Jump to content

Позолота

(Перенаправлено с Позолота (позолота) )
Позолоченная рама, готовая к полировке с помощью агатового инструмента.
Нанесение сусального золота на репродукцию панно XV века.

Золочение — это декоративная техника нанесения очень тонкого слоя золота на твердые поверхности, такие как металл (наиболее распространенный), дерево, фарфор или камень. [ 1 ] Позолоченный предмет также называют «позолотой». Там, где металл позолочен, металл внизу традиционно был серебром на Западе для изготовления позолоченных (или позолоченных ) предметов, но позолоченная бронза в Китае обычно используется , которую также называют ормолу , если она западная. Методы золочения включают ручное нанесение и склеивание, обычно сусального золота , химическое золочение и гальваническое покрытие , последнее также называется золотым покрытием . [ 2 ] Позолоченные (частично позолоченные) предметы позолочены лишь на части поверхности. Это может означать, что вся внутренняя часть, а не внешняя часть чаши или аналогичного сосуда позолочена, или что узоры или изображения созданы с использованием комбинации позолоченных и непозолоченных участков.

Позолота придает предмету золотой вид за небольшую часть затрат на создание предмета из цельного золота. Кроме того, изделие из чистого золота часто бывает слишком мягким или слишком тяжелым для практического использования. Позолоченная поверхность не тускнеет, как серебро.

Современное золочение наносится на многочисленные и разнообразные поверхности различными способами. [ а ] Более традиционные методы по-прежнему составляют важную часть изготовления рам и иногда все еще используются в общей обработке дерева , столярных работах, декоративной живописи и внутренней отделке , переплетном деле и декоративной работе с кожей , а также в украшении керамики , фарфора и стекла . [ 3 ]

Пряжка для ремня с кочевом стиле в зооморфным дизайном , изготовленная в Китае для хунну . Меркурий – позолоченная бронза (китайская техника, изобретенная даосами в IV веке нашей эры). Северный Китай, III-II века до н.э. [ 4 ] [ 5 ]

Геродот упоминает, что египтяне золотили дерево и металл, и было раскопано множество таких предметов. Некоторые древнегреческие статуи, пользовавшиеся большим престижем, были хризоэлефантиновыми , т. е. сделанными из золота (для одежды) и слоновой кости (для тела); однако они были построены из листов золота на деревянном каркасе, а не позолочены. Обширная декоративная позолота использовалась и в потолочных сундуках Пропилеи .

Плиний Старший записал, что первая позолота, увиденная в Риме , произошла после разрушения Карфагена , под цензурой Луция Мумия , когда римляне начали золотить потолки своих храмов и дворцов, причем Капитолий был первым местом, где этот процесс был использован. . Позолота стала популярной роскошью в Риме вскоре после появления этой техники, и вскоре позолоту начали использовать на стенах, сводах и внутри домов всех, кто мог себе это позволить, включая бедняков. Благодаря сравнительной толщине сусального золота, используемого при древней позолоте, сохранившиеся следы от него удивительно блестящие и прочные. [ 3 ] Огневое золочение металла восходит как минимум к IV веку до нашей эры. Ртутное золочение было изобретено китайскими даосами в IV веке нашей эры и использовалось для золочения бронзовых пластинок. [ 5 ] Он был известен Плинию (33,20,64–5), Витрувию (8,8,4), а в период раннего средневековья Теофилу (De Diversis Artibus Book III). [ нужна ссылка ] [ 6 ]

В Европе позолоченное серебро всегда было более распространено, чем позолоченная бронза, но в Китае наблюдалось обратное. [ нужна ссылка ] Древние китайцы также разработали позолоту фарфора , которую позже переняли французы и другие европейские гончары.

Механическое золочение

[ редактировать ]
Позолота статуи Прометея.
Позолоченные края страниц книги.

Механическое золочение включает в себя все операции по подготовке сусального золота, а также процессы механического прикрепления золота к поверхностям. Техники включают полировку , водное золочение и золочение маслом, используемые резчиками по дереву и позолотчиками; а также операции по золочению декоратора дома, художника по вывескам, переплетчика , маляра для бумаги и некоторых других. [ 3 ]

Полированное железо, сталь и другие металлы золотят механически, нанося сусальное золото на металлическую поверхность при температуре чуть ниже раскаленной, прижимая лист полировальной машиной, а затем повторно нагревая, когда можно наложить дополнительный лист. Завершается процесс холодным полированием. [ 3 ] [ 7 ]

«Наложение», складывание или чеканка золотой фольги или сусального золота — самый простой и древний метод, упомянутый в « Гомера. » Одиссее [ 8 ] и Ветхий Завет . « Баран в чаще» (2600–2400 гг. до н.э.) из Ура описывает эту технику, используемую для обработки дерева, с тонким слоем битума под ним для улучшения адгезии.

