Клавиши со стрелками
Клавиши со стрелками или клавиши перемещения курсора — это клавиши на клавиатуре компьютера , которые запрограммированы или предназначены для перемещения курсора в указанном направлении. [ 1 ]
Термин «клавиша перемещения курсора» отличается от «клавиши со стрелками» тем, что первый термин может относиться к любой из различных клавиш на клавиатуре компьютера, предназначенных для перемещения курсора, тогда как «клавиши со стрелками» обычно относятся к одной из четырех конкретных клавиш, обычно отмечено стрелками. [ 2 ]
Клавиши со стрелками обычно расположены в нижней части клавиатуры с левой стороны цифровой клавиатуры и обычно имеют раскладку в виде перевернутой буквы T, но также встречаются в форме ромба и линейной формы. Клавиши со стрелками обычно используются для навигации по документам и для игр. Раскладка в виде перевернутой буквы T была популяризирована клавиатурой Digital Equipment Corporation LK201 с 1982 года.
Историческое развитие
[ редактировать ]До того, как компьютерная мышь получила широкое распространение, клавиши со стрелками были основным способом перемещения курсора по экрану. Клавиши мыши — это функция, которая позволяет вместо этого управлять курсором мыши с помощью клавиш со стрелками. Функция, повторяющаяся в Amiga, заключалась в том, что удерживание клавиши Amiga позволяло человеку перемещать указатель с помощью клавиш курсора в Workbench (операционной системе), но для большинства игр требуется мышь или джойстик. Использование клавиш со стрелками в играх снова вошло в моду с конца 1980-х и начала 1990-х годов, когда джойстики были обязательными, и обычно использовались вместо клавиш со стрелками, а некоторые игры не поддерживали никаких клавиш. [ нужна ссылка ] Его можно использовать вместо клавиш WASD, чтобы играть в игры с использованием этих клавиш.
Раскладка в виде перевернутой буквы T была популяризирована клавиатурой Digital Equipment Corporation LK201 с 1982 года.
Большинство 8-битных компьютеров Commodore использовали две клавиши курсора вместо четырех, а направления выбирались с помощью клавиши Shift.
В оригинальном Macintosh не было клавиш со стрелками по настоянию Стива Джобса , который считал, что вместо этого людям следует использовать мышь. [ 3 ] Они были намеренно исключены из проекта запуска Macintosh как принуждающее устройство, адаптирующее пользователей к новому устройству ввода с помощью мыши и побуждающее разработчиков программного обеспечения соответствовать дизайну, управляемому мышью, а не легко переносить предыдущее программное обеспечение для терминалов на новую платформу. [ 4 ] Клавиши со стрелками были включены в более поздние клавиатуры Apple. Ранние модели с клавишами со стрелками, но без средней части (Home, End и т. д.) размещали их в одну строку под правой клавишей Shift в HJKL стиле ; более поздние версии имели стандартную раскладку в виде перевернутой буквы T: либо в среднем блоке, либо в виде клавиш половинной высоты в правом нижнем углу основной клавиатуры.
Обычное использование
[ редактировать ]Клавиши со стрелками используются во многих приложениях для выполнения различных действий, например:
- Перемещение текстового курсора вправо, влево, на предыдущую и следующую строку.
- Перемещение персонажа игрока в видеоиграх
- Прокрутка вниз и вверх в разных документах и веб-страницах
- Изменение текущего выбранного элемента в списке или выбор значка файла рядом с текущим выбранным файлом в проводнике
- Перемещение выбранного объекта в программе для рисования
- Перемещение вперед и назад при воспроизведении мультимедийных файлов
Альтернативные клавиши
[ редактировать ]Хотя «клавиши со стрелками» предусматривают одно соглашение о перемещении курсора на компьютерах, существуют и другие соглашения о перемещении курсора, в которых используются совершенно другие клавиши.
