Радиоуправляемый вертолет
Радиоуправляемый вертолет (также радиоуправляемый вертолет ) — это модель самолета , которая отличается от радиоуправляемого самолета различиями в конструкции, аэродинамике и летной подготовке. Существует несколько базовых конструкций радиоуправляемых вертолетов, некоторые из которых (например, с коллективным управлением шагом ) более маневренны, чем другие. На более маневренных конструкциях зачастую сложнее летать, но они обладают более высокими пилотажными возможностями. [ 1 ]
Органы управления полетом позволяют пилотам управлять коллективным управлением (или дросселем на вертолетах с фиксированным шагом), циклическим управлением ( тангаж и крен ) и рулевым винтом ( рыскание ). [ 2 ] Совместное управление ими позволяет вертолету выполнять те же маневры, что и полноразмерные вертолеты, такие как зависание и полет назад, а также многие другие маневры, которые не могут выполняться полноразмерными вертолетами, например, перевернутый полет (когда управление коллективным шагом обеспечивает отрицательный шаг лопастей). держать вертолет в перевернутом положении, а управление тангажем/рысканием должно быть изменено пилотом). [ 3 ]
Различные органы управления вертолетом осуществляются с помощью небольших серводвигателей , широко известных как сервоприводы. Твердотельный гироскопический датчик обычно используется в системе управления рулевым винтом ( рысканием ) для противодействия движению хвоста, вызванному ветром и реакцией крутящего момента. [ 4 ] имеют гиростабилизацию по двум другим осям вращения ( по тангажу и крену Большинство новых вертолетов также ). Такой 3-осевой гироскоп обычно называют контроллером без флайбара , потому что он устраняет необходимость в механическом флайбаре . [ 5 ]
Раньше двигатели обычно представляли собой двухтактные двигатели, работающие на метаноле, но электрические бесщеточные двигатели в сочетании с высокопроизводительной литий-полимерной батареей (LiPo) теперь более распространены и обеспечивают повышенную эффективность, производительность и срок службы по сравнению с коллекторными двигателями, одновременно уменьшая цены делают их доступными для любителей. Также используются бензиновые и реактивные турбинные двигатели. [ 6 ]
Как и у полноразмерных вертолетов, роторы моделей вертолетов вращаются с высокой скоростью и могут привести к серьезным травмам. Произошло несколько смертей, некоторые совсем недавно, в 2013 году.
Типы радиоуправляемых вертолетов
[ редактировать ]Распространенными источниками питания вертолетов с дистанционным управлением являются тлеющее топливо (также называемое нитротопливом, нитрометаном - метанолом ), электрические аккумуляторы, бензиновые (бензиновые) и газотурбинные двигатели. В течение первых 40 лет вертолеты на тлеющем топливе были наиболее распространенным типом производимых самолетов. Однако за последние 10 лет вертолеты с электрическим приводом достигли такого уровня, что мощность и время полета стали лучше, но, как правило, не так долго, как вертолеты на тлеющем топливе.
Существовало два основных типа систем управления несущими винтами: механическое смешивание и электронное смешивание циклического/коллективного шага (eCCPM). В большинстве более ранних вертолетов использовалось механическое смешивание. Сегодня почти все радиоуправляемые вертолеты используют eCCPM. [ 7 ]
Практичные электрические вертолеты являются недавней разработкой, но они быстро развиваются и становятся все более распространенными, обгоняя широко используемые вертолеты на тлеющем топливе. Популярность турбинных вертолетов также растет, хотя высокая стоимость делает их недоступными для большинства людей.
Внутреннее сгорание (нитро, газ)
[ редактировать ]Первые радиоуправляемые вертолеты были оснащены двигателями внутреннего сгорания ( тлеющее топливо или нитро , а также газ или бензин в качестве источника топлива). Первоначальные «классы» вертолетов основывались на объеме двигателя. Например, вертолет с диаметром 0,30 куб. дюйма (4,9 см). 3 ) двигатель был 30-го класса и вертолетный с объемом 0,90 куб. дюйма (14,7 см). 3 ) двигатель упоминался как вертолет 90-го класса . Чем больше и мощнее двигатель, тем больше лопасть несущего винта, которую он может вращать, и, следовательно, тем больше самолет в целом. Типичное время полета нитровертолетов составляет 7–15 минут в зависимости от объема двигателя и настройки.
