Александрина Кантакузино
Александрина Кантакузино | |
---|---|
![]() Кантакузино, фотография ок. 1925 год | |
Вице-президент Международного совета женщин | |
В офисе 1925–1936 | |
Делегат Королевства Румыния в Лиге Наций | |
В офисе 1929–1938 | |
Личные данные | |
Рожденный | Александрина Паллади 20 сентября 1876 г. Чокэнешть , уезд Илфов , Королевство Румыния (ныне уезд Дымбовица , Румыния) |
Умер | 1944 г. (67 или 68 лет) |
Политическая партия | Железный страж |
Супруг | Григоре Георге Кантакузино (овдовевший в 1930 г.) |
Дети | Георге Кантакузино (умер в 1977 г.) Александру «Алеку» Кантакузино (умер в 1939 г.) |
Отличия | Культурные заслуги Орден королевы Марии Орден Гроба Господня Орден Святого Саввы Военный крест Крест военных заслуг |
Псевдоним | Дидина Кантакузино |
Александрина «Дидина» Кантакузино ( урожденная Паллади ; также известная как Александрина Григоре Кантакузино и ( Французская ) Александрина Кантакузино ; 20 сентября 1876 — 1944) — румынская своей страны политическая активистка, филантроп и дипломат, одна из ведущих феминисток в 1920-х и 1930-х годах. Лидер Национального совета румынских женщин и Ассоциации румынских женщин, она занимала пост вице-президента Международного совета женщин , представляя Международный альянс женщин , а также Румынию в Лиге Наций . Однако ее феминистские убеждения и международный авторитет противоречили ее национальному консерватизму , ее поддержке евгеники и, в конечном итоге, ее обращению в фашизм .
Кантакузино была представительницей румынской знати и после замужества с богатым землевладельцем Григоре Георге Кантакузино претендовала на титул «принцессы». Ее элитарность и феминизм побудили ее присоединиться к благотворительной организации высшего класса SONFR, президентом которой она стала после Первой мировой войны . Медсестра военного времени, она стала глашатаем инициатив по сохранению памяти о войне (в значительной степени ответственной за мавзолей Мэрэшешти ).
После своего участия в Национальном совете румынских женщин она поддерживала ограниченное избирательное право женщин в корпоративистских рамках, теряя поддержку либеральных женщин, но также налаживая связи с фашистскими политиками. Политика Кантакузино в рамках Ассоциации румынских женщин нашла отражение в законодательстве фашистских режимов времен Второй мировой войны , начиная с Фронта национального возрождения .
Сочувствуя революционно-фашистской « Железной гвардии» , членом которой также был ее сын Алеку, Кантакузино в начале 1941 года переключила свою поддержку на правительство Иона Антонеску . Ранее отчитавшись перед Лигой Наций об ущербе, нанесенном гражданской войной в Испании , она также критиковала Антонеску по поводу резни в Одессе в 1941 году . Это было ее последнее известное публичное дело. Кантакузино умер в относительной безвестности вскоре после падения Антонеску .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Александрина Паллади, также известная под домашним кличкой Дидина , родилась в Чокэнешть , деревне, которая в настоящее время находится в уезде Дымбовица (но в 1876 году все еще была частью уезда Илфов ). [ 1 ] Известно, что дата ее рождения — 20 сентября 1876 года. [ 1 ] но другие источники ошибочно относят это к 1877 или 1881 году. [ 2 ]
По рождению она принадлежала к боярскому высшему сословию: ее отец, подполковник Теодор Паллади (1847/1853–1916), аристократ из восточного региона (и бывшего государства) Молдавии , заслужил отличие в румынских сухопутных войсках. ; ее мать, также звавшаяся Александриной (1845/1848-1881), была боярой Крецулеску из Валахии и наследницей большого поместья. [ 3 ] По линии матери Палладия Александрина происходила из другого боярского дома, Гиков , владевших поместьем в Чокэнешть. [ 4 ]
Всего в браке родилось четверо детей, но Александрина была единственной, кто пережил младенчество. [ 1 ] От романа с Марией Стаматиаде у Теодора Паллади родился сын, будущий символист поэт-публицист- Александр Теодор «Ал. Т.». Стаматиад (род. 1885). [ 5 ] Семья по отцовской линии Александрины также произвела на свет других важных интеллектуальных фигур: Теодор Янку Паллади , художник-модернист, и Люсия Стурдза-Буландра , актриса, были племянниками подполковника Паллади и, как таковые, двоюродными братьями Александрины и Ала. Т. Стаматиад. [ 6 ]
После смерти матери в 1881 году пятилетнюю Александрину воспитывала тетя Элиза Гика и официально усыновила муж Элизы, Владимир М. Гика. [ 7 ] На деньги Гики она смогла продолжить обучение за границей, во Франции. Примерно в 1899 году [ 1 ] после смерти Элизы Гики, [ 8 ] Александрина Паллади-Гика жила в столице Румынии Бухаресте , где вышла замуж за начинающего политика Григоре Георге Кантакузино , известного среди местных жителей как Григуцэ Кантакузино или, в насмешку, как Пренсул («Князь»). [ 9 ] Ее полное имя впоследствии стало Александрина Григоре Кантакузино (иногда сокращается как Александрина Гр. Кантакузино ) с включением имени ее мужа в качестве отчества . [ нужна ссылка ]
Брак вывел Кантакузино в высший свет, а также познакомил ее с элитой Консервативной партии . Семья Кантакузино , фанариотского происхождения, имела большое влияние в политических делах Молдавии и Валахии. Ее тесть был мировым судьей, консервативным политиком и бывшим премьер-министром Георге Григоре Кантакузино (1833–1913). Он также был одним из крупнейших землевладельцев в Королевстве Румыния , известным широкой публике как Набабул (« Наваб »). [ 10 ] [ 11 ] Ее зятем был Михаил Г. «Мишу» Кантакузино (1867–1928), который был министром юстиции и лидером внутриконсервативной фракции. [ 12 ]
Кантакузино заявили о своих претензиях на княжеский титул, который, хотя и стал бесполезным в соответствии с румынским законодательством, позволил Александрине называть себя «принцессой Кантакузино». [ 13 ]
По словам историка Мариана Прутяну, Александрина была «заядлым коллекционером наград и титулов», которая изучала генеалогию с целью установить свои кровные связи с различными дворянскими семьями. [ 2 ] Признаками богатства ее семьи был один из первых частных автомобилей в Бухаресте. [ 14 ]
Начало СОНФР
[ редактировать ]
У Александрины и Григоре было трое сыновей, все они родились между 1900 и 1905 годами. [ 1 ] прежде чем оба родителя возобновили свою публичную карьеру. В 1910 году Александрина присоединилась к румынскому православному благотворительному обществу — Национальному православному обществу румынских женщин ( Societatea Ortodoxă Nacială a Femeilor Române , SONFR). Хотя ее чаще всего называют одним из основателей, [ 2 ] [ 15 ] Общество могло существовать под другим названием еще в 1893 году, а его президентом была Екатерина Кантакузино, жена Георгия. [ 16 ]
