Берлинский музей шпионажа
Прежнее имя | Берлинский музей шпионажа |
---|---|
Учредил | 19 сентября 2015 г. |
Расположение | Лейпцигерская площадь 9, 10117 Берлин, Германия |
Координаты | 52 ° 30'32 "N 13 ° 22'44" E / 52,5089 ° N 13,3790 ° E |
Тип | Музей шпионажа |
Директор | Франц Михаэль Гюнтер |
Архитектор | Фрэнк Уиттмер |
Доступ к общественному транспорту | Станция метро и городской железной дороги Потсдамская площадь |
Веб-сайт | www |
Берлинский музей шпионажа — частный музей в Берлине , созданный бывшим журналистом Францем-Михаэлем Гюнтером. Музей открылся для публики 19 сентября 2015 года. Гюнтер стремился создать музей, посвященный истории шпионов и шпионажа в бывшей шпионской столице Германии. [ 1 ] Музей расположен в центральной части Потсдамской площади , ранее известной как «полоса смерти». [ 2 ] поскольку он расположен по периметру стены, которая когда-то разделяла Восточный и Западный Берлин. Музей действует как образовательное учреждение, его постоянные экспозиции объединяют столетия шпионских историй и тактик, погружая посетителей в мультимедийный опыт. В музее особое внимание уделяется мировым войнам и холодной войне , представлено около 1000 различных экспонатов и артефактов. С момента открытия в 2015 году музей посетили 1 000 000 человек. [ 3 ] а недавно, в 2020 году, он был номинирован на премию «Европейский музей года». Берлинский музей шпионажа сотрудничает с Международным музеем шпионажа в Вашингтоне, округ Колумбия , и многие экспонаты и инсталляции в музее привлекли внимание средств массовой информации по всему миру.
История
[ редактировать ]До его строительства рассматривались многие места для Берлинского музея шпионажа, такие как знаменитый Hackeschen Höfe, Forum Museumsinsel (также известный как Музейный остров ) и Prinzessinnenpalais Unter den Linden . [ 3 ] Окончательное решение Гюнтера о местоположении музея было принято в центре Берлина на Лейпцигерской площади , поскольку «ни одно место не символизирует холодную войну больше, чем Берлин». [ 4 ] Расположенный на месте прежнего разделения между Восточным и Западным Берлином, музей расположен в популярном месте, в окружении других туристических мест, таких как Мартин-Гропиус-Бау , Бранденбургские ворота , Потсдамская площадь, Бундесрат Германии , Топография ужасов и Культурфорум с Филармонией и Новой национальной галереей . [ 3 ]
Первоначальное здание музея было построено для логистической компании. После покупки здания в нем пришлось провести серьезную реконструкцию, чтобы оно превратилось в музей. Архитектура музея была спроектирована Франком Витмером и вдохновлена мостом Глиникера, который пролегал через реку Гавел, граничащую с Восточным и Западным Берлином. Мост Глиникера был важным местом во время холодной войны, поскольку он использовался для обмена шпионами из Восточной и Западной Германии, и стал известен как «шпионский мост». [ 5 ] После ремонта музей открылся 19 сентября 2015 года, через 25 лет после окончания Холодной войны. Вскоре после открытия музеев у предприятия возникли финансовые проблемы с инновационной моделью финансирования, что привело к его временному закрытию. После тщательного планирования по улучшению финансовой концепции музея он вновь открылся 29 июля 2016 года как «Музей немецкого шпионажа». [ 3 ]
До создания Берлинского музея шпионажа куратор Франц-Михаэль Гюнтер работал тележурналистом, освещая войну с террором , которая представляла собой кампанию по ликвидации терроризма после терактов 11 сентября . [ 6 ] Во время своего исследования Гюнтер неожиданно столкнулся с восточногерманским Штази при коммунизме , что вдохновило его узнать больше о предыстории шпионов. [ 1 ] С 2004 года страсть Гюнтера к шпионажу усилилась, в результате чего он начал коллекционировать и планировать создание Берлинского музея шпионажа. Гюнтер собрал исторически значимые артефакты от бывших сотрудников спецслужб и современных свидетелей, чтобы создать музей, посвященный шпионажу и шпионажу. [ 7 ] который когда-то находился в центре Берлина. Музей создает образовательный опыт для посетителей и стремится продемонстрировать объективный, непредвзятый взгляд на шпионаж на протяжении всей истории.
