Jump to content

Мордехай Каплан

(Перенаправлено с Мордехая М. Каплана )
Мордехай Менахем Каплан
Каплан ок. 1915 год
Персональный
Рожденный
Моттель Каплан

( 1881-06-11 ) 11 июня 1881 г.
Умер 8 ноября 1983 г. (1983-11-08) (102 года)
Религия иудаизм
Супруг Лена Рубин (1908–1958)
Ривка Ригер (1959–1983)
Дети Джудит Эйзенштейн , Хадасса Мюшер, Наоми Веннер и Сельма Яффе-Гольдман
Номинал Ортодоксальный иудаизм
Консервативный иудаизм
Реконструктивистский иудаизм
Организация Еврейская теологическая семинария Америки , Общество содействия развитию иудаизма , Реконструктивистский раввинский колледж
Похороненный Глендейл, Нью-Йорк , США
Семиха Еврейская теологическая семинария Америки

Мордехай Менахем Каплан (11 июня 1881 — 8 ноября 1983) — американский современный ортодоксальный раввин , писатель , еврейский педагог , профессор , теолог , философ , активист и религиозный лидер, основавший реконструктивистское движение иудаизма вместе со своим зятем. -закон Айры Эйзенштейна . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Его описывают как «выдающуюся фигуру» в новейшей истории иудаизма за его влиятельную работу по адаптации его к современному обществу, утверждая, что иудаизм должен быть объединяющей и творческой силой, подчеркивая культурный и исторический характер религии, а также богословское учение. [ 3 ]

Жизнь и работа

[ редактировать ]

Мордехай Менахем Каплан родился Моттель Каплан в Свентянах Российской империи (современный Швенчёнис в Литве) 11 июня 1881 года. [ 2 ] [ 5 ] сын Хайи (урожденной Анны) и раввина Исраэля Каплана. [ 4 ] Его отец, рукоположенный ведущими еврейскими светилами Литвы , в 1888 году отправился служить даяном при дворе главного раввина Якоба Джозефа в Нью-Йорке. [ 1 ] [ 6 ] Мордехай был доставлен в Нью-Йорк в 1889 году, когда ему было девять лет. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]

Несмотря на то, что его отец был связан с большинством традиционных православных институтов и деятелей Нижнего Ист-Сайда , он упорствовал в нонконформистской открытости к тенденциям, которые он уже демонстрировал в России: он проводил дискуссии у себя дома с независимым библейским критиком Арнольдом Эрлихом , [ 1 ] забрал своего сына из ешивы Эц Хаим , записал его в государственную школу, а позже отправил его в JTS, чтобы он продолжил обучение и стал современным ортодоксальным раввином. Хотя это не было нормой среди иммигрантов первого поколения, которые были склонны к очень консервативным и традиционным взглядам, его отец был не одинок в такой религиозной широте взглядов. [ 6 ] Раннее образование Каплана было строго ортодоксальным, но к тому времени, когда он пошел в среднюю школу, его привлекли неортодоксальные мнения (особенно относительно критического подхода к Библии). [ 4 ] Чтобы противостоять этому, его отец нанял репетитора, чтобы тот вместе с Мардохеем изучал «Путеводитель для растерянных» Маймонида . [ 1 ]

В 1893 году Каплан начал готовиться к рукоположению в Еврейской духовной семинарии (ЙТС). [ 5 ] который в то время был современным православным учреждением, основанным для укрепления православия и борьбы с гегемонией реформаторского движения. В 1895 году он также начал обучение в Городском колледже Нью-Йорка (CCNY). [ 5 ] который он посетил утром, а вечером пошел в СТС. [ 1 ] После окончания CCNY в 1900 году он поступил в Колумбийский университет, чтобы изучать философию, социологию и педагогику, и получил степень магистра и доктора. По специальности философия, он написал магистерскую диссертацию по этической философии Генри Сиджвика . [ 5 ] Среди его лекторов были философ этической культуры Феликс Адлер и социолог Франклин Гиддингс . [ 7 ] [ 1 ]

