Jump to content

Первые люди

(Перенаправлено с Муалгала )

Народ муа (муалгал), альтернативно моа, — это коренные жители австралийского острова Торресова пролива, проживающие на острове Моа (остров Бэнкс) . По словам Альфреда Корта Хэддона, их образ жизни, культура, мифы и сети родства тесно перекликались с каурарегами на соседнем Муралаге , а также составляли неотъемлемую часть, в лингвистическом и культурном отношении, со всеми народами западных и центральных островов Торресова пролива. [ 1 ]

Они говорят на диалекте калау-лагав-я языковой семьи пама -ньюнган .

Мифология

[ редактировать ]

Согласно Муа, огонь на остров принес Валеку , (тотем) с оборчатой ​​шеей ящерица аугадх , которая отправилась в Маватту в Папуа, чтобы добыть огонь.

После смерти человек становился мари , потенциально опасным духом, поскольку он еще не ушел в Кибукут, «Конец Горизонта», мир духов предков за западным горизонтом. Затем, во время общественного «фестиваля смерти», марай тхай (теперь называемый Кулагудпудай «Открытие надгробия»), мари , представленный как дух с перьями на голове, смог свободно отправиться в Бойгу (Бойгу) на северо-западе Торресова пролива. в сопровождении маркая, который пришел, чтобы отвезти их домой в гогайт ( землю клана) Аугад в Кибукуте, отправляясь из Бойгу. Гёват (залив) на северо-западе Муа. В Бойгу (острове) он мог разговаривать или иным образом оставлять сообщение для маримулаймобайгал , «говорунов с призраками», людей Бойгу, обладающих силой ( wœnewœn ) разговаривать с призраками, рассказывать им, как они. Затем марайцы были увезены своими родственниками -маркай на запад, превратившись в марайского «духа предков» на определенной песчаной косе к западу от нее. Затем группа Бойгу отправилась на маркаи-гуле, «парусном каноэ/корабле», к Кибукуту за западным горизонтом. маркаи Духовными формами были бук и падуту ; это были духи плодородия и жизни. Считалось, что определенные районы острова населены догаями (женщинами-дьяволами) или адхиадами (гигантами). [ 2 ]

Экология

[ редактировать ]

На острове Муа, расположенном к востоку от Баду (остров Малгрейв) , доминирует гора Огастус, также известная как Муа Пад (Пик Муа), с двумя валунами (Баудхар), [ 3 ] самая высокая вершина Торресова пролива. Археологические данные указывают на проживание на Муа с середины-конца первого тысячелетия. Плохое качество почвы объясняется мифом, в котором культурный герой Гелам собирает лучшую почву и продукты питания и на каноэ-дюгоне оставляет Муа, чтобы отправиться в путешествие и поселиться на востоке, на острове Мер . [ 4 ] Качество почвы плохое, местная растительность редкая, а для прибрежной зоны характерны болота и мангровые заросли. Несмотря на низкую плодовитость, Муа давал заметное разнообразие фруктов и клубней: аубау ( фрукты нони ); гогобе ( колокольчик ); кавай (красное дикое яблоко), купа (белое яблоко); май — красные фрукты, запеченные в ямах ( амай ); путит (желтая вишня); сизоэнгай (черные плоды); узу (белый островной инжир); ванга (черный фрукт, похожий на сливу); вангай (островная слива) и яраркакур ( обезьяна ); куруб (разновидности островного банана) и шесть разновидностей батата: бува , кутхай , габау , мапет , сари и тхапан . Они также готовили стручок семян ( бию сама ), собранный в мангровых зарослях. [ 5 ]

Сроки цикла добывания пищи и охоты зависели от времени года. Специалисты среди старейшин, zugubaumœbaig или звездочеты, определяемые тщательным наблюдением за небом, ритмами приливов и отливов и времен года, управляемые Зугубом (множественное число Зугубал), дохристианскими богами неба, которые наблюдали за временами года, плодородием, садоводство, охота и собирательство, сражения и охота за головами в сочетании с дхогаями , ставшими конкретными звездами и созвездиями. [ 6 ] О начале юго-восточного сезона сигнализирует восход утренней Звезды Ям (Кек, старший Зугуб) над Баударом. [ 1 ]