Электрический
[ редактировать ]Два небольших электрических вертолета появились в середине 1990-х годов. Это были Kalt Whisper и Kyosho EP Concept, летавшие на 7–8 NiCad аккумуляторах емкостью 1,2 Ач с коллекторными двигателями. Однако коллекторные двигатели размером 540 имели предел потребления тока, часто 20–25 А на более мощных двигателях, поэтому проблемы со щетками и коллектором были обычным явлением.
Последние достижения в области аккумуляторных технологий делают полеты на электричестве более осуществимыми с точки зрения времени полета. Литий-полимерные (LiPo) аккумуляторы способны обеспечивать высокий ток, необходимый для выполнения фигур высшего пилотажа, оставаясь при этом очень легкими. Типичное время полета составляет 4–12 минут в зависимости от стиля полета и емкости аккумулятора.
Раньше электрические вертолеты использовались в основном внутри помещений из-за небольших размеров и отсутствия дыма. Более крупные электрические вертолеты, подходящие для полетов на открытом воздухе и выполнения фигур высшего пилотажа, за последние несколько лет стали реальностью и стали очень популярными. Их бесшумность сделала их очень популярными для полетов вблизи жилых районов и в таких местах, как Германия , где действуют строгие ограничения по шуму. Нитровертолеты также переоборудуются на электроэнергию с помощью коммерческих и самодельных комплектов.
Самая маленькая серийная модель вертолета с дистанционным управлением (Книга рекордов Гиннеса, 2014 г.) - это Silverlit Nano Falcon XS, который продается во многих магазинах игрушек (хотя он имеет инфракрасное управление, а не радио), магазинах электроники и интернет-магазинах по цене около 30 долларов (28 фунтов стерлингов). . Следующим по размеру является Nano Falcon, который ранее был рекордсменом среди самых маленьких радиоуправляемых вертолетов.
На звание самого маленького непроизводственного вертолета с дистанционным управлением претендуют несколько моделей, в том числе Pixelito семейство микровертолетов , семейство Proxflyer и летающий робот Micro .
Коаксиальный
[ редактировать ]Недавней инновацией стали соосные электрические вертолеты. Простое управление направлением системы и отсутствие рыскания, вызванного крутящим моментом, в последние годы сделали ее хорошим кандидатом на небольшие модели для начинающих и/или использования в помещении. Модели этого типа, как и в случае с полномасштабным вертолетом, устраняют вращающий момент и могут иметь чрезвычайно быструю реакцию управления, и то и другое очень выражено в модели CCPM . Большинство более дешевых моделей не имеют автомата перекоса, вместо этого используется третий винт на хвосте для обеспечения управления по тангажу. Эти вертолеты не имеют управления по крену и имеют ограниченную подвижность.
Хотя соосная модель очень устойчива и может летать в помещении даже в тесноте, такой вертолет имеет ограниченную скорость движения, особенно на открытом воздухе. Большинство моделей имеют фиксированный шаг, т.е. общим шагом лопастей управлять нельзя, плюс циклическое управление применяется только к нижнему несущему винту. Компенсация даже малейшего ветерка заставляет модель подниматься, а не лететь вперед даже при полном использовании циклического управления . Более совершенные соосные конструкции с двумя автоматами перекоса и/или управлением по тангажу (обычные для полномасштабных вертолетов соосной схемы, таких как Камовы ) были реализованы как модели в отдельных проектах, но по состоянию на 2014 год не вышли на массовый рынок. [update].
Мультироторные модели вертолетов
[ редактировать ]В последнее время мультироторные конструкции стали популярны как в радиоуправляемых хобби, так и в исследованиях беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Эти машины используют электронную систему управления и электронные датчики для стабилизации самолета. Мультикоптеры, как правило, более доступны по цене, проще в сборке и эксплуатации, чем радиоуправляемые вертолеты. Это сделало мультироторные самолеты привлекательной платформой для любительских авиамоделей и аэрофотосъемки. [ 9 ] [ 10 ]
Классы размеров
[ редактировать ]Вертолеты Nitro RC подразделяются на следующие классы:
- Размер 30: Двигатель 0,3 куб. дюйма, основные лезвия 550-600 мм.
