.1.1.586.1913 . дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . S2CID   145668721 .
  34. ^ Jump up to: а б Лурия, Александр. Нейропсихология нейролингвистики .
  35. ^ Лурия, Арканзас (1966). Человеческий мозг и психологические процессы . Харпер и Роу.
  36. ^ Лурия, Арканзас (1963). Восстановление функций после черепно-мозговой травмы . Пергамон Пресс.
  37. ^ Хомская, заключительная глава.
  38. ^ Jump up to: а б с Хомская, с. 108.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9da01e427017b67323fdb92081ebdb6a__1712622960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/6a/9da01e427017b67323fdb92081ebdb6a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alexander Luria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)