Джимми Нун
Джимми Нун | |
---|---|
![]() Джимми Нун ок. 1920 год | |
Справочная информация | |
Рожденный | Новый Орлеан, Луизиана , США | 23 апреля 1895 г.
Источник | Новый Орлеан, Луизиана , США |
Умер | 19 апреля 1944 г. Лос-Анджелес, Калифорния , США | (48 лет)
Жанры | Джаз , Диксиленд |
Род занятий | Сессионный музыкант , руководитель оркестра |
Инструмент | Кларнет |
Годы активности | 1912–1944 |
Этикетки | Вокалион , Декка |
Джимми Нун (23 апреля 1895 г. - 19 апреля 1944 г.) [ 1 ] был американским джазовым кларнетистом и руководителем оркестра. Начав свою карьеру в Новом Орлеане, он возглавил Apex Club Orchestra Джимми Нуна, чикагскую группу, которая записывалась для Vocalion и Decca . Классический композитор Морис Равель признал, что основал свое «Болеро» на импровизации Нуна. [ нужна ссылка ] На момент своей смерти Нун возглавлял квартет в Лос-Анджелесе и был частью звездной группы, которая возрождала интерес к традиционному джазу Нового Орлеана в 1940-х годах.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джимми Нун родился 23 апреля 1895 года недалеко от плантации Стэнтон в Новом Орлеане, штат Луизиана, в семье Люсин Даггс и Джеймса Нуна. Все его дедушки и бабушки были рабами. Его отец Джеймс либо ушел из семьи, либо умер до того, как Нуну исполнилось 5 лет. В 1910 году семья Нуна переехала в приход Сен-Бернар, штат Луизиана . Никто не перешёл на кларнет и не учился у Лоренцо Тио . [ 1 ] и молодой Сидни Беше .
Дальнейшая жизнь и карьера
[ редактировать ]1913–42
[ редактировать ]В 1913 году Нун профессионально играл с Фредди Кеппардом . [ 1 ] в Сторивилле , заменив Беше. В 1916 году, когда Кеппард отправился на гастроли, Нун и Бадди Пети сформировали группу Young Olympia Band, и Нун возглавил небольшой необычный для своего времени ансамбль (кларнет, фортепиано, барабаны). [ 2 ] : 145–146
В 1917 году Нун играл с Кидом Ори и Оскаром Селестином , пока район Сторивилля не был окончательно закрыт. [ 3 ] : 93 Он воссоединился с Кеппардом и Original Creole Orchestra в водевилях, пока в следующем году группа не распалась.
В 1918 году Нун переехал в Чикаго, штат Иллинойс, где учился у симфонического кларнетиста Франца Шоппа. [ 4 ] : 352 Он играл в течение двух лет (1918–1920) в кафе Royal Garden в Чикаго с Полом Барбарином (ударные), Кингом Оливером , Биллом Джонсоном (бас), Лотти Тейлор (фортепиано) и Эдди Винсоном (тромбон). [ 1 ] В 1920 году Нун присоединился к Кеппарду в Дока Кука . танцевальном оркестре [ 1 ] в котором он шесть лет играл на саксофоне и кларнете. [ 2 ] : 146 Никто не был зятем Барбарина и Кеппарда. [ 3 ] : 93
В 1926 году Нун стал руководить группой в клубе Apex. [ 1 ] по адресу 330 E. 35th Street, [ 5 ] один из множества клубов эпохи джаза Чикаго в южной части . [ 6 ] Оркестр Apex Club Джимми Нуна имел необычный инструментарий: передняя линия состояла из кларнета и альт-саксофона ( Джо Постон , который работал с Нуном в группе Дока Кука), [ 2 ] : 146–147 с фортепиано ( Эрл Хайнс ), барабанами ( Олли Пауэрс , его сменил Джонни Уэллс в 1928 году) и гитарой ( Бад Скотт ). [ 7 ]
Noone подписал контракт с Brunswick Records в мае 1928 года и был назначен на их лейбл Vocalion . На первом сеансе получилась песня «Четыре или пять раз», подкрепленная «Каждый вечер (я скучаю по тебе)» (Vocalion 1185), которая стала бестселлером.
