Музыка Северо-Восточного Китая
Музыка Китая | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
|
||||
Конкретные формы | ||||
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Региональная музыка | ||||
Музыка Северо-Восточного Китая тесно связана с историей региона. Музыкальные традиции театра Банг Цзы и народные инструменты, такие как Дизи , Сяо и Байцзяо Гу, берут свое начало в этом регионе. Народные песни северо-востока известны своим вкладом в националистическую музыку. Популярная песня коммунистической эпохи « Восток красный », основанная на традиционной песне Северной Шэньси. [ 1 ] мелодия. Популярность западных музыкальных традиций в провинции Харбин признана во всем мире: в 2010 году Организация Объединенных Наций назвала северный город «городом музыки». [ 2 ] Современный фолк, а также современная поп-музыка продолжают вносить свой вклад в разнообразные музыкальные традиции региона. Среди выдающихся исполнителей северо-востока — кинокомпозитор середины 20-го века Лэй Чжэньбан и поп-звезды Сяо Кэ и На Ин .
Региональная история
[ редактировать ]Харбин
[ редактировать ]Старейший симфонический оркестр Китая, Харбинский симфонический оркестр, был основан в 1908 году, а первая музыкальная школа Китая «Харбинская музыкальная школа № 1» была основана двадцать лет спустя, в 1928 году. [ 2 ] Город описывается как «ворота западной классической музыки в Китае». [ 2 ] Большая еврейская диаспора, насчитывавшая около 20 000 человек на протяжении 1920-х годов, во многом обязана богатым музыкальным наследием города. [ 2 ]
Харбинский летний музыкальный фестиваль был основан в 1958 году, а в 2010 году Организация Объединенных Наций признала Харбин музыкальным городом. [ 2 ]
Традиционная музыка
[ редактировать ]Стили традиционного народного пения северо-восточного региона отражают ритмические и мелодические интонации регионального диалекта. [ 3 ]
Маньчжурский шаманизм
[ редактировать ]Нечетные числа играют значительную роль в традициях народной музыки северо-восточного региона Китая. Уникальными для маньчжурского шаманизма являются практики разделения трех уровней космоса, поклонение трем богиням и вера в три души. [ 4 ] Значение нечетных чисел отражается в рисунках игры на барабанах, которые составляют музыкальное сопровождение маньчжурских ритуальных практик. [ 4 ]
Ритмические модели разрабатываются на основе расстановки акцентов на 3, 5, 7 или 9 долях, каждая из которых несет различное духовное значение. [ 4 ] Этномузыколог Лиша Ли утверждает, что «80% маньчжурской шаманской музыки основано на тактах 3,5,7,9». [ 4 ] Ритмический унисон между певцом и барабанщиком - распространенный музыкальный прием, используемый в ритуальной музыке северо-востока. Маньчжурская музыка не имеет известных обозначений и во многом основана на пентатонике . В этой системе используются пять ладов «Кунг, Шан, Цзяо, Чжи и Юй (это эквиваленты до, ре, ми, соль, ля)», по 7 нот в каждом ладе. [ 4 ] Традиционно шаманские мелодии в значительной степени основаны на трех нотах с очень узким диапазоном высоты тона. [ 4 ]
Эр-Жен Чжуань
[ редактировать ]популярный в Ляонин , Хэйлун и Цзилинь провинциях Эр-жэнь чжуань, , представляет собой народный стиль, сочетающий в себе художественную музыку и танец. [ 5 ] Этот стиль сочетает в себе исполнительское искусство с пением и танцами на основе множества диалектов, встречающихся по всему Северному Китаю. [ 5 ] Часто спектакли основаны на народных сказаниях и баснях. Этот стиль прославился на заре 21 века, получив национальную и международную известность. [ 6 ] Среди известных исполнителей - Чжао Бэньшань , который исполнял этот вид искусства на национальном телевидении с 1990 по 2011 год на телевизионном гала-концерте в честь Лунного Нового года. [ 6 ]
Сибо народы
[ редактировать ]Народ Сибо, Сибе или Сибе — традиционно кочевая этническая группа из северного региона Синьцзянь Или, эмигрировавшая на северо-восток во времена династии Цин . [ 7 ] [ 8 ] Большая часть культурной музыки группы во многом вдохновлена обычаями и пасторальными пейзажами севера Китая. [ 7 ] [ 8 ] Традиционная музыка народа Сибо состоит из множества различных жанров, таких как народная, танцевальная и шаманская музыка. [ 9 ] [ 8 ]
Традиционные инструменты региона Сибо включают: [ 8 ]
Фейчаку — древний духовой инструмент из бамбука, на котором часто играют в ритуалах ухаживания.