В 1902 году он был рукоположен в СТС. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Хотя концепция Каплана о природе иудаизма отличалась от концепции семинарии, он поддерживал давние связи с этим учреждением, преподавая там более пятидесяти лет; в том числе стал директором педагогического института в 1909 году, деканом в 1931 году и вышел на пенсию в 1963 году. [ 2 ] В 1903 году он был назначен администратором религиозной школы при Конгрегации Кехилат Йешурун (KJ), постепенно модернизирующейся ортодоксальной синагоге в районе Нью-Йорка Йорквилл, состоящей из недавно богатых и культурно развивающихся восточноевропейских евреев, мигрировавших на север из Нижнего Ист-Сайда. К апрелю 1904 года он был назначен раввином общины. [ 6 ]

Судя по его дневнику, примерно в это время (1904 г., 23 года) Каплан уже имел серьезные опасения по поводу способности православия удовлетворить его духовные потребности и его нежелания модернизироваться. К 1905 году он отметил сомнение в божественном происхождении Библии и ее законов, а также в эффективности молитв и ритуалов; к 1907 году он сообщил родителям о своих чувствах. Поскольку на тот момент он уже служил раввином, это создало высокую степень диссонанса, приводящую к значительным внутренним беспорядкам и страданиям из-за лицемерия практики и проповеди того, во что он больше не верил. [ 6 ] Его личные дневники и документы показывают, что его пытали внутри, потому что его убеждения о природе религии и иудаизма противоречили его обязанностям лидера ортодоксальной общины. [ 1 ]

В 1908 году он женился на Лене Рубин, покинул KJ и был рукоположен в сан раввина раввином Исааком Якобом Рейнсом во время своего медового месяца в Европе. [ 5 ] [ 4 ] [ 1 ]

В 1909 году Каплан стал директором недавно созданного педагогического института при JTS (который теперь был консервативным) и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1963 году. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ] Каплан в первую очередь не интересовался академической наукой; а скорее в обучении будущих раввинов и педагогов по-новому интерпретировать иудаизм и придавать еврейской идентичности смысл в современных обстоятельствах. [ 4 ] В результате его работа за это время во многом способствовала будущему еврейского образования в Америке. [ 1 ]

Даже те, кто был не согласен с его взглядами, оценили его прямой подход. На них произвел впечатление его акцент на интеллектуальной честности в противостоянии вызовам, которые современная мысль ставит перед традиционными еврейскими верованиями и обычаями. В своем подходе к мидрашу и философии религии Каплан сочетал научные исследования с творческим применением текстов к современным проблемам. Реконструкционистская философия Каплана оказала влияние не только на его собственных учеников, но через них, его обширные труды и публичные лекции на протяжении нескольких десятилетий, на американскую еврейскую общину в целом. Многие из его идей, такие как иудаизм как цивилизация (а не просто религия или национальность); бат-мицва ; эгалитарное участие женщин в синагогальной и общественной жизни; синагога как еврейский центр, а не просто место поклонения; и жизнь как евреи в мультикультурном обществе, в конечном итоге стали восприниматься как обычное явление и применяться во всех слоях общества, кроме строго ортодоксальных. [ 4 ]

В начале своей карьеры Каплан стал приверженцем научного и исторического изучения Библии. Он был ведущим педагогом, который противостоял раввинам, учителям и мирянам изменениям в еврейской мысли, которые стали необходимыми после того, как Библия стала подвергаться современным методам исследования и интерпретации. Но вместо того, чтобы принижать гениальность библейского текста, Каплан учил своих учеников рассматривать его как незаменимый источник для понимания еврейского народа и еврейской цивилизации. [ 4 ]

В 1912 году он был советником создателей движения Молодой Израиль» современного ортодоксального иудаизма « вместе с раввином Исраэлем Фридлендером . [ 8 ] [ 9 ]

В речах и статьях 1912 и 1916 годов он упрекал американский ортодоксальный иудаизм в недостаточном восприятии современности. [ 6 ]

Он был лидером в создании концепции еврейского общинного центра . Примерно в 1916–1918 годах он организовал Еврейский центр в Нью-Йорке , общественную организацию, ядром которой была современная ортодоксальная синагога, первую в своем роде в Соединенных Штатах, и был ее раввином до 1922 года. [ 2 ] [ 5 ] [ 1 ] [ 4 ]

Идеология и риторика Каплана развивались на протяжении десятилетия, но только в 1920 году он, наконец, занял четкую и бесповоротную позицию, критикуя «фундаментальную доктрину православия, которая заключается в том, что традиция непогрешима... Учение о непогрешимости правит». вне суда всех исследований и критики и требует безоговорочной веры в истину всего, что дошло до нас из прошлого. Это исключает всякое сознательное развитие мысли и практики...» [ 10 ] [ 1 ] Однако он был еще более критичен по отношению к реформе, заявив, что реформа была хуже из-за того, что он назвал «абсолютным разрывом реформы с иудаизмом прошлого». [ 11 ]