5678 клавиш
[ редактировать ]Такая раскладка клавиш курсора использовалась в Sinclair ZX80 , ZX81 и ZX Spectrum домашних компьютерах . Эти машины имели 40-клавишную клавиатуру с цифровыми клавишами в верхнем ряду. Каждая из цифровых клавиш имела второстепенные функции, требующие одновременного использования клавиши Shift ( CAPS SHIFT в частности, начиная со Spectrum), чтобы активировать их. Из них 5 к 8 были обозначены как клавиши управления курсором и помечены символами стрелок влево, вниз, вверх и вправо, напечатанными на них или непосредственно над ними цветом, соответствующим соответствующей клавише Shift. Последовательность была заимствована из стиля Lear-Siegler/vi (см. HJKL ниже). Клавиатура Jupiter Ace была аналогичной, но с поменянными местами функциями вверх и вниз. Базовые коды символов различались на разных машинах, но в проектах Spectrum и Ace отражался порядок клавиш вверх и вниз на клавиатуре, который имел меньшее и большее числовое значение.
В некоторых программах для этих машин (например, в играх) несмещенный 5, 6, 7, и 8 клавиши были напрямую связаны с управлением направлением, когда у них не было другой цели, поскольку это означало, что можно было использовать менее сложные процедуры обнаружения нажатия клавиш.
Хотя в клавиатуре в стиле QL на более поздних моделях Spectrum + и + 128K были представлены различные специальные клавиши, включая клавиши со стрелками по обе стороны от пробела (влево/вправо в паре непосредственно слева и вверх/вниз сразу вправо) и удалены Связанные метки, любой метод давал одни и те же сигналы, и не было никакой разницы между тем, какой из альтернатив использовался в том, что касается программного обеспечения.
Клавиши WASD
[ редактировать ]WASD (AOE на клавиатурах Дворака ; ZQSD на клавиатурах AZERTY ) — это набор из четырех клавиш на компьютерной клавиатуре QWERTY или QWERTZ, которые имитируют конфигурацию клавиш со стрелками в виде перевернутой буквы T. Эти клавиши чаще всего используются для управления персонажа игрока движением в компьютерных играх . W/ S управлять вперед и назад, при этом A/ D контролировать обстрел влево и вправо.
Основная причина такого расположения заключается в том, что клавиши со стрелками неудобны для использования мышью- правшой . На заре игр это не было проблемой, поскольку мышь не использовалась; клавиши со стрелками управляли обоими движениями ↑↓ а также смотреть вокруг ←→, при этом стрейфинг выполняется с помощью клавиш-модификаторов (обычно Alt + ←→). Однако введение mouselook , системы, которая позволяла использовать мышь для осмотра как по вертикали, так и по горизонтали, позволило игроку выполнять такие приемы, как плавное движение по кругу , что, хотя и возможно с помощью клавиатуры, было трудно выполнить и приводило к рваное движение. Поскольку мышь теперь использовалась для поиска, ← и → клавиши для поиска были бы лишними и поэтому были изменены на клавиши для обхода.
Этот стиль был популяризирован в соревновательной игре в Quake , а затем и в QuakeWorld , в частности, профессиональным игроком Деннисом Фонгом , где были признаны преимущества WASD и управления мышью по сравнению с системой управления, основанной исключительно на клавиатуре. [ 5 ] В том же 1981 году, когда был выпущен Castle Wolfenstein , в игре Wizardry для передвижения по подземелью от первого лица использовались клавиши AWD. И программисты Castle Wolfenstein , и Wizardry были пользователями более ранней системы PLATO , где в игре Moria использовались клавиши AWD. [ 5 ]
Еще одним преимуществом WASD является то, что он позволяет пользователю использовать большой палец левой руки для нажатия кнопки. space (часто это команда прыжка) и мизинцем левой руки нажать кнопку Ctrl или ⇧ Shift клавиши (часто команды приседания и спринта), в отличие от клавиш со стрелками, у которых нет других клавиш поблизости для нажатия. Ctrl и ⇧ Shift были выбраны отчасти потому, что это клавиши большего размера и, следовательно, их легче нажимать, но в первую очередь потому, что в старых системах компьютер мог распознать только пару буквенно-цифровых нажатий клавиш, и это ограничение можно обойти за счет использования клавиш-модификаторов . В более поздних играх использование E Ключ для взаимодействия с предметами или открытия инвентаря также получил популярность благодаря своему расположению рядом с клавишами WASD, что позволяло игрокам быстро добраться до него.