Центральным ядром SONFR была группа светских дам, в том числе Александрина Кантакузино и, среди прочих, Зоя Рымничану, Елена Одобеску, Анастасия Филипеску, Мария Глаговейну, Султана Миклеску и Зетта Ману. [ 17 ] Как следует из названия, SONFR находилась на консервативном правом фланге румынского феминизма, где она « укрепляла традиционную роль женщин как матери и жены». [ 18 ] будучи совершенно аполитичным. [ 19 ] Однако вскоре Общество было вовлечено в ряд смежных проектов, таких как распространение пропаганды среди румын Трансильвании , Буковины и других частей Австро-Венгрии , а также распространение писем протеста против мадьяризации . [ 20 ]
Хотя SONFR спонсировалась «Навабами» и другими основными консерваторами, такие идеологические позиции перекликались с национально-либеральной программой Спиру Харета , министра образования , который предложил свою полную поддержку. [ 21 ] Имея такие источники доходов, дополненные банковскими кредитами и частными пожертвованиями, SONFR открыл две школы для девочек, 17 детских садов (первый из которых находился в Доробанцах ) и 22 публичные библиотеки. [ 22 ] Часть его средств пошла непосредственно на покупку земли для румынских крестьянских общин в Трансильвании и других местах, при этом школы были построены даже в Черновицах , Геаке и Марковаце . [ 16 ]
Более формальной миссией SONFR была борьба с «иностранной религиозной пропагандой» и «иностранными образовательными учреждениями», которые были названы источниками коррупции среди молодых румынских женщин. [ 23 ] По мнению историка Алина Чупалэ, эти цели следует рассматривать как отражение «граничной нетерпимости» позиции румынского православия, но при этом не особенно убедительными: «Мы считаем, что потенциальный союз SONFR с Церковью определил принятие Женским обществом руководство идеями, распространяемыми некоторыми православными иерархами , особенно касающимися католицизма, но главным образом с тактической целью [...] Более того, здесь можно упомянуть о намерении организаторов использовать, как это было сделано, контролируемая Церковью общенациональная инфраструктура: священники как инструменты пропаганды и влияние, а не только моральное, ведущих православных иерархов». [ 24 ]
В состав SONFR входили либеральные суфражистки , такие как Калипсо Ботез ; Сама Кантакузино была менее явно связана с этим течением, хотя и называла себя «феминисткой». [ 2 ] [ 18 ] Как отмечает гендерный историк Роксана Чещебек, Кантакузино был прежде всего элитарным человеком , который верил в выполнение «исторической миссии высших классов», уделяя особое внимание помощи «социально обездоленным как способу служения стране и нации». [ 25 ] То же самое отмечает Прутяну, которая также записывает свое утверждение о том, что румынская знать жила «вне убийственной роскоши, которая нас окружает». [ 2 ] Прутяну считает, что Кантакузино был «сбит с толку», имел «раздробленную идентичность», постоянно колеблясь между «конформизмом и бунтом». [ 2 ]
Между тем, в 1913 году Григоре был назначен мэром Бухареста после «трамвайного дела», которое запятнало оппозиционную Национал-либеральную партию . Согласно современным источникам, своим назначением он был обязан исключительно «навабу», который в то время выполнял свою последнюю официальную функцию - должность президента Сената . [ 26 ] Огромное поместье Кантакузино было разделено между двумя сыновьями, оба из которых использовали замок Самора в Буштень . Он должен был служить частым убежищем для румынской королевской семьи . [ 11 ] В 1915 году Александрина также унаследовала имущество своего приемного отца, в том числе Чокэнешть. [ 8 ]
Медсестра времен Первой мировой войны
[ редактировать ]
Начало Первой мировой войны поставило Румынию в деликатную ситуацию. С 1914 по лето 1916 года Национал-либеральный кабинет Иона И. К. Брэтиану сохранял нейтралитет страны ( см. Румыния во время Первой мировой войны ). Общественное мнение резко разделилось между сторонниками держав Антанты и « германофилами », которые отдавали предпочтение центральным державам , особенно Германии . Григоре Кантакузино колебался между двумя сторонами, но две его газеты, «Минерва» и «Сара» , были тесно связаны с германофилией. [ 27 ] В сентябре 1914 года они были куплены у него немецким консорциумом и стали рупорами немецкой пропаганды. [ 28 ]
После договора 1916 года с Антантой король Фердинанд I и премьер-министр Брэтиану согласились присоединиться к войне против центральных держав. Это привело к подавлению германофильского инакомыслия. Александрина вызвалась работать медсестрой. [ 29 ] В августе 1916 года она стала заведующей больницей № 113, созданной при институте СОНФР в Бухаресте на средства Национального банка Румынии (ее помощниками руководителя были Елена Одобеску и Елена Пертикарь). [ 30 ] Однако к концу года румынская армия отступала повсюду, и немцы были в поле зрения Бухареста . Король и правительство последовали за отступлением армии в Молдавию, где они оставались в осаде до 1918 года. Вторжение еще больше разделило семью Кантакузино на тех, кто присоединился к немецкому режиму в Бухаресте, и тех, кто, как лоялисты, воевал против немцев в Молдавии. . [ 31 ] Замок Самора был реквизирован Императорской немецкой армией и служил резиденцией губернатору Августу фон Макензену . [ 32 ]
Григоре был соратником германофильской администрации, созданной Лупу Костаки в Бухаресте, но, кроме того, доверенным лицом скептически настроенного консерватора Александру Маргиломана . Вместе с Маргиломаном и другими он противостоял немцам, когда дело доходило до обеспечения гражданских нужд, например, когда он заготавливал дрова для населения Бухареста. [ 33 ] Сообщается, что он также занял посредническую позицию между Маргиломаном, который сохранял уважение к королю Фердинанду, и Петре П. Карпом , который хотел свержения и замены династии. [ 34 ]
Когда Маргиломан стал президентом Румынского Красного Креста , Александрина стала членом «Женского комитета» Красного Креста, занимающегося оказанием гуманитарной помощи военнопленным в Румынии и за рубежом. [ 35 ] Ее политические взгляды в то время остаются загадкой, за исключением ее веры в то, что «новый мир восстанет из окровавленного человечества» - не как одобрение политической революции, а как вера в способность этнических румын работать и восстанавливаться. . [ 2 ]
Несколько раз Кантакузино противостоял властям Германии и защищал интересы SONFR, обычно со значительным успехом. [ 36 ] СОНФР участвовал в контрабанде выздоравливающих румынских солдат обратно в свободную зону Молдовы. [ 18 ] Больницу, которой она руководила, в конце концов выселили немцы, а Александрина опубликовала письмо протеста; она и ее муж также высказались в пользу Конона , митрополита-епископа , на которого оказывали давление, чтобы тот передал церковное управление католику Мариу Теодориану-Караде. [ 37 ] Подобные проявления несогласия едва не привели к заключению Александрины в немецкий лагерь. [ 38 ]