Тем не менее, он оставался раввином центра примерно до 1922 года, когда он ушел в отставку из-за идеологических конфликтов с некоторыми мирскими лидерами. Затем он вместе с значительной группой прихожан основал Общество развития иудаизма, которое позже стало ядром реконструктивистского движения. [ 2 ] [ 5 ] [ 1 ] [ 4 ]

Он провел первое публичное празднование бат-мицвы в Соединенных Штатах для своей дочери Джудит Каплан 18 марта 1922 года в Обществе содействия развитию иудаизма , своей синагоге в Нью-Йорке. [ 12 ] [ 5 ] [ 3 ] [ 13 ] Джудит читала Тору на этой церемонии - роль, которая традиционно отводилась мужчинам. [ 12 ] [ 14 ]

В 1925 году Американская сионистская организация направила Каплана в Иерусалим в качестве своего официального представителя для открытия Еврейского университета . [ 5 ]

С 1934 по 1970 год Каплан написал серию книг, в которых выразил свою реконструктивистскую идеологию, которая представляла собой попытку адаптировать иудаизм к современным реалиям, которые, по мнению Каплана, создали необходимость в новой концепции Бога. Его основная идеология была впервые определена в его работе 1934 года «Иудаизм как цивилизация: на пути к реконструкции американо-еврейской жизни» . В 1935 году под редакцией Каплана было начато выходящее раз в две недели периодическое издание ( «Реконструкционист» ), в котором было принято следующее кредо: «Посвящено развитию иудаизма как религиозной цивилизации, созданию Эрец Исраэль [Земли Израиля] как духовного центра еврейского народа и содействие всеобщей свободе, справедливости и миру». Каплан далее уточнил цели своей идеологии в последующих книгах, в том числе: «Значение Бога в современной еврейской религии» (1937), «Иудаизм без сверхъестественного» (1958) и «Религия этической государственности» (1970). [ 2 ]

Каплан рассматривал свою идеологию как «школу мысли», а не как отдельную деноминацию, и фактически сопротивлялся давлению с целью превратить ее в единую, опасаясь, что это может еще больше фрагментировать американскую еврейскую общину, и надеясь, что его идеи можно будет применить ко всем конфессиям. . [ 4 ] [ 1 ]

Каплан был недоволен традиционными ритуалами и молитвами и стремился найти способы сделать их более значимыми для современных евреев. В 1941 году он написал скандальную реконструктивистскую Агаду, за которую подвергся критике со стороны коллег по JTS. [ 1 ] Однако это не помешало ему опубликовать Реконструктивистский Субботний молитвенник 1945 года, в котором, среди прочих неортодоксальных высказываний, он отрицал буквальную точность библейского текста. [ 2 ] [ 1 ] В результате он был отлучен от церкви Союзом ортодоксальных раввинов США и Канады . [ 2 ] [ 5 ] который провел херем-церемонию, на которой был сожжен его молитвенник. [ 1 ] [ 14 ] [ 15 ]

Хотя Каплан предпочитал, чтобы реконструкционизм оставался внеконфессиональной школой мысли, а не отдельной конфессией, в конце 40-х - начале 50-х годов ряд мирян в синагогах по всей территории Соединенных Штатов решили организовать независимую федерацию реконструктивистских синагог. [ 4 ] а к 1954 году была организована Федерация реконструктивистских конгрегаций и Хавурот . Шли годы, число филиалов росло, но только в конце 1960-х годов движение фактически стало отдельной деноминацией, когда Реконструктивистский раввинский колледж открыл свои двери в 1968 году. [ 1 ] К началу XXI века в его состав войдет более 100 общин и хавурот. [ 4 ]

Каплан был плодовитым писателем. Помимо опубликованных работ, с 1913 до конца 1970-х годов он вел журнал в 27 томах, каждый по 350–400 рукописных страниц. Этот журнал, безусловно, является крупнейшим среди евреев и, возможно, даже одним из самых обширных за всю историю. [ 1 ]