Telengard (1982), возможно, первая игра, в которой используются клавиши WASD; [ 6 ] Dark Castle (1986), возможно, первая игра, в которой для управления использовались клавиши WASD и мышь. [ 7 ] Half-Life (1998) была одной из первых массовых игр, в которых по умолчанию использовался WASD. [ 5 ] После популяризации шутеров от первого лица WASD стал более распространён в других жанрах компьютерных игр и . Во многих играх, в которых используется этот макет, используется вид от первого лица или от третьего лица через плечо. Некоторые игры, в которых используется вид с камеры сверху, также используют WASD для перемещения камеры, например, некоторые игры по градостроительству и экономические симуляторы .
Ключи ESDF
[ редактировать ]Вариант ESDF является альтернативой WASD и иногда предпочтительнее, поскольку он обеспечивает доступ к независимым от движения клавишам мизинца ( Q, A, Z), что обычно позволяет выполнять более сложную привязку вручную . Кстати, это позволяет левой руке оставаться в домашнем ряду с преимуществом F Маркер исходной строки клавиши (доступен на большинстве стандартных клавиатур), позволяющий легко вернуться в исходное положение с помощью указательного пальца. Более того, эти клавиши совместимы как с раскладками клавиатуры QWERTY , так и с AZERTY , что является большим плюсом, если игра также выпущена во Франции или Бельгии.
Вероятно, самой ранней игрой, в которой использовалась ESDF, была Crossfire (1981), в которой для стрельбы в нескольких направлениях использовались клавиши. [ 8 ] Дэн «vise» Ларсен из клана Quake Team Deathmatch «clan Kapitol» популяризировал ESDF вместо «WASD», объясняя, что игрок получает три дополнительных ключа, Quake к которым можно привязать элементы управления игрой . Это конфигурация по умолчанию для некоторых игр, таких как Tribes 2 . В игре Blackthorne использовалась комбинация клавиш со стрелками для движения и ESDF для действий.
Некоторые игроки используют RDFG или TFGH, чтобы предоставить доступ к еще большему количеству ключей ( S и X для мизинца).
Ключи DCAS
[ редактировать ]Другой альтернативой стилю движения шутера WASD является DCAS (иногда называемый ASDC). В этой конфигурации D и C контролировать движение вперед и назад, при этом A и S контроль бокового шага (стрейфа). Обычно Alt клавиша используется для приседания вместо клавиши Ctrl, так как до нее легче добраться, когда рука находится в положении DCAS.
Когда в 1994 году был выпущен шутер от первого лица Marathon от Bungie , в нем было реализовано управление взглядом вверх и вниз, а также возможность полностью управлять поворотом и прицеливанием с помощью мыши (функция, позже популяризированная Quake от id как mouselook/freelook ). Однако он не включал набор элементов управления по умолчанию для решения этой проблемы. Поскольку WASD еще не стал широко известным стандартом, некоторые люди разработали свои собственные схемы управления для управления комбинированным движением клавиатуры и прицеливанием мыши; DCAS была одной из таких схем управления.
Как и WASD, DCAS позволяет игроку легко использовать левые клавиши-модификаторы; это выгодно, поскольку на большинстве клавиатур схема лучше отслеживает одновременное нажатие нескольких клавиш, если некоторые из них являются клавишами-модификаторами. Но в отличие от WASD, положение левой руки в игровом процессе DCAS очень похоже на положение левой руки на клавишах домашнего ряда. Это очень удобно для правшей и рассматривается как основное преимущество перед использованием WASD, но плохо подходит для левой руки.
Ключи IJKL
[ редактировать ]Двумя ранними играми, в которых использовался IJKL, были Crossfire. [ 8 ] (1981) и Лод-Бегущий (1983).
