Чувство верующего
Sensus fidei (чувство веры), также называемое sensus fidelium (чувство верующих), согласно Катехизису Католической Церкви , представляет собой «сверхъестественное признание веры со стороны всего народа, когда от епископов до последние из верующих, они проявляют всеобщее согласие в вопросах веры и морали». [ 1 ] Цитируя документ Lumen gentium Второго Ватиканского Собора , Катехизис добавляет: «Благодаря такому признанию веры, пробуждаемой и поддерживаемой Духом истины, Народ Божий, руководимый священной учительной властью ,... получает... .. вера, раз навсегда преданная святым... Народ неизменно придерживается этой веры, глубже проникает в нее правильным суждением и полнее применяет ее в повседневной жизни». [ 2 ] Господнему, Основание для этого можно найти в словах Иисуса в Евангелии от Матфея 16:18, что «врата ада не одолеют его», где «оно» относится к «Церкви», то есть к народу который продвигает вперед живая традиция основных верований на протяжении всей истории, а епископы следят за тем, чтобы эта традиция не следовала по пути заблуждений. [ 3 ]
Также используются термины sensus fidei fidelium (чувство веры со стороны верующих) и sensus fidei fidelis (чувство веры со стороны отдельного верующего). [ 4 ]
Официально исключенные договоренности
[ редактировать ]Взгляды одних мирян
[ редактировать ]Второй Ватиканский Собор разъяснил, что sensus fidelium (чувство верующего) не означает sensus laicorum (чувство мирян ) , как если бы это была харизма, дарованная мирянам в изоляции от иерархии католической церкви, и как бы духовенство не входило в число «верующих». [ 5 ] В нем говорилось:
Все верующие, помазанные Святым, не могут ошибаться в вопросах веры. Это особое свойство они проявляют посредством сверхъестественной всенародной проницательности в вопросах веры, когда «от епископов до последнего из мирян» проявляют всеобщее согласие в вопросах веры и нравственности. Эта проницательность в вопросах веры пробуждается и поддерживается Духом истины. Оно осуществляется под руководством священного учения, в верном и почтительном послушании, которому народ Божий принимает то, что является не просто словом человеческим, но истинным словом Божьим. [ 6 ]
В нем провозглашалось, что Христос исполняет свое пророческое служение «не только через иерархию, которая учит от Его имени и Его властью, но также и через мирян, которых Он сделал Своими свидетелями и которым Он дал понимание веры [ sensus fidei ] и привлекательность». в речи, чтобы сила Евангелия могла сиять в их повседневной социальной и семейной жизни. [ 7 ]
По словам святого Августина Гиппонского : «для тебя я епископ, вместе с тобой я христианин» (на латыни : для тебя я епископ, с тобой я христианин). [ 8 ] ).
Независимость от церковного учительства
[ редактировать ]В своей речи перед Международной теологической комиссией 7 декабря 2012 года Папа Бенедикт XVI провел различие между подлинным значением sensus fidei и поддельным пониманием: «Это, конечно, не своего рода общественное церковное мнение, и обращение к нему с целью оспорить учение Магистериума не может быть подлинно развито у верующих, за исключением той степени, в было бы немыслимо, поскольку чувство веры которой они полностью участвуют в жизни Магистериума. Церковь, а это требует ответственного следования Магистериуму, залогу веры. [ 9 ]
Это различие было выражено также Вторым Ватиканским Собором в цитированном выше отрывке, в котором говорится, что проницательность верующих в вопросах веры и нравственности «осуществляется под руководством священного учения, в верном и почтительном послушании которое народ Божий принимает не просто слово человеческое, но истинное слово Божие». [ 6 ]
