Советский эсминец Баку
Неизвестный эсминец типа «Ленинград» в Ленинграде , июнь 1944 года.
| |
История | |
---|---|
Советский Союз | |
Имя | Сырой |
Тезка | Сырой |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | Судостроительный завод № 199 , Комсомольск-на-Амуре |
Номер двора | 267 |
Заложен | 10 марта 1936 г., Киев. |
Запущен | 25 июля 1938 г. |
Выведен из эксплуатации | 18 апреля 1958 г. |
В эксплуатации | 27 декабря 1939 г. |
Переименован |
|
реклассифицирован |
|
пораженный | 30 июля 1963 г. |
Почести и награды | Орден Красного Знамени , 6 марта 1945 года. |
Судьба | Списано , 1964 год. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Ленинград класса Лидер эсминцев |
Смещение |
|
Длина | 127,5 м (418 футов 4 дюйма) ( о/а ) |
Луч | 11,7 м (38 футов 5 дюймов) |
Черновик | 4,06 м (13 футов 4 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала; 3 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 40 узлов (74 км/ч; 46 миль в час) |
Диапазон | 2100 миль (3900 км; 2400 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) |
Дополнить | 250 (311 военное время) |
Датчики и системы обработки | Арктур Гидрофоны |
Вооружение |
|
Баку ( русский : Баку ) был одним из шести «Ленинград», класса лидеров эсминцев построенных для Советского ВМФ в 1930-х годах, одного из трех вариантов проекта 38 . Построенный в конце 1939 года корабль был передан в состав Тихоокеанского флота . Примерно через год после вторжения Германии в Россию в июне 1941 года ему было приказано присоединиться к Северному флоту и отправиться через Северный Ледовитый океан . Вместе с несколькими другими « эсминцами Баку» покинул советский Дальний Восток в июле 1942 года и через три месяца прибыл в Мурманск , где начал сопровождать конвои, в основном в Белом и Баренцевом морях . Корабль сильно пострадал во время шторма, в результате которого в ноябре затонул еще один советский эсминец, и несколько месяцев находился в ремонте. Баку Большую часть оставшейся войны провел в сопровождении конвоев, хотя во время Петсамо-Киркенесского наступления корабль и его команда были награждены орденом Красного Знамени в октябре 1944 года он бомбардировал несколько оккупированных немцами городов . В начале 1945 года . их действия во время войны.
После войны он был переоборудован и в 1946 году вернулся в состав Северного флота. Следующие несколько лет он тренировался в теплые месяцы, а зимой был переведен в резерв. В следующем году она снялась в фильме о вымышленном эсминце времен войны. В 1948 году «Баку» начал длительный капитальный ремонт , который продлился до 1954 года. По его завершении он использовался для экспериментальных работ и через два года был официально переклассифицирован в экспериментальный корабль. «Баку» был преобразован в корабль-мишень в 1958 году, но был превращен в плавучий базовый корабль через несколько недель . В 1959 году он стал жилым кораблем , в 1963 году его окончательно исключили из списка ВМФ , а сдали на слом в следующем году .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Впечатленные проектами французских больших эсминцев ( contre-torpilleur ), таких как Vauquelin класс начала 1930-х годов, Советы разработали свою собственную версию. « Ленинград » имел общую длину 122 метра (400 футов 3 дюйма) 127,5 метра (418 футов 4 дюйма) и длину по ватерлинии . Корабли имели ширину 11,7 метра (38 футов 5 дюймов) и осадку 4,06 метра (13 футов 4 дюйма) при глубокой загрузке . Построенная двумя партиями, вторая партия (проект 38) имела водоизмещение 2350 длинных тонн (2390 т) при стандартной загрузке и 2680 длинных тонн (2720 т) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 250 офицеров и матросов в мирное время и 311 в военное. [ 1 ] Корабли имели три паровые турбины с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, рассчитанные на выработку 66 000 лошадиных сил на валу (49 000 кВт ) с использованием пара от трех трехбарабанных котлов. [ 2 ] который должен был обеспечить им максимальную скорость 40 узлов (74 км/ч ; 46 миль в час ). « Ленинград » имел на борту достаточно мазута , чтобы обеспечить дальность полета 2100 морских миль (3900 км; 2400 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [ 3 ]
