Дороги в Пуэрто-Рико
Система автомагистралей Пуэрто-Рико | |
---|---|
Щиты автомобильных дорог первичного, городского первичного, вторичного и третичного участков ПР-1 | |
![]() | |
Названия шоссе | |
Автомагистрали между штатами | Межгосударственный PRnn (PRI-nn) (без знака) |
Содружество | Пуэрто-Рико шоссе nn (PR-nn) |
Системные ссылки | |
Дороги в Пуэрто-Рико — это национальные, лесные и муниципальные дороги, длина которых составляет около 14 400 километров (8900 миль). [1] дороги по территории Пуэрто-Рико. Автомагистрали обслуживают более 3 миллионов жителей и 3-4 миллиона туристов, приезжающих сюда каждый год.
Территориальная система автомагистралей Пуэрто-Рико разделена на четыре сети: первичную, городскую, вторичную (межмуниципальную) и третичную (местную). Когда дорога или шоссе переходит из одного типа сети в другой тип сети, она сохраняет свой тот же номер, но затем отмечается соответствующим щитом. Дороги Национальной системы автомагистралей обслуживаются Министерством транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико ( исп . Departamento de Transportación y Obras Públicas , или DTOP).
Межгосударственные автомагистрали Пуэрто-Рико, или Программа автомагистралей Пуэрто-Рико ( PRHP ), которые не подписаны, частично финансируются федеральным правительством США, поскольку граждане Пуэрто-Рико платят федеральные налоги. Одно время Пуэрто-Рико рассматривалось как штат для перевода средств федеральной помощи на строительство дорог, но с принятием законодательного акта TEA-21 «Пуэрто-Рико больше не получает долю распределенных фондов федеральной помощи на строительство дорог. 21 учредил новую программу шоссейных дорог для Пуэрто-Рико и выделил 110 миллионов долларов из Целевого фонда шоссейных дорог на эту программу на 1998-2003 финансовые годы». [2] Совсем недавно, в 2016–2020 финансовых годах, Закон FAST продолжает выделять 158 миллионов долларов ежегодно для PRHP и 42 миллиона долларов для Территориальной программы автомагистралей. [3] [4]
Лесные дороги в Пуэрто-Рико обслуживаются Лесной службой США . Они находятся в Национальном дождевом лесу Эль-Юнке , недалеко от Рио-Гранде, Пуэрто-Рико .
и обслуживаются ими Наконец, «муниципальные дороги» проходят через 78 муниципалитетов Пуэрто-Рико . Муниципалитеты несут ответственность за содержание дорог в пределах своей юрисдикции, немаркированных дорог. Дороги внутри муниципалитетов имеют названия улиц и дорожные знаки, а не названия шоссе со щитами. Между DTOP и муниципалитетами существовали меморандумы о соглашении по содержанию дорог, а также разногласия по поводу того, кто является ответственным за содержание дорог.
История
[ редактировать ]

К 16 веку существовала неровная дорога под названием Камино-де-Пуэрто-Рико, соединяющая Сан-Херман (который был расположен недалеко от устья реки Аньяско ) с другими районами Пуэрто-Рико, включая Сан-Себастьян , Аресибо , Тоа-Альта и Капарра . [5]
Первые крупные маршруты в Пуэрто-Рико были построены при правительстве Испании до того, как Пуэрто-Рико перешло к Соединенным Штатам. [6]
Настоящий декрет от 22 января 1886 года, названный Ley de carreteras para la Isla de Puerto Rico (английский: Закон об автомагистралях острова Пуэрто-Рико), был одобрен и описал автомагистрали острова Пуэрто-Рико. [7]
Первые автомагистрали Пуэрто-Рико были вымощены щебнем — слоем щебня и цемента. Дороги обслуживались компанией Peones Camineros , что переводится как «ходячие рабочие». Эти рабочие жили со своими семьями в Касильясах , зданиях, расположенных вдоль шоссе. Им было поручено определить, когда необходим ремонт дорог. Следуя системе, используемой в Испании, здания были расположены на расстоянии примерно шести километров (3,7 миль) друг от друга, и каждый день Пеонес Каминерос шли по отведенному им участку шоссе: три километра (1,9 мили) влево и три километра вправо. своего дома, чтобы визуально осмотреть дорогу. жили две семьи Обычно в Касилье : рабочий, его ученик и их семьи. Департамент общественных работ или испанский : Obras Públicas входил в состав Министерства внутренних дел. Проводились конкурсы на то, какие дороги содержатся лучше всего, чтобы можно было отметить и наградить работников. [8]
