Квартодециманизм
Квартодециманизм (от Вульгаты латинской quarta decima в Левите 23:5, [ 1 ] что означает четырнадцатый) — это название, данное практике празднования смерти Христа в день Пасхи, 14 нисана по библейской датировке, в какой бы день недели она ни наступала. Квартодециманский спор в Церкви заключался в вопросе о том, следует ли праздновать Пасху в воскресенье (первый день недели) или в Песах (время приношения в жертву пасхального агнца). [ 2 ]
История
[ редактировать ]Раннее христианство
[ редактировать ]Среди ученых существуют разногласия относительно того, какая традиция является оригинальной. Некоторые ученые полагают, что соблюдение воскресенья началось до квартодециманизма, в то время как другие утверждают, что квартодециманизм был оригинальным. [ 5 ] Квартодециманы утверждали, что их традиции унаследованы от апостолов Иоанна и Филиппа , тогда как западные церкви утверждали, что их взгляды на Пасху были унаследованы от Павла и Петра . [ 6 ] Квартодециманизм был популярен в Малой Азии , Иерусалиме и Сирии . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] однако он был отвергнут церквями в других регионах. [ 10 ] Поликарп , как и другие азиаты, праздновал Пасху четырнадцатого дня месяца нисана. По словам Евсевия, Поликарп утверждал, что его практика исходила от апостола Иоанна. [ 3 ] [ 4 ] Некоторые из монтанистов также были квартодециманами. [ 11 ] Монтанизм принес практики квартодецимана на запад, например, Бласт был римским монтанистом, который также был квартодециманом. [ 12 ] Неясно, были ли эбиониты квартодециманами, однако, вероятно, они отмечали Песах в дополнение к другим еврейским праздникам. [ 8 ]
Мелитон Сардийский , Сагар Лаодикийский , Папирус Смирнский , возможно, Аполлинарий Лаодикийский и Поликрат Эфесский придерживались взглядов Квартодецимана. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Дидаскалия , вероятно, была взята из квартодециманского источника. [ 7 ] Некоторые новацианцы , распространившиеся на восток, были квартодециманами. [ 19 ]
К IV веку влияние квартодециманов снизилось; позже их даже будут преследовать. [ 20 ]
Противники квартодециманизма утверждали, что это форма иудаизации . [ 13 ]
Римский раскол
[ редактировать ]Бласт , монтанист, вызвал раскол в Риме по поводу даты Пасхи, утверждал, что христиане должны соблюдать Пасху в то же время, что было заповедано в Исходе для Пасхи, и приобрел последователей в Риме, а затем был обвинен Церковью в иудаизме. Этот раскол в Риме, вероятно, повлиял на враждебность Папы Виктора I против квартодециманизма. [ 11 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Квартодециман полемика
[ редактировать ]Споры о Квартодецимане возникли потому, что христиане в Иерусалиме и Малой Азии праздновали Пасху 14-го числа первого месяца (нисана), независимо от дня недели, в который она происходила, в то время как церкви в Риме и его окрестностях праздновали Пасху в воскресенье, следующее за первым месяцем. Полнолуние следует за весенним равноденствием, называя его «днем воскресения нашего Спасителя». Разница превратилась в церковный спор, когда эта практика была осуждена синодами епископов. [ 9 ]
Фон
[ редактировать ]Из споров по поводу даты совершения Вечери Господней (Евхаристии), споров, известных как пасхальные/пасхальные споры , первым зафиксирован квартодециман.
В середине II века существовала практика в Малой Азии , согласно которой предпасхальный пост заканчивался праздником, проводимым в 14-й день нисана, когда ячмень созревал после новолуния, близкого к еврейскому лунному месяцу нисана (нет не имеет значения день недели, в который это произошло), день, когда была принесена пасхальная жертва, когда стоял Второй Храм , и «день, когда люди осадили закваску». [ 26 ] Тех, кто соблюдал эту практику, называли quartodecimani , что на латыни означает «четырнадцатилетние», из-за того, что они праздновали 14-й день нисана.