В заводском состоянии на кораблях класса «Ленинград» было установлено пять 130-миллиметровых (5,1 дюйма) орудий Б-13 в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки , а также в еще одной установке между мостиком и носовой трубой . Орудия были защищены орудийными щитами . Противовоздушную оборону обеспечивала пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках на кормовой надстройке и пара 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К, установленных по бокам. мостик, а также шесть 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДШК пулеметов . Они несли восемь торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся четырехместных установках спереди и сзади задней воронки; каждая трубка имела перезарядку. Корабли также могли нести максимум 68 или 115 мин и 52 глубинные бомбы . Они были оснащены комплектом гидрофонов «Арктур» для противолодочного обнаружения. [ 3 ]
Модификации
[ редактировать ]В 1944 году Баку был оснащен четырьмя пусковыми установками глубинных бомб. Перед уходом из Тихоокеанского флота она обменяла две свои установки 21-К на десять 70-К . 37-миллиметровых (1,5 дюйма) зенитных орудий [ 4 ] [ 5 ] она получила британскую асдичную систему Тип 128. Во время войны [ 6 ] и первоначально был оснащен Тип 286М надводного поиска радаром , но к 1945 году он был заменен артиллерийским радаром Тип 284 и американским радаром SF-1. [ 7 ] После войны все 76- и 37-миллиметровые орудия были заменены десятком вариантов В-11М с водяным охлаждением пушки 70-К в спаренных установках. В 1950-х годах радары были заменены радарами Top Bow, EWS Top, Plum Jar и Ball End, а фок-мачта была заменена треногой для их поддержки. [ 6 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Строительство и Тихоокеанский сервис
[ редактировать ]Корабль, ставший «Баку», первоначально назывался «Киев» , в честь столицы Украины . Основные комплектующие для Киева были заложены на ССЗ № 198 (Марти Южный) в Николаеве 5 января 1935 года под заводским номером 267. [ 8 ] отправлен по железной дороге на станцию Покровка под Хабаровском и отправлен на барже по Амуру на новый Судоремонтный завод № 199 в Комсомольске-на-Амуре , Сибирь , для сборки под руководством опытного судостроителя Константина Терлецкого и главного инженера завода Павла. Гойнкис . Корабль снова был заложен 10 марта 1936 года, причем его строительство ускорилось за счет использования Гойнкисом горизонтального стапеля для строительства и установки оборудования. Спущенный на воду и переименованный «Орджоникидзе 25 июля 1938 года в честь советского политика » , еще не достроенный лидер эсминца был приказано отбуксировать во Владивосток для достройки на ССЗ № 202 (Дальзавод) , чтобы построить его быстрее. [ 9 ] [ 10 ] [ 7 ]
«Орджоникидзе» отбуксировали со СРЗ № 199 вниз по реке в Николаевск-на-Амуре , а затем, начиная с 27 сентября, в Советскую Гавань , где были установлены некоторые компоненты и подготовлено судно к буксировке по морю. Он достиг Владивостока 25 октября и по завершении прошел серию испытаний, завершившихся 11 декабря, после чего вступил в строй 27 декабря 1939 года и одновременно был переименован в Серго Орджоникидзе ; ее строительство обошлось в 33,2 млн руб . После дополнительных испытаний и боевой подготовки 6 мая 1940 года лидер эсминца, ставшего теперь крупнейшим и быстроходным кораблем Тихоокеанского флота, был приписан к 1-й дивизии эсминцев последнего. Чтобы вновь использовать название крейсера Киров» « типа , корабль был переименован в Баку в честь столицы Азербайджана . 25 сентября [ 9 ] [ 7 ] После начала операции «Барбаросса» года Баку под командованием капитана 3 - го ранга с Бориса Беляева 1940 года ставил минные поля и сопровождал транспорты, получив ЛФТИ начале октября систему размагничивания . [ 5 ]
Поход на Северный флот