Эта система была очень эффективной в поддержании состояния дорог, так что после Парижского договора 1898 года , когда Соединенные Штаты провели оценку дорог Пуэрто-Рико, они нашли дорогу, которая, по их собственному признанию, была лучшей в Америке. в Пуэрто-Рико Они назвали Carretera Central «лучшей дорогой в Западном полушарии». [9] США также отметили, что «что касается дорог, то они бывают всех видов. Штат построил 285 миль [459 км] дорог, хорошо сделанных и в хорошем состоянии. Среди них есть дорога от Сан-Хуана до Понсе с ответвление от Кейи до Гуаямы. Большинство других дорог в Пуэрто-Рико непроходимы, кроме как верхом на лошади». В конце XIX века упомянутые дороги были непроходимы для лошадей и экипажей. [10]

В 1905 году Соединенные Штаты приостановили действие системы, и как только Каминерос Питонес больше не проводили ежедневный визуальный осмотр, состояние автомагистралей быстро пришло в упадок. Когда девять лет спустя система была восстановлена, дороги снова ежедневно проверялись визуально до 1950 года, когда система прекратила свое существование навсегда.
В 1940 году Соединенные Штаты были сосредоточены на улучшении возможностей транспортировки тяжелой техники по дорогам и мостам на военные базы и обратно, уделяя особое внимание национальной обороне. [11]
Содержание дорог
[ редактировать ]
Дороги системы автомагистралей Пуэрто-Рико, независимо от их сетевой классификации, обслуживаются централизованным Департаментом транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико на уровне Содружества , известным на испанском языке как Departamento de Transportación y Obras Públicas или DTOP. Муниципальные власти не несут ответственности за содержание дорог системы автомагистралей Пуэрто-Рико на своей территории; Независимо от того, является ли муниципальное правительство автономным правительством, ответственным органом является DTOP. [12] DTOP имеет сеть региональных офисов по всему острову, которые выполняют работу DTOP в пределах своего многомуниципального региона.
Иногда возникали разногласия по поводу того, кто несет ответственность за содержание конкретной дороги, как, например, в случае с ураганом «Мария» , когда очень много дорог были серьезно повреждены. [13] Муниципальные власти несут ответственность только за содержание улиц города и поселка в пределах своей юрисдикции. [14] Иногда центральное правительство заключает меморандум о соглашении с муниципальными властями о совместном техническом обслуживании дороги системы автомагистралей Пуэрто-Рико в пределах их муниципалитета. [15] [16]
Национальная система автомобильных дорог
[ редактировать ]Национальная система автомобильных дорог Пуэрто-Рико (не путать с Национальной системой автомобильных дорог США) состоит из 1151 км (715 миль) шоссе и дорог четырех типов: основного, городского основного, среднего и третичного. [17]

Все скоростные автомагистрали Пуэрто-Рико имеют обозначение «основной» или «городской». в Пуэрто-Рико Автомагистраль с контролируемым доступом может представлять собой скоростную автомагистраль , магистраль с полным или частичным контролем доступа. Скоростные автомагистрали с полным контролем доступа называются автострадами . Если за пользование автострадой взимается плата, она называется автопистой . [18] Большинство пунктов взимания дорожных сборов используют систему AutoExpreso . [19] [20]
В 2009 году основные маршруты составляли около 14% от общего пробега системы автомагистралей Пуэрто-Рико, второстепенные — около 30%, а третичные — около 56%. [18]
Когда дорога или шоссе переходит из одной сети в другую, она сохраняет свой прежний номер, но затем маркируется новым типом сетевого щита. Примером этого является то, что PR-1 , соединяющая Понсе и Сан-Хуан , обозначена как главная городская дорога в пределах города Понсе, затем обозначена как второстепенная в сельском районе Капитанехо Понсе , а затем обозначена как главная городская дорога на ее въезд в город Санта-Исабель . [21] Это означает, что независимо от количества цифр в номере дороги, любая дорога может быть обозначена как первичная сеть, городская первичная сеть, вторичная сеть или третичная сеть, в зависимости от территории, через которую она проходит.