Мужчины ловили за берегами множество видов рыб, в том числе черную колючую ногу , рыбу-попугая , дюгоня, черепаху и раков, или стреляли в торрезианских голубей ( гойнау ), используя разнообразное оружие: вап (гарпунное копье, такое как тоэлу вап, изготовленное из кровавого дерева ), аму (гарпунная веревка), габагаба (дубинка с круглым каменным наконечником). Женщины могли ловить рыбу на берегу, возле рифов, используя леску вали, сплетенную из дхани (дикого инжира), или обыскивая береговую линию в поисках яиц черепахи-ястребов (которые, однако, им было запрещено есть во время лактации ), а также акул , гоба и силель разновидностей . моллюски. Только после менопаузы женщинам разрешалось есть мясо голубя гойнау . [ 7 ]

Социальная структура

[ редактировать ]

Как и другие островные культуры Торресова пролива, обществом Муа управляла геронтократия старейшин-мужчин, часто майдхалгалов (магов), чье мастерство магических техник и знаний было фундаментальным для регулирования как социальных групп, так и естественного увеличения количества продуктов питания. Часть года они жили в одиночестве или с несколькими избранными помощниками, руководили обрядами инициации на священных церемониальных площадках ( код ) и были известными оборотнями , напоминающими шаманов , способными принуждать как природу, так и людей посредством колдовства, с помощью тайных трав. знания и манипулирование изображениями ( ваури ). [ 8 ]

Прежде чем присутствие белых дало о себе знать, Барбара Томпсон рассказала, что муа были разделены на две отдельные группы, различающиеся акцентом и небольшими диалектными различиями; Муалгал и Италгал. [ 9 ] Неизвестно , представляет ли этот бином разделение фрагментов или слияние двух изначально различных народов; однако планировка «клановой территории» гогайтов на Муа предполагает, что муалгалы были народом Курси Аугад (см. Ниже).

Муалгал

Горные жители Муа
Найгайдогам (Северо-Восточный)

Италгал

Каменная устрица ( оно ) Муа
Зейдогам (Южное и Западное побережье)

Как и в целом в случае с культурным комплексом Западных островов Торрес, территория Муа была четырехсторонней и состояла из двух частей: части Курси-Кодал и части Дхангал-Табу, при этом каждый бувай имел подкланы, образуя более 10 тотемических субкланов. «клан» [ а ] [ 10 ] ( бувай ) по отцовской линии: основная единица состояла примерно из 25 членов. У каждого клана была своя аугада или тотемическая родственная душа. [ 11 ] Четыре доминирующих клана соотносятся с направлениями ветра, которые разделяют субкланы каждого; причём они представлены звездой или созвездием Зубуба, из которых Кек — звезда Зубуба юго-западного рода.

Дхангал (бувай)

Кровь
Направление: СЗ-Первый
Сайты: Gerain & Totalai

Коедал (бувай)

Крокодил
Направление ЮЗ Муа
Сайты: Аркай и Ики

Стул (бувай)

Акула-молот
Direction NE Mua
Сайт: Следуйте

Табу (бувай)

Змея
Направление: ЮВ Муа
Сайт: Оно [ 12 ] [ б ]

Война и межостровные отношения

[ редактировать ]

Муа были традиционными феодальными врагами народа Баду и их союзников, народа Мабуиаг с острова Бельвью Мабуяг , несмотря на то, что в остальном они были тесно связаны, говорили на одном и том же языке и участвовали в регулярной межостровной торговле и межостровном клановом бизнесе. . Эти две группы, по-видимому, были вовлечены в цикл распрей, целью которых было не завоевание, а скорее месть, с некоторым приобретением женщин и накоплением посредством охоты за головами черепов для торговли и в качестве трофеев. Повседневная жизнь на Муа, как и на всех островах, никогда не была свободна от настороженности, вызванной страхом подвергнуться нападению морских рейдеров. [ 14 ]

Не было класса воинов, и хотя все юноши ( кернге ) проходили три стадии инициатической траектории , существовала одна социальная роль — паудхау гарка , «человек мира», освобожденный от войны и выполнявший роль посредника в переговорах о мире между враждующие кланы.

