Наскальные рисунки в Валькамонике
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО | |
---|---|
Расположение | Валь Камоника , провинция Брешия , Ломбардия , Италия |
Критерии | Культурные: (iii), (vi) |
Ссылка | 94 |
Надпись | 1979 г. (3-я сессия ) |
Область | 432,3 га (1068 акров) |
Буферная зона | 1018,23 га (2516,1 акра) |
Координаты | 45 ° 57'25,4 "N 10 ° 17'50,4" E / 45,957056 ° N 10,297333 ° E |
Наскальные рисунки в Валькамонике (Долина Камоника) расположены в провинции Брешия , Италия , и представляют собой крупнейшую коллекцию доисторических петроглифов в мире. [1] Коллекция была признана ЮНЕСКО в 1979 году и стала первым объектом Всемирного наследия Италии. ЮНЕСКО официально признала более 140 000 фигур и символов. [1] но новые открытия увеличили количество каталогизированных разрезов до 200 000. [2] и 300 000. [3] Петроглифы разбросаны по всей поверхности долины, но сконцентрированы в районах Дарфо Боарио Терме , Капо ди Понте , Надро , Чимберго и Паспардо .
Характеристики
[ редактировать ]Подавляющее большинство петроглифов выполнено на подледниковых обтекаемых коренных породах и ледниковых неровных поверхностях, обнаруженных в результате отступления последнего ледника, сформировавшего долину, примерно 15 000 лет назад.
Многие из надрезов были сделаны в течение восьми тысяч лет, предшествовавших железному веку (1-е тысячелетие до нашей эры). [2] тогда как петроглифы последнего периода приписываются народу Камуни , упомянутому в латинских источниках. Традиция петроглифов не заканчивается внезапно. Были идентифицированы гравюры (хотя и в очень небольшом количестве; не сравнимые с великой доисторической деятельностью) римского периода , средневекового периода и, возможно, даже современных, вплоть до 19 века. [1] [3] Большая часть вырезов была сделана в технике « мартеллина », меньшее количество выполнено с помощью граффити . [2]
Фигуры иногда просто накладываются друг на друга без видимого порядка. Вместо этого другие, похоже, имеют между собой логические отношения; например, изображение религиозного обряда или сцены охоты или боя. Этот подход объясняет схему изображений, каждое из которых представляет собой идеограмму , являющуюся не реальным объектом, а его «идеей». [2] Их функция связана с праздничными ритуалами: поминальными, посвятительными и умилостивительными; сначала в области религии, затем даже светских, которые проводились по особым случаям, разовым или периодическим. [3] Среди наиболее известных символов, найденных в Валькамонике, — так называемая «Rosa camuna» ( камунская роза ), которая была принята в качестве официального символа региона Ломбардия .
Исторический цикл: темы и периодизация
[ редактировать ]В 1960-х годах археолог Эммануэль Анати , один из первых, кто систематически изучал местность, составил хронологию наскальных рисунков. Он сравнивал стиль и типы символов, чтобы выявить возможные корреляции с традиционной исторической периодизацией, от доисторических времен до средневековья . [4]
Согласно результатам исследования Анати , Валь-Камоника делится на протокамунский, камунский I, II, III, IV и посткамунский ( римский , средневековый и недавний) периоды. [5]
Протокамунский период | Последний палеолит, эпипалеолит и протонеолит. |
Камуниан I | неолит |
Камуниан II | неолит |
Камуниан III | Энеолит, ранний и средний бронзовый век |
Камуниан IV | Поздний и последний бронзовый век, железный век. |
Эпипалеолит
[ редактировать ]Самые ранние наскальные изображения относятся к эпохе эпипалеолита (или мезолита , протокамуна, [5] 8-6 тыс. до н.э.), через несколько тысячелетий после отступления ледника , покрывавшего Валь-Камонику ( Вюрмское оледенение ). Эти резные изображения были работой проходящих мимо охотников-кочевников, следивших за миграцией своей добычи. Представленные фигуры на самом деле изображают крупных животных, таких как олени и лоси , которые были типичной добычей того периода. На рисунках также изображены раненые копьями животные. Этот вид наскального искусства может быть характерен для охотников-собирателей и связан с клинковой и микролитовой промышленностью. [5] Подобные изображения присутствуют в резьбе по камню муниципального парка Луине ( коммуна Дарфо Боарио Терме ). [6]
неолит
[ редактировать ]В период неолита (V-I вв. IV тыс. до н.э. примерно-5500-3300 до н.э. [5] ), распространение земледельческих приемов в Валь-Камонике коррелировало с образованием первых оседлых поселений. В области наскального искусства человеческие фигуры и наборы геометрических элементов, таких как прямоугольники, круги и точки, составляют основные элементы композиций и завершают символическое значение антропоморфных петроглифов. [7] Подобные резные изображения присутствуют в Региональном заповеднике наскальных рисунков Чето , Чимберго и Паспардо . [8] Принадлежность к неолиту схематических антропоморфных фигур, так называемых «оранти» («молящихся фигур»), подвергается сомнению, поскольку некоторые ученые относят их к бронзовому веку. [9] Согласно этой интерпретации, единственный набор фигур, относящийся к неолиту, или к неолиту-первой фазе медного века (4 тыс. до н.э.), составляют геометрические узоры, которые интерпретируются как топографическое изображение возделываемой и вспаханной земли. . [10]
В этот период встречаются домашние животные, такие как собаки, козы и быки. [5]