Магистрали основной сети
[ редактировать ]Основные дороги пронумерованы в диапазоне от 1 до 99 и распределены по острову случайным образом. Основной указатель шоссе имеет белый фон и синий щит с белыми буквами. [22] Основная цель дороги - облегчить перемещение пассажиров и грузов между основными регионами острова.
- Дорожный щит первого участка ПР-1
Городские магистрали первичной сети
[ редактировать ]Целью городских основных автомагистралей является дополнение основной сети в восьми районах метрополитена : Сан-Хуан, Понсе, Маягуэс, Аресибо, Агуадилья, Умакао, Кагуас и Гуаяма. Некоторые автомагистрали могут обозначаться как R, что означает «Рамаль» , ответвление на испанском языке, например, PR-2 , который имеет несколько обозначений R по всей длине, обычно это ответвление или петля, проходящая через центр города, в то время как шоссе продолжается вокруг и до самого центра. следующий муниципалитет. Это связано с тем, что первоначальный PR-2 проходил через каждый центр города, но эти участки были обойдены и обозначены буквой R, чтобы уменьшить заторы. Основной городской маркер имеет черные буквы на белом щите на черном фоне. [22]
- Дорожный щит городского первичного участка ПР-1
- PR-1107P в районе города Агуадилья
Второстепенные сетевые магистрали
[ редактировать ]Второстепенные автомагистрали или дороги обеспечивают доступ к муниципалитетам с основных сетевых дорог. Указатель вторичной дороги имеет желтые буквы на синем щите с желтой окантовкой. [23]
Из-за гористой местности Пуэрто-Рико некоторые второстепенные автомагистрали могут быть опасными. Шоссе Пуэрто-Рико 172 , дорога, соединяющая муниципалитеты Кагуас и Сидра, является примером шоссе с крутыми уклонами рядом с пропастью и небезопасными барьерами. Бывают случаи, когда водители переезжают барьер и падают с дороги. [24]
Второстепенные дороги пронумерованы в диапазоне от 100 до 299 и обычно имеют сетку. Они начинаются в юго-западной части острова с PR-100 и увеличиваются в количестве в северо-восточном направлении. PR-100 расположен в юго-западном городе Кабо-Рохо, а PR-198 — в Хункосе , Лас-Пьедрасе и Умакао в восточной части Пуэрто-Рико. По состоянию на февраль 2014 года наивысший присвоенный номер второстепенной автомагистрали был 252 ( PR-252 ), расположенной в северо-восточном муниципалитете-острове Кулебра . PR-199 лежит в Гуайнабо и Сан-Хуане, не придерживаясь схемы. [23]
- Дорожный щит вторичного участка ПР-1
- Советы по вождению под знаком «Для вашей безопасности» в Пуэрто-Рико
- PR-145 в Торресильясе, Моровис
Третичная сеть автомагистралей
[ редактировать ]Третичные автомагистрали или дороги обеспечивают доступ к основной городской территории муниципалитета из периферийных населенных пунктов. Маркер третичного шоссе имеет белый круг (бело-черные буквы) на черном фоне. [23] Дороги, обе конечные точки которых находятся в одном и том же муниципалитете, называются дорогами третьего уровня и по соглашению имеют номера от PR-300 до PR-9999.Дорожный знак в форме острова Пуэрто-Рико до сих пор можно увидеть на некоторых дорогах.
Трехзначные дороги третьего уровня
[ редактировать ]
Третичные автомагистрали, также известные как местные автомагистрали, имеют общую нумерацию. В северной части региона к западу от Сан-Хуана есть дороги с четными номерами, а в южной - с нечетными. Ситуация меняется в регионе к востоку от Сан-Хуана, поскольку как северные, так и южные районы покрыты дорогами сетки 900–999.