Этой практике последовал Поликарп , который был учеником апостола Иоанна и епископом Смирны (ок. 69 – ок. 155) – одной из семи церквей Азии , и Мелито Сардийским (ок. 180 г.). [ 26 ] Ириней говорит, что Поликарп посетил Рим, когда его епископом был Аникет (ок. 68–153), и среди обсуждаемых тем было это расхождение в обычаях: Рим всегда праздновал Пасху в воскресенье. Ириней отметил:
Аникет также не мог убедить Поликарпа не соблюдать то, что он всегда соблюдал в отношении Иоанна, ученика нашего Господа, и других апостолов , с которыми он общался; Поликарп также не мог убедить Аникета соблюдать это, так как он говорил, что ему следует следовать обычаям пресвитеров, предшествовавших ему.
Но ни один из них не посчитал, что разногласия требуют от них разрыва общения и инициирования раскола . Действительно, «Аникет уступил совершение Евхаристии в церкви Поликарпу, очевидно, в знак уважения. И они расстались с миром, как те, кто соблюдал, так и те, кто не соблюдал, сохраняя мир всей церкви. ." [ 26 ]
Созомен также писал:
Поскольку епископы Запада не считали необходимым обесчестить традицию, которую, как полагали, передали им Петр и Павел, и поскольку, с другой стороны, азиатские епископы упорно следовали правилам, установленным Иоанном Богословом. Они единогласно согласились продолжать соблюдать праздник согласно своим обычаям, не отрываясь от общения друг с другом. Они искренне и справедливо предполагали, что те, кто разделяет основные принципы богослужения, не должны отделяться друг от друга из-за обычаев.
Современный источник сообщает, что дискуссия между Поликарпом и Аникетом в Риме происходила в рамках синода. [ 27 ]
Так, церкви в Азии обратились к апостолу Иоанну за поддержкой в своей практике, а Созомен писал, что римский обычай (соблюдаемый, по мнению Иринея, по крайней мере со времен епископа Ксиста 115–1125 гг.) [ 26 ] Считается, что оно было передано апостолами Петром и Павлом. [ 28 ] и Евсевий утверждает, что в Иудее и Египте считалось, что соблюдение воскресенья также было заложено апостолами. [ 29 ]
Обвинительные синоды
[ редактировать ]По словам Евсевия, в последнее десятилетие II века для разрешения разногласий был созван ряд синодов, единогласно постановивших, что празднование Пасхи следует соблюдать исключительно в воскресенье.
Были созваны Синоды и конференции епископов и выработано постановление Церкви в виде писем, адресованных христианам повсюду, что никогда и ни в какой другой день, кроме дня Господня, не должно совершаться тайна воскресения Господня из мертвых, и только в этот день следует праздновать окончание пасхального поста.
Эти синоды проводились в Палестине , Понте и Осроене на востоке, а также в Риме и Галлии на западе. [ 9 ] Собор в Риме под председательством епископа Виктора состоялся в 193 году и направил письмо по этому поводу Поликрату Эфесскому и церквям римской провинции Азия. [ 27 ] В том же году Поликрат председательствовал на соборе в Эфесе, на котором присутствовало несколько епископов всей этой провинции, который отверг власть Виктора и сохранил пасхальную традицию провинции. [ 27 ]
Поликрат решительно заявлял, что следует передавшейся ему традиции:
Мы наблюдаем точный день; ни добавить, ни отнять. Ибо и в Азии уснули светила великие, которые воскреснут в день пришествия Господня ... Среди них Филипп, один из двенадцати апостолов, почивший в Иераполе; и две его старческие дочери-девственницы, и еще одна дочь, которая жила во Святом Духе и ныне почивает в Ефесе; и, кроме того, Иоанн, который был и свидетелем, и учителем, который возлежал на груди Господней и, будучи священником, носил священническое облачение. Все они соблюдали четырнадцатый день Пасхи по Евангелию, ни в чем не отклоняясь, но следуя правилу веры . И я, Поликрат, меньше всех вас, поступаю по традиции своих родственников, некоторым из которых я внимательно следую. Ибо семь моих родственников были епископами; и я восьмой. А мои родственники всегда отмечали день, когда люди убирали закваску. Итак я, братия, шестьдесят пять лет прожившие в Господе, и встречавшиеся с братией по всему миру, и прошедшие все Священное Писание, не страшатся страшных слов. Те, кто выше меня, сказали: «Мы должны повиноваться Богу, а не человеку».