IJKL используется во все большем количестве браузерных игр . В этих играх нельзя использовать клавиши со стрелками, поскольку окна многих браузеров будут прокручиваться при использовании клавиш со стрелками, что затрудняет игровой процесс. Это проблема, специфичная для игр DHTML / JavaScript . IJKL, как и WASD, имеют эргономичную перевернутую Т-образную форму, и, поскольку ими можно управлять правой рукой, настройку легко выполнить для людей, которые обычно используют клавиши со стрелками.
Кроме того, во многих играх, в которых также используются клавиши WASD, клавиши IJKL иногда используются в качестве дополнительного элемента управления игроком в играх с многопользовательским режимом.
Devil May Cry 4 от Capcom использует IJKL в качестве клавиш действий игрока (таких как рукопашная атака, дальняя атака, специальная атака и т. д.) в качестве альтернативы действиям, управляемым мышью.
Ключи ИЖКМ
[ редактировать ]В некоторых старых компьютерных играх, особенно на 8-битных платформах, часто использовалась комбинация IJKM в качестве стандартной комбинации клавиш управления, которая была более логичной, хотя и гораздо менее эргономичной, чем перевернутая буква T. Кроме того, на платформе Apple II в ПЗУ существовала специальная поддержка режима Escape . В командной строке Applesoft BASIC использование клавиш со стрелками вправо и влево для перемещения курсора приведет к добавлению/удалению символов, которые курсор перенес во входной буфер или из него. Нажатие клавиши Esc входило в режим, в котором нажатие клавиши I, J, K или M клавиши будут перемещать курсор, не изменяя входной буфер. После выхода из этого режима повторным нажатием Escape нормальное поведение возобновится. Это облегчило редактирование строк кода BASIC путем их перечисления, а затем повторного ввода с вкраплениями изменений.
Ключи от А до Я
[ редактировать ]Apple II и Apple II Plus изначально имели клавиши со стрелками влево и вправо, но не имели клавиш со стрелками вверх и вниз. Многие программы, написанные для этих компьютеров, использовали A и Z для замены отсутствующих клавиш вверх и вниз. Комбинация IJKM также была популярна на этих компьютерах. Еще одним довольно распространенным вариантом на этих машинах была комбинация RETURN и / (косая черта) стрелками влево и вправо, так как эти четыре клавиши примерно образуют на клавиатуре ромб; в то время как право ⇧ Shift клавиша будет в более естественном положении для «вниз», нажав ⇧ Shift сам по себе не был обнаружен программным обеспечением на немодифицированном Apple II или Apple II plus. Все эти клавиши несколько вышли из моды после выпуска Apple IIe , который имел полный набор клавиш со стрелками.
Ключи HJKL
[ редактировать ]HJKL — это макет, используемый в компьютерном мире Unix , практика, порожденная его использованием в текстовом редакторе vi . Редактор был написан Биллом Джоем для использования на терминале Lear-Siegler ADM-3A , который размещает на этих буквах символы стрелок, поскольку на клавиатуре не было специальных клавиш со стрелками. Они соответствуют функциям соответствующих управляющих символов. Ctrl+ H, Ctrl+ J, Ctrl+ K, и Ctrl+ L при отправке на терминал перемещение курсора влево, вниз, вверх и вправо соответственно. [ 9 ] ( Ctrl+ H и Ctrl+ J функции были стандартными, но интерпретации Ctrl+ K и Ctrl+ L были уникальными для ADM-3A.) Такое расположение клавиш часто называют «клавишами vi». Клавиши HJKL по-прежнему широко распространены в недавно разработанном программном обеспечении Unix, хотя на современных клавиатурах есть клавиши со стрелками. Их преимущество заключается в том, что пользователи, печатающие вслепую, могут перемещать курсор, не отрывая пальцев от домашней строки. Примерами игр, использующих HJKL, являются текстовые «графические» приключения, такие как NetHack , серия Rogue и Linley's Dungeon Crawl . Он также используется некоторыми игроками Dance Dance Revolution клона StepMania , где HJKL напрямую соответствует порядку стрелок. Gmail , сочетания клавиш Google Labs и другие веб-сайты используют J и K для обозначения «следующий» и «предыдущий». [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