До конца периода Камуна II объекты поклонения стали шире. В частности, начали поклоняться собаке, первому одомашненному животному. [5]
Медный век
[ редактировать ]В эпоху медного века (или периода энеолита, 3-е тысячелетие до н.э., примерно -3300-2500 до н.э.) [5] ), появились новые символы, документирующие появление колеса, повозки и первых форм металлургии . В этот период начало развиваться альпийское наскальное искусство. [11] Скалы были испещрены небесными символами, животными, оружием, изображениями пахоты, человеческими цепями и другими знаками. Хотя антропоморфные фигуры поначалу были примитивными, позднее эти изображения были еще более насыщенными и усложненными за счет добавления помимо простых фигур оружия, астральных дисков и прямоугольников, символизирующих мир. [5] [12] Эти памятники, сохранившиеся в основном в археологическом парке Национального Масси Чеммо и в парке Асинино-Анвоя ( Оссимо ), указывают на ритуальную функцию, связанную с почитанием предков. [13]
Бронзовый век
[ редактировать ]В эпоху бронзы (примерно 2-е тысячелетие до н. э.) гравюры на скалах затрагивали тему оружия, что отражало большее внимание, уделяемое ему воинами в камунском обществе того времени. Постоянное внимание уделялось геометрическим формам (кругам и вариантам), продолжающим гравюры более ранних эпох. [14]
Железный век
[ редактировать ]Гравюры железного века (1-е тысячелетие до н.э.) приписываются народу Камунни и составляют около 70-80% всех данных переписи населения. В этих произведениях воплощены идеалы героической мужественности и превосходства. Доминирующие темы включают изображения дуэлей и человеческих фигур, даже крупных, выставляющих напоказ свое оружие, мускулы и гениталии. Есть также фигурки хижин, лабиринтов , следов, сцен охоты и других символов. [15] Топографические закономерности также присутствуют, в основном в центральной части железного века (6-4 века до н. э.), как, например, на знаменитой карте Бедолины , впервые изученной Мигелем Бельтраном Льорисом. [16] и совсем недавно Кристина Туркони [17] для Миланского университета, одна из самых известных гравированных поверхностей долины Камоника.
Римский век
[ редактировать ]Во время римского господства в Валь-Камонике (~ 100 г. до н. э. - ~ 500 г. н. э.) активность петроглифов резко сократилась, перейдя в латентную фазу. [18] [19]
Средневековый век
[ редактировать ]Средневековье в Валь - Камонике ознаменовало возобновление наскальной резьбы, начиная с первой фазы средневековья. Многие из надписей этого периода представляют собой христианские символы, такие как кресты и ключи, которые были объединены и наложены на те, которые считаются языческими символами на заднем плане, в попытке сакрализировать эти места. [19]
Открытие и оценка
[ редактировать ]Первое задокументированное сообщение о гравированных камнях относится к 1909 году, когда Вальтер Лаенг указал Национальному комитету по охране памятников на два валуна, украшенных вокруг Чеммо ( Капо ди Понте ). Однако только в 1920-х годах скалы возбудили интерес учёных, в том числе Джузеппе Бонафини , геолога Сенофонте Скинабола , а с 1929 года — торинского антрополога Джованни Марро и флорентийского археолога Паоло Грациози . Вскоре на окружающих скалах были также обнаружены многочисленные гравюры, а исследования проводил не только Марро, но и Рафаэле Батталья для суперинтенданта древностей Падуи . [20]
В 1930-е годы репутация отрубов была более известна в Италии и за рубежом, так что между 1935 и 1937 годами немцы Франц Альтхайм и Эрика Траутманн провели обширную кампанию исследований . Альтхейм начал читать нацистские идеологии в гравюрах, которые вскоре были скопированы в фашистской работе Марро, идентифицируя их как свидетельство предполагаемой наследственной арийской расы . [20]
Картографирование и каталогизация возобновились после Второй мировой войны под руководством Лаенга и проводились учеными Музея естественных наук Брешии , состоящими как из национальных, так и из международных экспертов. В 1955 году, когда директор археологических раскопок Ломбардии учредил Национальный парк разрезов Рупестри ди Накуане , начались работы по сохранению камней и их надписей. [20] Исследования Эммануэля Анати начались в 1956 году и обнаружили новые петроглифы. Систематический характер этих исследований позволил ему опубликовать в 1960 году первый том общего обзора «Цивилизация Валь Камоника». В 1964 году Анати основал Centro Camuno di Studi Preistorici (Камунский центр доисторических исследований). Первый «Симпозиум Валкамоники» состоялся в 1968 году; первая в длинной серии конференций, собравших в Валькамонике множество исследователей искусства и доисторической жизни. [21]
После того, как ЮНЕСКО включила его в список объектов всемирного наследия № 94, продолжающиеся исследования еще больше расширили список зарегистрированных горных пород. [21]
Парки наскального искусства
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Наскальные рисунки Природный заповедник Чето, Чимберго и Паспардо
- Ну давай же
- Камунический язык
- Валь Камоника
- Карта Бедолины
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Наскальные рисунки в Валькамонике – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пьеро Адорно, Мезолит и неолит , с. 16. [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б с « Введение в наскальное искусство Валькамоники » (на итальянском языке). Archeocamuni.it . Проверено 11 мая 2009 г.