Отлучение от церкви
[ редактировать ]Получив отрицательный ответ Поликрата, Виктор попытался отрезать Поликрата и других, занимавших эту позицию, от общего единства, но отменил свое решение после того, как епископы, в том числе Ириней, епископ Лугдуна в Галлии, вмешались, рекомендуя Виктору последовать более миролюбивая позиция его предшественников.
Вслед за этим Виктор, возглавлявший церковь в Риме, немедленно попытался отрезать от общего единства приходы всей Азии с церквами, согласившимися с ними, как инославными; и он написал письма и объявил всех тамошних братьев полностью отлученными от церкви. Но это понравилось не всем архиереям. И они просили его подумать о мире, о добрососедском единстве и любви. Сохранились их слова, резко упрекающие Виктора. Среди них был Ириней, который, посылая письма от имени братьев в Галлии, над которыми он председательствовал, утверждал, что тайну воскресения Господня следует соблюдать только в «день Господень», а именно в Пасху. Он уместно увещевает Виктора, что не следует отсекать целые церкви Божии, соблюдающие традицию древнего обычая.
Разрешение
[ редактировать ]В следующей короткой главе отчета Евсевия, главе, озаглавленной «Как все пришли к соглашению относительно Пасхи», он рассказывает, что палестинские епископы Нарцисс и Феофил вместе с епископами Тира и Птолемаиды написали длинный обзор традиция воскресного празднования Пасхи, которая, как полагали, «пришла к ним от апостолов», завершилась словами:
Постарайтесь разослать копии нашего послания в каждую церковь, чтобы мы не давали повода тем, кто легко обманывает свои души. Мы показываем вам, что и в Александрии празднуют его в тот же день, что и мы. Ибо письма передаются от нас к ним и от них к нам, чтобы таким же образом и в одно и то же время мы соблюдали священный день.
Исторически сложилось так, что велись споры о том, когда исчез квартодециманизм и, в частности, исчез ли он до или после первого Вселенского собора (Никей I) в 325 году. По словам Марка Дель Коглиано, «старое мнение сохраняется», но мнение Дюшена «получило широкое признание». ." [ 30 ] По словам Дель Коглиано, «к началу IV века все христиане праздновали Пасху в воскресенье. к еврейскому лунному календарю, а не к юлианскому солнечному календарю». [ 30 ]
Как показывает, например, пасхальная таблица Сардики , в то время было довольно обычным явлением, что еврейский календарный год начинался до и после равноденствия согласно Исходу 12:2 и Второзаконию 16:1. Если предыдущий год начинался после равноденствия, две Пасхи отмечались в одном солнечном году (солнечный Новый год начинался 21 марта). Примечание: (Слово «месяц» на иврите означает «ходеш» , что буквально означает «новолуние», о котором говорится во Второзаконии 16:1). Начиная с III века, на этот беспорядок в еврейском календаре того времени жаловались несколько христианских писателей, которые считали, что евреи часто использовали неправильное лунное число в качестве месяца нисана, и выступали за введение независимого исчисления христианами .
В письме к отсутствовавшим епископам император Константин I сообщил, что решено принять единую дату, отвергая обычай иудеев, распявших Иисуса и чья практика часто заключалась в том, чтобы отмечать две Пасхи в тот же солнечный год: (хотя в Числах 9:10-12 есть заповедь соблюдать вторую пасху, если она окажется нечистой, чтобы совершить первую)
По единому решению всех присутствующих было решено, что этот праздник должен совершаться всеми и во всяком месте в один и тот же день. Ибо что может быть для нас более приличным и почетным, чем то, чтобы этот праздник, от которого мы отсчитываем наши надежды на бессмертие, соблюдался всеми неизменно одинаково, согласно одному установленному порядку и установлению? И прежде всего показалось недостойным, чтобы в совершении этого святейшего праздника мы следовали обычаю иудеев, которые нечестиво осквернили свои руки огромным грехом и потому заслуженно страдают слепотой души. Ибо в нашей власти, если мы откажемся от их обычая, продлить должное соблюдение этого постановления на будущие века посредством более истинного порядка, который мы сохранили от самого дня страсти до настоящего времени. Давайте же не иметь ничего общего с отвратительной еврейской толпой; ибо мы получили от Спасителя нашего иное. Для нашей святейшей религии открыт путь одновременно законный и почетный. Возлюбленные братья, давайте единодушно примем этот путь и устраним всякое участие в их низости... совершенно не зная истинной постановки этого вопроса, они иногда празднуют Пасху дважды в один и тот же год. Почему же тогда мы должны следовать за теми, кто признался в тяжком заблуждении? Конечно, мы никогда не согласимся провести этот праздник второй раз в одном и том же году... И пусть прозорливость Ваших Святейшеств отобразит, как прискорбно и возмутительно то, что в одни и те же дни одни постятся, другие - праздничному наслаждению. ; и еще, что после дней Пасхи одни должны присутствовать на пирах и увеселениях, а другие исполняют положенные посты. Таким образом, по воле Божественного Провидения (как, я полагаю, вы все ясно понимаете), это употребление должно быть соответствующим образом исправлено и сведено к одному единообразному правилу.
