Шанхайский перевал
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2014 г. ) |
Шанхай Гуань | |
---|---|
Пройдено | железная дорога Пекин-Харбин , G102 |
Расположение | Шаньхайгуаньский район , Циньхуандао , Хэбэй , Китай |
Координаты | 40 ° 00'34 "N 119 ° 45'15" E / 40,00944 ° N 119,75417 ° E |
Шанхайский перевал | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Упрощенный китайский | Шаньхайгуань | ||
Традиционный китайский | Шаньхайгуань | ||
Буквальный смысл | «Горный и морской перевал» | ||
| |||
Маньчжурское имя | |||
маньчжурский сценарий | ᡧᠠᠨᠠᡥᠠ ᡶᡠᡵᡩᠠᠨ | ||
Романизация | Шанаха Фурдан |
Шанхайский перевал или Шаньхайгуань ( упрощенный китайский : 山海关 ; традиционный китайский : 山海關 ; пиньинь : Шаньхой Гуань ) — один из главных перевалов Великой Китайской стены , самый восточный оплот вдоль Великой стены Мин , который контролирует самое узкое узкое место в Китайской стене. стратегический коридор Ляоси , важнейший прибрежный сухопутный путь между Северным и Северо-Восточным Китаем . Он расположен в районе Шанхайгуань , Циньхуандао , провинция Хэбэй , на восточном берегу реки Ши между горами Янь и побережьем залива Ляодун .
В 1961 году перевал был выбран Государственным советом Китая в качестве и культурного объекта, охраняемого на национальном уровне главного исторического . [ 1 ] как часть Великой стены наследия ЮНЕСКО и он был внесен в список Всемирного в 1987 году. [ 2 ]
Перевал — популярное туристическое место на восточной конечной точке Великой стены династии Мин . Место, где стена встречается с Бохайским морем , получило прозвище « Голова старого дракона » (老龙头). [ 3 ] Перевал расположен почти в 300 километрах (190 миль) к востоку от Пекина и связан скоростной автомагистралью Цзиншэнь , идущей на северо-восток в Шэньян .
На протяжении всей китайской истории перевал служил передовым оборонительным форпостом против этнических групп Северо-Восточного Китая ( Маньчжурии ), включая киданей и чжурчжэней ( маньчжуров ). Шанхайский перевал является отправной точкой восточного конца Великой стены и первым барьером для охраны границы, поэтому его называют «Первым проходом под небом» (天下第一关). [ 4 ]
История
[ редактировать ]Расположенный к югу от горы Янь и к северу от Бохайского моря , перевал на протяжении веков охранял узкий проход между северо-востоком и центрально-восточным Китаем. династиями Северная Ци , династией Суй и династией Тан Здесь проходят построенные это место называлось Югуань . Во времена династии Тан , и к 785 году там был основан гарнизон. Еще восемь гарнизонов были созданы от Югуаня до Цзиньнюкоу. В периоды Поздней Тан и Пяти династий территория контролировалась автономными губернаторами. К периоду Пяти династий не осталось гарнизонов (кроме Югуаня). Территория и перевалы тогда контролировались династией Ляо . Ляо основал уезд Цяньминь к востоку от Юйгуаня на территории современного Шанхайгуаня. на территории были построены гарнизоны При династиях Цзинь и Юань . [ 5 ] В 1381 году минскому генералу Сюй Да и его солдатам было приказано отремонтировать старые перевалы Юнпин (永平) и Цзелин (界岭). Отсюда они построили нынешний перевал, который назвали Шаньхайгуань (буквально «горно-морской перевал») из-за его расположения между горами и морем. В конце 16 века Мин генерал Ци Цзигуан начал укрепление и строительство военного города вокруг перевала, строя города и форты на востоке, юге и севере, что сделало его одним из наиболее укрепленных перевалов в Китае.
Во время правления императора Цяньлуна при династии Цин перевал Шанхай стал резиденцией округа Линьюй (临榆县城) под юрисдикцией особняка Юнпин (永平府). В конце династии Цин было построено множество фортов для укрепления береговой обороны. В период существования Китайской Республики перевал находился под контролем Чжан Цзолиня , клики Фэнтянь националистического Кайши Чан правительства , Императорской японской армии и военного округа Цзиреляо (冀热辽军区). Он был захвачен Северо-Восточной полевой армией 27 ноября 1948 года. После основания Китайской Народной Республики Шанхайский перевал когда-то находился под юрисдикцией провинции Ляоси , а позже — под юрисдикцией провинции Хэбэй . [ нужна ссылка ]
Шанхайский перевал — один из наиболее хорошо сохранившихся перевалов Великой стены. [ 6 ]
Битва за Шанхайский перевал
[ редактировать ]В 1644 году Ли Цзычэн возглавил повстанческую армию в столицу династии Мин, Пекин, что ознаменовало официальный конец династии Мин . После занятия столицы Ли попытался заручиться поддержкой минского генерала У Сангуя , командующего мощным гарнизоном Нинъюань к северу от Великой стены. Вместо того, чтобы подчиниться новой династии Шунь Ли , Ву связался с маньчжурской династией Цин , предложив им объединить силы, чтобы изгнать повстанцев из столицы. Доргон , регент Цин, повел свою армию к перевалу Шанхай, чтобы принять капитуляцию Ву. Вместе У и маньчжуры разгромили армию Ли Цзычэна у перевала, и Ли был вынужден покинуть столицу. Победа Цин позволила их армии беспрепятственно войти в Пекин и утвердила их в качестве доминирующей силы в Китае. [ 7 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]В эпоху Цин Шанхайский перевал, расположенный между Шеньяном и Пекином , назывался «Ключом к столицам». В республиканскую эпоху , а также во время Альянса восьми наций и Второй мировой войны перевал был свидетелем множества конфликтов.