Следующие достижения включали два простых процесса. Первый включает в себя сусальное золото, то есть золото, отчеканенное или нарезанное на очень тонкие листы. Сегодня сусальное золото зачастую тоньше стандартной бумаги и на свету становится полупрозрачным. В древние времена он обычно был примерно в десять раз толще, чем сегодня, а в средние века, возможно, вдвое меньше . [ нужна ссылка ]

При золочении холста или дерева поверхность часто сначала покрывалась левкасом . «Гессо» представляет собой вещество, изготовленное из мелкоизмельченного гипса или мела, смешанного с клеем. После того, как слой левкаса был нанесен, высох и разровнен, его повторно смачивали клеем из кроличьей шкуры и воды («водное золочение», что позволяет впоследствии отполировать поверхность до зеркального блеска). как отделка) или кипяченое льняное масло, смешанное с глетом («масляное золочение», чего не происходит), и сусальное золото наносилось слоями с помощью кончика позолотчика и оставлялось сохнуть перед полировкой куском полированного агата. . При золочении холста и пергамента также иногда в качестве проклейки использовались сильно взбитые яичные белки («глайр»), камедь и/или армянский ствол , хотя и яичные белки, и камедь со временем становятся хрупкими, в результате чего сусальное золото трескается и отслаивается. поэтому иногда добавляли мед, чтобы сделать их более гибкими. [ 9 ]

Другие процессы золочения включали использование золота в качестве пигмента в краске: художник измельчал золото в мелкий порошок и смешивал его со связующим веществом, таким как гуммиарабик . Полученную золотую краску, называемую ракушечным золотом , наносили так же, как и любую краску. Иногда, после нанесения позолоты или росписи золотом, художник нагревал изделие настолько, что золото слегка расплавлялось, обеспечивая равномерное покрытие. Эти методы оставались единственной альтернативой таким материалам, как дерево, кожа, пергамент иллюминированных рукописей и позолоченный обрез. [ нужна ссылка ]

Химическое золочение

[ редактировать ]
Серебряный позолоченный унитаз работы Иоганна Якоба Кирштейна (1733–1816) в Музее декоративного искусства, Страсбург.

Химическое золочение охватывает те процессы, в которых золото находится на определенной стадии химического соединения. К ним относятся холодное золочение, мокрое золочение, огневое золочение и золочение истощением. [ 3 ]

Холодное золочение

[ редактировать ]

При холодном золочении золото получается в состоянии чрезвычайно мелкого деления. [ нужны дальнейшие объяснения ] и наносится механическим способом. Холодное золочение серебра производится раствором золота в царской водке , наносится путем окунания в раствор льняной тряпки, обжигания ее и натирания серебра пальцем или куском кожи или пробки черным и тяжелым пеплом. [ 3 ]

Мокрая позолота

[ редактировать ]

Мокрое золочение производят разбавленным раствором хлорида золота(III) в царской водке с удвоенным количеством эфира . Жидкости перемешивают и оставляют отдыхать, чтобы эфир отделился и всплыл на поверхность кислоты. Затем всю смесь выливают в делительную воронку с небольшим отверстием и оставляют на некоторое время, пока кислота не стечет снизу и растворенное в эфире золото не отделится. Выяснится, что эфир поглотил все золото из кислоты, и его можно использовать для золочения железа или стали, для чего металл полируют мелким наждаком и винным спиртом . Затем небольшой кисточкой наносится эфир, и по мере его испарения осаждается золото, которое теперь можно нагреть и отполировать. Для небольших изящных фигурок для нанесения эфирного раствора можно использовать ручку или тонкую кисть. [ 3 ] Хлорид золота (III) также можно растворить в воде при химическом нанесении покрытия , при котором золото медленно восстанавливается из раствора на позолоченной поверхности. Когда эта техника используется на второй поверхности стекла и покрыта серебром, она известна как « ангельское золочение ».