Мокена — металлический струнный инструмент, используемый в основном для импровизации.
Донгбуэр — щипковый струнный инструмент, на котором часто аккомпанируют танцевальные произведения.
На протяжении 1980-х годов сборники музыки Сибо начали распространяться в музыкальных школах по всему Северо-Восточному Китаю. [ 8 ] Эти публикации считаются «очень ценным источником». [ 8 ] этномузыкологов , которые опасаются, что традиционные практики не передаются молодому поколению. [ 8 ]
К таким коллекциям относятся: [ 8 ]
- «Сборник китайских народных песен»
- «Сборник китайской инструментальной музыки»
- «Сборник китайских народных танцев».
- «Народные песни Сибо»
- «Этнические песни Сибо»
Бейлун танец
[ редактировать ]Бейлун или Сибобелун — это название танцевальной музыки народов Сибо, жанра, который имеет много общего с традиционным монгольским танцем . [ 8 ] Ученые записали 10 различных поджанров танцевальных стилей Сибо, каждый из которых обладает своими уникальными характеристиками, в значительной степени основанными на ритмической и мелодической импровизации. [ 8 ] Танцевальная музыка Бэйлун тесно связана с шаманскими танцами народов Сибо. [ 9 ] По существу, он в основном состоит из ритмических рисунков, создаваемых ударными инструментами и аплодисментами танцоров. [ 8 ] [ 9 ]
Националистическая музыка
[ редактировать ]Музыка того периода описывается как «сильная эмоциональная сила в формировании китайского сознания во время двух крупных военных конфликтов 1930-х и 1940-х годов». [ 10 ] Многие песни были созданы и использованы Коммунистической партией в качестве «политического инструмента». [ 10 ] в работе над разгромом как националистов, так и японцев.
Песни того периода были сочинены для пения вслух, чтобы охватить в основном неграмотное население, а коллективная практика пения укрепляла патриотические чувства и поощряла чувство общности. [ 10 ] В советский период в Чанси Мао подчеркивал важность сбора народных мелодий из-за привлекательности их «коллективности и простоты». [ 10 ]
Известные северо-восточные песенники того периода включают: [ 1 ]
- Народные песни Хэбэя , мимографированные
- Избранные песни движения сопротивления Японии
- Избранные народные песни Северного Шэньси
Известные песни включают: [ 1 ]
- «Песня о любви горы Люлян», 1939 год, написана в провинции Шаньси-Суюань.
- 'На берегу реки Сунгари'
- "Fight Resolutely" 1940 года, написанная в тогдашнем приграничном районе Цзин-Ча-цзи.
- « Восток красный » основан на мелодии Северной провинции Шэньси «Верхом на белом коне».