После смерти жены в 1958 году он женился в 1959 году на Ривке Ригер, израильской художнице. [ 5 ] Он умер в Нью-Йорке в 1983 году в возрасте 102 лет. [ 3 ] У него остались Ривка и его дочери доктор Джудит Эйзенштейн , Хадасса Мушер , доктор Наоми Веннер и Сельма Яффе-Гольдман ; а также семь внуков и девять правнуков. [ 3 ]

Отношения с ортодоксальным иудаизмом

[ редактировать ]

Каплан начал свою карьеру в качестве ортодоксального раввина в Конгрегации Кехилат Йешурун в Нью-Йорке, участвовал в основании движения Молодой Израиль» современного ортодоксального иудаизма « в 1912 году. [ 8 ] и был первым раввином, нанятым новым (ортодоксальным) еврейским центром на Манхэттене, когда он был основан в 1918 году. Он оказался слишком радикальным в своих религиозных и политических взглядах для организации и ушел из Еврейского центра в 1921 году. ряд полемических статей, опубликованных раввином Лео Юнгом (ставшим раввином Еврейского центра в 1922 г.) в ортодоксальной еврейской прессе.

Затем он стал участником Общества содействия развитию иудаизма , где 18 марта 1922 года провел (возможно) первое публичное празднование бат-мицвы в Америке для своей дочери Джудит. [ 5 ] [ 3 ] [ 13 ] Это привело к серьезной критике Каплана в ортодоксальной еврейской прессе.

Центральная идея Каплана о понимании иудаизма как религиозной цивилизации была легко принятой позицией в консервативном иудаизме , но его натуралистическая концепция Бога не была столь приемлемой. Даже в JTS консервативного движения, как пишет The Forward , «он был посторонним и часто в частном порядке подумывал об уходе из учреждения. В 1941 году факультет продемонстрировал свое отвращение к Каплану, написав единогласное письмо профессору гомилетики , выражая полное отвращение. Каплана с «Новой Агадой для пасхального седера» . Четыре года спустя профессора семинарии Александр Маркс , Луи Гинзберг и Саул Либерман публично выступили со своим упреком, написав письмо в еврейскую газету «Хадоар» , раскритиковав молитвенник Каплана и всю его карьеру раввина. ." [ 15 ] В 1945 году Союз ортодоксальных раввинов «официально собрался, чтобы отлучить от иудаизма того, кого он считал самым еретическим голосом общины: раввина Мордехая Каплана, человека, который в конечном итоге стал основателем реконструктивистского иудаизма . Каплан, критик как ортодоксального, так и реформистского иудаизма. Иудаизм считал, что еврейская практика должна быть примирена с современной мыслью, философия, отраженная в его Субботнем молитвеннике ...» [ 15 ]

Из-за меняющейся позиции Каплана в отношении еврейского богословия и литургии, он также был осужден как еретик членами организации « Молодой Израиль» , в создании которой он участвовал. Его последователи пытались убедить его формально покинуть консервативный иудаизм, но он оставался в Еврейской теологической семинарии до выхода на пенсию в 1963 году. Наконец, в 1968 году его ближайший ученик и зять Айра Эйзенштейн основал отдельную школу — Реконструктивистскую раввинистическую семинарию Колледж , в котором философия Каплана, реконструктивистский иудаизм, будет пропагандироваться как отдельное религиозное движение.

Создание университета

[ редактировать ]

Каплан написал плодотворное эссе «О необходимости университета иудаизма», в котором призвал к созданию университетской среды, которая могла бы представить иудаизм как глубокую культуру и развивающуюся цивилизацию. Его предложение включало программы драматического и изобразительного искусства для стимулирования еврейского художественного творчества, колледж для обучения евреев полноценной жизни в американской и еврейской культуре в качестве вносящих вклад граждан, школу для подготовки еврейских педагогов и раввинскую семинарию для подготовки творческих и дальновидных раввинов. В 1947 году при участии раввина Саймона Гринберга его усилия увенчались основанием Американского еврейского университета , известного тогда как Университет иудаизма . Его видение продолжает находить выражение в программах магистратуры, бакалавриата, раввинизма и непрерывного образования университета.