Огненное золочение

[ редактировать ]
Позолоченный тибетский Ваджрасаттва.

Огневое золочение или золочение — это процесс, при котором амальгама золота наносится на металлические поверхности, при этом ртуть впоследствии улетучивается , оставляя пленку золота или амальгаму, содержащую от 13 до 16% ртути. При приготовлении амальгамы золото сначала необходимо измельчить до тонких пластинок или зерен, которые раскаляют докрасна и бросают в предварительно нагретую ртуть до тех пор, пока она не начнет дымить. Если смесь перемешать железным стержнем, золото полностью впитается. Соотношение ртути и золота обычно составляет шесть или восемь к одному. Когда амальгама остынет, ее продавливают через замшу, чтобы отделить лишнюю ртуть; золото, примерно в два раза превышающее вес ртути, остается, образуя желтовато-серебристую массу консистенции масла. [ 3 ]

Когда металл, подлежащий позолоте, обработан или чеканен, нанесение ртути перед нанесением амальгамы позволяет легче распределить его. Когда поверхность металла ровная, амальгаму можно наносить непосредственно на нее. Если такая подготовка не применяется, золотимую поверхность просто надкусывают и очищают азотной кислотой . Отложение ртути на металлической поверхности получается с помощью ртутной воды, раствора нитрата ртути(II) и азотной кислоты, разъедающей металл, на который она нанесена, и оставляющей таким образом пленку свободной металлической ртути. [ 3 ]

После того, как амальгама равномерно распределится по подготовленной поверхности металла, ртуть осторожно улетучивается при нагревании, достаточном для этого, поскольку слишком высокая температура может привести к тому, что часть золота будет оторвана или иным образом слипнется, оставив часть металлической поверхности голая. [ 3 ]

Когда ртуть испарится, о чем свидетельствует тускло-желтый цвет поверхности, металл должен пройти дальнейшие этапы, чтобы проявить свой чистый золотой цвет. Сначала позолоченную поверхность затирают щеткой из латунной проволоки до тех пор, пока ее поверхность не станет гладкой. Затем его покрывают воском для позолоты и снова подвергают огню, пока воск не сгорит. Воск для золочения состоит из пчелиного воска , смешанного с некоторыми из следующих веществ: красной охрой , ярь-медянкой , медной чешуей, квасцами , купоросом и бурой . Благодаря этой операции цвет позолоты усиливается в результате полного рассеивания части оставшейся ртути. Затем позолоченную поверхность покрывают нитратом калия , квасцами или другими солями, измельчают и смешивают до состояния пасты с водой или слабым раствором аммиака . Затем кусок металла подвергается нагреву, а затем закаливается в воде. [ 10 ]

С помощью этого метода цвет позолоты еще больше улучшается и приближается к цвету золота, вероятно, за счет удаления любых частиц меди, которые могли находиться на позолоченной поверхности. При умелом выполнении этого процесса получается позолота очень прочная и красивая. [ 11 ] Этот метод золочения металлических предметов раньше был широко распространен, но вышел из употребления, когда стала известна опасность токсичности ртути . Поскольку огневое золочение требует улетучивания ртути, чтобы удалить ртуть и оставить золото на поверхности, это чрезвычайно опасно. Вдыхание паров, образующихся в результате этого процесса, может быстро привести к серьезным проблемам со здоровьем, таким как неврологические нарушения и эндокринные расстройства , поскольку вдыхание является очень эффективным путем попадания соединений ртути в организм; ртуть, используемая в процессе, также испаряется в атмосферу, загрязняя ее. Этот процесс обычно был заменен гальванопокрытием золота на никелевой подложке , что более экономично и менее опасно.

Истощение

[ редактировать ]

При истощенном золочении, субтрактивном процессе, обнаруженном в Мезоамерике , изделия изготавливаются различными методами из сплава меди и золота, названного тумбага испанцами доколумбовой . Поверхность протравливается кислотами, в результате чего получается поверхность пористого золота. Затем пористая поверхность полируется , в результате чего получается блестящая золотая поверхность. Результаты обманули конкистадоров , заставив их думать, что у них есть огромное количество чистого золота. Результаты поразили современных археологов , поскольку на первый взгляд предметы напоминают гальванические изделия. Кым-бу — это особая корейская техника золочения серебра с использованием истощения позолоты .