— [ 31 ]
Наследие
[ редактировать ]Неизвестно, как долго продолжалась практика 14 нисана. Церковный историк Сократ Константинопольский лишил своих церквей знал о квартодециманах, которых Иоанн Златоуст . [ 32 ] [ 33 ] и преследовался неустановленным образом со стороны Нестория , [ 34 ] оба епископа Константинопольского. Это указывает на то, что практика 14 нисана или практика, носившая то же имя, сохранилась до IV века.
Поскольку это был первый зарегистрированный спор о Пасхе и Пасхе, он оказал сильное влияние на умы некоторых последующих поколений. Уилфрид , живший в VII веке , епископ Йорка в Нортумбрии , называл своих оппонентов в споре о Пасхе и Пасхе своего времени «квартодециманами». [ 35 ] они праздновали хотя Пасху в воскресенье. Многие ученые XIX и XX веков считали, что спор о Пасхе ( Пасхе ), обсуждавшийся в Никее, велся между практикой 14 нисана и соблюдением воскресенья. [ 36 ] Согласно одному сообщению, «окончательное урегулирование спора было одной из причин, побудивших Константина созвать совет в Никее в 325 году. В то время сирийцы и антиохийцы были единственными поборниками соблюдения 14-го дня. Решение собора было единогласным, что Пасху ( Пасху ) следует праздновать в воскресенье и в одно и то же воскресенье во всем мире и что «никто впредь не должен следовать слепоте евреев » ». [ 37 ] Новый перевод « Жизни Константина » Евсевия, опубликованный в 1999 году, предполагает, что эта точка зрения больше не получила широкого признания; [ 38 ] По ее мнению, спор в Никее велся между двумя школами соблюдения воскресенья: теми, кто следовал традиционной практике полагаться на еврейских информаторов для определения лунного месяца нисана, на который выпадет Песах, и теми, кто хотел установить его, используя христианские расчеты с использованием весеннего равноденствия по солнечному календарю. Лоран Клиневерк предполагает, что раскол между Востоком и Западом, можно даже утверждать, начался с попытки Виктора отлучить азиатские церкви. [ 39 ] Несмотря на неспособность Виктора осуществить свое намерение отлучить азиатские церкви, многие католические богословы указывают на этот эпизод как на свидетельство папского первенства и власти в ранней Церкви , ссылаясь на тот факт, что ни один из епископов не оспаривал его право на отлучение, а скорее ставил под сомнение мудрость и милосердие в этом. [ 39 ] С православной точки зрения Виктору в конце концов пришлось уступить, и мы видим, что Восточные церкви никогда не предоставляют ему президентство ни в чем другом, кроме его собственной церкви, его собственного синода. [ нужна ссылка ] Клиневерк указывает, что Евсевий Кесарийский просто называет Виктора одним из «правителей церквей», а не правителем еще неизвестной или несформированной «вселенской церкви». [ 39 ] Поскольку дата празднования Воскресения Христова, приходящаяся на воскресный день недели, а не на 14-й день месяца, не была определена папской властью, она была окончательно решена только Вселенским Собором. [ 40 ] Епифаний Саламинский даже назвал квартодециманизм ересью. [ 41 ]
Отвержение Поликарпом позиции епископа Аникета относительно квартодецимана, а затем и письмо Поликрата Папе Виктору I использовались православными богословами как доказательство против аргумента о том, что Церкви в Малой Азии признавали первенство Римского епископа и учение о папском превосходстве . [ 42 ]
Свидетели Иеговы и Исследователи Библии отмечают Вечерю воспоминания смерти Христа 14 нисана. [ 43 ] пока Живая Церковь Божия соблюдает четвертьдесятикратную Пасху [ 44 ] вечером, начиная с 14 нисана. [ 45 ]