Правительство Маргиломана
[ редактировать ]Александрина вернулась к работе в больнице. Она решила провести там банкет в честь Александру Д. Стурдзы и других перебежчиков из лоялистской румынской армии. Дело закончилось дракой между гостями вечеринки и заключенными-пациентами, с которыми они столкнулись. [ 39 ] В конце 1917 года, с падением сторонников российских республиканцев , администрация Брэтиану рухнула в Молдавии, оставив Фердинанду задуматься о перемирии с немцами . В Бухаресте консерваторы Маргиломана создали свою собственную Законодательную комиссию с целью достижения мира и примирения; Григоре Кантакузино был среди его членов, но не смог добиться назначения в последующий кабинет Маргиломана. [ 40 ]
1918 год закончился неожиданным поражением германофилов: ноябрьское перемирие ознаменовало внезапную победу держав Антанты и мгновенно привело к падению администрации Маргиломана. Александрина Кантакузино, ставшая свидетельницей событий, выступала посредником между опальным Маргиломаном и генералом Александру Авереску , любимым министром короля, распространяя слухи о том, что Румыния стала жертвой революционного социализма . [ 41 ] Организуя празднование возвращения королевы Марии , она также призвала Маргиломана оставаться дома, потому что военная миссия Антанты и население в целом хотели избегать его. [ 42 ] В знак уважения к ее патриотическим действиям Кантакузино была избрана президентом SONFR в 1918 году; она будет руководить Обществом до 1938 года. [ 43 ]
Сабина Кантакузино, сестра Брэтиану и невестка Александрины, наблюдала за ее выздоровлением со стороны. В своих воспоминаниях, опубликованных в 1937 году, она обвиняет Александрину в постановке «рекламы». По ее мнению, лидер СОНФР «публично демонстрирует» свое сострадание к румынским солдатам, будучи уверенной в том, что Григоре Кантакузино находится в фаворе у немцев. [ 44 ] Подобные утверждения также встречаются в дневниках Пии Алимэништяну (дочери Брэтиану и племянницы Сабины), которая дополнительно пишет, что «Дидина» любила «охотиться с гончими и бегать с зайцем». [ 45 ] Эти взгляды были встречены с осуждением после публикации: работа Сабины была отвергнута как клеветнический образец «монополии Брэтиану на патриотизм». [ 46 ]
Консервативная партия находилась в замешательстве, массово теряя своих членов. Маргиломан сохранил непопулярное название «Консерватор» (позже «Консервативно-прогрессивный»), в то время как Григоре Кантакузино советовал реформировать ее как «Конституционную партию» или объединить ее с более успешной Народной партией Авереску . [ 47 ] Группа братьев «Кантакузино Консерватив» стала практически независимой фракцией, иногда бунтующей против приказов Маргиломана и симпатизирующей отколовшейся Консервативно-демократической партии . [ 48 ] Однако и Григоре, и Маргиломан были в ужасе от обещания земельной реформы и, в отличие от умеренных консерваторов, хотели, чтобы партия представляла, как и до 1914 года, интересы помещиков. [ 49 ]
Создание CNFR и президентство SONFR
[ редактировать ]После создания Великой Румынии SONFR договорилась о сотрудничестве со светским крылом женского движения. Сама Кантакузино стала членом общенациональной Ассоциации за гражданское и политическое освобождение румынских женщин (AECPFR) и безуспешно пыталась включить меньшую Лигу прав и обязанностей женщин (LDDF) в SONFR. [ 25 ] В июне 1919 года она также была избрана почетным президентом женской секции «Крестного братства», основанного правым националистом Амосом Франку в Клуже . [ 50 ] В 1921 году, стремясь создать общерумынский феминистский представительный орган, она была назначена вице-президентом недавно сформированного Национального совета румынских женщин (CNFR); Президентом была Калипсо Ботез , известная SONFR. [ 51 ] Примерно в 1923 году она была одним из консервативных сторонников избирательного права женщин, критикуя послевоенную конституцию за ее неспособность принять ее. [ 52 ]
В те годы Кантакузино работал постоянным лектором ассоциации Casele Naciale . [ 53 ] Аналогичной деятельностью она занималась в SONFR, где читала лекции о православном и националистическом духе, привлекая в ряды общества многих женщин из среднего класса. [ 25 ] губернии а также новинки из Бессарабской : Елена Алистар [ 54 ] и Юлия Симинель-Дическу . [ 36 ]
Заявленной целью Кантакузино было то, что «новый мир» межвоенного периода означал конец «кукольных женщин», «женщин как вечных детей», «женщин как объектов удовольствия»; новое женское «евангелие» должно было быть написано среди «морали в общественной жизни». [ 2 ] Выступая за появление поколения «матери-гражданки», она выразила сожаление по поводу быстрой урбанизации того времени, заявив, что деревенские дети покидают «великий резервуар семейной жизни», чтобы «быстро стать мистером и миссис этим - и -что". [ 2 ] В отличие от AECPFR, Кантакузино и CNFR представляли «национально-реформистскую» сторону феминистского течения. Как отмечает Чещебек, такие женщины-интеллектуалы «стремились успокоить страхи перед разрушительным потенциалом феминистского «индивидуализма», предлагая «приемлемое» и «национально аутентичное» лицо румынского феминизма». Их рекламные усилия оказались бесплодными, поскольку: «несмотря на идеологические различия, все феминистки стремились изменить традиционный семейный порядок. Эта общая черта стирала различия между различными направлениями феминизма». [ 55 ]
Для Кантакузино румынское православие было «благословенным щитом румынской нации», где священники и женщины занимали дополняющие друг друга позиции защитников традиционной жизни. [ 2 ] В SONFR, куда она до сих пор вложила большую часть своих усилий, [ 25 ] она занималась общими православными проблемами, такими как принятие стороны Мелетия IV , Вселенского Патриарха , в его конфликте с кемалистской Турцией . [ 56 ] Она также была категорически против Конкордата между Румынией и Святым Престолом , называя Католическую церковь образованием, «полностью враждебным» румынскому «унитарному государству», называя при этом католиков византийского обряда «братьями» православия. [ 57 ] Под ее руководством SONFR объявила о ряде инициатив, включая создание школ, больниц и столовых для рабочих. [ 25 ]
После участия в работах по восстановлению и почтению останков солдат, погибших в бою, SONFR оказалась втянутой в ожесточенное соперничество с организацией Cultul Eroilor («Культ героев»), хотя Кантакузино входил в руководящие советы обеих организаций. [ 58 ] По словам историка Марии Букур , Кантакузино начал «двухдесятилетнюю борьбу за то, чтобы стать хранителем общественной памяти о войне». [ 59 ] По мнению Кантакузино, перезахоронение костей было по сути женской и православной задачей, поскольку женщины традиционно были экспертами в услугах парастас . На таких основаниях SONFR обеспечил себе фактическую монополию на проекты по чествованию павших в битве при Мэрэшештах , их идентификации и ежегодного поминовения. [ 60 ]
