Первые люди
Народ муа (муалгал), альтернативно моа, — это коренные жители австралийского острова Торресова пролива, проживающие на острове Моа (остров Бэнкс) . По словам Альфреда Корта Хэддона, их образ жизни, культура, мифы и сети родства тесно перекликались с каурарегами на соседнем Муралаге , а также составляли неотъемлемую часть, в лингвистическом и культурном отношении, со всеми народами западных и центральных островов Торресова пролива. [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Они говорят на диалекте калау-лагав-я языковой семьи пама -ньюнган .
Мифология
[ редактировать ]Согласно Муа, огонь на остров принес Валеку , (тотем) с оборчатой шеей ящерица аугадх , которая отправилась в Маватту в Папуа, чтобы добыть огонь.
После смерти человек становился мари , потенциально опасным духом, поскольку он еще не ушел в Кибукут, «Конец Горизонта», мир духов предков за западным горизонтом. Затем, во время общественного «фестиваля смерти», марай тхай (теперь называемый Кулагудпудай «Открытие надгробия»), мари , представленный как дух с перьями на голове, смог свободно отправиться в Бойгу (Бойгу) на северо-западе Торресова пролива. в сопровождении маркая, который пришел, чтобы отвезти их домой в гогайт ( землю клана) Аугад в Кибукуте, отправляясь из Бойгу. Гёват (залив) на северо-западе Муа. В Бойгу (острове) он мог разговаривать или иным образом оставлять сообщение для маримулаймобайгал , «говорунов с призраками», людей Бойгу, обладающих силой ( wœnewœn ) разговаривать с призраками, рассказывать им, как они. Затем марайцы были увезены своими родственниками -маркай на запад, превратившись в марайского «духа предков» на определенной песчаной косе к западу от нее. Затем группа Бойгу отправилась на маркаи-гуле, «парусном каноэ/корабле», к Кибукуту за западным горизонтом. маркаи Духовными формами были бук и падуту ; это были духи плодородия и жизни. Считалось, что определенные районы острова населены догаями (женщинами-дьяволами) или адхиадами (гигантами). [ 2 ]
Экология
[ редактировать ]На острове Муа, расположенном к востоку от Баду (остров Малгрейв) , доминирует гора Огастус, также известная как Муа Пад (Пик Муа), с двумя валунами (Баудхар), [ 3 ] самая высокая вершина Торресова пролива. Археологические данные указывают на проживание на Муа с середины-конца первого тысячелетия. Плохое качество почвы объясняется мифом, в котором культурный герой Гелам собирает лучшую почву и продукты питания и на каноэ-дюгоне оставляет Муа, чтобы отправиться в путешествие и поселиться на востоке, на острове Мер . [ 4 ] Качество почвы плохое, местная растительность редкая, а для прибрежной зоны характерны болота и мангровые заросли. Несмотря на низкую плодовитость, Муа давал заметное разнообразие фруктов и клубней: аубау ( фрукты нони ); гогобе ( колокольчик ); кавай (красное дикое яблоко), купа (белое яблоко); май — красные фрукты, запеченные в ямах ( амай ); путит (желтая вишня); сизоэнгай (черные плоды); узу (белый островной инжир); ванга (черный фрукт, похожий на сливу); вангай (островная слива) и яраркакур ( обезьяна ); куруб (разновидности островного банана) и шесть разновидностей батата: бува , кутхай , габау , мапет , сари и тхапан . Они также готовили стручок семян ( бию сама ), собранный в мангровых зарослях. [ 5 ]
Сроки цикла добывания пищи и охоты зависели от времени года. Специалисты среди старейшин, zugubaumœbaig или звездочеты, определяемые тщательным наблюдением за небом, ритмами приливов и отливов и времен года, управляемые Зугубом (множественное число Зугубал), дохристианскими богами неба, которые наблюдали за временами года, плодородием, садоводство, охота и собирательство, сражения и охота за головами в сочетании с дхогаями , ставшими конкретными звездами и созвездиями. [ 6 ] О начале юго-восточного сезона сигнализирует восход утренней Звезды Ям (Кек, старший Зугуб) над Баударом. [ 1 ]
Мужчины ловили за берегами множество видов рыб, в том числе черную колючую ногу , рыбу-попугая , дюгоня, черепаху и раков, или стреляли в торрезианских голубей ( гойнау ), используя разнообразное оружие: вап (гарпунное копье, такое как тоэлу вап, изготовленное из кровавого дерева ), аму (гарпунная веревка), габагаба (дубинка с круглым каменным наконечником). Женщины могли ловить рыбу на берегу, возле рифов, используя леску вали, сплетенную из дхани (дикого инжира), или обыскивая береговую линию в поисках яиц черепахи-ястребов (которые, однако, им было запрещено есть во время лактации ), а также акул , гоба и силель разновидностей . моллюски. Только после менопаузы женщинам разрешалось есть мясо голубя гойнау . [ 7 ]
Социальная структура
[ редактировать ]Как и другие островные культуры Торресова пролива, обществом Муа управляла геронтократия старейшин-мужчин, часто майдхалгалов (магов), чье мастерство магических техник и знаний было фундаментальным для регулирования как социальных групп, так и естественного увеличения количества продуктов питания. Часть года они жили в одиночестве или с несколькими избранными помощниками, руководили обрядами инициации на священных церемониальных площадках ( код ) и были известными оборотнями , напоминающими шаманов , способными принуждать как природу, так и людей посредством колдовства, с помощью тайных трав. знания и манипулирование изображениями ( ваури ). [ 8 ]
Прежде чем присутствие белых дало о себе знать, Барбара Томпсон рассказала, что муа были разделены на две отдельные группы, различающиеся акцентом и небольшими диалектными различиями; Муалгал и Италгал. [ 9 ] Неизвестно , представляет ли этот бином разделение фрагментов или слияние двух изначально различных народов; однако планировка «клановой территории» гогайтов на Муа предполагает, что муалгалы были народом Курси Аугад (см. Ниже).