Богословие Каплана

[ редактировать ]

Каплана Теология утверждала, что в свете достижений философии , науки и истории современные евреи не смогут продолжать придерживаться многих традиционных богословских утверждений иудаизма. Натуралистическое богословие Каплана рассматривалось как вариант Джона Дьюи философии . Натурализм Дьюи сочетал атеизм с религиозной терминологией, чтобы построить религиозно удовлетворяющую философию для тех, кто потерял веру в традиционную религию. На Каплана также повлиял аргумент Эмиля Дюркгейма о том, что наш опыт священного является функцией социальной солидарности . Мэтью Арнольд и Герман Коэн оказали на него влияние.

В соответствии с выдающимися средневековыми еврейскими мыслителями, включая Маймонида , Каплан утверждал, что Бог не является личностью и что все антропоморфические описания Бога являются в лучшем случае несовершенными метафорами. Теология Каплана вышла за рамки этого и заявила, что Бог представляет собой сумму всех естественных процессов, которые позволяют человеку самореализоваться:

Верить в Бога — значит принимать жизнь, исходя из предположения, что она таит в себе условия внешнего мира и движущие силы человеческого духа, которые вместе побуждают человека превзойти самого себя. Верить в Бога — значит считать само собой разумеющимся, что судьба человека — подняться над животными и устранить все формы насилия и эксплуатации в человеческом обществе. Короче говоря, Бог — это Сила во Вселенной, которая придает человеческой жизни направление, позволяющее человеку отражать образ Божий. [ 16 ]

Не все работы Каплана по этому вопросу были последовательными; его позиция с годами несколько изменилась, и при внимательном прочтении можно различить две различные теологии. Точка зрения, более популярная среди Каплана, — это строгий натурализм а-ля Дьюи, который подвергался критике за использование религиозной терминологии для маскировки нетеистической (если не откровенно атеистической ) позиции — один коллега из JTS в 1950-х годах, Уилл Херберг , зашел так далеко. если сравнивать это с позицией Шарля Морраса по отношению к католической церкви. [ 17 ] Второе направление теологии Каплана проясняет, что Бог обладает онтологической реальностью, реальным и абсолютным существованием, независимым от человеческих убеждений, отвергая при этом классический теизм и любую веру в чудеса. [ 18 ] В 1973 году он был одним из тех, кто подписал Гуманистический манифест II . [ 19 ]

Библиография

[ редактировать ]

Каплан был плодовитым писателем. Его работа «Иудаизм как цивилизация» была опубликована в 1934 году, когда Каплану было 53 года. Полную библиографию, насчитывающую более 400 наименований, можно найти в книге «Американский иудаизм Мордехая Каплана» под ред. Эмануэль С. Голдсмит, Мел Скульт и Роберт Зельцер (1990). [ 4 ]