СКФ и повышение известности
[ редактировать ]
Хотя дома Кантакузино был националистом, вскоре он был вовлечен в международное женское движение, часто в качестве представителя Румынии. Частью ее соглашения о разделе власти с Ботезом было то, что она должна была заниматься внешними делами CNFR. [ 61 ] В 1923 году она была делегатом ЛДФ на Конгрессе Международного союза женщин (IAWSA, IAWSEC) в Риме . [ 62 ] Находясь за границей, она создала женскую версию Малой Антанты , президентом которой была до 1924 года. Получила название « Маленькая женская Антанта » ( Mica Antantă a Femeilor , MAF), или «Женщины малых народов». [ 63 ] он объединил румынские феминистские организации с женскими обществами-единомышленниками из Чехословакии , Польши , Греции и Королевства Югославии . [ 64 ] Она вообще враждебно относилась к этническим меньшинствам , [ 2 ] но также заинтересована в поиске точек соприкосновения с феминистками трансильванской саксонской и венгерской общин, пригласив их на женский конгресс 1925 года. [ 65 ]
С 1925 по 1936 год, имея мандат CNFR, Кантакузино занимала должность вице-президента Международного совета женщин (ICW) и, как таковая, стала самой известной феминисткой Румынии. [ 66 ] Она была одной из европейских делегатов на конференции ICW 1925 года в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 67 ] К 1926 году ее награды включали Большой крест королевы Марии , Орден Гроба Господня (воротник), Орден Святого Саввы (Великий офицер), Croix de guerre (Офицер) и Croce al Merito di Guerra (Офицер). ). [ 63 ] Она была делегатом IWC в Лиге Наций в 1927 году и снова в 1933 году, а также докладчиком IAWSEC в той же международной организации (1926, 1928, 1933). [ 62 ] Отойдя от ЛДФ и AECPFR, которые обвинили ее в использовании феминизма для достижения своих собственных «интернационалистических» целей, Кантакузино возглавила «Солидаритатеа» («Солидарность»), свое собственное феминистское женское общество, включив его в состав IAWSEC в качестве отдельной организации. [ 68 ]
В соответствии с положениями закона, который позволял некоторым женщинам баллотироваться на местных выборах, Кантакузино работала в Финансовой комиссии Бухареста в 1927 году, а после 1928 года была членом городского совета , помогая создать под руководством CNFR профессиональное училище для женских « вспомогательных социальных служб ». [ 69 ] Она делила свое время между Бухарестом и замком Самора, где в августе 1928 года ее старший сын Георге Григоре женился на Зое Гречану. [ 70 ]
Кантакузино погрузилась в борьбу за избирательную эмансипацию, лоббируя право женщин голосовать и баллотироваться на выборах в городские и сельские советы граждан. С этой целью она создала в 1929 году Ассоциацию румынских женщин ( Gruparea Femeilor Române , GFR), президентом которой стала, сохранив при этом контроль над CNFR и меньшей Solidaritatea . [ 71 ] Одной из главных целей СКФ, закрепленных в ее уставе, была «активная пропагандистская работа, как устная, так и письменная, среди женских масс»; еще одним было создание инициативных комитетов по представительству женщин. [ 72 ] Однако СКФ оставался высокоцентрализованным, и в его уставе никогда не было зафиксировано четких критериев приема или отказа в членство. Политолог Александра Петреску считает, что СКФ, « матриархальный » порядок, имитирует «мужскую иерархию» традиционных политических партий, эффективно подрывая процесс демократизации феминизма первой волны . [ 72 ]
Кантакузино приняла участие в грандиозном митинге 150 женских обществ, состоявшемся в Fundațiile Regale в Бухаресте 28 апреля того же года. [ 73 ] Это привело к незначительной победе: в августе 1929 года был принят новый закон, позволяющий большинству профессиональных женщин и всем военным вдовам голосовать и участвовать в выборах в советы. [ 74 ] Ее известность отразилась и на других областях. Она была первой женщиной-кавалером Ордена « За заслуги в культуре» . [ 75 ] В 1928 году она была судьей «Мисс Румыния» вместе, среди прочих, с Николае Константином Бацария , Марией Джурджа и Ливиу Ребреану . [ 76 ] Она также возглавляла женскую секцию во время Международного сельскохозяйственного конгресса в июне 1929 года. [ 77 ]
Кантакузино был включен в число официальных представителей Румынии в Лиге Наций (непрерывно, с 1929 по 1938 год), прежде всего в качестве советника по вопросам защиты женщин и детей. [ 78 ] Тем временем вместе с искусствоведом Александру Цигара-Самуркашем она основала Союз интеллектуалов на официальном гала-концерте в 1926 году. [ 79 ] Этот кружок был местным филиалом Европейской федерации интеллектуальных союзов, среди основателей которой были Уго фон Хофмансталь , Поль Валери и Николае Титулеску , и чья заявленная миссия заключалась в поиске решения «жизненно важного кризиса континента». [ 80 ] Одним из его членов был журналист Константин Бельди , оставивший саркастические заметки о культурном консерватизме Союза. [ 81 ] Принятый и отмеченный в Праге Мефодием Заворалом, настоятелем Страговского монастыря (1928 г.), Кантакузино также был делегатом Конгресса Федерации интеллектуальных союзов в Барселоне (октябрь 1929 г.). [ 82 ]
Фашистская трансформация
[ редактировать ]
Начиная со смерти короля Фердинанда и Брэтиану, в Румынии произошла смена политической власти: в 1930 году младший король Михаил I был свергнут своим собственным отцом, опальным Каролем II . В сфере феминизма Кантакузино дослужилась до должности президента CNFR. Это последовало за протестной отставкой Калипсо Ботеза, ставшей частью раскола против Кантакузино внутри CNFR. [ 83 ] Также в 1930 году умер Григоре Георге Кантакузино, оставив Александрину вдовой. Она больше никогда не выходила замуж. [ 1 ]
За несколько лет национализм Александрины Кантакузино мутировал в авторитаризм . К тому времени очевидные успехи итальянского фашизма , которые, вероятно, произвели впечатление на Кантакузино во время ее визита в Рим, [ 72 ] расширили линию разлома в румынском феминистском движении. Кантакузино была побеждена фашистской критикой либеральной демократии , и, будучи еще феминисткой, начала выражать поддержку альтернативы собственному либеральному режиму Румынии. Кантакузино предусматривал корпоративистскую монархию, выступал за технократическую службу государственного управления и выступал за лишение избирательных прав плохо образованных мужчин (одновременно предоставляя избирательные права образованным женщинам). [ 84 ]