«Квинтет, который Нун привнес в Vocalion, был уникален тем, что он сохранил музыкальные концепции Нового Орлеана без использования духовых инструментов», - писал историк джаза Ричард Хэдлок в своих примечаниях к обновленному переизданию Decca 1994 года записей Apex Club Orchestra 1928–1929 годов. «Джо Постон и Нун по очереди играли свободную, мелодичную ведущую роль, а мощная правая рука Хайнса часто смешивалась с передней линией, чтобы усилить гармонию... Никто, казалось, не держался одной ногой в традиционном новоорлеанском оркестровом искусстве, а другой в новое движение к виртуозной сольной игре в стиле свинг». [ 7 ]
Никто не вдохновил Мориса Равеля 1928 года на создание композиции «Болеро» . [ 8 ] Бенни Гудман был среди музыкантов-подростков, которых часто видели в клубе Apex. «Он впитал в свою игру прекрасный тон и сверкающую плавность Джимми Нуна», - писал Джон С. Уилсон , музыкальный критик The New York Times . [ 9 ] которому еще не исполнилось десяти лет, Нат Кинг Коул, слушал по радио группу Noone и вылезал из окна, чтобы посидеть в переулке возле ночного клуба и послушать Noone and Hines. Примерно десять лет спустя, когда клиент уговорил Коула спеть вместе со своим инструментальным трио, первой песней, которую он спел, была « Sweet Lorraine », музыкальная тема Noone. [ 10 ] : 8, 33
Никто не остался в Чикаго и не работал в клубе Apex, пока на него не совершили набег и не закрыли его в 1929 году. [ 7 ] а затем в течение следующего десятилетия работал в других клубах Чикаго. Он записывался как с группой Дока Кука, так и со своей собственной. В 1931 году Нун покинул Чикаго на месяц в бальном зале Savoy , а в 1935 году он ненадолго переехал в Нью-Йорк основать группу и (недолговечный) клуб , чтобы вместе с Веллманом Браудом . Он совершил длительные гастроли по стране, включая выступления в Новом Орлеане. [ 2 ] : 146
Никто не оставался с Brunswick до 1935 года (в основном на Vocalion, но также имел несколько пластинок, выпущенных на Brunswick), а затем подписал контракт с Decca сделал одну сессию для Bluebird. в начале 1936 года и по одной сессии с Decca в 1936, 1937 и 1940 годах. Он также в 1940 году.
Поскольку в джазе доминировала свинговая музыка , Нун попробовал возглавить биг-бэнд : певец Джо Уильямс дебютировал в 1937 году с группой. [ 11 ] - но он вернулся к своему формату небольшого ансамбля. [ 7 ]
1943–44
[ редактировать ]В 1943 году Нун переехал в Лос-Анджелес, штат Калифорния. [ 1 ] где шло возрождение традиционного джаза в стиле Нового Орлеана. Он начал пользоваться новой популярностью в том же году, когда Brunswick Collectors Series переиздал его записи Vocalion 1928 года в наборе альбомов Decca (B-1006) под названием Джимми Нун, декан современных горячих кларнетистов - Apex Club, Чикаго, 1928, Том 1 . [ 12 ]
Приехав в Лос-Анджелес, Нун столкнулся с массовой нехваткой жилья из-за демографического бума, связанного с военной промышленностью. 14 сентября 1943 года Тед ЛеБертон из Los Angeles Daily News написал колонку с просьбой сдать или продать дом Нуну:
Я отметил, что Бенни Гудман, Арти Шоу и Вуди Херман, три выдающихся белых джазовых кларнетиста и лидера оркестра, нашли бы себе дом, потому что, будучи белыми, им не приходилось ограничивать свои поиски ограниченной запретной зоной. Кроме того, как я отметил, они зарабатывали гораздо больше денег, потому что были белыми, и могли позволить себе платить гораздо более высокую арендную плату. Ситуация, как я заметил, была жестокой иронией. « Настоящий Выдающийся французский музыкальный критик Юг Панассие в своей книге джаз » провозгласил Джимми Нуна величайшим кларнетистом всех времен, обладателем более красивого, более пронзительного тона и исполнителем, способным вызвать более чувствительные нюансы, чем любой другой. другой. Покойный Морис Равель , признавший, что его «Болеро» основан на импровизации Джимми Нуна, публично осмелился любого симфонического кларнетиста исполнить технические трюки Джимми. Но в Лос-Анджелесе не было места Джимми и его любимой жене Рите. [ 13 ]
Эта колонка привела к увольнению ЛеБертона после семи лет работы в Daily News . [ 13 ]
Жена Нуна (урожденная Рита Мэри Матье, 1912–1980) [ 14 ] и их трое детей [ 15 ] им пришлось вернуться в Чикаго, а Нун продолжал искать им место для жизни. Помимо того, что это были обременительные расходы для музыканта, ЛеБертон позже сообщил, что стресс Нуна усугубил сердечное заболевание, возникшее в годы Великой депрессии. Однако к февралю 1944 года Нун смог найти дом для своей семьи в Лос-Анджелесе, и после некоторых задержек они воссоединились. [ 13 ]