Муалгал Горные жители Муа |
Италгал Каменная устрица ( оно ) Муа |
Как и в целом в случае с культурным комплексом Западных островов Торрес, территория Муа была четырехсторонней и состояла из двух частей: части Курси-Кодал и части Дхангал-Табу, при этом каждый бувай имел подкланы, образуя более 10 тотемических субкланов. «клан» [ а ] [ 10 ] ( бувай ) по отцовской линии: основная единица состояла примерно из 25 членов. У каждого клана была своя аугада или тотемическая родственная душа. [ 11 ] Четыре доминирующих клана соотносятся с направлениями ветра, которые разделяют субкланы каждого; причём они представлены звездой или созвездием Зубуба, из которых Кек — звезда Зубуба юго-западного рода.
Дхангал (бувай) Кровь |
Коедал (бувай) Крокодил |
Стул (бувай) Акула-молот |
Табу (бувай) |
Война и межостровные отношения
[ редактировать ]Муа были традиционными феодальными врагами народа Баду и их союзников, народа Мабуиаг с острова Бельвью Мабуяг , несмотря на то, что в остальном они были тесно связаны, говорили на одном и том же языке и участвовали в регулярной межостровной торговле и межостровном клановом бизнесе. . Эти две группы, по-видимому, были вовлечены в цикл распрей, целью которых было не завоевание, а скорее месть, с некоторым приобретением женщин и накоплением посредством охоты за головами черепов для торговли и в качестве трофеев. Повседневная жизнь на Муа, как и на всех островах, никогда не была свободна от настороженности, вызванной страхом подвергнуться нападению морских рейдеров. [ 14 ]
Не было класса воинов, и хотя все юноши ( кернге ) проходили три стадии инициатической траектории , существовала одна социальная роль — паудхау гарка , «человек мира», освобожденный от войны и выполнявший роль посредника в переговорах о мире между враждующие кланы.
Для ведения войны народ Муа вооружался калаком ( копьем) и кубаем ( копьеметателем ), иногда дагалом (двух- или трехконечным копьем), иногда наем ( маленькой дубинкой), габагаба "дисковой дубинкой, сделанной из гоба камень», а также луки и стрелы. Головы обезглавливали упи « бамбуковым ножом». [ 15 ] Никто не хотел сражаться без соответствующей эмблемы, представляющей либо тотем, либо особую kœubu maidh «боевую магию» ( augadh ), которую носил воин. [ 16 ]
В 1870 году Мабуигальгал дважды совершили набег на Муа в целях мести: 20 Италгал погибли только в первом нападении. После второго нападения, скоординированного и спровоцированного Баду, потери стали значительно выше. [ 17 ] По оценкам, численность муанов 1875 года с 250 человек сократилась до не более чем 50 в течение двух десятилетий из-за конфискации жемчуга у женщин и таких эпидемий, как корь.