- Размер 50: Двигатель 0,5 куб. дюйма, основные лезвия 600-620 мм.
- Размер 60: Двигатель 0,6 куб. дюйма
- Размер 90: двигатель 0,9 куб. дюйма, основные лезвия 690-710 мм.
Современные радиоуправляемые вертолеты обычно классифицируются по длине основных лопастей (за некоторыми исключениями). Общие классы:
- Микро (основные лезвия до 200 мм)
- Мини (лопасти 240–420 мм) – классически называются 300–450.
- 500 (425-500 мм)
- 600 (600 мм)
- 700 (стандартный размер соревнований)
- 800
Радиоаппаратура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Октябрь 2014 г. ) |
Передатчик
[ редактировать ]Радиоуправляемым вертолетам обычно требуется от 3 до 7 каналов для управления (хотя также существуют микровертолеты, в которых используется двухканальная инфракрасная система управления). Малые вертолеты фиксированного шага используют 4-канальную радиосвязь ( газ , руль высоты , элерон , руль направления ); в то время как модели с общим шагом требуют минимум 5 каналов ( дроссель , общий шаг , руль высоты , элерон и руль направления ). 6-й канал часто используется для усиления гироскопа. 7-й канал обычно используется для управления регулятором двигателя на моделях, работающих на топливе. Из-за нормального взаимодействия различных механизмов управления усовершенствованные радиостанции включают регулируемые функции микширования, такие как газ/коллектив и газ/руль направления. [ 11 ] Цены на радио варьируются от 50 до 3000 долларов США.
Ранние системы радиоуправления использовали амплитудную модуляцию (АМ) для передачи сигналов. В конце 70-х частотная модуляция (ЧМ) стала более распространенной.
Распространение спектра
[ редактировать ]Начиная с системы передатчика для парковых флаеров Spektrum DX6 в 2006 году, полеты на радиоуправлении начали отходить от различных более низких частот, которые были подвержены помехам и были менее надежными, чем новые протоколы с расширенным спектром. Такие системы, как Spektrum и JR, используют метод DSM2 и более поздних версий DSMX, метод расширения спектра прямой последовательности (DSSS), при котором они передают по паре фиксированных каналов, выбираемых при включении радиоприемника и приемника. Любые последующие системы будут избегать использования этих каналов и продолжать поиск другой неиспользуемой пары каналов.
Такие системы, как расширенный спектр со скачкообразной перестройкой частоты (FHSS), используемые Futaba, используют скачкообразную перестройку частоты в диапазоне 2,4 ГГц вместо различных частот в диапазонах более низких МГц. Преимущество заключается в том, что радиостанции больше не используют фиксированную частоту во время полета, что снижает риск помех на этой фиксированной частоте.
При использовании любого метода несколько радиостанций могут вести передачу одновременно, не мешая друг другу. Системы Futaba меняют частоту примерно каждые две миллисекунды, поэтому даже если два передатчика используют один и тот же канал, они делают это недолго. Пилот не заметит какого-либо аномального поведения модели в течение 1/500 секунды, когда он мешает. Это дает преимущество включения передатчика без учета каналов, используемых в настоящее время радиостанциями других пилотов.
Недостатком 2,4 ГГц является необходимость принятия мер предосторожности во время установки, поскольку некоторые материалы, такие как углеродное волокно, могут маскировать сигнал. В некоторых случаях необходимо использовать спутниковые приемники со вторичными антеннами для обеспечения лучшей прямой видимости с радиопередатчиком . Еще одним недостатком является то, что стандарт 2,4 ГГц еще не разработан, поэтому приемники и передатчики могут использоваться совместно независимо от их производителя.