Выставки
[ редактировать ]Основными темами выставок музея являются:
- История шпионажа с древнейших времен до наших дней.
- Первая мировая война
- Вторая мировая война
- Криптология , Морзе , Радио
- Холодная война (Секретные службы в Восточной и Западной Германии)
- Шпионское снаряжение
- Шпионская подготовка
- Прослушивающие устройства
- Шпионские камеры
- Животные, используемые в качестве шпионов, например голуби
- Теории заговора и шпионаж ( RAF - Связь со Штази / Дело Уве Баршеля )
- Мост Глинике (Шпионские обмены)
- Секретные службы и яд
- 007 – Шпионаж в кино
- Двойные агенты
- Операции секретной службы
- Шпионаж в настоящем и будущем
Музей был спроектирован так, чтобы обучать посетителей посредством практических интерактивных экспонатов на площади 3000 м. 2 (32 000 кв. футов) выставочная площадь. [ 8 ] Выставки в музее были спроектированы Бенфером Картенбеком. Компании Garamantis и Arts Electronica помогли создать и реализовать в музее передовые и высокотехнологичные мультимедийные экспонаты и интерактивные модели. [ 9 ]
Экспонаты расположены в хронологическом порядке, создавая физическую временную шкалу, по которой посетители могут пройти, начиная с секретных писаний древности и заканчивая недавними дебатами АНБ . [ 7 ] 10-метровая временная шкала представляет собой грандиозное представление для посетителей, представляя историческое развитие шпионажа от Древнего Египта вплоть до Первой мировой войны . [ 9 ] Секретные агенты и кодирование относятся к одним из старейших профессий в мире, о чем свидетельствуют экспонаты, посвященные технике шифрования , изобретенной Юлием Цезарем , и методам секретной службы Оливера Кромвеля . [ 3 ] Посетители также могут прочитать личные истории свидетелей, такие как убийство болгарского диссидента Георгия Маркова в 1978 году отравленным зонтиком. [ 10 ]
У входа в музей установлены камеры видеонаблюдения, наблюдающие за посетителями, создавая сцену для всего объекта, поскольку основное внимание на выставке уделяется сбору данных в эпоху Интернета. [ 9 ] Эти камеры видеонаблюдения подчеркивают проблему наблюдения, данных и безопасности, которая затрагивает каждого человека в современном мире 21 века. Интерактивные мероприятия в музее способны стимулировать чувства посетителей, позволяя им полностью погрузиться в происходящее.
гараманти
[ редактировать ]Garamantis — компания, основанная в Берлине в 2014 году группой разработчиков программного обеспечения. Garamantis проектирует и изобретает интерактивные инсталляции, такие как стол мультитач-сканера и интерактивную мультитач-витрину. [ 11 ] которые используются в Берлинском музее шпионажа. Целью бизнеса является создание передовых технологий для модернизации музеев в эпоху цифровых технологий. Создание цифровых и интерактивных технологий в музеях также повышает их престиж и позволяет привлечь более широкую аудиторию.
Гарамантис изобрел все интерактивные технологии и систему программного обеспечения для Берлинского музея шпионажа в сотрудничестве с проектами из области электронного искусства. Высокотехнологичные проекты демонстрируются на 200 экранах по всему музею. В музее есть большая стена-витрина под названием «Шпионские часы», на которой одновременно воспроизводится более 150 видеороликов. [ 12 ]
Решение Франца-Михаэля Гюнтера, куратора музея, сотрудничать с Гарамантисом в создании музея позволило реализовать его сложное видение. Гюнтер сказал: «Идеи и сети Гарамантиса, такие как интерактивные витрины, открыли новые и инновационные способы презентации нашей выставочной концепции». [ 12 ] в результате их проекты стали частью постоянной экспозиции.