Год | Полнолуние | Еврейская Пасха [ примечание 1 ] | Астрономическая Пасха [ примечание 2 ] | Григорианская Пасха | Джулиан Пасха |
---|---|---|---|---|---|
| |||||
2015 | 4 апреля | 5 апреля | 12 апреля | ||
2016 | 23 марта | 23 апреля | 27 марта | 1 мая | |
2017 | 11 апреля | 16 апреля | |||
2018 | 31 марта | 1 апреля | 8 апреля | ||
2019 | 20 марта | 20 апреля | 24 марта | 21 апреля | 28 апреля |
2020 | 8 апреля | 9 апреля | 12 апреля | 19 апреля | |
2021 | 28 марта | 4 апреля | 2 мая | ||
2022 | 16 апреля | 17 апреля | 24 апреля | ||
2023 | 6 апреля | 9 апреля | 16 апреля | ||
2024 | 25 марта | 23 апреля | 31 марта | 5 мая | |
2025 | 13 апреля | 20 апреля | |||
2026 | 3 апреля | 2 апреля | 5 апреля | 12 апреля | |
2027 | 22 марта | 22 апреля | 28 марта | 2 мая | |
2028 | 9 апреля | 11 апреля | 16 апреля | ||
2029 | 29 марта | 31 марта | 1 апреля | 8 апреля | |
2030 | 17 апреля | 18 апреля | 21 апреля | 28 апреля
|
См. также
[ редактировать ]- Антииудаизм
- Кельтское христианство
- Кельтский обряд
- Христианская Тора-подчинение
- Христианские взгляды на Ветхий Завет
- Пасхальный спор
- Разъяснение Закона
- Новый Завет
- Пасхальная тайна
- Пасха закончилась
- Суперсессионизм
Примечания
[ редактировать ]- ^ Еврейская Пасха приходится на 15 нисана по календарю. Он начинается на закате, предшествующем указанной дате (как и Пасха по некоторым традициям).
- ^ Астрономическая Пасха — это первое воскресенье после астрономического полнолуния после астрономического мартовского равноденствия , измеренного по меридиану Иерусалима согласно этому ВСЦ . предложению
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Левит 23:5 : «В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня».
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Пасхальный спор» . www.newadvent.org . Проверено 18 ноября 2022 г.
Расскажите нам почти все, что мы знаем о пасхальном споре на его первой стадии. Среди только что упомянутых отрывков есть письмо святого Иринея, и это показывает, что разнообразие практик относительно Пасхи существовало, по крайней мере, со времен папы Сикста (ок. 120 г.). Далее Ириней утверждает, что св. Поликарп, который, как и другие азиаты, праздновал Пасху в четырнадцатый день луны, какой бы день недели это ни был, следуя в этом традиции, которую, как он утверждал, он заимствовал от св. апостола Иоанна Богослова. , приехал в Рим ок. 150 по этому самому вопросу, но Папа Аникет не смог убедить его отказаться от соблюдения Квартодецимана. Таким образом, обсуждаемый таким образом вопрос заключался в первую очередь в том, следует ли праздновать Пасху в воскресенье или же христианам следует отмечать священный день евреев, четырнадцатое нисана, который мог приходиться на любой день недели. Тех, кто праздновал Пасху вместе с евреями, называли Quartodecimans или terountes (соблюдающие); но даже во времена папы Виктора это употребление едва ли распространялось за пределы церквей Малой Азии. После решительных мер папы число квартодециманов, похоже, постепенно сократилось. Ориген в «Философуменах» (VIII, XVIII), кажется, рассматривает их как всего лишь горстку заблудших нонконформистов.
- ^ Jump up to: а б «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Пасхальный спор» . www.newadvent.org . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Спор о Пасхе, Пасхе и Квартодецимане» . Грейс Комьюнион Интернэшнл . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Брэдшоу, Пол (15 февраля 2011 г.). Раннее христианское богослужение: введение в идеи и практику . СПКК. ISBN 978-0-281-06488-5 .