SDF-SPACE и ASD-SPACE
[ редактировать ]Еще одним вариантом старого стиля, возникшим из таких игр, как Quake, была раскладка SDF-SPACE. В этом макете S = повернуть налево, D = вперед, F = поворот направо, пробел = задний ход, E = стрейф влево и R = стрейф вправо. Такая компоновка позволяет игроку целиться с помощью мыши, одновременно обстреливая (уходя в сторону), поворачиваясь и бегая или отступая назад, создавая немного более сложные движения. Этот вариант больше не пользуется популярностью по двум основным причинам. Во-первых, потому что многие игроки считают команды поворота бесполезными, поскольку мышь может действовать как поворотное устройство, и поэтому они назначают S и F командам обхода и оставьте команды поворота неназначенными. Вторая и, вероятно, более важная причина заключается в том, что при назначении команд поворота и стрейфа выполнение движений и уклонений может быть гораздо более запутанным, поэтому новички, как правило, не предпочитают эту настройку клавиш. Хотя эта клавиша больше не используется широко, многие ветераны шутеров от первого лица и турнирные игроки все еще используют эту настройку клавиш.
Этот вариант, адаптированный к новым играм с использованием мышиного вида, на самом деле не требует беспокойства о клавишах поворота налево и поворота направо. Вместо S = стрейф влево, D = стрейф вправо, A = педаль назад и пробел или F = вперед. Это более естественное ощущение от клавиатуры, когда ваши пальцы лежат на главном ряду . Здесь применимы преимущества комфорта и удобства использования ESDF. Обратите внимание, что прыжок не указан, потому что в таких играх, как Quake, прыжок обычно назывался MOUSE2. Сегодня, когда появилось больше игр, ориентированных на альтернативный огонь и прицеливание вниз, вам, возможно, придется поиграть с F, SPACE и MOUSE2 относительно того, что вы от них хотите.
Похожая раскладка — ASD-SPACE. обычно используемые в 2D- файтингах . Карты ASD-SPACE, A, S, и D для движения «влево», «вниз» и «вправо», а клавиша пробела используется для «вверх» (прыжка). Это обеспечивает более легкий доступ к движениям «360 градусов», чем обычная компоновка в форме перевернутой буквы «Т», а также является более эргономичным, чем простое размещение всех направлений в одном ряду (например, ASDF). Существует даже «бесконтактный» аркадный контроллер , основанный на этой концепции, под названием Hitbox. [ 13 ]
Ключи WQSE
[ редактировать ]Другой, близкий вариант, — это комбинация WQSE, которая основана на убеждении, что указательный и безымянный пальцы находятся в естественном и более эргономичном положении, когда средний палец включен. W являются Q и E скорее, чем A и D, соответственно. Об этом может свидетельствовать тот факт, что клавиши со стрелками были частично разработаны в форме перевернутой буквы Т, чтобы избежать возможности размещения боковых кнопок непосредственно под другими клавишами. [ нужна ссылка ] Его преимущество также заключается в том, что для доступа к цифровым клавишам требуется преодолеть меньшее расстояние. По тем же причинам некоторые геймеры используют комбинацию WQSD (то есть WASD с A ключ переместился вверх Qили WQSE с E переехал в D). Для игроков, которые предпочитают держать клавиатуру по центру тела, это приводит к меньшему вращению запястья, поскольку указательный палец естественным образом располагается над клавиатурой. D клавишу, когда левая рука лежит слева от клавиатуры. Другой вариант — EWDF, который представляет собой ту же самую сдвинутую на одну клавишу вправо, что и в ESDF. SAZD представляет собой небольшую вариацию WQSE и WQSD, поскольку он одновременно эргономичен и вращается, но обеспечивает более близкое расположение пальцев к ⇧ Shift и клавиши ПРОБЕЛ.