15 марта 1944 года Нун впервые выступил со звездной группой, представленной в на радио CBS, — программе «Альманах Орсона Уэллса» группой, которая сыграла важную роль в возрождении интереса к джазу Нового Орлеана. Страстный и знающий поклонник традиционного джаза, Орсон Уэллс попросил Мэрили Морден из голливудского магазина пластинок Jazz Man собрать настоящий джаз-бэнд для его радиошоу. За считанные минуты она собрала Матта Кэри (труба), Эда Гарланда (бас), Кида Ори (тромбон), Бада Скотта (гитара), Зутти Синглтона (ударные), Бастера Уилсона (фортепиано) и Джимми Нуна (кларнет). Помимо Синглтона, Нун был единственным участником группы, который регулярно работал, выступая со своим квартетом на улицах Парижа. [ 16 ] : 6 в Голливуде. Их выступления на шоу Уэллса были настолько популярны, что группа стала постоянным участником и положила начало возвращению Ори. [ 17 ] : 85
Никто не выступал в четырёх передачах Альманаха Орсона Уэллса . [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Утром пятой передачи, 19 апреля 1944 года, Нун внезапно умер дома от сердечного приступа в возрасте 48 лет. [ 13 ] Уэллс позвонил Киду Ори, рассказал ему о смерти Нуна и попросил его написать блюз, который можно было бы исполнить для вечерней радиопрограммы. «Посмотри, сможешь ли ты это придумать», — сказал Уэллс. «Мы назовем это «Блюз для Джимми». [ 21 ]
В 1952 году Ори задумался о написании мелодии, которая к тому времени считалась классикой. «Я сразу же встал и начал трубить в свой рог блюз. Мне было очень грустно; Джимми был моим лучшим другом», - сказал Ори. «Я нашел человека, который заменил Джимми на кларнете. Затем в тот же день я собрал группу, и мы репетировали мелодию. В тот вечер на шоу мистер Уэллс объяснил ситуацию в прямом эфире. Я не против сказать это, когда мы играли «Blues for Jimmie», и все музыканты группы плакали, как и мистер Уэллс, и публика тоже». [ 21 ]

В программе того вечера Уэллс в течение трех минут экспромтом говорил о Нуне, в то время как Бастер Уилсон и Бад Скотт, участник оркестра Apex Club Джимми Нуна, играли « Sweet Lorraine на заднем плане ». «Это была его тема, помнишь?» - сказал Уэллс. [ 22 ] Как он делал каждый раз, когда появлялась All Star Jazz Group, Уэллс представлял каждого музыканта по имени, а в тот вечер он представил кларнетиста Уэйда Уэйли, родившегося в Новом Орлеане, заменявшего Нуна. [ 23 ] : 370–371 [ 24 ] : 9–10
«Blues for Jimmie» стал регулярным выступлением Creole Jazz Band Кида Ори, и они записали его для Crescent Records в августе 1944 года.
За несколько дней до своей смерти Нун продолжал выступать с собственным квартетом. Он подписал контракт с Capitol Records в марте 1944 года. [ 25 ] и его последние записи были сделаны для альбома Capitol New American Jazz (Capitol A-3, август 1944 г.), [ 26 ] [ 27 ] Продюсировал Дэйв Декстер-младший. Декстер назвал Нуна «добрым, представительным и музыкальным артистом, чья преданность стилю игры раннего Нового Орлеана была всегда очевидна, и с его уходом профессия потеряла еще одного из своих пионеров». [ 28 ] : 132
В августе 1944 года Конгресс музыкантов спонсировал мемориальный концерт в Трокадеро в честь Нуна и в пользу его семьи. Среди представленных артистов были All Star Jazz Group, Кэлвин Джексон , Уинги Маноне , Джонни Мерсер , братья Николас , Эрл Робинсон , Рекс Стюарт , Джо Салливан и Дули Уилсон . Альберт Деккер был ведущим церемонии. [ 29 ]
Дискография
[ редактировать ]Оркестр Apex Club Джимми Нуна был записан в Чикаго. В состав персонала входят Джимми Нун (кларнет), Джо Постон (альт-саксофон), Эрл Хайнс (фортепиано), Бад Скотт (банджо и гитара) и Джонни Уэллс (ударные). В сессиях августа 1928 года также участвует Лоусон Бьюфорд (туба). [ 7 ]
- Джаз Нового Орлеана (Олимпийский, 1975)
- Чикагский диксиленд в сороковые годы (Smithsonian Folkways, 1981)
- Ой! Сестра, не так уж и жарко (сериал «Джазовое наследие», 1983)
- Апекс-блюз (Декка, 1994)
Наследие
[ редактировать ]Ника обычно считают одним из величайших представителей второго поколения джазовых кларнетистов, наряду с Джонни Доддсом и Сидни Беше . Игра Нуна не такая блюзовая , как Доддс, и не такая яркая, как Беше, но, возможно, более лирична и утонченна и, конечно, больше использует «сладкий» привкус. Никто не оказал существенного влияния на более поздних кларнетистов, таких как Арти Шоу , Ирвинг Фазола и Бенни Гудман .