Возможно, противоположная точка зрения была высказана в статье редакции прогрессивного американского периодического издания National Catholic Reporter : «Блаженный Джон Генри Ньюман говорил, что в церкви есть три магистратуры : епископы, богословы и народ. В вопросе о рукоположении женщин два из трех голосов замолчали, поэтому теперь должен быть услышан третий голос... Наше послание состоит в том, что мы считаем, что sensus fidelium заключается в исключении женщин из священства . нет веских оснований в Священном Писании или каком-либо другом убедительном обосновании, поэтому женщины должны быть рукоположены. Мы слышали согласие верующих с этим в бесчисленных беседах в приходских залах, лекционных залах и семейных собраниях. Это изучалось и молилось об этом индивидуально и на семейных собраниях. группы». [ 10 ] Филиал Общества кардинала Ньюмана опроверг эту точку зрения, процитировав то, что Папа случайно сказал всего четыре дня спустя, и прокомментировав: «В наши дни в католических кругах не нужно далеко ходить, чтобы найти упоминание о sensus fidelium , которое буквально означает «чувство верности». вера»... В последнее время этот термин стали неправильно использовать для обоснования однополых «браков» , контрацепции и даже рукоположения женщин . Это форма «Магистериума». Гэллапа », в котором человек утверждает, что большинство католиков согласны с ним по какому-то вопросу, поэтому, хотя Магистериум утверждает обратное, у них есть козырная карта из-за чувства веры . [ 11 ] Фактическая точка зрения кардинала Ньюмана состоит в том, что только Ecclesia docens («учающая Церковь», magisterium) различает, различает, определяет, пропагандирует и обеспечивает соблюдение любой части традиции Апостолов, переданной всей Церкви. [ 12 ]
Кардинал Шарль Журне писал, что sensus fidei — это «не учение и не учительство, а лишь ощущаемая убежденность в истине». Верующие могут смешивать со своей верой данные или чувства, чуждые ей, и поэтому они нуждаются, по его словам, «в том, чтобы им помогали, направляли и судили авторитеты с божественной помощью». Магистериум, со своей стороны, «имеет задачу распознавать и подтверждать то, что заранее ощущается, указывается и предвосхищается чувством . веры » [ 13 ]
Отождествляется с преобладающим мнением
[ редактировать ]Конгрегация доктрины веры исключила «социологическую аргументацию, согласно которой мнение большого числа христиан было бы прямым и адекватным выражением «сверхъестественного чувства веры» ( sensus fidei ). Она прокомментировала: « Верующий человек все еще может иметь ошибочные мнения, поскольку все его мысли не исходят из веры. Не все идеи, циркулирующие среди Народа Божьего, совместимы с верой. Это тем более верно, что на людей может влиять общественное мнение, находящееся под влиянием современных средств массовой информации. Недаром Второй Ватиканский Собор подчеркивал неразрывную связь между sensus fidei и руководством Народа Божьего учительством пастырей. Эти две реальности невозможно разделить». [ 14 ]
Что касается вынесения суждения об отношении, отраженном в деятельности инквизиции , Папа Иоанн Павел II заявил: «Богословы в своих критических размышлениях будут руководствоваться различием: различием между подлинным sensus fidei и преобладающим менталитетом в конкретная эпоха, которая могла повлиять на их мнение, должна быть предложена sensus fidei для использования критериев ровного суждения о жизни Церкви в прошлом». [ 15 ]
Богослов кардинал Жорж Коттье писал: «Очевидно, что sensus fidei не следует отождествлять с консенсусом большинства, он не определяется на основе статистики опросов. В истории Церкви случалось, что в определенных контекстах чувство веры проявлялось отдельными личностями, отдельными святыми, в то время как общее мнение придерживалось доктрин, не соответствующих апостольской вере». [ 13 ]
Вместо этого Донал Дорр критически прокомментировал то, что он считает неспособностью Церкви эффективно прислушиваться к тому, что он считает sensus fidei , которое он, возможно, ищет в странах третьего мира , поскольку он также говорит о реальном католическом социальном учении как о показателе западного и этноцентрический уклон. [ 16 ]