Впервые это произведение было исполнено в ноябре 1945 года Северо-восточным ансамблем песни и танца в Шеньяне , «и впоследствии оно стало одной из самых широко исполняемых мелодий в Китае». [ 1 ] Первый китайский спутник, запущенный 24 апреля 1970 года, получил название « Дун Фан Хун I» , названный в честь «Восток красный». [ 11 ] На всей орбите музыкальный проигрыватель транслировал популярную песню. [ 11 ]
Народное певческое общество
[ редактировать ]Общество народного пения, также известное как «Минчжун гэёнхуэй», было основано в феврале 1935 года в ответ на вторжение японцев в северо-восточный регион Маньчжурии . [ 10 ] Лю Лянму, известный член общества, известен словами: «Мы поем во имя национального освобождения». [ 10 ] Лю известен тем, что собрал множество известных хоровых песен того периода и опубликовал их в популярной книге «Сборник песен молодежи», также известной как Циннянь гэцзи. Известно, что популярность групповой хоровой музыки особенно возросла к концу 1930-х годов, после официального объявления войны между Японией и Китаем в июле 1937 года . [ 10 ] К августу 1937 года было записано 13 хоровых коллективов, гастролировавших по Китаю, распространяющих националистические певческие традиции. [ 10 ]
Традиционные инструменты
[ редактировать ]Мыльная опера
[ редактировать ]Китайская поперечная бамбуковая флейта, известная как « Дизи » или «Ди», обычно ассоциируется с традиционными инструментами театральной музыки как северного «Банг Цзы», так и южного « Кун Цюй ». [ 3 ] Ди приобрел широкую популярность во времена династии Мин и оставался основным элементом театрального сопровождения более 250 лет до конца династии Цин в 1911 году. [ 12 ] Они различаются по длине и конструкции в зависимости от стиля региональной музыки. Северный «Банг Ди» традиционно имеет длину более фута, сделан из бамбука и состоит из 7 отверстий, покрытых тростниковой мембраной, с диапазоном высоты звука в две октавы. [ 13 ]
Сяо
[ редактировать ]Сяо или Дунсяо — это традиционная китайская флейта с вертикальным концом, широко используемая в китайской народной музыке из-за ее «мягкого и меланхоличного» тона. [ 14 ] Самый старый известный Сяо, вырезанный из кости, датируется примерно 6000 годом до нашей эры, однако происхождение инструмента чаще всего приписывают бамбуковым флейтам династии Хань . [ 14 ] Конструкция современного Сяо состоит из семи отверстий для пальцев и одного отверстия для большого пальца сзади. При длине от 70 до 80 см Сяо имеет диапазон в две октавы, аналогичный Ди. [ 14 ]
«Бэй Сяо» широко используется в народной музыке северного региона и отличается от южных вариантов закрытым U-образным мундштуком. Было раскопано множество глиняных статуй, изображающих фигуры, играющие на флейтах в стиле Сяо, самые ранние из которых датируются 25–220 годами нашей эры. [ 15 ]
Байцзяо Гу
[ редактировать ]Байцзяо Гу , также известный как «Восьмиугольный барабан», представляет собой инструмент, широко используемый в шаманских и ритуальных практиках маньчжурских народов. [ 16 ] Каркас барабана изготовлен из дерева, часто украшенного инкрустацией из кости. [ 17 ] С каждой стороны установлены маленькие колокольчики, похожие на западный бубен , а на барабане, обычно сделанном из змеиной кожи, играют ударным способом. [ 17 ]
Каждая сторона барабана представляет собой флаг маньчжурского народа . [ 18 ] Фольклорная традиция определяет происхождение барабана наряду с малым барабаном во время сражений Восьмизнаменной армии на протяжении всей династии Цин . [ 19 ] Традиционно во время танца часто играют на барабане в сопровождении арфиста и певца, рассказывающего традиционные китайские истории. [ 19 ] Пекинский монохордовый даньсянь также обычно сопровождается байцзяо. [ 17 ]
Цинь
[ редактировать ], принадлежащий к семейству цитр Цинь или Гуцинь , представляет собой щипковый инструмент, состоящий из 7 струн, которые могут воспроизводить до 92 различных звуков. [ 20 ] Под названием «Инструмент мудрецов». [ 20 ] Цинь часто ассоциируется с Конфуцием из-за его глубоких корней в китайской музыке и более широких культурных практиках. [ нужна ссылка ]
Традиционно инструменты инкрустируются жемчугом, слоновой костью или нефритом, чтобы обозначить расположение ключевых нот и помочь игроку. [ 20 ] Благодаря своей конструкции циньский игрок может создавать широкий диапазон звуков и тамбров. [ 20 ] Создание этих звуков с помощью различных техник, таких как перещипывание струн, остановка струн и гармоники, имеет большое композиционное значение, поскольку «в исполнении цинь символизирует союз неба, земли и человечества». [ 20 ]