Керамика

[ редактировать ]
Будда , 16 век, дерево, позолота; [ 12 ] Художественный музей Уолтерса .

Золочение декоративной керамики осуществлялось на протяжении веков, и долговечность и яркость золота привлекали дизайнеров. И фарфор, и фаянс обычно украшают золотом, и в конце 1970-х годов сообщалось, что для украшения этих изделий ежегодно использовалось 5 тонн золота. [ 13 ] Некоторые настенные плитки также имеют золотой декор. [ 14 ] [ 15 ] Методы нанесения включают распыление , кисть , ленточную машину, а также прямую или непрямую трафаретную печать . [ 16 ] После нанесения декорированная посуда обжигается в печи, чтобы сплавить золото с глазурью и, таким образом, обеспечить ее стойкость. Важнейшими факторами, влияющими на качество покрытия, являются состав нанесенного золота, состояние поверхности перед нанесением, толщина слоя и условия обжига. [ 17 ]

Для нанесения золота на керамику доступен ряд различных форм и составов, в том числе: [ 18 ] [ 19 ]

  • Позолота, протравленная кислотой: разработана в 1860-х годах в Минтонсе , Сток-он-Трент , и запатентована в 1863 году. Глазурованная поверхность, обычно с узкой каймой, наносится трансферной печатью с воскоподобным резистом, после чего глазурь протравливается разбавленной плавиковой добавкой. кислота перед нанесением золота, после чего рельефные элементы рисунка выборочно полируются, чтобы придать поверхность яркую и матовую; процесс требует большого мастерства и применяется для украшения только посуды высочайшего класса. [ 20 ]
  • Яркое золото или жидкое золото представляет собой раствор сульфорезината золота вместе с резинатами других металлов и флюсом на основе висмута. Он особенно яркий, когда его вытаскивают из печи для декорирования, и поэтому не требует дополнительной обработки. Эту форму позолоты изобрел или, по крайней мере, усовершенствовал Генрих Рёсслер. Соединения родия используются для улучшения связывания с субстратом.
  • Полированное золото или лучшее золото наносят на посуду в виде суспензии золотого порошка в эфирных маслах, смешанных с боросиликатом свинца или флюсом на основе висмута. Этот тип золотых украшений тусклый, если их вынуть из печи, и требует полировки, обычно агатом, чтобы подчеркнуть цвет. Как следует из названия, оно считается золотым украшением высочайшего качества. Сообщалось, что одна композиция для полировки золота, не содержащая растворителей , состоит из 10-40% золотого порошка, 2-20% поливинилпирролидона , 3-30% водной акрилатной смолы и 5-50% воды. [ 21 ]

Инструменты

[ редактировать ]
Художник держит в правой руке кончик позолотчика и поднимает с его помощью кусок сусального золота с листа бумаги.

- Наконечник позолотчика это тип кисточки для позолоты, используемый для переноса листов металлического листа либо на поверхность, подготовленную для приема листа, либо на блок позолотчика , где лист затем разрезается ножом позолотчика на более мелкие части перед переносом на подготовленную поверхность.

Волосы на кончике позолотчика обычно состоят либо из шерсти голубой белки , либо из шерсти барсука (иногда используются и другие волосы, например, верблюжьи ) . [ 22 ] располагаются в один или два ряда вдоль плоской обоймы из дерева или картона. Чтобы перенести сусальное золото, на волоски сначала наносят очень легкий слой клея, проводя их по поверхности, например тыльной стороне руки пользователя, которая покрыта тонким слоем вазелина (распространенное заблуждение заключается в том, что статическое электричество приводит к тому, что золотая фольга прилипает к кисточке, но это не так) [ нужна ссылка ] а затем прокладываем край кисти по краю куска металлической фольги. Желе обеспечит очень мягкое прилипание металла к волосам и позволит куску всплывать с поверхности бумаги, на которой он ранее хранился. Поскольку лист очень тонкий, это необходимо делать в помещении с очень неподвижным воздухом, и пользователь наконечника обычно не дышит, пока лист не окажется на месте.