Элементы управления
[ редактировать ]Обучение управлению вертолетом с коллективным шагом требует времени и практики. Многие моделисты вступают в клубы, чтобы получить инструкции от опытных пилотов RC или следовать онлайн-руководствам. [ 12 ]
Радиоуправляемые вертолеты обычно имеют как минимум четыре органа управления: крен - циклический шаг, руль высоты (циклический шаг вперед), руль направления (рыскание) и шаг/дроссель (коллективный шаг/мощность). [ 3 ] Для простого полета радиостанция обычно настраивается так, что угол наклона составляет около -1 градуса при 0% ручке газа и где-то около 10 градусов при 100% ручке газа. Также необходимо модулировать дроссельную заслонку в сочетании с шагом, чтобы модель поддерживала постоянную скорость ротора. Это полезно для стабильных и плавных полетных характеристик.
Если желательны пилотажные характеристики «3D», то холостого хода используется режим полета с автоматическим дросселем или режимом . В этом режиме общий шаг варьируется от отрицательного предела при входе ручки газа 0% до положительного предела при значении ручки газа 100%. С другой стороны, дроссельная заслонка модулируется автоматически для поддержания постоянной скорости ротора и обычно находится на минимальном значении, когда ручка дроссельной заслонки находится в центре и шаг равен 0. Этот режим позволяет ротору создавать тягу вверх (за счет использования отрицательной шаг), который, когда модель перевернута, обеспечивает устойчивый перевернутый полет. Обычно для такого полета используется более совершенное компьютерное радио, которое позволяет настраивать сочетание газа и коллектива.
Элементы управления циклом и рысканием в этих двух режимах по определению не различаются, хотя 3D-пилоты могут настраивать свои модели так, чтобы они были гораздо более отзывчивыми.
Строительство
[ редактировать ]Конструкция обычно изготавливается из пластика, стеклопластика, алюминия или углеродного волокна. Лопасти ротора обычно изготавливаются из дерева, стекловолокна или углеродного волокна. Модели обычно приобретаются в виде комплектов у одного из дюжины популярных производителей, и их полная сборка занимает от 5 до 20 часов.
Эти модели вертолетов содержат множество движущихся частей, аналогичных тем, что есть на полноразмерных вертолетах, от автомата перекоса до несущего винта и всего, что между ними.
Конструкция вертолетов должна быть более точной, чем конструкция моделей самолетов с неподвижным крылом, поскольку вертолеты чувствительны даже к малейшим вибрациям, которые могут вызвать проблемы во время полета.
Кроме того, небольшой размер и малый вес радиоуправляемых вертолетов и их компонентов означают, что управляющие воздействия, особенно циклические (тангаж и крен), могут иметь очень быструю реакцию и вызывать скорость вращения, намного превышающую ту, которую мог бы создать эквивалентный входной сигнал на вертолете. полноразмерный самолет. Такая быстрая реакция может излишне затруднить управление моделью. По этой причине большинство моделей вертолетов имеют либо флайбар , либо электронное стабилизирующее оборудование.
Для уменьшения механической сложности и повышения точности управления автоматом перекоса в некоторых моделях вертолетов используется смешение циклического и коллективного шага .
Соревнование
[ редактировать ]Исторически пилотажные полеты на вертолетах соответствовали правилам Международной авиационной федерации , которые для вертолетов имеют маркировку F3C. К ним относятся заранее установленные процедуры зависания и фигуры высшего пилотажа.
Усовершенствованная форма полета вертолета на радиоуправлении называется 3D. Во время 3D-полетов вертолеты выполняют сложные фигуры высшего пилотажа , иногда в произвольной форме, либо в заранее определенном наборе движений, составленном организаторами соревнований. В мире проводится ряд 3D-соревнований, два из самых известных — 3D Masters в Великобритании и чемпионат eXtreme Flight Championship (XFC) в США.
В 2008 году Международная авиационная федерация представила класс F3N в качестве предварительного класса для международных соревнований по 3D, а в 2010 году на пленарном заседании CIAM F3N получил официальное одобрение для участия в соревнованиях с 1 января 2011 года.
Правила F3N разработаны для обеспечения единых стандартов судейства во всем мире и дают странам возможность выставить команду на чемпионат мира, проводимый каждые два года. F3N проводится аналогично 3D Masters и 3DX с тремя типами раундов, состоящими из стандартных маневров, полета вольным стилем и полета под музыку.