Мультимедийные мероприятия
[ редактировать ]Мультимедийная деятельность в музее представлена на 200 различных HD-экранах и проекциях. В музее проводится целый ряд мероприятий, которые вовлекают гостей как физически, так и интеллектуально. [ 3 ] такой как:
- Станции с азбукой Морзе , которые расположены в разделе музея времен Первой мировой войны и позволяют посетителям отправлять секретные сообщения с помощью азбуки Морзе.
- Кодирование и декодирование сообщений с помощью роторной шифровальной машины Enigma . Посетители могут общаться и расшифровывать коды с другими гостями, а также узнавать историю этих писателей старого типа.
- Станции-викторины, проверяющие знания посетителей о шпионаже и теориях заговора.
- Загадки Facebook , которые раскрывают, сколько информации Facebook хранит о своих пользователях и что происходит с нашей информацией. Посетители также могут проверить безопасность своих паролей с помощью программы Password Hacker, которая проверяет надежность пароля пользователя. [ 9 ]
Практические экспонаты
[ редактировать ]- Детекторы ошибок: посетителям предоставляется ограничение по времени, чтобы попытаться найти подслушивающие устройства в комнате с помощью детектора ошибок. Копия офиса создана, чтобы сделать деятельность максимально реальной.
- Лазерный лабиринт: посетители проходят физические испытания через полосу препятствий лазерного лабиринта. Сложный курс связан с проблемами, с которыми сталкиваются многие шпионы в шпионских фильмах. Посетители могут попробовать пройти курс самостоятельно, найдя наиболее эффективный путь через лазерный лабиринт, не касаясь светового луча. Зрители могут наблюдать, как другие посетители музея пробираются по лабиринту с помощью тепловизионных камер и детекторов движения. [ 9 ]
- Реконструкция файлов: посетители собирают кусочки головоломки, чтобы попытаться разобраться в уничтоженных документах
Шпионаж во время холодной войны
[ редактировать ]Берлинский музей шпионажа посвящен крупным историческим событиям, таким как строительство Берлинской стены и блокада Берлина. В музее есть ряд экспонатов, инсталляций и артефактов, посвященных таким событиям. Шпионаж существовал с древних времен, в том числе во времена холодной войны: «если Великая война принадлежала солдатам в окопах, то холодная война наверняка принадлежала шпионам». [ 13 ] Понятие шпионажа предполагает «вход в зону противника под ложным предлогом с целью получения информации». [ 14 ] В 1945 году город Берлин был разделен между державами НАТО и СССР , что сделало его границей холодной войны и в конечном итоге стало известно как международная столица шпионажа. Из-за постоянного роста арсеналов между двумя сверхдержавами во время холодной войны возникла цель двигаться к более мирному и безопасному миру. Холодная война не была традиционной войной с точки зрения оружия и оружия. Он использовал шпионов и шпионаж как метод «непрямой войны». [ 13 ] В ходе Холодной войны старая тактика ведения войны была заменена модернизированной тактикой и технологиями, такими как шпионаж и ядерное оружие . Информация и знания стали самым важным и изобретательным оружием во время Холодной войны, что привело к созданию изощренных методов шпионажа, таких как операция «Золото» . В операции «Золото» британские и американские разведывательные организации создавали туннели под советской оккупированной зоной Восточного Берлина, чтобы попытаться подключиться к их телефонным проводам и собрать информацию о противнике. [ 3 ]
Штази
[ редактировать ]Служба государственной безопасности под названием « Штази » возникла при создании Германской Демократической Республики (ГДР) в 1949 году. Штази была тайной полицейской организацией, которая внимательно следила за деятельностью своих граждан и других государств. Чтобы утвердить свою власть и господство в ГДР, Штази использовала обширную сеть гражданских лиц для шпионажа друг за другом с целью сбора информации о подозреваемых. [ 15 ] К 1950-м годам Штази создала огромную сеть из 274 000 нанятых шпионов и агентов. [ 16 ]
Берлин в холодной войне
[ редактировать ]Берлин считался «самой ценной базой в мире для шпионажа против советского блока до строительства Берлинской стены в 1961 году». [ 17 ] Половина общей численности Британской секретной разведывательной службы (М16) в конце 1950-х годов была сосредоточена в Берлине. [ 17 ] Строительство Берлинской стены в 1961 году было построено, чтобы остановить волну миграции от социализма к капитализму . [ 3 ] После строительства Берлинской стены шпионаж стал более трудным для шпионов, которые раньше путешествовали из Восточного Берлина в Западный для сбора информации, в результате чего им пришлось модернизировать свою тактику шпионажа, чтобы использовать более технический подход. Строительство Берлинской стены также положило начало блокаде Берлина , в результате которой СССР в июне 1948 года отрезал ресурсы, поступающие в западную половину Берлина. [ 18 ] (Ван Тондер, 2017). В ответ на это США переправили грузовые самолеты с ресурсами через Берлинскую стену для поддержания города. [ 18 ]
Артефакты
[ редактировать ]На протяжении многих лет собирались оригинальные артефакты и создавались реалистичные копии, чтобы познакомить посетителей с методами и тактикой, используемыми шпионами и секретными службами на протяжении всей истории. Артефакты были получены кураторами и историками музея, причем многие копии были собраны из реквизита, используемого в фильмах о Джеймсе Бонде . [ 3 ] Берлинский музей шпионажа собрал коллекцию артефактов, в частности, посвященных Второй мировой войне и холодной войне:
«Фиалка» — русская шифровальная машина.