Исторически северные школы техники Цинь отличаются от своих южных аналогов более энергичным характером. [ нужна ссылка ] Инструмент был основным продуктом народных ансамблей Сычжу династий Мин и Цин . [ 20 ] [ 21 ]
Наскальная резьба из провинции Шаньси, датированная между 386 и 534 годами нашей эры, изображает бодхисаттву, играющую на игре Цинь. [ 21 ]
Люцинь
[ редактировать ]Люцинь (также известный как Люецинь) является родственником лютни и чаще всего изготавливается из древесины ивы . [ 22 ] Инструмент, напоминающий ивовый лист, широко используется в китайской музыке. [ 22 ] По конструкции похожий на Пипа , Люкин часто сопровождает оперу Люцинь, популярную в северной провинции Цзянсу . На инструменте играют медиатором или плектром, перебирая четыре шелковые струны. [ 22 ]
Возрождение популярности инструмента в 1950-1970-х годах привело к улучшению качества звука инструмента за счет перехода от шелковых струн к металлическим. [ 22 ] Такие изменения расширили возможности инструмента как сольного инструмента, особенно в современных фолк-группах, в которых его тон сравнивают с звуком мандолины . [ 22 ]
Гуаньцзы
[ редактировать ]Гуаньцзы на северных диалектах или Гуаньцзы на юге — это традиционный инструмент с двойной тростью, состоящий из 7 отверстий для пальцев и 1 отверстия для большого пальца. [ 23 ] [ 12 ] Инструмент обычно изготавливается из дерева на севере Китая и бамбука на юге страны, что отражает различную региональную флору. [ 23 ] Инструмент длиной 18–33 см издает носовой тон, похожий на западный гобой . [ 12 ] Вариация древнего «били» династий Тан и Сун , Гуань часто сопровождает древнюю буддийскую и даосскую музыку , но также встречается во всей китайской культурной музыке. [ 23 ]
Из-за особого тамбра Гуань обычно помещается в среднюю часть традиционных духовых оркестров, в секцию, состоящую из двух музыкантов. [ 23 ] Северный Гуаньцзы имеет две стандартные формы, соответствующие диапазону высоты звука инструментов: нижний альт и высшее сопрано Гуаньцзы, обе из которых имеют диапазон в две с половиной октавы при игре с техникой передутия . [ 23 ]
Песня Lady Danian Herding Donkey's считается примечательным произведением в репертуаре Гуаньцзы благодаря сольному исполнению на духовом инструменте. [ 23 ]
Шэн
[ редактировать ]Популярный по всему Китаю, Шэн известен своим преобладанием в традиционной музыке Квантао провинции Северный Хэбэй . [ 23 ] [ 24 ] Полифонический инструмент , состоящий из 17 отдельных труб, в каждой из которых находится одна свободная трость. [ 23 ] '.Музыкант дует в мундштук шэна и закрывает соответствующие отверстия для пальцев, чтобы создать звук. Наборы трубок, основанные на хроматической гамме, обеспечивают огромный диапазон высоты звука и мелодическое разнообразие. [ 23 ] [ 24 ] Инструменты, подобные шэн, датируются периодом династии Хань 206 г. до н.э. – 220 г. н.э. [ 24 ]
Перевезенная в Россию в 18 веке, уникальная структура Шэн со свободным язычком вдохновила на создание таких значительных западных культурных инструментов, как аккордеон , гармоника и губная гармошка . [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Сяоян, доктор Чжао (2015). «Политическое влияние на китайскую песенную композицию 1930-1940-х годов» . Международный журнал музыки и исполнительского искусства . 3 (1). doi : 10.15640/ijmpa.v3n1a6 (неактивен 28 июля 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июль 2024 г. ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Цинь, Эми (9 августа 2016 г.). «В Китае возрождение классического музыкального наследия, связанного с еврейской общиной» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уайтнер, Джон Л.; Шу, Фейцюнь (2018). «Обмен глобальной музыкой: введение в музыку Китая» . Журнал музыкальных педагогов . 105 (2): 18–27. дои : 10.1177/0027432118811587 . ISSN 0027-4321 . S2CID 149467016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ли, Лиша (1993). «Мистические числа и традиционная маньчжурская музыка: рассмотрение взаимосвязи шаманской мысли и музыкальных идей» . Британский журнал этномузыкологии . 2 (1): 99–115. дои : 10.1080/09681229308567214 . ISSN 0968-1221 .