Коммерческие приложения
[ редактировать ]Примеры и перспективы в этом разделе могут не отражать мировую точку зрения на предмет . ( декабрь 2014 г. ) |
Хотя некоторые компании используют радиоуправляемые мультикоптеры для аэрофотосъемки на малых высотах , съемок, полицейской деятельности и дистанционного наблюдения или инспекции, радиоуправляемые вертолеты обычно не используются в коммерческих целях. Заметным исключением является опрыскивание сельскохозяйственных культур с помощью больших радиоуправляемых вертолетов, таких как Yamaha R-MAX .
США Правила Федерального управления гражданской авиации от 2006 года, запрещающие полеты всех коммерческих радиоуправляемых моделей и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), были обновлены и теперь требуют формальной сертификации FAA, прежде чем им будет разрешено летать на любой высоте в Соединенных Штатах. [ 13 ] Все владельцы коммерческих предприятий должны зарегистрироваться в ФАУ, а также пройти тест на знания. Некоммерческие операторы должны зарегистрироваться только в том случае, если модели, на которых они летают, весят более 0,55 фунта (250 г).
Методы управления
[ редактировать ]радиоуправление
[ редактировать ]В большинстве радиоуправляемых вертолетов используется портативный передатчик с антенной, которая передает сигналы на приемник вертолета, обычно на радиочастоте 27 МГц, 49 МГц или 2,4 ГГц. [ 14 ] В некоторых моделях также используется инфракрасное радио. Инфракрасные радиоприемники имеют тот недостаток, что на них могут влиять солнечные лучи или флуоресцентные лампы. [ 15 ] что делает их более подходящими для домашних радиоуправляемых вертолетов.
Радиоуправление обычно состоит из двух джойстиков, используемых для управления движением вертолета. На 4-канальном передатчике имеется четыре различных режима, в которых можно установить ручки управления: [ 16 ]
- Режим 1 — левый стик управляет движениями по тангажу и рысканью, а правый стик управляет движениями газа и крена.
- Режим 2 — левый стик управляет движениями газа и рыскания, а правый стик управляет движениями по тангажу и крену.
- Режим 3 — левый стик управляет движениями по тангажу и крену, а правый стик управляет движениями газа и рыскания.
- Режим 4 — левый стик управляет движениями газа и крена, а правый стик управляет движениями по тангажу и рысканию.
Передатчики могут включать в себя триммеры для каждой оси, чтобы корректировать любое нежелательное движение вертолета.
В комплект некоторых радиопередатчиков входит зарядный кабель для зарядки аккумулятора вертолета от собственных аккумуляторов передатчика.
Управление с телефона и планшета
[ редактировать ]Некоторыми радиоуправляемыми вертолетами можно управлять со смартфона или планшета . Управление обычно осуществляется через загруженное приложение от производителя вертолета и часто напоминает физическое управление джойстиком на передатчике или использует акселерометр, встроенный в мобильное устройство.
