Хозяйско-рабская мораль
Мораль господина-раба ( нем . Herren- und Sklavenmoral ) — центральная тема произведений Фридриха Ницше , особенно в первом эссе его книги «О генеалогии морали» .
Ницше утверждает, что существует два фундаментальных типа морали : «мораль господина» и «мораль раба», которые соответствуют, соответственно, дихотомии «добро/плохо» и «добро/зло». В господствующей морали «добро» — это самоназвание аристократических классов; это синоним благородства и всего сильного и жизнеутверждающего. «Плохое» не имеет осуждающего подтекста, оно просто относится к «обычному» или «низкому», а также к качествам и ценностям, связанным с ними, в отличие от воинского духа правящей знати. В рабской морали значение «добро» делается антитезой первоначального аристократического «добра», которое само переименовывается в «зло». Эта инверсия ценностей возникает из-за обиды слабых на сильных.
Для Ницше мораль неотделима от культуры, которая ее ценит, а это означает, что язык, коды, практики, повествования и институты каждой культуры формируются в результате борьбы между этими двумя моральными структурами.
Мастер морали
[ редактировать ]Ницше определил мораль господ как мораль сильных духом. Он критикует точку зрения (которую он отождествляет с современной британской идеологией), согласно которой добро — это все, что полезно, а плохо — все, что вредно. Он утверждает, что сторонники этой точки зрения забыли ее происхождение и что она основана просто на привычке: то, что полезно, всегда определялось как добро, поэтому полезность — это добро как ценность. Он пишет, что в доисторическом государстве «ценность или неценность действия определялась его последствиями». [ 1 ] но в конечном итоге «[т] здесь вообще нет моральных явлений, есть только моральные интерпретации явлений». [ 2 ] Для волевых людей «хорошие» — это благородные, сильные и могущественные, а «плохие» — слабые, трусливые, робкие и мелочные.
Сущность господской морали — благородство . Другими качествами, которые часто ценятся в высшей морали, являются непредвзятость, смелость, правдивость, надежность и точное чувство собственного достоинства. Господская мораль начинается в «благородном человеке» со спонтанной идеей добра; тогда идея плохого развивается как то, что не хорошо. «Благородный тип человека воспринимает себя как определяющую ценность; он не нуждается в одобрении; он судит: «то, что вредно для меня, вредно само по себе»; он знает себя как то, что в первую очередь воздаёт вещам честь; он ценит… создавая ». [ 3 ] Согласно высшей морали, люди определяют добро на основе того, приносит ли оно пользу им и их стремлению к самоопределяемому личному совершенству. [ 4 ] : место 1134, место 1545 Если что-то полезно волевому человеку, это похоже на то, что он ценит в себе; следовательно, волевой человек ценит такие вещи как хорошие, потому что они помогают ему в процессе самореализации на протяжении всей жизни через волю к власти .
Рабская мораль
[ редактировать ]По Ницше, мастера создают мораль; рабы отвечают на мораль господ своей рабской моралью. В отличие от морали господина, которая представляет собой сантименты, мораль раба основана на ресентименте — обесценивании того, что ценит хозяин и чего нет у раба. Как господская мораль зарождается в сильных, так и рабская мораль зарождается в слабых. Поскольку рабская мораль является реакцией на угнетение, она поносит своих угнетателей. Рабская мораль является противоположностью господской морали. Как таковое, ему свойственен пессимизм и цинизм. Рабская мораль создается вопреки тому, что мораль господ считает добром.
Рабская мораль направлена не на проявление своей воли силой, а на тщательной подрывной деятельности. Оно не стремится превзойти хозяев, но также стремится сделать их рабами. Сущность рабской морали — полезность : [ 5 ] Добро – это то, что наиболее полезно для всего сообщества, а не только для сильных. Ницше видит в этом противоречие. Поскольку сильных по сравнению с массами слабых мало, слабые обретают власть, развращая сильных, заставляя их поверить в то, что причины рабства (а именно, воля к власти ) являются злыми, как и качества, которые слабые изначально не могли выбрать. из-за их слабости. Говоря, что смирение является добровольным, мораль рабов избегает признания того, что их смирение было вначале навязано им хозяином. Библейские принципы смирения, милосердия и жалости являются результатом распространения тяжелого положения раба на все человечество и, таким образом, порабощения также и хозяев. « Демократическое движение является наследником христианства » [ 6 ] — политическое проявление рабской морали из-за ее одержимости свободой и равенством.