- ^ Хефеле, б.п. Чарльз Джозеф (1894). История христианских соборов, от подлинных документов до закрытия Никейского собора, 325 г. н.э. Кларк.
- ^ Jump up to: а б Стюарт-Сайкс, А. (22 декабря 2015 г.). Праздник Агнца: Мелито, Пери-Пасха и Квартодециманская пасхальная литургия в Сардах . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-31309-5 .
- ^ Jump up to: а б IshYoBoy.com (30 марта 2018 г.). «Когда ересь была православной: квартодециманизм как краткий пример | CSCO» . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Евсевий 1890 г. , Книга V Глава 23 .
- ^ Лоусон, Джон (21 февраля 2006 г.). Библейское богословие святого Иринея . Wipf и Stock Publishers. ISBN 978-1-59752-580-0 .
- ^ Jump up to: а б Треветт 1996 , с. 202.
- ^ НПНФ2-01. Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Славословие Константина . CCEL. ISBN 978-1-61025-062-7 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Стивен Г. (1 января 2006 г.). Антииудаизм в раннем христианстве: Том 2: Разделение и полемика . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. ISBN 978-0-88920-552-9 .
- ^ Лью, Джудит (1 июня 2003 г.). Образ и реальность: евреи в мире христиан во втором веке . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-48859-6 .
- ^ Хилхорст, А. (2004). Апостольский век в святоотеческой мысли . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-12611-4 .
- ^ Хилл, Чарльз Э. (19 марта 2004 г.). Иоанновский корпус в ранней церкви . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-153264-1 .
- ^ Пуллан 1896 , с. 305.
- ^ Кассельс, Уолтер Ричард (27 октября 2020 г.). Сверхъестественная религия (том 1–3): исследование реальности божественного откровения (Полное издание). электронное искусствосейчас.
- ^ Чепмен, Генри Палмер (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «Спор о Пасхе, Пасхе и Квартодецимане» . Грейс Комьюнион Интернэшнл . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Герлах, Карл (1998). Антеникенская Пасха: риторическая история . Издательство Питерс. ISBN 978-90-429-0570-2 .
- ^ Брент, Ревд Аллен (22 декабря 2015 г.). Ипполит и Римская церковь в третьем веке: сообщества в напряжении перед появлением монарха-епископа . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-31298-2 .
- ^ Шафф, Филип (24 марта 2015 г.). Христианская церковь с I по XX век . Делмарва Публикации, Инк.
- ^ Шафф, Филип; Уэйс, Генри (1890). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви, вторая серия . Паркер.
- ^ НПНФ2-01. Евсевий Памфилий: История Церкви, Жизнь Константина, Славословие Константина . CCEL. ISBN 978-1-61025-062-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Евсевий 1890 г. , Книга V Глава 24 .
- ^ Jump up to: а б с «Православная историческая хронология», «Православные ответы ».
- ^ Евсевий 1890 , Книга VII Глава 19 .
- ^ Евсевий 1890 , Книга V Глава 25 .
- ^ Jump up to: а б ДельКоглиано 2011 , с. 44.
- ^ Евсевий 1890a , Книга III Глава 18 .
- ^ Евсевий 1890 , Книга VI, Глава 11 .
- ^ Сократ Константинопольский 1890 , Книга 6, Глава 11 .
- ^ Евсевий 1890 , Книга VII Глава 29 .
- ^ Стивен 1983 , стр. 117–118.
- ^ Джонс 1943 , с. 18.
- ^ Фэллоу 1911 , стр. 828–829.
- ^ Кэмерон и Холл 1999 , стр. 260.
- ^ Jump up to: а б с Клиневерк 2008 , с. 155 .
- ^ Клиневерк 2008 , стр. 150–57 .
- ^ Табберни, Уильям (1 октября 2007 г.). Ложные пророчества и оскверненные таинства: церковная и имперская реакция на монтанизм . БРИЛЛ. ISBN 978-90-474-2131-3 .
- ^ Клиневерк 2008 , с. 154 .
- ^ Взгляд на Священные Писания , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1988, стр. 392 .