Джимми Нун и его оркестр ненадолго появляются в East Side Kids художественном фильме «Block Busters» (1944). [ 30 ] освобожден через три месяца после смерти Нуна. Квартет исполняет отрывки из «Apex Blues» и «Boogie Woogie». [ 31 ]
Дискография Нуна завершилась записями его выступлений в «Альманахе Орсона Уэллса» в марте и апреле 1944 года. В нескольких альбомах собраны все живые выступления (также доступны в Интернет-архиве ). [ 19 ] [ 20 ] а некоторые собирают большую часть представлений Уэллса о группе, включая его панегирик Джимми Нуну. [ 24 ]
Несухи Эртегун основал Crescent Records — первый созданный им лейбл — с конкретной целью записать All Star Jazz Band, представленный в Альманахе Орсона Уэллса . Джимми Нун умер еще до начала записи. За исключением Зутти Синглтона, у которого были другие обязательства, остальная часть группы осталась вместе и была переименована Эртегуном в Kid Ory's Creole Jazz Band. Второй диск, выпущенный Crescent Records, включает "Blues for Jimmie", записанный в августе 1944 года. [ 32 ]
Джимми Нун-младший (1938–1991), старший из троих детей Нуна, был джазовым кларнетистом, дебютировавшим в профессиональной карьере в 1964 году. Он записал альбом с Джоном Р.Т. Дэвисом в 1985 году и начал работать с Джинни и Джимми Читэмами . Sweet Baby Blues Band в 1984 году. Никто не записал пять альбомов с The Cheathams и преподавал джаз в системе государственных школ Сан-Диего с 1967 по 1984 год. Он умер от сердечного приступа в 1991 году в возрасте 52 лет. [ 33 ]
Песня «Blues My Naughty Sweetie Gives to Me» (1928) вошла в саундтрек к фильму Вуди Аллена 2013 года « Голубой жасмин» . [ 34 ] [ 35 ] Его мелодия «Way Down Yonder In New Orleans» (1936) показана во французском фильме 2014 года « Une heure de quietlité» , но приписана вымышленному кларнетисту по имени Ниэль Юарт в его альбоме 1958 года «Me, Myself and I» . [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . стр. 1837/8. ISBN 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Кенни, Уильям Хоуленд III, «Джимми Нун: классический джазовый кларнетист Чикаго». Американская музыка , Том 4, номер 2 (лето 1986 г.).
- ^ Jump up to: а б Роуз, Эл, и Сушон, Эдмонд , Джаз Нового Орлеана: Семейный альбом . Батон-Руж и Лондон: Издательство государственного университета Луизианы , 1967, исправленное издание 1978 года, ISBN 0-8071-0374-8
- ^ Перо, Леонард , Энциклопедия джаза . Нью-Йорк: Horizon Press, 1960.
- ^ «Клуб Apex (реклама театральной программы 1927 года)» . Архив джаза Чикаго, Библиотека Чикагского университета . Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ «У озера жарче: от короля Оливера до Нэта Кинга Коула и не только, Чикаго был источником великого джаза» . Райх, Ховард, Chicago Tribune , 5 сентября 1993 г. 5 сентября 1993 г. Проверено 29 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джимми Нун: Apex Blues. Оригинальные записи Decca . Примечания Ричарда Хэдлока. Decca GRD-633, MCA Records и GRP Records 1994.
- ^ «Джимми Нун, лидер группы, умер» . «Нью-Йорк Таймс» , 21 апреля 1944 года.
- ^ Уилсон, Джон С. (14 июня 1986 г.). «Бенни Гудман, король свинга, мертв» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Гурс, Лесли (1991). Незабываемый: жизнь и мистика Нэта Кинга Коула (1-е изд.). Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 8, 33. ISBN. 0-312-05982-5 .
- ^ Уилсон, Джон С., «В искусстве: выбор критиков». «Нью-Йорк Таймс» , 9 мая 1982 г.