[ редактировать ]Фиалка . — это электромеханическая роторная шифровальная машина, созданная в СССР в 1950-х годах и использовавшаяся во время Холодной войны [ 19 ] Большая часть машин уничтожена, но одна из оставшихся «Фиалок» выставлена в Берлинском музее шпионажа. Фиалка шифрует и декодирует сообщения, написанные кириллицей , на бумаге. Шифровальная машина аналогична устройству «Энигма», которое использовалось для защиты коммерческих, дипломатических и военных коммуникаций во время Второй мировой войны. [ 19 ] Дизайн Фиалки во многом основан на дизайне Энигмы, хотя Фиалка раскрывает некоторые недостатки и слабости Энигмы. [ 19 ]
Болгарский зонтик
[ редактировать ]Георгий Марков — болгарский писатель и критик коммунизма. 7 сентября 1978 года автор полагал, что в Лондоне он был отравлен ядом человеком с зонтиком, связанным с КГБ . В больнице врачи обнаружили в правом бедре Маркова небольшую металлическую гранулу, содержащую яд «рицин», что и стало причиной его смерти. [ 20 ] Однако в ходе дальнейших исследований выяснилось, что Марков был убит не с помощью «болгарского зонтика», а яд был введен в него с помощью меньшего по размеру орудия убийства. Реконструкция этого зонтика-убийцы выставлена в Берлинском музее шпионажа. Это событие стало кульминацией секретных разведывательных операций во время холодной войны, когда «Болгарский зонтик» превратился в «синоним хладнокровных, хорошо организованных и смертоносных операций, особенно тех, которые связаны с социалистическими службами государственной безопасности». [ 20 ]
Улавливание запаха
[ редактировать ]Улавливание запаха представляло собой метод улавливания и отслеживания людей по их запаху. Этот метод использовался Штази во время холодной войны как инструмент расследования для установления личности противника. Один из этих артефактов из баночек с запахом выставлен в Берлинском музее шпионажа. На баночках с запахом часто указывается такая информация, как GK (аббревиатура от Geruchskonserve, что означает «образец запаха»), дата и время взятия образца, а также имя человека, которому он принадлежит. [ 3 ] В 1979 году Штази начала архивировать сотни «подозреваемых политических диссидентов». [ 21 ] запахи, собирая их запахи на таких материалах, как одежда, и храня их в герметичных банках. В конечном итоге Штази создала обширный архив запахов, полагая, что запахи человека могут быть сохранены и что обученные собачьи носы могут их обнаружить. [ 21 ] Штази улавливала запахи разными способами, например, из машин или домов подозреваемых или с мест преступлений .