Как утверждает Александра Петреску, идеология GFR мутировала в « латинский » феминизм, который время от времени продвигал сам Бенито Муссолини , с его видением латинских женщин как равноправных участников корпоративистской революции. [ 72 ] Эта смена лояльности произошла как раз в тот момент, когда Малая женская Антанта начала терять свою значимость. Кантакузино был категорически против других делегатов, в том числе от Греции Авра Теодоропулу , по вопросу приема женщин из Болгарии , республиканской Турции и Албании . [ 85 ]
GFR, в отличие от всех других феминистских групп, запрещал женщинам участвовать в партийной политике, но поощрял их участвовать в муниципальных выборах по своему усмотрению. [ 69 ] [ 72 ] По мнению Петреску, это требование следует противопоставить структуре и целям СКФ, которые, по ее мнению, соответствуют целям неформальной политической партии. [ 72 ] представителям женских организаций Кантакузино озвучила свои идеи в петициях GFR и CNFR в декабре 1930 и марте 1932 года, а также просила предоставить места в Сенате . [ 73 ] В 1933 году она выступила перед членами СПФ о корпоративистской «реконструкции» Румынии, разработав собственный проект сенаторских «корпоративных выборов» с участием мужчин и женщин-избирателей. [ 72 ] Непосредственным эффектом таких мер стало создание молодежного крыла СКФ, Tinerele Grupiste , вероятно, созданного по образцу итальянской Gruppo Universitario Fascista (но, в отличие от нее, сосредоточенного только на кампаниях по трудоустройству женщин ). [ 72 ]
Исследователи расходятся во мнениях относительно оценки фактической привлекательности националистического феминизма Кантакузино. Букур пишет, что «большинство феминисток, таких как Александрина Кантакузино, также были агрессивными, даже ура-патриотическими националистами». [ 86 ] Напротив, Петреску отмечает: «Александрина Кантакузино — единственная феминистка межвоенного периода, позволившая себе соблазниться авторитаризмом». [ 72 ] AECPFR и другие организации отвергли Кантакузино, заявив о своей эмансипации в формате либеральной демократии. [ 87 ] Время от времени сама Кантакузино все же проявляла интерес к развитию демократических обществ: будучи гостьей общества «Друзья Америки» в День рождения Вашингтона в 1932 году, она читала лекции на тему «Различные аспекты американской жизни и культуры». [ 88 ] Хотя в 1936 году она больше не занимала пост вице-президента ICW, она была назначена созывающим его Комитета изящных и прикладных искусств, а также делегатом совместной конференции Международного совета женщин и Международного совета женщин в Калькутте , Британская Индия . [ 66 ] В январе 1934 года Дмитрия Густи избрал ее в свой руководящий комитет. Румынский социальный институт [ 89 ]
Дома ее эклектичная феминистская программа включала проект по полному укомплектованию военизированных служб женщинами с целью добиться полного призыва на военную службу мужчин. [ 72 ] Ксенофобия окрашивала произведения Кантакузино с самого раннего этапа: в начале 1920-х годов она полагала, что «иностранизм» был одним из факторов, действующих против женской эмансипации, «вытащив нежную женскую душу из ее дома и на бесцельные вечеринки. " [ 2 ] Однако ее заявленный интернационализм был отвергнут еще более радикальными националистами SONFR. Это антимасонское крыло SONFR ушло в отставку в 1934 году, после того как Кантакузино отказалась под присягой засвидетельствовать, что она не была тайным масоном . [ 36 ]
К 1937 году, в соответствии с режимом Национальной христианской партии , Кантакузино приобщился к евгенике , расизму и антисемитизму . На встрече в Клуже она предложила ввести закон, запрещающий всем «иностранцам» и представителям меньшинств вступать в брак с румынскими государственными служащими, а также ввести 10-летнюю проверку всех заявлений на получение румынского гражданства . [ 72 ] Кроме того, она и СКФ предусмотрели государственные премии за «евгенические» браки между чистокровными румынскими молодыми людьми. [ 72 ] Тем временем ее связи в международном феминистском движении были встревожены ростом антисемитского насилия. В письме Кантакузино в декабре 1933 года Сесиль Бруншвик спрашивала: «Ходят разговоры об ужасных антисемитских кампаниях в Румынии и о развитии нацистского духа в вашей стране. Это правда? [...] Это было бы действительно прискорбно». если бы [нацистский] дух одержал победу над латинской страной, которая настолько разумна и так близка нашим сердцам». [ 90 ]
Между Кэрол и Железной гвардией
[ редактировать ]Конституция 1938 года , казалось, согласовывалась с большинством авторитарных и корпоративистских идеалов Кантакузино, включая избирательное право женщин с общим лишением избирательных прав и даже призыв женщин на военную службу. [ 72 ] Преобразованный указами короля Кэрола в корпоративистскую палату и контролируемый Фронтом национального возрождения , Сенат принял в 1939 году свою первую женщину-члена, Марию М. Поп . Она была не назначенцем СКФ, а скорее бывшим бойцом AECPFR. [ 87 ] Со своей стороны, Кантакузино по-прежнему занимала дипломатические должности в Лиге Наций, на этот раз представляя румынское правительство. Ей было поручено улучшить условия жизни детей и женщин, пострадавших от гражданской войны в Испании , предложить создание нейтральных зон для детей и работать над международно-действующей Детской хартией. [ 69 ]
Уже были признаки того, что между королем Кэролом и фашистскими феминистками произошел раскол. В сентябре 1938 года Кантакузино была почетным гостем на инаугурации Мавзолея Мэрэшешти , где она рассказала о вкладе SONFR в «вечную память» героев Первой мировой войны; она также напомнила о «Славном правлении» короля Фердинанда как «Символе Отечества» и «Душе среди душ». [ 91 ] По словам Букура, эту речь можно рассматривать как насмешку как в адрес Cultul Eroilor, так и в адрес короля Карола, чье поведение в военное время было менее чем благородным. [ 59 ] На Конгрессе СКФ в Брашове Кантакузино публично пожаловалась, что ее цель добиться избирательного права для женщин обернулась горькой победой. [ 87 ]
Неясно, поддержала ли она « Железную гвардию» или нет . [ 69 ] конкурирующее, в основном подпольное, фашистское движение. Другие члены клана Кантакузино были его горячими сторонниками. Дальний родственник, генерал Георге Кантакузино-Грэничерул , был соратником лидера гвардии Корнелиу Зеля Кодряну с 1933 года и стал заместителем командира гвардии с 1937 года. [ 92 ] С 1935 года младший сын Александрины, Александру «Алеку» Кантакузино, бывший член дипломатического корпуса, [ 93 ] также был вовлечен в это политическое предприятие. Он писал трактаты, распространяющие идеологию Железной гвардии, уделяя особое внимание ее «иррациональному и стойкому импульсу». [ 94 ] но также и касательно « еврейского большевизма », евгеники, расы и сексуальности. [ 95 ] В 1936 году он был одним из добровольцев гвардии во время гражданской войны в Испании на стороне националистов . Этот эпизод расстроил его мать, которая, как сообщается, назвала его действия «идиотскими». [ 36 ]