QAOP-ключи
[ редактировать ]QAOP, иногда называемый OPQA, восходит к ZX Spectrum . Клавиши O/P использовались для движения влево/вправо, а клавиши Q/A – для движения вверх/вниз или вперед/назад. Поскольку SPACE расположен в правом нижнем углу оригинального Spectrum с резиновыми клавишами, M или иногда N клавиша будет использоваться для огня/действия; в более поздних моделях будет использоваться клавиша ПРОБЕЛ.
У QAOP были свои варианты, такие как ZXKM или WELP. Во многих играх BBC Micro использовались клавиши ZX*? соответственно влево, вправо, вверх и вниз (где «*» — это клавиша над и справа от «?», где «@» находится на современных британских клавиатурах ). В каждом случае одна рука управляет движением влево/вправо, а другая рука – движением вверх/вниз. Еще один вариант используется, когда два игрока одновременно используют клавиатуру; например, Gauntlet использует комбинацию 1QSD для игрока 1 и 8IKL для игрока 2.
Ключи ESDX
[ редактировать ]Клавиши ESDX (известные как «ромб перемещения курсора») использовались в текстовом процессоре WordStar и связанных с ним приложениях в сочетании с клавишей Control . Эти ключи также использовались, и на них были напечатаны стрелки на компьютере TI-99/4A .
Клавиши цифровой клавиатуры
[ редактировать ]Клавиатура Model F, поставлявшаяся в комплекте с оригинальным IBM PC, не имела специальных клавиш со стрелками, вместо этого использовались 8426 клавиш с Num Lock отключенной . Поэтому именно такая схема использовалась в самых ранних играх для DOS .
Цифровая клавиатура или клавиши цифровой клавиатуры используются довольно часто, но в основном в играх- симуляторах вождения . Это главным образом потому, что в этих играх обычно имеется довольно большое количество клавиш, необходимых для правильного управления транспортным средством, а на цифровой клавиатуре будет много клавиш для этого конкретного использования. Другая причина, по которой это обычно используется, заключается в том, что игроки-левши найдут это положение более удобным, чем клавиши IJKL (см. Выше), а на цифровой клавиатуре меньше клавиш, поэтому вероятность того, что игрок нажмет не ту клавишу, меньше. по ошибке.
WAXD (включая QEZC)
[ редактировать ]Другой вариант — WAXD, в котором используется 4 или 8 клавиш вокруг клавиши «s». Восемь стрелок направления были напечатаны на клавиатурах терминалов PLATO, разработанных в 1960-х и 1970-х годах, и многие игры (включая Empire , Dogfight и более дюжины игр о подземельях, таких как Avatar ) используют эту раскладку. Редактор отображения языка TUTOR, редактор набора символов (растрового изображения) и редактор набора строк также используют эти клавиши в этой системе и ее преемниках. Для баллистического наведения используются комбинации клавиш (например, «мы», «де» и т. д.) для получения углов, кратных 22,5 градусам. Во многих программах клавиша «s» часто используется для «выбора» или «выстрела», в зависимости от приложения.
Эта раскладка также отображается на цифровых клавиатурах некоторых клавиатур с использованием 8462 (включая 7913).
Менее распространенные варианты
[ редактировать ]С этим неясно связана раскладка ZXC , используемая во многих бесплатных играх, а также обычная настройка для эмуляции и старых 2D-игр с использованием клавиатуры. [ нужна ссылка ]
В нескольких играх 1980-х годов, таких как Phantasie серия , используется раскладка «3WES», которая на QWERTY- клавиатуре образует ромб. В этой раскладке три из четырех клавиш соответствуют направлениям компаса «Запад», «Восток» и «Юг». В этих играх «Северу» обычно присваиваются «N» и «3».
Пользователи AZERTY будут использовать комбинацию «ZQSD» вместо «WASD», поскольку это клавиши вместо WASD на QWERTY-клавиатуре. В зависимости от конфигурации «QAOP» может либо продолжать работать, либо быть перевернутым по вертикали. На раскладке клавиатуры Дворжака «WASD» — это «AOE».
Вместо этого игроки -левши могут использовать цифровую клавиатуру .