Обращаясь к группе богословов в декабре 2013 года, Папа Франциск сказал: «Благодаря дару Святого Духа члены Церкви обладают «чувством веры» . [думать разумом Церкви] и различать то, что соответствует апостольской вере и духу Евангелия. Конечно, sensus fidelium [чувство. верующих] нельзя путать с социологической реальностью мнения . большинства Папа Бенедикт XVI часто указывал, что богослов должен оставаться внимательным к вере, которой живут смиренные и малые, которым Отцу было угодно открыть то, что Он скрыл от ученых и мудрых». [ 17 ]
Обеспокоенность церковным управлением
[ редактировать ]Смешение sensus fidelium или sensus fidei с вопросами управления выходит за рамки учения Совета, который вместо этого применяет его к учительскому служению Церкви. [ 18 ]
Второй Ватиканский Собор, о котором говорилось выше, говорил о sensus fidei как о проявлении «всеобщего согласия в вопросах веры и морали», «различения в вопросах веры... осуществляемого под руководством священного учительского авторитета, в верное и почтительное послушание, при котором народ Божий принимает то, что является не просто словом человеческим, но истинным словом Божьим». [ 6 ]
Использование магистратурой
[ редактировать ]Консенсус среди верующих является мощным свидетельством истинности доктрины, но не этот консенсус делает доктрину истинной. Консенсус — это результат, а не причина истинности доктрины. [ 19 ]
Sensus fidei , всеобщее согласие, от епископов до последнего из верующих, в вопросах веры. [ 1 ] предшествовало определение марианских догматов о Непорочном Зачатии и Успении Марии : Папа Бенедикт XVI говорил: «Вера как в Непорочное Зачатие, так и в телесное Успение Девы уже присутствовала в Народе Божием, в то время как богословие еще не однако нашел ключ к его толкованию в совокупности учения о вере. Таким образом, народ Божий предшествует богословам, и все это благодаря этому сверхъестественному чувству веры . а именно, эта способность, наделенная Святым Духом, которая дает нам право принять реальность веры со смирением сердца и разума. В этом смысле Народ Божий является «учителем, который идет первым», и затем его необходимо более глубоко изучить и изучить. интеллектуально принято богословием». [ 20 ] В каждом случае догма определялась «не столько на основании доказательств в Священных Писаниях или древней традиции , сколько на основании глубокого чувства верности и Магистериума». [ 21 ] Каждый из двух заинтересованных пап консультировался с епископами мира по поводу веры католической общины, прежде чем приступить к определению догмы. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 92 .
- ^ Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 93 .
- ^ О"Коллинз, С.Дж., Джеральд (2001). Фундаментальное богословие . Wipf and Stock Publishers. VIII. ISBN 1579106765 .
- ^ Раш, Ормонд (2009). Глаза Веры. Чувства верующих и восприятие Откровения церковью . Вашингтон, округ Колумбия: CUA Press . п. 66 . ISBN 978-0-813-21571-6 .
- ^ Раш, Ормонд (2004). Продолжаем интерпретировать II Ватиканский собор. Некоторые герменевтические принципы . Махва, Нью-Джерси : Paulist Press . п. 108 . ISBN 0-809-14285-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Lumen gentium , 12 цитируется также в Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункты 92–93 .
- ^ Люмен гентиум , 35.
- ^ Сермо 340 А [PL 38, 1483]. Цитируется в Международная теологическая комиссия (2012). «La teologia oggi: prospettive, principi e Criteri» [Богословие сегодня: перспективы, принципы и критерии]. Святой Престол (на итальянском и английском языках). (под номером 33)
- ↑ Папа Бенедикт XVI , Обращение к Международной теологической комиссии, 7 декабря 2012 г.
- ^ Редакция NCR (3 декабря 2012 г.). «От редакции: Рукоположение женщин исправит несправедливость» . Национальный католический репортер . Канзас-Сити, штат Миссури . Проверено 13 июля 2013 г.
- ^ Арчболд, Мэтью (11 декабря 2012 г.). «Папа разъясняет часто цитируемый Sensus Fidei » . Манассас, Вирджиния : Общество кардинала Ньюмана . Проверено 13 июля 2013 г.
- ^ Ньюман, Джон Генри (1859). Рамблер, Тома 1-2 . Лондон: Центральное издательство. п. 205 .