После того как лист осядет, его часто полируют полированным куском агата, чтобы добиться высокой степени блеска. [ 23 ]

Наконечники Гилдера необходимы, потому что прикосновение к металлическому листу кончиками пальцев немедленно приведет к тому, что лист потеряет свою целостную приплюснутую форму и безвозвратно рассыпется в металлическую пыль, которую затем невозможно будет использовать ни для каких целей. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Информацию о методах, используемых в современных технологиях, см. в разделе «Позолота» .
  1. ^ «Сусальное золото в архитектуре: когда, где и почему оно использовалось» . johncanningco.com . 4 сентября 2019 года. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 25 октября 2023 г.
  2. ^ Слоан, Энни (1996) Декоративная позолота , Коллинз и Браун, ISBN   978-0-89577-879-6
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Чисхолм 1911 , с. 13.
  4. ^ Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство степей Восточной Евразии: Юджин В. Оттепель и другие известные коллекции Нью-Йорка . Метрополитен-музей. п. 100, позиция 67.
  5. ^ Перейти обратно: а б Банкер, Эмма К. (2002). Кочевое искусство степей Восточной Евразии: Юджин В. Оттепель и другие известные коллекции Нью-Йорка . Метрополитен-музей. п. 29.
  6. ^ «Книга искусства Ченнино Ченнини — Институт Варбурга» (PDF) .
  7. ^ Александр Э. Юман, Словарь повседневных желаний , с. 420 , Нью-Йорк: Фрэнк М. Рид, 1872.
  8. ^ Книга VI, 232: «И как когда человек покрывает серебро золотом, хитрый мастер, которого Гефест и Афина Паллада научили всем видам ремесла, и работа, которую он производит, полна изящества, так и богиня проливает благодать на его голова и плечи» из этого перевода
  9. ^ Осборн, Гарольд; Флеминг, Джон; Честь, Хью (1979). «Оксфордский справочник декоративного искусства» . Леонардо . 12 (2): 172. дои : 10.2307/1573875 . ISSN   0024-094X . JSTOR   1573875 .
  10. ^ Чисхолм 1911 , стр. 13–14.
  11. ^ Чисхолм 1911 , с. 14.
  12. ^ «Будда» . Художественный музей Уолтерса .
  13. ^ Хант, Л.Б. (1979). «Золото в гончарном деле» . Золотой бюллетень . 12 (3): 116–127. дои : 10.1007/BF03215112 .
  14. ^ Этрис, Сан-Франциско (1982). «Золото и блеск для индустрии керамической плитки». Керамическая промышленность . 119 (5): 36.
  15. ^ Абт, К. (2008). «Возвращение золотых украшений? Тенденции и новые материалы для декора плитки» . Керам. З. 60 (1).
  16. ^ Гро, Э. (1995). «Препараты из драгоценных металлов: состав, применение и специальные декоративные эффекты». Международный Керамический Форум . 72 (3).
  17. ^ Герасимова Л.В.; Иванова, В.М.; Пескова Е. Ю.; Дружинин, Е.В. (1991). «Совершенствование техники украшения золотом». Стекло и керамика . 48 (11): 535. дои : 10.1007/BF00676649 . S2CID   135923083 .
  18. ^ Додд, А. и Мерфин, Д. (1994) Словарь керамики . Институт Минералов.
  19. ^ Ровинская, Н.В.; Лапицкая, Е.В. (1998). «Жидкое золото и другие компоненты, используемые в декорировании глазурованных фарфоровых и стеклянных изделий» . Стекло и керамика . 55 (3–4): 98. doi : 10.1007/BF03180905 . S2CID   136951654 .
  20. ^ Хелена Хейворд (редактор) (1960) Справочник знатока коллекционирования антиквариата . Галахад Букс, Нью-Йорк.
  21. ^ «Полированная золотая композиция для украшения». Заявка на патент Великобритании GB2216536 A для Heraeus WC, Gmbh.
  22. ^ Дэниел В. Томпсон (22 июня 2012 г.). Практика темперной живописи: материалы и методы . Курьерская корпорация. п. 57. ИСБН  978-0-486-14164-0 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Сьюзан Крэбтри; Питер Бодерт (12 ноября 2012 г.). Сценическое искусство для театра: история, инструменты и приемы . Тейлор и Фрэнсис. п. 141. ИСБН  978-1-136-08429-4 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Позолота ». Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 13–14.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6abce27792fd0ff7f48931978ee4e6b__1720635540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/6b/d6abce27792fd0ff7f48931978ee4e6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gilding - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)