[ редактировать ]В результате слабости Северного флота и важности арктических конвоев времен Второй мировой войны Ставка приняла решение в мае 1942 года передать несколько современных кораблей с Тихого океана на Северный флот; Об этом приказал нарком ВМФ Николай Кузнецов 18 июня. Вместе с «Баку» на Северный флот планировалось передать три «Гневный» эсминца типа — «Разумный» , «Разярённый» и «Ревностный » в качестве Экспедиции специального назначения (ЭОН)-18, впервые советские военные корабли будут использовать Северный морской путь. идти с востока на запад. Экспедиция сопровождалась тремя ледоколами , тремя нефтяными танкерами и двумя транспортами для материального снабжения и готовилась в условиях строжайшей секретности под предлогом передислокации на Камчатку . Чтобы укрепить корпус ото льда, в июне Баку был поставлен в сухой док в Дальзаводе, где к его бортам были прикреплены деревянные балки толщиной 100 миллиметров (3,9 дюйма), облицованные листовым железом толщиной 3–5 миллиметров (0,12–0,20 дюйма); листовое железо имело толщину 14–15 миллиметров (0,55–0,59 дюйма) при вертикальном расположении балок и 500 миллиметров (19,7 дюйма) на корме. Другие изменения включали перемещение катушек размагничивания во внутреннюю часть корпуса, установку дополнительного огнетушителя котельного отделения, замену ее штатного гребные винты на специальные усиленные гребные винты для ледового плавания, а также замену 45-мм зенитных орудий 21-К на 37-мм орудия 70-К. [ 5 ]
Из-за перегрузки и внесенных изменений мореходные качества «Баку» были признаны сниженными во время пробного хода в бухте Восток , но корабль все же считался готовым к плаванию. «Баку» и три других эсминца покинули Владивосток 15 июля 1942 года, прошли через Татарский пролив остановились для пополнения запасов в Де-Кастри и 17 июля . Они продолжили путь к Охотскому морю , но на следующий день Ревностный столкнулся с транспортом в Сахалинском заливе , что вынудило экспедицию остановиться до тех пор, пока 19 июля не будет получен приказ Кузнецова продолжать движение без первого. 22 июля при прохождении Первого Курильского пролива экспедиция была замечена японскими военными кораблями, которые проследили ее до Авачинского залива. Вечером того же дня эсминцы зашли в бухту Тарья Петропавловск -Камчатской военно-морской базы для снабжения. Они направились на Чукотку и 30 июля вошли в бухту Провидения , где ледокол, танкер и транспорт сменили предыдущие корабли обеспечения. Экспедиция отдохнула там две недели, чтобы проверить неисправности, прежде чем отправиться 14 августа, впервые столкнувшись со льдом на следующий день. Движение экспедиции становилось все труднее по мере того, как лед увеличивался, и она прошла Длинный пролив с остановкой в Певеке в начале сентября, когда у Разумного возникли механические проблемы. «Баку» и оставшийся эсминец оставили последнего позади и 14 сентября вошли в залив Амбарчик , где лед заставил их замедлиться в среднем до 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 11 ]
В этих условиях экспедиция прошла через Восточно-Сибирское море до моря Лаптевых . 17 сентября они остановились в Тикси на сутки для пополнения запасов и проведения мелкого ремонта, причем Баку взял Разяренного на буксир из-за погнутого винта последнего. На следующий день корабли в сопровождении свежего ледокола покинули порт. В ответ на Кригсмарине « операцию » Страна чудес их орудия были полностью укомплектованы при проходе через пролив Вилькицкого . корабли бросили якорь в Диксоне 24 сентября , где на борту «Баку» устранены мелкие неисправности, хотя Разяренного были винт отремонтировать не удалось. Экспедиция возобновилась 9 октября, встретив сильный шторм в Карском море . На следующий день она встретилась с кораблями Северного флота в проливе Югорский Шар , а экспедиция, чей эсминец « Разумный» к этому моменту догнал, с четырьмя ледоколами и 22 транспортами вошла в Кольский залив в Ваенге 14 октября; Беляев был награжден орденом Отечественной войны I степени. За лидерство [ 11 ]
Служба в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте.