Схема иллюстрирует организацию этих дорог и может помочь лучше понять их распределение. Некоторые дороги могут начинаться или заканчиваться в районах с разными номерами, например, в Сиалесе , горном муниципалитете, где есть автомагистрали как в сетке 600–699, так и в сетке 500–599.
Другой пример – юго-восточный муниципалитет Маунабо , где сетка 700–799 перекрывает сетку 900–999.
Вьекес , прибрежный остров-муниципалитет, имеет несколько автомагистралей в сетке 900-999, но также есть дороги категории 200-299, которые используются совместно с Кулеброй , еще одним прибрежным островным муниципалитетом, которого являются PR-250 и PR-251. главными дорогами маршруты.

- Дорожный щит третичного участка ПР-1
Четырехзначные третичные дороги
[ редактировать ]Некоторые дороги нумеруются четырьмя цифрами, например, ПР-5506 . Это ответвления или ответвления дорог третьего уровня с одинаковым последним трехзначным номером. Таким образом, PR-5506 является ответвлением PR-506 . Они часто представляют собой тупиковые ответвления и распространены в горных районах главного острова. Иногда они представляют собой петли, ответвляющиеся от главной дороги и в конечном итоге снова соединяющиеся с той же главной дорогой третьего уровня. «Четвертая» цифра обычно является повторением первой цифры рассматриваемой основной третичной дороги. Таким образом, ветка PR-301 будет иметь обозначение PR-3301 с добавленной цифрой 3 перед номером главной третичной дороги, связанной с ответвлением, 301, поскольку 3 — это первая цифра главной дороги. Если на дороге имеется более одной отдельной развилки, используется дополнительная несвязанная цифра (например, PR-4301).
- Вывески PR-6622 и PR-617 в Моровисе
- 1,0 километр по дороге в Нагуабо
Система межгосударственных автомагистралей
[ редактировать ]

С 2016 по 2020 год утвержденное федеральное финансирование программы автомобильных дорог Пуэрто-Рико составляло 158 миллионов долларов в год. [25] Пуэрто-Рико является островом, поэтому, хотя здесь нет автомагистралей между штатами, поскольку они не имеют прямого сухопутного сообщения с какими-либо другими штатами или территориями, три дороги, PRI-1, PRI-2 и PRI-3, имеют обозначение межштатных автомагистралей для административных и цели финансирования. В отличие от межштатных маршрутов на Гавайях , межштатные маршруты Пуэрто-Рико не имеют знаков. Они обозначены как таковые, потому что получают до 90% своего финансирования от системы автомагистралей между штатами . Жители Пуэрто-Рико платят федеральный налог на топливо и шины. [26] По состоянию на 2007 год ни одна из автомагистралей в Пуэрто-Рико, финансируемых программой Interstate Highway, не была построена в соответствии со стандартами Interstate Highway . [27] По состоянию на март 2001 года в Пуэрто-Рико было 410 км (250 миль) таких дорог. [28]
Длина PRI-1 составляет 114,39 км (71,08 мили), длина PRI-2 - 222,30 км (138,13 миль), а длина PRI-3 - 65,27 км (40,56 миль). Они курсируют по различным комбинациям автомагистралей Пуэрто-Рико и не следуют правилу четных и нечетных чисел, используемому на материковой части Соединенных Штатов. Пуэрто-Рико освобождено от соблюдения определенных требований к системе автомагистралей между штатами. [26] [29] [30]
Лесное шоссе США
[ редактировать ]В национальном лесу Эль-Юнке используется дорожный знак Forest Highway , перевернутая трапеция коричневого цвета с надписью Bosque Nacional (английский: National Forest). Это знак, используемый на лесных дорогах в США. [1]
- Маркеры в национальном тропическом лесу Эль-Юнке
Муниципальные дороги
[ редактировать ]
В Пуэрто-Рико муниципальная дорога не является пятой сетью Национальной системы автомобильных дорог Пуэрто-Рико. Муниципальная дорога или шоссе ( испанский : carretera муниципальный ) относится к любой дороге общего пользования, которая не отмечена дорожным указателем системы национальной сети автомагистралей Пуэрто-Рико. [31] В отличие от государственных дорог, которые обозначены номерами, муниципальные дороги обозначены названиями, например, Calle Pedro Albizu Campos . [31]
Дороги третьего уровня не являются муниципальными дорогами, хотя термин «муниципальная дорога» использовался для обозначения дороги штата третьего уровня. [18] Путаница возникает из-за контекста, в котором используется этот термин. Когда термин «муниципальная дорога» встречается в контексте дорог, принадлежащих и обслуживаемых правительством штата, муниципальные дороги означают третичные сетевые дороги штата. В этом контексте муниципальная дорога и государственная дорога третьего уровня относятся к одной и той же сети государственных дорог. Однако, если этот термин встречается в контексте дорог, принадлежащих и обслуживаемых муниципальными властями, он относится к сети местных улиц и дорог, составляющих городской ландшафт муниципалитета.