- ↑ Реклама, Сан-Антонио Лайт , 30 января 1944 г.
- ^ Jump up to: а б с д ЛеБертон, Тед, «Взгляды белого человека: дань уважения Джимми Нуну; вспоминает невзгоды, перенесенные знаменитым музыкантом». «Питтсбург Курьер» , 6 мая 1944 года.
- ^ Ancestry.com. Калифорния, Индекс смертности, 1940–1997 гг. [база данных онлайн]. Прово, Юта, США: Ancestry.com Operations Inc, 2000. Исходные данные: штат Калифорния. Индекс смертности в Калифорнии, 1940–1997 гг. Сакраменто, Калифорния, США: Департамент здравоохранения штата Калифорния, Центр статистики здравоохранения.
- ^ «История Джимми Нуна-младшего (21.4.1938 – 29.03.1991)» . Шнайдер, Райнер, RainerJazz, Сайт джазового архива . Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ Левин, Флойд , Классический джаз: личный взгляд на музыку и музыкантов . Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 2000. ISBN 0-520-21360-2
- ^ Бигард, Барни и Мартин, Барри (ред.), С Луи и герцогом: Автобиография джазового кларнетиста . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета , 1986. ISBN 0-19-520637-1
- ^ «Радио Альманах» . РадиоGOLDINdex. Архивировано из оригинала 15 сентября 2018 года . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Альманах Орсона Уэллса – Часть 1» . Интернет-архив . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Альманах Орсона Уэллса – Часть 2» . Интернет-архив . Проверено 10 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Финч, Фрэнк, «Блюз для Джимми». Лос-Анджелес Таймс , 23 сентября 1952 г.
- ^ «Оркестр клуба Apex Джимми Нуна, Sweet Lorraine (1928)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 26 июня 2014 г.
- ^ Брэди, Фрэнк , Гражданин Уэллс: Биография Орсона Уэллса . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1989. ISBN 0-385-26759-2
- ^ Jump up to: а б «Кид Ори – Портрет величайшего слайдмена, когда-либо рожденного» . Upbeat Recordings (URCD187), 2003, примечания Майка Пойнтона. Архивировано из оригинала 8 ноября 2014 года . Проверено 22 июня 2014 г.
- ^ «Для протокола». Сан-Антонио Лайт , 19 марта 1944 года, стр. 5C.
- ^ «Для протокола». Сан-Антонио Лайт , 6 августа 1944 года, стр. 8C.
- ^ «Новый американский джаз» . МирКэт . OCLC 44941566 .
- ^ Декстер, Дэйв-младший , Джазовая кавалькада: Внутренняя история джаза . Предисловие Орсона Уэллса. Нью-Йорк: Критерий, 1946. Переиздано Da Capo Press, Inc. ISBN 0-306-77431-3
- ^ «Мемориал великого успеха Джимми Нуна» . Балтиморский афроамериканец , 22 августа 1944 года . Проверено 6 октября 2014 г.
- ^ «Джимми Нун 1944 года и трио клипов «Разрушители блоков» » . Ютуб. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 года . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «Нет, Джимми» . Кернфельд, Барри, American National Biography Online, февраль 2000 г. Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ Эртегун, Несухи . Аннотации к креольскому джаз-бэнду Кида Ори . Good Time Jazz Records L-10 и L-11, 1953 год, также использовался для Good Time Jazz Records L-12022, 1957 год.
- ^ «Джазмен Джимми Нун умирает от сердечного приступа» . Сутро, Дирк, Los Angeles Times, 4 апреля 1991 г. 4 апреля 1991 г. Проверено 28 июня 2014 г.
- ^ « Вышел саундтрек к фильму «Голубой жасмин»» . Киномузыкальный репортер, 17 сентября 2013 г. Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «Джимми Нун и его оркестр клуба Apex, блюз, который мне дарит моя непослушная конфетка (1928)» . Интернет-архив . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «Тайны съемок фильма Час тишины» . Allocine.fr . Проверено 30 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Джимми Нун (1895-1944) в архиве Red Hot Jazz Archive
- Джимми Нун в реестре афроамериканцев
- Джимми Нун из AllMusic
- 1895 рождений
- 1944 смертей
- Джазовые музыканты из Нового Орлеана
- Джазовые музыканты из Чикаго
- Американские джазовые кларнетисты
- Луизианские креолы
- Исполнители Vocalion Records
- Кларнетисты Диксиленда
- Американские музыканты 20-го века
- Люди из Катоффа, Луизиана
- Похороны на кладбище Эвергрин, Лос-Анджелес.
- Участники духового оркестра Смокинга
- Афроамериканские музыканты 20-го века