[ редактировать ]В Ваенге Баку стоял в доке на две недели, чтобы снять усиливающие корпус балки и обшивку, заменить усиленные льдом гребные винты, оказавшиеся вредными для передвижения, восстановить катушки размагничивания, установить зенитное и противолодочное вооружение и получить Схема камуфляжной окраски. Тем временем 20 октября она стала командиром 1-го дивизиона вновь созданной бригады эсминцев Северного флота. В последние дни октября Баку сопровождал транспорты в Белое море и 29 октября провел береговую бомбардировку Разумного в поддержку советской атаки. [ 11 ] В следующем месяце Баку и эсминец «Сокрушительный» сопровождали конвой QP 15 из Архангельска в Баренцево море с 17 по 20 ноября, когда они столкнулись с сильным штормом. Из-за высоких волн и сильного ветра «Сокрушительный» разломился пополам, а «Баку» серьезно пострадал, когда несколько отсеков были затоплены, а вода вывела из строя два котла, создав крен на 40 градусов влево. Последнему было приказано помочь Сокрушительному, но он не смог найти ее во время шторма, и 22 ноября, когда у нее закончилось топливо, она вернулась на базу для ремонта; они продолжались до 15 января 1943 года. [ 12 ] [ 13 ]
В ответ на сообщение радиоразведки о том, что немецкий конвой из двух транспортов с эсминцем и двумя меньшими эскортными кораблями направлялся на восток из Тромсё , Баку и Разумный 20 января совершили ночной вылет. они вступили в бой с немецким минным заградителем «Скагеррак» с тральщиками М303 и М322, а также с подводными охотниками UJ1104 и UJ1105 У мыса Маккаур . После закрытия полигона Баку выпустил четыре торпеды по тому, что, по мнению Советов, было головным транспортным средством, но все они промахнулись. Когда ее наблюдатели сообщили о взрывах, последний считался затонувшим, и оба советских военных корабля направили свои орудия против того, что, как предполагалось, было вторым транспортом, но безрезультатно. Немецкие корабли открыли ответный огонь, не повредив Баку , и бой завершился через семь минут, когда видимость ухудшилась, что позволило советским кораблям отступить за дымовую завесу, поставленную Разумным . [ 12 ] В советской пропаганде этот бой был назван победой, хотя главнокомандующий Северным флотом вице-адмирал (вице-адмирал) Арсений Головко пришел к выводу, что «эсминцы должны были быть более агрессивными». [ 14 ]
После боя оба корабля 2–3 февраля сопровождали четыре транспорта в Кольский залив. [ 12 ] 27–28 марта «Баку» и эсминцы «Громкий» и «Грозный» вышли у арктического побережья Норвегии в безуспешных поисках немецких кораблей под командованием Головко. вместе с «Грозным» 15 мая и пятью меньшими судами он сопровождал трех союзных торговцев из Кольского залива в Архангельск. Баку , Грозный , Громкий и эсминец «Гремящий» сопровождали ледоколы через Белое море в Баренцево море с 8 по 20 июня; она вернулась в Ваенгу и 22 июня была отправлена в Архангельск. С июля до середины ноября Баку помогал сопровождать местные автоколонны между Архангельском и Кольским полуостровом . [ 15 ] [ 13 ] По крайней мере часть зимы она провела в ремонте, чтобы усилить корпус. [ 16 ]
Корабль продолжал выполнять обязанности местного конвоя в июне – ноябре 1944 года, прервавшись на короткое время сопровождением конвоя JW 59 незадолго до того, как он достиг Мурманска 24–25 августа, и бомбардировкой норвежских городов Вардё и Вадсё 26 октября во время Петсамо . – Киркенесское наступление . С 6 по 8 декабря участвовала в противолодочной операции под флагом командира эскадры Контр-адмирала (контр-адмирала) Виталия Фокина совместно с эсминцами «Гремящий » , «Разумный» , «Держкий» , «Живучный» , «Добрестный» по предотвращению атак немецких подводных лодок на западный Конвой. RA 62 вместе с другими эскортами союзников. [ 17 ] Баку возобновил сопровождение местных конвоев в январе 1945 года. 6 марта он и ее экипаж были награждены орденом Красного Знамени за «образцовое выполнение боевых задач», а также «мужество и героизм» экипажа. Когда война подошла к концу, она больше не нуждалась в сопровождении и 29 апреля была отправлена в Росту для ремонта; из-за отсутствия мощностей завод мог провести лишь средний ремонт. [ 13 ]