Назначение дороги также может указывать, является ли дорога «муниципальной дорогой» или нет. В самом строгом смысле муниципальные дороги — это дороги в пределах городского центра муниципалитета, обеспечивающие доступ из одного городского района в другой городской район в пределах того же города, поселка или муниципалитета. В более широком контексте системы государственных автомагистралей муниципальные дороги относятся к дорогам, которые «обеспечивают доступ к основной городской территории муниципалитета из периферийных населенных пунктов» (то есть, дороги третьего уровня). [1]
Муниципальные дороги обслуживаются муниципалитетом, где проходит дорога, а дороги третичного уровня обслуживаются правительством штата. Как написано в разделе « Содержание дорог» , время от времени правительство штата заключало Меморандум о соглашении с муниципальными властями о содержании государственной третичной дороги (обратите внимание, что это государственная дорога, которая полностью проходит в пределах одного муниципалитета), но это не делает ее муниципальной дорогой - дорога продолжает сохранять государственные указатели и собственность. [15] [16]
См. также
[ редактировать ]- Список платных дорог в США § Пуэрто-Рико
- Список автомагистралей в Понсе, Пуэрто-Рико
- 1953 г. Изменение нумерации шоссе Пуэрто-Рико.
- Дорожные знаки в Пуэрто-Рико
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Управление шоссейных дорог и транспорта (22 декабря 2004 г.). «Руководства по выбору и установке указателей ориентации (дополнение к MUTCD 2003)» (PDF) (на испанском языке). Департамент транспорта и общественных работ. п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 4 ноября 2009 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ https://www.fhwa.dot.gov/federalaid/projects.pdf. [ пустой URL PDF ]
- ^ «PRHP — Программы федеральной помощи — Программы федеральной помощи и специальное финансирование» . Федеральное управление автомобильных дорог.
- ^ http://prltap.org/eng/wp-content/uploads/2018/09/E.Matias-PRHP-_-THP.pdf . [ пустой URL PDF ]
- ^ Луис Ф. Пумарада О'Нил (31 июля 1994 г.). «Национальный реестр исторических мест, документация о множественной собственности: исторические мосты Пуэрто-Рико, ок. 1840–1950» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Гандия Кордова, Рамон (17 июля 1924 г.). «Дороги Пуэрто-Рико по сравнению с дорогами Соединенных Штатов» . Журнал общественных работ Пуэрто-Рико (на испанском языке). Святой Иоанн. п. 1545 г. - из Интернет-архива.
- ^ «Закон о дорогах острова Пуэрто-Рико, утвержденный Королевским указом от 22 января 1886 года» (на испанском языке) . Проверено 21 июля 2019 г. - через Issuu.
- ^ Мари Мутт, Хосе А. «Наши коробки Camineros — обзор и стили» . информация о цифровых изданиях (на испанском языке).
- ^ «Ла Карретера Сентрал». Еженедельник Харпера . Том. 62, нет. 2188, 26 ноября 1898 г. с. 1163.
- ^ Сэнгер, Джозеф Прентисс (16 июля 1900 г.). «Информе о цензуре Пуэрто-Рико, 1899 год» . Управление переписи населения Порто-Рико военного министерства США - через Интернет-архив.