Вертолетами с инфракрасным управлением можно управлять с помощью ИК-передатчика, подключенного к аудиоразъему 3,5 мм на мобильном устройстве. [ 17 ]
Еще один используемый метод связи — Wi-Fi . Встроенный компьютер вертолета создает собственную беспроводную сеть , к которой подключается мобильное устройство с поддержкой Wi-Fi и связывается с вертолетом. [ 18 ]
Безопасность
[ редактировать ]«Модельные» вертолеты могут быть опасными. Для предотвращения несчастных случаев необходимы меры предосторожности, правильное обслуживание и понимание механики и летных характеристик моделей. [ 19 ] Моделисты, летающие на санкционированных площадках, обязаны соблюдать правила безопасности, установленные национальными авиамодельными организациями. В Соединенных Штатах Академия модельной аэронавтики (AMA) публикует и обновляет правила безопасности для всех моделей самолетов, включая модели с неподвижным и вертолетным крылом. [ 20 ] В 2014 году несколько организаций, проявляющих интерес к беспилотным авиационным системам, в партнерстве с Федеральным управлением гражданской авиации запустили новую образовательную кампанию, направленную на пропаганду безопасных и ответственных полетов и предоставление рекомендаций для любителей и коммерческих пользователей. [ 21 ]
Летальные исходы
[ редактировать ]В июле 2013 года 41-летний швейцарец был найден мертвым в Мауэнзее возле своей модели вертолета. У него были «тяжелые травмы головы и руки». [ 22 ]
Инцидент в сентябре 2013 года в Нью-Йорке подчеркнул возможную опасность моделей вертолетов с дистанционным управлением, когда 19-летний энтузиаст, имевший большой опыт управления вертолетами с дистанционным управлением, умер после того, как одна из лопастей его вертолета ударила его по голове. [ 23 ]
Миниатюрные вертолеты
[ редактировать ]Миниатюрные вертолеты — это вертолеты с дистанционным управлением, вес которых варьируется от нескольких граммов до ста граммов. Большую часть продукции производят игрушки, предназначенные для любителей и энтузиастов. Кроме того, существует множество компаний, производящих прототипы для военных и охранных целей. Миниатюрные вертолеты являются популярной демонстрацией новейших технологий миниатюризации . [ 24 ]
Примерами таких миниатюрных моделей являются E-Flite Blade CX и CX2 и Picoo Z , популярная потребительская модель. Наряду с Proxflyer — прототип и основа для многих серийных моделей. Последний пример — это уникальный прототип и демонстрационный образец технологии, разработанный Seiko Epson и продемонстрированный на Международной выставке роботов в Токио, — летающий робот Seiko Epson Micro .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Электрические вертолеты» . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Работа с радиоуправлением» . Архивировано из оригинала 7 августа 2012 года . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Управление радиоуправляемым вертолетом» . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Понимание RC Heli Gyros» . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Бесфлайбарный контроллер» . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Руководство покупателя» . Модели среднего/продвинутого уровня для уличного использования . RCMods. Архивировано из оригинала 9 июля 2013 года . Проверено 29 мая 2013 г.
- ^ Ишех, Павел (20 января 2010 г.). «Архив радиоуправляемых вертолетов» . DroneVinder (на голландском языке) . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ «АЛМА снята с помощью гексакоптера» . Объявление ESO . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ «How-To: Квадрокоптер на базе Arduino — Сделать» . 13 января 2010 г.
- ^ «FrontPage — UAVP-NG — мультикоптер следующего поколения с открытым исходным кодом» .
- ^ «Разница между 3,4 и 7-канальными контроллерами» . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «Трудно ли управлять радиоуправляемыми вертолетами?» . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ «Предупреждение: ФАУ заявляет, что воздушное пространство США закрыто для ВСЕЙ коммерческой деятельности» . Фотография для недвижимости. 24 января 2012 г. Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Джеймс, Майкл. «Частоты для радиоуправляемых машинок» . LiveAbout . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Как работают пульты дистанционного управления» . Как все работает . 10 ноября 2005 г. Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Режимы передатчика радиоуправляемого вертолета» . www.rc-airplane-world.com . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ «Воздушные свиньи — лидер в области транспортных средств с дистанционным управлением» . 15 января 2013 г. Архивировано из оригинала 15 января 2013 г.
- ^ «Руководство пользователя вертолета 50600 WiFli INS-50600-FCC.ai Концепции интерактивных игрушек» . Идентификатор ФКС . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ К. Хэтч (13 октября 2013 г.). «Меры безопасности при использовании игрушек с дистанционным управлением» . WhizToy. Архивировано из оригинала 09.11.2013 . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ «Национальные правила безопасности для плотов Национальной модели аэронавтики» (PDF) . Академия модельного воздухоплавания . Проверено 27 октября 2014 г.
- ^ «Узнай, прежде чем летать» . 2014 . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Эверетт Балморес (11 июля 2013 г.). «Трагические новости из Швейцарии о модели вертолета» . Ресурс RC Heli . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ Дж. Дэвид Гудман (5 сентября 2013 г.). «Вертолет с дистанционным управлением смертельно ударил своего оператора» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 декабря 2013 г.
- ^ «Epson Corporate: Отдел новостей» . Epson.co.jp . Проверено 5 декабря 2013 г.