Для ведения войны народ Муа вооружался калаком ( копьем) и кубаем ( копьеметателем ), иногда дагалом (двух- или трехконечным копьем), иногда наем ( маленькой дубинкой), габагаба "дисковой дубинкой, сделанной из гоба камень», а также луки и стрелы. Головы обезглавливали упи « бамбуковым ножом». [ 15 ] Никто не хотел сражаться без соответствующей эмблемы, представляющей либо тотем, либо особую kœubu maidh «боевую магию» ( augadh ), которую носил воин. [ 16 ]

В 1870 году Мабуигальгал дважды совершили набег на Муа в целях мести: 20 Италгал погибли только в первом нападении. После второго нападения, скоординированного и спровоцированного Баду, потери стали значительно выше. [ 17 ] По оценкам, численность муанов 1875 года с 250 человек сократилась до не более чем 50 в течение двух десятилетий из-за конфискации жемчуга у женщин и таких эпидемий, как корь.

Обряды смерти муа были такими же, как у каурарегов и всех других жителей западных и центральных островов Торресова пролива. После смерти человека устраивали тербу «поминки»; всеми вопросами обряда смерти управляет Маригет, « призрачная рука», родственники умершего. Несколько месяцев спустя был проведен маркай тхай (см. выше) в честь возвращения мари ( души) на свою тотемическую родину в Кибукут (см. выше). После смерти тело клали на высокую сару «дыбу», погребальный носилок, поднятый на четыре ножки, чтобы избежать вреда от собак и свиней. Его оставляли там до тех пор, пока разложение не отделило плоть от костей. Последние натирали красной охрой, собирали в ножны из коры и хоронили в песчаной насыпи, окруженной ракушками, черепами и костями дюгоней. Практика окраски костей красной охрой нетипична для погребальных обычаев Торресова пролива и, возможно, была завезена муа через каурарегов из обычаев аборигенов на полуострове Кейп-Йорк , хотя также известна в Папуа-Новой Гвинее. [ 18 ]

Если Муа являются частью Каурарайги (это слово просто означает «островитянин»), их происхождение совпадает с последним. Легендарные предания этой местности гласят, что каурарайга первоначально были Хиаму/Хиамо/Хиама (имя Кивай) с Иамы , одного из островов Бурк к северо-востоку от Муа, которые поселились на Дару у побережья Новой Гвинеи к югу от реки Флай, чтобы быть ближе к своим торговым партнерам и членам кланов народов Ист-Транс-Флай-Байн и Випи, которые в конечном итоге были изгнаны в результате колонизации и мародерства Кивая как эти последние мигрировали на запад. «Хьямо» поплыл на юг к Мури (гора Адольф), затем к Вайбену (остров Четверг), присоединившись к уже жившим там островитянам и Муа. [ 19 ]

Первое упоминание о Муа в европейских записях восходит к Уильяма Блая записи журнале в бортовом HMS Bounty от 11 сентября 1792 года, в которой отмечается его высокая гора. Блай назвал его островом Бэнкс в честь сэра Джозефа Бэнкса . [ 20 ] Для муа, как и для других жителей острова Торрес, белые люди казались маркаями (призраками освобожденных духов), возвращение которых было запрещено. [ 2 ]

К 1870 году из-за последовательных набегов Баду и Мабуиага уцелевшие остатки Муа были изгнаны от их берегов вглубь страны. Поселение с миссионерами было основано в 1871 году. [ 17 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это список из 10 тотемов, записанных Хэддоном и Риверсом в 1904 году для Муа.
  2. ^ Группа Осимы [ 13 ] получил несколько иной результат – с Коедалом на СЗ; Кайгас (лопатоносый скат) ЮВ и Курси ЮЗ.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d03fd1a152a05ec0e1c47e44cacbf283__1684224000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/83/d03fd1a152a05ec0e1c47e44cacbf283.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mua people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)