Алеку вернулся домой в феврале 1937 года и был встречен как герой на похоронах Моца-Марина . [ 96 ] Железная гвардия приняла Алеку, но не доверяла Александрине, видя в ней опасного интернационалиста. В письме 1937 года (найденном и опубликованном в 2005 году) генерал Кантакузино-Грэничерул угрожает Александрине прекратить вмешательство между ним, Алеку и Кодряну, обвиняя ее в том, что она «наполнила наши православные школы жидами» и «проповедует согласие». с врагами народа». [ 36 ]
Перед концом 1938 года полиция короля Кароля расправилась с Железной гвардией и убила Кодряну, находившегося под стражей. Александрина была помещена под наблюдение по подозрению в помощи запрещенному движению. [ 97 ] в то время как ее GFR и Tinerel Grupiste также были объявлены вне закона. [ 72 ] Алеку содержался в концентрационном лагере в Рымнику-Сэрате , где без ведома семьи был застрелен охранниками (22 сентября 1939 года). [ 98 ] Примерно в октябре распространились слухи, что Александрину и других ее сыновей тоже собираются интернировать; В конце концов власти решили следить за Александриной, поместив ее под домашний арест. [ 99 ]
Вторая мировая война и смерть
[ редактировать ]На заключительном этапе карьеры Кантакузино она участвовала в политических потрясениях Второй мировой войны . В конце 1940 года Кэрол отошла от власти, и Железная гвардия основала « Национальное легионерское государство ». Во главе его стоял военный и политический индивидуалист, дирижер Ион Антонеску , от имени которого в прошлом выступала Александрина Кантакузино. [ 100 ] Как отметил Чещебек, убийство Алеку "по всей видимости, не связано с демонстрацией Кантакузино поддержки режима легионеров". [ 69 ] По словам Букура, ее решение присоединиться к «Железной гвардии» было мотивировано «чистым оппортунизмом или тем, что [она] надеялась сыграть ведущую и мощную роль в таком динамичном движении», а, скорее всего, не страхом репрессий. [ 101 ] Признаки этого сближения фиксируются в газетах Гвардии: в 1940 году «Порунка Времени» опубликовала интервью Лукреции Карнабатт с Кантакузино, где она описала политическую роль женщин в режиме Национального легионера. [ 102 ]
После сражения в январе 1941 года между Гвардией и Антонеску, которое выиграл последний, Кантакузино терпел сторонника Антонеску. К июню Антонеску согласился участвовать в операции «Барбаросса» : будучи союзником нацистской Германии , Румыния отбила утраченную провинцию Бессарабию . В статье для официальной пропагандистской газеты Universul Кантакузино прославил «священный час» как окончательный конец «еврейской демократии» и предвидел искупление Европы под фашистским правлением. [ 103 ] Режим Антонеску вскоре насаждал расовый антисемитизм по всей стране. По словам Александры Петреску, принятое в то время законодательство было удивительно похоже на проект Кантакузино 1937 года. [ 72 ]
Кантакузино не была некритическим сторонником политики Антонеску, как она показала во время своего визита в Одессу в октябре 1941 года , столицу недавно оккупированного Приднестровья . Это произошло всего через несколько дней после резни одесских евреев по приказу Антонеску , о которой ей сообщил города мэр Герман Пантя . Пантеа считал, что резня была случайной, а не преднамеренной. Используя Кантакузино в качестве своего посланника, просил Антонеску наказать виновных и разрешить депортированным евреям вернуться в Одессу. [ 104 ] Пантеа сообщает, что Кантакузино разделял его убеждение в том, что резня ляжет тяжким бременем на «всю страну» и что необходимо «объективное расследование»; он пишет, что Антонеску угрожал застрелить его за неповиновение, но передумал и даже дожил до того, что пожалел о своем приказе о резне. [ 105 ] Кантакузино продолжала вмешиваться в дела Антонеску по другим вопросам, например, когда она добилась натурализации Павла Часовникова, одесского хирурга. [ 106 ]
Кантакузино умер в сентябре, октябре. [ 69 ] или ноябрь 1944 года. [ 8 ] Это произошло вскоре после переворота короля Михаила , который привел к аресту Антонеску и осуждению нацистского союза Румынии. Историк Ион Константин утверждает, что она покончила жизнь самоубийством, «чтобы избежать мучений заключения при румынском коммунистическом режиме ». [ 100 ] Однако Роксана Чещебек называет причиной своей смерти «старость». [ 69 ] Ее пережил Георгий Кантакузино, который сделал карьеру в области археологии, эпиграфики и папирологии ; он умер в 1977 году. [ 107 ]
Через несколько лет после смерти Александрины замок Самора был национализирован , а затем передан Министерству внутренних дел ; возвращенный Кантакузино после румынской революции 1989 года и окончательно переданный им в 2004 году, позже он был продан другим частным владельцам. [ 11 ] Поместье Чокэнешть, конфискованное у Георгия Кантакузино, было классифицировано как исторический памятник и дом отдыха Союза писателей , но не раньше, чем оно было полностью разрушено местными профсоюзами. [ 108 ] Он также был национализирован в 1949 году, но и после этого продолжался разграбление. [ 109 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Чещебек (2006), стр.89.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л (на румынском языке) Мариан Прутяну, «Беседы о женщинах в Румынии между двумя мировыми войнами». Архивировано 20 февраля 2014 г. в Wayback Machine , в Алин Чупалэ, О женщинах и их истории в Румынии , Издательство Бухарестского университета , Бухарест, 2004 г. ( версия электронной книги. Архивировано 9 марта 2014 г. в Wayback Machine в Бухарестском университете ; получено 8 марта 2014 г.)
- ^ Чещебек (2006), стр. 89; Ион, с. 276
- ^ Джон, стр. 276. См. также Кэлинеску, стр. 702
- ^ Кэлинеску, стр. 702, 1016
- ^ Кэлинеску, стр. 702
- ^ Ион, стр. 276. См. также Чещебек (2006), стр. 89
- ^ Jump up to: а б с Ион, с. 276
- ^ Шербан Чокулеску , Караджалиана , Издательство Эминеску , Бухарест, 1974, стр. 378. ОСЛК 6890267
- ^ Бакалбаша, стр. 131; Чещебек (2006), стр. 89
- ^ Jump up to: а б с (на румынском языке) Симона Лазэр Тудор Чиреш, «Столетие со дня смерти Джордже Григоре Кантакузино по прозвищу Набабул». Архивировано 9 марта 2014 года в Wayback Machine , в Jurnalul National , 23 марта 2013 года.
- ^ Бакалбаша, стр. 7-8, 134, 136, 138
- ^ Чещебек (2006), стр. 89-90 (см. также Кэлинеску, стр. 702), ставит через дефис слово «Принцесса», когда оно используется по отношению к Александрине Кантакузино.