- ^ «Дороги обороны Пуэрто-Рико» . The Daily Telegraph (Сидней, Новый Южный Уэльс: 1931–1954) . 28 ноября 1940 года . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ «Муниципальное постановление № 52, серия 2009–2010 гг. Primera Hora» (PDF) (на испанском языке). Автономный муниципалитет Понсе. 28 апреля 2010 г. с. 59.
- ^ «Как горячая картошка, ответственность за дороги в Моровисе» . УВЕДОМЛЕНИЕ . 17 марта 2019 г.
- ^ «Региональные офисы» (на испанском языке). Департамент транспорта и общественных работ. Архивировано из оригинала 6 сентября 2010 года . Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «ACT предлагает разработку геометрических улучшений для ускорения движения на съездах PR-52 к Хуане Диас и обратно» (пресс-релиз) (на испанском языке). Департамент транспорта и общественных работ. 16 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Муниципалитет Понсе Репавес PR-2» . Юг в поле зрения (на испанском языке). Понсе, Пуэрто-Рико. 16 сентября 2011 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ «Национальная система автомобильных дорог в Пуэрто-Рико» . Федеральное управление автомобильных дорог . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Инженерные стандарты дорожного и транспортного управления. «Глава I: Общие критерии проектирования». Руководство по проектированию (PDF) (на испанском языке). Департамент транспорта и общественных работ. Разделы 1-03.01, стр. 1-2. Архивировано из оригинала (PDF) 22 ноября 2009 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «AutoExpreso» (на испанском языке). Департамент транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико . Архивировано из оригинала 23 декабря 2012 года . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ «Tarifas de Estaciones de Peaje» (на испанском языке). Департамент транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико . Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ Карты National Geographic (2011). Пуэрто-Рико (Карта). 1:125 000. Карта приключений (Книга 3107). Эвергрин, Колорадо: Карты National Geographic. ISBN 978-1566955188 . OCLC 756511572 .
- ^ Jump up to: а б «Маленькие дорожные знаки М1-6А, М1-6Б» (PDF) . Департамент транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико.
- ^ Jump up to: а б с «Маленькие дорожные знаки M1-6C, M1-6D» (PDF) . Департамент транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико.
- ^ «Грузовик после опрокидывания упал на скалу в Моровисе» . Эль Нуэво Диа (на испанском языке). 18 мая 2019 г.
- ^ «PRHP — Программы федеральной помощи — Программы федеральной помощи и специальное финансирование» . Федеральное управление автомобильных дорог. 27 февраля 2019 г. Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальная система автомагистралей: система автомагистралей между штатами» . Журнал маршрутов и список поиска: Межгосударственное финансирование . Федеральное управление автомобильных дорог . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ Дезимоун, Тони (22 марта 2007 г.). «Дополнительные обозначения» . Журнал маршрутов и список поиска . Федеральное управление автомобильных дорог . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ «Раздел D: Автомагистрали Пуэрто-Рико» (PDF) . Исследование торговли и транспорта Латинской Америки . Департамент транспорта штата Миссисипи. Март 2001 года.
- ^ Дезимоун, Тони (6 апреля 2011 г.). «Таблица 3: Межгосударственные маршруты в каждом из 50 штатов, округа Колумбия и Пуэрто-Рико» . Журнал маршрутов и список поиска . Федеральное управление автомобильных дорог . Проверено 4 июля 2012 г.
- ^ «23 Кодекса США, § 103. Национальная система автомобильных дорог» . Проверено 16 июля 2019 г. - через юридическую школу Корнелла.
- ^ Jump up to: а б Знаете ли вы, как определить, является ли дорога государственной или муниципальной? Карлос М. Контрерас-Апонте, секретарь Департамента транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико (DTOP). Департамент транспорта и общественных работ Пуэрто-Рико. Опубликовано 28 августа 2017 г. (Название серии видео: DTOP en Ruta; Дата видео: Неизвестно). По состоянию на 2 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Соединенные Штаты. Бюро дорог общего пользования (1980). Статистика автомобильных дорог . Администрация. п. 166 . Проверено 23 ноября 2019 г.