Послевоенный
[ редактировать ]После завершения ремонта «Баку» вновь вступил в строй 17 апреля 1946 года. В течение следующих нескольких лет он вместе с остальным флотом в течение двух летних месяцев участвовал в тренировках, которые включали торпедные стрельбы на мелководье. Корабль был поставлен на прикол в зимние месяцы и сыграл титул эсминца Северного флота в военном фильме 1947 года « История «Яростного»» ( «Повесть о Неистовом» ). Она участвовала в учениях в августе того же года. в Молотовске начался капитальный ремонт корабля 29 октября 1948 года на ССЗ № 402 , который был продлен за счет технической модернизации, проведенной тогда еще неопытными работниками верфи. 12 января 1949 года при переоборудовании « Баку» был переклассифицирован в эсминец и вошел в состав 178-й бригады эсминцев. [ 18 ]
По завершении более чем пятилетнего ремонта и испытаний «Баку» в июле 1954 года был принят к передаче Балтийскому флоту , но вместо этого был передан в состав Беломорской флотилии для испытаний новых кораблей в Белом и Баренцевом морях. Он был переклассифицирован в экспериментальное судно 17 февраля 1956 года, затем разоружен и переоборудован в корабль-мишень -31 апреля 1958 года. Однако последний период был недолгим, поскольку ЦЛ 18 на 31 мая. После переоборудования в казарменный корабль ПКЗ -171 2 июня 1959 года «Баку» подвергся удару 30 июля 1963 года и впоследствии сдан на слом в середине 1964 года. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брейер, стр. 218, 220.
- ^ Будзбон, с. 329
- ^ Jump up to: а б Брейер, с. 220
- ^ Хилл, стр. 26, 29.
- ^ Jump up to: а б с Качур, стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Брейер, с. 217
- ^ Jump up to: а б с Хилл, с. 29
- ^ Ровер и Монаков, с. 232
- ^ Jump up to: а б Качур, стр. 24–26.
- ^ Брейер, с. 216
- ^ Jump up to: а б с Качур, стр. 121–123.
- ^ Jump up to: а б с Качур, с. 124
- ^ Jump up to: а б с Хилл, с. 28; Качур, стр. 119–127; Ровер, стр. 181, 213, 239, 257, 263–264, 266, 277, 279, 281–283, 338–339, 350–351, 358–359, 364, 368, 373–375, 384–385, 387
- ^ О'Хара, стр. 471–476, 478
- ^ Качур, с. 125
- ^ Качур, с. 125
- ^ Качур, с. 127
- ^ Jump up to: а б Качур, стр. 135–137.
Библиография
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Качур, Павел (2008). "Гончие псы" Красного флота. "Ташкент", "Баку", "Ленинград" [ Собаки Красного флота: Ташкент, Баку, Ленинград ] (на русском языке). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-31614-4 .
- О'Хара, Винсент (2011). Немецкий флот в войне, 1939–1945 (электронная книга). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-61251-397-3 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав и Радземский, Ян (2022 г.). «Начало советской военно-морской мощи: лидеры флотилии 1927 года». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 8–28. ISBN 978-1-4728-4781-2 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
- Якубов Владимир; Стоит, Ричард (2008). Поднятие Красного Знамени: иллюстрированная история сталинского флота . Глостершир, Англия: Spellmount. ISBN 978-1-86227-450-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Подробная история Баку ( на русском языке)
- История Баку ( на русском языке)