...евреи совершили то чудо инверсии ценностей, благодаря которому жизнь на земле на пару тысячелетий приобрела новое и опасное очарование - их пророки соединили в себе "богатых", "безбожных", "злых", "жестоких", " чувственный» в одно целое и были первыми, кто использовал слово «мир» как позорный термин. Именно в этой инверсии ценностей (с которой связано использование слова «бедный» как синонима «святого» и «друга») и заключается значение еврейского народа: с ним начинается восстание рабов в мораль . [ 7 ]
Общество
[ редактировать ]По мнению Ницше, борьба между моралью господина и раба повторяется исторически. Он отметил, что древнегреческие и римские общества были основаны на господствующей морали. Гомеровский « герой — человек с сильной волей, а классические корни «Илиады » и Одиссеи» служат примером высшей морали Ницше. Он называет героев «людьми благородной культуры», [ 8 ] давая существенный пример высшей морали. Исторически господская мораль потерпела поражение, поскольку рабская мораль христианства распространилась по всей Римской империи.
После разрушения Второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н.э. Иудея полностью утратила свою независимость от Рима, а после разгрома восстания Бар-Кохбы в 136 г. н.э. прекратила свое существование как национальное государство еврейского народа. Борьба между политеистической культурой Рима (господин, сильный) и вновь развившимся христианским монотеизмом в бывшей Иудее и прилегающих территориях на Ближнем Востоке (рабский, слабый) продолжалась непрерывно до 323 года, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Ницше осуждает торжество рабской морали на Западе, говоря, что демократическое движение есть « коллективное вырождение человека ». [ 9 ] Он утверждает, что зарождающееся демократическое движение его времени было по сути рабским и слабым. [ нужна ссылка ] Слабость победила силу, раб победил господина, повторное чувство победило чувство. Этот рессентимент Ницше называет «священнической мстительностью». [ 10 ] основано на том, что завистливые слабые стремятся поработить сильных и тем самым подорвать основу власти, свергнув сильных. Такие движения, по мнению Ницше, были вдохновлены «самой разумной местью» слабых. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ницше 1973 , с. 62.
- ^ Ницше 1973 , с. 96.
- ^ Ницше, Фридрих (1954). Работает в трёх томах . Мюнхен. п. 729.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Соломон, Роберт С.; Хиггинс, Кэтлин М. (2000). Что на самом деле сказал Ницше (электронная книга). Шокен Хаус. ISBN 978-0-307-82837-8 .
- ^ Ницше 1973 , с. 122.
- ^ Ницше 1973 , с. 125.
- ^ Ницше 1973 , с. 118.
- ^ Ницше 1973 , с. 153.
- ^ Ницше 1973 , с. 127.
- ^ Ницше 1967 , с. 19.
- ^ Ницше, Фридрих (2008). О генеалогии морали: полемика. В порядке разъяснения и дополнения к моей последней книге «По ту сторону добра и зла» . Издательство Оксфордского университета. п. 19. ISBN 978-0-19-953708-2 .
Источники
[ редактировать ]- Ницше, Фридрих (1967). О генеалогии морали . Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 0-679-72462-1 .
- — (1973). За пределами добра и зла . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-044923-5 .
- Соломон, Роберт С.; Клэнси Мартин (2005). Со времен Сократа: краткий справочник классических чтений . Лондон: Томсон Уодсворт. ISBN 0534633285 .
- Ницше, Фридрих (2008). О генеалогии морали: полемика. В порядке разъяснения и дополнения к моей последней книге «По ту сторону добра и зла» . Издательство Оксфордского университета. п. 19. ISBN 978-0-19-953708-2 .