Предание Апостолов, преданное всей Церкви в различных ее составляющих и функциях per modum unius , в разное время проявляется по-разному: иногда устами епископата, иногда врачами, иногда народом, иногда литургиями, обряды, церемонии и обычаи, события, споры, движения и все те другие явления, которые составляются под именем истории. Отсюда следует, что ни к одному из этих каналов традиции нельзя относиться неуважительно; признавая в то же время полностью, что дар различения, различения, определения, распространения и соблюдения любой части этой традиции находится исключительно в Ecclesia docens .
См. также: Коулсон, Джон, изд. (1962). О консультировании верующих по вопросам доктрины . Лэнхэм, Мэриленд : Роуман и Литтлфилд . п. 63 . ISBN 0934134510 . - ^ Перейти обратно: а б Коттье, Жорж (август – сентябрь 2010 г.). «Размышления о жизни и тайне Церкви» . Рим: 30 дней . Проверено 14 июля 2013 г.
- ↑ Конгрегация доктрины веры, Инструкция «Дар истины» (24 мая 1990 г.), 35 .
- ↑ Папа Иоанн Павел II , Письмо по случаю презентации тома «L'Inquisizione» (15 июня 2004 г.) .
- ^ Дорр, Донал (1992). Вариант для бедных. Сто лет социального преподавания Ватикана (2-е изд.). Мэрикнолл, Нью-Йорк : Orbis Books . ISBN 0883448270 . Выдержка : «здесь существует реальная опасность того, что продвижение католического социального учения (в его нынешнем виде) может способствовать навязыванию западных ценностей народам других культур». «Римские власти должны найти более эффективные способы прислушиваться к мнению фидей ».
- ↑ Кэтрин Хармон, «Фрэнсис богословам: не путайте sensus fidelium с мнением большинства» в The Catholic World Report , 9 декабря 2013 г.
- ^ Раш, Ормонд (2009). С. 60 .
- ^ Пенрайз, Джеймс (18 ноября 2010 г.). « Американский католический совет», Sensus Fidelium и голос истинно верующих» . Гранд-Рапидс, Мичиган : Католик онлайн . Проверено 14 июля 2013 г.
Sensus fidelium не означает, что для того, чтобы доктрина была истинной, необходимо всеобщее согласие верующих или что доктрина становится истинной в силу такого консенсуса. Это означает, что всеобщее согласие возможно, поскольку эта доктрина изначально верна. Истина исходит от Бога и приходит к верующим, а не наоборот. Когда все верующие признают истину посредством «сверхъестественного различения», а не только человеческого разума, sensus fidelium становится пророческим свидетелем, о котором говорится в Lumen gentium . Именно это подразумевается под словами: «Святой народ Божий также участвует в пророческом служении Христа». Когда все верующие соглашаются с истиной, это становится мощным и пророческим свидетельством для остального мира. Когда «верные» разделены, это печальное и жалкое свидетельство того, что институт демонстрирует только свои человеческие ограничения и отвергает свою божественную идентичность.
- ↑ Папа Бенедикт XVI, общая аудиенция, 7 июля 2010 г.
- ^ «150-летие догмы о непорочном зачатии» в агентстве печати Fides . Архивировано 24 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Хенн, Уильям (2006) [1989]. «Толкование Марианского учения (стр. 413-437)» . Григорианум, Том 70, Выпуск 3 . Том. 87. Рим: Григорианская издательская группа . п. 431 . ISSN 0017-4114 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите )
Библиография
[ редактировать ]- Финукейн, Дэниел Дж. (1996). Сенсус Фиделиум. Использование концепции в эпоху после II Ватиканского Собора . Сан-Франциско/Лондон: Издательство международных ученых. ISBN 1573090816 .
- Раш, Ормонд (июнь 2001 г.). « Sensus Fidei : Вера, придающая смысл Откровению» . Богословские исследования . 62 (2). Милуоки, Висконсин: Университет Маркетта : 231–261. ISSN 0040-5639 . Проверено 14 июля 2013 г.