Обряды смерти муа были такими же, как у каурарегов и всех других жителей западных и центральных островов Торресова пролива. После смерти человека устраивали тербу «поминки»; всеми вопросами обряда смерти управляет Маригет, « призрачная рука», родственники умершего. Несколько месяцев спустя был проведен маркай тхай (см. выше) в честь возвращения мари ( души) на свою тотемическую родину в Кибукут (см. выше). После смерти тело клали на высокую сару «дыбу», погребальный носилок, поднятый на четыре ножки, чтобы избежать вреда от собак и свиней. Его оставляли там до тех пор, пока разложение не отделило плоть от костей. Последние натирали красной охрой, собирали в ножны из коры и хоронили в песчаной насыпи, окруженной ракушками, черепами и костями дюгоней. Практика окраски костей красной охрой нетипична для погребальных обычаев Торресова пролива и, возможно, была завезена муа через каурарегов из обычаев аборигенов на полуострове Кейп-Йорк , хотя также известна в Папуа-Новой Гвинее. [ 18 ]
История
[ редактировать ]Если Муа являются частью Каурарайги (это слово просто означает «островитянин»), их происхождение совпадает с последним. Легендарные предания этой местности гласят, что каурарайга первоначально были Хиаму/Хиамо/Хиама (имя Кивай) с Иамы , одного из островов Бурк к северо-востоку от Муа, которые поселились на Дару у побережья Новой Гвинеи к югу от реки Флай, чтобы быть ближе к своим торговым партнерам и членам кланов народов Ист-Транс-Флай-Байн и Випи, которые в конечном итоге были изгнаны в результате колонизации и мародерства Кивая как эти последние мигрировали на запад. «Хьямо» поплыл на юг к Мури (гора Адольф), затем к Вайбену (остров Четверг), присоединившись к уже жившим там островитянам и Муа. [ 19 ]
Первое упоминание о Муа в европейских записях восходит к Уильяма Блая записи журнале в бортовом HMS Bounty от 11 сентября 1792 года, в которой отмечается его высокая гора. Блай назвал его островом Бэнкс в честь сэра Джозефа Бэнкса . [ 20 ] Для муа, как и для других жителей острова Торрес, белые люди казались маркаями (призраками освобожденных духов), возвращение которых было запрещено. [ 2 ]
К 1870 году из-за последовательных набегов Баду и Мабуиага уцелевшие остатки Муа были изгнаны от их берегов вглубь страны. Поселение с миссионерами было основано в 1871 году. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это список из 10 тотемов, записанных Хэддоном и Риверсом в 1904 году для Муа.
- Байдхемская акула
- Дхангал дюгонь
- Кайгасский лопатоносый скат
- Коедал крокодил
- Курси Акула-молот
- Табу змея
- Тупимул скат
- Умайская собака
- Кула Камень
- Толупай, вид скатов.
- ^ Группа Осимы [ 13 ] получил несколько иной результат – с Коедалом на СЗ; Кайгас (лопатоносый скат) ЮВ и Курси ЮЗ.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шнукал 2008а , стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Шнукал 2008а , с. 24.
- ^ Шнукал 2008а , стр. 10, 14–15.
- ^ Лоуренс 2004 , с. 193.
- ^ Шнукал 2008а , с. 21.
- ^ Шнукал 2008а , с. 10.
- ^ Шнукал 2008а , стр. 19–20.
- ^ Шнукал 2008а , с. 22.
- ^ Мур 1979 , стр. 174, 211, 301.
- ^ Риверс и Хэддон 1904 , с. 157.
- ^ Шнукал 2008а , стр. 9–10.
- ^ Шнукал 2008а , стр. 11–12.
- ^ Осима 1983 , стр. 338f..
- ^ Шнукал 2008а , с. 17.
- ^ Шнукал 2008а , с. 19.
- ^ Хэддон 2011 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б Шнукал 2008а , с. 16.
- ^ Шнукал 2008а , с. 23.
- ^ Шнукал 2008а , с. 8.
- ^ Шнукал 2008c , с. 62.
Источники
[ редактировать ]- Хэддон, Альфред Корт (2011) [впервые опубликовано в 1912 году]. «Оружие и предметы, используемые на войне» . Ин- Риверс, WHR ; Хэддон, Альфред Корт (ред.). Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив . Том. 4. Издательство Кембриджского университета . стр. 173–203. ISBN 978-0-521-17988-1 .
- Лоуренс, Дэвид (2004). «Общее пространство: взгляды папуасов на Торресов пролив» . В Дэвисе, Ричард (ред.). Тканые истории, танцующие жизни: идентичность, культура и история жителей островов Торресова пролива . Пресса по изучению аборигенов . стр. 190–205. ISBN 978-0-855-75432-7 .
- Мур, Дэвид Р. (1979). Островитяне и аборигены на мысе Йорк . Австралийский институт исследований аборигенов . ISBN 978-0-855-75082-4 .
- Осима, Дзёдзи [на японском языке] (1983) Осима, Дзёдзи (ред.). Люди Торресова пролива: географические и этнографические исследования (на японском языке ISBN) . 978-4-772-21191-8 .
- Риверс, WHR ; Хэддон, Альфред Корт (1904). «Тотемизм» . Отчеты Кембриджской антропологической экспедиции в Торресов пролив . Том. 5. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-855-75082-4 .
- Шнукал, Анна (2008а). «Традиционный Муа» (PDF) . Мемуары Квинслендского музея . 4 (2): 7–33.
- Шнукал, Анна (2008б). «Последняя битва при Муа: одиннадцать текстов» (PDF) . Мемуары Квинслендского музея . 4 (2): 35–59.
- Шнукал, Анна (2008в). «Историческое Муа» (PDF) . Мемуары Квинслендского музея . 4 (2): 61–295.