- ^ «Вы квартодециман? Должны ли вы быть?» . Завтрашний мир . 30 сентября 2013 г. Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ Святые дни: Божий генеральный план . Завтрашний мир. 19 августа 2013 года . Проверено 18 мая 2018 г.
- ^ «На пути к общей дате Пасхи» . Алеппо, Сирия: Всемирный совет церквей (ВСЦ) / Консультации Ближневосточного совета церквей (MECC). 10 марта 1997 г.
Источники
[ редактировать ]- Кэмерон, Аверил; Холл, Стюарт Г. «Комментарий». У Евсевия Кесарийского (1999) .
- Канталамесса, Раньеро (1993). Канталамесса, Раньеро; Куигли, Джеймс М.; Линхард, Джозеф Т. (ред.). Пасха в ранней церкви: антология еврейских и раннехристианских текстов . Перевод Куигли, Джеймс М.; Линхард, Джозеф Т. Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press. стр. 1–23, 33–37. ISBN 9780814621646 .
- Клиневерк, Лоран (2008). Его сломанное тело: понимание и исцеление раскола между Римско-католической и Восточной Православной церквями . Издательство Евклидского университета. ISBN 978-0-615-18361-9 . Проверено 28 октября 2012 г. [ самостоятельный источник ]
- ДельКоглиано, Марк (2011). «Пропаганда Константиновской повестки у Евсевия Кесарийского в праздник Пасхи » . В Иновлоцком, Сабрина; Замани, Клаудио (ред.). Переосмысливая Евсевия: сборник статей по литературным, историческим и богословским вопросам . Дополнения к Vigiliae Christianae. Том. 107. Лейден [ua]: Брилл. ISBN 9789004203853 .
- Дюшен, Луи (1880). «Вопрос о Пасхе на Никейском соборе». Обзор исторических вопросов (на французском языке). 28 . Париж: Виктор Пальме.
- Стефан, Эддиус (1983). «Гл. 12 Жизнь Уилфрида». У Дэвида Хью Фармера (ред.). Эпоха Беды . Пингвин. ISBN 978-0-14-044437-7 .
- Евсевий (1890 г.). Филип Шафф; Генри Уэйс (ред.). История Церкви . Никейские и постникейские отцы, вторая серия. Том. 1. Перевод Артура Кушмана Макгифферта. Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы.
- Евсевий (1890а). Филип Шафф; Генри Уэйс (ред.). Жизнь Константина . Никейские и постникейские отцы, вторая серия. Том. 1. Перевод Эрнеста Кушинга Ричардсона. Буффало, Нью-Йорк: Издательство христианской литературы.
- Джонс, Чарльз В. (1943). Беда Темпорибус Опера Кембридж: Средневековая академия Америки.
- Сократ Константинопольский (1890). Филип Шафф; Генри Уэйс (ред.). История Церкви . Никейские и постникейские отцы, вторая серия. Том. 2. Перевод А. С. Зеноса. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через New Advent .
- Созомен (1890). Филип Шафф; Генри Уэйс (ред.). Церковная история . Никейские и постникейские отцы, вторая серия. Том. 3. Перевод Честера Д. Хартранфта. Буффало, штат Нью-Йорк: Издательство христианской литературы – через New Advent .
- Пуллан, Лейтон (1896). Лекции по религии . Лонгманс, Грин.
- Треветт, К. (1996). Монтанизм: пол, власть и новое пророчество . Монтанизм: пол, власть и новое пророчество. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-52870-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анатолий Александрийский , Шафф (ред.), Пасхальный канон , CCEL
- Евсевий Кесарийский (1999). Кэмерон, Аверил; Холл, Стюарт Г. (ред.). Жизнь Константина . Серия «Кларендон по древней истории». Перевод Кэмерона, Аверил; Холл, Стюарт Г. Оксфорд [ua]: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9781423767664 .
- Фэллоу, Томас МакКолл (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. . В
- Терстон, Герберт (1909). Католическая энциклопедия . Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мелито, «Проповедь на Песах, также известную как Пери Пасха » , Керукс: Журнал Северо-Западной теологической семинарии , заархивировано из оригинала 12 марта 2007 г. , получено 24 сентября 2005 г.
- Сэмюэл, Э., «6. Воскресенье и Квартодециман» , от субботы до воскресенья , Эндрюс, заархивировано из оригинала 30 октября 2005 г.