В Британской энциклопедии 1911 года отмечалось:
«ШАНХАЙ-КУАНЬ, гарнизонный город на крайнем востоке провинции Чжи-ли, Китай. Население около 30 000 человек. Он расположен в том месте, где гряда холмов, несущих Великую Китайскую стену, опускается к морю, оставляя Квон или проход ограниченной протяженности между собственно Китаем и Маньчжурией. Таким образом, это важная военная станция и торговый путь между Маньчжурией и великой равниной Китая. Императорская Северная железная дорога от Тяньцзиня до Таку, в 174 м от первой. , проходит через перевал и огибает берег залива Ляо-дун до договорного порта Ню-чван, где соединяется с железными дорогами, ведущими из Порт-Артура на сибирскую магистраль. Перевал образует южную границу. российской сферы влияния, как это определено в конвенции между Великобританией и Россией от 28 апреля 1899 года».
В июле 1900 года 15 000 солдат Императорской японской армии высадились на Шанхайском перевале в составе Альянса восьми наций , прежде чем двинуться на Пекин, чтобы снять международных представительств боксеров осаду . В бомбардировке района перед высадкой не было необходимости, поскольку китайских войск там было мало. [ 8 ] Отношениям между союзниками был нанесен удар, когда на Шанхайском перевале произошла пьяная драка между японскими и французскими войсками. В ходе боя трое французских и семь японских солдат были убиты, пять французов и 12 японцев были ранены. [ 9 ]
В ноябре 1945 года Северо-восточная Народно-освободительная армия (НОАК) попыталась удержать Шаньхайгуань от сил Гоминьдана, атакующих с юга. Они стремились не допустить Кайши Чан националистическое правительство в Маньчжурию. Силы Народно -освободительной армии численностью 10 000 человек были недостаточно оснащены и слишком малочисленны, чтобы защитить позицию, и отступили к Сипину . Позже, после того как Коммунистическая партия начала одерживать верх в гражданской войне в Китае , город стал местом назначения для беженцев, спасавшихся от кампании Ляошэнь . [ 10 ]
Структура
[ редактировать ]Шанхайский перевал построен в виде квадрата с периметром около четырех километров (2,5 мили). Стены достигают высоты 14 метров (46 футов) и толщины семи метров (23 фута). Восточная, южная и северная стороны окружены глубоким широким рвом, через который перекинуты разводные мосты. Посреди перевала стоит высокая колокольня.
На всех четырех сторонах Шанхайского перевала когда-то были ворота или мэн ( 門 ): ворота Чжэндун ( 鎮東門 ) в восточной стене, ворота Иньэн ( 迎恩門 ) на западе и ворота Ванъян ( 望洋門 ) на юге и ворота Вэйюан ( 威遠門 ) на севере. Из-за отсутствия ремонта на протяжении веков сегодня остались только ворота Чжэндун. Это были самые важные ворота из-за их положения, обращенного к перевалу в сторону Пекина.
Транспорт
[ редактировать ]Железнодорожная станция Шаньхайгуань на железной дороге Пекин-Харбин и железной дороге Тяньцзянь-Шаньхайгуань является ближайшей железнодорожной станцией, ведущей к перевалу Шанхай.
См. также
[ редактировать ]- Чуан Гуандун
- Другие известные перевалы в Китае:
- Леди Мэн Цзян
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Культурное наследие Китая, выпуски 1–6 . Агентство журналов о культурном наследии Китая. 2009. стр. 93–.
- ^ Достижения науки и техники в истории Китая . Издательство иностранных языков. 2018. С. 155–. ISBN 978-7-119-06386-7 .
- ^ «Голова старого дракона – место, где Великая Китайская стена встречается с морем» . Таймс оф Индия . 8 сентября 2014 г.
- ^ Редакционный отдел Книжной компании Чжунхуа (2018). Здравый смысл древней китайской культуры для учащихся начальной школы . Книжная компания Чжунхуа . стр. 88–. ISBN 978-7-101-13020-1 .
- ^ Шеллингер, Пол; Салкин, Роберт, ред. (1996). Международный словарь исторических мест, Том 5: Азия и Океания . Чикаго: Издательство Фицрой Дирборн. п. 739. ИСБН 1-884964-04-4 .
- ^ 10 лучших пропусков Китая . Сианьское картографическое издательство. 2003. ISBN 978-7-80670-384-7 .
- ^ Уэйкман 1985 , стр. 290–318.
- ↑ Straits Times , 18 июля 1900 г., стр. 2
- ↑ Sydney Morning Herald , 19 июля 1904 г., стр. 5
- ^ Дикёттер, Франк. (2013). Трагедия освобождения: история китайской революции, 1945–1957 гг . Лондон: Блумсбери Пресс. п. 21. ISBN 978-1-62040-347-1 .
Библиография
[ редактировать ]- Уэйкман, Фредерик (1985), Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века , Беркли: University of California Press , ISBN 0520048040