- ^ « Il ciclo historitivo camuno » [Реставрационный цикл] (на итальянском языке). Archeocamuni.it . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Образ жизни, записанный в наскальных рисунках Валкамоники» (PDF) .
- ^ « L'Epipaleolitico camuno на Archeocamuni.it» (на итальянском языке) . Проверено 11 сентября 2009 г.
- ^ « Камунский неолит на Archeocamuni.it» (на итальянском языке) . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ «Региональный заповедник наскальных рисунков Чето, Чимберго и Паспардо» (на итальянском языке). Всемирный мета-музей. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Arcà Andrea, 2001. Хронология и интерпретация «Молящихся фигур» в наскальном искусстве Валькамоники . В: Археология и наскальное искусство: Европа – Альпы – Валкамоника, вторая международная конференция по наскальной археологии. Материалы исследовательской конференции, 2-5 октября 1997 г., Darfo Boario terme , Милан: 185-198, онлайн как документ открытого доступа TRACCE.
- ^ Арка, Андреа (18 сентября 1997 г.). «Поселения в топографических гравюрах» . Интернет-бюллетень TRACCE по наскальному искусству (9).
- ^ Дефрен, Клаудия (2016). «Исследование наскального искусства: новости из Альп (2010–2014)». Исследования наскального искусства: Новости мира . Том. 5. Археопресс Археология. ISBN 978 1 78491 354-0 .
- ^ Гавальдо, Сильвана; Сансони, Умберто (2012). «Наскальное искусство в Валькамонике: последние четыре года исследований и открытий» (PDF) . Адорантен .
- ^ « Камунский медный век на Archeocamuni.it» (на итальянском языке) . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ « Камунский бронзовый век » [Bronze Age Camuna] (на итальянском языке). Archeocamuni.it . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ « Камуна железного века » (на итальянском языке). Archeocamuni.it . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Бельтран Ллорис М., 1972. Наскальные рисунки Бедолины (Валкамоника) , BCSP, том. VIII , Капо ди Понте (BS): 121–158.
- ^ Туркони, К. (1997). «Карта Бедолины, наскальная живопись Валькамоники» . Интернет-бюллетень TRACCE по наскальному искусству (9).
- ^ « Римский век в Валькамонике » [Римский век в Валькамонике] (на итальянском языке). Archeocamuni.it . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Средневековье на камунских скалах » [Средневековье Камуны] (на итальянском языке). Archeocamuni.it . Проверено 10 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Альберто Марретта, Краткая история исследований в Валкамонике (часть 1) на Archeocamuni.it» [Краткая история исследований в Валкамонике] (на итальянском языке) . Проверено 13 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Альберто Марретта, Краткая история исследований Валкамоники (часть 2) на Archeocamuni.it» (на итальянском языке) . Проверено 13 мая 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эмануэле Зюсс, Наскальные рисунки в Валькамонике , 1954 год.
- Эммануэль Анати , Долина Камоника: изображение деревни в Альпах от времен неолита до Рождества Христова, как видно из тысяч недавно найденных наскальных рисунков , 1961.
- Эммануэль Анати , Эволюция и стиль в камунском наскальном искусстве: исследование формирования европейской цивилизации , 1976.
- Эммануэль Анати , Камуни , 1982.
- Эммануэль Анати , Наскальное искусство Валькамоники: новая история Европы , 1994.
- Интеллектуальные выражения доисторического человека, искусства и религии , Акты симпозиума Валкамоники, 1979.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с петроглифами в Валь-Камонике, на Викискладе?