  • Семейная чистота (Таарат Хэмишпоко) (1924)
  • Иудаизм как цивилизация (1934)
  • Иудаизм в переходный период (1936)
  • Месиллат Ешарим : Путь праведных , с введением и новым переводом Каплана (1936)
  • Значение Бога в современной еврейской религии (1937) [ 21 ]
  • Новая Агада (1941 г.)
  • Субботний молитвенник (1945)
  • Будущее американского еврея (1948)
  • Вера Америки: молитвы, чтения и песни по случаю американских праздников (1951)
  • Ха-эмуна ве-хамусар (Вера и этика) (1954)
  • Новый сионизм (1955)
  • Вопросы, которые задают евреи (1956)
  • Иудаизм без сверхъестественного (1958)
  • Новый сионизм: второе расширенное издание (1959)
  • Великий иудаизм в процессе становления: исследование современной эволюции иудаизма (1960)
  • Цель и смысл еврейского существования: народ по образу Божьему (1964)
  • Не такие уж случайные мысли: остроумные и глубокие наблюдения об обществе, религии и еврейской жизни
  • Религия этической государственности: вклад иудаизма в мир во всем мире (1970)
  • Если не сейчас, то когда?: К восстановлению еврейского народа; разговоры между Мордехаем М. Капланом и Артуром А. Коэном (1973)
  • «Чем не является иудаизм», The Menorah Journal, Vol. 1, № 4 (октябрь 1915 г.), [ 22 ]
  • «Что такое иудаизм», журнал «Менора», том. 1, № 5 (декабрь 1915 г.), [ 23 ]
  • «Исаия 6: 1–11», Журнал библейской литературы , Том. 45, № 3/4, (1926).
  • «Влияние межкультурных контактов на иудаизм», религии Журнал (январь 1934 г.).
  • «Эволюция идеи Бога в еврейской религии», The Jewish Quarterly Review , Vol. 57, (1967).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Современный Швенчёнис , Литва.
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Скульт, Мел (май 2002 г.). Причастие Духа: Журналы Мордехая М. Каплана, 1913–1934 гг . Издательство Государственного университета Уэйна. стр. 45–55. ISBN  978-0-8143-3116-3 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Мордехай Каплан в Британской энциклопедии
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ваггонер, Уолтер Х. (9 ноября 1983 г.). «УМЕР РАВВИН МОРДЕХАЙ КАПЛАН; ЛИДЕР РЕКОНСТРУКЦИОНИСТОВ» . Нью-Йорк Таймс .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Мордехай Менахем Каплан» . Энциклопедия иудаики .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Скульт, Мел (октябрь 2020 г.). «Хронология жизни Каплана» . Общение Духа, Том III: Журналы Мордехая М. Каплана, 1942–1951 гг . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN  978-0-8143-4768-3 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Краут, Бенни (1998). «Обзор современного еретика и традиционного сообщества: Мордехай М. Каплан, православие и американский иудаизм» . Американская еврейская история . 86 (3). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 357–363. ISSN   0164-0178 . JSTOR   23886287 .
  7. Биография жизненного совета Каплана: «Иудаизм Мела Скульта сталкивается с двадцатым веком - биография Мордехая М. Каплана», Wayne State University Press, 1993. ISBN   0-8143-2279-4
  8. ^ Jump up to: а б О Каплане, основавшем «Молодой Израиль», см.:
  9. ^ По словам Краута (1998), Каплан «работал в инициативе «Молодой Израиль», которая по замыслу была внеконфессиональной...» [ 6 ]
  10. ^ Голдсмит, Эмануэль; Скульт, Мел; Зельцер, Роберт М. (октябрь 1992 г.). Американский иудаизм Мордехая М. Каплана . Нью-Йорк Пресс. п. 83. ИСБН  978-0-8147-3052-2 .
  11. ^ Мендес-Флор, Пол Р.; Рейнхарц, Иегуда (1995). Еврей в современном мире: документальная история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-507453-6 .
  12. ^ Jump up to: а б «Первая американская бат-митва» . Jewishvirtuallibrary.org. 18 марта 1922 г. Проверено 13 апреля 2013 г.
  13. ^ Jump up to: а б
  14. ^ Jump up to: а б Гринспан, Фредерик Э. (ноябрь 2009 г.). Женщины и иудаизм: новые идеи и исследования . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-3218-2 .
  15. ^ Jump up to: а б с Закари Сильвер, « Взгляд назад на сжигание другой книги », The Forward , 3 июня 2005 г.
  16. ^ Сонсино, Рифат. Многоликий Бог: читатель современной еврейской теологии . 2004, стр. 22–23.
  17. ^ Герберг, Иудаизм и современный человек, 1951, с. 296
  18. ^ Радикальный американский иудаизм Мордехая М. Каплана (Современный еврейский опыт), Мел Скульт - Мягкая обложка - 19 марта 2015 г. - Издательство: Indiana University Press; Репринтное издание (19 марта 2015 г.)- ISBN   0253017114 - страница 117.
  19. ^ «Гуманистический манифест II» . Американская гуманистическая ассоциация. Архивировано из оригинала 20 октября 2012 года . Проверено 14 октября 2012 г.
  20. ^ «Прошлые победители» . Еврейский книжный совет . Архивировано из оригинала 5 июня 2020 г. Проверено 23 января 2020 г.
  21. ^ Каплан, Мордехай Менахем (1994). Значение Бога в современной еврейской религии — Мордехай Менахем Каплан — Google Книги . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN  0814325521 . Проверено 15 октября 2012 г.
  22. ^ «Электронная книга «Проект Гутенберга» журнала «Менора», том 1, № 4, октябрь 1915 г., издательство «Разное» . Гутенберг.орг . Проверено 10 декабря 2011 г.
  23. ^ «Электронная книга «Проект Гутенберга» журнала «Менора», том 1, № 5, декабрь 1915 г., издательство «Разное» . Гутенберг.орг . Проверено 10 декабря 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e55b9145f40b89566887c341ef39bf1e__1722795000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/1e/e55b9145f40b89566887c341ef39bf1e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mordecai Kaplan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)