Несколько необычным вариантом является YGHJ , который, хотя и требует небольшого поворота клавиатуры по часовой стрелке, может привести к тому, что большой палец будет удобно лежать справа. Alt ключ и мизинец, лежащий на C. Это может быть полезно в играх, в которых используются функции прыжка и спринта, поскольку позволяет пальцам опираться на меньшие клавиши, чем на клавиши меньшего размера. ⇧ Shift и Космос. Конфигурация YGHJ также помещает руку ближе к центру QWERTY-раздела клавиатуры, потенциально открывая всю доску для настраиваемых сочетаний клавиш . [ нужна ссылка ]
В игре QWOP используется схема управления «QWOP» для управления руками и ногами Qwop. тот Q и W клавиши управляют бедрами Квопа, в то время как O и P клавиши управляют икрами Квопа, в результате чего система управления намеренно усложняется.
Макеты, такие как Shift Z Ctrl X , где ⇧ Shift встал и Ctrl опущена, позволяет использовать все клавиши направления в любой комбинации без задержки изменения положения пальца. Но использование клавиш-модификаторов может быть проблематичным, поскольку некоторые игры не позволяют отображать эти клавиши.
Профессиональный игрок в Counter Strike:Global Offensive Фашр, как известно, использует несколько нестандартные сочетания клавиш. Используйте правую кнопку мыши для перемещения вперед, точку с запятой для перемещения назад, запятую для движения влево и точку для движения вправо. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ «Внутри Macintosh», Кэролайн Роуз, Брэдли Хакер, Apple Computer, Inc. Опубликовано в 1985 году, Addison-Wesley Pub. Ко. ISBN 0-201-05409-4 . Оригинал Мичиганского университета; Оцифровано 16 ноября 2007 г.
- ^ Визуальное редактирование в UNIX. Б. Шринивасан, К. Ранаи. Опубликовано в 1989 г. Редакторы текстов World Scientific (компьютерные программы) 182 страницы. ISBN 9971-5-0770-6
- ^ «Стив Джобс из Apple ненавидит кнопки» . Новости CBS .
- ^ «История компьютерного дизайна: Macintosh» . Проверено 21 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Уайльд, Тайлер (25 июня 2016 г.). «Как WASD стал стандартной системой управления ПК» . ПК-геймер .
- ^ Харброн, Робин (29 октября 2020 г.). Машина времени? Или расширитель картриджей VIC-20, 24 КБ ОЗУ, 7? . 8-битное шоу и рассказ – через YouTube.
- ^ Мосс, Ричард (22 марта 2018 г.). «Создание Dark Castle: отрывок из «Тайной истории игр для Mac»» . Гамасутра . Проверено 25 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Томмервик, Искусство (январь 1982 г.). «Перекрестный огонь» . Софтлайн . п. 15 . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Справочное руководство пользователя видеодисплея терминала ADM 3A, десятая годовщина, тупой терминал , стр. 1–5 (13 из 54).
- ^ «Сочетания клавиш Gmail» .
- ^ «Экспериментальный поиск Google» .
- ^ «Сочетания клавиш для блогов» .
- ^ «Кнопочные контроллеры и джойстики для файтингов | Hit Box – Hit Box Arcade» .
- ^ «Другие» настройки CS:GO от Fashr, настройки прицела и модели просмотра» . Esports.gg . Проверено 7 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Esc | Ф1 | Ф2 | F3 | F4 | F5 | F6 | F7 | F8 | F9 | F10 | F11 | F12 | ПртСкн / СисРк |
Прокрутка Замок |
Пауза / Перерыв |
|||||||||
Вставлять | Дом | PgUp | Число Замок |
∕ | ∗ | − | ||||||||||||||||||
Удалить | Конец | ПГДн | 7 | 8 | 9 | + | ||||||||||||||||||
4 | 5 | 6 | ||||||||||||||||||||||
↑ | 1 | 2 | 3 | Входить | ||||||||||||||||||||
← | ↓ | → | 0 Инс |
. Принадлежащий |