Энигма
[ редактировать ]Машина «Энигма» была самой известной шифровальной машиной Второй мировой войны. Кодирующее устройство было изобретено в 1918 году немцем доктором Артуром Шербиусом. Машина «Энигма» напоминала по конструкции пишущую машинку старой школы , но имела ряд роторов и колес, которые можно было менять для кодирования сообщений 150 различными способами. [ 22 ] Немецкая шифровальная машина преимущественно использовалась на протяжении всей Второй мировой войны для шифрования сообщений. Немцы не знали, что союзникам удалось расшифровать и прочитать сообщения, но они продолжали обновлять и улучшать машину «Энигма», полагая, что она будет более безопасной. Одну из моделей машины «Энигма», первоначально использовавшейся немецкими военными, можно увидеть в музее. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Барфилд, Т. (2015). «Берлинский музей спасает шпионов от холода» . местный де . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Зильберман, Марк 1948- (2011). Немецкая стена: последствия в Европе . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-11857-7 . OCLC 903289952 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Немецкий музей шпионажа в Берлине | Единственный в Германии музей шпионажа» . Немецкий музей шпионажа (на немецком языке) . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Харрингтон, Дэниел Ф. (2012). Берлин на грани блокады, воздушных перевозок и начала холодной войны . Университетское издательство Кентукки. OCLC 871958277 .
- ^ «МОСТ ГЛИЕНИКЕ ИЛИ МОСТ ШПИОНОВ, БЕРЛИН | Холодная война» . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ Уотсон, член палаты представителей (2013). Война Америки с террором . Ашгейт Паблишинг Лтд.
- ^ Перейти обратно: а б Конгресс. «Немецкий музей шпионажа: теневые миры спецслужб» . Посетите Берлин .
- ^ Ракл, Л. (2015). Берлин занят телешпионами и музеем шпионажа .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Музей шпионажа в Берлине: По следам секретных агентов» . Блог Ars Electronica . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Немецкий музей шпионажа в Берлине» . Музейный портал Берлина . Проверено 21 мая 2020 г.
- ^ «Интерактивные технологии Гарамантис» . Интерактивные технологии Garamantis .
- ^ Перейти обратно: а б «Интерактивные технологии Гарамантис» . Интерактивные технологии Garamantis .
- ^ Перейти обратно: а б Гладжар, Валентина; Льюис, Элисон; Петреску, Корина Л., ред. (август 2019 г.). Шпионские истории времен Холодной войны из Восточной Европы . Университет Небраски Пресс. ISBN 978-1-64012-200-0 . OCLC 1102416708 .
- ^ Аксинн, Сидни (2009). Моральная армия . Издательство Университета Темпл. ISBN 978-1-59213-957-6 . ОСЛК 896098126 .
- ^ Гизеке, Йенс (1964-). (2015). История Штази: тайная полиция Восточной Германии, 1945-1990 гг . Берган. ISBN 978-1-78238-254-6 . OCLC 971387409 .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Келер, Джон О. (2010). Штази: нерассказанная история тайной полиции Восточной Германии . Вествью Пресс. ISBN 978-0-8133-3744-9 . OCLC 740887561 .
- ^ Перейти обратно: а б Аллен, Кейт Р. Нация допросов: беженцы и шпионы в Германии времен холодной войны . OCLC 992493450 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван Тондер, Джерри (2017). Блокада Берлина . Pen & Sword Books Ltd.
- ^ Перейти обратно: а б с Антал, Ойген; Заяц, Павол (3 апреля 2015 г.). «Ключевое пространство и период шифровальной машины Фиалка М-125» . Криптология . 39 (2): 126–144. дои : 10.1080/01611194.2014.915264 . ISSN 0161-1194 . S2CID 34311909 .
- ^ Перейти обратно: а б Неринг, Кристофер (22 ноября 2016 г.). «Зонт или ручка? Убийство Георгия Маркова. Новые факты и старые вопросы» . Журнал истории разведки . 16 (1): 47–58. дои : 10.1080/16161262.2016.1258248 . ISSN 1616-1262 . S2CID 152005214 .
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Марк М (2012). «Преодоление, инаковость, обнаружение: запах, премодерн, современность» . Постсредневековье: журнал исследований средневековой культуры . 3 (4): 380–390. дои : 10.1057/pm.2012.35 . ISSN 2040-5960 . S2CID 144297694 .
- ^ Такер, CS (2015). Вторжение войны: оружие и технологии, изменившие историю . Калифорния: ABC-CLIO. ООО. п. 283.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на английском и немецком языках)