- ^ Перейти обратно: а б «Эр-жэнь Чжуань из Северо-Восточного Китая — China.org.cn» . www.china.org.cn . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ма, Хайли (2019). «Китайская индустрия развлечений, случай народного Эржэньчжуаня» . Азиатский театральный журнал . 36 (1): 79–100. дои : 10.1353/atj.2019.0004 . ISSN 1527-2109 . S2CID 158228834 .
- ^ Перейти обратно: а б Харрис, Рэйчел (23 декабря 2004 г.). «Пение деревни: музыка, память и ритуалы жителей Синьцзяна» . ОУП/Британская академия. ISBN 978-0-19-726297-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Инь, Айцин; Бо, Яджи; Люнг, Бо Ва (2013), Леонг, Сэмюэл; Люн, Бо Ва (ред.), «Передача музыкальной культуры Сибо в Северо-Восточном Китае: развитие школьной учебной программы» , Творческое искусство в образовании и культуре , том. 13, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 117–131, doi : 10.1007/978-94-007-7729-3_9 , ISBN. 978-94-007-7728-6 , получено 30 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сборник китайских народных танцев» . ru.chinacultural.org . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хунг, Чанг-Тай (1996). «Политика песен: мифы и символы в китайской коммунистической военной музыке, 1937–1949» . Современные азиатские исследования . 30 (4): 901–929. дои : 10.1017/S0026749X00016838 . ISSN 0026-749X . S2CID 145157889 .
- ^ Перейти обратно: а б «НАСА — NSSDCA — Космический корабль — Подробности» . nssdc.gsfc.nasa.gov . Проверено 27 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Китайская музыка | Стэнфордский ансамбль китайской музыки» . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ «Ди | музыкальный инструмент» . Британская энциклопедия . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сяо | музыкальный инструмент» . Британская энциклопедия . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ «Музыкальные деятели демонстрируют развитие надгробного искусства» . archive.shine.cn . 20 марта 2010 г. Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Цзяо, В. (2014). Китайские и западные элементы в произведениях современного китайского композитора Чжоу Луна для сольного фортепиано. Монгольские народные мелодические вариации, у куй и фортепиано. [Докторская диссертация, Университет Северной Каролины]. Гринсборо. Проверено 13 мая 2021 г. https://libres.uncg.edu/ir/uncg/f/Jiao_uncg_0154D_11040.pdf.
- ^ Перейти обратно: а б с Трэшер, Алан Р. (2014). «Бацзяо гу» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.l2268054 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ «Восьмиугольные барабаны – Сценический реквизит Shen Yun – Shen Yun Performing Arts» . www.shenyunperformingarts.org . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пекин Даньсянь» . ru.chinacultural.org . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Цинь | музыкальный инструмент» . Британская энциклопедия . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Цинь: самый почитаемый музыкальный инструмент Китая» . Ассоциация азиатских исследований . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Щипковые музыкальные инструменты» . ru.chinacultural.org . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Традиционная китайская музыка в меняющемся современном обществе: полевой отчет Музыкальной ассоциации деревни Куаньтоу, район озера Байяндянь, провинция Хэбэй — Поиск в Google» . www.google.com . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Шэн | музыкальный инструмент» . Британская энциклопедия . Проверено 30 мая 2021 г.