- ^ Чупалэ, подпись к иллюстрации 18.
- ^ Чещебек (2006), стр.90; Чупала, стр.89
- ^ Jump up to: а б Филитти, стр.6
- ^ Чупала, стр. 86, 89, 137.
- ^ Jump up to: а б с Букур (2003), стр.64.
- ^ Чупала, стр.94; Филитти, стр.6
- ^ Чупала, стр.87-88.
- ^ Чупала, стр.89-90.
- ^ Чупала, стр.90-94.
- ^ Чупала, стр.86
- ^ Чупала, стр.86-87.
- ^ Jump up to: а б с д и Чещебек (2006), стр.90.
- ^ Бакалбаша, стр.105, 124-125, 152, 154.
- ^ Бойя, стр.94, 191.
- ^ Бойя, стр.94
- ^ Букур (2010), стр.114
- ^ Чупала, стр.94
- ^ Букур (2010), стр.114-115.
- ^ (на французском языке) Робер Букар, «Un reception chez la Princesse Cantacuzène, VIII» , в La Presse , 27 октября 1927, стр.2 (оцифровано Bibliothèque nationale de France Gallica цифровой библиотекой )
- ^ Теодориан-Карада, стр.68-69.
- ^ Теодориан-Карада, стр.74-75.
- ^ Доктор Метцулеску, «Президент Красного Креста», в Александру Маргиломане, дань уважения по случаю двойной годовщины: его друзья и поклонники , Издательство National Cultura , Бухарест, 1924, стр.107-114
- ^ Jump up to: а б с д и Филитти, стр.7
- ^ Алимаништяну, стр. 26, 34-35.
- ^ Алимаништяну, стр. 26-27; Чещебек (2006), стр.90.
- ^ Алимаништяну, стр. 107-08.
- ^ Теодориан-Карада, стр. 79-81.
- ^ Маргиломан, с. 184-85
- ^ Маргиломан, с. 155, 162
- ^ Чещебек (2006), стр. 89-90.
- ^ Букур (2010), стр. 84.
- ^ Алимаништяну, стр. 26, 107
- ^ Букур (2010), стр. 84. См. также Подгоряну и Костаче, стр. 121-22.
- ^ Теодориан-Карада, стр. 88-89, 90-91, 119-120.
- ^ Маргиломан, с. 126-127, 134, 144, 225, 232, 244, 265-266, 322, 345, 371, 392
- ^ Теодориан-Карада, стр. 90-91.
- ^ Кор., «Конституция «Братств Креста» и Короны сестер Креста из Клужа», в Românul (Арад) , No. VIII/1919, стр.2
- ^ Чещебек (2006), стр.89, 90; Даскалова, стр.191
- ^ Еуфросина Попеску, «Дебаты по вопросу эмансипации женщин в парламенте и за его пределами (1922—1923)», в журнале «История» , № 1. 12/1975, с.1887.
- ^ Константин Мохану, Жан Барт (Эугений Ботез). Жизнь и опера , Издательство Бухарестской библиотеки, Бухарест, 2001, стр.166. ISBN 973-98919-5-0
- ^ Константин, стр.203
- ^ Чещебек (2012), стр.365
- ^ Кэтрин Дюрандин , «Православие и румынство: межвоенные дебаты», в Кейт Хитчинс (ред.), Румынские исследования. Полет. V: 1980–1985 , Brill Publishers , Лейден, 1979, стр.113. ISBN 90-04-07599-2
- ^ Александрина Гр. Кантакузино, «Проект Конкордат. Долг православных верующих», в книге «Церковь и школа » , № 1. 31/1924, стр. 30-31.
- ^ Букур (2010), стр.115
- ^ Jump up to: а б Букур (2010), стр.99
- ^ Букур (2010), стр.115-116.
- ^ Даскалова, с.191
- ^ Jump up to: а б Чещебек (2006), стр.91.
- ^ Jump up to: а б «Имеет много офисов». Архивировано 5 августа 2017 г. в Wayback Machine , The Trenton Sun , 29 апреля 1926 г., стр. 2.
- ^ Чещебек (2006), стр.89, 91; Даскалова, стр.194
- ^ Хория Трандафир, «Реабилитация женщин», в Societatea de Maine , No. 39/1925, стр.668
- ^ Jump up to: а б Чещебек (2006), стр.89, 91.
- ^ Чупалэ, подписи к иллюстрациям 19 и 20.
- ^ Чещебек (2006), стр.89, 90-91; Даскалова, стр.191
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чещебек (2006), стр.92.
- ^ «Буштени-Самора», в Cultura Poporului , 1 сентября 1928 г., стр.4.
- ^ Чещебек (2006), стр.89, 92; (2012), стр.367; Даскалова, стр.191-192.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот (на румынском языке) Александра Петреску, «Женщины и авторитарная политика». Архивировано 25 апреля 2018 г. в Wayback Machine , в «Сфере политики» , № 1. 120-121-122/2006
- ^ Jump up to: а б Чещебек (2012), стр.367.
- ^ Чещебек (2006), стр.92; (2012), стр.367; Даскалова, стр.191
- ^ Чещебек (2006), 92
- ^ (на румынском языке) Думитру Хынку, «Ал. Цигара-Самурджаш - Из воспоминаний первого оратора Румынского радио». Архивировано 9 марта 2014 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , № 1. 42/2007
- ^ «Международный сельскохозяйственный конгресс», в Архиве науки и социальной реформы , No. 4/1929, стр.719
- ^ Чещебек (2006), стр.89, 91-92.
- ^ Подгоряну и Костаче, стр.137.
- ^ (на румынском языке) Кармен Брэгару, «Ион Пиллат и Лига Наций» , в Ex Ponto , No. 3/2012, стр.99
- ^ (на румынском языке) Георге Григорку , «Мемуары гедониста». Архивировано 9 марта 2014 г. в Wayback Machine , в «Литературной Румынии» , No. 41/2000
- ^ Подгоряну и Костаче, стр.85-86, 130.
- ^ Чещебек (2006), стр.91; Даскалова, стр.191
- ^ Чещебек (2012), стр.367-368.
- ^ Даскалова, с.194
- ^ Букур (2010), стр.279
- ^ Jump up to: а б с Чещебек (2012), стр.368.
- ^ «Румыния», в истории празднования двухсотлетия Джорджа Вашингтона. Иностранное участие , Комиссия по празднованию 200-летия Джорджа Вашингтона, Вашингтон, округ Колумбия, 1932, стр. 421. ОСЛК 1947755
- ^ «Бюллетень Румынского социального института», в Архиве науки и социальных реформ , No. 3-4/1935, с.616
- ^ (на французском языке) Сесиль Формальо, «Сесиль Бруншвик, женщина, феминистка, еврейка, сталкивающаяся с проблемами интеграции и религиозного нейтралитета». Архивировано 19 апреля 2012 г. в Wayback Machine , в Les Archives du Fémitisme , № 9, декабрь 2005 г.
- ^ Букур (2010), стр.98-99.
- ^ Орнеа, стр.204, 300, 303-306, 309, 375.
- ^ Трашка и Борн, стр.298
- ^ Раду Иоанид , «Сакральная политика румынской железной гвардии», в Роджере Гриффине (редактор), Фашизм, тоталитаризм и политическая религия , Routledge , Oxon, 2006, стр.128-129. ISBN 0-415-34793-9
- ^ Букур (2003), стр.67-68; Орнеа, стр. 353-355, 357, 367-369.
- ^ Валентин Сэндулеску, «Сакрализированная политика в действии: похороны лидеров румынских легионеров Иона Моцы и Василе Марина в феврале 1937 года», в книге Мэтью Фельдмана, Мариуса Турды, Тудора Георгеску (ред.), Клерикальный фашизм в межвоенной Европе , Рутледж , Оксон, 2008, с.53-54. ISBN 0-415-44824-7
- ^ Чещебек (2006), стр.92; Трашка и Борн, стр.298
- ^ Трашка и Борн, стр.298, 304.
- ^ Трашка и Борн, стр.297-298, 304.
- ^ Jump up to: а б Константин, стр.116
- ^ Букур (2003), стр.76-77.
- ^ Букур (2003), стр.77
- ^ (на румынском языке) Лучиан Василе, «Манипулирование прессой в первый месяц Второй мировой войны». Архивировано 11 сентября 2016 г. в Wayback Machine , в Historia , апрель 2011 г.
- ^ Константин, стр.114-116, 259.
- ^ Константин, стр.116-117.
- ^ Константин, стр.138
- ^ Константин Преда, «Кантакузино, Георгий I». [ так в оригинале ], в Энциклопедии румынской историографии , Научно-энциклопедическом издательстве , Бухарест, 1978, стр.80-81.
- ^ Ион, стр.276-281.
- ^ Ион, стр.281-282.
Ссылки
[ редактировать ]- Пиа Алимэништяну, Записки во время немецкой оккупации , Независимость, Бухарест, 1929 г.
- Константин Бакалбаша , Бухарест прошлых лет. Том IV: 1910–1914 , Издательство Ziarului Universul , Бухарест, 1936 г.
- Лучиан Бойя , «Германофилы». Румынская интеллектуальная элита во время Первой мировой войны , Humanitas , Бухарест, 2010. ISBN 978-973-50-2635-6
- Мария Букур ,
- «Румыния», Кевин Пассмор (редактор), Женщины, гендер и фашизм в Европе, 1919–45 , Manchester University Press , Манчестер, 2003, стр. 57-78. ISBN 0-7190-6083-4
- Герои и жертвы: вспоминая войну в Румынии двадцатого века , Издательство Индианского университета , Блумингтон, 2010. ISBN 978-0-253-22134-6
- Джордже Кэлинеску , История румынской литературы от истоков до наших дней , Издательство Минерва , Бухарест, 1986 г.
- Роксана Чещебец,
- «Кантакузино, принцесса Александрина», Франциска де Хаан, Красимира Даскалова, Анна Лутфи (ред.), Биографический словарь женских движений и феминизмов в Центральной и Юго-Восточной Европе, 19 и 20 века , Central European University Press , Будапешт и Нью-Йорк Город, 2006, с. 89-94. ISBN 963-7326-39-1
- «Достижение избирательного права женщин в Румынии», в Бланке Родригес-Руис, Рут Рубио-Марин (ред.), Борьба за избирательное право женщин в Европе: голосование за то, чтобы стать гражданами , Brill Publishers , Лейден, 2012, стр. 357-372. ISBN 978-90-04-22425-4
- Алин Чупала, Женщина в румынском обществе XIX века , Издательство Meridiane , Бухарест, 2003 г.
- Ион Константин, Герман Пантя между мифом и реальностью , Издательство Бухарестской библиотеки, Бухарест, 2010. ISBN 978-973-8369-83-2
- Крассимира Даскалова, «Балканы», в книге Бонни Г. Смит (ред.), Оксфордской энциклопедии женщин в мировой истории. Том I , Oxford University Press , Оксфорд и др., 2008, с. 185-195
- (на румынском языке) Джорджета Филитти, «Архив Бухареста. Одобеску» , в Городской библиотеке Михаила Садовяну, Библиотека Бухареста , No. 8/2005, стр. 6-9.
- (на румынском языке) Нарцис Дорин Ион, «Судьба некоторых аристократических резиденций в первое десятилетие коммунистического режима (1945–1955)» , в журнале Monumentul , Том IX: Памятники и их история , 2008 г.
- Александру Маргиломан , Политические заметки. IV , Издательство Института графических искусств Эминеску, Бухарест, 1927 г. (оцифровано Wikimedia Commons )
- З. Орнеа , Тридцатые годы. Румынские крайне правые , Издательство Румынского культурного фонда , Бухарест, 1995. ISBN 973-9155-43-Х
- Анка Подгоряну, Гета Костаче, Ал. Цигара-Самурджаш , Экс-Понто, Констанца, 2004 г. ISBN 973-95464-7-1
- Мариу Теодорян-Карада, Эфемериды. Заметки и воспоминания: 1908–1928 , Серафица, Сэбэоани, 1937.
- (на немецком языке) Оттмар Трашка, Роберт Борн, «Немецкий Рейх, движение легионеров и убийство премьер-министра Армана Кэлинеску» , в Revista Arhivelor , № 2/2008, стр. 264-307
- 1876 рождений
- 1944 смертей
- Фашистские политики
- Женщины-фашистки
- Румынские женщины-политики ХХ века
- Румынские теоретики образования
- Румынские филантропы
- Румынские феминистки
- Румынские активистки за права женщин
- Румынские суфражистки
- Румынские эмигранты в Испании
- Активисты за права детей
- Румынские женщины-дипломаты
- Сотрудники Красного Креста
- Люди Лиги Наций
- Румынские пропагандисты
- Румынские евгеники
- Румынские коллаборационисты с нацистской Германией
- румынские фашисты
- Критики католической церкви
- Члены Железной гвардии
- Румынские политики ХХ века
- Христианские фашисты
- Восточное православие и крайне правая политика
- Жители уезда Дымбовица
- Румынские усыновители
- Семья Кантакузино
- Угадай семью
- Члены Румынской Православной Церкви
- Администрация румынской больницы
- Румынские медсестры
- Женщины-медсестры в Первой мировой войне
- Медсестры времен Первой мировой войны
- Румынский народ Первой мировой войны
- Румынский народ гражданской войны в Испании
- Румынские женщины во Второй мировой войне
- Женщины в гражданской войне в Испании
- Румынские женщины в Первой мировой войне
- Великие кавалеры ордена Святого Саввы
- Лауреаты Военного креста 1914–1918 (Франция).
- Кавалеры Военного креста за воинскую доблесть